Научная статья на тему 'О прикладном бакалавриате'

О прикладном бакалавриате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / APPLIED BACHELOR''S PROGRAMMES / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / БАЗА ПРАКТИК / INTERNSHIP BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В.С., Котельникова С.В.

Рассмотрены задачи прикладного бакалавриата, показаны основные отличия, возможные базы практик для преодоления разрыва между знаниями, приобретенными бакалавром в вузе, и умениями применять их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов В.С., Котельникова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT APPLIED BACHELOR DEGREE

The problems of applied bachelor degree programmes are dealt with, the main differences are defined, possible internships to bridge the gap between knowledge acquired at bachelor''s degree at the University and abilities to apply them in practice are described.

Текст научной работы на тему «О прикладном бакалавриате»

Развитие конвергирующих НБИК-технологий открывает перед человечеством возможность создания принципиально нового способа эволюции - техноэво-люции. Нанотехнологии дают ключ к «искусственному» изменению мира систем живой природы, в том числе и биологии человека на самом фундаментальном уровне. В настоящее время, например, идет речь о реальной возможности в буквальном смысле срастить твердотельную микроэлектронику с тканями и организмами живой природы. Это принципиально новый тип гибридной реальности. Он предполагает «оразумнивание» среды за счет обретения ею элементов цифровой индивидуальности, памяти, а также вычислительных, перцептивных и коммуникативных свойств (т. е. сети беспроводных сенсоров, сопряженных с Интернетом). Такая синтетическая биология комбинирует знания многих дисциплин - молекулярной биологии, математики, химии, физики и инженерии. И именно инженерная культура отличает ее от традиционной биологии. Если традиционная биология пытается понять, как эволюционируют живые организмы, то синтетическая биология воссоздает организмы для использования их человеком. Ряд немецких ученых, принимавших участие в работе Международного конгресса по философии и методологии науки (2011 г.), считают, что синтетическая биология -лучший способ понять жизнь, поскольку то, что невозможно сделать, нельзя и понять. В этом немецкие ученые усмотрели возрождение принципа verum factum («истинное-сделанное»): истинно то, что сделано.

Трансформация биологии в техническую науку, которая имеет двойную направленность - на познание и на проектирование, характеризует современное состояние науки. И это состояние утвердилось на международном конгрессе под названием технонаука. «Технонаука - это не техническая наука, а новая форма организации науки, интегрирующая в себе многие аспекты как естествознания и техники, так и гуманитарного познания. Этот термин наиболее часто используется для обозначения таких современных дис-

циплин, как информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, искусственный интеллект или также биотехнологии» [1]. Конечно, техно-наука стимулирует постановку новых философских вопросов, которые лежат в плоскости социального, этического и эпистемологического содержания. И здесь философы науки и техники обязаны устанавливать активный диалог с учеными-специалистами. Ученые, в свою очередь, не в состоянии мировоззренчески осмыслить эти вопросы без участия философов. О важности таких направлений технонауки, как синтетическая нанобиология, интернет вещей, разумные среды (включая «умный дом» и «умный город»), свидетельствует принятие соответствующих интегральных стратегических программ развития, всесторонняя поддержка соответствующих исследовательских проектов во всех технологически развитых странах, а также в Китае. Указанные направления являются приоритетной стратегией развития для многих транснациональных корпораций, например, IBM, Cisco Systems, Hewlett Packard. А эти корпорации представляют собой очень серьезных глобальных «игроков» на геополитической арене современного общества.

Рассмотренные нами вопросы должны найти свое отражение в современных курсах преподавания философии науки и техники для магистрантов и аспирантов.

Библиографические ссылки

1. Мамчур Е. А., Горохов В. Г. Философия науки и техники // Х1У Международном Конгрессе по логике, методологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http:// vphil.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=554&Itemid=52.

References

1. Mamchur E. A., Gorohov V. G. Philosophy of the science and technique // XIV International congress of logic and philosophy of science. http:// vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 554&Itemid=52.

© Князев Н. А., 2013

УДК 378.14

О ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ

В. С. Козлов, С. В. Котельникова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаП: sv_kot@sibsau.ru

Рассмотрены задачи прикладного бакалавриата, показаны основные отличия, возможные базы практик для преодоления разрыва между знаниями, приобретенными бакалавром в вузе, и умениями применять их на практике.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, практико-ориентированная подготовка, образовательная программа, база практик.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

ABOUT APPLIED BACHELOR DEGREE

V. S. Kozkov, S. V. Kotelnikova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: sv_kot@sibsau.ru

The problems of applied bachelor degree programmes are dealt with, the main differences are defined, possible internships to bridge the gap between knowledge acquired at bachelor's degree at the University and abilities to apply them in practice are described.

Keywords: applied bachelor's programmes, practice-oriented training, educational program, internship base.

Развитие экономики России в последние годы обусловило необходимость учета требований работодателей к результатам профессионального образования.

Потребности современного российского рынка труда очень многообразны, но работодатели едины в одном: нужны высококвалифицированные кадры -от рабочего, техника, специалиста до ученого-исследователя.

