Научная статья на тему 'Вопросы рационального использования информационных ресурсов в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел'

Вопросы рационального использования информационных ресурсов в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПОТРЕБНОСТЬ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам рационального построения информационного обеспечения и использования передовых информационных технологий в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы рационального использования информационных ресурсов в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел»

Вопросы рационального использования информационных ресурсов в системе управления санаторно-курортным обеспечением

органов внутренних дел.

The Issues of Rational Use of Information Resources in the System of Management by Medical and Health Resort Treatment in Law-Enforcement

Bodies

Кузнецова Ольга Владимировна

соискатель кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел Академии управления МВД России

[email protected]

Olga V. Kuznetsova

The Researcher of the Chair of Information Technologies of the Academy of Management Of the Ministry of the Interior of Russia

Аннотация: Статья посвящена вопросам рационального построения информационного обеспечения и использования передовых информационных технологий в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел.

Ключевые слова: санаторно-курортное обеспечение органов внутренних дел, информационные ресурсы, потребность в санаторно-курортном лечении

Abstract: The issues of building a rational information provision and use of modern information technologies in the system of management by medical and health resort treatment in law-enforcement bodies are considered.

Key words: medical and health resort treatment in law enforcement bodies, information resources, the need for medical and health resort treatment

В современном обществе здоровье населения является одним из важнейших элементов социального, культурного и экономического развития страны, входящим в главный блок индикаторов качества жизни, уровень которого в значительной степени определяется состоянием и эффективностью системы здравоохранения.

Исходя из социально-системных концепций, специалисты рассматривают здравоохранение «...как сложную общественную динамическую функциональную систему, создаваемую и используемую обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, а также на непрерывное накопление научных медицинских знаний и развитие науки как единственно возможной основы здравоохранения...» [8].

Формирование здорового образа жизни и развитие профилактики заболеваний занимает первое место в списке главных приоритетных действий «Политики охраны здоровья» в социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., реализация которых будет иметь ключевое значение для формирования эффективной системы здравоохранения в предстоящее десятилетие [10].

Важную роль в усилении профилактической направленности медицины играет санаторно-курортное обеспечение1, в основу которого положены принципы мониторинга и восстановления функциональных резервов организма на всех этапах профилактики: как у практически здоровых лиц, так и у больных на этапе реабилитации.

Особую значимость санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых имеет в комплексной системе реабилитационных мероприятий,

3

проводимых среди сотрудников органов внутренних дел , которые входят в группу повышенного риска в связи со значительным психоэмоциональным

1 Далее - СКО

2 Далее - СКЛ

3 Далее - ОВД

напряжением, вследствие которого возникают и прогрессируют профессионально обусловленные дефекты здоровья (дезадаптивные синдромы, переутомление, стрессогенные заболевания) [12].

Система СКО ОВД, являясь составной частью системы здравоохранения страны в целом, имеет свою отраслевую специфику и представляет собой сложную совокупность элементов, взаимодействующих между собой, а также внешней средой, и объединенных общими законами функционирования.

Деятельность данной системы направлена на восстановление и укрепление здоровья контингента, прикрепленного на медицинское обслуживание и определенного приказом МВД России от 08.11.2006 г. № 8954 как «сотрудники, работники и пенсионеры органов внутренних дел, члены их семей, сотрудники и работники других правоохранительных органов».

Согласованность действий в достижении поставленной цели обеспечивает система управления СКО ОВД, эффективность которой зависит от рационального использования одной из ключевых управленческих функций - оценки деятельности системы. Основными оценочными показателями являются данные о состоянии здоровья сотрудников ОВД, их удовлетворенность санаторно-курортной помощью, предотвращенный ущерб в связи со снижением заболеваемости с временной утратой трудоспособности и другие.

На результат функционирования системы управления СКО ОВД значительное влияние оказывает уровень ресурсного обеспечения, включающий в себя нормативно-правовое, информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Как отмечают специалисты, целый ряд проблем, относящихся к ресурсному обеспечению как ведомственного, так и санаторно-курортного

4 Об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России: Приложение к приказу МВД России от 08.11.2006 № 895 // СТРАС «Юрист»

комплекса страны в целом, снижает эффективность функционирования и развития данной сферы здравоохранения [11].

