Научная статья на тему 'О причинном комплексе корыстно-насильственных преступленийв Северо-Кавказском регионе'

О причинном комплексе корыстно-насильственных преступленийв Северо-Кавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О причинном комплексе корыстно-насильственных преступленийв Северо-Кавказском регионе»

Невский Сергей Александрович,

доктор юридических наук, г Москва, профессор Славянского делового института имени К.В. Нечаева (Митрополита Питирима) Ефимов Николай Михайлович, г. Москва

О ПРИЧИННОМ КОМПЛЕКСЕ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

Рассматривая причины и условия корыстно-насильственных преступлений в Северно-Кавказском регионе, следует обратиться к историческим аспектам образования данного региона страны.

Особенностью Северного Кавказа является проживание на его территории населения, состоящего из представителей многих этнических групп. Именно наличие этнических групп, населяющих данный регион страны, во многом определяет состояние правопорядка, так как этнический фактор играл в прошлом и играет в настоящем немаловажную роль в причинном комплексе преступности на Северном Кавказе.

Окончание Кавказской войны сопровождалось колонизацией Северного Кавказа, в который в XIX веке в соответствии с приказом военного министра

Российской Империи 1860 г. входили земли от внутренних губерний до Главного Кавказского хребта.

Взаимоотношения между коренным и пришлым населением были достаточно напряженными, что в значительной степени обусловливалось земельными претензиями, а также негативным отношением коренного населения к русской администрации, насаждавшей непривычный для него образ жизни. Несмотря на определенные ошибки, имперская администрация старалась проводить достаточно продуманную и целенаправленную национальную политику Помощник начальника Кубанской области по управлению горцами полковник Дукмасов в отчете о деятельности военно-народных управлений за 1863 - 1869 гг. отмечал: «Шаг за шагом... входили мы в горскую среду тщательно выбирая из оной все вредное и обветшалое, вызывая народ на новую светлую жизнь верноподданных великого государя»1. При таком подходе были достиг-

1 Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. 774. Оп. 1. Д. 172. Л. 8.

135

нуты определенные результаты. В отчете начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска за 1896 г. подчеркивалось: «Горское население области на пути мирного преуспеяния и прошло то время, когда население это могло почитаться элементом опасным и нежелательным в крае. Об успехах горцев в стремлении их заслужить одобрение правительства свидетельствует и ограничение судимостей, а равно совершенное почти отсутствие претензий частных лиц к аульным обществам»1. Тем не менее криминогенная ситуация на Северном Кавказе была очень сложной. Между коренным населением и русскими, особенно казаками, существовала вражда, очень часто находившая проявление в грабежах, разбоях, убийствах, совершаемых горцами. В книге А.Г. Михайлова «Чеченское колесо: Генерал ФСБ свидетельствует»2 приводится мартиролог, составленный из жалоб жителей станицы Кахановской на многочисленные преступления, совершаемые горцами. Приведем ряд примеров из данных жалоб. Например, «8 мая 1907 года торгующий в станице Кахановской урядник Кирилл Бычков, при следовании его из города Грозного, на дороге сам убит и ограблено у него товара и вещей на 229 руб.». Другие примеры: «Вечером 27 сентября 1908 года крестьянин Иван Саен-ко, из станицы на двух лошадях, ехал на свой хутор; на дороге его встретили 6 верховых чеченцев, которые ограбили у Саенко означенных лошадей, стоящих 300 руб. На хутор названного Саенко в тот же вечер чеченцами было сделано нападение, причем злоумышленники произвели в пастухов, пасших овец, до 50 выстрелов, коими убиты собаки, стоящие 200 р.»; «21 июня 1909 года утром казак станицы Кахановской Андрей Ребров, возвращаясь из слободы Ведено, подвергся ограблению пяти чеченцев, вооруженных винтовками; ограблено шинель, хлеб и 5 рублей денег» и т.п.3

Администрация была вынуждена принять ряд экстренных жестких мер, направленных на обеспечение имущественной безопасности русского населения Северного Кавказа. В частности, в Терской области были приняты «Правила об имущественной охране русскаго населения Терской области от хищничества горцев»4.

Криминальная ситуация в данном регионе на рубеже XX - XXI века остается сложной. С 90-х гг. ХХ века Северный Кавказ превратился в один из наиболее проблемных регионов России. Как отмечается в литературе, остроту положения в регионе усугубляли и продолжают усугублять нерешенные проблемы межнациональных отношений, беженцев и вынужденных переселенцев, территориальные пре-

тензии, террористические акты5.

В структуре преступности значительное место занимают преступления против собственности, среди которых особое внимание следует уделить корыстно-насильственным преступлениям - грабежам, разбоям, вымогательствам.

