Научная статья на тему 'О применении института планирования в системе мер противодействия незаконной миграции'

О применении института планирования в системе мер противодействия незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / незаконная миграция / миграционные процессы / планирование / органы внутренних дел / криминологическая обусловленность / migration / illegal migration / migration processes / planning / internal affairs agencies / criminological conditionality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Валерьевна Мельникова

Рассматривается социальная опасность незаконной миграции, подчеркивается необходимость тщательно продуманного подхода к определению мер по предупреждению противоправных деяний в этой сфере. Раскрывается необходимость планирования в деятельности органов внутренних дел, служб и подразделений в системе мер противодействия незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Валерьевна Мельникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the application of the Institute of planning in the system of measures to combat illegal migration

The social danger of illegal migration is considered, the need for a carefully considered approach to the definition of measures to prevent illegal acts in this area is emphasized. The need for planning in the activities of internal affairs bodies, services and units in the system of measures to counter illegal migration is revealed.

Текст научной работы на тему «О применении института планирования в системе мер противодействия незаконной миграции»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-181-185 EDN: https://elibrary.ru/pmfhqw NIION: 2003-0059-6/23-859 MOSURED: 77/27-003-2023-06-058

О применении института планирования в системе мер противодействия незаконной миграции

Светлана Валерьевна Мельникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, st-melnik2013@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается социальная опасность незаконной миграции, подчеркивается необходимость тщательно продуманного подхода к определению мер по предупреждению противоправных деяний в этой сфере. Раскрывается необходимость планирования в деятельности органов внутренних дел, служб и подразделений в системе мер противодействия незаконной миграции.

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, миграционные процессы, планирование, органы внутренних дел, криминологическая обусловленность

Для цитирования: Мельникова С. В. О применении института планирования в системе мер противодействия незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 181-185. Шрв:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-181-185. ЕБ№ PMFHQW.

Original article

On the application of the Institute of planning in the system of measures to combat illegal migration

Svetlana V. Melnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, st-melnik2013@yandex.ru

Abstract. The social danger of illegal migration is considered, the need for a carefully considered approach to the definition of measures to prevent illegal acts in this area is emphasized. The need for planning in the activities of internal affairs bodies, services and units in the system of measures to counter illegal migration is revealed.

Keywords: migration, illegal migration, migration processes, planning, internal affairs agencies, criminological conditionality

For citation: Melnikova S. V. On the application of the Institute of planning in the system of measures to combat illegal migration. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):181-185. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-181-185. EDN: PMFHQW.

Миграция является одним из важнейших явлений современности и оказывает значительное влияние на различные аспекты современного мира.

Понятие «миграция» включает в себя перемещение населения в поисках лучших жизненных условий, работы, учебы или политической стабильности. Как правило, различают миграцию внутригосударственную, когда перемещение происходит внутри одной страны, и международную, когда перемещение осуществляется через границы различных государств.

Суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что понятие «миграция» характеризуется как

разновидность социальной мобильности населения, включая различные виды, способы и формы перемещения людей внутри страны или за ее пределами, обусловленные социально-экономическими и политико-культурными факторами.

На сегодняшний день миграционные процессы в России претерпели серьезные изменения. Общая тревога, связанная с геополитическими процессами в мире, изменения в экономическом и социальном обеспечении не способствуют улучшению общей миграционной ситуации. По официальным данным, за январь-декабрь 2022 года количество фактов поста-

© Мельникова С. В., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

новки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства увеличилось на 26 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В 2022 году на миграционный учет было поставлено более 16 870 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, из них 16 310 тыс. человек (96,7 %) - по месту пребывания и 560 тыс. человек (3,3 %) - по месту жительства. Из общего числа лиц, зарегистрированных по месту пребывания, 72 % въехали в Россию с целью трудоустройства, 5 % - с целью получения образования, 2 % - с целью туризма, 21 % - по частным или альтернативным причинам. При этом показатель лиц, снятых с миграционного учета, вырос на 39 % и достиг в 2022 году 14 525 тыс. человек против 10 449 тыс. в 2021 году.

За январь-декабрь 2022 года иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено (первично) более 174 тысячи разрешений на временное проживание и 286 тысяч видов на жительство. По состоянию на конец года в России насчитывалось около 208 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих действительные разрешения на временное проживание, а также около 535 тыс. человек, имеющих действительные виды на жительство. Число лиц, в отношении которых было принято решение о приобретении российского гражданства (в порядке приема, восстановления или признания), несколько сократилось: в 2022 году оно лишь немного превысило 691 тыс. человек (по сравнению с 735 тыс. человек в 2021 году) [6].

