Научная статья на тему 'О применении информационных технологий в правовом обеспечении организации и деятельности системы МВД России'

О применении информационных технологий в правовом обеспечении организации и деятельности системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В МВД / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / LEGAL INFORMATION SUPPORT TO THE INTERIOR MINISTRY / THE AUTOMATED SYSTEM TO INFORM THE LEGAL BACKGROUND AND LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюков А. В.

Статья посвящена вопросам организации информационно-правового обеспечения системы МВД России с применением современных информационных технологий, что позволит осуществить процесс удовлетворения конкретных потребностей в правовой информации и способствовать повышению правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, а также совершенствовать правовое регулирование сферы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEGAL SUPPORT ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Article deals with the organization of information and legal security system, the MIA of Russia, using modern information technologies that allow for the process to meet the specific needs for legal information and enhance the legal culture of Internal Affairs officers, as well as improve the legal regulation of the Interior.

Текст научной работы на тему «О применении информационных технологий в правовом обеспечении организации и деятельности системы МВД России»

О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

А.В. ДЮКОВ,

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации информационно-правового обеспечения системы МВД России с применением современных информационных технологий, что позволит осуществить процесс удовлетворения конкретных потребностей в правовой информации и способствовать повышению правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, а также совершенствовать правовое регулирование сферы внутренних дел.

Ключевые слова: правовое информационное обеспечение в МВД, автоматизированная система правового информирования справочно-правовые системы.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEGAL SUPPORT ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.V. DIUKOV The Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Article deals with the organization of information and legal security system, the MIA of Russia, using modern information technologies that allow for the process to meet the specific needs for legal information and enhance the legal culture of Internal Affairs officers, as well as improve the legal regulation of the Interior.

Key words: legal information support to the Interior Ministry, the automated system to inform the legal background and legal system.

Динамичное обновление в последние годы всего законодательства, усиление государственного и общественного контроля за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел требуют повышения эффективности правовой работы, связанной с проверкой соответствия законодательству Российской Федерации принимаемых ведомственных правовых актов и управленческих решений.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев важнейшим условием построения правового государства назвал осуществление эффективных мер, связанных с государственной политикой в сфере развития правовой грамотности и правового сознания граждан, направленной на повышение уровня правовой культуры всех слоев населения, всех кадров в центре и на местах. К сожалению, в настоящее время наших соотечественников отличают правовая безграмотность и правовой нигилизм, игнорирование законодательных и иных норм человеческого общежития, что приводит к произволу и коррупции в государственных структурах при полной социальной апатии со стороны большинства населения. Надо признать, что и сотрудниками органов внутренних дел допускаются случаи нарушения законности при осуществлении ими своих функций. Поэтому важнейшими задачами сегодня выступают устранение деформаций профессионального правосознания и формирование такого его уровня, который соответствовал бы современным требованиям правового государства и ожиданиям гражданского общества.

Знание руководителями и сотрудниками органов внутренних дел требований нормативных правовых актов, использование правовых средств для укрепления законности, повышения эффективности выполнения оперативно-служебных задач, защиты прав и свобод граждан, повышение уровня правовой культуры — необходимые условия надлежащей организации правовой работы в системе МВД России.

Информация служит неизменным атрибутом социального управления, в том числе и управления органами внутренних дел. «Управление, — пишет В.Г. Афанасьев, — органически связано с информацией... Именно благодаря информационным процессам система способна осуществить целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение себя самой, как целевого к заранее запрограммированной цели».

Правовая информация — одна из разновидностей информации, и в качестве содержательной базы ее можно определить как совокупность правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Управленческая деятельность в системе МВД России осуществляется на основе общих и ведомственных правовых норм, преимущественно в правовых формах, путем принятия актов управления, выполнения юридически значимых действий, что обусловливает

зависимость его эффективности от совершенства соответствующей правовой базы.

Правовое обеспечение управления органами внутренних дел — часть правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России; комплекс юридических средств и способов деятельности, нацеленных на регулирование построения и функционирования системы управления МВД России [1].