В ходе последней комплексной проверки состояния санаторно-курортной сферы, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, было установлено, что коечная мощность ведомственных здравниц позволяет обеспечить лишь 11,1 % сотрудников ОВД, нуждающихся в СКЛ [15]. В то же время конкретный анализ потребности в данных медицинских услугах и комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений не проводится органами управления медицинского обеспечения МВД России по причине устаревшего информационно-аналитического обеспечения, опирающегося на традиционные методы обработки и анализа данных, что препятствует оперативному принятию управленческих решений.

В итоговых отчетах медицинской службы МВД России приводятся данные о количестве лиц, получивших санаторно-курортное лечение, без указания числа нуждающихся в данных медицинских услугах [7]. Эффективность деятельности ведомственных санаторно-курортных учреждений находит свое отражение лишь в показателе использования коечного фонда здравниц, что не позволяет дать комплексную объективную оценку состояния и осуществить прогноз развития санаторно-курортного комплекса органов внутренних дел.

При рассмотрении вопросов совершенствования управления СКО необходимо учитывать мнение многих специалистов, которые рассматривают рациональное построение информационного обеспечения и использование передовых организационных технологий информатизации в качестве одного из приоритетных направлений научной разработки, заложенных в основу Концепции государственной политики в этой области

[14].

Так, одним из первых мероприятий по реализации Государственной программы совершенствования организации и оказания санаторно-курортной помощи является изучение потребности населения страны в санаторно-

курортном лечении, актуализация профилей санаториев и создание системы аудита эффективности работы санаторно-курортной сферы. На поддержку развития системы СКЛ в 2015 году запланировано направить из средств федерального бюджета 10614920,4 тыс. руб.

В результате реализации этапов данной программы ожидается увеличение охвата санаторно-курортным лечением пациентов с 9% в 2013 году до не менее 45% в 2020 году [2].

Таким образом, информационное обеспечение, формирующее основу управления и являющееся стержнем системы управленческого учета, играет важную роль в решении задач повышения эффективности управления в системе СКО ОВД. В связи с этим необходимо исследовать информационные потоки данной системы, провести анализ рациональности использования информационных ресурсов и технологий, а также разработать конкретные предложения для устранения выявленных проблем.

Прежде всего рассмотрим вопрос о возможности на основе аккумулируемых данных получить сведения о потребности в СКЛ и об обеспеченности путевками сотрудников ОВД.

Сегодня основные усилия в области информатизации ОВД направлены на объединение автономных АИС и СТРАС в единую распределенную иерархическую систему на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России [3].

Разработанная в 2009 году и направленная на комплексное решение проблем управления информационными потоками СТРАС «Медицина», являясь единой точкой входа для специалистов ведомственного здравоохранения, осуществляет сбор данных из территориально распределенных медицинских учреждений и предоставляет запрашиваемую информацию в оперативном режиме на федеральный уровень.

Однако, в отличие от других модулей этой системы, подсистема «СКО» (автоматический учет бланков путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых, выделенных медицинским организациям системы

МВД России) представляет собой локальную версию и функционирует на автоматизированных рабочих местах, размещенных в ФКУЗ «ЦМСЧ МВД России», не подключенных к ИМТС ОВД (интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы).

Данная подсистема ведет статистический учет реализации выделенных путевок в здравницы и не предусматривает обработку сведений, необходимых для анализа обеспеченности нуждающихся в СКЛ. Данные о потребности в санаторно-курортной помощи не поступают в органы управления медицинского обеспечения МВД России из подразделений, осуществляющих отбор на СКЛ, в связи с отсутствием учета этих сведений в автоматизированных информационных системах, установленных на местах соответствующих медицинских работников.

Например, в медицинской информационной системе, разработанной в 2012 году для ЛПУ ОВД и введенной в эксплуатацию в ГКГ МВД России, ЦП № 1 МВД России, Центральной аптеке № 1 МВД России, отсутствует модуль СКО.