И если миграция является значимым социальным явлением, складывающимся под влиянием различных обстоятельств и оказывающим воздействие на социально-демографические и экономические показатели, то незаконная миграция, служит, прежде всего, социальным фоном преступности, акцентируя внимание на негативных явлениях в сфере обеспечения общественной безопасности [1].

С точки зрения уголовного закона, незаконная миграция - это незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации.

Прибывая на территорию России, мигранты сталкиваются с рядом проблем, связанных с поиском работы, жилья и другими аспектами адаптации и натурализации. Часто эти проблемы не решаются в сроки, установленные российским законодательством, что заставляет мигрантов искать альтернативные пути разрешения складывающихся ситуаций, включая совершение преступлений и нарушения закона [2].

Особую сложность процесс легализации представляет для иностранных граждан, не владеющим русским языком и не знакомым с российским законодательством. Оказавшись в затруднительном положении, они вынуждены обращаться за помощью к своим соотечественникам, которые зачастую являют-

ся членами этнических преступных группировок. В результате, обратившиеся за помощью к своим соотечественникам мигранты, оказываются втянутыми в криминальную деятельность [7].

Статистические данные указывают на то, что преобладающую долю мигрантов, въезжающих в Россию, составляют мужчины. Среди незаконных мигрантов, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений на территории Российской Федерации, мужчины составляют 87 % от общего числа, в то время как доля женщин ограничена 12 % уголовных преступлений.

Среди незаконных мигрантов особую криминальную активность проявляют граждане, возраст которых находится в диапазоне от 25 до 40 лет, тогда как количество преступлений, совершенных лицами в возрасте от 55 до 60 лет, является незначительным. Пик криминальной активности незаконных мигрантов приходится на возрастную группу от 31 до 35 лет. Кроме пола и возраста, важную роль в данном контексте играют образовательный и интеллектуальный уровень. Например, 75 % иностранных граждан и лиц без гражданства обладают только общим средним образованием [8]. Из чего, мы можем сделать вывод об их использовании в качестве низкоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы.

Прибытию, бесконтрольному проживанию и передвижению, незаконному привлечению к трудовой деятельности нелегальных мигрантов способствует ряд факторов, в том числе несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей порядок взаимоотношений как в отношении самих иностранцев, нарушающих действующее законодательство, так и лиц способствующих незаконному прибытию, нахождению и трудоустройству иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ключевыми приоритетами страны являются: обеспечение безопасности государства и общества, противодействие незаконной миграции, усиление контроля над миграционными потоками, социальная и культурная адаптация, а также экономическая интеграция мигрантов [9].

Одним из императивов современной миграционной политики в Российской Федерации является повышение эффективности борьбы с незаконной миграцией, организационной основой противоправной деятельности служит планирование.

В структуре мер борьбы с преступностью выделяют следующие уровни планирования:

• обще-профилактические планы, связанные с социально-экономическим развитием того или иного субъекта (города, района);

• комплексные планы борьбы с преступностью и правонарушениями в целом;

JURISPRUDENCE

• целевые планы по предупреждению конкретных видов преступлений и правонарушений.

План является основным инструментом реализации функции планирования в системе органов внутренних дел и представляет собой особый способ принятия управленческих решений.

Отличительной особенностью плана является его комплексное содержание, включающее множество отдельных взаимосвязанных решений, специализированный формат представления, а также четко определенный процесс разработки и утверждения. В плане должны быть объективно сформулированы цели и задачи на определенный период времени, точно указаны мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, определены последовательность и сроки выполнения мероприятий, а также распределены обязанности между соответствующими исполнителями. Кроме того, в плане в обязательном порядке обозначаются методы контроля за ходом и сроками реализации плановых мероприятий [3].

Значение планирования заключается не только в том, что оно придает повседневной работе системы целенаправленный характер и позволяет решить наиболее актуальные проблемы предупредительной деятельности, но и позволяет создать соответствующую рабочую атмосферу для решения сотрудниками стоящих перед ними задач [4].

Именно планирование позволяет проводить профилактические мероприятия не спонтанно, от случая к случаю, а на основе хорошо продуманных и целенаправленных мер, учитывающих конкретные условия, возможности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении правоохранительных органов.

