Научная статья на тему 'Лидерский потенциал России в глобальной политике'

Лидерский потенциал России в глобальной политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
879
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЛИДЕР / СВЕРХДЕРЖАВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / WORLD LEADER / SUPERPOWER / NATIONAL RESOURCES / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дробот Галина Анатольевна

В статье поставлен закономерный вопрос о том, какое место в мировой политической иерархии занимает Россия как правопреемница сверхдержавы СССР. Отмечаются как позитивные ресурсы России, позволяющие считать ее мировым лидером, так и ее слабости. Приводятся различные точки зрения на мирополитический статус России. Критикуется позиция тех политиков и политологов, которые призывают к самоизоляции России во внешней политике и концентрации преимущественно на внутренних проблемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership potential of Russia in world politics

The article raised the logical question on what place in the world political hierarchy is Russia as successor to the superpower Soviet Union. Russia’s positive resources, allowing it to be considered a world leader, as well as its weaknesses, are noted. Different points of view on the world political status of Russia are given. The article criticizes the position of those politicians and political scientists who call for Russia’s self-isolation in foreign policy and concentration mainly on domestic problems.

Текст научной работы на тему «Лидерский потенциал России в глобальной политике»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 2

Г.А. Дробот*

ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

G.A. Drobot

LEADERSHIP POTENTIAL OF RUSSIA IN WORLD POLITICS

В статье поставлен закономерный вопрос о том, какое место в мировой политической иерархии занимает Россия как правопреемница сверхдержавы СССР. Отмечаются как позитивные ресурсы России, позволяющие считать ее мировым лидером, так и ее слабости. Приводятся различные точки зрения на мирополитический статус России. Критикуется позиция тех политиков и политологов, которые призывают к самоизоляции России во внешней политике и концентрации преимущественно на внутренних проблемах.

Ключевые слова: мировой лидер, сверхдержава, национальные ресурсы, внешняя политика.

The article raised the logical question on what place in the world political hierarchy is Russia as successor to the superpower Soviet Union. Russia's positive resources, allowing it to be considered a world leader, as well as its weaknesses, are noted. Different points of view on the world political status of Russia are given. The article criticizes the position of those politicians and political scientists who call for Russia's self-isolation in foreign policy and concentration mainly on domestic problems.

Key words: world leader, superpower, national resources, foreign policy.

СССР был одной из двух сверхдержав в период холодной войны. Россия как правопреемница Советского Союза утратила этот международный статус. Только к началу 2000-х гг. она встала на путь поступательного развития, а точнее, с учетом принципиально изменившейся конфигурации глобальной международной системы, — завоевания независимого места в мировой политике. Российская Федерация преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в., что выразилось в повышении уровня и качества жизни граждан России, в создании государственных механизмов способных эффективно противостоять национализму, сепаратизму и международному терроризму. Кроме того, удалось предотвратить дискредитацию конституционного строя, со-

*Дробот Галина Анатольевна — докт. полит. наук, профессор ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: gdrobot@mail.ru

хранить суверенитет и территориальную целостность, восстановить возможности для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках и защитить национальные интересы в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений1.

В связи с этим в политических, экспертных и академических кругах развернулось широкое обсуждение проблемы о статусе Российской Федерации в мировом сообществе с основным вопросом: является ли она великой державой (международным лидером) или в лучшем случае остается государством регионального значения?

Принимая во внимание внешнеполитические ресурсы государств, известный российский политолог П. А. Цыганков утверждает, что в настоящее время великими державами являются в основном западные государства: во-первых — это США и их союзники, в лице наиболее ресурсоемких государств Европейского союза (Великобритания, Германия, Франция). С определенной степенью условности ЕС в целом также можно рассматривать как квазивеликую державу. Прочие крупные страны в мире, обладающие некоторыми важными ресурсами, до сих пор не могут быть полностью приписаны к великим державам. Например, экономическая мощь Японии и ее демографический потенциал не поддерживаются другими, в частности военными, территориальными, сырьевыми ресурсами и, что самое главное, ее внешняя политика во многом зависит от Соединенных Штатов. Потенциал динамично развивающегося Китая объективно, согласно большинству критериев, указывает на его место среди великих держав. В то же время КНР не заявляет, по крайней мере, еще, о своем желании определять глобальную политику и, тем более, распространять ценности, разделяемые ею, на остальной мир2.

Касательно Российской Федерации, стоит отметить, что она является частью Совета Безопасности ООН, имеет уровень ядерного потенциала, сопоставимый с ядерным потенциалом США, и обладает огромными природными ресурсами всех видов — от углеводородов до питьевой воды. Следовательно, данные параметры позволяют Российской Федерации отстаивать свой суверенитет и национальную безопасность, сохранять ценности и культуру в соответствии со своими собственными, а не навязанными со стороны возможностями и традициями.