Реализация программ прикладного бакалавриата как вида программ практико-ориентированного высшего образования, учитывающего потребности конкретного региона, должно стать основой решения проблемы сбалансированности рынка труда и профессионального образования. Идея в полной мере соответствует государственной политике в сфере образования: президент и правительство требуют наладить подготовку высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. К 2018 г. не менее 30 % студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.

19 августа 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», в котором определен порядок разработки и апробации программ прикладного бакалавриата в Российской Федерации [1]. В 2013-2014 учебном году планируются первые выпуски прикладных бакалавров и подведение итогов прошедшего эксперимента.

Задачи подготовки специалистов по программам прикладного бакалавриата были сформулированы следующим образом:

- преодоление риска потери получения практико-ориентированной квалификации при введении уров-невого высшего образования;

- снижение издержек организаций работодателей по доучиванию выпускников;

- адаптация образовательных программ вузов к реализации соответствующих требований профессиональных стандартов;

- сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;

- снижение риска нетрудоустройства выпускников;

- расширение вариативности образовательных программ и сокращение их дублирования на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Из анализа поставленных задач понятно, что прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какие кадры ему необходимы сегодня для обеспечения работы оборудования, имеющегося на производстве, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе ближайших лет, какие специалисты ему будут нужны. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на современном высокотехнологичном оборудовании, будут очень востребованы, если удастся привлечь работодателей к формированию запроса на подготовку кадров соответствующих профессиональных квалификаций.

Также вузам необходимо более тесное сотрудничество с работодателями не только в вопросах организации и руководства практикой на производстве, но и в определении результатов обучения, в участии в разработке профессиональных циклов образовательных программ, особенно их практических частей, определении актуальной тематики курсового и дипломного проектирования, участии в итоговой аттестации выпускников.

Сегодня разрабатываются и готовятся к утверждению изменения в ФГОС ВПО, касающиеся введения квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр», изменения структуры основной образовательной программы (ООП). Макет новой структуры ООП приведен в таблице.

Главное отличие ООП прикладного бакалавриата -более углубленная практическая подготовка, почти в два раза превышающая объем практических занятий по программам академического бакалавриата. С этой точки зрения программа прикладного бакалавриата как вид программы высшего профессионального образования первого уровня представляется более жизнеспособной и конкурентной на современном рынке труда.

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете накоплен огромный опыт по практико-ориентированному обучению будущих специалистов по техническим направлениям подготовки в рамках реализации системы интегрированного обучения (завод-втуз) на базовых предприятиях, таких как ОАО «ИСС», ФГУП «Красмашзавод».

Структура программы бакалавриата по направлению подготовки

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

Блок 1 Дисциплины (модули) 216 207

Базовая часть 105-114 96-105

Вариативная часть

Блок 2 Практики 15-18 24-27

Базовая часть 9-12 9-12

Вариативная часть

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9

Объем программы бакалавриата 240

Кроме того, СибГАУ успешно развивает и собственную материально-техническую базу, которая позволяет организовать все виды практик и дополнительного профессионального обучения. Так, в 2009 г. по результатам конкурсного отбора, в соответствии с Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», создан Ресурсный центр «Космические аппараты и системы». Цель создания такого центра - приведение учебно-научной базы вуза в соответствие с современными требованиями подготовки ученых и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных секторов экономики. Центр включает в себя лаборатории, оборудованные современным измерительным, аналитическим и технологическим оборудованием: лаборатория космической энергетики и силовой электроники, лаборатория электронных систем КА, лаборатория механических систем КА, лаборатория контроля и испытаний электронных компонентов КА, лаборатория сварки и др. В 2010 г. открыт первый в Красноярске учебный центр станочного оборудования HAAS. В рамках центра начато обучение студентов и молодых специалистов СибГАУ работе на станках фирмы HAAS, а также повышение квалификации работников предприятий.

На базе научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии» совместно с Аэрокосмическим колледжем в июне 2013 г. создан производственно-образовательный центр по подготовки специалистов рабочих специальностей и инженерных кадров для высокотехнологичного механообрабатывающего оборудования. Здесь планируется разметить оборудование компании DMG для научно-производственной и образовательной деятельности, а также создание специализированного класса токарно-фрезерной обра-

ботки и специальные симуляторы прецизионного шлифовального оборудования Anca компании «Рос-марк».

На территории Аэрокосмической школы создается конструкторско-технологическая лаборатория, которую к концу этого года планируется доукомплектовать необходимым оборудованием и создать молодежный центр прототипирования.

Переход РФ на уровневые программы в высшем образовании и внедрение программ прикладного бакалавриата может дать студентам большие возможности для чередования работы и обучения, больше свободы выбора графика квалификационного роста, постепенно сформировать в массовом сознании философию обучения на протяжении всей жизни. Это особенно актуально с учетом наличия значительной группы молодежи, имеющей дипломы о высшем образовании, но не имеющей профессиональных навыков.

Библиографическая ссылка

1. Положение о проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования : постановление правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667.

Reference

1. Polozhenie o provedenii v 2009 - 2014 godah jeksperimenta po sozdaniju prikladnogo bakalavriata v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah srednego

professional'nogo i vysshego professional'nogo obrazovanija (postanovlenie pravitel'stva RF ot 19 avgusta 2009 g. № 667).

© Козлов В. С., Котельникова С. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.