МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / METHODOLOGY AND METHODS OF TEACHING POLITICAL SCIENCE COURSES
Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia
2015. Т. 14. С. 98-105
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 327
Геополитический вектор российской внешней политики в контексте изучения дисциплины «Россия в мировой политике»
Н. В. Савчук
Ангарская государственная техническая академия, г. Ангарск
Аннотация. Рассмотрены вопросы разработки и преподавания учебной дисциплины, направленной на изучение историко-политических аспектов мировой политики и международных отношений в контексте внешнеполитической деятельности России. Преподавание дисциплины рассматривается как важный фактор формирования мировоззрения бакалавров в процессе изучения социально-гуманитарных наук в техническом вузе.
Ключевые слова: история мировой политики, система международных отношений, внешняя политика, глобальные проблемы современности, методика преподавания.
Актуальность предмета дисциплины определена качественными изменениями мирополитических реалий начала XXI в. в условиях процесса глобализации. Дисциплина «Россия в мировой политике» как элективный курс введена в учебный план бакалавриата в соответствии с требованиями ФГОС с целью расширения знаний студентов в области истории мировой политики. Дискуссии на семинарских занятиях демонстрируют возросший интерес молодежи к различным геополитическим аспектам мировой политики и, одновременно с этим, недостаточность их знаний по теории, методологии и историографии развития научного знания, по вопросам трансформации геополитических картин мира и мировых политических систем в исторической ретроспективе, по вопросам разработки концепций, объясняющих противоречия современного мира. В той или иной степени внешнеполитическая тематика рассматривается в контексте изучения дисциплин «История» и «Политология», что формирует необходимую базу для более глубокого понимания вопросов мировой политики.
Изучение дисциплины направлено на формирование систематизированных знаний по истории мировой политики и геополитических интересов России на различных этапах развития, по вопросам международного политиче-
ского сотрудничества и тенденций взаимодействия в условиях глобализаци-онных процессов. В результате освоения дисциплины студент должен уметь применять историко-политические знания, оперировать научными терминами, анализировать динамику международных отношений, владеть навыками участия в дискуссиях и аргументированного объяснения своего мнения.
Преподавание дисциплины наряду с другими учебными курсами социально-гуманитарного цикла нами рассматривается как важный фактор формирования интеллектуально развитой, толерантной, демократически ориентированной личности. Эту позицию разделяют преподаватели АГТА, выделяя среди приоритетов современного образования формирование нравственных качеств личности [7], подачу учебного материала с учетом последних научных разработок в социально-гуманитарной сфере [9]. Теоретические и методологические аспекты проблем взаимосвязи мировой политики и международных отношений и их изложение в учебном материале нашли широкое отражение в статьях известных ученых, в том числе А. Д. Богатурова [1], Н. А. Косолапова [4], М. М. Лебедевой [5] и др. Определенный итог 10-летнему периоду научных дискуссий был подведен П. А. Цыганцовым на страницах издания «Международные процессы» [8].
Понятие «мировая политика» появилось в политической литературе во второй половине ХХ в. Фиксация и попытка концептуально объяснить новые тенденции в мировом развитии заложили основу для формирования научного направления. Несмотря на незавершившийся процесс размежевания предметного поля исследования, в отечественной науке наметились два подхода: ис-торико-политический и мирополитический, или политико-социологический. Оба подхода, хотя и с разной степенью полноты, использовались при разработке учебного курса «Россия в мировой политике».
Базовым являлся историко-политический подход. Изучение характеристик мирового развития невозможно без обращения к этим вопросам на примере исторических событий. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «История», являются фундаментом для более глубокого понимания мировых процессов. Историко-политический подход, сформировавшийся на прочной основе исследований в МГИМО, на исторических факультетах ведущих университетов страны и в академических институтах (Институт США и Канады РАН), имеет свои характерные черты. Ему присуще следующее: теоретические выводы делаются на основе исторических фактов, системный анализ осуществляется в контексте исторического развития, признается преемственность в развитии мировой системы прошлого и современного периода.
Второй подход - мирополитический, или политико-социологический, базируется на результатах исследований социологов, психологов, философов и акцентирует внимание на переменах в глобальных политических отношениях современного мира. Таким образом, оба подхода, несмотря на некоторые различия в характеристике современных политических процессов, дополняют друг друга и позволяют всесторонне рассмотреть как общие тенденции, так и противоречия мировой политики.
