Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАЛАТА ОЦЕНЩИКОВ / ОЦЕНЩИК / СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киязова Альбина Жомартовна

Оценочная деятельность является необходимым инструментом рыночной политики и полноценным экономическим институтом. Правовое регулирование указанного вида деятельности в Казахстане характеризуется постепенным переходом от публично-правовых способов управления (государственное регулирование) к частно-правовым (саморегулирование). Настоящее исследование направлено на выявление теоретических аспектов и установление системы правовых норм, регламентирующих институт саморегулирования оценочной деятельности в Казахстане. В статье приводится ретроспективный анализ становления национальной системы ее нормативного регулирования. Установлено, что деятельность оценщиков получила свое правовое закрепление в 1995 году с образования учреждений по оценке, позднее в 2000 году была выстроена системность регулирования в Законе Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», а в 2018 году принята его новая редакция. Учитывая особенности оценочной деятельности, в теории склоняются к использованию альтернативных способов ее регулирования. Однако изначально отечественное регулирование было сосредоточено на уровне органов власти (лицензирование, государственный контроль). Позднее начали внедрятся элементы профессионального саморегулирования: было введено обязательное страхование профессиональной ответственности и членство в палате оценщиков. Официально институт саморегулирования оценочной деятельности был закреплен в новой редакции закона, когда лицензионный порядок для входа в профессию был заменен на внутриорганизационное присвоение квалификации, и палаты оценщиков получили нормативные и контрольные функции. В ходе работы также выявлена правовая коллизия касательно правового статуса оценщика, поскольку имеется законодательный пробел отнесения оценочной деятельности к предпринимательской деятельности. Основным результатом настоящего исследования является установление теоретических подходов к пониманию особенностей регулирования отношений в области оценки, выявление последовательности изменений национального законодательства на пути к полноценной регламентации механизма саморегулирования оценочной деятельности, обнаружение недостатков его правового регулирования, а также выработка предложений по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF SELF-REGULATION OF VALUATION ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTANKIYAZOVA

Valuation activity is a necessary tool of market policy and a full-fledged economic institution. The legal regulation of this type of activity in Kazakhstan is characterized by a gradual transition from public-legal methods of management (state regulation) to private-legal (self-regulation). The present study is aimed at identifying theoretical aspects and establishing a system of legal norms regulating the institute of self-regulation of valuation activities in Kazakhstan. The article provides a retrospective analysis of the formation of the national system of its normative regulation. It is established that the activity of appraisers has received its legal consolidation in 1995 with the formation of appraisal entities, later, in 2000, the system of regulation was built in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Valuation Activities in the Republic of Kazakhstan», and in 2018 its new edition was adopted. Taking into account the features of valuation activity, in theory they tend to use alternative ways of its regulation. However, initially domestic regulation was focused on the level of authorities (licensing, state control). Later, elements of professional self-regulation began to be introduced: mandatory professional liability insurance and membership in the chamber of appraisers were introduced. Officially, the institute of self-regulation of valuation activity was fixed in the new version of the law, when the licensing procedure for entering the profession was replaced by intra-organizational qualification assignment, and the chambers of appraisers received regulatory and control functions. The study also revealed a legal conflict regarding the legal status of the appraiser, since there is a legislative gap in the attribution of valuation activities to entrepreneurial activity. The main result of this research is the establishment of theoretical approaches to understanding the peculiarities of regulation of relations in the field of appraisal, identification of the sequence of changes in national legislation on the way to full regulation of the mechanism of self-regulation of valuation activities, detection of shortcomings of its legal regulation, as well as the development of proposals to eliminate them

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

к,¥к,ык,тык, мониторинг

удк 347.1

правовые основы саморегулирования оценочной деятельности в республике казахстан

Киязова Альбина Жомартовна

LL.M, руководитель отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Астана; e-mail: a.kiyazova@mail.ru

Аннотация. Оценочная деятельность является необходимым инструментом рыночной политики и полноценным экономическим институтом. Правовое регулирование указанного вида деятельности в Казахстане характеризуется постепенным переходом от публично-правовых способов управления (государственное регулирование) к частно-правовым (саморегулирование). Настоящее исследование направлено на выявление теоретических аспектов и установление системы правовых норм, регламентирующих институт саморегулирования оценочной деятельности в Казахстане. В статье приводится ретроспективный анализ становления национальной системы ее нормативного регулирования. Установлено, что деятельность оценщиков получила свое правовое закрепление в 1995 году с образования учреждений по оценке, позднее в 2000 году была выстроена системность регулирования в Законе Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», а в 2018 году принята его новая редакция.