В контексте «мягкой силы» следует рассмотреть концепцию «Русского мира», а также деятельность Фонда «Русский мир» и «Россотрудничество». Сегодня на русском языке общается больше людей за пределами Российской Федерации, чем в самом государстве. Если в нашей стране русский — это этнокультурная идентичность, а россиянин — гражданство, то за пре-

1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: rg.ru (дата обращения: 17.05.2018).

2 Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: Теория и практика. М., 2014.

делами страны понятие «русский» становится надэтническим и в некотором смысле цивилизационным. Русский язык по-прежнему остается пятым языком на планете (до 300 млн человек), но мы должны признать, что число тех, кто его использует, сокращается3.

В Советском Союзе существовала уникальная модель организации науки, которая строилась на мобилизации и концентрации ресурсов для реализации приоритетных государственных программ, связанных главным образом с обороной, но не подчинялась требованиям экономической целесообразности, принимая во внимание рентабельность реальных результатов. Это обстоятельство разрушило систему. К концу 1991 г. ассигнования, направляемые на гражданскую научно-техническую сферу, сократились в четыре раза — с 2% от ВВП, с типичного для промышленно развитых стран уровня, до 0,5%. Образование и наука испытали периоды недофинансирования, отток квалифицированного персонала, деградацию наукоемких отраслей, быструю переориентацию образования от естественных наук до гуманитарных специальностей.

С укреплением государства стало снова развиваться образование. Учителя снова пошли в школу. Российское университетское образование оказалось довольно конкурентоспособным: выпускники отечественных университетов успешно продолжают учиться и работать во всем мире, нет ни одного ведущего западного университета, где не преподают российские профессора. Российская наука также сумела выжить, несмотря на ощутимые потери. «Утечка мозгов» практически прекратилась, и даже начался обратный процесс, как из-за избытка интеллектуального рынка западных стран, так и из-за расширения возможностей использования талантов в самой России. Следовательно, образованное и самостоятельно действующее и мыслящее население является одним из основных потенциалов Российской Федерации.

Вышеупомянутые ресурсы позволяют Российской Федерации занять достойное место в мировой политике и быть одним из акторов многостороннего международного порядка. Неслучайно на это ориентируется Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 г.4

В то же время возможности лидерской, великодержавной роли России ограничены в экономическом, демографическом и военно-политическом плане. Именно поэтому из Концепции внешней политики РФ 2016 г. исключено положение о конкурентоспособности России как центра современного мира, о чем еще упоминалось в Концепции внешней политики РФ 2013 г.

Несмотря на то что после окончания холодной войны Россия все еще обладает сопоставимыми с США размерами ядерного арсенала и даже пытается поддерживать своего рода ядерный паритет, нехватка ресурсов

3 См.: Теория международных отношений: Учебник для академического бакалавриата/ Под ред. П.А.Цыганкова. М., 2016.

4 См.: Цыганков П.А. Указ. соч.

делает последний фиктивным. Личный состав российской армии уменьшился с 3,4 до 1 млн человек. Военный бюджет США почти в 25 раз превышает расходы на национальную оборону РФ. Не хватает современного вооружения, имеют место моральные проблемы. Все это можно было видеть в чеченских войнах и войне с Грузией в 2008 г. Для поддержки военных сил была заявлена масштабная программа военно-технического переоснащения на сумму 21 млрд рублей до 2020 г. с тем, чтобы к этому сроку на вооружении состояло не менее 70% нового оружия и военной тех-ники5. Россия пыталась купить у Франции четыре штурмовых десантных корабля класса «Мистраль». Это могло бы стать наиболее значительным приобретением иностранного оружия Россией со времен Второй мировой войны, но на волне роста антироссийских настроений на Западе сделка не состоялась. Сейчас Россия занимает второе место после США по экспорту вооружений в третьи страны (Венесуэла, Алжир, Египет, Сирия, Азербайджан, Иран, Индонезия, Индия, Китай, Вьетнам). Но СШАпред-принимают все усилия, чтобы потенциальные покупатели отказывались от импорта российских вооружений, так что российский военный экспорт под угрозой.

Российская экономика в 1990-е гг. была почти в состоянии коллапса. Реформы, предпринятые М. Горбачевым, только ухудшили ситуацию по сравнению с советским временем. Падение производства было таких масштабов, которые можно наблюдать во время войн; поступали сообщения о голоде в отдельных районах; продолжительность жизни упала до уровня стран третьего мира (у мужчин ниже 60 лет). В связи с распадом СССР численность населения России сократилась вдвое, а в результате реформ 1990-х гг. она пережила ситуацию, которую демографы называют «черный крест», когда смертность превышает рождаемость. Численность населения сократилась еще больше. Это сопровождалось глубоким социальным кризисом с алкоголизмом, частыми несчастными случаями, падением стандартов медицинского обслуживания.

