Научная статья на тему 'Проблемы уголовно-правового регулирования миграции в Российской Федерации'

Проблемы уголовно-правового регулирования миграции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
незаконная миграция / преступления против порядка управления / государственная граница / миграционная преступность / illegal migration / crimes against governance / state border / migration crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Михайловна Зарина, Ольга Алексеевна Волкова

Одной из важных государственных проблем выступает противодействие преступности в сфере миграции, что обусловлено ростом такого вида деяний. В статье предложено ужесточение мер наказания за преступления против порядка управления в сфере противодействия незаконной миграции, а также конструирование норм с учетом добавления квалифицирующих признаков, которые могут усилить эффективность применения норм. Приведены виды классификаций преступности мигрантов. На законодательном уровне необходимо выделить специальный субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of criminal legal regulation of migration in the Russian Federation

One of the important government problems is combating crime in the field of migration, which is due to the growth of this type of act. The article proposes toughening penalties for crimes against the management order in the field of combating illegal migration, as well as the construction of norms taking into account the addition of qualifying features that can enhance the effectiveness of the application of norms. The types of classifications of migrant crime are given. At the legislative level, it is necessary to identify a special subject of crimes provided for in art. 322.2 and 322.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы уголовно-правового регулирования миграции в Российской Федерации»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 343.35

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-57-61

https://elibrary.ru/oeipov N11014: 2015-0066-5/23-805 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-05-004

Проблемы уголовно-правового регулирования миграции

в Российской Федерации

Александра Михайловна Зарина12, Ольга Алексеевна Волкова3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

[email protected]

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

3 Зональный информационный центр Главного управления МВД России по г. Москве, Москва, Россия,

[email protected]

Аннотация. Одной из важных государственных проблем выступает противодействие преступности в сфере миграции, что обусловлено ростом такого вида деяний. В статье предложено ужесточение мер наказания за преступления против порядка управления в сфере противодействия незаконной миграции, а также конструирование норм с учетом добавления квалифицирующих признаков, которые могут усилить эффективность применения норм. Приведены виды классификаций преступности мигрантов. На законодательном уровне необходимо выделить специальный субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ.

Ключевые слова: незаконная миграция, преступления против порядка управления, государственная граница, миграционная преступность

Для цитирования: Зарина А. М., Волкова О. А. Проблемы уголовно-правового регулирования миграции в Российской Федерации II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 57-61. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-57-61. ЕБ№ ОЕ1РОУ

Original article

Problems of criminal legal regulation of migration in the Russian Federation

Alexandra M. Zarina1'2, Olga A. Volkova3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

3 Zonal Information Center of the Main Directirate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow,

Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. One of the important government problems is combating crime in the field of migration, which is due to the growth of this type of act. The article proposes toughening penalties for crimes against the management order in the field of combating illegal migration, as well as the construction of norms taking into account the addition of qualifying features that can enhance the effectiveness of the application of norms. The types of classifications of migrant crime are given. At the legislative level, it is necessary to identify a special subject of crimes provided for in art. 322.2 and 322.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: illegal migration, crimes against governance, state border, migration crime

For citation: Zarina A. M., Volkova O. A. Problems of criminal legal regulation of migration in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(5):57-61. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-57-61. EDN: OEIPOV.

На сегодняшний день миграционная преступность выступает серьезной угрозой национальной безопасности России в условиях современной военно-политической и экономической ситуации в связи с обострением

международных отношений между странами. Современное уголовное законодательство проходит определенный этап реформирования и преобразований, в свою очередь законодателю необходимо систематизировать

© Зарина А. М., Волкова О. А., 2023

преступные деяния, затрагивающие незаконную миграцию, а также обозначить проблемы правоприменения и определить пути совершенствования законодательства.

В соответствии со статистическими данными МВД России в период за 6 месяцев 2023 г. всего иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено более 22 тысяч преступлений. Наблюдается тенденция роста на 6,3 % при сравнении с тем же периодом прошлого года. Следует отметить значительное количество граждан стран СНГ в общем числе лиц, совершивших преступления, количество которых превышает более 18 тысяч преступлений в течение первой половины 2023 г., что на 6,5 % превышает аналогичный период прошлого года. Около 7 тысяч преступлений совершено в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства [8].