Учитывая особенности оценочной деятельности, в теории склоняются к использованию альтернативных способов ее регулирования. Однако изначально отечественное регулирование было сосредоточено на уровне органов власти (лицензирование, государственный контроль). Позднее начали внедрятся элементы профессионального саморегулирования: было введено обязательное страхование профессиональной ответственности и членство § в палате оценщиков. Официально институт саморегулирования оценочной деятельности а. был закреплен в новой редакции закона, когда лицензионный порядок для входа в профессию ^ был заменен на внутриорганизационное присвоение квалификации, и палаты оценщиков ^ получили нормативные и контрольные функции. В ходе работы также выявлена правовая g коллизия касательно правового статуса оценщика, поскольку имеется законодательный § пробел отнесения оценочной деятельности к предпринимательской деятельности. < Основным результатом настоящего исследования является установление теорети-g ческих подходов к пониманию особенностей регулирования отношений в области оцен-х ки, выявление последовательности изменений национального законодательства на пути к полноценной регламентации механизма саморегулирования оценочной деятельности, обнаружение недостатков его правового регулирования, а также выработка предложений

о

СП

О

!§ по их устранению

Ключевые слова: правовое регулирование оценочной деятельности, саморегулирование в области оценочной деятельности, оценочная деятельность, палата оценщиков, оцен-

< CQ

Ь щик, стандарты оценочной деятельности.

_о с;

<

ч о х

о

ы <

сп

казахстан республикасындагы багалау цызметш

ез1н-ез1 реттеудщ к;¥к;ьщтык; негвдер!

Альбина Жомартовна Киязова

LL.M, Казахстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц азаматтыц, азаматтыц процесстЫ зацнама жэне атцарушылыц w ЖYргiзу бвлiмiнiц басшысы; Ь Астана ц. Цазацстан Республикасы; e-mail: a.kiyazova@mail.ru

х

Аннотация. Багалау цыi3Memi нарыцтыц саясаттыц цажeттi цуралы жэне толыццан-ды экономикалыц институт болып табылады. Казацстанда трсетшген цызмет турт цщыцтыц реттеу басцарудыц жария-цщыцтыц тэсiлдeрiнeн (мемлекеттт реттеу) басцарудыц жеке-цщыцтыц (e3w-e3Í реттеу) тэсiлдeрiнe бiртiндeп кешумен сипатта-лады. Осы зерттеу теориялыц аспeктiлeрдi аныцтауга жэне Казацстандагы багалау цызметт e3m-e3i реттеу институтын регламенттейтт цщыцтыц нормалар ЖYйeсiн белгшеуге багытталган. Мацалада оны реттеудщ улттыц ЖYйeсiнiц цалыптасуына ре-троспeктивтi талдау кeлтiрiлгeн. Багалаушылардыц цызмeтi 1995 жылы багалау жетн-дeгi мекемелердщ цурылуынан езтщ цщыцтыц беютшут алганы, кейШрек 2000 жылы «Казацстан Республикасындагы багалау цызмeтi туралы» Казацстан Республикасыныц Зацында реттеудщ ЖYйeлiлiгi цурылганы, ал 2018 жылы оныц жаца редакциясы цабыл-данганы аныцталды.

Багалау цызметтщ eрeкшeлiктeрiн ескере отырып, теория оны реттеудщ балама эди стерт цолдануга бейм. Алайда, бастапцыда отандыц реттеу билт органдарыныц дец-гешне (лицензиялау, мемлекеттт бацылау) багытталган. Кейшрек кэыби e3w-e3i реттеу элeмeнттeрi emÍ3ue бастады: кэыби жауапкeршiлiктi мiндeттi сацтандыру жэне бага-лаушылар палатасына мYшeлiк eнгiзiлдi. Ресми тYрдe багалау цызметт e3w-e3i реттеу институты мамандыцца юрудщ лицензиялыц тэртiбi уйымшшк бтктшкке ауысты-рылган кезде жэне багалаушылар палаталары нормативтж жэне бацылау функцияларын алган кезде зацныц жаца редакциясында бeкiтiлдi. Жумыс барысында багалаушыныц цщыцтыц мэртебеЫне цатысты цщыцтыц цайшылыц аныцталды, eйткeнi багалау цызметт кэсiпкeрлiк цызметке жатцызудыц зацнамалыц алшацтыгы бар.

Осы зерттеудщ нeгiзгi нэтижеы багалау саласындагы цатынастардыреттеудщ ерек-шелттерт тYсiнудiц теориялыц тэсшдерт белгшеу, багалау цызметт eзiн-eзi реттеу теттн толыццанды регламенттеу жолында улттыц зацнамадагы eзгeрiстeрдiц рет-тшгт аныцтау, оны цщыцтыц реттеудщ кемштктерт аныцтау, сондай-ац оларды жою бойынша усыныстар эзiрлeу болып табылады.

