Научная статья на тему 'О преподавании международных дисциплин в туристском вузе'

О преподавании международных дисциплин в туристском вузе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИЗМ / ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДИСЦИПЛИН / POLITICAL RELATIONSHIP / POLITICAL CRISIS / OUTER POLICY / INTERNATIONAL SECURITY / NATIONAL SECURITY / TOURISM / TEACHING INTERNATIONAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов А. В.

Раскрываются современные подходы к преподаванию международных политологиче ских дисциплин в российских вузах. Автор связывает вопросы политических отноше ний в мире, внешней политики России с особенностями преподавания международных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching international courses in tourism higher education institution

The article describes the modern approaches to the teaching of international politology disciplines in Russian higher educational establishments. The author links the questions of political relationship in global world and the outer policy of Russian Federation and the methodology of teaching international disciplines.

Текст научной работы на тему «О преподавании международных дисциплин в туристском вузе»

УДК 81:378

А.В. ФРОЛОВ

О ПРЕПОДАВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

Раскрываются современные подходы к преподаванию международных политологических дисциплин в российских вузах. Автор связывает вопросы политических отношений в мире, внешней политики России с особенностями преподавания международных дисциплин.

Ключевые слова: политические отношения, политический кризис, внешняя политика, международная безопасность, национальная безопасность, туризм, преподавание международных дисциплин.

The article describes the modern approaches to the teaching of international politology disciplines in Russian higher educational establishments. The author links the questions of political relationship in global world and the outer policy of Russian Federation and the methodology of teaching international disciplines.

Keywords: political relationship, political crisis, outer policy, international security, national security, tourism, teaching international disciplines.

По крайней мере два соображения актуальны на сегодняшний день. Во-первых, в связи с кризисами финансово-экономической системы и в международных отношениях в Европе, и на Ближнем Востоке направления турпотоков подвергаются соответствующей технической и политической корректировке в плане нежелательности поездок и обеспечения безопасности туриста. Как въездной, так и выездной международный туризм для России будет осуществляться с поправкой на эти изменения. В этой связи Росту-ризм, в частности, планирует увеличение числа въездов на территорию Российской Федерации в нынешнем году с 20 до 22 млн человек.

Во-вторых, люди, имеющие непосредственное отношение к организации туризма, должны быть знакомы с происходящими в мире тенденциями,

© Фролов А.В., 2016

с той политикой, которую осуществляет наше государство, и политикой, которую проводят в отношении него. Понимание этих вещей способствует выстраиванию более эффективной и продуктивной стратегии в деле туроперей-тинга. В условиях обостряющейся ситуации и распространяемой дезинформации люди, обслуживающие международный туризм, должны со знанием дела проводить нашу политическую линию, нашу позицию во внешний мир. Это будет для их же блага.

Сегодня мы видим, как политический кризис в российско-турецких отношениях обрушил турпоток российских граждан в Турцию (оказалось, что враждебное государство), а деятельность международного террористического интернационала - в Египет (террористы взорвали бомбу на борту российского самолета). Уход российского туриста из стран Западной и Центральной Европы вследствие падения

покупательной способности рубля и опосредованного воздействия санкций больно ударил не только по России, но и по самим санкционерам. Опустели их отели, пляжи, магазины. Известно всем, что русские туристы до недавнего времени были экономически самыми выгодными, поскольку никто больше них не тратил денег на приобретение местных товаров и услуг. Вместо российского туриста к ним пришел «другой турист» с Ближнего Востока и из Северной Африки, который не привозит свои средства, ничего не вкладывает в экономику этих стран, а только берет из нее деньги, чтобы переводить их на родину. Вообще проблема беженцев произвела сильный психологический эффект на туристскую отрасль, потенциальных туристов, поскольку подняла краеугольную проблему - безопасность на улицах курортов и городов. Сегодня мы воочию видим, как политика становится впереди экономики, а часто политическая целесообразность подменяет экономическую.

