Научная статья на тему 'Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан за 2013-2017 годы'

Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан за 2013-2017 годы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА МВД / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / MEDICAL SERVICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / INTERNAL AFFAIRS BODIES / INTERREGIONAL INTERACTION / CLINICAL AND DIAGNOSTIC CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хисамиев Рустем Шагитович

В статье отражены деятельность Медико-санитарной части Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан за 5-летний период и перспективы ее развития в будущем. Качество и доступность медицинской помощи, квалифицированный персонал, применение современных методов диагностики и лечения являются неоспоримым залогом укрепления и сохранения здоровья сотрудников органов внутренних дел. Цель определение пациентопотока для межрегионального клинико-диагностического центра в рамках межрегионального взаимодействия по медицинскому обеспечению сотрудников органов внутренних дел. Материал и методы. Был проведен сравнительный анализ затрат денежных средств на медицинское обслуживание сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (в рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232) с затратами соседних субъектов Российской Федерации, граничащих с Республикой Татарстан. Определены основные показатели результативности создания межрегионального клинико-диагностического центра. Результаты и их обсуждение. Анализ затрат на лечение и проведение диагностических процедур, прогнозирование пациентопотока для диагностического центра, анализ эффекта от его создания и показатели результативности полностью оправдывают необходимость наличия клинико-диагностического центра в городе Казани, где планируется наибольшее сосредоточение потока пациентов. Выводы. Внедрение современных методов диагностики на основе использования современного оборудования и технологий позволит комплексно обследовать пациентов, повысить уровень и качество оказания медицинской помощи, своевременно выявлять заболевания на ранних стадиях и снижать риски развития многих болезней. Таким образом, создание диагностического центра станет опорной точкой для начала позитивных изменений в ведомственном здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хисамиев Рустем Шагитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENTS AND DEVELOPMENT PROSPECTSOF DEPARTAMENTAL MEDICAL SERVICE OF THE MINISTRYOF INTERNAL AFFAIRS IN TATARSTAN REPUBLIC IN 2013-2017

The article reflects the activities of the Medical Care unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Tatarstan over a 5-year period and the prospects for its development in the future. The quality and availability of medical care, qualified personnel, the use of modern methods of diagnosis and treatment are an indisputable guarantee of strengthening and preserving health of employees of law enforcement bodies. Aim. Patient flow in interregional clinical and diagnostic center was assessed in the framework of interregional interaction on rendering medical service to the employees of law enforcement bodies. Material and methods. Comparative analysis of expenses on rendering medical service to the employees of the internal affairs bodies of the Republic of Tatarstan in state and municipal health organizations was carried out within the framework of Decree of the Government of the Russian Federation № 1232 from 30.12.2011, with the expenses of neighboring subjects of the Russian Federation bordering the Republic of Tatarstan. The main indicators of effectiveness of creation of Interregional Clinical Diagnostic Center were determined. Results and discussion. Analysis of the expenses on treatment and diagnostic service, forecasting of the patient flow for the diagnostic center, analysis of the effectiveness of its creation and the performance indicators fully justify the need for a clinical diagnostic center in the city of Kazan, where the largest patient flow is expected. Conclusion. Introduction of modern diagnostic methods based on the use of modern equipment and technologies will assure comprehensive patient examination, improvement of the level and quality of medical care, timely diagnosis at early stages and risk reduction for many diseases. Thus, creation of a diagnostic center will become a reference point for initiating positive changes in departmental health care.

Текст научной работы на тему «Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан за 2013-2017 годы»

РГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© РШ. Хисамиев, 2018

УДК 614.2-057.36:351.74(470.41) DOI: 10.20969/VSKM.2018.11(4).103-112

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ЗА 2013-2017 ГОДЫ

ХИСАМИЕВ РУСТЕМ ШАГИТОВИЧ, майор внутренней службы, начальник ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан», Россия, 420111,

Казань, ул. Лобачевского, 13, тел. 8-843-291-24-58, e-mail: [email protected].

Реферат. В статье отражены деятельность Медико-санитарной части Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан за 5-летний период и перспективы ее развития в будущем. Качество и доступность медицинской помощи, квалифицированный персонал, применение современных методов диагностики и лечения являются неоспоримым залогом укрепления и сохранения здоровья сотрудников органов внутренних дел. Цель - определение пациентопотока для межрегионального клинико-диагностического центра в рамках межрегионального взаимодействия по медицинскому обеспечению сотрудников органов внутренних дел. Материал и методы. Был проведен сравнительный анализ затрат денежных средств на медицинское обслуживание сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения (в рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232) с затратами соседних субъектов Российской Федерации, граничащих с Республикой Татарстан. Определены основные показатели результативности создания межрегионального клинико-диагностического центра. Результаты и их обсуждение. Анализ затрат на лечение и проведение диагностических процедур, прогнозирование пациентопотока для диагностического центра, анализ эффекта от его создания и показатели результативности полностью оправдывают необходимость наличия клинико-диагностического центра в городе Казани, где планируется наибольшее сосредоточение потока пациентов. Выводы. Внедрение современных методов диагностики на основе использования современного оборудования и технологий позволит комплексно обследовать пациентов, повысить уровень и качество оказания медицинской помощи, своевременно выявлять заболевания на ранних стадиях и снижать риски развития многих болезней. Таким образом, создание диагностического центра станет опорной точкой для начала позитивных изменений в ведомственном здравоохранении.

