JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-73-79 NIION: 2003-0059-1/23-553 MOSURED: 77/27-003-2023-01-752
Современная оценка состояния миграционной преступности
Шахмурад Абдулакимович Гаджимурадов
Главное управление МВД России по г. Москве, Москва, Россия, sgadzhimuradov@mvd.ru
Аннотация. Представлен анализ современного состояния преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории России и г. Москвы. Определены основные преступные деяния, которые формируют миграционную преступность с учетом ее географических особенностей. Выделены отдельные субъекты Российской Федерации и основные сферы совершения преступлений. Приведены видовые характеристики гражданской принадлежности мигрантов при совершении преступлений. Продемонстрировано изучение этнического распределения преступной деятельности на территории г. Москвы. Преступные деяния изучены в зависимости от национальных особенностей мигрантов, прибывающих на территорию г. Москвы.
Ключевые слова: миграция, мигрант, статистические данные, преступления, миграционная преступность, этническая преступность, Россия, субъекты Российской Федерации, Москва, национальность, гражданство
Для цитирования: Гаджимурадов Ш. А. Современная оценка состояния миграционной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 73-79. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-73-79.
Original article
Modern assessment of the state of migration crime
Shahmurad А. Gadzhimuradov
Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow, Moscow, Russia,
sgadzhimuradov@mvd.ru
Abstract. The analysis of the current state of crime of foreign citizens and stateless persons who have committed crimes on the territory of Russia and Moscow is presented. The main criminal acts that form migration crime, taking into account its geographical features, are identified. Separate subjects of the Russian Federation and the main areas of crime are identified. The specific characteristics of the citizenship of migrants in the commission of crimes are given. The study of the ethnic distribution of criminal activity on the territory of Moscow is demonstrated. Criminal acts were studied depending on the national characteristics of migrants arriving on the territory of Moscow.
Keywords: migration, migrant, statistical data, crimes, migration crime, ethnic crime, Russia, subjects of the Russian Federation, Moscow, nationality, citizenship
For citation: Gadzhimuradov Sh. А. Modern assessment of the state of migration crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):73-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-73-79.
Современные миграционные процессы обусловлены различными событиями, происходящими на всем геополитическом пространстве. Наступившие социально-экономические, политические кризисы в ряде стран обусловили усиление миграционных процессов среди населения. Российская Федерация оказалась неизбежно вовлечена в интеграцию этих процессов, которые негативным образом и во многом значительно формируют криминальную ситуацию на ее территории.
В содержании представленной статьи мы рассмотрим отдельные статические измерения преступлений, совершенных мигрантами (иностранными гражданами и лицами без гражданства) на террито-
© Гаджимурадов Ш. А., 2023
рии России и г. Москвы. В первую очередь остановимся на особой проблеме в преступной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства — сфере правового статуса мигрантов (вопросы въезда, выезда, пребывания, проживания и т. д.).
За первые три месяца 2022 г. на территории России в сфере миграции совершено 1492 преступления, из них 945 связаны с подделкой документов (ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков»), ст. 378 — с фактами незаконного пересечения государственной границы, ст. 34 — с организацией незаконной миграции. Самым распространенным по ст. 327 УК РФ (в сфере
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
миграции) предметом преступления являлись поддельные документы, подтверждающие постановку на миграционный учет (в 704 случаях)1.
Справочно: 86,1 % таких преступлений (814) совершено в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Изучение уголовных дел по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 13, 5 ст. 327 УК РФ, свидетельствует, что отдельные иностранные граждане осознанно идут на нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, обращаясь к лицам, предлагающим незаконные посреднические услуги по приобретению документов, подтверждающих постановку на миграционный учет, патентов, миграционных карт, паспортов, медицинских книжек, виз и приглашений, видов на жительство и разрешений на временное проживание, водительских удостоверений и т. д., дающих возможность длительное время незаконно пребывать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Определенная часть иностранных граждан пытается обойти законно предусмотренную процедуру оформления миграционных статусов из-за стремления экономии времени регистрации, а также под влиянием рекомендаций земляков, членов этнических преступных группировок. Нередко иностранные граждане, впервые прибывшие на территорию Российской Федерации, не владеют информацией о возможности на законных основаниях оформления своего правового статуса.
Следует отметить, что ст. 327 УК РФ предусматривает ответственность за инкриминирование нескольких составов преступлений. За приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использования заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков наступает ответственность по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, влечет ответственность по ч. 5 ст. 327 УК РФ. В ч. 5 ст. 327 УК РФ содержится самостоятельный состав преступления. Его предметом является заведомо подложный документ (а не штампы, печати, бланки) — как официальный, так и личный.
