JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-37-41 EDN: https://elibrary.ru/rpjcjx NIION: 2015-0066-5/23-800 MOSURED: 77/27-011-2023-05-999
Роль органов внутренних дел в предупреждении незаконной миграции на территории г. Москвы
Шахмурад А. Гаджимурадов
Главное управление МВД России по г. Москве, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории г. Москвы. Определены основные преступные деяния, которые формируют миграционную преступность с учетом ее пространственно-территориального распространения в г. Москве. Выделены основные преступные деяния, связанные с незаконным пересечением границы и организации незаконной миграции, фиктивной регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства.
Приведены данные по организованной этнической преступности на территории г.Москвы. Определены субъекты предупреждения незаконной миграции на территории г. Москвы.
Ключевые слова: миграция, мигрант, статистические данные, преступления, миграционная преступность, этническая преступность, Москва, округа, национальность, гражданство
Для цитирования: Гаджимурадов Ш. А. Роль органов внутренних дел в предупреждении незаконной миграции на территории г. Москвы // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 37-41. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-37-41. EDN: RPJCJX.
Original article
The role of internal affairs bodies inpreventing illegal migration in the territory ofMoscow
Shakhmurad A. Gadzhimuradov
Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs ofRussia in Moscow, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents an analysis of the current state of crime of foreign citizens and stateless persons who have committed crimes in the territory ofMoscow. The main criminal acts that form migration crime are determined, taking into account its spatial and territorial distribution in Moscow. The main criminal acts related to illegal border crossing and organization of illegal migration, fictitious registration of a citizen of the Russian Federation at the place of stay or place of residence are singled out.
The data on organized ethnic crime in the territory of Moscow are given. The subjects of prevention of illegal migration on the territory ofMoscow have been determined.
Keywords: migration, migrant, statistical data, crimes, migration crime, ethnic crime, Moscow, districts, nationality, citizenship
For citation: Gadzhimuradov Sh. A. The role of internal affairs bodies in preventing illegal migration in the territory ofMoscow. Bulletin of economic security. 2023;(5):37-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-37-41. EDN: RPJCJX.
Согласно Концепции государственной миграционной политики (на 2019-2025 годы) Российской Федерации [1] одними из основных направлений государственной политики в сфере миграции является обеспечение безопасности государства и защита национального рынка труда, а одной из главных задач - совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регу-
© Гаджимурадов Ш. А., 2023
лирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Российскую Федерацию.
Современные миграционные процессы обусловлены различными событиями, происходящими на всем геополитическом пространстве [4]. Наступившие социально-экономические, политические кризисы в ряде стран обусловили собой усиление миграционных про-
цессов среди населения. Российская Федерация оказалась неизбежно вовлечена в интеграцию этих процессов, которые формируют негативную криминальную ситуацию на ее территории.
Регулирование миграционных процессов представляет собой объединение законодательных, организационных и других инструментов, используемых в национальных интересах. Правила въезда и выезда из страны, процедура получения гражданства и других статусов, процесс получения разрешения на работу, порядок предоставления социальных гарантий мигрантам, регулирование вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства - все перечисленные действия охватываются емким понятием «миграционный процесс».
После распада Советского Союза иммиграция в Россию значительно возросла за счет перемещения трудоспособного населения с постсоветского простран-
ства. Так, с конца 1991 г., после распада Советского Союза, на территорию России стало пребывать большое число «иммигрантов» из бывших советских республик [3]. Следует отметить, что абсолютное большинство трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию - это представители из стран СНГ.
За последние 10 лет Россия вошла в пятерку ведущих стран с внешней миграцией: по состоянию на 2020 год, по данным ООН, по числу эмигрантов в абсолютных числах Россия занимает 3-е место в мире (10,65 млн чел. или 6,8 % населения) после Индии (17,79 млн чел. или 1,3 % населения) и Мексики (11,07 млн чел. или 7,9 % населения) [5].
В содержании представленной статьи мы рассмотрим отдельные статистические измерения преступлений, совершенных иммигрантами (иностранными гражданами и лицами без гражданства) на территории г. Москвы. В частности, остановимся на особой пробле-
Таблица 1
Статья 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» [2]
322.1 УК РФ 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег.
Центральный 135 34 14 13 12 20
Северо-восточный 15 1 5 6 10 4
Восточный 58 10 12 13 4 1
Юго-восточный 7 8 1 10 5 16
Южный 14 10 10 2 34 3
Юго-западный 3 2 4 2 1 4
Западный 21 3 6 6 19 29
Северо-западный 42 4 5 0 2 4
Северный 8 39 8 4 - 5
Зеленоградский 3 3 4 1 1 1
Троицкий и новомосковский 48 5 10 11 5 17
Всего 354 119 79 68 93 106
322.2 УК РФ 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег.