Теория внешней политики, ее постулаты

Думается, в силу этих и ряда иных известных причин преподавание международных дисциплин, связанных с политикой государств, развитием международных отношений, является весьма актуальным для вуза туристского профиля. Такого рода опыт уже имелся в преподавании двух дисциплин - «Процесс формирования внешней политики и дипломатии» по специальности 032301.65 «Регионоведение» и «Проблемы национальной и региональной безопасности» по той же самой специальности на кафедре регионоведения и романо-германских языков Москов-

ского филиала Академии. Как в случае первой, так и второй дисциплины речь шла о выпускниках, получающих профессию «регионовед». Преподавание обеих дисциплин основывалось на методике их преподавания в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) МИД Российской Федерации с корректировкой применительно к вузу туристской направленности относительно того, что нужно знать регионоведу или специалисту по отдельно взятой стране из области теории внешней политики и международных отношений.

Страны мира бывают самыми разными, их размеры, экономическая, политическая и внутренняя ситуации могут также разниться. Тем не менее существуют некие общие принципы формирования их внешней политики, ин-травертность или, напротив, политическая экстравертность (хотя об автаркии говорить сегодня вряд ли можно), степень участия в международном разделении труда, наконец, действующие в современном мире и международных отношениях правовые и нравственно-этические нормы. Все этот составляет сущность такой научной дисциплины, как «Теория внешней политики».

Предметом теории внешней политики является изучение закономерностей процесса формирования и реализации его внешней политики на основе законов общественного развития. Дисциплина рассматривает всю совокупность внешних взаимосвязей государства не как простую сумму независимых или слабо зависимых друг от друга явлений, а как некую органическую целостность, как систему.

Любому эксперту в сфере туризма, как представляется, важно знать и понимать принципы формирования внеш-

ней политики государства, со структурами которого он работает. Сегодня отечественные специалисты в области теории внешней политики выделяют четыре группы факторов формирования внешней политики государства.

Социально-экономические:

• демографическая структура общества (численность и темпы прироста населения, его этнонациональный состав, взаимоотношения этносов между собой и т.д.);

• народнохозяйственная (экономическая) структура (уровень развития производительных сил, состояние инфраструктуры, науки и техники, состояние догоняющего развития);

• ресурсная база государства (наличие или отсутствие природных ископаемых - нефти, газа, руд металлов и проч.);

• социально-классовая структура (тип общественно-политической формации, многоукладность общества).

Социально-политические факторы:

• характер или тип политического правления;

• структура госаппарата, развитие и состояние вооруженных сил государства, наличие развитых внешнеполитических органов.

Внешняя социальная среда:

• характер и состояние сопредельного окружения (дружеское, враждебное, нейтральное);

• военно-блоковая принадлежность;

• интегрированность в систему международных отношений, вхождение в состав международных и региональных организаций;

• общее состояние и тенденции в развитии международных отношений.

Внешняя природная среда:

• географическое положение (часть света, континентальное, островное или полуостровное государство);

• территория (величина, конфигурация, природные условия);

• климатические условия.

Любое государство обладает разным набором перечисленных средств, одни -более весомы, другие - менее. Так, сама по себе численность населения придает государству вполне определенный социально-политический статус хотя бы в силу того, что потенциально от нее зависит объем рынка товаров и услуг, формирование численности вооруженных сил и т.д. От народнохозяйственной (экономической) структуры зависит экономический и военный потенциал того или иного государства и, следовательно, его способность воздействовать на мировую политику в целом, происходит разделение государств на промышленно развитые и развивающиеся. Развитые государства имеют более стабильный социальный базис, в основе которого лежит средний класс. Развивающиеся государства несут в себе большее расслоение общества, в этой связи имеют недостаточно развитые политические структуры, в том числе партии, тяготеют к авторитарным формам правления.