В этой связи важную роль в предупреждении совершения иностранными гражданами и лицами без
гражданства преступлений имеют факты выявления случаев незаконного пересечения границы и организации незаконной миграции (ст. 322 и 322.1-322.3 УК РФ). В настоящее время в МВД России во взаимодействии с пограничными службами ФСБ России сформирована работа по выявлению иностранных граждан, изменивших свои установочные данные в целях въезда на территорию Российской Федерации.
Так, в январе — марте 2022 г. предварительно расследовано 378 преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами (ст. 322 УК РФ). Наибольшее количество таких преступлений предварительно расследовано в Оренбургской — 41 преступление (10,8 %), Новосибирской — 36 (9,5 %) и Московской областях — 35 (9,3 %), г. Москве — 29 (7,7 %).
В целом в 2022 г. прогнозируется дальнейшее увеличение количества преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе из-за того, что значительное число таких преступных деяний являются многоэпизодными. Во многом это обусловлено тем, что к моменту выявления факта изменения установочных данных (совокупность биографических и других данных, характеризующих личность человека), преступником совершаются несколько въездов в Российскую Федерацию и, соответственно, выездов.
Остановимся на отдельных видах преступной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не затрагивающих вопросы нарушения миграционного законодательства.
Так, имеющиеся статистические данные позволяют сделать некоторые их замеры. В январе — марте 2022 г. на 8,1 % увеличилось количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., а на 9,9 % — совершенных в отношении них преступных деяний (с 3520 до 3868). Формы федерального статистического наблюдения [6] свидетельствуют, что за указанный период предварительно расследовано 10 385 преступных деяний, совершенных иностранными гражданами (I квартал
1 Учет преступлений, совершенных отдельными категориями лиц, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляется на основании статистических сведений о предварительно расследованных преступлениях (лица, совершившие преступления, установлены).
JURISPRUDENCE
2021 г. — 9607). Из них гражданами государств -участников Содружества Независимых Государств совершено преступлений больше на 12,6 % (8448 преступлений; 2021 г. — 7504), трудовыми мигрантами — на 36,3 % (2475; 2021 г. — 1816), а незаконными мигрантами — в два раза (858; 2021 г. — 413). С учетом увеличения количества раскрытых уголовно наказуемых деяний, совершенных данной категорией лиц, на фоне снижения общей регистрации преступлений на территории России на 3,8 % (с 501 563 до 482 523), удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, от общего числа предварительно расследованных вырос с 3,6 до 3,9 %.
Выделим некоторые особенности. Так, в рассматриваемом периоде отмечается изменение структуры «иностранной преступности» по видовым характеристикам. Снизилось на 7,4 % число совершенных иностранными гражданами преступлений против собственности — 3474, однако на данный вид деяний продолжает приходиться порядка трети (33,4 %) предварительно расследованных преступлений.
Наиболее значительно в отчетном периоде (I квартал 2022 г.) изменилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков — 1773 (+ 57,9 %), удельный вес которых также имеет тенденцию к росту с 11,7 до 17,1 %, а также фактом незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами — 378 (рост в два раза).
Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем числе предварительно расследованных, вырос с 30,6 % в 2021 г. до 34,1 % в 2022 г. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации в структуре преступности иностранных граждан их доля составляет более чем 60 %. Указанная ситуация наблюдается в Челябинской области (86,8 %), Пермском крае (83,8 %), Ивановской (80,0 %), Тамбовской (65,9 %) и Курганской областях (62,2 %), Республике Марий Эл (69,8 %).
Особо следует также выделить область обеспечения безопасности дорожного движения, где, в том числе, значительная часть предварительно расследованных преступлений (1093) совершена иностранными гражданами: 268 случаев из них связаны с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), 243 — с управлением транспортным средством в состоянии
опьянения (ст. 264.1 УК РФ) и 582 — с подделкой водительского удостоверения (ст. 327 УК РФ).
Самая заметная часть данных преступлений выявлена в г. Москве — 318 преступлений (29,1 %), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 147 (13,4 %), Московской области — 90 (8,2 %), Приморском — 64 (5,9 %) и Хабаровском краях — 41 (3,4 %).
Примечательно, что 47,6 % (277) преступлений, связанных с использованием поддельных водительских удостоверений, совершено гражданами Узбекистана; 20,4 % (119) — Киргизии, 16,5 % (96) — Таджикистана. Данные преступления наиболее типичны для г. Москвы — 231 (39,7 %), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 83 (14,3 %), Приморского — 49 (8,4 %) и Хабаровского — 31 (5,3 %) краев.
