ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343; ББК 67
DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-96-100
NIION: 2007-0083-2/21-016 MOSURED: 77/27-005-2021-02-215
© Михайлова Е.В., 2021
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
Елена Владимировна Михайлова,
старший преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
(117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: kis-01@mail.ru,
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние преступности иностранных мигрантов в московском регионе, ее особенности, отличительные черты и детерминанты. Продемонстрированы отличия показателей преступности в московском регионе от общероссийских показателей. Проанализировано территориальное распределение миграционной преступности. Рассмотрены особенности предупреждения преступности иностранных мигрантов в регионе.
Ключевые слова: мигрант, миграция, преступления, миграционная преступность, Московский регион, предупреждение миграционной преступности.
THE IMPACT OF MIGRATION PROCESSES ON THE CRIMINAL SITUATION IN THE MOSCOW REGION
Elena V. Mikhailova,
Senior Lecturer at the Department of Criminology Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences
(12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997) E-mail: kis-01@mail.ru,
Abstract. The article examines the current state of crime of foreign migrants in the moscow region, its features, distinctive features and determinants. The differences between the crime rates in the moscow region and the all-Russian indicators are demonstrated. The territorial distribution of migration crime is analyzed. The features of crime prevention of foreign migrants in the region are considered.
Keywords: migrant, migration, crimes, migration crime, Moscow region, prevention of migration crime.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Михайлова Е.В. Влияние миграционных процессов на криминогенную обстановку в московском регионе. Криминологический журнал. 2021;(2):96-100.
Миграция населения выступает важным фактором развития страны, оказывая позитивное влияние на социально-экономические, политические, демографические процессы в ней протекающие. Потребность мегаполисов в дополнительной рабочей силе во многих отраслях городского хозяйства делают их центром притяжения трудовых мигрантов. Причины, вследствие которых население устремляется в крупные города, довольно многообразны. Это и причины экономического плана (более высокий уровень жизни в крупных городах, достаточно широкий выбор работы и других сфер занятости); и социально-бытового плана (широкий круг и ассортимент услуг, развитая инфраструктура, возможность на оптимальных условиях приобрести товары, организовать жизнедеятельность человека); и социально-культурного плана (наличие возможностей проведения досуга в соответствии с интересом, получение образования и специальности, что немаловажно
для значительной части молодых людей); и психологического плана (престижность жизни в городских условиях, возможность интенсивного проявления личностных установок и социально-нравственных ориентиров на более высокий уровень жизни).
Принимаемые органами власти города Москвы меры по экономическому, социальному и культурному развитию региона сформировали благоприятные условия для коммерческой и трудовой деятельности. Однако, решая в целом важные социально-экономические задачи, миграция несет и негативные криминогенные последствия: в числе мигрантов есть лица, прибывающие с противоправными намерениями, имеющие преступное прошлое и антиобщественные установки, которые в силу этого и ситуации на новом месте пребывания (неустроенность быта, материальные затруднения, психологическая несовместимость, негативное влияние ближайшего окружения и т.п.) могут встать на
преступный путь, быть втянуты в преступную деятельность этнических группировок [1, С. 232]. В московском регионе довольно часто преступные группировки функционируют по национальному признаку. Например, армянские, грузинские, набирающие обороты украинские этнические группировки, которые имеют свою территорию и определенную специализацию.
Значительные потоки иностранных мигрантов оказывают не только существенное влияние на криминогенную ситуацию, но и создают дополнительные трудности для оперативной и профилактической деятельности правоохранительных органов. При этом преступность иностранных мигрантов характеризуется высокой степенью латентности, так как регистрируется как таковая только в случаях раскрытия преступления или обнаружения мигрантов-преступников.
С учетом критической эпидемиологической ситуации в стране и мире, ограничениями, вызванными ко-ронавирусной инфекцией в 2020 году, миграционный фактор приобретает особую остроту: распространение вируса привело не только к ухудшению ситуации в социальной сфере, но и к изменениям криминальной ситуации, в том числе на территории московского региона. Так, в 2020 году в Москве зарегистрировано 146 5591 преступлений, из них 6 546 (4,5 %) совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом, в 2019 году доля совершенных иностранными гражданами преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений в мегаполисе составила 4,1 % (5 884), в 2018 году — 5,8 % (6 892). При этом значительная часть зарегистрированных преступлений приходится на граждан стран-участниц СНГ: 2020 год — 5 828 (90 %) преступлений; 2019 — 5 527 (94 %) преступлений; 2018 — 6 315 (92 %) преступлений, наибольшее количество которых совершено гражданами Республик Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. В условиях современного периода эпидемиологической ситуации в стране рост преступности мигрантов в столичном регионе был прогнозируем: отсутствие работы и заработной платы у большинства мигрантов, а также невозможность покинуть место пребывание и вернуться на историческую родину.