В отделении медицинского отбора на санаторно-курортное лечение ЦП № 1 МВД России установлена автоматизированная система АИС «Курорт», разработанная ГИАЦ МВД России еще в 1999 году. В качестве выходной информации программное обеспечение предоставляет различные формы статистического и бухгалтерского учета (рис. 1). Однако учет нуждающихся в СКЛ и анализ обеспеченности путевками прикрепленного контингента данная АИС не проводит.

САНАТОРИИ 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 2014 год

1. Получено путевок по лимиту 219 360 455 394 1436

из ник:

- взрослых 210 368 444 383 1 405

- "Быково" 0 0 0 0 0

- для родителей с детьми 0 0 0 0 0

- "Бирок" 9 0 11 11 31

2. Дополнительно получено 109 191 424 205 929

из ник:

- взрослых 86 135 383 154 758

- "Быково" 0 12 4 0 16

- для родителей с детьми 22 38 36 48 144

- "Борок" 1 6 1 3 11

3. Получено всего 328 559 079 599 2 365

4. Реализовано всего 297 505 036 543 2 101

в том числе: 1 ! ! ! !

- взрослые 270 449 707 409 1995

из ник:

- аттестованные сотрудники 72 162 223 140 557

- члены семей сотрудников 25 91 186 73 381

- пенсионеры МВД 103 101 185 132 521

- члены семей пенсионеров 49 44 91 63 253

- пенсионеры ВВ 11 15 3? 41 106

- члены семей пенсионеров ВВ 7 12 30 27 76

- вдовы 0 2 5 1 8

- работники 3 14 20 12 49

- по себестоимости 0 0 2 0 2

в том числе:

-ИВОВ 4 2 4 9 19

-УВОВ 1 0 1 0 2

- ВБД (сотрудники) 13 28 30 12 83

- ВБД (пенсионеры) 18 24 55 30 127

- инвалиды по службе 15 18 21 20 74

- военная травма 25 21 42 33 121

- Чернобыль (сотр.) 2 0 2 0 4

- Чернобыль (пенс.) 0 1 3 4 8

- "Быково" 0 12 4 0 16

- для родителей с детьми 22 30 36 40 144

- "Борок" 5 б 9 6 26

5. Возвращено всего 31 54 43 56 104

из ник:

- взрослых 26 54 40 48 168

- "Быково" 0 0 0 0 0

- для родителей с детьми 0 0 0 0 0

- "Борок" 5 0 3 8 16

Рис. № 1. Форма статистического учета АИС «Курорт»

В настоящее время распределение путевок по подразделениям центрального аппарата МВД производится в соответствии с их численностью (рис. 2), а также определенный процент путевок от установленного лимита выделяется некоторым конкретным категориям (пенсионерам МВД России, сотрудникам ОМОН, ОМСН - 5 %).

Рис. № 2. Распределение лимита путевок по подразделениям ЦА МВД

России

Достоверную информацию о потребности сотрудников ОВД в СКЛ можно получить из общего количества справок, выданных врачами для направления на СКЛ. Однако на сегодняшний день это не представляется возможным, так как в большинстве случаев данные сведения фиксируются на бумажных носителях и в автоматизированные системы не заносятся.

Отсутствие учета данных о потребности сотрудников ОВД в СКЛ связано с тем, что медицинские подразделения ведут отчетность в соответствии с установленными статистическими формами, определенными приказом МВД России от 20.10.2006 г. № 8385, и которые не включают в себя показатели по СКО. В существующем отчете о медико-психологической профилактике и реабилитации (форма 13-РЕБ) отражаются данные только об оказании помощи в санаториях и центрах восстановительной медицины и реабилитации МВД России сотрудников после возвращения их из зоны с особыми условиями службы.

5 Об организации статистического учета и отчетности в медицинских подразделениях системы МВД России: Приказ МВД России от 20.10.2006 № 838 // СТРАС «Юрист»

Видится возможным определение числа нуждающихся в СКЛ по статистическому анализу заболеваемости сотрудников ОВД и соответствию нозологических форм заболеваний показаниям и противопоказаниям для СКЛ, описанным в методических указаниях, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1999 году в соответствии с официально введенной Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-Х)6.