Несмотря на периодически имеющиеся тенденции к сокращению корыстно-насильственных преступлений, их удельный вес по-прежнему остается высоким.

В 2003 г. отмечен рост вымогательства в Карачаево-Черкесской Республике (+58,1%), Республике Ингушетия ( + 50%), Чеченской Республике (+45,5%); грабежей в Карачаево-Черкесской Республике (+37,8%), Республике Дагестан (+34%), Кабардино-Балкарской Республике (+31,7%), Республике Ингушетия (+28,6%); разбойных нападений в Республике Ингушетия (+100 %), Республике Адыгея (+17,5 %), но при этом зафиксировано сокращение разбойных нападений в Республике Северная Осетия (- 43,6%), Чеченской Республике (-24,7%), Кабардино-Балкарской Республике (-15,8%), Республике Дагестан (-8,9%).

В 2004 г., несмотря на уменьшение количества вымогательства в Южном федеральном округе на 6,9 %, зафиксирован рост данных преступлений в Республике Ингушетия (+33,3 %), Краснодарском крае (+12,3 %).

2004 г. характеризуется ростом количества зарегистрированных грабежей в Северо-Кавказском регионе, в частности, в Республике Дагестан (+49,8%), Республике Северная Осетия-Алания (+32%), Ставропольском крае (+31,1 %), Кабардино-Балкарской Республике (+27,2%), Карачаево-Черкесской Республике (+19%), Республике Адыгея (+18,4%). В этом же году в Южном федеральном округе возросло на 11,8% возросло количество разбойных нападений, при этом негативная тенденция к увеличению числа разбойных нападений зафиксирована в ряде субъектов Северо-Кавказского региона: Республике Дагестан (+ 88,2%), Карачаево-Черкесской Республике (+37,3%), Ставропольском крае (+23,5%), Кабардино-Балкарской Республике (+36,6%), Республике Северная Осетия-Алания (+15,3%), Краснодарском крае (+5,2%), Чеченской Республике (+2,7%).

Причинный комплекс преступности, в том числе и корыстно-насильственных преступлений, в Северо-Кавказском регионе в значительной степени обусловлен последствиями распада Советского Союза. Рассмотрим их более подробно.

В настоящее время изменилась мотивация корыстно-насильственных преступлений. В совре-

1 Цит. по: Кумпан А. А. Эффективность национальной политики царского правительства на Северо-западном Кавказе (1864 - 1917 гг.) // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. 2001. № 1 - 2 . С. 18.

2 Михайлов А.Г. Чеченское колесо: Генерал ФСБ свидетельствует. М., 2002.

3 Михайлов А.Г. Указ. соч. С. 48 - 55.

4 ГАКК. Ф.454. Оп. 2. Д. 131. Л. 24 об., 25.

5 Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы ХХ века). М., 2004. С. 65.

136

менных условиях зачастую они совершаются из-за бедственного, тяжелого материального положения виновных.

В.Н. Кудрявцев отметил, что личностные и ситуационные факторы преступного поведения зависят от условий жизни людей. Причины индивидуального преступного поведения кроются в социальных причинах, которые определяются состоянием жизни общества1.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил, что зарождение нового российского государства происходило в тяжелых условиях: «Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены. Многие учреждения распущены или реформировались на «скорую руку». Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией. Олигархические группировки - обладая неограниченным контролем над информационными потоками - обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы»2.

Особенно негативно ситуация, описанная Президентом Российской Федерации, проявилась в приграничных субъектах Российской Федерации, уступающих по многим показателям экономического и культурного развития внутренним территориям страны. Если в 1997 г. в целом по стране объем промышленного производства вырос на 1,9% , то по Северо-Кавказскому региону снизился от 1,2% по Республике Дагестан до 25% по Республике Ингушетия. Не охватывала территорию пограничных регионов Северного Кавказа и наметившаяся в целом в России стабилизация аграрного сектора экономики. Повсеместно сокращалось поголовье крупного рогатого скота (от 1,6% до 3%), наблюдалось снижение валового сбора зерна, за исключением Краснодарского края. Фактически повсеместно на Северном Кавказа было зафиксировано существенное отставание уровня денежных доходов в расчете на душу населения3. Прожиточный минимум в регионах Южного федерального округа ниже, чем в стране в целом. В январе-августе 2004 г. он находился в пределах от 1535 руб. в Северной Осетии-Алании (что являлось абсолютным российским минимумом) до 2026 руб. - в Ингушетии. Таким образом, по величине прожиточного минимума регионы Южного фе-

дерального округа могут считаться самыми неблагополучными в стране. По размеру номинальной начисленной среднемесячной заработной платы Южный федеральный округ, несмотря на довольно высокие темпы ее роста, продолжает оставаться самым низкооплачиваемым из семи федеральных округов - среднемесячная заработная плата его работников не превышает 70% от среднероссийского показателя.