Обвал рубля в 1998 г. фактически помог экономике. Со слабым рублем Россия смогла завоевать новые рынки. По статистике, Россия теперь имела ВВП больше, чем Швеция, но меньше, чем Нидерланды. В новом тысячелетии рост мировых цен на нефть качественно изменил ситуацию. Экспорт существенно вырос, но сводился к нефти и газу, некоторому другому сырью и все еще оружию. Многие страны в Восточной и некоторые в Западной Европе зависели от российских энергоносителей, но и Россия зависела от их оплаты в твердой валюте. Старые месторождения постепенно истощались, надо было осваивать новые, а это требовало зарубежных технологий.

Состояние российской экономики определялось термином «голландская болезнь», когда при росте доходов от природных ресурсов (в данном случае нефти и газа) национальная валюта становится дороже, что приво-

5 Теория международных отношений... С. 284.

дит к удорожанию экспорта и удешевлению импорта. Экономический кризис 2008—2009 гг. показал, насколько уязвима была даже ставшая более сильной российская экономика. Долг вырос. При низких ценах на нефть, пришлось серьезно урезать бюджет. Стало очевидно, что в российской экономике произошло мало перемен и осталось слишком много проблем. Государство по-прежнему играло доминирующую роль при ограниченных возможностях мелкого и среднего бизнеса — основы среднего класса, условия для иностранных инвестиций неопределенные, коррупция гигантская. Россия фактически превратилась в одну из самых коррумпированных стран в мире.

Важным фактором для страны, претендующей на статус лидера мировой политики, является развитие человеческого ресурса, который, в свою очередь, зависит от инвестиций в человеческий капитал. В России доля социальных расходов по-прежнему небольшая и уступает по этому показателю ведущим державами мира как по количеству фондов, так и по структуре их расходов. Так, в США заработная плата составляет 60% от ВВП, в России — около 30%. Результатом реформ стало резкое социальное неравенство. Соотношение среднего уровня дохода 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1992 г. составляло 1: 8, в 2016 г. — 1: 16,2, что фактически повторяло структуру распределения доходов в США, но не в Европе, где неравенство гораздо меньше6.

Современное отечественное, постсоветское общество пережило стресс «потери страны» и дезориентировалось, дезорганизовалось, раскололось мировоззрение. Существенной слабостью российского общества является отсутствие четкой национальной и государственной идентичности, понимаемой как субъективный выбор и признание правящими элитами их долгосрочных целей, интересов и средств их достижения, как национально-государственная идентичность, передаваемая через поколения7.

Образ Российской Федерации за последнее десятилетие испытывает серьезные проблемы, особенно на Западе. Многие из этих проблем имеют давние корни и относятся к расколу христианской церкви на православие и католицизм. Другие происходят от большой геополитической игры европейских держав, которая длилась в течение последних столетий, от нескольких волн эмиграции из страны, для которых Россия была либо навсегда потерянной родиной, либо адом, из которого удалось убежать. Остальные — фобии эпохи холодной войны (агрессивное диктаторское государство, которое традиционно угрожает своим соседям). Появляются и новые образы: страна находится в состоянии распада, деградации, управляется некомпетентными чиновниками, строящими планы возрождения авторитаризма и империи. Некоторые из этих образов были взяты из российских СМИ и в какой-то мере отразились на реальности. Националистически-авторитарный стиль правления В.В. Путина может поддерживаться внутри страны, но не благоприятствует привлекательности России

6 Там же. С. 288.

7 Там же.

за рубежом, прежде всего на Западе. Президент объявил крах СССР «величайшей геополитической катастрофой прошлого века», с чем едва ли согласны на Западе.

Не все благополучно у современной России, по мнению политолога и государственного деятеля В.А. Никонова, с использованием «мягкой силы», она сильно уступает в этом ведущим странам мира. Российское гражданское общество все еще относительно слабо, чтобы стать значимым фактором на международной арене. Институты гражданского общества в России еще находятся в состоянии становления. Формирование гражданского общества протекает на фоне сложных противоречивых процессов в нем. Наоборот, наша страна оказывается в сфере действия зарубежных неправительственных организаций. Если в США порядка 15 тыс. неправительственных организаций занимаются работой за рубежом, то у нас едва ли более десятка8.

Современная геополитическая ситуация складывается для России не совсем благоприятно, что затрудняет обретение ею статуса мирового центра силы. Россия оказалась окруженной, с одной стороны, рядом государств, которые проводят явно враждебную по отношению к ней политику, с другой — рядом преданных американских союзников, которые часто идут на обострение двусторонних отношений, предъявляя финансовые претензии или реанимируя территориальные споры и разногласия.