Эффективность любого плана профилактических мероприятий во многом определяется криминологической обоснованностью планируемых мероприятий. Другими словами, качество планов профилактики зависит не от предполагаемого времени, необходимого для их реализации, или оперативной необходимости их быстрого принятия, а от качества научного подхода к их составлению и информационной составляющей [5].

Современная криминология исходит из того, что планирование мер по предупреждению преступности не только возможно, но и необходимо.

Планирование в современном понимании этого слова - это не просто процесс составления плана, а особый вид целенаправленной деятельности, обладающей высокой степенью научной обоснованности.

Процесс планирования включает в себя подготовку, составление и утверждение планов и программ, направленных на борьбу с преступностью, и обеспечение их реализации. В то же время это один из способов координации профилактических мер в рамках государства и отдельных регионов, отражающий криминологическую политику государства.

В качестве основных этапов планирования определяют: организационно-подготовительный, инфор-

мационно-аналитический, непосредственную разработку плановых мероприятий, их выполнение, а также оценку выполнения и выводы.

Разработка плана работы начинается со сбора, систематизации и анализа необходимой аналитической информации.

Под аналитическими данными необходимыми для определения наиболее эффективных плановых мероприятий по противодействию незаконной миграции понимается информация:

• о социально-политической ситуации в странах происхождения и транзита нелегальных мигрантов:

• о способах незаконного пересечения государственной границы, с акцентом на использование поддельных документов, а также качество проведения идентификационных мероприятий в отношении прибывающих лиц;

• о лицах, нарушивших законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства;

• о местах массового проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе без постановки последних на учет в соответствии с действующим законодательством;

• об иностранных граждан и лиц без гражданства, срок проживания или временного пребывания которых в Российской Федерации истек или сокращен. А также о лицах, которым аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство, либо закрыт въезд на территорию страны.

Обмен информацией между различными правоохранительными ведомствами играет важную роль в полномасштабной борьбе с незаконной миграцией. Кроме того, важно поддерживать тесное внутриведомственное взаимодействие между оперативными подразделениями, подразделениями по вопросам миграции и иными подразделениями по охране общественного порядка МВД России, поскольку граждане, проживающие в конкретном населенном пункте, часто предоставляют информацию о наличии источников незаконной миграции, местах массового проживания и противоправной активности мигрантов сотрудникам службы участковых уполномоченных полиции. Полученная информация, включая данные от населения, становится основой для разработки организационно-управленческих документов (планов) направленных на противодействие незаконной миграции.

В рамках разработки плановых мероприятий осуществляется сбор предложений от служб и подразделений органов внутренних дел для последующего включения в план. Предложения, подготовленные службами и подразделениями, не должны ограничиваться только их конкретным направлением предупредительной деятельности, а должны носить комплексный характер.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В дальнейшем происходит уже разработка и утверждение самих вариантов плановых решений, а также доведение их до исполнителей.

Все запланированные мероприятия должны иметь четкие, достижимые цели и конкретные сроки. Кроме того, каждое мероприятие должно содержать указание на службу (ведомство, подразделение), ответственную за его реализацию, и назначенных должностных лиц, обеспечивающих контроль за его успешной реализацией и завершением.

Оценка выполнения плановых мероприятий является неотъемлемой частью процесса планирования. Осуществление систематической аналитической работы по оценке эффективности предпринятых мер помогает выделить преимущества и недостатки в предложенных к реализации плановых мероприятиях, вывести общие закономерности, а также при необходимости корректировать планы.

Выводы, сделанные на основе выполнения плановых мероприятий, являются основой для улучшения системы предупредительной деятельности.

Как уже отмечалось миграция населения - сложное и многогранное явление, затрагивающее многие сферы жизни общества, а незаконная миграция может спровоцировать ряд негативных процессов во всех сферах общественной жизни.

Именно поэтому среди мер противодействия незаконной миграции следует выделять не только совершенствование уголовного и административного законодательства, но и акцентировать внимание на необходимости применения института планирования.

Планирование мероприятий по предупреждению незаконной миграции в обязательном порядке должно включать в себя:

• криминологическую оценку оперативной обстановки, то есть оценка текущей криминологической обстановки, которая включает в себя анализ существующих проблем, тенденций и факторов, связанных с незаконной миграцией;

• криминологическую обоснованность мероприятий, то есть планирование мероприятий должно быть обосновано криминологической информацией, которая демонстрирует необходимость и эффективность предпринимаемых шагов;

• криминологические прогнозы, что подразумевает, что основываясь на анализе криминологической обстановки, формируются прогнозы относительно возможных будущих событий и тенденций в сфере незаконной миграции;

• формирование перечня мероприятий с учетом криминологических прогнозов, то есть план предупреждения должен содержать список действий и мероприятий, которые рассматриваются как наиболее эффективные на основе криминологических прогнозов.