Большая часть преступлений, совершаемых обозначенной категорий граждан, относятся к преступлениям против собственности (например, кражи, грабежи, разбои и различные виды мошенничества).

Ю. Н. Жданов, генерал-лейтенант полиции, д.ю.н., заслуженный юрист России, рассматривая миграционную преступность, отмечает, что криминальная составляющая нелегалов содержит такие преступления как мелкие кражи, разбои и мошенничества, так и убийства, изнасилования. Потерпевшими чаще всего выступают как граждане РФ, так и иностранные граждане. Большой объем прироста - около 80 % происходит за счет незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В свою очередь Бастрыкин А. И., председатель Следственного комитета России, генерал юстиции, д.ю.н., профессор заявляет о росте среди мигрантов преступлений экстремистского характера, в том числе относящихся к категориям тяжких и особо тяжких деяний. При непосредственном задержании достаточно часто лица оказывают сопротивление выполнения законных требований сотрудников правоохранительных органов, вплоть до нападения на стражей порядка [3]. В качестве причин совершения этих преступлений отмечают отсутствие должного контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые зачастую находятся в трудной жизненной ситуации, являются экономически незащищенной категорией граждан, в связи с чем растет латентность преступлений в сфере миграции. Достаточно сложный механизм выдачи из-за границы иностранцев свидетельствует о росте безнаказанности среди них, следовательно, возможности и в дальнейшем совершать преступные деяния. Так, в М. области уроженцы Узбекистана, имея умысел на совершение кражи из жилища, проникнув в дом, обнаружили хозяина квартиры, которого впоследствии задушили. Обнаружив в доме мать и дочь, совершили изнасилование, скрывшись с места преступления и покинув территорию России.

Одной из серьезных проблем следует отметить проблемы действенного контроля за миграцией нелегальных лиц на территории России, а также бездействие

правоохранительных органов по учету и регистрации, что в свою очередь влечет последующее не привлечение к уголовной ответственности и совершение в дальнейшем новых преступлений. Например, в Н-кой области гражданин республики Узбекистан, который неоднократно привлекался к ответственности на Родине, проник в жилое помещения для кражи имущества, однако обнаружив дома хозяина, убил его. Органами предварительного расследования установлено, что данное лицо с 2007 г. не имело законных оснований для нахождения на территории РФ.

Особое внимание следует уделить Кемеровской области, в которой порядка 50 % лиц, прибывших из-за рубежа, находились незаконно в течение достаточно длительного промежутка времени - более пяти лет. Также достаточно часто совершаются насильственные виды преступлений, потерпевшими от которых выступают дети, малолетние лица [2].

Государство должно выработать определенные механизмы борьбы с такого рода преступлениями, исключить бюрократический и коррупционный подход в сфере миграционной политики. В связи с чем отдельного внимание заслуживают уголовно-правовые нормы в сфере противодействия миграционным преступлениям.

Основными документами, регламентирующими уголовную политику в сфере защиты населения от преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, являются: Стратегия национальной безопасности и Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. Обозначенные документы задают «вектор» развития законодательства на определенный период времени при решении важной задачи - борьбы с незаконной миграцией на территории РФ.

Итак, давайте определим такой признак миграционных преступлений как общественная опасность, которая может проявляться в следующем: несоблюдения процедуры пересечения государственной границы РФ, установленной законодательством; несоблюдение правил нахождения и регистрационного учета на территории государства как иностранных граждан, так и лиц без гражданства; возникновение угрозы национальной безопасности [7, с. 223].

В теории уголовного права выделяют несколько интерпретаций видов незаконной миграции, включая в основу деления степень общественной опасности.