Центральный 3 - 2 50 7 2
Северо-восточный 0 7 3 8 15 6
Восточный 12 5 1 16 28 10
Юго-восточный 12 5 10 7 15 31
Южный 9 2 - 44 85 13
Юго-западный 28 6 30 31 21 6
Западный 1 1 5 1 8 13
Северо-западный 2 2 41 76 45 17
Северный 81 13 22 26 13 27
Зеленоградский 2 4 11 1 1 3
Троицкий и новомосковский 11 2 3 1 11 8
Всего 161 47 128 261 249 136
Таблица 2
Статья 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации»
JURISPRUDENCE
ме в преступной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства - сфере правового статуса мигрантов (вопросы въезда, выезда, пребывания, проживания и т. д.) на территории г. Москвы. Представленный субъект РФ характеризуются наибольшим числом пребывающих мигрантов среди всех субъектов РФ.
В любом государстве определенная часть иностранных граждан пытается обойти законно предусмотренную процедуру оформления миграционных статусов из-за стремления экономии время регистрации, а также под влиянием рекомендаций земляков, членов этнических преступных группировок. Нередко иностранные граждане, впервые прибывшие на территорию Российской Федерации, не владеют информацией о возможности на законных основаниях оформления своего правового статуса.
В этой связи важную роль в предупреждении совершения иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений имеют факты выявления случаев незаконного пересечения границы и организации незаконной миграции (ст. 322 и 322.1-322.3 УК РФ).
В 2022 году наблюдается количество увеличения фактов организации незаконной миграции (106 преступлений), несмотря на демонстрирующийся значительное снижение числа фактов организации незаконной миграции в 2021 году. Рассмотрим тенденции прошлых лет. В частности, в Центральном АО, Восточном АО, Южном АО, Троицком и Новомосковском АО наблюдается существенное снижение регистрации преступлений, предусмотренных ст. 322.1 по итогам 2021 года. Стоит отметить, что BAO, ТИНАО, ЮВАО - традиционные округа проживания мигрантов и территории осуществления их трудовой деятельности. Соответственно,
Самое небольшой удельный вес таких преступлений зафиксирован в 2020 году в связи с ограничением въезда/выезда на территорию Российской Федерации в условиях распространения пандемии COVTD-19.
По ст. 322.2 УК РФ наблюдаются иные тенденции. Указанные статистические данные характеризуются неравномерными случаями выявления фактов фиктивной регистрации граждан за рассматриваемый период.
В целом, за период с 2017-2021 год мы наблюдаем увеличение практики фиктивной регистрации ИГ и ЛБГ. В любом случае, для столичного региона с учетом значительного числа пребывающих мигрантов - это единичные случае регистрации преступлений. Показатели преступлений в 2022 году имеют значительные тенденции к снижению (-45,4 %).
Показатели зарегистрированных преступлений по ст. 322.2 УК РФ зависят от активности и заинтересованности правоохранительных органов в выявлении фактов фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
В период пандемии в 2020 году произошло сокращение показателей фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, за исключением ЦАО (340 преступлений). Еще большее сокращение наблюдается в 2021 году.
Несмотря на наблюдаемое сокращение в 2020 и 2021 года, 2022 год характеризуется значительным увеличением показателей преступлений рассматриваемого вида. В целом, отметим, что вся постановка на учет, как и регистрация зависит исключительно от активности подразделений по вопросам миграции.
Продемонстрируем имеющиеся тенденции фиктивной постановки на учет за 5 месяцев 2023 года.
В 2023 году отмечается рост регистрации преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ на 72,8 %. Число выявленных преступлений данного вида составляет в текущем периоде 1 704 преступлений (+718). Количество раскрытых преступлений по ст. 322.3 УК РФ также возросло с 1 032 в 2022 году до 1 856 по состо-
Таблица 3
Статья 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации»
322.3 УК РФ 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег. Зарег.
Центральный 25 171 83 340 83 75
Северо-восточный 89 171 144 105 104 229
Восточный 130 125 183 163 104 174
Юго-восточный 84 260 274 99 67 231
Южный 194 784 688 582 433 681
Юго-западный 144 580 532 251 160 403
Западный 180 228 259 173 212 265
Северо-западный 34 363 266 114 121 196
Северный 347 963 585 147 179 284
Зеленоградский 61 144 166 121 94 134
Троицкий и Новомосковский 213 138 187 131 97 129
Всего 1501 3927 3367 2226 1654 2801
Таблица 4
Динамика числа преступлений, совершенных в составе этнической организованной преступной группы,
на территории г. Москвы в 2021—2022 гг.
ОКРУГ Г. МОСКВЫ 2021 2022
Центральный 6 15
Северо-восточный 5 2
Восточный - 35
Юго-восточный 1 9
Южный 23 86
Юго-западный 6 1
Западный 3 128
Северо-западный 32 8
Северный 248 51
Зеленоградский 1 2
Троицкий и новомосковский 3 121
Всего 328 456
янию на 5 месяцев 2023 года. Раскрываемость преступлений данного вида составила по г. Москве - 99,5 %. За 5 месяцев 2023 года выявлено 924 лица, совершивших преступления указанной категории.