Между тем, рост преступности мигрантов на территории Российской Федерации в условиях пандемии не зафиксирован: количество зарегистрированных в 2020 году преступлений ниже на 1,5 % по сравнению с 2019 годом (34 400 и 34 917 соответственно). Низкая криминальная активность мигрантов обусловлена
1 Здесь и далее приведены статистические данных ФКУ «ГИАЦ МВД России» о преступлениях и лицах, их совершивших, на территории Российской Федерации в целом и ее субъектов, а также информация Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
обязательной самоизоляцией граждан, предполагавшей режим ограничений и повышенного уровня контроля правоохранительных органов за соблюдением общественного порядка, а также совокупностью мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)» [2]; продуктовой помощью мигрантам, оказываемой общественными организациями и частными людьми; наличием сбережений; их направленностью на солидарность и взаимопомощь по этнической линии [3].
Таким образом, особенностью преступности иностранных мигрантов в России является ее неравномерное распределение по административно-территориальным единицам. Помимо приграничных субъектов Российской Федерации, наиболее привлекательной территорией для иностранных мигрантов является, Центральный Федеральный округ, прежде всего, Московский регион (Москва и Московская область), куда в основном направлены маршруты граждан иных стран. Это самый крупный и сложный регион России, не имеющий себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству населенных пунктов, многообразию экономики, развитой инфраструктуре и транспортной системе, многообразию миграционных процессов.
О том, что криминогенная обстановка в московском регионе отличается от общероссийских показателей, можно судить и из следующих цифр. Всего по России в 2020 году выявлено 29 222 иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления. Тогда как по городу Москве их число составило 5 553 человек, а по Московской области 4 436 человека. Из чего следует, что больше 35 % преступлений рассматриваемой категории совершается именно в московском регионе.
Стоит отметить и низкую раскрываемость преступлений в Москве по сравнению с показателями по России. За 2020 год в Российской Федерации зарегистрировано 1 890 563, раскрыто 948 002 преступлений (50 %). В Москве зарегистрировано 134 512 преступлений, раскрыто 37 868 (28,1 %). В Московской области зарегистрировано 67 893, раскрыто 43 909 (64,6 %). Как видим, раскрываемость в Москве гораздо ниже, чем по Московской области и по России, что связано с возможностью скрыться или затеряться на территории столицы. При этом большинство преступлений мигрантами совершается на территории Центрального,
Юго-Восточного, Восточного и Южного административных округов г. Москвы (таблица 1).
Динамика регистрируемой и раскрытой преступности может считаться лишь одной из характеристик криминальной обстановки. При этом состояние безопасности региона или страны невозможно определить только по факту сокращения или роста преступности: в последние годы существенно изменилась качественная сторона преступности иностранных мигрантов. Так, за 2020 год в Москве совершено 49 410 тяжких и особо тяжких преступлений (+ 17,4 % к АППГ), что составляет 36,7 % от числа зарегистрированных преступлений в городе, 2 850 (5,7 %) преступлений совершено иностранцами и лицами без гражданства. В 2019 году в столице зарегистрировано 45 909 тяжких и особо тяжких преступлений (+ 5,9 % АППГ), что составило 32,3 % от числа всех зарегистрированных преступлений, на долю иностранных граждан пришлось 1 899 преступлений
(4,1 %).
Значительную долю преступлений, совершенных иностранными мигрантами, составляют кражи, грабежи, мошенничества, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также причинение тяжкого вреда здоровью (таблица 2).
На наш взгляд, к основным детерминантам миграционной преступности в городе Москве можно отнести следующие: социальные: нестабильность (съемное жилье, отсутствие постоянной работы или наличие низкооплачиваемой работы); отсутствие опыта проживания в большом городе; ориентация на непрестижную, «грязную» работу; личностные: отсутствие стабильных партнерских отношений; низкий уровень образования; отсутствие опыта работы по специальности; психологические: негативное отношение коренных жителей к приезжим; наличие устоявшихся стереотипов относительно мигрантов; психологическая неустойчивость.
Коренное население мегаполиса обычно встречает приезжих недоброжелательно, очень часто взаимоотношения сопровождаются конфликтами межэтнич-неского, межнационального характера, и относятся к категории насильственных преступлений. Отмечается рост количества преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан. Так, в 2019 году зарегистрировано 4677 таких преступлений, что выше, чем в 2018 году на 18 % (3843), что говорит об увеличивающемся недовольстве местного населения количеством и поведением мигрантов, находящихся постоянно или временно в городе.
Обеспечение безопасности города Москвы не толь-
ко как столицы и субъекта Российской Федерации, но и как крупнейшего города страны с более чем двенадцатимиллионным населением является необходимым условием жизнедеятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества. На безопасность жителей и гостей столицы, объектов ее инфраструктуры, а также на психологический климат в городе и привлекательность города Москвы как центра деловой активности и туризма негативное воздействие оказывает, среди прочих факторов, интенсивность миграционных потоков из ближнего зарубежья и государств Центральной Азии и, как следствие, легализация в московском регионе лиц, принимавших участие в незаконных вооруженных формированиях на территории иностранных государств и причастных к террористической деятельности.