Tyümdi свздер: багалау цызметт цщыцтыц реттеу, багалау цызмeтi саласындагы eзiн-eзi реттеу, багалау цызмeтi, багалаушылар палатасы, багалаушы, багалау цыз- m

Memin^ cmanàapmmapw. T

s

s c

legal bases of self-regulation of valuation T

activity in the republic of kazakhstan ^

3 >

o

Kiyazova Albina Zhomartovna |

LL.M, head of the Department of civil, civil procedure legislation and enforcement >

proceedings of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan; E

Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: a.kiyazova@mail.ru C

CD

Abstract. Valuation activity is a necessary tool of market policy and a full-fledged economic >

institution. The legal regulation of this type of activity in Kazakhstan is characterized by a gradual p

transition from public-legal methods of management (state regulation) to private-legal (self- B

regulation). The present study is aimed at identifying theoretical aspects and establishing a system g

of legal norms regulating the institute of self-regulation of valuation activities in Kazakhstan. The ^

article provides a retrospective analysis of the formation of the national system of its normative g

regulation. It is established that the activity of appraisers has received its legal consolidation in M

1995 with the formation of appraisal entities, later, in 2000, the system of regulation was built in £

the Law of the Republic of Kazakhstan «On Valuation Activities in the Republic of Kazakhstan», 1

and in 2018 its new edition was adopted. 1

Taking into account the features of valuation activity, in theory they tend to use alternative ways 1

of its regulation. However, initially domestic regulation was focused on the level of authorities 7

(licensing, state control). Later, elements of professional self-regulation began to be introduced: 2

mandatory professional liability insurance and membership in the chamber of appraisers were 3 introduced. Officially, the institute of self-regulation of valuation activity was fixed in the new

version of the law, when the licensing procedure for entering the profession was replaced by intra-organizational qualification assignment, and the chambers of appraisers received regulatory and controlfunctions. The study also revealed a legal conflict regarding the legal status ofthe appraiser, since there is a legislative gap in the attribution of valuation activities to entrepreneurial activity.

The main result of this research is the establishment of theoretical approaches to understanding the peculiarities of regulation of relations in the field of appraisal, identification of the sequence of changes in national legislation on the way to full regulation of the mechanism of self-regulation of valuation activities, detection of shortcomings of its legal regulation, as well as the development of proposals to eliminate them.

Keywords: legal regulation of valuation activity, self-regulation in the field of valuation activity, valuation activity, chamber of appraisers, appraiser, standards of valuation activity.

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 72 1 214

CL

< z

CL

О

e

X

о

m О

in <

< m

ь

-Q

Ш £

О X

0 <

СП

1

Введение

Расширение хозяйственных связей и увеличение количества сделок с объектами собственности способствовало увеличению спроса на проведение их независимой и объективной оценки. Динамика развития общественных отношений в области оценочной деятельности опосредовала изменения их правовой регламентации.

Регулирование оценочной деятельности в Республике Казахстан первоначально было прерогативой органов государственной власти. Впоследствии имелись отдельные законодательные попытки внедрения элементов альтернативного частно-правового регулирования, а с принятием новой редакции Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»1 (далее - Закон об оценке) в 2018 году был официально закреплен институт саморегулирования в данной области.

Нормы законодательства Республики Казахстан предусматривают наличие нор-мотворческих и контрольных функций у палаты оценщиков признаки, что характерно для института саморегулирования оценочной деятельности, основанного на обязательном членстве. Однако в правовых нормах Закона об оценке и Налоговом Кодексе Республики Казахстан2 (далее - Налоговый Кодекс) имеются коллизии, которые требуют устранения.

Настоящая работа направлена на выявление особенностей научной и правовой регламентации правоотношений в области оценочной деятельности в условиях саморегулирования. В качестве предмета иссле-

дования были рассмотрены теоретические основы, также правовые нормы законодательства Республики Казахстан. Основными задачами являлись изучение научных трудов по теме статьи и положений отечественного законодательства, регламентирующего альтернативный способ регулирования оценочных услуг.

Материалы и методы

В настоящей работе изучены теоретические аспекты и правовые основы саморегулирования оценочной деятельности в Республике Казахстан. Учитывая тему работы, основными материалами для подготовки статьи являлись Закон об оценке, Закон Республики Казахстан «О саморегулировани-и»3 (далее - Закон о саморегулировании), а также другие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод анализа и синтеза, системного анализа, логический и исторический методы. В дополнение, для изучения нормативных правовых актов в данной работе применялся формально-юридический метод.

Основные положения

Правовое регулирование в общем представляет собой целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств [1], под которыми подразумеваются юридические нормы, предписания, правоприменительные акты, договоры, субъективные права, юридические обязан-

s 1 Об оценочной деятельности в Республике Казахстан: закон РК от 10 января 2018 года № 133-VI ЗРК (ред. от ^ 03.03.2022). URL: http://zan.gov.kz/client/#!/doc/117706/rus (дата обращения 10.01.2023)

зс 2 О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс):Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-G VIЗРК (ред. от 01.01.2023) URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z778 (дата обращения 10.01.2023) m 3 О саморегулировании: закон РК от 12 ноября 2015 года 390-V (ред. от 01.01.2023). URL: http://zan.gov.kz/client/#!/

doc/95275/rus (дата обращения 20.01.2023)

ности, меры поощрения и наказания, а также другие средства [2]. Правовую форму регулирование приобретает после принятия на различных уровнях нормативных положений, определяющих правила поведения участников правоотношений. Регулирование субъектов правоотношений может осуществляться государственными органами или субъектами самостоятельно в форме саморегулирования [3].