1) криминальная миграция принята в терминологическом обороте для обозначения криминологической характеристики мигрантов, которые являются преступниками или в будущем собираются совершить противоправное деяния, не опосредованные самим процессом миграции, а те деяния, которые облегчают незаконную миграцию и «маскируют» ее;

2) нелегальная миграция - действия, которые направлены на незаконное пересечение границы и нарушение режима пребывания на территории страны;

JURISPRUDENCE

3) неконтролируемой миграцией рассматривается перемещение иностранцев по территории РФ законно для реализации трудовых функций, а также смены места постоянного пребывания, однако которые в будущем нарушают миграционное законодательство [7, с. 223].

Ахмедов М. Н. произвел классификацию обозначенной группы преступлений на: преступления в сфере нелегальной миграции и преступления, непосредственно связанные с ней.

К первой подгруппе преступлений относят составы преступных деяний, предусмотренных отдельными статьями УК РФ: 322, 322.1, 322.2, 322.3 УКРФ.

Уголовно-правовая политика в сфере регулирования миграции четко очертила круг защищаемых общественных отношений, отнеся преступления к главе 38 «Преступления против порядка управления». В свою очередь профессор, А. В. Бриллиантов далее делит их на следующие виды:

К первому виду относятся преступления, посягающие на неприкосновенность государственной границы, в который входят ч. 2 ст. 322УКРФист. 322.1 УК РФ.

К второму виду относят преступления, посягающие на закрепленный государством порядок ведения официальной регистрации и документации [9, с. 1115], куда входят ст. 322.2 УКРФи ст. 322.3 УК РФ.

Ученые определили характерные черты обозначенных преступлений:

1) преступные деяния реализуются посредством нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

2) однородные объекты преступлений [1, с. 84127].

Проблемой правоприменения статей 322.2 и 322.3 УК РФ является отсутствие в конструкциях составов такого элемента как специальный субъект. В свою очередь A.B. Бриллиантов определяет то, что в качестве субъекта данных деяний необходимо выделять лицо, наделенное специальными полномочиями по осуществлению регистрации [4, с. 577, 579], однако в УК РФ это не реализовано. В подтверждение Т.Н. Уторова обращает внимание на санкции статей, в которых имеет место вид наказания - «лишение права занимать определенные должности» [10, с. 59]. На наш взгляд выделение должностного лица в качестве специального субъекта является важным в практике применения процесса квалификации правоприменительными органами. Так, при конкуренции норм важно правильно применить наиболее подходящую специальную норму, в которой объектом являются отношения в сфере управления.

Также Т. Н. Уторова отмечает достаточно жесткие меры наказания за обозначенные выше преступления в отношении иностранцев. Международная уголовная политика в противовес обозначенной позиции «диктует» следующие тенденции конструирования уголовно-правовых норм. Так, еще Генеральным секретарем ООН отмечено, что в целях защиты прав человека и гражданина

государственные органы не должны допускать применения уголовного наказания в отношении мигрантов, то есть предупреждение и профилактика являются более эффективными мерами предотвращения преступлений в сфере миграции.

В свою очередь, X. Бусманте указывает на то, что действия лица, связанные с незаконным выездом, пребыванием на территории иностранного государства нельзя относить к преступлениям - так как не нарушены основные охраняемые Уголовным законом объекты. В рамках международного пространства мигранты, незаконно перешедшие границу, не должны рассматриваться правоприменительными органами как преступники.

В современном УК РФ данные гуманные меры реализованы в Приложениях отдельных статей об освобождении от уголовной ответственности при наличии определенных условий (ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ).

Используя положительную практику уголовного закона, связанную с такой категорией как неоднократность или «повторность», которая достаточно активно применяется на практике сопряжена с административной преюдицией, следует обратить внимание на предложение Р. Л. Рашитова, который говорит о введении в УК РФ новой статьи 322.4 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (лица без гражданства) лицом, подвергнутым административному наказанию, определив диспозицию статьи следующим образом»: Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина или лица без гражданства, при отсутствии у них установленных законом разрешительных документов, лицом, подвергнутым административному наказанию.

