Научная статья на тему 'О применении программных сервисов в среднем профессиональном образовании (из опыта работы ГБПОУ "Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова")'

О применении программных сервисов в среднем профессиональном образовании (из опыта работы ГБПОУ "Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЕ СЕРВИСЫ / MINDMEISTER / TIME.GRAPHICS / PADLET / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СТЕНД / SOFTWARE SERVICES / MIND-MAPS / MIND MAP / TIMELINE / VIRTUAL STAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонасьева Инна Станиславовна

Современные образовательные технологии неразрывно связаны с созданием и использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В статье обобщен педагогический опыт применения программных сервисов, используемых при составлении конкурсных заданий для онлайн-олимпиад, конкурсов, турниров, для разработки электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонасьева Инна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOFTWARE APPLICATIONS USAGE IN THE SECONDARY VOCATIONAL INSTITUTIONS (FROM THE WORK EXPERIENCE OF THE KHOKHRYAKOV KOPEYSK POLYTECHNICAL COLLEGE)

Today’s educational technologies are strongly connected with the creation and usage of the electronic educational resources. The paper sums up the pedagogical experience of usage the software services in making contest tasks for online Olympiads, contests, electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «О применении программных сервисов в среднем профессиональном образовании (из опыта работы ГБПОУ "Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова")»

Образовательные технологии: наука и практика

Сведения для цитирования: Афонасьева, И. С. О применении программных сервисов в среднем профессиональном образовании (из опыта работы ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова») [Текст] / И. С. Афонасьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 42-45.

УДК 377 ББК 74.57

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОГРАММНЫХ СЕРВИСОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «КОПЕЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С. В. ХОХРЯКОВА»)

И. С. Афонасьева

Современные образовательные технологии неразрывно связаны с созданием и использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В статье обобщен педагогический опыт применения программных сервисов, используемых при составлении конкурсных заданий для он-лайн-олимпиад, конкурсов, турниров, для разработки электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: программные сервисы, MindMeister, Time.Graphics, Padlet, ментальные карты, ленты времени, виртуальный стенд.

Основной чертой современного общества являются, с одной стороны, постоянно ускоряющийся рост объема информации, с другой, — высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры и, как следствие, их интенсивное использование во всех сферах жизнедеятельности человека.

В новых социально-экономических условиях знания, квалификация, умение работать с информацией становятся, наверное, основной ценностью и стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, кадровыми и финансовыми [1]. В связи с этим существенно изменяются роль образования (оно становится все более значимым институтом современного общества) и предъявляемые к нему требования.

Изучение накопленного опыта показывает, что проблема внедрения информационно-коммуникационных образовательных технологий является достаточно острой для педагогических коллективов профессиональных образовательных организаций, поскольку требует серьезных усилий большого количества людей (пересмотр устоявшихся методик, приемов обучения, освоение новых технологий, постоянное повышение квалификации педагогов). Какие современные ИКТ целесообразно использовать в образовательном процессе, как их интегрировать с лучшими традиционными и инновационными педагогическими технологиями? Этот вопрос не теряет своей актуальности с момента зарождения цифрового образования.

Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно широко развито конкурсное и олимпиадное движение в интернет-простран-

стве. Анализ конкурсных заданий интернет-олимпиад (сравнение за пятилетний период) показал следующее:

- повысился уровень теоретической сложности — для выполнения задания необходимо осуществить поиск информации не только в учебных, но и в специальных источниках;

- широко распространились задания для командных соревнований;

- увеличилось разнообразие программных продуктов, в которых разработаны конкурсные задания; помимо традиционных офисных программ широко используются свободно распространяемые программные сервисы, такие как: MindMeister (создание ментальных карт), Time.Graphics (создание ленты времени), Maps. yandex.ru (создание интерактивных онлайн-карт), Padlet (создание виртуального стенда), Canva (создание инфографики), puzzlecup.com (создание кроссвордов), Google ФОРМЫ (создание онлайн-опросов).

Данная ситуации не только потребовала от педагогических работников изменения подхода к управлению деятельностью обучающихся в ходе подготовки к участию в интернет-олимпиадах и конкурсах, но и способствовала освоению новых программных средств для разработки электронных образовательных ресурсов.

