Научная статья на тему 'Информационные системы управления инновациями в санаторнокурортном комплексе'

Информационные системы управления инновациями в санаторнокурортном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ / SOCIAL INNOVATION / THE SANATORIUM COMPLEX / EXPERT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев А. В.

Проанализировано современное состояние российского санаторно-курортного комплекса, рассмотрен экономический эффект от развития санаторно-оздоровительных услуг, приведена классификация инноваций, реализуемых в санаторно-курортном деле, а также предложено использование советующих экспертных систем для организации оптимальной загрузки здравниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEMS IN INNOVATION MANAGEMENT OF SANATORIUM COMPLEX

The current state of Russian sanatorium complex is analyzed, the economic effect of the wellness services development is considered, a classification of innovation implemented in the sanatorium business is given, and also the use of advising expert systems for the organization of an optimal health resort load is suggested.

Текст научной работы на тему «Информационные системы управления инновациями в санаторнокурортном комплексе»

Выводы. Структура парка сервисного оборудования должна обеспечить конкурентоспособность терминалов при формировании, развитии и диверсификации сервисной инфраструктуры на транспорте (это потенциальная эффективность обновления сервисной инфраструктуры), а также своевременное и качественное выполнение конкретных видов услуг (это текущая эффективность сервисных сетей).

В связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка парк оборудования должен также постоянно соответствовать новым требованиям к обслуживанию пассажиров и даже опережать их, создавая приоритетную обстановку возможности и заинтересованности в каждом новом крупном проекте.

Использование устаревших терминалов отражается на себестоимости услуг. Но основная проблема возникает в связи с увеличением отказов и необходимостью инвестиций для приобретения нового оборудования и повышения надежности обслуживания пассажиров. Экономический смысл ущерба от продолжения эксплуатации изношенного оборудования состоит в том, что размер дополнительных капитальных вложений непосредственно зависит от состояния сети терминалов.

Важно отметить и ущерб от морального износа оборудования. При определении экономической эффективности новой техники недостаточно сравнивать только ее параметры с аналогами из числа лучших современных отечественных и зарубежных моделей.

Такой подход должен быть дополнен оценкой перспективности ее применения для новой технологии и качественно новых услуг. В этом отношении приобретаемое новое оборудование отличается экономичностью, надежностью терминалов и новыми технологическими возможностями.

Отметим, что при значительном увеличении цен величина требуемых капитальных вложений может стать нереальной для финансовых возможностей инвестора, именно в этом случае возникает необходимость другого решения - развить ремонтно-эксплуатационную службу (РЭС) для модернизации оборудования. Аварийные ремонты и ущерб изношенного оборудования являются основными причинами параллельного усиления РЭС, как фактора обеспечения надежности функционирования сервисных сетей. Этим и обоснована основная функция РЭС для парка изношенного оборудования - предельно сократить аварийные отказы, повысить коэффициент надежность обслуживания пассажиров за счет современной и рационально организованной технической эксплуатации.

Литература:

1. Ландсман А.Я. Терминальная сервисная система на транспорте. - М.:Дороги, 2008.- 136с.

2. Ландсман А.Я., Винников М.В. Эффективность использования терминальной сервисной системы на автомобильном транспорте. - Вестник МАДИ. .№...- 2010.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ

Григорьев А.В., начальник службы корпоративного обслуживания и паспортно-визовой службы ФГУП «Президент-Сервис»

Управления делами Президента Российской Федерации

Проанализировано современное состояние российского санаторно-курортного комплекса, рассмотрен экономический эффект от развития санаторно-оздоровительных услуг, приведена классификация инноваций, реализуемых в санаторно-курортном деле, а также предложено использование советующих экспертных систем для организации оптимальной загрузки здравниц.

Ключевые слова: социальные инновации, санаторно-курортный комплекс, экспертные системы.