Согласно Закону о саморегулировании его характеризующими признаками являются наличие комплекса мер, направленных на самостоятельное регулирование осуществляемой предпринимательской или профессиональной деятельности посредством самостоятельно утвержденных правил и стандартов, осуществления контроля за их соблюдением, а также обеспечения имущественной ответственности субъектов само-регулирования4.

Институт саморегулирования может быть представлен организациями с добровольным или обязательным участием. Введение саморегулирования с обязательным участием является результатом упразднения каких-либо государственных функций и передачей их на внутренний уровень регулирования. Саморегулируемые организации существуют в форме некоммерческих организаций и отличаются специфическим субъектным составом, расширенной организационной структурой и наличием специализированных органов [4].

Касательно оценочной деятельности, ее правовое регулирование в научной литературе связывают с системой мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и их соответствие определенным критериям, установленным государственными органами (государственное регулирование), профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или уста-

новленные ими совместно [5].

Система правового регулирования оценочной деятельности выражается следующими уровнями: нормативно-правовое, договорное регулирование или саморегулирование оценочной деятельности [6]. Нормативно-правовое регулирование деятельности предусматривается в национальной законодательной базе. При договорном характере взаимоотношений условия взаимодействия между сторонами определяются в частном порядке. Саморегулирование отличается совмещением вышеуказанных уровней регулирования. При этом следует отметить, что условия и пределы применения саморегулирования и договорного регулирования определяются в любом случае в нормативных правовых актах.

Принимая во внимание данное обстоятельство, дальнейшее исследование правового механизма саморегулирования деятельности оценщиков необходимо осуществлять путем изучения отраслевого законодательства Казахстана, включая историю закрепления данного института в правовых нормах.

Обсуждение и результаты

Первые попытки нормативного регулирования деятельности оценщиков в суверенном Казахстане осуществлены в 1995 году: были созданы управления по оценке и регистрации недвижимости, которые были уполномочены на оценку объектов недвижимости, разработку стандартов оценки и Кодекса этики оценщика5. В 1997 году деятельность по оценке была признана лицензируемой6, официальное признание получила профессия оценщика7, а управления по оценке и регистрации недвижимости были переданы в Агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан8, которое также осуществляло функции лицензирования9.

Н

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

4 О саморегулировании: ... (дата обращения 20.01.2023)

5 Об оценке и регистрации недвижимости: постановление Кабинета Министров РК от 10 января 1995 года №30. Утратило силу постановлением Правительства РК от 15 августа 1997 года №1261 V.ЯЬ: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ P950000030_#z0 (дата обращения 20.01.2023)

6 О лицензировании: закон РК от 17 апреля 1995 года № 2200 (ред. от 11.01.2007) Утратил силу Законом РК от 11 января 2007 года № 214. иЯЬ: http://zan.gov.kz/client/#!/doc/104119/rus (дата обращения 20.01.2023)

7 Об утверждении квалификационной характеристики должности «оценщик» (эксперт по оценке имущества): приказ Министерства труда и социальной защиты населения РК от 7 августа 1997 года № 130. иИЬ: https://online.zakon.kz/ Document/?docid=1016448&baseid=1 (дата обращения 20.01.2023)

8 О преобразовании учреждений и предприятий по оценке и регистрации недвижимого имущества в государственные предприятия «Центры по недвижимости Агентства по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан»: постановление Правительства РК от 15 августа 1997 года № 1261. иИЬ: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/P970001261_ (дата обращения 20.01.2023)

9 Об утверждении Положения об Агентстве по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан: постановление Правительства РК от 18 декабря 1997 года № 1790. Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 июня 1999 года № 771. иИЬ: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1010065&pos=2;-86#pos=2;-86 (дата обращения 20.01.2023)

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

П.

CL

< Z

CL

о в х

о

m О

in <

< СП

ь

-Q

с;

ш tí Ч О X

о <

СП

X

ь

В 2000 году, в связи необходимостью отдельного регулирования оценочных правоотношений был принят Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон об оценке 2000 года). В законодательном акте оценочная деятельность определялась как предпринимательская, а оценщиком признавалось физическое и юридическое лицо, стандарты оценочной деятельности отсутствовали и ее регулирование осуществлялось посредством лицензирования10. Впоследствии Закон об оценке 2000 года претерпевал различные изменения касательно становления института саморегулирования: в 2003 году была включена норма об обязательном страховании ответственности оценщика, а в 2009 году внедрены единые стандарты оценки и образованы палаты оценщиков с обязательным членством11.