Органами внутренних дел по городу Москве накоплен значительный опыт противодействию незаконным миграционным процессам. К основным направлениям специального предупреждения преступлений мигрантов относятся:
• эффективная охрана общественного порядка на улицах и в местах проведения досуга, где чаще всего мигрантами совершаются правонарушения;
• усиление деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ, в том числе и этнических;
• своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктим-ности, которые могут стать жертвой преступных действий мигрантов;
• усиление борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, с его хищениями, использованием для совершения тяжких насильственных преступлений.
Проводимые мероприятия, в том числе в рамках Государственной программы «Безопасный город», позволили добиться снижения уровня преступности в Москве: коэффициент преступности в 2019 году снизился по сравнению с 2012 годом на 27,4 % (с 1 552,1 до 1 126,3) [5].
В целях межведомственной координации деятельности органов власти по реализации эффективной миграционной политики, содействию адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей в Правительстве Москвы сформирована межведомственная рабочая группа по вопросам профилактики правонаруше-
ний в миграционной среде, работа которой направлена в преступные схемы, повышения эффективности про-на организацию взаимодействия заинтересованных ве- филактической, информационной и разъяснительной домств по реализации в городе Москве задач в сфере работы с мигрантами, принятия мер, препятствующих миграционной политики, обеспечения безопасности маргинализации находящихся на территории города и правопорядка, недопущения вовлечения мигрантов иностранных граждан [6].
Таблица 1
Территориальное распределение преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства по округам г. Москвы 1
Территория совершения преступления 2017 2018 2019
Центральный административный округ 1025 955 835
Северо-Восточный административный округ 459 511 496
Восточный административный округ 889 682 573
Юго-Восточный административный округ 624 578 432
Южный административный округ 580 604 543
Юго-Западный административный округ 524 504 436
Западный административный округ 546 453 516
Северо-Западный административный округ 278 179 240
Северный административный округ 435 429 450
Зеленоград 143 89 117
УВД на Московском метрополитене 165 130 178
4 УВД МВД России 4 1 -
Троицкий и Новомосковский административные округа 370 358 292
ВСЕГО: 6042 5473 5108
Таблица 2
Виды преступлений, совершенных гражданами стран СНГ на территории г. Москвы [4]
Виды преступлений Всего преступлений, совершенных гражданами стран СНГ
2017 2018 2019
Небольшой тяжести 3055 2666 2224
Средней тяжести 1349 1250 1187
Тяжкие и особо тяжкие 1864 2306 1899
Совершено в составе организованной группы 406 383 324
Бандитизм 1 0 0
Организация преступного сообщества 3 1 3
Убийство 28 40 31
Причинение тяжкого вреда здоровью 90 99 115
Изнасилование 44 49 57
Кража 1451 1474 1580
Грабеж 422 382 361
Разбой 208 182 187
Мошенничество 410 757 540
Вымогательство 40 20 21
Хулиганство 13 18 8
Хранение оружия 11 14
Организация незаконной миграции 176 37 16
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 732 794 509
1 В таблице приводится количество выявленных иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории г. Москвы
Библиографический список
1. Уткин В.А., Уткина Е.В. Правовой и криминологический аспект нелегальной миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7.
2. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 2020 г. № 16. Ст. 2572.
3. Аналитический материал ВНИИ МВД России «Состояние преступности на территории Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 и тенденции ее развития до конца 2020 года.
4. Гаджимурадов Ш.А. Статистическое измерение этнической преступности мигрантов, совершивших преступления в г. Москве // Вестник Московского университета МВД России. № 5. 2020.
5. О выполнении Государственной программы города Москвы «Безопасный город» в 2019 году и задачах на 2020 год // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021 [Электронный ресурс]; иИ!: https://www.mos.ru/ drbez/documents/programma-bezopasnyi-gorod/ view/237781220/ (дата обращения 03.05.2021).
6. В Москве обсудили вопросы профилактики правонарушений среди мигрантов // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021 [Электронный ресурс]; иЯЬ: Ы^:// www.mos.ru/news/item/77634073/ (дата обращения 01.07.2021).
Bibliographic list
1. Utkin V.A., Utkina E.V. Legal and criminological aspects of illegal migration. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 7.
2. Decree of the President of the Russian Federation of April 18, 2020 No. 274 "On temporary measures to resolve the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in connection with the threat of the further spread of a new coronavirus infection (COVID-19)" // Collected Legislation of the Russian Federation of April 20, 2020 No. 16. Art. 2572.
3. Analytical material of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia "The state of crime on the territory of the Russian Federation in the context of the COVID-19 pandemic and its development trends until the end of 2020.
4. Gadzhimuradov Sh.A. Statistical measurement of ethnic crime of migrants who committed crimes in Moscow // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 5. 2020.
5. On the implementation of the State Program of the City of Moscow "Safe City" in 2019 and tasks for 2020 // Official portal of the Mayor and the Government of Moscow, 2021 [Electronic resource]; URL: https://www.mos.ru/drbez/ documents/programma-bezopasnyi-gorod/ view/237781220/ (date of treatment 05/03/2021).
6. In Moscow, discussed the prevention of delinquency among migrants // Official portal of the Mayor and the Government of Moscow, 2021 [Electronic resource]; URL: https://www. mos.ru/news/item/77634073/ (date of treatment 07/01/2021).