По величине денежных доходов на душу населения Южный федеральный округ уступает другим федеральным округам. В августе 2004 г. уровень денежных доходов населения Южного федерального округа (без учета Чеченской республики) был ниже, чем по стране, на 34%. При этом доходы жителей Республики Ингушетия составляют 26,6% от дохода среднестатистического россиянина, Республики Дагестан - 45,6%, Республики Адыгея - 48,8%.

Как справедливо отметил М.Ю. Попов, материальная бедность (в России в состоянии бедности находится четвертая часть ее населения), не только наносит непоправимый вред физическому, интеллектуальному развитию индивида и социальному здоровью общества, но также приводит его к духовной нищете, подменяя представление о многогранности человеческого бытия поиском источников существования. В условиях российской действительности подобный образ жизни чреват опасностью падения человека на «социальное дно» или же переходом к поиску противозаконных источников существования4.

Утрата и негативное переосмысление духовных ценностей в 90-е годы ХХ столетия привели к тому, что возросло количество лиц, желающих приобрести материальные блага и удовлетворить свои потребности, не совершая при этом общественно-полезных действий. В литературе отмечается, что в у таких людей жизненные цели склоняются к скорейшему удовлетворению материальных потребностей, а основное внимание концентрируется на поиске денег и мест, где их можно заработать неквалифицированным трудом5.

Еще одним фактором, существенно осложняющим криминальную обстановку в Северо-Кавказском регионе, является миграция, определяемая в литературе как сложное социальное явление, заключающееся в территориальном перемещении людей, связанных с изменением места проживания, влекущее как позитивные, так и негативные последствия6.

Распад Советского Союза обусловил массовую

1 Кудрявцев В.Н. Преступность в кризисном обществе // Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам. Т. 2. Криминология, социология, конфликтология. М., 2002. С. 162.

2 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Текст выступления Президента РФ В. Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля 2005 г. // Рос. газета. 2005. 26 апр.

3 Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Указ. соч. С. 92 - 93.

4 Попов М.Ю. Бедность как источник десоциализации и организованной преступности в экономической сфере // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2004. С. 25, 27 - 28.

5 Резван А.П., Самоделкин С.М., Заблоцкая А.Г. Криминология и профилактика преступлений. Волгоград, 1996. С. 59.

6 Петрова О.Н. Миграционные процессы и проблемы предупреждения криминализации несовершеннолетних // Новые криминальные реалии и реагирование на них. М., 2005. С. 128.

137

миграцию. По данным Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН в период с 1992 по 2002 г. в Россию прибыло более 9 млн. мигрантов из стран СНГ Кроме того, события непосредственно в Российской Федерации, привели к миграции населения внутри страны1. По данным МВД России, в настоящее время в России с нарушением правил пребывания находится от 2 до 5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наиболее сложная миграционная обстановка сложилась в Южном федеральном округе. Благоприятные климатические условия обусловили стремление значительного количества мигрантов разместиться именно в данном округе. В Краснодарском и Ставропольском краях находится более чем по 100 тыс. беженцев. Это существенно обострило социально-экономическую и криминальную ситуацию в Северо-Кавказском регионе2.

Учитывая, что в Северо-Кавказском регионе не было и нет проблем с рабочей силой, мигранты столкнулись с трудностями социально-бытового устройства и финансового обеспечения.

По данным Е.А. Назаровой, в настоящее время в России свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, 66% испытывают серьезные материальные затруднения, негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, что были на прежнем месте жительства, 46% опрошенных3. Без всякого сомнения, подобное положение имеет место и в Северо-Кавказском регионе.

Находясь в тяжелых материальных условиях, мигранты зачастую, чтобы прокормиться, совершают преступления, в том числе и корыстно-насильственные. При этом они в ряде случаев вступают в преступные сообщества, построенные на этнической основе.

Статистические данные МВД России свидетельствуют, что большинство субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, относятся к регионам с наибольшим удельным весом совершивших преступления лиц, не имеющих постоянного источника дохода: Кабардино-Балкарская Республика - 81,0 %, Республика Ингушетия -78,8 %, Республика Адыгея - 75,0 %, Краснодарский край - 73,1 %, Карачаево-Черкесская Республика -72,7 %, Республика Дагестан - 68,2 %.