В содержании дисциплины выделены три раздела. Первый раздел -«Теоретические основы мировой политики и международных отношений. Россия в геополитическом пространстве в период Средневековья и Нового времени» - посвящен рассмотрению широкого круга вопросов, связанных с теорией и предысторией мировой политики. При характеристике понятийного аппарата внимание студентов обращено на соотношение терминов «мировая политика» и «международные отношения», «мировая политика» и «глобальная политика» и их разную трактовку в отечественной и зарубежной историографии. Детальная проработка таких терминов, как «суверенитет», «национальные интересы», «региональная и глобальная безопасность», «баланс сил», закладывает основу для понимания студентами специфики современного этапа международных отношений.
Междисциплинарность научного направления обусловила широкое использование исследователями общенаучных методов наряду со специфическими, такими как контент-анализ и ивент-анализ, применяемыми для анализа мирового политического процесса. Раскрыты принципы историко-политических исследований - научность, объективность, историзм, диалектика. Среди источников информации выделены группы первичных и вторичных материалов, необходимых для объективной оценки международных процессов. Важной составляющей первой темы раздела является сравнительный анализ научных теоретических направлений, таких как реализм и неореализм, либерализм и неолиберализм, марксизм и неомарксизм, постмодернизм, в исторической динамике их появления и развития. В современной геополитике, по мнению Б. А. Исаева, появилось новое направление - геоистория, в рамках которого ученые выделяют «геополитические эпохи» и прослеживают взаимосвязь мировых событий с национальными и региональными направлениями политики, влияние отдельных государств на геополитический процесс в целом [2, с. 82]. В контексте данного подхода убедительным является рассмотрение роли России в мировом историческом процессе.
Вторая тема первого раздела посвящена рассмотрению предыстории мировой политики в период Античности, Средневековья и Нового времени на примере формирования государств западной и восточной цивилизации. Задача заключается в выявлении черт мировой политики, близких к современным характеристикам. Если рассматривать границы мировой цивилизации в Средиземноморском регионе на этапе Античности, то можно выделить центры однополярного мира - Древняя Греция, Римская империя, империя Александра Македонского. Во взаимоотношениях государств этого периода прослеживаются черты, свойственные международным отношениям современности, такие как дилемма безопасности, баланс сил, экономическая и политическая блокада и др. Вооружаясь и усиливая свой военный потенциал, государства тем самым повышали уровень потенциальной угрозы для всех, что в современный период именуется гонкой вооружения. Для достижения баланса сил государства заключали торговые и мирные соглашения, обменивались представителями.
Государства восточной цивилизации в древний период формировались как государства Суши, и эта особенность проявилась в их внешнеполитической деятельности, в специфике использования военной стратегии, тактике ведения боя, применяемой технике, искусстве дипломатии. Опыт использования военных средств в борьбе за господство в многочисленных странах Древнего Востока нашел отражение, например, в произведении китайского автора Сунь-цзы «Искусство войны». В Японии, Арабском халифате, Османской империи важным фактором внешней политики являлась религиозная составляющая, как и в современный период.
Создание империи делало актуальным вопрос об управлении обширными зависимыми территориями. Уже в период Античности появились формы прямого и непрямого управления, которые в период активной колониальной экспансии европейских стран видоизменялись, совершенствовались и в той или иной степени сохранились вплоть до ликвидации колониальной системы во второй половине ХХ в.
Появление на карте Европы Священной Римской империи, переход от феодальной раздробленности к созданию национальных, централизованных государств, создание парламентов, принятие первой конституции, организация серии крестовых походов на Восток, проведение наиболее значимых военных конфликтов на территории Европы к ХУ-ХУП вв. превратили ее в центр мирового развития. Появился новый опыт ведения войн: вместо армий рыцарей создана наемная армия - постоянное войско, оплачиваемое из государственной казны; появилось огнестрельное оружие, артиллерия; изменилась тактика ведения боя и др.
Перечисленные выше события принято считать предысторией современной мировой политики, а ее начало относится к заключению Вестфальского мира в 1648 г. по итогам Тридцатилетней войны в Европе, которая являлась первой войной общеевропейского масштаба. С образованием суверенных государств национальные интересы были положены в основу внешнеполитической деятельности, международные отношения становились всемирными, устанавливалась прямая зависимость между военной и экономической мощью государства, изменялось соотношение между сухопутной и морской военной мощью. Превосходство флота привело к новой стратегии «изнурения», а затем «сокрушения». В искусстве дипломатии особую роль приобретало использование средств массовой информации для формирования общественного мнения и публичных заявлений на заседаниях парламента.
Вестфальская система международных отношений заложила основу для формирования новой модели мира - государственно-центричной, в основе которой лежали принцип национального суверенитета и принцип взаимодействия государств через союзы. К концу XVIII в. сформировался «клуб великих держав», в который вошли Россия и ведущие страны Европы. В XIX в., после завершения наполеоновских войн, начинает формироваться системная история международных отношений, составными частями которой являлись Венская подсистема (1815-1856 гг.) и Парижская подсистема (1856-1918 гг.). Для первой было характерно признание европейскими странами территориального
и политического статус-кво в Европе, проведение дипломатических консультаций по спорным территориальным и другим вопросам, а также создание «Священного союза» с целью предотвращения революций в Европе. Значимость Венской подсистемы международных отношений состоит в договорном закреплении политического равновесия в Европе. Крымская война и заключение Парижского мира 1856 г. показали, что баланс сил достигался в результате силового противоборства.