Остановимся на первом аспекте. С 2013 г. автор статьи осуществляет подготовку обучающихся колледжа к участию в интернет-олимпиадах и конкурсах, среди которых можно отметить проекты «ФГОСтест», «Линия знаний», тематические конкурсы «Мириады открытий» от проекта «Инфоурок», Всероссийский он-лайн-чемпионат в рамках реализации проекта «Изучи интернет — управляй им!», международные квесты по цифровой грамотности «Се-тевичок» и др.

Подготовка обучающихся колледжа к интернет-конкурсам осуществляется через реализацию дополнительной образовательной программы «Творческое молодежное сообщество "Электронное перо"». Данная программа ориентирована на развитие ИКТ-компетент-ности обучающихся и предусматривает изучение средств программного обеспечения Adobe Photoshop, CorelDRAW, MS PowerPoint, а также создание с помощью данных программ и техники «сканография» творческих проектов.

Отметим, что содержание программы составлялось таким образом, чтобы оно являлось вариативным по отношению к основной профессиональной образовательной программе и обеспечивало более качественное освоение

обучающимися компетенций, связанных с информационными технологиями.

В ходе подготовки обучающихся к выполнению конкурсных заданий педагогическим работникам колледжа потребовалось освоение новых программных сервисов, таких как MindMeister, Time.Graphics, Padlet [2].

MindMeister — профессиональная программа для майндмэппинга (построение ментальной схемы, или интеллект-карты). Можно выделить как минимум четыре области применения ментальных карт на учебных занятиях:

- фиксирование информации через заметки, что позволяет записывать меньше, запоминать больше, визуализировать иерархии и связи между изучаемыми темами, использовать ментальные триггеры для более легкого хранения информации, добавлять к темам заметки, ссылки, вложения, изображения и видео;

- организация работы обучающихся с информацией в группах через создание шаблонов дискуссий, обмен информацией и идеями, работу одновременно нескольких человек на одной и той же ментальной карте;

- управление исследовательской деятельностью обучающихся (выполнение набросков эссе и научных работ; сбор заметок, ссылок и документов; стимулирование логичного потока мышления; упрощение сложных тем; разработка структуры исследовательской работы; экспорт в Microsoft Office или Google Drive);

- создание презентаций (визуализация сложной информации; быстрое превращение ментальной карты в динамичную презентацию; выделение общей и частной информации; масштабирование и создание панорам к нужным областям по собственному выбору; добавление заметок и ссылок к слайд-шоу; помещение презентаций в блоги и на сайты).

На наш взгляд, применение программы MindMeister (облачный майндмэппинг) способствует формированию у обучающихся способности осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, позволяет осуществлять более эффективное взаимодействие между преподавателями и обучающимися.

Важно отметить, что интеллект-карты можно использовать и при организации самостоятельной работы для выполнения заданий по анализу и упорядочиванию информации (актуализация знаний), генерации и фиксированию новых идей, коллективному решению задач или принятию решений, групповому выполнению проектов, визуализации структуры данных, созданию конспектов занятий,

Инновационное развитие профессионального образования

аннотированию материалов, подготовке презентаций, докладов, отчетов.

Преподаватель может применять интеллект-карты с целью планирования деятельности на день, неделю, семестр, учебный год; подготовки демонстрационного материала (презентаций, раздаточного материала); объяснения материала на занятиях; контроля качества усвоения учебного материала обучающимися.

Назовем основные преимущества интеллект-карт перед традиционным конспектированием. Во-первых, происходит существенная экономия времени: при записывании только необходимой информации — от 50 до 95 %; при чтении — более 90 %; при поиске ключевых слов в тексте большого объема — более 90 %. Во-вторых, наблюдается высокая концентрация внимания обучающихся на существенных вопросах (ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью; связаны между собой ясными и уместными ассоциациями; сведены в единое поле зрения, что способствует высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала). В-третьих, обучающийся в процессе составления интеллект-карты попадает в ситуацию открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления [1].

Time.Graphics — бесплатный русскоязычный онлайн-сервис, который позволяет создать ленту времени, т. е. наглядное представление информации о любых процессах прошлого, настоящего и будущего простым, понятным и доступным для восприятия обучающихся способом.

Лента времени помогает пользователям сопоставлять, сравнивать и анализировать самые разные события. Time.GrapЫcs позволяет добавлять неограниченное количество самых разных событий (а также изображений, фото и видео), подготавливать аналитические материалы для прогнозирования, масштабировать ленту времени от часов до миллиардов лет, работать над одним проектом целой группой обучающихся.