INFORMATION SYSTEMS IN INNOVATION MANAGEMENT OF SANATORIUM COMPLEX

Grigorev A., Head of Corporate Services and Visa Services Federal State Unitary Enterprise «President-Service,» Office of the President of

the Russian Federation

The current state of Russian sanatorium complex is analyzed, the economic effect of the wellness services development is considered, a classification of innovation implemented in the sanatorium business is given, and also the use of advising expert systems for the organization of an optimal health resort load is suggested.

Keywords: social innovation, the sanatorium complex, expert systems.

В рамках реализации национальной политики, направленной на осуществление перехода на инновационный этап развития экономики, связанный с мобилизацией интенсивных источников роста, развитием интеллектуального капитала, разработкой и внедрением наукоемких технологий, повышением качества управления, особое значение приобретают социальные инновации, которые призваны удовлетворять социальные потребности, а также способствовать расширению и упрочению российского гражданского общества. Важную роль в инновационном развитии социальной сферы играет повышение эффективности охраны здоровья населения, что может быть обеспечено за счет улучшения качества медицинского обслуживания, внедрения системы ранней диагностики заболеваний, а также организации деятельности в области профилактических и восстановительных мероприятий.

Одним из основных способов оздоровления нации может выступать разработка инновационных подходов к организации системы лечебно-восстановительной медицины, базирующейся на развитии санаторно-курортных услуг, которые являются эффективным средством формирования физического и психического благополучия населения. Данный факт подтверждают результаты исследований, согласно которым здоровье нации определяется на 10-15% уровнем развития здравоохранения, на 15-20% - генетическим фондом, на 20-25% - состоянием окружающей среды и на 50-55% - соци-

альными факторами, обуславливающими условия и образ жизни населения, к которым относится и санаторно-курортного обеспечение [1].

Как показывают отечественные исследования эффективности санаторно-курортного лечения, проведенные по методикам, разработанным в российских НИИ курортологии, данный способ повышения уровня здоровья нации способствует сокращению трудовых и материальных потерь, а именно [2]:

1) числа больничных листов - в 1,8-2,5 раза;

2) числа дней временной нетрудоспособности - в 2,3-3,5 раза;

3) расходов на лечение - в 2,6-3,8 раза;

4) выплаты пособий по больничным листам - в 1,8-2,5 раза;

5) ущерба производству в связи с заболеваемостью персонала - в 2-3 раза.

Стоит отметить, что получаемый экономический эффект для предприятия от оздоровительного лечения его персонала существенно превышает стоимость путевок, что свидетельствует о необходимости развития ведомственного санаторно-курортного обеспечения.

Россия с точки зрения обеспеченности необходимой ресурсной базой располагает всеми видами лечебных факторов. Так, на обширной территории расположено 18 курортных регионов с разнообразными природными ресурсами, которые в совокупности охватывают все климатические зоны и все типы минеральных вод, а

также уникальные физиотерапевтические условия. Кроме того, за многие годы развития отечественной восстановительной медицины была создана фундаментальная научная школа в области реабилитационного лечения с использованием природных рекреационных ресурсов.

История развития отечественного санаторно-курортного комплекса начинается с петровского указа 1717 г. «О приискании в России минеральных вод», разрешившего их эксплуатацию в лечебных целях. Особое развитие санаторно-оздоровительное обеспечение получило в советское время, когда государство реализовывало централизованную политику в области охраны здоровья нации, проводя всеобщую диспансеризацию населения, в рамках которой осуществлялось плановое распределение санаторно-курортных путевок, что, в свою очередь, обеспечивало оптимальную загрузку здравниц. С распадом Советского Союза прекратила существование общегосударственная система управления санаторно-курортным комплексом, в результате чего появилось большое количество независимых учреждений различных форм собственности, вынужденных в условиях жесткой конкуренции самостоятельно продвигать на рынке предлагаемые оздоровительные услуги. По данным Госкомстата, в 1990 году на территории России действовало около 7,5 тысяч санаторно-курортных учреждений.

