Научная статья на тему 'О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КАЗАХСТАНА'

О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / государственное регулирование предпринимательской деятельности / государственное регулирование экономической деятельности / принцип / правовой принцип / принцип права / принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карандаев Андрей Григорьевич

В статье проводится исследование принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности, для чего проводится анализ доктринальных источников в области правоведения и экономики, нормативные акты России и Казахстана. Автором даны определения терминам «государственное регулирование предпринимательской деятельности», «принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности», выделены и раскрыты принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. По результатам анализа, проведенного в статье, также сформулировано предложение по совершенствованию законодательства. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, диалектический метод, системный метод, дедукция, индукция); специальные методы исследования: формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карандаев Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КАЗАХСТАНА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-73-79 КАРАНДАЕВ Андрей Григорьевич,

NIION: 2021-0079-9/23-504 аспирант кафедры предпринимательского

MOSURED: 77/27-025-2023-09-504 и корпоративного права

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: karikan@mail.ru

О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Аннотация. В статье проводится исследование принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности, для чего проводится анализ доктринальных источников в области правоведения и экономики, нормативные акты России и Казахстана. Автором даны определения терминам «государственное регулирование предпринимательской деятельности», «принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности», выделены и раскрыты принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. По результатам анализа, проведенного в статье, также сформулировано предложение по совершенствованию законодательства. Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, диалектический метод, системный метод, дедукция, индукция); специальные методы исследования: формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод и др.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственное регулирование предпринимательской деятельности, государственное регулирование экономической деятельности, принцип, правовой принцип, принцип права, принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

KARANDAEV Andrey Grigorievich,

Postgraduate student of the Department of Entrepreneurship and corporate law Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

ON THE PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY UNDER THE LEGISLATION OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

Annotation. The article conducts a study of the principles of state regulation of business activities, for which an analysis of doctrinal sources in the field of jurisprudence and economics, regulations of Russia and Kazakhstan are carried out. The author defines the terms "state regulation of entrepreneurial activity", "principle of state regulation of entrepreneurial activity", identifies and discloses the principles of state regulation of entrepreneurial activity. Based on the results of the analysis carried out in the article, a proposal for improving legislation was also formulated. Research methods: general scientific (analysis, synthesis, dialectical method, system method, deduction, induction); special research methods: formal legal method; comparative legal method, etc.

Key words: state regulation, state regulation of entrepreneurial activity, state regulation of economic activity, principle, legal principle, principle of law, principle of state regulation of entrepreneurial activity.

Россия и Казахстан (далее также - РК) имеют общую и самую протяженную в мире сухопутную границу (около 7600 км), общую историю. Это обуславливает их тесные общественные, культурные, экономические и политические связи. Во многом восприятие геополитической реальности у стран схожее, поэтому в различных сферах вектор развития у них либо общий, либо обладает той же направленностью.

Тем не менее с начала 90-х годов XX века оба государства развиваются как самостоятельные игроки на международной арене. Несмотря на имеющиеся скрепы, законодательство каждой из стран развивается отдельно друг от друга, что обуславливает их зачастую различные подходы к регулированию общественных отношений.

Государственное регулирование является одним из основных видов воздействия государ-

ства на отношения внутри общества. Между тем оно еще не стало предметом глубокого изучения ученых. Одной из ключевых сфер государственного регулирования является экономика, которая не способна без вмешательства извне сохранять устойчивое развитие, обеспечивать равномерное распределение ресурсов, стимулировать и защищать частную инициативу, обеспечивать повышение благосостояния населения и поддерживать его социально незащищенные слои. Основным локомотивом развития экономики является предпринимательская деятельность, поэтому ее регулирование имеет огромное значение для достижения ключевых целей проводимой государствами политики.

Несмотря на активное использование в юридической, экономической литературе, нормативных актах, актах применения права и других источниках, в законодательстве России и Казахстана отсутствует как определение общего термина «государственное регулирование», так и специальных - «государственное регулирование экономики», «государственное регулирование экономической деятельности», «государственное регулирование предпринимательской деятельности».

Можно выделить дефиниции указанных понятий правоведов В.В. Лаптева и С.С. Занков-ского [20, с. 343], В.С. Мартемьянова [17, с. 193], Е. П. Губина [14, с. 445], В.С. Белых [10, с. 318], С.Н. Шишкина [22, с. 26], Г.Д. Отнюковой [21, с. 419] и ученых в области экономики - В.П. Орешина [19, с. 14], Т.Г. Морозовой [12, с. 10], Н.С. Матвеевой [13, с. 27].