Ключевые слова: медицинская служба МВД, органы внутренних дел, межрегиональное взаимодействие, клинико-диагностический центр.

Для ссылки: Хисамиев, РШ. Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан за 2013-2017 годы / РШ. Хисамиев // Вестник современной клинической медицины. -2018. - Т 11, вып. 4. - С.103-112. DOI: 10.20969/VSKM.2018.11(4).103-112.

ACHIEVEMENTS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF DEPARTAMENTAL MEDICAL SERVICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN TATARSTAN REPUBLIC IN 2013-2017

KHISAMIEV RUSTEM SH., major of internal service, Head of the Medical Care unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Republic of Tatarstan, Russia, 420111, Kazan, Lobachevsky str., 13, tel. 8-843-291-24-58, e-mail: msch_16mvd.gov.ru

Abstract. The article reflects the activities of the Medical Care unit of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Tatarstan over a 5-year period and the prospects for its development in the future. The quality and availability of medical care, qualified personnel, the use of modern methods of diagnosis and treatment are an indisputable guarantee of strengthening and preserving health of employees of law enforcement bodies. Aim. Patient flow in interregional clinical and diagnostic center was assessed in the framework of interregional interaction on rendering medical service to the employees of law enforcement bodies. Material and methods. Comparative analysis of expenses on rendering medical service to the employees of the internal affairs bodies of the Republic of Tatarstan in state and municipal health organizations was carried out within the framework of Decree of the Government of the Russian Federation № 1232 from 30.12.2011, with the expenses of neighboring subjects of the Russian Federation bordering the Republic of Tatarstan. The main indicators of effectiveness of creation of Interregional Clinical Diagnostic Center were determined. Results and discussion. Analysis of the expenses on treatment and diagnostic service, forecasting of the patient flow for the diagnostic center, analysis of the effectiveness of its creation and the performance indicators fully justify the need for a clinical diagnostic center in the city of Kazan, where the largest patient flow is expected. Conclusion. Introduction of modern diagnostic methods based on the use of modern equipment and technologies will assure comprehensive patient examination, improvement of the level and quality of medical care, timely diagnosis at early stages and risk reduction for many diseases. Thus, creation of a diagnostic center will become a reference point for initiating positive changes in departmental health care.

Key words: medical service of the Ministry of Internal Affairs, internal affairs bodies, interregional interaction, clinical and diagnostic center.

For reference: Hisamiev RSh. Achievements and development prospects of departmental medical service of the Ministry of Internal Affairs in Tatarstan Republic in 2013-2017. The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine. 2018; 11 (4): 103-112. DOI: 10.20969/VSKM.2018.11(4).103-112.

Активная федеральная и региональная политика в отношении реализации приоритетного национального проекта в области здравоохранения «Здоровье» положила начало планомерному реформированию ведомственного здравоохранения Министерства внутренних дел Республики Татарстан.

В 2011 г. было проведено реформирование Министерства внутренних дел России. В связи с изменением организационно-штатной структуры министерства проведена внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, в которой ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан» (МСЧ) приняла активное участие, определяя годность к дальнейшей службе каждого сотрудника.

За прошедший период пересмотрена организация ежегодных профилактических медицинских осмотров личного состава, при которых широко применяются современные методы ранней диагностики заболеваний, скрининг-осмотры с целью выявления и профилактики сердечно-сосудистых, эндокринологических и онкологических заболеваний.

С целью улучшения преемственности в работе структурных подразделений ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан», а именно поликлиники, госпиталей, военно-врачебной комиссии, центра психофизиологической диагностики, организационно-методическим и лечебно-профилактическим отделом МСЧ проводятся совместные совещания, разрабатываются возможности для оптимизации лечебно-диагностического процесса.

Повышение квалификации медицинских работников, обучение новых кадров происходит непосредственно в клиническом госпитале и поликлинике МСЧ, на базе развернутых кафедр Казанского государственного медицинского университета и Казанской государственной медицинской академии: общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением;общей врачебной практики; хирургических болезней; кардиологии, рентгеноэндоваскулярной и сердечно-сосудистой хирургии; реабилитологии и спортивной медицины; фтизиопульмонологии; травматологии и ортопедии; неврологии; рефлексотерапии и остеопатии; скорой медицинской помощи и медицины катастроф.

Сотрудничество с ведущими медицинскими вузами создает условия для научно-исследовательской и организационно-методической деятельности, позволяет активно разрабатывать, апробировать и внедрять в практику эффективные методы обследования и лечения больных. Передовой опыт лечебнопрофилактической деятельности ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» освещается в издаваемом с 2008 г. научно-практическом журнале «Вестник современной клинической медицины».

С 2008 г. в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» проводится ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция медико-санитарных частей МВД Российской Федерации «Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики в клинике внутренних болезней» с участием врачей Республики Татарстан и регионов России. В работе конференции ежегодно принимают участие более 300 врачей Республики Татарстан, а также делегаты медико-санитарных частей из регионов РФ.

В октябре 2017 г. МВД по Республике Татарстан, медико-санитарной частью в РК «Ривьера» проведена X юбилейная Всероссийская научнопрактическая конференция медико-санитарных частей МВД России и учреждений здравоохранения Республики Татарстан «Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики в общемедицинской практике».