В контексте рассматриваемых вопросов дан ретроспективный анализ геополитических приоритетов России с периода формирования Древнерусского государства и до начала ХХ в. [6]. Выделены этапы и дана характеристика основных внешнеполитических направлений в осуществлении национальных интересов государства: собирание русских земель, сохранение этнической идентичности и религиозной основы государства, отстаивание суверенитета в борьбе с западной и восточной угрозами, колонизация восточных территорий, воссоединение Украины с Россией и др. В периоды Средневековья и Нового времени формировались внешнеполитические задачи, некоторые из них нашли отражение в формулах: «Меч - на Западе, мир - на Востоке», «Москва - третий Рим» и др. В XVIII в. Россия превратилась в морскую империю, что в значительной степени изменило геополитическую расстановку сил на мировой арене. Россия доказала свою военную мощь в Отечественной войне 1812 г., добилась заметных результатов на восточном и дальневосточном направлениях, но не смогла удержать лидирующую роль на европейском континенте в конце XIX в.
Второй раздел посвящен характеристике геополитических интересов Советского государства в контексте развития мировой цивилизации в ХХ в. Сформировавшаяся Версальско-Вашингтонская подсистема международных отношений по итогам Первой мировой войны стала первой, вышедшей за пределы одного континента. Она отражала интересы стран-победительниц, что не создавало условий для преодоления противоречий между ведущими мировыми державами, игнорировала интересы побежденных и вновь созданных государств. В результате система международных отношений оказалась нестабильной и не способствовала предотвращению локальных войн, а затем и Второй мировой войны. Внешнеполитические интересы Советской России в межвоенный период были направлены на выход из международной изоляции, создание системы коллективной безопасности, силовое решение проблемы безопасности восточных границ, оттягивание начала войны.
Основу Ялтинско-Потсдамской системы мировой политики заложили договоренности стран - победительниц во Второй мировой войне. Создание ООН было направлено на поддержание мира и развитие международного сотрудничества, но не предотвратило раскола мира на два полюса, начала холодной войны, возникновения угрозы третьей мировой войны с использованием ядерного оружия. Крушение колониальной системы в 1960-1970-е гг. способствовало формированию стран третьего мира. Принципы Вестфальской модели проявились в деятельности молодых суверенных государств Африки и Азии. Они вступали в ООН, образовали «Движение неприсоединения». Глав-
ными участниками мировой политики в ХХ в. стали не только суверенные государства, но и межправительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, внутригосударственные регионы, этнические и религиозные организации.
Внешнеполитические приоритеты СССР заключались в расширении влияния на развивающиеся страны, демонстрации лидирующей роли в космическом пространстве, атомной энергетике, экономическом соперничестве со странами капиталистического мира. Становление контроля за нераспространением ядерного оружия, достижение военно-политического паритета между СССР и США, между странами Организации варшавского договора и НАТО, Хельсинская декларация, ограничение стратегических вооружений (ОСВ-!, ОСВ-П) были направлены на обеспечение коллективной безопасности и предотвращение третьей мировой войны. Политика «нового политического мышления», провозглашенная в СССР в 1985-1990-е гг. во внешней политике, предусматривала решение международных вопросов с учетом баланса интересов государств, признание приоритета общечеловеческих ценностей над идеологическими.
В 1990-е гг. закончился период биполярного мира, связанного с глобальным противоборством двух мировых систем. Окончание периода холодной войны, роспуск Организации варшавского договора, ликвидация мировой системы социализма и распад СССР качественно изменили роль России на международной арене. Уменьшение ее ресурсного потенциала в мировой политике проявилось в утрате части территории, сокращении численности населения, сохраняющейся амбивалентности в социально-экономической, политической, военно-технической сферах. Нестабильность и вооруженные конфликты в ближайшем окружении России, внешние вызовы, связанные с расширением НАТО на Восток, угрозы международного терроризма, стремление международных партнеров оттеснить Россию на периферийные позиции в мировой политике и многие другие факторы требовали осмысления ситуации и выработки новой внешнеполитической доктрины. Эти вопросы рассматриваются в рамках третьего раздела - «Глобализация как ведущая тенденция мирового развития в конце XX - начале XXI в.».
