Научная статья на тему 'Государственное регулирование санаторно-курортного комплекса'

Государственное регулирование санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2379
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNANCE / SANATORIUM COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуденкова С.А.

В статье рассматривается важнейшее направление государственного регулирования санаторно-курортного комплекса развитие нормативно-правовой базы. Обосновываются принципы, определяющие последовательную государственную политику в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SANATORIUM-RESORT COMPLEX

This article focuses on the critical areas of State regulation of sanatorium-resort complex-developed legal framework. Supported by the principles governing consecutive State policy in this area.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование санаторно-курортного комплекса»

Проблемы экономики и менеджмента

С.А. Зуденкова

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В статье рассматривается важнейшее направление государственного регулирования санаторно-курортного комплекса - развитие нормативно-правовой базы. Обосновываются принципы, определяющие последовательную государственную политику в данной сфере.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственное управление, санаторнокурортный комплекс.

S.A. Zudenkova, Russian State University for tourism and service

STATE REGULATION OF SANATORIUM-RESORT COMPLEX

Abstract. This article focuses on the critical areas of State regulation of sanatorium-resort complex-developed legal framework. Supported by the principles governing consecutive State policy in this area.

Keywords: government regulation, governance, a sanatorium complex.

Систему управления санаторно-курортным комплексом составляют федеральные и региональные органы. Основные функции по регулированию развития санаторно-курортного комплекса возложены на Минздравсоцразвития. Так, Минздравсоцраз-вития занимается вопросами: нормативно-правовым регулированием использования курортных территорий, нормативно-правового обеспечения деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса, ведением мониторинга состояния и использования курортов, природных лечебных ресурсов, разработкой механизма предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

Схожим набором функций по регулированию развития регионального санаторно-курортного комплекса обладают органы власти субъекта РФ. Таким образом, несмотря на проводимые действия по разграничению полномочий и расходных обязательств различных органов власти и управления в санаторно-курортном комплексе, их функции зачастую дублируются.

Проведенный анализ показал, что фактически отсутствует орган власти, целенаправленно занимающийся развитием санаторно-курортного комплекса, подобный Главному курортному управлению, созданному в 1923 году по инициативе Семашко Н.А. Минздравсоцразвития являясь своеобразным мультиминистреством не в состоянии эффективно выполнять функции по управлению санаторно-курортным комплексом. Подтверждением является тот факт, что до настоящего времени не закончена ревизия количества санаторно-курортных предприятий в РФ, лишь 20 % регионов ввели данные в Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, ответственность за ведение которого лежит на Минздравсоцразвитии [1]. Таким образом, имеются основания утверждать об отсутствии единых подходов к использованию природных лечебных ресурсов и существовании «региональных» особенностей получения путевок в санатории.

Важнейшим направлением управления и регулирования отношений в санаторно-

№ 4 - 2011

35

Проблемы экономики и менеджмента

курортном комплексе является развитие нормативно-правовой базы [2].

Нормативно-правовую основу развития санаторно-курортного комплекса в последнее десятилетие составляли следующие документы: Федеральные Законы «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и «Об особо охраняемых природных территориях» и ряд региональных законов, принятых в развитие этих федеральных законов. Было принято также несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые направлены на решение частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов, была разработана Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» на период 1996-2000 годов [3], к сожалению, в первую очередь, из-за недостаточного финансирования эта программа не была реализована. Все это позволяет утверждать, что законодательство, определяющее основные направления как санаторно-курортной деятельности, так и санаторнокурортного рынка услуг, полностью не разработано. Как результат до настоящего времени не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не налажена унифицированная система подготовки кадров для санаторнокурортного комплекса и их аттестация.

Приоритетным направлением государственного регулирования санаторнокурортного комплекса выступает приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром, субъектами Российской Федерации. В последние годы предпринимаются попытки ревизии курортного законодательства с целью ликвидации курортов федерального значения, снятия ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах зон их санитарной (горносанитарной) охраны, изменения правового статуса курортов как особо охраняемых природных территорий, что может привести к утрате лечебных свойств природных ресурсов и самих курортов, в том числе позволяющие переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории, приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны, разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах; внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи).

Приведенные выше изменения законодательства в условиях отсутствия жестких процедур выделения путевок на долечивание в санатории, а также в условиях обострения отношений между работниками и работодателями свидетельствуют о еще большем ограничении круга потенциальных клиентов санаторно-курортных предприятий, фактически о его сужении до уровня лиц, имеющих возможности оплачивать лечение в размере полной рыночной стоимости.

Важным следствием приведенных новаций для деятельности санаторнокурортных предприятий является возрастание конкуренции на рынке санаторнокурортных услуг, поскольку теперь потребитель формально не ограничен в выборе учреждения, места расположения курорта (внутри страны или за ее пределами), а значит, именно организация деятельности санаторно-курортного предприятия, качество услуг и

36

№ 4 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

обслуживания, наличие сопутствующих услуг, будут играть решающую роль в сохранении профиля и жизнеспособности курорта, а не его перепрофилировании. Все это свидетельствует об актуальности рассматриваемых в настоящем исследовании вопросов реструктуризации предприятий.

Таким образом, снижение роли управляющего воздействия государства привело к тому, что нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного комплекса не соответствует современным требованиям и тормозит его развитие.

Существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, пришла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических реформ. Органы государственного управления в течение длительного времени систематически не занимались развитием данной сферы, о чем свидетельствует отсутствие концепции развития санаторно-курортного комплекса, непроработанность законодательства, касающегося преобразования социально-значимых предприятий сферы. Отсутствие программы развития санаторно-курортного в целом по стране приводит к отсутствию единой политики, которую должны осуществлять государственные органы. Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 41), Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, право человека на охрану здоровья и благоприятную среду обитания является его неотъемлемым правом и одним из условий его практической реализации является санаторнокурортное обеспечение населения.

Фактически в реализуемом национальном проекте «Здоровье» не нашлось места санаторно-курортной системе, несмотря на то, что в прошлом был накоплен большой опыт ее использования в профилактике и реабилитации работающего населения, лечении больных с профессиональной патологией, восстановительном лечении после стационара.

В настоящее время имеются лишь единичные примеры активного участия государственных региональных органов в определении направлений развития санаторнокурортного комплекса.

Заслуживает внимания положительный опыт Башкортостана по управлению санаторно-курортным комплексом, в частности имеется разработанная и утвержденная концепция развития санаторно-курортной системы (Указ Президента Республики Башкортостан «Концепция развития санаторно-курортной системы РБ» 06.05.2000 г. № УП-252). Согласно этой концепции, в число основных задач рекреационной деятельности региона входит разработка маркетинговой, рекламно-информационной политики, обеспечивающей продвижение санаторно-оздоровительных услуг на отечественном и международном рынках.

Подобная практика управления региональным санаторно-курортным комплексом отсутствует в других регионах, имеющих большое количество специализированных предприятий и природные лечебные ресурсы.

Рассмотренная практика управления развитием санаторно-курортного комплекса позволяет выделить ряд проблем, решение которых требует непосредственного участия органов государственного управления: создание условий для привлечения на отечественные курорты пациентов и отдыхающих, формирование потребности к здоровому

№ 4 - 2011

37

Проблемы экономики и менеджмента

образу жизни, что предполагает регулярное потребление услуг санаториев и профилакториев, создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса.

Участие государства в регулировании и развитии санаторно-курортного комплекса, проводимое в целях обеспечения последовательности государственной политики, должно базироваться на следующих общих принцах: законности, федерализма и плановости.

Принцип законности позволяет добиться высокой степени воздействия на общественные процессы в результате соответствия внутренних правовых актов общепризнанным принципам и международным нормам, ратифицированным международными договорами Российской Федерации.

Принцип федерализма предполагает наличие федерального органа, осуществляющего функции государственного управления санаторно-курортным комплексом и аналогичных органов в субъектах РФ. Соблюдение данного принципа является необходимым для развития современного федеративного государства.

Принцип плановости предполагает стратегическое предвидение, необходимость корректировки программных документов в соответствии с тенденциями развития комплекса.

Помимо этого, в ходе государственного управления санаторно-курортным комплексом представляется необходимым учитывать следующие специальные принципы: доступности санаторно-курортного лечения;

обеспечения безопасности граждан в ходе санаторно-курортного лечения; государственной поддержки предприятий санаторно-курортного комплекса; международного сотрудничества в сфере здоровьесбережения, использования достижений высокотехнологичной медицины в санаторно-курортном комплексе; обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) РФ; гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер по государственному управлению санаторно-курортным комлексом;

охраны природных лечебных территорий при осуществлении деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса.

Реализация предложенных принципов позволит устранить односторонний подход к исследуемой сфере, обеспечит поступательное развитие санаторно-курортного комплекса, что будет способствовать снижению смертности населения, увеличению продолжительности жизни, с одной стороны, и увеличению занятости населения с другой стороны.

Список литературы:

1. Стороженко Н.А. Курортная сфера и здравоохранение // Здравница. 2010.

2. Концепция государственной политики развития курортного дела в России. Разработана и принята решением Коллегии Минздрава РФ 24 июня 2003.

3. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» на период 1996-2000 годов.

38

List of references:

1. Storozhenko N.A. Spa area and health // Health resort. 2010.

№ 4 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

2. The concept of State policy for the development of balneology in Russia. Developed and adopted a decision of the Board of the RF Ministry of June 24, 2003.

3. The federal targeted programme "Development of spas of Federal significance" for the period 19962000.

А.В. Ильдяков

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

г. Нижневартовск

К ВОПРОСУ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Роль инновационных стратегий в современных условиях резко повысилась, так как нововведения определяют основные направления развития фирмы. Однако содержание стратегического управления инновационным процессом для каждого предприятия является уникальным.

Ключевые слова: инновационная стратегия предприятия, инновационный процесс, стратегическое управление инновациями.

A.V. Ildyakov, South-Ural state university, Nijnevartovsk

TO THE QUESTION OF INNOVATIVE BUSINESS STRATEGY

Abstract. The role of innovation strategies in the present conditions rose sharply, as the innovations define the main directions of development of the firm. However, the content of strategic management of innovation process for each company is unique.

Keywords: an innovative business strategy, innovation, strategic management of innovation.

Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха.

Стратегическое управление инновациями - это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних и внутренних; потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные формы; этику и культуру [1].

Любые стратегические меры, предпринимаемые фирмой, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах. Стратегия развития фирмы предусматривает обеспечение использования научно-технических достижений в области организации, техники и технологии, т.е. комплекса инноваций.

Однако для целей организации управления и планирования инновационных процессов целесообразно их обособленное рассмотрение в рамках специально выде-

№ 4 - 2011

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.