21-22 сентября 2018 г. в Казани проводится XI Всероссийская междисциплинарная научно-практическая конференция врачей медико-санитарных частей МВД РФ с участием врачей Республики Татарстан на тему «Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики в общемедицинской практике, а также актуальные вопросы организации здравоохранения». Планируется рассмотреть следующие вопросы: повышение эффективности и развития медицинских организаций системы МВД России; независимая оценка качества медицинской деятельности в системе МВД России; ведомственный контроль качества медицинской деятельности; проблемные вопросы ведомственной медицины; перспективы внедрения медицинских информационных технологий в поликлиниках, госпиталях и санаториях системы МВД России.

Благодаря совместной работе с кафедрами медицинских вузов Республики Татарстан удалось значительно повысить уровень качества предоставляемых медицинских услуг, а сотрудники клинического госпиталя получили уникальную возможность делиться своим опытом с курсантами и студентами в качестве лекторов. Многие работники учреждения стали ассистентами кафедр и занимаются научной работой.

Начиная с 2011 г. в клиническом госпитале функционируют школы здоровья. Пациентам читаются лекции по профилактике заболеваний, методам реабилитации, проводятся практические занятия. Наравне с врачами учреждения работу ведут сотрудники кафедр.

Эффективная медицинская деятельность невозможна без современного технического оснащения. Клинический госпиталь ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» регулярно подтверждает сертификат соответствия системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001 в отношении медицинских услуг, выполняемых при

осуществлении стационарной помощи и реабилитации, включая разработку новых технологий.

Клинический госпиталь ежегодно принимает участие и занимает призовые места в конкурсе «Лучшие товары и услуги для населения». В 2013 г. он награжден дипломом лауреата в номинации «Организационные аспекты оказания реабилитационной помощи в условиях многопрофильного стационара». В 2017 г. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» стала дипломантом

1 степени в номинации «Услуги для населения» - «Организация физиотерапевтических услуг в условиях многопрофильного стационара».

Постоянные поиски новых путей развития учреждения и организации внебюджетной деятельности привели к тому, что Медико-санитарная часть МВД по Республике Татарстан в 2014 г. вошла в систему оказания медицинской помощи по линии обязательного медицинского страхования, организована работа клинического госпиталя и поликлиники в системе ОМС.

В 2015 г. проведено лицензирование 11 здравпунктов при ОМВД по Республике Татарстан (3 здравпункта в г. Казани,

2 здравпункта в Набережных Челнах, по одному здравпункту в городах Зеленодольске, Заинске,

Альметьевске, Бугульме, Лени-ногорске, Нижнекамске) и двух медицинских частей (медицинская часть № 1 по обслуживанию Казанского юридического института МВД России и медицинская часть № 2 по обслуживанию Ела-бужского суворовского военного училища МВД России).

Открытие в 2013 г. после реконструкции физиотерапевтического корпуса в клиническом госпитале позволило значительно улучшить результаты долечивания пациентов. Сформирован законченный цикл лечебного процесса: диагностика - лечение - восстановление - профилактика.

На высоком уровне осуществлено медицинское обеспечение крупномасштабных спортивных соревнований международного уровня в период подготовки и проведения в 2013 г. XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани, Олимпийских игр в г. Сочи, XVI чемпионата мира по водным видам спорта и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории «Мастерс», Кубка конфедераций FIFA 2017 г., Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

В рамках подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг. был организован углубленный медицинский осмотр ветеранов Великой Отечественной войны; вдов участников Великой Отечественной войны, приравненных к участникам Великой Отечественной войны; тружеников тыла; членов семей погибших сотрудников. В полном объеме им оказана амбулаторная и стационарная помощь.

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан принимает активное участие в комплексных программах и благотворительных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека. В преддверии Всемирного дня донора (14 июня) ежегодно ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» организовывает акцию донорства среди сотрудников ОВД МВД Республики Татарстан путем развертывания мобильного донорского пункта ГАУЗ «Республиканский центр крови МЗ РТ». При проведении данных мероприятий осуществляется фото- и видеосъемка с привлечением сотрудников отдела информации и общественных связей МВД по Республике Татарстан. Данные мероприятия отражаются в газете «Особый менталитет».

Заслуги ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» в вопросах повышения качества и доступности медицинских услуг, а также внедрение современных высокоэффективных методов управления, инновационных методов лечения и диагностики в повседневную практику ведомственного здравоохранения ежегодно высоко оценивается руководством МВД по Республике Татарстан, Управлением медицинского обеспечения Департамента материально-технического и медицинского обеспечения МВД России, Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

На данном этапе развития ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» занимает лидерские позиции как профессиональная, высокотехнологичная, инновационная медицинская организация в системе здравоохранения, ориентированная на полную удовлетворенность пациентов качеством оказываемой медицинской помощи.

Миссия учреждения: «МЫ ОХРАНЯЕМ ЗДОРОВЬЕ ТЕХ, КТО ОХРАНЯЕТ ПРАВОПОРЯДОК».

Основная задача учреждения: «ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ».

Во многом от состояния здоровья сотрудников зависит боеспособность подразделений и готовность осуществлять поставленные перед ними профессиональные задачи.

Хотелось бы отметить, что за анализируемый период поставленные задачи перед ведомственным здравоохранением по медицинскому обеспечению сотрудников ОВД и членов их семей, пенсионеров, ветеранов ОВД выполнены в полном объеме.