Несмотря на вносимые изменения и дополнения, законодательство об оценке на практике применялось по-разному, а квалификация оценщиков оставалось низкой12. С учетом возникающих сложностей возникла потребность в альтернативных уровнях регулирования оценочной деятельности, что официально было выражено на уровне стратегических документов государственного планирования: в Концепции правовой политики 2009 года13 и послании Глава государства 2012 года14. С учетом изложенного разработан законопроект, который предусматривал концептуальные подходы решения проблем в сфере оценочной деятельности, системы ее регулирования, а также внедрение международных стандартов оценки.

В 2018 году был принят Законе об оценке в новой редакции, который. закрепляет основания и условия проведения оценки, права и обязанности оценщика и заказчика, определяет правой статус палаты оценщиков и степень государственного регулирования деятельности. В новой редакции

законодательного акта внедрен механизм саморегулирования, основанного на обязательном членстве, в результате чего претерпели существенное изменение подходы к самому понятию оценочной деятельности, субъектному составу, регулированию оценочной деятельности, стандартам оценки, а также к способам имущественной ответственности палат оценщиков и их членов.

В частности, в Законе об оценке изменился подход к определению понятия «оценочная деятельность». Под оценочной деятельностью уже понимается не предпринимательская, а профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, которая направленна на установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату15.

В научной литературе под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая физическими лицами, имеющими профессиональное образование или профессиональную подготовку, специальные знания, практические навыки и умения в определенной области, которая обуславливается родом занятий или профессией [7].

Теоретически профессиональная деятельность разделяется на два вида: профессиональная предпринимательская и профессиональная непредпринимательская. Критериями их разграничения являются цель их осуществления (коммерческая или социально - значимая), оплата труда субъектов деятельности (прибыль или вознаграждение за труд) и форма осуществления (индивидуальное предпринимательство против частной практики и работы по трудовому договору) [7]. Именно это разделение влияет на дальнейший правовой статус лиц, осуществляющих оценочную деятельность.

Оценочную деятельность в теории рассматривают как профессиональную непредпринимательскую деятельность в силу

10 Об оценочной деятельности в Республике Казахстан: закон РК от 30 ноября 2000 года № 109 (ред. от 13.07.2018). Утратил силу Законом Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 133-VI. URL:https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/ Z000000109J30.11.2000 rus (дата обращения 10.01.2023)

11 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности: закон РК от 9 ноября 2009 года № 197-IV. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000197_#z9 (дата обращения 10.01.2023)

12 Концепция проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценочной деятельности» URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31295012&mode=p&pa ge=5&pos=883;-118#pos=883;-118 (дата обращения 10.01.2023)

13 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года: Указ Президента РК от 24 августа 2009 года № 858. https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858 (дата обращения 10.01.2023)

14 Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: послание Президента РК -Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 года URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения 10.01.2023)

15 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

необходимости наличия у оценщиков специальных профессиональных знаний, присутствия социально значимой некоммерческой цели, ее осуществления посредством частной практики или на основании трудового договора, а также признания дохода вознаграждением за труд.

Однако, несмотря на наличие четких характеристик профессиональной предпринимательской и непредпринимательской деятельности, в нормах действующего законодательства Республики Казахстан имеются противоречия, что осложняет понимание к какому виду профессиональной деятельности относить оценочную деятельность. Так, в Законе об оценке имеются признаки, определяющие непредпринимательский характер оценочной деятельности: профессионализм и некоммерческая цель (статья 1), осуществление деятельности путем частной практики или на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом (статья 4), оплата за оказанные услуги оценки (статья 7).

Вместе с тем, в подпункте 19) пункта 1 статьи 1 Налогового Кодекса к лицам, занимающимся частной практикой, относятся только частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор16. Согласно отраслевым законодательным актам деятельность указанных лиц признается профессиональной и не является предпринимательской17. В связи с этим для данной категории лиц в Налоговом Кодексе выделен отдельный налоговый режим, их деятельность идентифицируется как частная практика и не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, оценщики, осуществляя деятельность, которая по своей природе относится к профессиональной непредпринимательской деятельности, из-за недостатков в действующем законодательстве не могут применять налоговый режим лиц, занимающихся частной практикой. Учитывая изложенное, положения Закона об оценке требуют дополнения о том, что оценочная

деятельность не является предпринимательской, а нормы Налогового Кодекса нуждаются в дополнении в части включения таких субъектов профессиональной деятельности как «оценщики» в перечень лиц, занимающихся частной практикой.

Учитывая то, что оценочная деятельность является профессиональной деятельностью, ее осуществлять могут только физические лица. В новой редакции Закона об оценке в субъектный состав оценочной деятельности теперь включаются только оценщики и юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовой договор, а под оценщиком понимается только физическое лицо. Оценщик приобретает свой статус с момента принятия органом управления палаты оценщиков решения о вступлении в члены палаты оценщиков, которому предшествует получение свидетельства о присвоении квалификации «оценщик». Прекращение правосубъектности оценщика связано с принятием органом управления палаты оценщиков решения о прекращении членства оценщика18.