Что касается другой важной проблемы, из общего массива предварительно расследованных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (1773), в рассматриваемый период зарегистрирована только треть (33,3 %, 597). Справочно: 35,4 % совершено гражданами Узбекистана, 21 % — Таджикистана, 7,8 % — Украины, 8,1 % — Киргизии, 6,3 % — Беларуси. Большинство данных преступлений совершено в Челябинской области (435 преступлений; 24,5 %), г. Москве (196; 11,1 %), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
За три месяца 2022 г. окончено предварительное расследование 1004 преступлений, совершенных гражданами Украины, из них: 328 краж, 121 факт мошенничества, 27 грабежей, 10 разбоев, 139 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, 60 преступлений против безопасности дорожного движения, 61 преступление в сфере миграции, 2 — в сфере экстремизма. Справочно: Большинство данных преступлений (60,3 %) совершено в Республике Крым (164), г. Москве (137), Московской области (166), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (81), Ростовской области (57).
В целом по стране наблюдается снижение количества преступлений, совершенных гражданами Украины (-14,0 %). В приграничных с Украиной субъектах Российской Федерации также фиксируется снижение числа предварительно расследованных преступлений, совершенных лицами рассматриваемой категории. Такая ситуация наблюдается в Ростовской (-34,5 %; снижение с 87 до 57 преступлений), Белгородской (-55,6 %; с 45 до 20), Курской (-50 %; с 8 до 4) областях и Республике Крым (-32,2 %; с 242 до 164).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
7000600050004000300020001000-
1000-
6873
6892
5884
5322
4922
2017
2018
2019
2020
2021
Рис. 1. Динамика преступлений, совершенных иностранными гражданами в г. Москве в период с 2017 по 2021 гг. [4]
Исключение составляют Воронежская (+118,8 %, с 16 до 35) и Брянская (с 0 до 16) области. Вместе с тем, анализ показал, что указанные преступления были совершены до начала проведения специальной военной операции на Украине.
Продолжился рост учтенных преступлений, совершенных иностранными гражданами, в регионах, имеющих наиболее высокую долю таких деяний в общем массиве предварительно расследованных преступлений, а именно: в г. Москве (2181; +7,3 %), Московской области (1755; +14,0 %) [4], при этом количество находящихся в этих регионах иностранных граждан в 2021-2022 гг. оставалось стабильным. Справочно: около 2,4 млн иностранцев сосредоточены в г. Москве и Московской области, доля иностранцев в численности населения этих регионов составляет соответственно 11,2 и 12,7 % [5].
Противодействие преступлениям, совершенным иностранными гражданами и лицами без гражданства, является одним из приоритетных направлений деятельности оперативных подразделений ГУ МВД России по г. Москве.
За последнее время на территории г. Москвы наблюдается рост регистрации преступлений, совершенных гражданами Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Эта же тенденция характерна для России, так как основной массив (81,3 % или 8448) всех совершенных преступлений приходится на граждан государств-участников СНГ. Также отметим, что наблюдается рост преступлений, совершенных граж-
данами Беларуси (765; +31,0 %), Узбекистана (3101; +28,5 %), Таджикистана (1889; +24,4 %), Киргизии (1087; +2,5 %),
Справочно: самой многочисленной диаспорой в большинстве регионов (в 49 из 85) являются граждане Узбекистана. Так, например, в г. Москве находится 377,8 тыс. граждан Узбекистана, в Московской области — 287,7 тыс., в г. Санкт-Петербурге — 224 тыс.
Самые значимые криминологические показатели связаны с тяжкими преступлениями. Так, за I квартал 2022 г., большинство убийств совершено в г. Москве (14 преступлений), Московской области (13), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (8). Более 40 % изнасилований и насильственных действий сексуального характера совершено в г. Москве (30 преступных фактов), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (28), Московской области (10).
Проиллюстрируем общую динамику преступлений, совершенных мигрантами не территории г. Москвы (рис. 1).
Приведенный анализ качественных и количественных характеристик миграционной преступности позволяет сделать вывод о тренде ее снижения с 2018 по 2020 гг. на территории г. Москвы и увеличением в 2021 г. за исследуемый временной промежуток.
Полагаем, что на снижение показателей преступности рассматриваемых категорий лиц в г. Москве оказало существенное влияние изменение миграционной политики Российской Федерации, а также правового положения иностранных граждан. Так, например, наблюдалось сокращение количества оформленных приглашений (2019 г. — 506 451, 2020 г. — 138 279) и виз для иностранных граждан и лиц без гражданства (2019 г. — 348 458, 2020 г. — 224 666), а также оформленных патентов (2019 г. — 1 767 254, 2020 г. — 1 132 593) [3].