Отметим, что в рамках предупреждения преступлений в сфере незаконной миграции, противодействие организованной этнической преступности является одним из приоритетных направлений деятельности оперативных подразделений. За 12 месяцев 2022 года в г. Москве в составе этнической организованной преступной группы:
- зарегистрировано 456 преступления (+ 39 %;)
- раскрыто 1 485 преступлений (+ 92,6 %;)
- выявлено 345 лиц (2021 год -261);
- раскрываемость по городу составила 100 % (АППГ 99,7 %).
Наблюдается увеличение количества преступлений, совершенных этническими организованными группами на территории Восточного АО, Южного АО, Западного АО, ТиНАО.
В отчетном периоде 2023 года (январь-май) фиксируется снижение криминальной активности иностранных граждан на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Так, согласно статистическим данным в текущем периоде 2023 года отмечается тенденция снижения количества преступлений, совершенных иностранными гражданами дальнего и ближнего зарубежья с 3 436 до 3 346. Удельный вес от общего количества предварительно расследованных преступлений, совершенных иностранцами составляет 16,1 %.
При снижении общих количественных показателей, совершаемых иностранными гражданами преступлений, фиксируется усиление общественно опасного характера и тяжести совершаемых ими деяний.
Всего в текущем периоде 2023 года иностранными гражданами на территории г. Москвы совершено:
- 22 преступления против личности, предусмотренных ст. 105-107 УК РФ
- 55 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью
- 13 изнасилований
- 823 кражи
- 124 преступления, предусмотренных ст. 159— 159.6 УК РФ
- 89 грабежей
- 53 разбоя
- 591 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств
- 817 фактов подделки документов.
Следует отметить, что граждане государств, расположенных в Средней Азии, проявляют наибольшую криминальную активность в г. Москве. Так. в 2023 г. гражданами Республики Узбекистан совершено 939 преступлений, гражданами Республики Киргизия совершено 705 преступлений, гражданами Республики Таджикистан 653 преступления.
Рассматривая вопрос предупреждения незаконной миграции в г. Москве, отметим что Управление уголовного розыска (далее - Управление) ГУ МВД России по г. Москве для эффективной работы по линии противодействия с организацией незаконной миграции, на постоянной основе осуществляет взаимодействие с территориальными органами федеральной службы безопасности, исполнения наказания, межрегиональными управлениями Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также иными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе при проведении оперативно-профилакти-
JURISPRUDENCE
ческих мероприятий по противодействию незаконной миграции.
Руководством Управления на непрерывной основе проводятся рабочие встречи с представителями Прокуратуры г. Москвы, УФСБ России по г. Москве и Московской области, подразделениями системы ГУ МВД России по г. Москве по вопросам организации совместных мероприятий и обмена информацией.
Управлением организовано также взаимодействие с Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы и его структурными подразделениями в части, касающейся профилактики конфликтных ситуаций в регионе. Важным субъектом для взаимодействия по вопросам миграционных, в том числе межэтнических отношений является Совет по делам национальностей при Правительстве г. Москвы. Кроме того, руководство 11 отдела УУР ГУ МВД России по г. Москве принимает активное участие в проведении Общероссийской общественной организацией «Федерации мигрантов России» и встречи с представителями этнических диаспор.
Список источников
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы».
2. Сборник сведений ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве «О преступлениях, совершенных иностранными гражданами, а также в отношении иностранных граждан».
3. Смирных Л. П., Полякова Е. Ю. «Лица иностранного происхождения в России: сколько их и кто они»? Вопросы статистики. 2017;(1) С. 36-45.
4. Гаджимурадов Ш. А. Современная оценка состояния миграционной преступности // Вестник Московского университета МВД России, 2023, № 1. С. 73.
5. McAuliffe, М. and A. Triandafyllidou (eds.), 2021. World Migration Report 2022. International Organization for Migration (IOM), Geneva, https://publications.iom.int/ system/files/pdf/WMR-2022.pdf.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025».
2. Collection of information of the ZIC of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Moscow «On crimes committed by foreign citizens, as well as in relation to foreign citizens».
3. Smirnykh L. I., Polyakova E. Yu. «Persons of foreign origin in Russia: how many and who are they»? Questions of statistics. 2017;(1) P. 36-45.
4. Gadzhimuradov Sh. A. Modern assessment of the state of migration crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, No. 1. P. 73.
5. McAuliffe, M. and A. Triandafyllidou (eds.), 2021. World Migration Report 2022. International Organization for Migration (IOM), Geneva, https://publications.iom.int/ system/files/pdf/WMR-2022.pdf.
Статья поступила в редакцию 12.07.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 30.10.2023.
The article was submitted 12.07.2023; approved afterreviewing 11.09.2023; acceptedforpublication 30.10.2023.