Правовая информация рассматривается как организационный ресурс, который в результате преобразования предстает в виде части общего потенциала борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка на стратегическом направлении и части общего потенциала управления этим процессом [2].

Удовлетворение потребностей в правовой информации представляет главную цель информационно-правового обеспечения. При этом процесс информационного обеспечения предстает в виде совокупности функций, стадий и этапов, которые ведут к достижению цели, т.е. удовлетворению потребности.

Организационное построение информационно-правового обеспечения в органах внутренних дел — это создание системы специфических, взаимодействующих друг с другом в первую очередь правовых подразделений, занимающихся накоплением, обработкой, передачей, хранением и использованием правовой информации, необходимой для принятия решений по правовому обеспечению организации и деятельности органов внутренних дел.

Основными направлениями совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России на 2007—2017 гг. поставлена задача обеспечить доступ всех органов внутренних дел, независимо от удаленности и численности, к правовым актам как министерства, так и МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Достижение этой цели требует комплексного системного подхода, так как одновременно должны решаться вопросы технического, научного, правового, финансового и организационного обеспечения.

Традиционными методами получения правовой информации, такими как использование периодических печатных изданий или других источников, адекватно решить поставленную задачу невозможно. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение данной проблемы, как и ряда других, находится на пути внедрения компьютерных справочно-право-вых систем.

В настоящее время в рамках реализации Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» разрабатывается автоматизированная система правового информирования, которая состоит из трех основных подсистем:

1) специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Юрист» (далее — СТРАС «Юрист»);

2) специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Юрист-Регион» (далее — СТРАС «Юрист-Регион»);

3) многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информацион-

ной системы «Мониторинг» (далее — АИС «Мониторинг»).

В свою очередь, СТРАС «Юрист» состоит из четырех автоматизированных информационно-поисковых систем: «Нормативные правовые акты МВД России», «Судебная практика», «Международные договоры и соглашения МВД России» и «Юридические консультации».

Информационные банки СТРАС «Юрист» наполняются правовой информацией на федеральном уровне в Центре правовой информации МВД России и распространяются до регионального и территориального уровней органов внутренних дел.

Подсистема СТРАС «Юрист-Регион» предназначена для создания в каждом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации региональной автоматизированной информационно-поисковой системы правовых актов, издаваемых этими органами.

На федеральном уровне региональные автоматизированные информационно-поисковые системы объединяются в единый информационный банк правовых актов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, что позволит оказывать организационно-методическую помощь в нормотворческой деятельности региональным подразделениям непосредственно из центрального аппарата министерства, обеспечивать обмен передовым опытом в организации правовой работы и осуществлять правовой контроль за изданием правовых актов. Доступ к законодательным и подзаконным актам Российской Федерации сотрудников органов внутренних дел обеспечивается посредством использования в практической деятельности справочно-правовых систем общего пользования (например, «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Законодательство России», НТЦ «Система» и т.п.).

Таким образом, справочно-правовые системы общего пользования, СТРАС «Юрист» и СТРАС «Юрист-Регион», позволят решить задачу по обеспечению своевременного доведения и разъяснения требований правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел, до каждого руководителя и сотрудника органов внутренних дел.

Одна из важнейших составляющих автоматизированной системы правового информирования, обеспечивающих обратную связь с правоприменителем, — аналитическая информационная система «Мониторинг». В современной действительности мы сталкиваемся с большим количеством правотворческих ошибок. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость принятия кардинальных мер для их поиска и фиксации. Невысокое качество правотворчества в стране актуализирует проблему мониторинга нормативных правовых актов как на стадии их разработки и принятия, так и после вступления в законную силу.

Учитывая данные обстоятельства, был разработан информационный подход к решению данной проблемы. Информационный подход — это совокупность действий единой, слаженной модели по сбору информации, ее анализу и оценке при помощи информационных технологий и, как результат, принятие комплекса решений по устранению найденных правотворческих

ошибок. При реализации данного подхода на практике основополагающим является использование новейших возможностей информационно-вычислительной техники, а также разработка специализированных программ, позволяющих автоматизировать наиболее рутинные и трудоемкие процессы, охватить при анализе весь массив информации, осуществить ее полноценный анализ.