Оценивая криминальную ситуацию, формируемую иностранными гражданами на территории административных округов г. Москвы (табл. 1), заметим, что высокий уровень преступности наблюдается в Центральном (816 преступлений), Восточном (797 преступлений) и Юго-восточном округах г. Москвы. Примечательно, что, несмотря на снижение фактов регистрации преступлений в Восточном АО (-12,61 %), рассматриваемый округ, по-прежнему, занимает лидирующие позиции. Полагаем, что указанные территории также выбираются иностранными гражданами
jjÉiSk.
-^pr-
JURISPRUDENCE
Таблица 1
Распределение преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по административным округам г. Москвы за 2021 г. (по оконченным делам и материалам)
Административные округа г. Москвы 2021 г. Прирост/снижение, %
Центральный 816 4,35
Северо-восточный 428 10,59
Восточный 797 -12,61
Юго-восточный 798 30,61
Южный 428 4,90
Юго-западный 489 -17,95
Западный 283 0,35
Северо-западный 244 -2,79
Северный 386 6,63
Зеленоградский 87 33,85
Троицкий и новомосковский 238 67,61
УВД на ММ 122 31,18
Четвертое управление МВД России 3 -
Всего по АО 5124 4,74
для осуществления трудовой деятельности, в качестве района для временного проживания (пребывания), проведения досуга. В этой связи нарушение уголовно-правовых запретов чаще констатируется именно в перечисленных выше округах г. Москвы.
Особо остановимся на статистических показателях этнической преступности. Этническую преступность следует определить как социально-негативное явление, содержанием которого является совершение запрещенным уголовным законом деяний лицами, имеющими устойчивую внутреннюю структуру, обусловленную единой либо родственной национальной принадлежностью и связанной с этой принадлежностью самоидентификацией, основанной на противопоставлении себя другим национальным группам.
Следует отметить, что значительная часть всех действующих организованных групп и преступных сообществ в г. Москве носит этнический или межэтнический характер, создается в основном по принципу землячества.
Москва является одним из наиболее развитых в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении субъектов Российской Федерации, где объективно сложились благоприятные условия для различной трудовой деятельности. Данные обстоятельства делают мегаполис особенно привлекатель-
ным для иностранных граждан, выходцев из Средней Азии, Закавказья и Северо-Кавказского региона, которые своей деятельностью способны спровоцировать в частности межнациональные конфликты.
Согласно данным ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве за 12 месяцев 2021 г., в г. Москве установлены лица, совершившие преступления в составе этнических преступных групп по 771 преступлениям (2020 г. — 552, снижение на 219 преступлений), 2019 г. — 375, в том числе службой уголовного розыска — 364 (АППГ — 233, +131 преступление).
По итогам 2021 г. отмечается увеличение предварительно расследованных преступлений в составе этнической организованной преступной группы с 554 в аналогичном периоде прошлого года до 775 преступлений в 2021 г. (+221). Вместе с тем, отмечается снижение количества выявленных лиц, совершивших преступления в составе этнической организованной преступной группы (с 58 до 76).
Преступность иностранных граждан продемонстрировала себя и в сфере экономической деятельности на территории г. Москвы. Отдельные статистические измерения демонстрируют следующие статистические характеристики. Мы наблюдаем увеличение числа преступлений, совершенных в составе организованной группы и преступного сообщества в 2016-2021 гг.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 2
Динамика числа лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности 2016-2021 гг.
на территории г. Москвы
Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021
ОГ и ПС 265 3017 4148 4660 4750 4899
ОГ и ПС, сформированные на этнической основе 22 515 564 375 554 775
Удельный вес, % 19,05 17,05 13,59 8,04 11,62 15,73
Наблюдаются неравномерные количественные колебания преступлений, совершенных в составе организованной группы и преступного сообщества, сформированных на этнической основе и одновременное снижение удельного веса этнической составляющей (2016-2018 гг.) в структуре организованных форм совершения преступлений (табл. 2).