Укомплектованность кадрами в целом составила 96,2%, врачами составила 98,5% (по МВД РФ -91,6%), средними медработниками - 97,1% (по МВД РФ - 93,4%), младшими медработниками - 89,4% (табл. 1). В ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» работают 5 докторов медицинских наук, 10 кандидатов медицинских наук, 2 заслуженных врача РФ, 7 заслуженных врачей РТ, 6 отличников здравоохранения, 6 заслуженных работников здравоохранения. Врачи, имеющие квалификационную категорию, составляют 69,3%, из них высшую имеют 46,4%; первую - 13,5%; вторую - 9,4%.

Т а б л и ц а 1

Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом лиц, подлежащих прикреплению к МСЧ в 2017 г. (на 10 000 человек)

Медицинские работники РТ ПФО МВД РФ

Врачи 29,64 26,15 33,36

Средний мед. персонал 42,91 31,47 42,52

Ежегодно проводятся испытания на присвоение (подтверждение) квалификационных званий среди сотрудников ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» согласно утвержденным спискам в рамках итоговых зачетов по профессиональной служебной и физической подготовке.

Основные показатели состояния здоровья сотрудников органов внутренних дел по Республике Татарстан в 2017 г. Численность контингента, подлежащего медицинскому обслуживанию в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан», составляет 60 305 человек. Прикреплено на медицинское обслуживание 46 159 человек, в том числе сотрудники органов внутренних дел - 14 723 (31,9%), работники органов внутренних дел - 1 197, военнослужащие и сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии (ФСВНГ) - 2 131, курсанты - 421, суворовцы - 134, сотрудники других правоохранительных органов - 5 935, пенсионеры МВД - 17 698, члены семей - 3 773.

Общее число посещений в 2017 г. составило 297 173 [аналогичный период прошлого года (АППГ) -292 716], в том числе профилактических - 131 674 (АППГ - 123 750). Отмечается увеличение посещений на 1,5%. По сотрудникам общее количество посещений составило 204 458 (АППГ - 208 382), в том числе профилактических - 98 438 (АППГ - 100 165).

Общая заболеваемость в 2017 г. составила 1192,6 на 1000 сотрудников. Утвержденные значения целевого показателя по «дорожной карте» - 1025 на 1000 сотрудников. Первичная заболеваемость -756,1 на 1000 сотрудников (табл. 2).

Основные показатели состояния здоровья сотрудников ОВД в 2017 г.

Критерии РТ ПФО МВД РФ

Общая заболеваемость (%) 1192,66 791,16 880,34

Первичная заболеваемость (%) 756,16 516,16 533,31

Первичный выход на инвалидность (%) 0,97 0,65 1,09

Смертность (%о) 0,52 0,69 0,77

Число случаев ВУТ (на 100 чел.) 51,14 51,21 50,66

Число дней ВУТ (на 100 чел.) 728,44 638,74 638,93

Средняя продолжительность одного случая ВУТ (в днях) 14,24 12,47 12,61

Обеспеченность стационарными койками (на 10 000 чел.) 48,92 28,3 29,25

Число дней работы койки в году 314,1 310,8 306,2

Оборот стационарной койки 24,47 25,34 24,48

Средняя продолжительность пребывания на койке (в днях) 12,84 12,27 12,51

Летальность (%) 0,03 0,01 0,05

Охват профилактическими медицинскими осмотрами (%) 96,83 96,78 96,1

Выявляемость заболеваний при профилактических медицинских осмотрах (%) 3,11 3,69 4,67

Распределение по группам диспансерного учета: I группа 39,32 41,22 42,91

II группа 42,39 46,59 45,38

III группа 18,29 12,19 11,71

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди сотрудников ОВД составила 7 934 случая и 113 010 дней, что на 100 работающих составляет 51,1 случая (АППГ - 52,7) и 728,4 в днях (АППГ - 752,6). Показатели по ПФО и МВД России за 2017 г. на 100 работающих в случаях составляет 51,2 и 50,6 соответственно; в днях - 638,7 и 638,9 соответственно.

В структуре заболеваемости на протяжении последних лет лидируют болезни органов дыхания (около 47%). Это связано с неблагоприятными климатическими условиями несения службы вне помещений, переохлаждением, работой в условиях загазованности, запыленности. На 2-м и 3-м месте в структуре заболеваемости болезни костно-мышечной системы и травмы - 11,2 и 10,3% соответственно. На 4-м месте болезни органов пищеварения - 7%. На 5-м месте болезни системы кровообращения - 6,9%.

В 2017 г. среди сотрудников ОВД зарегистрировано больных с различными формами заболеваний 18 503 человека (АППГ - 16 885), повышение составило 9,6%, из них выявленных впервые - 11 731 (АППГ - 11 583), увеличение на 1,3%; 15 случаев первичного выхода на инвалидность (АППГ - 28), умерло 8 сотрудников (АППГ - 10). Утвержденные значения целевого показателя - 1,11; достигнутое значение - 0,51 (на 1000 сотрудников).

В структуре смертности на 1-м месте травмы и некоторые другие последствия воздействия внешних причин - 4 случая (50%), на 2-м месте заболевания

сердечно-сосудистой системы - 2 случая (25%), на 3-м месте онкологические заболевания - 1 случай (12,5%), на 4-м месте прочие заболевания - 1 случай (12,5%).