При характеристике сущности, множественности трактовок и проявлений глобализации в экономическом, политическом, культурном пространстве внимание обращено на неоднозначность и неравномерность этих процессов, на угрозы, связанные с международным терроризмом, на проблему безопасности в современном мире, на формирование многополярной системы международных отношений, предполагающей наличие нескольких центров силы.
В оценке достижений и просчетов внешнеполитической деятельности России внимание студентов обращено на разные точки зрения, существующие в литературе. «Концепция внешней политики Российской Федерации», утвержденная Президентом РФ 12 февраля 2013 г. [3], содержит такие основные направления, как укрепление международного права в осуществлении межгосударственных отношений, широкое использование ООН и Совета Безопасности для мирного урегулирования международных конфликтов, сниже-
ние фактора силы в решении спорных вопросов. Придавая большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, поставлена задача наращивания взаимодействия в таких форматах, как «Группа двадцати», БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), «Группа восьми», ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), а также с использованием других структур и диалоговых площадок.
В основу векторов внешнеполитической деятельности положены геополитические и геоэкономические интересы. Этим объясняется сохраняющаяся приоритетная ориентация на сотрудничество со странами СНГ с целью совершенствования интеграционных процессов во всех сферах. Наиболее удачным проектом в экономической сфере оказался Таможенный союз России -Казахстана - Белоруссии и ЕврАзЭС. Вторым вектором российской внешней политики является сотрудничество со странами, равноудаленными от центров мирового влияния (США, Евросоюз, Китай). Третий вектор - внешнеполитическая ориентация России на страны Запада. Четвертый вектор - «евразийский мост» - взаимодействие со странами Евросоюза и Восточной Азии. Россия как евразийская держава, обладая мощным потенциалом для осуществления трансконтинентальных транспортных связей, может усилить свои позиции в мировой политике.
Возрастающая динамика политических процессов на мировой арене характеризуется быстрыми изменениями и значительными трансформациями в международных отношениях. В современный период основные приоритеты во внешней политики России, выработанные ранее, хотя и не устраняются полностью, но приобретают новые очертания.
Список литературы
1. Богатуров А. Д. Понятие мировой политики в теоретическом дискурсе / А. Д. Богатуров // Междунар. процессы. - 2004. - Т. 2, № 1. - С. 16-33.
2. Исаев Б. А. Геополитика классическая и геополитика современная / Б. А. Исаев // ПОЛИС. - 2011. - № 2. - С. 69-85.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Президентом РФ 12.02.2013 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации : офиц. сайт. - URL: http://mid.ru/brp_4.nsf70/ 6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 20.06.2015).
4. Косолапов Н. А. Мировая политика как явление и предмет науки (к дискуссии на страницах «ПОЛИСА» и «Международных процессов») / Н. А. Косолапов // ПОЛИС. - 2005. - № 6. - С. 92-109.
5. Лебедева М. М. Мировая политика: тенденции развития / М. М. Лебедева // ПОЛИС. - 2009. - № 4. - С. 76-84.
6. Савчук Н. В. Геополитические приоритеты России в исторической ретроспективе / Н. В. Савчук // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. акад. - Ангарск, 2015. - С. 402-406.
7. Трахтенберг Л. И. Приоритетные императивы современного образования / Л. И. Трахтенберг // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. - С. 91-92.
8. Цыганцов П. А. «Международные отношения и мировая политика» консолидация учебно-научной дисциплины? / П. А. Цыганцов // Междунар. процессы. -2013. - Т. 11, № 3-4 (34-35). - С. 6-18.
9. Чечет Б. Ф. Наука и духовность в глобализирующемся мире / Б. Ф. Чечет // Сб. науч. тр. Ангар. гос. техн. акад. - Ангарск, 2011. - С. 159-165.
Geopolitical Vector of Russian Foreign Policy as Part of «Russia in the Global Affairs» Academic Subject
N. V. Savchuk
Angarsk State Technical Academy, Angarsk
Abstract. The article deals with creating and teaching the academic subject aimed at studying historical and political aspects of world policy and foreign affairs with reference to foreign policy of Russia. This subject is regarded as an important factor of forming bachelor's world outlook when studying the humanities and social sciences in a technical institute of higher education.
Keywords: history of world policy, system of foreign affairs, foreign policy, the present global problems, teaching methods.
Савчук Наталья Васильевна
доктор исторических наук, доцент, заведующая, кафедра общественных наук Ангарская государственная техническая академия
665835, г. Ангарск, ул. Чайковского, 60 тел.: 8(3955)678329 e-mail: [email protected]
Savchuk Natalia Vasilievna
Doctor of Sciences (History), Associate Professor, Head of the Department, Department of Social Sciences Angarsk State Technical Academy 60, Tchaikovsky st., Angarsk, 665835 tel.: 8(3955)678329 e-mail: [email protected]