При этом должны быть поставлены конкретные цели, с указанием объективных сроков их исполнения

для каждого территориального органа в отдельности с учетом общей численности иностранных граждан пребывающих на территории обслуживания, а также с учетом общего криминологического фона. Реализация, имеющих криминологическую обусловленность плановых мероприятий позволит модернизировать механизмы регулирования миграционных процессов.

Борьба с незаконной миграцией во всех ее проявлениях требует глубокого криминологического анализа, тщательного планирования, скрупулезной оценки эффективности и разработки инновационных методов борьбы с данным видом преступности.

Список источников

1. Мельникова С. В. О значимости планирования в системе мер предупреждения преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Сибирский антропологический журнал. 2022. Т. 6. № 4. С. 266-273. DOI 10.31804/25421816-2022-6-4-266-273. EDN НЕРВЕС.

2. Рашитов Л. Р. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконной миграции и их предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1(23). С. 124-128. EDN VNUAEL.

3. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы планирования в системе органов внутренних дел. Некоторые аспекты стратегического планирования в правоохранительных органах // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 174-178. EDN VPELKN.

4. Иванцов С. В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 147-152. EDN UHMXNT.

5. Морозов С. В. Криминологическое сопровождение организации планирования предупреждения преступности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 225-228. EDN WJXLLX.

6. Миграция в России, предварительные итоги 2022 года. Демоскоп Weekly, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, № 983-984 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.demoscope.ru/weekly/2023/0983/barom01. php (дата обращения: 21.09.2023).

7. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития 2020. № 10 (112) // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. iep.ru/upload/iblock/c60/20.pdf (дата обращения: 21.09.2023).

8. Статистика миграции: показатели перемещения по странам // [Электронный ре-

JURISPRUDENCE

сурс]. Режим доступа: https://kpk-l.ru/prochee/ statistika-migratsii-pokazateli-peremeshheniya-po-stranam.html (дата обращения: 29.09.2023).

9. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=lnhnj fuy9m615194869 (дата обращения: 29.09.2023).

References

1. Melnikova S. V. On the importance of planning in the system of measures to prevent crimes related to the organization of illegal migration // Siberian Anthropological Journal. 2022. Vol. 6. № 4. P. 266-273. DOI 10.31804/2542-1816-2022-6-4266-273. EDN HEPBEC.

2. Rashitov L. R. Criminological characteristics of crimes in the field of illegal migration and their prevention // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1(23). P. 124-128. EDN VNUAEL.

3. Markina E. V., Sosnovskaya Yu. N. Actual issues of planning in the system of internal affairs bodies. Some aspects of strategic planning in law enforcement agencies // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 2. P. 174-178. EDN VPELKN.

4. Ivantsov S. V. Planning the activities of internal affairs bodies in the system of legal regulation

of crime prevention // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 7. P. 147-152. EDN UHMXNT.

5. Morozov S. V. Criminological support of the organization of crime prevention planning // Bulletin of economic security. 2016. № 3. P. 225-228. EDN WJXLLX.

6. Migration in Russia, preliminary results of 2022. Demoscope Weekly, A.G. Vishnevsky Institute of Demography, № 983-984 // [Electronic resource]. Access mode: http://www.demoscope. ru/weekly/2023/0983/barom01.php (accessed: 21.09.2023).

7. Monitoring of the economic situation in Russia. Trends and challenges of socio-economic development 2020. № 10 (112) // [Electronic resource]. Access mode: https://www.iep.ru/ upload/iblock/c60/20.pdf (accessed: 21.09.2023).

8. Migration statistics: indicators of movement by country // [Electronic resource]. Access mode: https://kpk-l.ru/prochee/statistika-migratsii-pokazateli-peremeshheniya-po-stranam.html (accessed: 29.09.2023).

9. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // [Electronic resource]. Access mode: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271 /?ysclid=lnhnjfuy9m615194869 (accessed: 29.09. 2023).

Информация об авторе

С. В. Мельникова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author S. V. Melnikova - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 07.12.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 27.11.2023; accepted for publication 07.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.