В госпиталях пролечилось 6 827 человек, в том числе 3 882 сотрудника ОВД (АППГ - 6 807 человек, в том числе 3 358 сотрудников ОВД). Средняя продолжительность пребывания пациента на койке -12,8 дня (утвержденные значения целевого показателя по «дорожной карте» - 12,4). Среднегодовая занятость койки - 314,1 дня (утвержденные значения целевого показателя по «дорожной карте» - 313).

В соответствии с графиком прохождения диспансеризации профилактическим медицинским осмотрам в 2017 г. подлежало 14 723 сотрудника. Медицинские осмотры прошли 14 257 (96,8%) человек. Утвержденные значения целевого показателя по «дорожной карте» - 94%.

По результатам диспансеризации сотрудников ОВД (см. табл. 2):

• 5 606 (39,32%) здоровые и практически здоровые лица (I группа);

• 6 043 (42,39%) имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (II группа);

• 2 608 (18,29%) имеют хронические заболевания (III группа).

Работа по организации оказания медицинской

помощи сотрудникам органов внутренних дел

в лечебно-профилактических учреждениях

Министерства здравоохранения

Республики Татарстан

Ежегодно на оказание медицинских услуг сотрудникам органов внутренних дел Министерством внутренних дел по Республике Татарстан заключаются государственные контракты с организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии со следующими документами:

• Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».

• Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения».

• Приказ МВД РФ от 08.11.2006 № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России».

В общем комплексе услуг по оказанию медицинской помощи в системе ведомственного здравоохранения МВД по Республике Татарстан значительное место принадлежит диагностическому процессу, особенностью которого является направление сотрудников для проведения определенных диагностических мероприятий в сторонние

лечебно-профилактические учреждения Республики Татарстан.

Ежегодно МСЧ МВД РФ по Республике Татарстан заключает договора с медицинскими организациями МЗ РТ на сумму более 50 млн руб. (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Количество заключенных государственных контрактов в 2013-2017 гг.

(в абс. числах)

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016г 2017г.

Количество заключенных государственных контрактов 81 75 86 87 84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма (тыс. руб) 40 000,0 45 000,0 65 310,0 51 666,8 48 073,0

Проводилась работа с лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения РТ. О случаях госпитализации сотрудников органов внутренних дел медицинские организации оповещают ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан», при условии стабилизации состояния пациента и наличия профильных отделений в подразделениях ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» организуется перевод больных в ведомственные лечебные учреждения.

В 2015 г. с целью максимального использования возможностей ведомственных лечебных учреждений для оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Республики Татарстан проведена следующая работа по организации:

• Перевод сотрудников органов внутренних дел на лечение из учреждений Министерства здравоохранения Республики Татарстан в подразделения ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» (в Клинический госпиталь г. Казани и в госпиталь г. Набережные Челны) - всего переведено 45 сотрудников, примерная экономия финансовых средств, расходуемых на оплату медицинских услуг, составила около 1 305 000 руб.

• Проведение диспансеризации 36 близлежащих РОВД на базе поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» в г. Казани и в поликлиническом отделении Госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» (дислокация в г. Набережные Челны). Всего осмотрено 4 977 сотрудников, примерная экономия финансовых средств составила около 7 260 000 руб.

Сотрудникам отделений по работе с личным составом подразделений органов внутренних дел Республики Татарстан были даны разъяснения о порядке проведения ежегодных диспансерных осмотров сотрудников органов внутренних дел в ведомственных лечебных учреждениях и порядке направления сотрудников органов внутренних дел на лечение в медицинские организации Министерства здравоохранения РТ.

За 2017 г. медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел Республики Татарстан в учреждениях государственной и муниципальной

системы здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2011 № 1232 оказана за счет средств федерального бюджета в объеме 48 073,0 тыс. руб., в том числе амбулаторно-поликлиническая - на 14 320,0 тыс. руб., стационарная - на 33 730,7 тыс. руб., на зубопротезирование - 22,8 тыс. руб.

Организация санаторно-курортного

обеспечения

Работа санаторно-отборочной комиссии МСЧ МВД России по РТ строится согласно приказу МВД России от 08.11.2006 № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России».

Состав санаторно-отборочной комиссии МСЧ МВД России по РТ на 2017 г. утвержден распоряжением МВД по РТ от 15.11.2013 № 15-р. Председателем комиссии является начальник медикосанитарной части.

В работе санаторно-отборочной комиссии особое внимание уделяется обеспечению санаторным лечением сотрудников ОВД, имеющих льготы:

• принимавших участие в антитеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона;

• членов семей сотрудников, погибших в СКР;

• участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

• инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны;

• ветеранов боевых действий и др.

В отчетном году в санатории и центры реабилитации поступила 2 381 путевка (АППГ - 2135), из них дополнительно сверх плана получено 291. Сотрудникам ОВД выделено 330 путевок, членам семей - 1 022 путевки, пенсионерам - 960 путевок (табл. 4, рис. 1).

Всего возврат путевок - 34, что составляет 1,4% от общего количества выделенных путевок. Отмечается увеличение возврата путевок по сравнению с 2016 г. на 1,1%.

В целях снижения возврата путевок в здравницы МВД ведется постоянная работа по взаимодействию с кадровым аппаратом МВД по РТ, ветеранскими организациями, врачами поликлиники МСЧ. Ежемесячно во все подразделения МВД по РТ и ветеранские организации направляются телеграммы с информацией об имеющихся в МСЧ путевках в санатории и ЦВМиР системы МВД России. До личного состава, прибывшего из районов служебно-боевого применения, при проведении целевого профилактического осмотра доводятся сведения об имеющихся свободных путевках.