Политика государства движется его интересами, которые, в свою очередь, определяются его потребностями. Потребности определяются как различие между существующим и оптимальным для функционирования и (или) развития социального субъекта состояниями его самого или окружающей среды. По своей природе потребности объективны, но, чтобы побудить людей к действию, они должны быть осознаны, отразиться в их головах, умонастроениях и уже после этого начнут выступать как интересы.

В зависимости от характера потребностей процесс их преобразования в

интересы меняет свое содержание. Если на уровне естественных индивидуальных потребностей, обусловленных биологической природой человека, действует не столько сознание в строгом смысле слова, сколько инстинкт, то на уровне общественных уже полностью доминирует сознание. По мере перехода к осознанию общественных потребностей более высокого порядка процесс становится все более многовариантным, а следовательно, требующим все более высокоразвитого интеллекта. При этом, естественно, на его результаты начинает серьезно влиять состояние индивидуального и общественного сознания, т.е. субъективные факторы. В сущности, весь этот процесс представляет собой прохождение объективных факторов через фильтр субъективных.

Внешняя политика государства осуществляется через его внешнеполитический механизм, включающий всю совокупность органов государственной власти, структур и организаций, формирующих и осуществляющих внешнеполитический курс государства. Во главе внешнеполитического механизма стоит, как правило, первое лицо государства. Например, в России - это президент, в то время как в центре реализации внешней политики - внешнеполитическое ведомство - Министерство иностранных дел во главе с министром. Особую роль в процессе занимают органы внешнеполитической пропаганды, призванные воздействовать на общественное мнение других государств. Помимо структурного внешнеполитического механизма, в любом государстве мира существует и своя практика выработки и принятия внешнеполитических решений - процесс или механизм принятия внешнеполитических решений, в котором за-

действуются все структуры внешнеполитического механизма или отдельные его органы и ведомства. Причем их вклад в принятие решения может быть различным - прямым или косвенным - в зависимости от политической практики данной страны на основе существующей информационной базы.

Для реализации своих интересов любое государство должно иметь собственный потенциал, который включает разные составляющие. Не подкрепляемые потенциалом интересы остаются лишь иллюзиями. Его составляющими могут быть финансово-экономическая мощь (сила), военная мощь (сила), влияние экономическое, военное, идеологическое, научное, культурное, политическое.

В международных отношениях также существуют свои механизмы. Отношения между государствами строятся и регулируются или на двусторонней основе, или на многосторонней в рамках международных организаций, созданных в соответствии с международным правом на основе межгосударственного договора для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющих соответствующую систему главных и вспомогательных органов управления, обладающих автономной волей, объем которой делегируется государствами-членами. Рост и интенсификация международных связей ведут к расширению функций международных организаций, перераспределению полномочий между ними и национальными государствами, что мы наглядно наблюдаем в Европе, когда страны - члены Евросоюза добровольно отдают свои полномочия общему органу власти.

Главное место в этом механизме занимает дипломатия. Что такое дипло-

матия, которая существует, наверное, с той поры, когда племена людей стали идентифицировать как государства? На этот вопрос давалось много ответов. В любом случае это старейшее искусство. «Дипломатия, - писал известный отечественный дипломат В. Зорин, - это официальная деятельность органов внешних сношений и руководителей государства по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению путем переговоров и других мирных средств целей и задач его внешней политики, определяемых интересами господствующего класса, по защите мирным путем его прав и интересов за границей» [2]. Предлагаемый курс предусматривает рассмотрение деятельности и функций внутренних и внешних, постоянных и временных органов внешних сношений государств, поскольку именно через них осуществляются официальные и неофициальные поездки граждан, наконец, туробмены, а также права и обязанности дипломатических представительств государств.

В преподавании дисциплины на конкретных примерах разбирается организация и основные формы работы Министерства иностранных дел Российской Федерации, его место во внешнеполитическом механизме государства.

Наиболее распространенной формой международного общения является проведение международных конференций и совещаний. Часто по результатам их проведения (принимаемых документов) начинают реализовывать-ся внешнеполитические проекты.