Необходимо обратить внимание на такой криминогенный фактор, влияющий на совершение корыстно-насильственных преступлений в Северо-Кавказском регионе, как незаконный оборот оружия.

В начале 90-х гг. в результате непродуманных решений военного руководства на территории Северного Кавказа в руки незаконных вооруженных формирований и иных преступных организаций попало колоссальное количество вооружения, в частности, в Чеченской Республике. После решения Д. Дудаева о создании на базе находившихся в Чечне советских частей двух чеченских дивизий и его указа о национализации оружия и боевой техники в ноябре 1991 г. начались нападения на воинские части с целью захвата вооружения. Несмотря на договоренность руководства Министерства обороны России с Дудаевым о разделе оружия и техники в соотношении 50:504, захваты оружия продолжались. До вывода российских войск с территории Чечни летом 1992 г. лишь незначительная часть вооружения была вывезена.

По неполным данным, чеченским незаконным формированиям в результате нападений на воинские части и после вывода российских воинских частей с территории Чечни досталось: 18 832 автомата АК, АКС-74 калибра 5,45 мм; 9 307 автоматов АКМ, АКМС калибра 7,62 мм; 533 снайперских винтовки СВД; 138 станковых автоматических гранатометов АГС-17 «Пламя» калибра 30 мм; 678 танковых и 319 крупнокалиберных пулеметов ДШКМ, ДШКМТ, НСВ, НСВТ; 10 581 пистолет ТТ, ПМ, АПС; более 2 тыс. ручных пулеметов Калашникова РПК и ПКМ, значительное количество боеприпасов (более 200 тыс. ручных гранат, в том числе Ф-1 - 72 тыс., РГД-5 - более 25 тыс., РГ - 80 тыс.; патроны калибра 5,45 мм -более 11 млн. ед., калибра 7,62 мм (автоматных) -более 2 млн. ед., 12,7 мм - более 500 тыс. ед., 14,5 мм - 140 тыс. ед.); 7 ПЗРК «Игла-1», 2 комплекса ПТУР «Конкурс», 24 комплекса ПТУР «Фагот», 51 комплекс ПТУР «Метис», 113 РПГ-7 и др.5

До начала контртеррористической операции в августе 1999 г. у чеченцев насчитывалось 65 тыс. единиц стрелкового оружия, 270 минометов, 50 тыс. гранат, 9-10 тыс. мин, 17-20 млн. патронов6.

Из Чечни оружие расползлось по всей стране, в первую очередь, по Северному Кавказу, создавая условия для совершения наиболее тяжких преступлений. Несмотря на принимаемые меры, регион перенасыщен оружием, незаконный оборот оружия в настоящее время можно отнести к сильнодействующим детерминантам преступности в Северо-Кавказском регионе. По-прежнему на Северном Кавказе велико количество преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В 2004 г. два субъекта Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском реги-

1 Кашуба Ю.А. О связи криминальной миграции с преступностью // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. М., 2004. С. 188.

2 Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Указ. соч. С. 110.

3 Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 107.

4 Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 202.

5 Белая книга российских спецслужб. Изд. 2-е, перераб. М., 1996. С. 120.

6 Баранец В. Зачем мы делимся оружием с врагами России // Комсомольская правда. 2000. 9 июня.

138

оне, вошли в число регионов страны, в которых отмечаются наибольшие темпы прироста числа зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Республика Ингушетия (+51,4%), Республика Адыгея (+19,4%).

Значительное место в ряду криминогенных факторов политического характера занимает проблема организации власти в государстве. Создание нового российского демократического государства сопровождалось постоянным процессом неоднократного изменения структуры органов исполнительной власти, при этом наблюдалась ее нерациональность и противоречия между различными ее уровнями. О качественной стороне деятельности орга-

нов власти говорят многочисленные факты коррупции среди чиновников1, непоследовательность и непродуманность многих политических решений.

Серьезные проблемы существуют в области предупреждения преступности. В начале 90-х гг. прежняя система предупреждения преступности была фактически разрушена, о современной деятельности в данной сфере можно сказать, что это система со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями2.

Рассмотренные в настоящей статье проблемы нуждаются в системном воздействии на них. Без их решения об установлении в Северо-Кавказском регионе, как и во всей стране, надлежащего правопорядка не может быть и речи. Практика показала, что затягивание принятия соответствующих мер лишь усугубляет криминальную ситуацию в данном регионе.

1 По данным В.В. Лунеева, в 1999 г. было зарегистрировано 6 871 факт взяточничества (См.: Лунеев В.В. География организованной преступности и коррупции в России // Гос. и право. 2000. № 11. С. 28).

2 См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 339.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.