Т а б л и ц а 4

Сравнительный анализ реализации путевок в 2013-2017 гг. (в абс. числах)

Сравнительный анализ 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Получено путевок всего 1153 1234 1423 1558 2090

дополнительно 352 346 374 577 291

итого 1505 1580 1797 2135 2381

Направлено на лечение и отдых всего 1505 1573 1797 2128 2347

личный состав 143 283 309 294 330

в т.ч. из СКР - - 1 - 3

членов семей сотрудников 376 111 128 121 321

пенсионеров МВД 496 633 693 879 960

в т.ч. инвалидов 75 163 183 232 245

в т.ч. участников ВОВ 3 8 8 14 17

Возврат(санатории) 0 6 0 2 8

Возврат (ЦВМиР) 0 1 0 5 26

2014 2015 2016

■ Возврат □ Дополнительно □ Всего

Рис. 1. Реализация санаторно-курортных путевок за 2013-2017 гг. (в абс. числах) ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В числе проектов на ближайшую перспективу -строительство на базе клинического госпиталя ведомственного Межрегионального клинико-диагностического центра в рамках гособоронзаказа для нужд всех медико-санитарных частей Поволжского региона. Для строительства такого Центра на территории нашего клинического госпиталя имеется свободный участок земли, а целесообразность его возведения обосновывается соответствующими расчетами, которые были озвучены на заседании научно-практической секции Департамента по материально техническому и медицинскому обеспечению МВД России 16 ноября 2017 г.

Так, республиканское МВД и аналогичные ведомства соседних субъектов Российской Федерации постоянно заключают государственные контракты с организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения на оказание медицинских услуг сотрудникам полиции. Ежегодно затраты на эти нужды составляют более 250 млн руб.

Данные собраны на основании представленных писем от МСЧ регионов, граничащих с Республикой Татарстан, на запросы об объемах диагностического обследования и лабораторных исследований.

В структуре расходов выделены затраты на лечение и диагностику. Хорошо видно, что общее количество диагностических и лабораторных исследований по постановлению № 1232 составляет 25 492 ед., что можно условно приравнять к количеству пациентов. Исходя из общего контингента, прикрепленного к регионам, это составляет всего 8,8%. Хотя все мы знаем, насколько важна ранняя диагностика заболеваний.

Регионы характеризуются различной долей диагностических процедур и в структуре затрат. Наиболее низкий показатель (всего 2-8%) в Мордовии и Марий Эл, максимальных значений он достигает в Татарстане и Удмуртии (19-22%).

Усредненная доля затрат на диагностические и лабораторные исследования составляет примерно 20%, что, несомненно, является очень низким показателем. После строительства Центра планируемый показатель доли диагностических процедур вырастет минимум в 2 раза.

Так как согласно экспертным оценкам в России среднестатистический житель крупного города проходит в год 5-6 исследований, то прикрепленный контингент будет иметь возможность пройти полноценное качественное обследование. По европейским стандартам в крупном городе должно проводиться 1,5-2,0 млрд диагностических тестов в год, учитывая приезжих.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о недостаточном уровне объемов услуг по медицинской диагностике в ПФО.

Проанализируем ситуацию на примере Республики Татарстан. Всего 10 городов в республике оснащены дорогостоящим оборудованием для проведения качественной диагностики (КТ, РКТ, МРТ и др.). В четырех городах есть возможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Доля затрат на диагностические обследования на дорогостоящем оборудовании и ВМП не превышает 15%. И это показатель для 10 самых крупных городов. В районах он, несомненно, еще ниже.

Каков прогноз пациентопотока для МКДЦ?

Исходя из нормативов на 1 пациента рассчитано плановое количество пациентов в смену и в год (из расчета 250 рабочих дней в году).

При этом условно приравняем количество пациентов и количество проведенных исследований.

Плановое количество исследований, исходя из норм загрузки всего медицинского оборудования, составит 92 тыс. ед. в год.

Учитывая возможность экономии времени на некоторых процедурах - 107 тыс. ед. в год.

Если проанализировать данные по контингенту обслуживаемых регионов, то хорошо видно, что потенциально обслуживанию в МСЧ подлежат около 289 тыс. человек, среди которых аттестованных сотрудников - около 76 тыс. человек, пенсионеров и членов их семей - около 115 тыс. человек.

Таким образом, потенциал региона полностью оправдывает наличие клинико-диагностического центра в г. Казани, где наибольшее сосредоточение текущего трафика пациентов.

На рис. 2 представлена структура прикрепленного контингента близлежащих МСЧ МВД, где

Марий

Эл

Респуб-

лика

Мордо-

вия

Респуб- Ульянов-лика ская

Респуб- Кировская Самар- Респуб-

лика область ская лика

Чува-

шия

область

Удмур-

тия

область Башкортостан

Респуб-

лика

Татар-

стан

□ Аттестованные □ Члены семьи п Пенсионеры МВД Рис. 2. Структура прикрепленного контингента к МСЧ МВД субъектов РФ (в абс. цифрах)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Татарстан по численности занимает лидирующую позицию.