И, наконец, любая теория не может существовать вне практики.

Туристская деятельность нередко соприкасается с протокольной работой, реализацией мероприятий из об-

ласти «политики мягкой силы», да и конферентной деятельностью. В этой связи немаловажное значение обретает знакомство с протокольной работой. Одной из форм такой работы являются дипломатические приемы. В ходе проведенных занятий студенты РМАТ получили базовые сведения о целях приемов, их основных видах, выборе вида приема, правил их подготовки и проведения вплоть до составления планов рассадки, о практике поведения и бесед на приемах. Практические занятия проводились на базе Дома приемов МИД Российской Федерации, где студенты встречались с премьер-министрами, главами внешнеполитических ведомств иностранных государств, заместителями Генерального секретаря ООН, главами иных крупнейших международных организаций, могли задать им соответствующие вопросы, воочию увидеть руководителей российской дипломатии, ознакомиться с такими вопросами, как, например, дресс-код приема, обслуживание гостей, даже с подачей вин и напитков, горячих и холодных закусок.

Теория международной и национальной безопасности

Второй аспект касается не менее важной проблемы - поддержания международной и обеспечения национальной безопасности государства. В общем виде международная безопасность, как лоскутное одеяло, кроится из набора национальных безопасностей государств, составляющих мировое сообщество, тот или иной регион мира. Понятно, что обеспечение международной безопасности - очень сложный и противоречивый процесс, сродни тому, что мы наблюдаем в совре-

менной Сирии, когда каждый из основных действующих игроков - официальный Дамаск, США, Россия, Турция, Иран, Саудовская Аравия и даже маленький, но денежный Катар видят эту безопасность по-своему. Вот почему именно национальные интересы, а точнее то, как их интерпретирует данное государство, ложатся в основу видения проблем национальной безопасности и формулирования стратегии национальной безопасности. Так, применительно к той же Сирии, у Турции главный национальный интерес состоит не в подавлении запрещенной у нас ИГИЛ, а в подавлении курдского сепаратизма и ассимиляции курдов как таковых. Иными словами, интересы интерпретируются вольно или невольно в зависимости от потребностей общества или его правящей элиты, формулирующей и то и другое. При этом интересы различных групп внутри господствующего класса также могут не совпадать. Во время недавнего вторжения США в Ирак руководством США интересы страны по сути и симптоматично ассоциировались с интересами компании «Халлибертон», в силу чего известная пробирка в руках тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла имела лишь символическое значение. Таким образом, среди бытующих ныне наиболее распространенным является определение национального интереса как выражения и осознания потребностей государства, мотивация его существования и деятельности.

Что такое безопасность? Чисто психологически это ощущение отсутствия опасностей и потенциальных угроз, восприятие потребности в защите жизненных интересов людей; юридически - это система установления законами правовых гарантий защищенно-

сти личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; философски - это условия жизнедеятельности социума, его структур и институтов, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости. Существует множество видов безопасности - военная, политическая, социальная, экономическая, экологическая и т.д. - все они являются предметом рассмотрения данного курса, производными и составными частями более общего понятия.

В этой связи краеугольным является понятие международной безопасности. Что под ней понимается? Российские эксперты дают такое ее определение: «Международная безопасность - это состояние международных отношений и мировой политики, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество народов и стран в условиях надежной защищенности жизненно важных интересов каждого из них от внешней агрессии, международного терроризма и других форм вооруженного насилия» [1]. Можно, конечно, критиковать данное определение за обтекаемость фраз и дефиниций, за идеализм, но в целом оно отражает суть явления.

Следует отметить, что формирование взглядов на поддержание международной и обеспечение национальной безопасности государств осуществляется и проверяется, как это не прискорбно звучит, в практике конфликтов и войн, которые время от времени до сих пор продолжают вспыхивать в нашем мире. Вот почему значительное внимание уделяется разбору конкретных конфликтных ситуаций и оценке

их военно-политических итогов. Мировые войны (катаклизмы) формируют мощные структуры поддержания безопасности, например ООН и ее Совет Безопасности, в то время как региональные войны - свои органы.