Такого рода нововведение усилит эффективность превентивного воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нарушающих нормы права работодателей. В связи с чем, наведение порядка в сфере занятости населения будет способствовать открытию новых рабочих мест, добропорядочному поведению организаций и экономическому росту страны. Необходимо легализовать и перевести в законную сферу нелегальную миграцию, предоставив отдельные трудовые и социальные права.

Вторая, выделенная нами группа преступлений -это преступления, связанные с нелегальной миграцией. В теории уголовного права их определяют как деяния, сопутствующие преступлениям в сфере нелегальной миграции, т. е. имеющие опосредованный характер в системе уголовно-правовых средств противодействия нелегальной миграции [7, с. 223].

Действующий УК РФ не выделяет совокупность преступлений, связанных с миграцией, в качестве самостоятельной группы преступных посягательств, а распределяет их в разных главах и даже разделах:

- ст. 127.1 «Торговлялюдьми»;

- ст. 292.1 «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо

ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации»;

- ст. 325 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей или похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия»;

- ст. 327 «Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» и др. Также одной из проблем применения уголовно-правовых норм в борьбе с нелегальной миграцией является их бланкетность. Так, порядок въезда и нахождения граждан на территории Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными актами, Федеральными законами «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», а также принятыми на основании федеральных законов постановлений Правительства РФ.

Следует отметить, что мигранты, ввезенные незаконным путем находятся в уязвимом положении и в большей мере подвержены унижению и эксплуатации. В отношении них возможно принятие таких мер как конфискация паспортов, принудительное изменение условий трудового контракта, задержки с выплатой заработной платы, плохое и недостаточное питание, не предоставление медицинской помощи, физическое и половое насилие и др. Фактически они лишены возможности заявить о таких преступлениях [10, с. 56-60].

В последнее время следует отметить насильственный характер преступлений, иногда поражающие своей жестокостью. Так, актуальными будут следующие примеры.

Первая ситуация. 29 февраля 2016 г. в г. Москве гражданка Б., имеющая гражданство республики Узбекистан и выполняющая обязанности няни, совершила убийство 4-летней девочки. Впоследствии для того, чтобы скрыть следы преступления, она подожгла квартиру. Выйдя на улицу в районе метро, она размахивала отрезанной головой жертвы и кричала, что является террористкой. Правоохранительные органы Узбекистана подтвердили, что данная гражданка страдает тяжелой формой шизофрении, состоя на психоневрологическом учете более 15 лет. В результате предварительного расследования установлено возможное воздействие экстремистских организаций [5].

Вторая ситуация. 30 мая 2015 года в г. Т. 30-летний гражданин Ш., являясь сожителем гражданки Н. и находясь у нее дома в результате распития спиртных напитков жестоко и хладнокровно сначала убил мать и дочь, а затем безжалостно расправился со спящими в соседней комнате детьми - 11-летней девочкой и 10-летним мальчиком, не пощадил даже маленького Пашу, которому было пять лет.

По определенной случайности уцелели родственники владельцев дома - мужчина и мальчик, которые в тяжелом состоянии отправлены в больницу. По сло-

вам правоохранительных органов, жертв могло быть больше [6].

На наш взгляд, необходимо ужесточить меры наказания за преступления против порядка управления, совершенные в сфере незаконной миграции, также в отдельных составах выделить квалифицирующие признаки, позволяющие конкретизировать и применять более эффективно меры уголовно-правового характера (например, включить отдельные формы соучастия в статьи).

Также, соглашаясь с Председателем Следственного комитета РФ, А. И. Бастрыкиным, в сложившихся условиях в сфере миграционных отношений необходимо принять комплексные меры к выявлению и пресечению деятельности преступных групп и преступных сообществ, сформированных на этнической основе, в том числе преступных группировок мигрантов, обеспечить действенный контроль за своевременным выявлением и доказыванием обстоятельств, способствовавших совершению преступлений мигрантами.

Контроль и учет за перемещениями мигрантов требует законодательного обеспечения и международного сотрудничества. В некоторых случаях именно недостатки в этой области являются причиной неконтролируемости перемещений, в том числе незаконных. Например, существование безвизового режима на определенных участках российской границы приводит к тому, что в страну проникают нелегальные мигранты. В свою очередь, потребность экономики страны в трудовых ресурсах вызывает необходимость регулирования притока мигрантов [2].