Касательно особенностей регулирования оценочной деятельности, Закон об оценке в новой редакции определил отличную от предыдущей систему управления. В законодательный акт включены три уровня регулирования: государственное управление, саморегулирование и частное регулирование на уровне договора. Расширение правовых уровней регулирования в области оценки связано с тем, что к субъектам профессиональной деятельности хотя и применяются нормы публичного права, они являются субъектами частных отношений, и к ним также могут применяться нормы трудового права [8].

Государственное регулирование в Законе об оценке закреплено в статьях 13, 29 и 30, где предусматривают полномочия уполномоченного органа в области оценочной деятельности (далее - уполномоченный орган). Для структурного понимания их следует рассмотреть согласно предусмотренному в Административном процедурно-процессу-

16 О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс):Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VIЗРК (ред. от 01.01.2023) иЕЬ: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z778 (дата обращения 10.01.2023)

17 О нотариате: закон РК от 14 июля 1997 года № 155 (ред. от 12.09.2022) иИЬ: http://zan.gov.kz/client/#!/doc/104458/rus (дата обращения 12.01.2023),

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей: закон РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV (ред. от 30.12.2022) иИЬ: http://zan.gov.kz/client/#!/doc/51792/rus (дата обращения 12.01.2023),

Об адвокатской деятельности и юридической помощи: закон РК от 5 июля 2018 года № 176^1 ЗРК (ред. от 03.09.2022) иИЬ: http://zan.gov.kz/clientMI/doc/123269/rus (дата обращения 12.01.2023),

О медиации: закон РК от 28 января 2011 года № 401-IV (ред. от 20.12.2021) иИЬ: http://zan.gov.kz/client/#I/doc/57223/rus (дата обращения 12.01.2023)

18 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

Н

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

П.

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

Ь

альном кодексе (далее - АППК) разделению на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные функции19. Стратегические функции связаны с разработкой и принятием плановых документов, а также обеспечением международных отношений. Отмечаем, что данные полномочия не указаны четко в Законе об оценке, тем не менее, на основании АППК они включаются в компетенцию уполномоченного органа, осуществляющего регулирование отраслью.

Регулятивные функции уполномоченного органа проявляются в нормативном правовом обеспечении оценочной деятельности: и представляют собой утверждение следующих документов: стандартов оценки, типовой программы обучения и профессиональной переподготовки, типового кодекса деловой и профессиональной этики оценщиков и требований к рассмотрению палатой оценщиков обращений.

Реализационные функции уполномоченного органа направлены на исполнение плановых документов и нормативных правовых актов. Данные функции включают в себя согласование правил и стандартов палат оценщиков, ведение реестра саморегулируемых организаций оценщиков и реестра недобросовестных оценщиков, а также участие в квалификационной комиссии по проведению квалификационного экзамена. Следует отметить, что такая государственная функция как лицензирование деятельности оценщиков в Законе об оценке была упразднена в связи с ее передачей на уровень саморегулирования. Подтверждение профессиональных качеств оценщиков осуществляется теперь в виде выдачи палатой оценщиков свидетельства о присвоении квалификации «оценщик».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная функция уполномоченного органа сохраняется только в отношении самих саморегулируемых организаций - палат оценщиков, к которым в случае выявления в ходе государственного контроля нарушений могут применяться меры воздействия в виде принудительной ликвидации палаты оценщиков посредством обращения в судебные органы с последующим исключением из реестра саморегулируемых организаций

оценщиков20.

На уровень саморегулирования законодатель передал функции управления оценочной деятельностью, предусмотренные

статьями 17, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона об оценке, которые можно также разделить на различные категории. К первой категории можно отнести компетенцию, связанную с утверждением документов, регулирующих оценочную деятельность: правил и стандартов палаты оценщиков, положения о членстве в палате оценщиков, кодекса деловой и профессиональной этики оценщиков, правил выдачи сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовки оценщиков и экспертов.

Ко второй категории следует отнести операционную деятельность по принятию решений о вступлении в члены палаты оценщиков, приостановлении и прекращении членства, выдаче и лишении свидетельства о присвоении квалификации «оценщик и «эксперт», по ведению реестра членов палаты оценщиков и членов экспертного совета, а также проведению курсов повышения квалификации и переподготовки оценщиков.

В третью категорию можно объединить функции контроля за своими членами, рассмотрение обращений на их действия (бездействие), проведение экспертизы отчета об оценке, рассмотрение материалов о дисциплинарных проступках оценщиков и экспертов, о привлечении к имущественной ответственности членов палаты оценщиков.

Законодательное закрепление вышеуказанных компетенций за саморегулируемыми организациями в области оценочной деятельности свидетельствует о делегировании государственных полномочий по нормотворчеству, контролю и привлечению к ответственности оценщиков [4].