Государственное регулирование осуществляется на основе принципов, являющимися его исходными началами. Принципы государственного регулирования экономики, включая предпринимательскую деятельность, являются фундаментом для осуществления своих полномочий органов публичной власти.

Как резонно отмечал Е.П. Губин, в основе деятельности государственных органов, направленной на регулирование экономики и предпринимательства, деятельности самих предпринимателей и иных лиц, участвующих в экономических взаимоотношениях, лежат соответствующие принципы государственного регулирования.

Большинство ученых, занимавшихся изучением и раскрытием принципов государственного регулирования различных сфер деятельности, не акцентируют внимание на принципах государственного регулирования. Этот вопрос в современной науке не являлся предметом глубокого исследования, поэтому остается не раскрытым. Тем не менее актуальность данного вопроса только продолжает увеличиваться в связи с все

более усиливающейся ролью государства в общественных отношениях.

Принципы (от лат. рппарит - основа, начало) - ключевые составляющие любой научной теории, учения. Они выступают в качестве научной категории, являются одновременно фундаментом методологии научных дисциплин и отражением знания в сжатом виде. Принцип определяется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. [15], с. 50]

Необходимо отметить наличие различных позиций по поводу соотношения понятий «принцип права» и «правовой принцип», которые отличаются друг от друга. Исходя из первой точки зрения, правовые принципы являются определенными исходными началами системы права до возникновения самой системы права, в то время как принципы права воплощаются в системе права. Исходя из второй точки зрения, принципы права - основа государственной правовой системы, являющиеся строительным элементом для правовых принципов. И третья точка зрения состоит в том, что два упомянутых термина являются синонимами [22, с. 94].

По мнению автора статьи, «принцип права» - более узкое понятие, чем «правовой принцип», т.к. несмотря на широкое понимание самого термина «право», оно не охватывает всю полноту правовой действительности, основывающейся на принципах.

В современных системах как общего, так и континентального права не практикуется закрепление правовых принципов в законодательстве и если это имеет место быть, то скорее несет исключительный характер [16, с. 11]. Тем не менее, по мнению автора настоящей статьи, это не исключает их закрепления в будущем, т.к. поможет добавить определенности, обозначить ключевые элементы функционирования правовых систем, что, в свою очередь, позволит более эффективно регулировать общественные отношения и разрешать споры между субъектами таких правоотношений.

В своей работе С.Н. Шишкин, приравнивая принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности и предпринимательского (хозяйственного) права, выделил принципы последнего [22, с. 100].

Казахстанский правовед С.П. Мороз отмечает, что принципы предпринимательского (хозяйственного) права являются основополагающими началами, обеспечивающими целенаправленное регулирование предпринимательских отношений также сформулировал их и определил [18].

В законодательстве России нормы об основных началах предпринимательской дея-

тельности не закреплены как принципы, тем не менее они содержатся в основном законе страны - Конституции, а также Гражданском кодексе и отраслевых федеральных законах.

Так, Конституция РФ содержит такие основополагающие принципы для осуществления предпринимательской деятельности, как свобода предпринимательской деятельности (п.1. ст. 8, п.1. ст. 34); принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, неприкосновенности частной собственности (ст.8); принцип поддержки конкуренции (п.2 ст.34) [1] и др.

Аналогичные принципы были выделены А.Г. Гаджиевым [11, с. 146-212], который отмечал, что именно в Конституции РФ сформулированы фундаментальные принципы рыночной экономики.

Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) также содержит нормы, определяющие основные начала предпринимательской деятельности непосредственно относящиеся к ее государственному регулированию: равенство участников общественных отношений (ст. 1 ГК РФ); судебная защита гражданских прав (ст. 11 ГК РФ); восстановление нарушенных прав (ст. 12 ГК РФ); возможность субъектов предпринимательской деятельности свободно распоряжаться принадлежащими правами, в частности, осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом (ст. 18, ст. 49 ГК РФ); неприкосновенность частной собственности (ст. 235 ГК РФ); свобода договора (ст. 421 ГК РФ) [2].

В законодательстве России есть и смежные категории, которые имеют непосредственное отношение к государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Например, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» содержит перечень принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (ст.20), Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» включает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст.4) [5], Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вводит принципы государственного регулирования туристской деятельности (ст.3) [4], аналогичные положения есть и в Федеральном законе от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (ст.5) [3].