Анализ отдельных видов преступлений показал следующее: наибольшее количество преступлений против личности, таких как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, совершается гражданами Республик Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Преступления против собственности, преимущественно совершают: мошенничества — граждане Республики Узбекистан; кражи — граждане Республик Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, жители2 Чеченской и Кабардино-Балкарской Республик, Республики Дагестан; грабежи и разбои—выходцы из Республики Дагестан, Чеченской Республики, Киргизия и Таджикистан, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков — граждане Республики Азербайджан. В 2021 г. возросло количество сообщений о массовых драках на территории г. Москвы с участием выходцев из Северного Кавказа, Закавказья и стран Средней Азии. Главными причинами массовых драк и конфликтов являются неприязненные отношения, возникшие на почве споров бытового характера и споров защиты своих интересов. Кроме того, имеются случаи влияния организованных групп на лиц и экономические объекты различных сфер деятельности и передела сфер влияния между организованными группами и преступными сообществами. Как правило, такого рода происшествия происходят на территории кафе, ресторанов, парков, зон отдыха и общежитий.
Среди группы преступлений против собственности совершаются следующие: мошенничества — граждане Республики Узбекистан; кражи — граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Дагестана, Чеченской и Кабардино-Балкарской Республики; грабе-
жи и разбои — выходцы из Республики Дагестан, Чеченской Республики, Киргизии и Таджикистана; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ — граждане Республик Азербайджан и Дагестан.
В настоящее время организованные группы и преступные сообщества, сформированные по этническому признаку, действующие на территории Московского региона, продолжают оказывать влияние на криминальные процессы в преступной среде. Таким образом, можно констатировать тот факт, что в настоящее время в деятельности органов внутренних дел возникают трудности в учете преступлений, совершаемых преступными группами, объединяющими в своем составе лиц одной или нескольких национальностей. Отсутствие единого подхода в оформлении статистических документов препятствует подготовке и принятию управленческих решений по организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Обеспечение гармонизации межэтнических отношений предполагает постоянное улучшение ситуации в этой сфере. Однако характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Высокое количество мигрантов требует организации оптимального и эффективного государственного регулирования, в противном случае неизбежно возникновение проблем, связанных с нелегальной миграцией, ростом организованной этнической преступности. Все перечисленные проблемы не обошли стороной Российскую Федерацию. Они являются прямым отражением существующих недостатков, уголовной и правовой политики государства при непосредствен-
2 Чеченская, Кабардино-Балкарская Республики, Республика Дагестан входят в состав Российской Федерации.
JURISPRUDENCE
ной реализации политики в области этнических отношений.
От уголовной политики в отношении лиц, совершающих преступления и имеющих отношение к этническим преступным группировкам, зависит состояние и динамика предупреждения такого рода преступности. Мы согласны, что для противодействия этнической организованной преступности требуются исключительно правовые меры [2].
Заметим, что комплекс мероприятий, направленных на урегулирование миграционной политики дал значительные результаты. Законодательство о миграционной политике, в том числе Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», установило более четкие направления администрирования в отношении пребывания мигрантов на территории государства. Значительно усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции. Все вышеуказанные и иные обстоятельства, в том числе в условиях пандемии COVID-19, привели к определенному снижению преступной деятельности мигрантов на территории г. Москвы и России.
Список источников
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы».
2. Тишков В. Самоопределение российской нации // URL://https://portalus.ra/moduks/mternatюnal-law/ras_readme.php?subactюn=showfuИ&id=1228888 871&archive=&start_from=&ucat=&#link.
3. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2020 г. // URL://https://мвд.рф/de-jatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689548/
4. Сборник сведений ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве «О преступлениях, совершенных иностранными гражданами, а также в отношении иностранных граждан».
5. Сборник «Численность и состав населения» Федеральной службы государственной статистики (Росстат) // URL://https://rosstat.gov.ru/folder/12781#.
6. Ф. 494. Кн. 1 (4-ЕГС) «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» // ГИАЦ МВД России.
References
1. Decree of the President of the RF No. 622 dated October 31, 2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025».
2. Tishkov V. Self-determination of the Russian nation // URL://https://portalus.ru/modules/international-law/rus_readme.php?subaction=showfull&id=12288888 71&archive=&start_from=&ucat=&#link.
3. Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation for January — December 2020 // URL://https://Ministry of Internal Affa-irs.rf/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689548/
4. Collection of information of the ZIC of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow «On crimes committed by foreign citizens, as well as against foreign citizens».
5. Collection «Population size and composition» of the Federal State Statistics Service (Rosstat) // URL:// http s ://rosstat.gov.ru/folder/12781#.
6. F. 494. Book 1 (4-USGS) «Information on the state of crime and the results of crime investigation» // GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Информация об авторе
Ш. А. Гаджимурадов — начальник 11 отдела Управления уголовного розыска Главного управления МВД России по г. Москве.
Information about the author
Sh. A. Gadzhimuradov— Head of the 11 th Department of the Criminal Investigation Department of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 18.01.2023. The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 18.01.2023.