Пессимистичный прогноз наполняемости Центра складывается из показателей, представленных на рис. 3, где 41 тыс. человек - это текущий трафик аттестованных сотрудников, пенсионеров и членов их семей в РТ; 21 тыс. человек - текущий трафик из регионов (пост.1232); 28 тыс. человек -дополнительный пациентопоток из регионов за счет расширения ассортимента услуг диагностики; 2 тыс. человек - дополнительный «случайный» пациентопоток.

Это полностью соответствует пропускной способности медицинского оборудования (92-107 тыс. человек).

Оптимистичный сценарий планируемого пациентопотока будет формироваться за счет следующих эффектов:

1. Инновационный эффект: инновационные услуги по экспертным оценкам дают прирост 10-13% (сохранение здоровья становится современным трендом).

2. Локальный эффект: рыночный локальный спрос на медицинские услуги инициирует «вторичный» пациентопоток (сейчас он направлен на платные услуги в другие клиники), прирост по самым пессимистичным оценкам составит 1015%.

3. Эффект качества (рыночный эффект):

увеличится поток новых первичных и вторичных пациентов за счет рекомендаций лояльных клиентов - прирост планируется около 10%.

4. Социальный эффект: на базе Центра будут реализовываться высокотехнологичные виды медпомощи по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403).

5. Научно-методический эффект: из основного корпуса клинического госпиталя планируется перевод в Центр лабораторное отделение, отделение функциональной диагностики, эндоскопическое отделение.

6. Прямой экономический эффект подсчитать достаточно трудно, но строительство Центра можно с успехом назвать вариантом выгодного финансового решения с учетом перечисленных эффектов.

Окупаемость проектов подобного уровня согласно бизнес-статистике по России составляет примерно 10-15 лет, что для стоимости проекта на сумму около 1 млрд руб. является среднерыночным показателем.

7. Мультипликативный эффект от создания Центра выразится в следующих показателях

(рис. 4).

1. Появление возможности получения дополнительных статистических данных с регионов.

2. Экономия бюджетных средств путем снижения стоимости комплексного лечения пациентов.

3. Расширение направлений совместной деятельности специалистов из числа профессорскопреподавательского состава кафедр на базе клинического госпиталя.

4. Привлечение к работе на вакантные ставки высококвалифицированных врачей, востребованных для реализации проекта.

5. Создание площадки для повышения квалификации специалистов.

6. Совершенствование материально-технической базы, на которой будут формироваться навыки работы с современным лечебно-диагностическим оборудованием, прежде всего ангиографическим и анестезиолого-реанимационным.

7. Внедрение телекоммуникационных технологий для дистанционных консультаций, формирования очередности.

8. Развитие научно-практического направления деятельности Центра путем обобщения и анализа накопленного клинического опыта, публикации результатов в научной печати, организации и проведения межведомственных научно-практических конференций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что к основным десяти показателям результативности нашего проекта можно отнести следующие

(рис. 5):

• Увеличение количества рабочих мест.

• Рост обеспеченности населения регионов медицинскими услугами, врачами, средним медперсоналом.

• Снижение заболеваемости в связи с повышением качества диагностических услуг.

• Формирование межрегиональных связей, как результат - новые формы сотрудничества, развитие научной школы.

41 тыс. чел.

Текущий трафик аттестованных сотрудников, пенсионеров и членов их семей в РТ

21 тыс. чел.

Текущий трафик из регионов (пост.1232)

28 тыс. чел.

Дополнительный пациентопоток из регионов (из расчета 1 член семьи на 1 сотрудника) за счет расширения ассортимента услуг диагностики

2 тыс. чел.

Дополнительный

«случайный»

пациентопоток

Рис. 3. Прогноз наполняемости Центра

Статистическая база: сбор информации от регионов о количестве прикрепленных, структуре заболеваемости, наиболее востребованных оперативных вмешательствах

Оценка финансовой эффективности работы Центра и ориентировочной экономии бюджетных средств путем экономии

Создание площадки для повышения квалификации специалистов хирургического профиля

Внедрение в деятельность телекоммуникационных технологий: дистанционные консультации, формирование очередности и пр.

Организация совместной деятельности специалистов хирургического профиля на базе кафедр Казанской ГМА-филиала РМАНПО Минздрава РФ, способных внедрить современные медицинские технологии в повседневную деятельность Центра

Обобщение и анализ накопленного клинического опыта, организация и проведение межведомственных научно-практических конференций

Привлечение на вакантные Овладение навыками работы

ставки высококвапифици- на современном лечебно-

рованных врачей хирурги- диагностическом оборудовании

ческих специальностей

Рис. 4. Мультипликативный эффект от создания Центра

Увеличение количества рабочих мест

ш

Более ранняя диагностика заболеваний

т

Увеличение обеспеченности населения регионов медицинскими услугами

Снижение

заболеваемости

Развитие

научной

школы

Расширение

географического

охвата

Коммерческая эффективность создания направления платных эффективных услуг

Бюджетная эффективность проявится в снижении

Рис. 5. Основные показатели результативности (топ-10)

Краткосрочные

программы

обследования

#

Общественная эффективность как повышение общего уровня обслуживания населения

• Разработка инновационных форматов обслуживания - краткосрочных программ обследования, которые подбираются индивидуально в зависимости от возраста, пола и анамнеза.

• Более ранняя диагностика заболеваний и снижение рисков развития многих болезней.

• Расширение географического охвата.