В ходе курса рассматриваются важнейшие элементы обеспечения международной безопасности как в целом (Совет Безопасности ООН, его функции и политическая практика), так и в региональном ракурсе (НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.). Косвенно поддержание безопасности, по крайней мере на начальных этапах, до возникновения открытых противостояний, ложится на плечи региональных структур, таких как ШОС, АТЭС, ОАГ, ОАЕ, ЛАГ, ССАГПЗ, АСЕАН. Объединение государств в региональные структуры по поддержанию безопасности происходит, как правило, на основании общих общественно-политических, а подчас даже и культурологических ценностей. Но, повторим, все они составляют не раз и навсегда устоявшийся механизм, а достаточно гибкую, волатильную систему, элементы которой перетекают из одного своего качества в другое в зависимости от решаемых задач. Достаточно в этой связи сказать, что Североатлантический союз давно и неоднократно выходит за рамки им же самим очерченной ответственности. Или, например, необходимость борьбы с международным терроризмом заставляет сотрудничать подчас внешне вроде бы антагонистически настроенных действующих лиц или, как их сейчас называют, акторов. Так, Россия, категорически разойдясь с Соединенными Штатами и Брюсселем во мнениях относительно Украины, тем не менее взаимодействует с ними на сирийском направлении.

Наука

Теория внешней политики как наука возникла на Западе в первой половине XX в., в то время как советские специалисты трудились над разработкой теорий общего кризиса капитализма в его империалистической интерпретации, позже над теорией краха мировой системы колониализма и национально-освободительного движения. Не вдаваясь в подробности процесса, достаточно упомянуть труд одного из классиков жанра Ханса Моргентау. Его книга «Политика среди наций: борьба за влияние и мир» (Hans J. Morgenthau. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. NY) выдержала огромное количество изданий. В ней автор подробно разобрал, какую роль во внешнеполитической деятельности того или иного государства играет его география, природные ресурсы, промышленные возможности, военная готовность, население, национальный характер, искусство дипломатии. Он разобрал и такой важный компонент международных отношений, как баланс сил.

В советской науке такого рода исследования стали проводиться в 1970-е -1980-е гг., когда начали складываться соответствующие научные школы, в основном вокруг тех центров, которые занимались исследованием вопросов внешней политики и международных отношений. Обусловлено это было необходимостью поиска новых форм взаимодействия с различными государствами мира и появлением теории мирного сосуществования двух противоположных общественно-политических систем. Наиболее известными центрами стали Институт мировой экономики и международных отношений

(ИМЭМО) АН СССР и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД СССР. Но такого рода эксперты были и не только в них.

Одним из наиболее интересных и глубоких теоретических исследований в сфере внешней политики государств стала книга доктора исторических наук, профессора Г.А. Трофи-менко «США: политика, война, идеология» (М.: Мысль, 1976), раскрывающая суть американской внешней политики - ведущей державы западного мира. В ней наглядно показано, как через идеологические постулаты формируются внешнеполитические интересы и какую роль играет военная сила в продавливании этих интересов.

В области теории внешней политики нельзя не остановиться на работах профессора В.И. Гантмана из Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. Ученый не только обосновал ряд важных положений в области внешней политики и международных отношений, он создал научную школу в своей сфере, а его последователи трудятся над этой проблемой до сих пор.

Безусловные заслуги на этом поприще принадлежат профессорам М.А. Хру-сталеву (Основы теории внешней политики государства. М., 1984), подробно ранжировавшему главные элементы теории внешней политики, а также профессору П.А. Цыганкову (Международные отношения, теории, конфликты, движения, организации. М., 2008).