В переходный период истории Российской Федерации санаторно-курортный комплекс находился в состоянии глубокого кризиса, которое было обусловлено резким падением спроса на восстановительные услуги, связанное с диспропорцией между потребностью в этих услугах и низкой платежеспособностью населения. Так, за 15 лет численность здравниц снизилась в 1,5 раза, при этом общее количество оздоравливающихся сократилось почти в 3 раза: с 33 млн. человек до 10,5 млн. [3].

С середины 2000-х годов в развитии российского санаторнокурортного комплекса наметились положительные тенденции: пережившие кризисный период учреждения стали закупать современное оборудование, предлагать новые виды услуг, внедрять инновационные методики лечения. Стоит отметить, что в последние годы наблюдается сокращение общего числа санаторно-курортных учреждений при увеличении количества мест, т.е. происходит укрупнение здравниц.

В настоящее время в России действует 2147 здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, которые ежегодно обслуживают более 6 млн. человек. В ведении Минздравсоцразвития РФ находятся 51 санаторно-курортных учреждений, оказывающих оздоровительную помощь по всем основным заболеваниям, включая туберкулезную патологию. Некоторые из лечебно-оздоровительных учреждений предлагают уникальные методики лечения, в том числе по онкоге-матологическому, офтальмологическому и психоневрологическому профилям.

Однако, несмотря на высокий уровень развития технологий восстановительной медицины и наличие уникальных реабилитационных ресурсов, отечественные санатории уступают зарубежным здравницам. По словам председателя Правительства РФ Путина В.В., санаторно-курортное дело в России малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных ре-

гионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-курортных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране» [4].

По оценкам экспертов, в настоящее время рекреационный потенциал России используется лишь на 8-10% [7]. В этой связи стает необходимость разработки инструментов в области управления санаторно-курортным комплексом, внедрение которых позволит повысить доступность и конкурентоспособность отечественных здравниц. По словам Путина В.В., «эта работа включает в себя несколько важных направлений, среди которых - создание современной курортной индустрии, развитие ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных».

Одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности отечественных санаторно-курортных учреждений является разработка социальных инноваций, эффективное внедрение которых в лечебную и организационную деятельность позволит повысить качество оказываемых услуг и результативность восстановительного лечения.

В таблице 1 представлена классификация социальных инноваций, реализуемых в санаторно-курортном комплексе [5, 6, 7].

Особое значение в современных условиях осуществления комплексной автоматизации деятельности представляет разработка информационных систем в области управления размещением населения по учреждениям санаторно-курортного комплекса.

В процессе управления распределением лиц, нуждающихся в оздоровительном лечении, участвуют следующие учреждения:

1. Медицинские учреждения (поликлиники и стационары), осуществляющие лечение и направление на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения.

2. Ведомственные организации, к которым приписаны лица, нуждающиеся в оздоровительном лечении. Данные организации на основании рекомендаций медицинских учреждений предоставляют путевки в соответствующие здравницы.

3. Научно-исследовательские институты, разрабатывающие инновационные методики в области санаторно-оздоровительного лечения, которые внедряются в здравницах различных медицинских профилей.

На рисунке 1 представлена принципиальная схема взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения путевок.

Для осуществления согласованного взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения санаторных путевок, необходимо применять специальные информационные системы, которые должны обеспечивать координацию информационных потоков, а также помогать в принятии решений в области определения санатория соответствующего медицинского профиля.

В этой связи возникает необходимость разработки советующих экспертных систем, которые предназначены для поддержки приня-

Таблица 1. Классификация социальных инноваций в санаторно-курортном комплексе

Вид инноваций Примеры инноваций

Т ехнологические Инновационные профилактические и лечебно-реабилитационные методики и технологии восстановительной медицины. Программы метеоадаптации и климатопрофилактики лиц, находящихся на санаторно-курортном лечении. Новейшее медицинское оборудование.

Организационные Инновационные методы обучение персонала. Новые подходы к информационному обеспечению деятельности. Новые способы организации досуга отдыхающих.

Маркетинговые Новые способы продвижения санаторно-курортных услуг. Новые ценовые стратегии при продаже услуг.