Однако в данных методических указаниях список нозологических форм, по которым есть показания для СКЛ, намного шире, чем в статистической форме учета зарегистрированных заболеваний прикрепленного контингента медицинских учреждениях МВД России (по форме 5ЗАБ). Также в методических указаниях особое внимание уделяется форме, стадии и степени тяжести заболевания, так как одна и та же нозологическая форма может иметь как показание, так и противопоказание для СКЛ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, несмотря на отсутствие специального учета потребности сотрудников ОВД в СКЛ, мы можем получить в настоящее время приближенные данные, опираясь на указания Управления медицинского обеспечения Департамента по техническому и медицинскому обеспечению МВД России о необходимости направления пациентов в санатории, санаторно-оздоровительные отделения ЦВМиР в соответствии с группами диспансерного учета. Так, лицам III диспансерной группы (имеющим хронические заболевания, с умеренными или выраженными нарушениями функции органов и систем организма, с периодическими обострениями и снижением работоспособности) указано в обязательном порядке рекомендовать СКЛ [6].

6 Методические указания Минздрава РФ от 22.12.1999 N 99/227 «Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом)». Признаны утратившими силу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2011 г. № 1214. В настоящее время разработан проект приказа Минздрава России "Об утверждении перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей (кроме больных туберкулезом)" // СПС «КонсультантПлюс»

В 2014 году к Ш-ей группе диспансерного учета было отнесено 82 603 сотрудника ОВД, а в соответствии со статистическими данными по составу контингентов, завершивших лечение в санатории, за этот период сотрудникам ОВД было реализовано 9 775 путевок. Таким образом, обеспеченность сотрудников ОВД, отнесенных к Ш-ей группе диспансерного учета, путевками в санатории в 2014 году составила всего 11,8 %. Необходимо отметить, что этот процент практически совпадает с указанным Счетной палатой Российской Федерации в 2003 году, что свидетельствует либо о недостаточном внимании к данной проблеме, либо о нехватке ресурсов для ее решения (рис. 3).

■ Прикреплено на мед. обслуж

■ 3 группа диспансерного учета Выдано путевок в санатории

Рис. № 3. Обеспеченность путевками сотрудников ОВД

Анализ обеспеченности путевками сотрудников ОВД в санатории в сравнении за 2008-2014 гг. показывает снижение как количества сотрудников ОВД, нуждающихся в СКЛ, так и количества реализуемых путевок. Первое связано с реформой МВД России, проводимой с 2011 года, и уменьшением

численности личного состава а, следовательно, и контингента, обслуживаемого в ведомственных медицинских учреждениях. Второе, как отмечают специалисты, проявляется в увеличении возврата путевок, в том числе в связи с отдаленностью местонахождения СКУ и отсутствием оплаты проезда к ним [9].

Необходимо напомнить, что в рамках реформы МВД России был принят ряд нормативных правовых актов, связанных с социальным обеспечением сотрудников ОВД, в соответствии с которыми:

- отменен бесплатный проезд к месту проведения отпуска сотрудникам ОВД, кроме лиц, направляемых в установленном порядке на медицинскую реабилитацию (долечивание), а также работающих на Крайнем Севере, в приравненных к нему местностях, или других регионах страны с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями [1];

- отменена норма, предоставляющая право сотрудникам ОВД оплачивать 25 %, а членам их семей - 50 % от стоимости путевки, предоставляемой на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санатории и ЦВМиР МВД России [1,4,5].

Также отмечалось уменьшение выпуска путевок в последние годы, что связано с закрытием на реконструкцию санаториев в г. Сочи по программе «Олимпиада-2014 г.».

В настоящее время в состав ведомственных здравниц вошло четыре санатория7, располагающихся на территории Республики Крым. Безусловно, это расширит возможности МВД России по обеспечению СКЛ прикрепленного контингента, однако полностью не решит проблему с низким уровнем этой обеспеченности.

Очевидно, что для достижения генеральной цели функционирования системы СКО ОВД необходимо повысить эффективность принятия управленческих решений. Именно от наличия и качества информации,

7 О создании федеральных казенных учреждений здравоохранения: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 1298-р // СПС «КонсультантПлюс»

которой подкреплен процесс управления, и зависит результативность всех его функций: прогнозирования потребности ресурсов, перспективного и текущего планирования деятельности, а также контроля за выполнением плана, анализа качества деятельности и выработки управляющего воздействия.