Анализируя приведенные нормы, можно наблюдать смешение признаков, целей и задач,

вокруг которых выстраиваются принципы, поэтому можно сделать вывод об отсутствии у законодателя единого подхода в выработке принципов государственного регулирования.

Конституция РК содержит схожие с российскими нормы об основных началах предпринимательской деятельности: о свободе предпринимательской деятельности (п.1. ст. 24, п.4. ст.26); о неприкосновенности частной собственности (п.1 ст.6, п.2-3 ст.26); поддержке конкуренции (п.4 ст.26) [6] и др.

Анализируя Гражданский кодекс РК (далее - ГК РК), можно встретить положения об основных началах предпринимательской деятельности: равенство участников общественных отношений (ст.1); судебная защита прав, восстановление нарушенных прав (ст. 9); защита прав предпринимателей (ст. 10 ГК РК); недопустимость злоупотребления свободой предпринимательства (ст. 11 ГК РК); возможность субъектов предпринимательской деятельности свободно распоряжаться принадлежащими правами, в частности, осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом (ст. 14, ст. 35 ГК РК); неприкосновенность частной собственности (ст. 188 ГК РК); свобода договора (ст. 380 ГК РК) [7].

Некоторые из имеющихся в Конституции РФ норм-принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности присутствуют и в Предпринимательском кодексе РК (далее - ПК РК). К таким нормам относятся положения о единстве экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и др. Исходя из ПК РК, государственное регулирование предпринимательства должно осуществляться для обеспечения безопасности производимых и реализуемых субъектами предпринимательства товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, защиты законных интересов предпринимателей и государства. Безопасность окружающей среды и национальная безопасность РК также приоритетные цели государственного регулирования предпринимательства (ст.80). В ПК РК утверждены принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства (ст.3 ПК РК); принципы государственно-частного партнерства (ст.73 ПК РК) принципы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст.299 ПК РК) [7].

Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года № 86^11 «О промышленной политике» устанавливаются принципы промышленной политики (ст. 4) [9].

Исследуя приведенные правовые нормы Казахстана, можно сделать вывод о едином подходе к выработке принципов государственного регулирования предпринимательской деятельно-

сти в стране, системности и структурированности соответствующего законодательства.

На основании изученного материала, можно констатировать, что рассматриваемые страны по-разному подошли к определению принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Если в России они содержатся в Конституции, Гражданском кодексе и отраслевых нормативных актах, то в Казахстане основные начала в большей части содержатся в Конституции и Предпринимательском кодексе страны, что видится с научной и практической точек зрения более оправданным. Также необходимо отметить, что страны принадлежат одной романо-германской правовой семье, становление и развитие гражданского законодательства, в том числе в области предпринимательской деятельности, происходило в одних условиях, поэтому нормы (в том числе и принципы) указанных стран, на основании которых происходит регулирование рассматриваемых в настоящей статье отношений, зачастую схожи, хотя и с некоторыми оговорками. Также отмечаем, что в отличие от Казахстана, в России принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности явно в законодательстве не выделены, хотя соответствующие нормы и содержатся в различных нормативных актах страны. Представляется, что использование опыта Казахстана в принятии единого нормативного акта о предпринимательской деятельности, включения в него основных принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности и иных актуальных положений в российских условиях может быть полезным и оправданным.

Анализ доктринальных и нормативных определений, позволяет сформулировать авторские определения следующих категорий:

государственное регулирование предпринимательской деятельности - деятельность государства в лице его уполномоченных органов, направленная на упорядочение общественных отношений, а также стимулирование, поддержку и защиту их субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Под термином «упорядочение» автор подразумевает, помимо правового воздействия к существующим общественным отношениям, и организационное (осуществление контроля (надзора), оценки эффективности нормативных актов, анализ получаемых статистических данных, ведение государственных реестров, применение мер ответственности, предупреждения правонарушений и др.), а также иные виды государственного воздействия. Стимулирование, поддержка и защита субъектов общественных правоотношений, по мнению автора статьи, не входят в содержание указанного выше термина и поэтому при-

ведены в сформулированных определениях отдельно.

принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности - руководящее начало, признаваемое правовой системой государства и оказывающее наиболее значимое влияние на деятельность его уполномоченных органов по упорядочению общественных отношений, а также стимулированию, поддержку и защиту их субъектов в сфере предпринимательской деятельности;

Анализ научной литературы, нормативных актов, правоприменительной практики и имеющегося опыта Казахстана позволил автору также выделить и дополнить систему принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности в России следующими принципами:

- принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательской деятельности подразумевает использование средств государственного регулирования только в случаях необходимости достижения определенного результата, исключение чрезмерного государственного воздействия на субъектов предпринимательской деятельности);

- принцип участия субъектов предпринимательства в нормотворческой деятельности: создание условий для участия предпринимательского сообщества и его представителей в совершенствовании государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- принцип стимулирования предпринимательской деятельности: создание условий для побуждения занятию предпринимательской деятельностью, может также означать создание системы мер и государственной политики в этой области;

- принцип защиты субъектов предпринимательской деятельности: судебная и внесудебная защита, развитие института омбудсмена в сфере предпринимательской деятельности, защита прав при проведении государственного и муниципального контроля (надзора), защита и восстановление прав при необоснованном уголовном преследовании и т.д.;

- принцип поддержки предпринимательской деятельности подразумевает осуществление финансовой, имущественной, консультационной, информационной, образовательной программ поддержки субъектов предпринимательской деятельности);

- принцип социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности: включает в себя продвижения государством идеи о социальных обязательствах предпринимательства перед обществом, закрепления соответствующих норм, учитывающих общественные инте-

ресы при осуществлении предпринимательской деятельности;

- принцип взаимной ответственности государства и субъектов предпринимательской деятельности предполагает наличие взаимных обязательств между государством и предпринимателями друг перед другом и несение ответственности сторонами за их невыполнение;

- принцип экологичности осуществления предпринимательской деятельности: стимулирование и поощрение использования предпринимателями экологических технологий, установление норм и правил в сфере экологической безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности;

- принцип безопасности предпринимательской деятельности предполагает принятие мер для минимизации причинения вреда жизни, здо-

ровью и имуществу граждан, окружающей среде и т.д.

- принцип приоритета интересов отечественных субъектов предпринимательской деятельности в ключевых отраслях промышленности подразумевает установление преференций отечественным субъектам предпринимательской деятельности в целях создания условий для экономического и технологического суверенитета и обеспечения национальной безопасности.

Предлагается закрепление сформулированных принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности в нормативном акте об основных началах предпринимательской деятельности. В качестве образца для примерной структуры и содержания такого нормативного акта мог бы выступить Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.

Список литературы:

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 06.10.2022.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

[3] Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 26. - 24.06.96. - ст.3033.

[4] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 49. - 02.12.1996. - ст.5491.

[5] Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. -№ 50. -15.12.2003. -ст.4850.

[6] Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 18.09.2023).

[7] Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K940001000_(дата обращения: 18.09.2023).

[8] Кодекс Республики Казахстан от29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения: 18.09.2023).

[9] Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года № 86-VII «О промышленной политике» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000086 (дата обращения: 18.09.2023).

[10] Белых, В. С. Предпринимательское право России. М.: Проспект. - 2008. - 656 с.

[11] Гаджиев, Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики: Развитие основ гражд. права в решениях Конституц. суда Рос. Федерации / Г.А. Гаджиев. - Москва: Юристъ. - 2004. - 284 с.

[12] Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2002. - 255 с.

[13] Государственное регулирование экономики: учебник / Н.С. Матвеева. - Москва: КНОРУС. -2023. - 312 с.

[14] Губин, Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - 3- е изд., перераб. и доп. - Москва: Юр. Норма: НИЦ ИНФРА-М. - 2020. - С. 992.

[15] Губин, Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. - М.: ИНФРА-М. 2023. 316 с.

[16] Коновалов, А.В. Принципы права. - Москва: Норма: ИНФРА-М - 2023. - 792 с.

[17] Мартемьянов, В. С. Хозяйственное право: курс лекций. Том 1 / В.С. Мартемьянов. - М.: Изд-во БЕК. - 1994. - 312 с.

[18] Мороз, С.П. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Издательство «Бастау». 2010. [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/ Document/?docJd=34775278&sub_id=202&pos=276;-56#pos=276;-56 (дата обращения 18.09.2023).

[19] Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / В. П. Орешин. - Москва: Юристъ, - 1999. - 271 с.

[20] Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник /под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занков-ского. - Wolters Kluwer Russia. - 2006. - 560 с.