Оставшиеся функции палаты оценщиков связаны с организацией внутренней работы: создание специализированных органов и утверждение их положений, установление размера членских взносов, избрание членов коллегиального органа управления и другие функции.

Договорной уровень регулирования оценочной деятельности предусматривается нормативным положением Закона об оценке о том, что именно договор является основанием для проведения оценки. Договор заключается между заказчиком и оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Требования к договору предусматриваются в первую очередь гражданским законодательством Ре-

19 Административный процедурно-процессуальный Кодекс РК от 29 июня 2020 года № 350-У1ЗРК (ред. от 14.07.2022). http://zan.gov.kz/client/#!/doc/144260/rus (дата обращения 20.01.2023)

20 Об оценочной деятельности .... (дата обращения 10.01.2023)

спублики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом об оценке21.

Следующей особенностью саморегулирования оценочной деятельности является внутриорганизационная структура саморегулируемых организаций. Помимо стандартных органов управления (общее собрание членов, коллегиальный и исполнительный орган) в палатах оценщиков предусматриваются также контрольный орган (ревизионная комиссия), квалификационная комиссия и другие органы.22.

В дополнение следует отметить, что саморегулирование оценочной деятельности основано на обязательном участии, что законодательно предъявляет определенные требования и к лицам, осуществляющим оценочную деятельность, и к палатам оценщиков. Так, обязательным условием допуска лица к осуществлению профессиональной оценочной деятельности является его членство в саморегулируемой организации - палате оценщиков. Касательно палаты оценщиков, она должна соответствовать нормативным требованиям в части количества членов и размера вступительного взно-са23.

Следующим новшеством Закона об оценке в новой редакции является внедрение системы стандартов оценочной деятельности, которые подразделяются на стандарты оценки и стандарты палаты оценщиков. Указанные стандарты отличаются по своему определению, содержанию и требованиям к их составлению. Так, стандарт оценки утверждается уполномоченным органом и является нормативным правовым актом, в котором устанавливаются единые для субъектов оценочной деятельности требования к определению рыночной или иной стоимости объекта оценки24.

Другой вид стандартов, стандарт палаты оценщиков, представляет собой документ, устанавливающий требования для многократного использования членами палаты оценщиков единых и обязательных принципов, характеристик к их услугам25. При их составлении должны учитываться требования законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования и

сфере стандартизации, правила деловой этики и дополнительные требования в соответствии с политикой самой организации. Их утверждение осуществляется палатой оценщиков, с согласованием в уполномоченном органе в области оценочной деятельности и уполномоченном органе в области само-регулирования26. Закон о саморегулировании предусматривает прямые требования к содержанию стандартов саморегулируемых организаций, в том числе стандартов палаты оценщиков.

Дополнительным документом, характеризующим наличие саморегулирования в области оценочной деятельности, являются правила палаты оценщиков, которые определяют порядок организации деятельности палаты оценщиков и ее членов27. Правила также разрабатываются и утверждаются палатой оценщиков, а требования к их содержанию закреплены в Законе о саморегулировании.

Касательно имущественной ответственности палаты оценщиков или ее членов перед заказчиками и третьими лицами, то Законом об оценке предусматриваются следующие ее виды: страхование гражданско-правовой ответственности оценщика и палаты оценщиков, привлечение к имущественной ответственности членов палаты оценщиков или иные способы, предусмотренные законами Республики Казахстан. На законодательном уровне дополнительно определены требования к договору страхования гражданско-правовой ответственности в части сроков, страховой суммы, объекта страхования и страхового случая.

Заключение

В ходе настоящего исследования установлено, что положения Закона об оценке и Закона о саморегулировании предусматривают особенности ее саморегулирования. Правовая регламентация деятельности на рынке оценочных услуг в Казахстане начинается в 1995 году и насчитывает в историческом периоде принятие двух отраслевых законодательных актов (2000 и 2018 годов). Нормативные признаки саморегулирования оценочной деятельности появились в 2003

Н

X

ы А

о х

о Д

А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

21 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

22 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

23 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

24 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

25 О стандартизации: закон РК от 5 октября 2018 года № 183-У1 ЗРК. иИЬ: (ред. от 27.12.21) http://zan.gov.kz/ client/#I/doc/125029/rus (дата обращения 10.01.2023)

26 О саморегулировании: ... (дата обращения 20.01.2023)

27 Об оценочной деятельности ... (дата обращения 10.01.2023)

7^

году с внедрением обязанности оценщика страховать свою ответственность и, впоследствии, определением правового статуса палаты оценщиков с отдельной компетенцией.