Те или иные аспекты теории внешней политики нашли свое отражение в трудах нынешних российских академиков А. Кокошина, С. Рогова, А. Арбатова, В. Барановского, А. Торкунова. В ИМЭМО (теперь уже РАН) работает

структурное подразделение по теории политики под руководством известного российского специалиста Э. Соловьева. Среди последних выпущенных под эгидой института книг следует отметить труд профессора К. Гаджиева «Геополитика. Учебник для академического бакалавриата» (М., 2014).

В МГИМО МИД Российской Федерации на кафедре международных отношений и внешней политики хорошо известны своими трудами профессора А. Богатуров, А. Ахтамзян, М. Нарин-ский.

Гораздо больше исследований касается другой сферы - международной безопасности, но рамки данной статьи не позволяют более подробно рассмотреть эту сферу интересов. Для более широкого знакомства с такого рода деятельностью можно обратиться к справочнику «Военно-политические исследования в России» (М.: РСМД, 2014).

Вопросы дипломатии как искусства и практической деятельности нашли свое отражение в трудах В. Зорина (Основы дипломатической службы. М., 1977) и В. Попова (Современная дипломатия: теория и практика. М., 2010). Примечательно, но время нисколько не повлияло на значимость книги известного советского дипломата, Чрезвычайного и полномочного посла Валериана Зорина, его оценки и суждения оказались актуальными и на сегодня.

Внешняя политика - это сфера, где изменения происходят постоянно и неизбежно в силу различных темпов развития государств мира, возникновения новых проблем. Она вырабатывает свои закономерности, но при этом постоянно корректирует подходы к их разрешению. Российской дипломат Ю. Дубинин однажды подметил: «Никакая ситуация

в международной политике, как, вероят- ния в прошлом не обязательно могут

но, и в жизни вообще, не повторяется в быть с успехом применимы в отноше-

точности. И даже самые удачные реше- нии вновь возникающих проблем» [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность Евразии 2004. Энциклопе- 2. Зорин В. Основы дипломатической служ-

дический словарь-ежегодник. М.: Книга и биз- бы. М, 1977. С. 19.

нес, 2006. С. 531. 3. Международная жизнь. 2010. № 8. С. 113.

УДК 327

Н.В. ШЕВЧЕНКО

«МЫ НАХОДИМСЯ НА ВОЙНЕ»: ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ ФРАНЦИИ НА СЕРИЮ ТЕРАКТОВ НОЯБРЯ 201 5 ГОДА

Исследована реакция исполнительной власти Франции на трагические события вечера 13 ноября 2015 года. Проведен анализ мероприятий, предпринятых президентом и правительством V Республики в последующие за терактами дни.

Ключевые слова: Франция, VРеспублика, теракты, Ф. Олланд, Б. Казнёв.

The article investigates the reaction of Executive Power of France to the tragedy of evening November 13, 2015. The analysis was made in regard to measures taken by the President and Government of the V Republic the days following the terrorist attack.

Keywords: France, The VRepublic, terrorist attack, F. Hollande, B. Kaznev.

27 апреля 2016 г., менее чем через полгода после совершения ноябрьских терактов в Париже, унесших, по последним данным, жизни более 130 человек, их главный организатор Салах Абдес-лам был экстрадирован из Бельгии во Францию [10, 28.04.2016]. Родившийся и выросший в Бельгии француз ма-грибского происхождения С. Абдес-лам был задержан в Брюсселе 18 марта в ходе совместной операции французских и бельгийских спецслужб. В апреле из пресс-конференции его адвоката

© Шевченко Н.В., 2016

стало известно, что С. Абдеслам раскаивается в содеянном и что сомнения не позволили ему взорвать пояс смертника вечером 13 ноября 2015 г., поделившем всю историю V Республики на две части: до и после террористических атак [13, 25.03.2016].

Пока в Париже проходят допросы С. Абдеслама, французские пресса, общественность и политики, вспоминая события той страшной ночи, вновь пытаются ответить на вопрос, как случившееся вообще могло произойти в сердце Европы и Евросоюза - в Париже? Однако, если проанализировать внеш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.