Все указанные положения реализованы при создании специализированного программного продукта, предназначенного для сбора и фиксации недостатков в правовом регулировании сферы внутренних дел, — АИС «Мониторинг».

Работа по сбору и фиксации недостатков представляет собой замкнутый процесс. Основная его часть — организация сбора информации о проблемах в применении законодательства, а также предложений по совершенствованию конкретных нормативных правовых актов от возможно большего количества специалистов одновременно. Эта часть процесса осуществляется движением «снизу вверх». В идеальной модели практически каждый сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения на территории Российской Федерации может вносить в систему соответствующую информацию. Полученные данные просматриваются и сортируются специалистами правовых подразделений системы МВД России, которые при этом добавляют свои предложения.

Таким образом, за короткий период времени может быть сформирован информационный ресурс, содержащий в себе сведения относительно наличия правотворческих ошибок практически во всей совокупности нормативных правовых актов, используемых в деятельности МВД России. После того как сведения собраны и зафиксированы, на федеральном уровне начинается анализ поступившей информации, а затем принимаются конкретные управленческие решения по созданию проектов нормативных правовых актов, призванных устранить выявленные недостатки. Наряду с этим учитывается необходимость устранения возможности появления правотворческих ошибок при написании проектов нормативных правовых актов. Для этого задействуется вторая составляющая часть системы, представляющая собой банки данных, в которых хранятся информация о положениях выносимых на защиту кандидатских и докторских диссертаций, а также аналитические материалы, выводы и предложения, содержащиеся в научных статьях, монографиях, публикациях средств массовой информации.

Вторая часть процесса организуется движением «сверху вниз». Ее отличие от первой части заключается в следующем. Если ранее мы имели дело с анализом информации, собранной тысячами сотрудников органов внутренних дел по всей России, то в данном случае при помощи новейших технологий мы анализируем уже весь массив информации на предмет поиска одного интересующего нас недостатка нормативно-правового

регулирования, фиксируем полученную информацию, а затем принимаем по ней решение.

Система обеспечивает автоматизированный поиск коллизий, пробелов, морально устаревших норм, фактов неисполнения предписаний судов об отмене того или иного акта. Сотрудник имеет возможность единовременно анализировать как весь нормативно-правовой массив, так и конкретный норматив, регулирующий определенное направление деятельности.

Таким образом, удалось автоматизировать процесс сбора и фиксации правотворческих ошибок, используя при этом новейшие информационные технологии, что позволило сократить сроки накопления такой информации от нескольких лет до нескольких месяцев и ускорить устранение выявленных недостатков.

Механизм реализации результатов мониторинга предусматривает формирование на основе предложений по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел Плана основных организационных мероприятий МВД России (в части правоподго-товительной работы Министерства) и перспективных планов нормотворческой деятельности. Мониторинг осуществляется департаментами центрального аппарата МВД России, СК при МВД России, центрами и бюро МВД России, главными управлениями МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УМТС, горрайлинорганами, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы МВД России в пределах их компетенции.

Таким образом, АИС «Мониторинг» обеспечит обратную связь с сотрудниками органов внутренних дел для получения информации о практике применения правовых актов и предложений по их совершенствованию.

Автоматизированная система правового информирования выступает одной из основных составляющих создаваемой в МВД России системы информационно-правового обеспечения, построение рациональной модели которой в органах внутренних дел позволит осуществить процесс удовлетворения конкретных потребностей в правовой информации и способствовать повышению правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня с помощью информационных технологий создаются все возможности доступа к правовой информации, что должно способствовать оперативной выработке своевременных управленческих решений для надлежащей организации выполнения оперативно-служебных задач.

Литература

1. Драпов В.В. Теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 15-16.

2. Уциев А.Н. Ресурсное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.