На современном этапе Российская Федерация путем применения нормативных правовых актов выработала свою политику борьбы с незаконной миграцией.

Список источников

1. Ахмедов M. Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспекты : дис. ... к.ю.н., М., 2015. 294 с.

2. Бастрыкин А. И. Противодействие преступности мигрантов - один из основных факторов укрепления безопасности России // Право и безопасность. М., 17.11.2009.

3. Жданов Ю. Н. МВД предлагает меры по ужесточению миграционного законодательства // Российская газета, 19.11.2022 // https://rg.ru/2022/ll/16/davaj-do-svidaniia.html.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) в 2-х т. Т. 2. / под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М., Проспект, 2016. 701 с.

5. Криминальная хроника // Режим доступа: http:// www.fergananews.com/news.php?id=24531.

6. Криминальная хроника / Режим доступа: http:// www.ntv.ru/novosti/1417298/.

7. Рашитов Р. Л. Уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в сфере незаконной мигра-

JURISPRUDENCE

ции // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4. С. 222-225.

8. Состояние преступности в России за январь-июль 2023 года по данным ФКУ «ГИАЦ» МВД России // Режим доступа: https://xn~blaew.xn~plai/ mvd/structurel/Centri/Glavnij_informacionno_ analiticheskijcen.

9. Уголовное право России. Части Общая и особенная : учебник / под ред. А. В. Бриллиантова, 3-е изд. перераб. и доп. М., Проспект, 2022. 1344 с.

10. Уторова Т. Н. Дифференциация наказаний за преступления в сфере миграции // Вестник института: преступление, наказание, исправление, Изд-во Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания (Вологда), № 4, 2016. С. 56-60.

References

1. Akhmedov М. N. Combating illegal migration: criminal legal and criminological aspects. Diss...for the competition. Ph.D., M., 2015. 294 p.

2. Bastrykin A. I. Combating migrant crime is one of the main factors in strengthening Russia's security // Law and Security. M., 11/17/2009.

3. Zhdanov Yu. N. The Ministry of Internal Affairs proposes measures to tighten migration legislation //

Rossiyskaya Gazeta, 11/19/2022 // https://rg.ru/2022/ll/16/ davaj-do-svidaniia.html.

4. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation (article-by-article) in 2 volumes. Vol. 2. / Ed. A. V. Brilliantova. 2nd ed. M., Prospekt, 2016. 701 p.

5. Crime chronicle // Access mode: http://www. fergananews.com/news.php?id=24531.

6. Crime chronicle / Access mode: http://www.ntv.ru/ novosti/1417298/.

7. Rashitov R. L. Criminal legal measures to counteract crimes in the field of illegal migration // Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2015, № 4. P. 222-225.

8. State of crime in Russia for January-July 2023 according to the Federal State Institution «GIAC» of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Access mode: https://xn--blaew.xn--plai/mvd/stmcturel/Centri/Glavnij_ informacionnoanaliticheskijcen.

9. Criminal law of Russia. Parts General and Special: textbook / Ed. A. V. Brilliantova, 3rd ed. reworked and additional. M., Prospekt, 2022. 1344 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Utorova T. N. Differentiation of punishments for crimes in the field of migration // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, Publishing House Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service (Vologda) № 4, 2016. p. 56-60.

Информация об авторах

A. M. Зарина - доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент Департамента международного и частного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент;

О. А. Волкова - инспектор 5 отдела Зонального информационного центра Главного управления МВД России по г. Москве.

Information about the authors

A. M. Zarina - Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of International and Private Law, Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

O. A. Volkova - Inspector of the 5th Department of the Zonal Information Center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs ofRussia for Moscow.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.09.2023; одобрена после рецензирования 26.10.2023; принята к публикации 14.11.2023.

The article was submitted 21.09.2023; approved afterreviewing 26.10.2023; acceptedforpublication 14.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.