Ежегодно разрабатываются новые сервисы Веб 2.0, благодаря которым преподаватель может значительно повысить мотивацию обучаю-

щихся, сделать более интересным и наглядным учебное занятие, создавая большое количество разнообразных заданий. Среди сервисов Веб 2.0 отдельное место занимает сервис Padlet. Возможности данного сервиса можно использовать для управления как творческой, исследовательской деятельностью обучающихся (проведение мозгового штурма; сбор идей для проекта; создание памятки, плаката по определенной теме и др.), так и их учебной деятельностью (поиск необходимой информации; формирование площадки для размещения учебной информации, проверки знаний по определенной теме; планирование мероприятий; подготовка отчета о внеклассном мероприятии или экскурсии). Использование сервиса Padlet позволяет преподавателю создать целое дистанционное занятие, поместив информацию по определенной теме (вставить учебные рисунки, схемы, текст, видео), составить задания для обучающихся. Такая доска будет интересна и полезна тем обучающимся, которые хотят получить больший объем информации по определенной теме, и тем, кто пропустил учебное занятие.

Несомненным преимуществом сервиса Padlet является то, что это достаточно простой и интуитивно понятный онлайн-сервис, в котором можно хранить созданные файлы. Сервис Padlet позволяет организовать как индивидуальную, так и групповую работу с обучающимися, например, разработку учебного проекта.

Таким образом, педагогическая практика показала, что подготовка обучающихся ПОО к участию в интернет-конкурсах позволяет преподавателям изучить и освоить современные программные сервисы, используемые для конкурсных заданий, которые могут быть успешно применены при разработке электронных образовательных ресурсов для образовательного процесса. На наш взгляд, наилучший результат достигается в случае интеграции ИКТ и технологий обучения, направленных на интенсификацию и индивидуализацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков обучающихся.

Библиографический список

1. Дырдина, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ори-ентированном образовании [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Дырдина, В. В. Запорожко, А. В. Кирьякова. — Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. — 227 с.

2. http://puzzlecup.com/crossword-ru.

3. https://www.mindmeister.com/ru.

4. https://docs.google.com/forms.

5. https://padlet.com.

6. https://yandex.ru/maps.

7. https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika.

For citation: Afonaseva, I. S. About software applications usage in the secondary vocational institutions (from the work experience of the Khokhryakov Kopeysk polytechnical college) [Text] / I. S. Afonaseva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 42-45.

ABOUT SOFTWARE APPLICATIONS USAGE IN THE SECONDARY VOCATIONAL INSTITUTIONS (FROM THE WORK EXPERIENCE OF THE KHOKHRYAKOV KOPEYSK POLYTECHNICAL COLLEGE)

I. S. Afonaseva

Today's educational technologies are strongly connected with the creation and usage of the electronic educational resources. The paper sums up the pedagogical experience of usage the software services in making contest tasks for online Olympiads, contests, electronic educational resources.

Key words: software services, MindMeister, Time.Graphics, Padlet, mindmaps, mind map, timeline, virtual stand.

References

1. Dyrdina E. V., Zaporozhko V. V., Kir'yakova A. V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v kompetentnostno-orientirovannom obrazovanii, Orenburg : OOO IPK «Universitet», 2012, 227 p.

2. http://puzzlecup.com/crossword-ru.

3. https://www.mindmeister.com/ru.

4. https://docs.google.com/forms.

5. https://padlet.com.

6. https://yandex.ru/maps.

7. https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika.

Афонасьева Инна Станиславовна, препо- Afonaseva I. S., vocational teacher, Khokhrya-

даватель ГБПОУ «Копейский политехнический kov Kopeysk polytechnical college, Chelyabinsk re-

колледж им. С. В. Хохрякова», Челябинская обл., gion, Kopeysk, e-mail: [email protected] г. Копейск, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Васляева, Л. Ю. Реализация дистанционных образовательных технологий в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» при заочной форме обучения [Текст] / Л. Ю. Васляева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 45-49.

УДК 377 ББК 74.57

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Л. Ю. Васляева

В статье рассматриваются условия использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при заочной форме обучения, представлены этапы создания элек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.