Научное обоснование развития санаторно-курортного комплекса МВД России невозможно без изучения потребности и обеспеченности в СКЛ сотрудников ОВД, а также анализа состояния действующих санаторно-курортных учреждений системы МВД России на основе комплексной оценки эффективности системы СКО, включающей в себя экономическую, медицинскую и социальную составляющую.

И начинать совершенствование информационно-аналитического обеспечения необходимо с гарантирования достоверности и актуальности исходной информации о состоянии объекта управления, а также использования возможностей автоматизированной обработки первичных документов на основе современных информационных технологий.

Анализ перечисленных выше проблем позволил сформулировать ряд предложений по повышению эффективности использования информационных ресурсов в системе управления СКО ОВД.

Представляется целесообразным внести дополнения в приказ МВД России от 20.10.2006 № 838, включив в формы статистического учета показатели, касающиеся СКО, а также провести модернизацию функционирующих в системе МВД России медицинских информационных систем путем разработки модулей по СКО, предусматривающих:

• ведение автоматизированного учета справок, выданных для направления на СКЛ;

• интеграцию данных о потребности в СКЛ с программой распределения лимита путевок по подразделениям МВД для обеспечения оказания адресной санаторно-курортной помощи;

• анализ распределения заболеваний сотрудников ОВД по нозологическим группам и актуализацию профилей санаториев;

• ведение автоматизированного учета показателей деятельности ведомственных здравниц для расчета оценки эффективности системы СКО ОВД.

Исходя из вышеизложенного, представляется важным решение задач рационального построения информационного обеспечения и использования передовых информационных технологий в системе управления СКО ОВД. Опираясь на основные принципы Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России , а также Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения9, процесс совершенствования должен базироваться на обеспечении единой технической политики, централизации информационных ресурсов и обеспечения их совместимости. Предложенные автором рекомендации по разработке и модернизации эксплуатируемых медицинских информационных систем выработаны с учетом необходимости их дальнейшей интеграции в единое информационное пространство [13].

Список литературы

1. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный Закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 // СПС «КонсультантПлюс»

8 Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 - 2014 годах: Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. N 205 // СТРАС «Юрист»

9 Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года: Приказ МВД России от 4 апреля 2009 г. N 280 // СТРАС «Юрист»

4. Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях системы МВД России: Приказ МВД России от 14.12.2011 г. N 1234 // СТРАС «Юрист»

5. Об установлении размера оплаты за путевки в санаторно-курортные организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих, работников и гражданского персонала внутренних войск системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Распоряжение МВД России от 09.08.2012 г. N 1/7007 // СТРАС «Юрист»

6. Аналитическая справка по результатам деятельности санаторно-отборочных комиссий МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации в 2013 году.

7. Ботова, А.Х. Организация санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в здравницах МВД России в 2010 году / А.Х. Ботова // Ведомости медслужбы МВД. 2011. № 1(20). С. 5.

8. Венедиктов, Д.Д. Системное моделирование здравоохранения. Экспресс-информация. / Д.Д. Венедиктов, А.С. Киселев, А.М. Петровский. - М., ВНИИМИ, 1976.

9. Гаврищук, В.В. Правовое регулирование медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей / В.В. Гаврищук // Право и образование. 2012. № 3. С. 134-141

10. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // Стратегия 2020. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/ 1214585998/1itog.pdf (Дата обращения: 04.04.2015).

11. Корчажкина, Н.Б. Совершенствование системы санаторно-курортного лечения в Российской Федерации / Н.Б. Корчажкина // Медицина целевые проекты. 2013. № 16.

12. Кузнецов Д.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.

13. Кузнецова, О.В. К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России / О.В. Кузнецова // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4.

14. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Федеральный портал PROTOWN.RU. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (Дата обращения: 04.04.2015).

15. О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации: Аналитический доклад [Электронный ресурс] // Бюллетень Счетной Палаты РФ № 4(64)/2003. URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/11-bulleten_doc_files_fl_813.pdf (Дата обращения: 30.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.