[21] Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / [Ершова И. В., Аганина Р. Н., Андреев В. К. и др.]; ответственный редактор И. В. Ершова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва: Проспект. - 2023. - 848 с.

[22] Шишкин, С.Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.03 /Шишкин Сергей Николаевич. - М., 2012. - 428 с.

Spisok literatury:

[1] «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. - 06.10.2022.

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ // Sobrante zakonodatel'stva RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.

[3] Federal'nyj zakon ot 20 iyunya 1996 g. № 81-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti dobychi i ispol'zovaniya uglya, ob osobennostyah social'noj zashchity rabotnikov organizacij ugol'noj promyshlen-nosti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - № 26. - 24.06.96. - st.3033.

[4] Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 1996 g. № 132-FZ «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - № 49. - 02.12.1996. - st.5491.

[5] Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 164-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. -№ 50. -15.12.2003. -st.4850.

[6] Konstituciya Respubliki Kazahstan (prinyata na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda) // Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. URL: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (data obrashcheniya: 18.09.2023).

[7] Grazhdanskij Kodeks Respubliki Kazahstan ot 27 dekabrya 1994 g // Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ (data obrashcheniya: 18.09.2023).

[8] Kodeks Respubliki Kazahstan ot 29 oktyabrya 2015 goda № 375-V «Predprinimatel'skij kodeks Respubliki Kazahstan» // Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (data obrashcheniya: 18.09.2023).

[9] Zakon Respubliki Kazahstan ot 27 dekabrya 2021 goda № 86-VII «O promyshlennoj politike» // Infor-macionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. URL: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z2100000086 (data obrashcheniya: 18.09.2023).

[10] Belyh, V. S. Predprinimatel'skoe pravo Rossii. M.: Prospekt. - 2008. - 656 s.

[11] Gadzhiev, G.A. Konstitucionnye principy rynochnoj ekonomiki: Razvitie osnov grazhd. prava v resh-eniyah Konstituc. suda Ros. Federacii / G.A. Gadzhiev. - Moskva: YUrist". - 2004. - 284 s.

[12] Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: Ucheb. posobie dlya vuzov / T.G. Morozova, YU.M. Durdyev, V.F. Tihonov i dr.; pod red. prof. T.G. Morozovoj. - M.: YUNITI-DANA. - 2002. - 255 s.

[13] Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnik/ N.S. Matveeva. - Moskva: KNORUS. - 2023. - 312 s.

[14] Gubin, E. P. Predprinimatel'skoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik/ E.P. Gubin, P.G. Lahno. -3- e izd., pererab. i dop. - Moskva: YUr. Norma: NIC INFRA-M. - 2020. - S. 992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Gubin, E.P. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoj ekonomiki i predprinimatel'stva. Pravovye problemy. - M.: INFRA-M. 2023. 316 s.

[16] Konovalov, A.V. Principy prava. - Moskva: Norma: INFRA-M - 2023. - 792 s.

[17] Martem'yanov, V. S. Hozyajstvennoe pravo: kurs lekcij. Tom 1 / V.S. Martem'yanov. - M.: Izd-vo BEK. - 1994. - 312 s.

[18] Moroz, S.P. Predprinimatel'skoe (hozyajstvennoe) pravo: Uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. -Almaty: Izdatel'stvo «Bastau». 2010. [Elektronnyj resurs] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=34775278&sub_id=202&pos=276;-56#pos=276;-56 (data obrashcheniya 18.09.2023).

[19] Oreshin, V. P. Gosudarstvennoe regulirovanie nacional'noj ekonomiki: Ucheb. posobie / V. P. Ore-shin. - Moskva: YUrist", - 1999. - 271 s.

[20] Predprinimatel'skoe (hozyajstvennoe) pravo: uchebnik /pod red. V.V. Lapteva, S.S. Zankovskogo. -Wolters Kluwer Russia. - 2006. - 560 s.

[21] Predprinimatel'skoe pravo. Pravovoe soprovozhdenie biznesa: uchebnik dlya magistrov / [Ershova I. V., Aganina R. N., Andreev V. K. i dr.]; otvetstvennyj redaktor I. V. Ershova; Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Moskovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O. E. Kutafina (MGYUA). -Moskva: Prospekt. - 2023. - 848 s.

[22] SHishkin, S.N. Predprinimatel'sko-pravovye osnovy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: diss. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.03 /SHishkin Sergej Nikolaevich. - M., 2012. - 428 s.

'■smmmmmmmmmmmmms^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.