• Коммерческая эффективность как возможность создания направления платных эффективных услуг.

• Бюджетная эффективность проявится в снижении пациентопотока в рамках Постановления № 1232.

• Общественная эффективность как повышение общего уровня обслуживания сотрудников и возможность оказания качественных медицинских услуг высокого уровня, в том числе и высокотехнологичных.

Внедрение современных высокотехнологичных методов диагностики на основе концентрации и интенсивного использования современного оборудования и необходимых технологий позволит комплексно обследовать пациентов, повысить уровень оказания

медицинской помощи, своевременно выявлять заболевания на ранних стадиях.

Таким образом, Центр станет основой для начала многих позитивных изменений в системе ведомственного здравоохранения МВД.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор несет полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Автор лично принимал участие в разработке концепции, дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена автором. Автор не получал гонорар за исследование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоренко, В.А. Развитие ведомственной медицины -основа укрепления здоровья сотрудников органов внутренних дел / В.А. Сидоренко, В.Ф. Зубрицкий // Медицинский вестник МВД. - 2017. - Т. LXXXVII, № 1 (87). - С.2-4.

2. Кудрина, В.Г Современные аспекты организации медицинской помощи в Российской Федерации / В.Г. Кудрина // Медицинский вестник МВД. - 2017. - Т. LXXXIX, № 4 (89). - С.2-5.

3. Сравнительный анализ заболеваемости артериальной гипертензией и распространенности факторов риска среди сотрудников органов внутренних дел Казанского гарнизона / РШ. Хисамиев, Н.Б. Амиров, Л.Р Гиня-туллина [и др.] // Вестник современной клинической медицины. - 2016. - Т. 9, вып. 6. - С.89-95.

4. Хисамиев, РШ. Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан / РШ. Хисамиев, Л.Р Гинятуллина, Н.Б. Амиров // Вестник современной клинической медицины. - 2016. - Т. 9, вып. 6. - С.13-15.

5. Хисамиев, РШ. Пилотный проект межрегионального взаимодействия медицинского обеспечения на базе ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Республике Татарстан» / РШ. Хисамиев, Л.Р Гинятуллина, Н.Б. Амиров // Вестник современной клинической медицины. - 2017. -Т. 10, вып. 4. - С.7-11.

6. Хисамиев, РШ. Опыт организации деятельности медико-санитарной части в период проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий (на примере ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г Казани) / РШ. Хисамиев, Л.Р Гинятуллина, Н.Б. Амиров // Вестник современной клинической медицины. - 2013. - Т 6, прил. 1. - С.4-9.

REFERENCES

1. Sidorenko VA, Zubritskiy VF. Razvitiye vedomstvennoy meditsiny - osnova ukrepleniya zdorov'ya sotrudnikov organov vnutrennikh del [Development of departmental medicine - the basis for strengthening the health of employees of law enforcement agencies]. Meditsinskiy vestnik MVD [Medical Bulletin of the Ministry of Internal Affairs]. 2017; LXXXVII (1:87): 2-4.

2. Kudrina VG. Sovremennyye aspekty organizatsii meditsinskoy pomoshchi v Rossiyskoy federatsii [Modern aspects of the organization of medical care in the Russian

Federation]. Meditsinskiy vestnik MVD [The medical bulletin of the Ministry of Internal Affairs]. 2017; LXXXIX (4:89): 2-5.

3. Khisamiyev RSh, Amirov NB, Ginyatullina LR et al. Sravnitel'nyy analiz zabolevayemosti arterial'noy gipertenziyey i rasprostranennosti faktorov riska sredi sotrudnikov organov vnutrennikh del Kazanskogo garnizona [Comparative analysis of the incidence of arterial hypertension and the prevalence of risk factors among employees of internal affairs of the Kazan garrison]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny [The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine]. 2016; 9 (6): 89—95.

4. Khisamiyev RSh, Ginyatullina LR, Amirov NB. Dostizheniya i perspektivy razvitiya vedomstvennoy meditsinskoy sluzhby MVD po respublike Tatarstan [Achievements and prospects of development of the departmental medical service of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Tatarstan]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny [The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine]. 2016; 9 (6): 13-15.

5. Khisamiyev RSh, Ginyatullina LR, Amirov NB. Pi-lotnyy proyekt mezhregional'nogo vzaimodeystviya meditsinskogo obespecheniya na baze FKUZ «Mediko-sanitarnaya chast' Ministerstva vnutrennikh del Rossii po Respublike Tatarstan» [Pilot project of interregional interaction of medical support on the basis of the FKUZ «Medical-sanitary part of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Tatarstan»]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny [The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine]. 2017; 10 (4): 7—11.

6. Khisamiyev RSh, Ginyatullina LR, Amirov NB. Opyt organizatsii deyatel'nosti mediko-sanitarnoy chasti v period provedeniya krupnykh mezhdunarodnykh i massovykh sportivnykh meropriyatiy (na primere FKUZ «MSCH MVD Rossi po respublike Tatarstan» v period podgotovki i provedeniya KHKHVII vsemirnoy letney universiady 2013 goda v g. Kazani» [Experience in organizing the activities of the medical and sanitary unit in the period of major international and mass sports events (on the example of the FKUZ «MSh Ministry of the Interior of Russia in the Republic of Tatarstan» during the preparation and conduct of the XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan»]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny [The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine]. 2013; 6 (sup.1): 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.