Законом об оценке был изменен подход к пониманию оценочной деятельности, ее субъектному составу, уровням регулирования, ее стандартизации и видам имущественной ответственности. Кроме того, данным законодательным актом официально закреплен институт саморегулирования оценочной деятельности, основанный на обязательном членстве. Несмотря на наличие достаточной регламентации оценочной деятельности в условиях саморегулирования, положения Закона об оценке и Налогового Кодекса допускают разногласия в опре-

делении вида оценочной деятельности как предпринимательской или непредпринимательской, что требует внесения соответствующих изменений.

По итогам работы установлены теоретические подходы к пониманию особенностей регулирования оценочной деятельности и выявлены основы правовой регламентации института саморегулирования в данной области. Выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть в использованы в научно-исследовательской деятельности и законотворческой работе, в том числе для внесения изменений в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам регулирования оценочной деятельности.

литература

1. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. -М.: НОРМА-ИНФА. М, 2002. С. 264.

2. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С. 14-18.

3. Петров Д.А. Понятие и виды государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-reguliruyuschego-vozdeystviya-na-obschestvenno-ekonomicheskie-otnosheniya (дата обращения: 23.01.2023).

§ 4. Киязова А.Ж. Институт саморегулирования как вид регулирования предприниматель-А, ской деятельности в Республике Казахстан // Вестник Института законодательства и £ правовой информации Республики Казахстан. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/ о, article/n/institut-samoregulirovaniya-kak-vid-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-

respublike-kazahstan (дата обращения: 23.01.2023). s 5. Дорожкина Е.А., Холощак Н.С. Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг) // Вестник ВУиТ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ g voprosy-regulirovaniya-rynka-uslug-regiona-na-primere-otsenochnyh-uslug (дата обращения: § 09.01.2023).

s 6. Абдреев Т.И. Правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Феде-о рации: системный подход и пути развития правового статуса оценщика // Общество:

0 политика, экономика, право. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-CL regulirovanie-otsenochnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-sistemnyy-podhod-i-puti-s razvitiya-pravovogo-statusa (дата обращения: 09.01.2023).

m 7. Салихова Д.Ч. К вопросу о понятии профессиональной деятельности как основном признаке оценочной деятельности // Russian Journal of Economics and Law. 2015. №3 (35). ш URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-professionalnoy-deyatelnosti-kak-;§: osnovnom-priznake-otsenochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.01.2023).

1 8. Абдреев Т.И. Особенности функционирования института профессионального оцен-^ щика в условиях глобализации // УЭкС. 2012. №7 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

osobennosti-funktsionirovaniya-instituta-professionalnogo-otsenschika-v-usloviyah-globalizatsii ^ (дата обращения: 09.01.2023).

S

¡ references

s

1. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik /Pod red. V. M. Korel 'skogo i V.D.Perevalova. - 2-e £ izd., izm. i dop. -M. : NORMA-INFA. M, 2002. S. 264.

правовой мониторинг

2. Alekseev S.S. Pravovye sredstva: postanovkaproblemy, ponjatija, klassifikacija //Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1987. - № 6. - S. 14-18.

3. Petrov D.A. Ponjatie i vidy gosudarstvennogo regulirujushhego vozdejstvija na obshhestvenno-jekonomicheskie otnoshenija // Vestnik SPbGU. Serija 14. Pravo. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-gosudarstvennogo-reguliruyuschego-vozdeystviya-na-obschestvenno-ekonomicheskie-otnosheniya (data obrashhenija: 23.01.2023).

4. Kijazova A.Zh. Instituí samoregulirovanija kak vid regulirovanija predprinimatel'skoj dejatel'nosti v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-samoregulirovaniya-kak-vid-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-respublike-kazahstan (data obrashhenija: 23.01.2023).

5. Dorozhkina E.A., Holoshhak N.S. Voprosy regulirovanija rynka uslug regiona (na primere ocenochnyh uslug) // Vestnik VUiT. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-regulirovaniya-rynka-uslug-regiona-na-primere-otsenochnyh-uslug (data obrashhenija: 09.01.2023).

6. Abdreev T.I. Pravovoe regulirovanie ocenochnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii: sistemnyj podhod i puti razvitija pravovogo statusa ocenshhika // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-otsenochnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-sistemnyy-podhod-i-puti-razvitiya-pravovogo-statusa (data obrashhenija: 09.01.2023).

7. Salihova D.Ch. K voprosu oponjatiiprofessional'noj dejatel'nosti kak osnovnompriznake ocenochnoj dejatel'nosti // Russian Journal of Economics and Law. 2015. №3 (35). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-professionalnoy-deyatelnosti-kak-osnovnom-priznake-otsenochnoy-deyatelnosti (data obrashhenija: 09.01.2023).

8. Abdreev T.I. Osobennosti funkcionirovanija instituta professional'nogo ocenshhika v uslovijah globalizacii // UJekS. 2012. №7 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-funktsionirovaniya-instituta-professionalnogo-otsenschika-v-usloviyah-globalizatsii (data obrashhenija: 09.01.2023).

ZQAI

X

s и

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.