Экологические Улучшение условий окружающей среды. Новые способы повышение эффективности курортных ресурсов.

Рис. 1. Принципиальная схема взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения путевок

тия решении по распределению лиц, нуждающихся в восстановительном лечении, по различным здравницам в соответствие с профилем заболевания, финансовым обеспечением, географическим расположением, графиком отпуска, при этом учитывая показатели загрузки санаториев.

Основной целью разработки информационных систем в области организации процесса распределения путевок является повышение эффективности санаторно-курортного обслуживания за счет применения инновационных методик реабилитационного лечения, а также минимизации затрат на оздоровление сотрудников организаций и максимизации уровня загрузки подведомственных здравниц.

Рассмотрим инвестиционный проект по автоматизации процесса распределения путевок на примере ФГУП «Президент-Сервис». Данный проект предполагает:

- разработку систем автоматизации объектов размещения Epitome PMS и их установку во всех подведомственных Управлению делами Президента РФ (УДП РФ) санаториях, домах отдыха и пансионатах (более 40 учреждений);

- разработку центральной системы бронирования туристических услуг Booking Office и ее установку в ФГУП «Президент-Сервис»;

- адаптацию центральной системы бронирования туристических услуг Booking Office к специфическим требованиям, предъявляемым УДП РФ к обслуживанию в подведомственных здравницах;

- интеграцию системы бронирования Booking Office с системами управления объектами размещения Epitome PMS, установленными в здравницах.

В целом разработанная система автоматизации объектов размещения осуществляет расчет оптимальной стоимости путевок в подведомственные Управлению делами Президента санаторно-курортные учреждения в условиях кризиса с учетом себестоимости, категории учреждения, коэффициента комфортности номера и коэффициента сезонности.

Реализация данного инвестиционного проекта позволила:

1) повысить качество обслуживания клиентов здравниц за счет использования в деятельности системы управления объектами размещения мирового уровня;

2) обеспечить получение автоматически формируемой на местах отчетности руководящим звеном УДП РФ;

3) сократить трудозатраты персонала УДП РФ на оказание государственной услуги по обеспечению санаторно-курортными путевками;

4) обеспечить электронный обмен заявками со здравницами;

5) повысить результативность реабилитационного лечения на основании эффективного выбора инновационных решений;

6) повысить качество обслуживания потребителей государственной услуги за счет использования разветвленной сети точек продаж ФГУП «Президент-Сервис».

Таким образом, применение советующих систем позволяет

повысить эффективность управления санаторно-курортным комплексом за счет организации рационального распределения населения по учреждениям и оптимизации загрузки здравниц.

В заключении необходимо отметить, что развитие санаторнокурортного дела способствует не только повышению уровня здоровья населения, но формированию социального эффекта за счет создания новых рабочих мест, что, в свою очередь, позволяет стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионах страны.

Литература:

1. Россия-Урал: Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса/ Информационный центр поддержки предпринимательства о туризме, лечении и отдыхе на Южном Урале [Электронный ресурс]. - Электронные данные - М., сор. 2006-2011.

- Режим доступа: Шр://'№^№.74п£т/1иг-ига1.Ь1т1

2. Курорты и санатории России: природные лечебные ресурсы, курортология в России / САНКУРТУР [Электронный ресурс]. -Электронные данные - М., сор. 2003-2011. - Режим доступа: Ъйр:// www.sankurtur.ru/russia/1and/564/

3. Третьякова Т.Н.Основы курортного дела. - М.: Академия, 2008.

4. В. Путин провел в Геленджике заседание президиума Государственного совета по перспективам развития туризма в России / РИА «АРБИТР» [Электронный ресурс]. - Электронные данные -М., сор. 2002-2011. - Режим доступа: http://www.ria-arbitr.ru/ anons.htm?id=9011

5. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. - М.: Юнити-Дана, 2006.

6. Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России. Национальная практика и международный опыт. - М.: Экслибрис-Пресс, 2007.

7. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями.

- М.: Литтерра, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.