В начале 2014 г. Россия столкнулась с резким обострением региональной геостратегической ситуации, связанным с украинским кризисом и воссоединением с Крымом. Почти у всех государств, расположенных по западной границе России (Прибалтика, Финляндия), имеются территориальные и даже имущественные претензии. Германия осуществляет тихую, но весьма эффективную стратегию колонизации Калининградского эксклава, что, пожалуй, не менее опасно, чем прямая военная угроза.

Геостратегическая ситуация России осложняется также интенсивной миграцией из районов Сибири и Дальнего Востока в Центральную Россию, что не может остановить даже проведение так называемой политики дальневосточного гектара (его приобретают в основном сами жители Дальнего Востока, а не Центральной России, как было задумано, т.е. миграция идет в противоположном направлении). Указанные тенденции, как считают многие эксперты, могут привести к окончательной потере российского контроля над «Хартлендом».

Российское общество за годы преобразований не приблизилось к цивилизованным и процветающим странам ни по типу социального прогресса, ни по идеологии реформ. Страна уменьшилась в своих размерах, утратила статус одной из сверхдержав. По оценке некоторых отечественных ученых, она фактически не имеет стратегических союзников9. В связи

8 Там же.

9 См.: Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Теория и практика политической глобалистики. М., 2013.

с этим вопрос о том, насколько Россия способна влиять на мировую политику и насколько это необходимо с точки зрения ее национальных интересов, продолжает оставаться актуальным.

Сегодня есть много экспертов, которые настаивают на том, что кризис истощает неадекватные ресурсы страны, поэтому продолжение «имперских амбиций» чревато крахом уровня жизни населения, ростом социальной напряженности и политических потрясений10. Нельзя не признать правоту тех, кто призывает к диверсификации российской экономики и преодолению перекосов, связанных с зависимостью от нефти и газа. Но важно также видеть и другую сторону проблемы, подчеркивает П.А. Цыганков. Настаивая на необходимости отказаться от «ренты», от «нефтяной иглы», стоит помнить, что если Россия покинет сегодняшние мировые энергетические рынки, к ним вряд ли удастся вернуться. Место России сразу же займут другие страны, что будет чревато негативными геополитическими и экономическими последствиями для страны. Поэтому, считает ученый, следует признать провал иллюзий, согласно которым Россия сможет модернизировать и беспрепятственно развивать свою экономику, если она будет «вести себя тихо и не высовываться», не проявляя никаких «великих амбиций», как призывал один из кандидатов на пост президента РФ К. Собчак11. Уже 1990-е гг. показали, что такая политика не только не приносит плодов, но и несет угрозу краха страны. Российская Федерация не может не участвовать в мировых делах: речь идет о ее существовании как суверенного государства. Россия занимает огромный географический район, на который приходятся части двух континентов, поэтому под угрозой превратиться в пресловутый «мост» между Европой и Азией она не может перестать играть активную роль во взаимодействии стран этих континентов12.

Как уже упоминалось, у России есть определенный потенциал для участия в мировых делах. Важно также, чтобы Россия была неотъемлемой частью нескольких регионов мира или, другими словами, трансрегиональной державой13. Все это позволяет стране занять достойное место в мировой политике, придавая вес ее аргументам в пользу многостороннего полицентрического мирового порядка.

Россия незаменима в структуре, организации и регулировании современных международных отношений и мировой политики. Ее «выпад» в 1990-х гг. привел к отрицательным результатам глобального, регионально-

10 См.: Международные отношения и мировая политика: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2016. С. 216.

11 Претендент на пост президента РФ К.А. Собчак заявляла в своих рекламных роликах о том, что у государства нет интересов, интересы есть у людей.

12 Международные отношения и мировая политика...

13 Там же. С. 218. В отечественной литературе есть и другие мнения относительно статуса России в современной мировой политике. Так, В.А. Никонов считает ее «одной из великих держав как в мировом, так и в региональном (евразийском) масштабах» (Теория международных отношений... С. 292). Есть точка зрения, что Россия — региональная держава (Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Указ. соч.).

го и, конечно, национального масштабов. Мир вступил в период политической нестабильности. В ускоренном темпе стали формироваться уни-полярность с наложением правил поведения, норм и ценностей, которые удовлетворяли США и не устраивали многих других международных участников, произошли военные столкновения на Балканах, вмешательства в Ираке и Афганистане, активизировался транснациональный терроризм. Начались новые и возродились старые региональные вооруженные конфликты на постсоветском пространстве, на Большом Ближнем Востоке и в Африке. Западная Европа столкнулась с беспрецедентным потоком мигрантов, что чревато серьезными последствиями для ее внутренней политической стабильности и экономического развития.

Возвращение России в мировую политику в качестве полноценного игрока способствует изменению этих тенденций. В глобальном плане, подчеркивая уникальность Организации Объединенных Наций и ее центральную координирующую роль в урегулировании международных дел, Россия настаивает на верховенстве международного права в утверждении справедливой и демократической международной системы, основанной на равноправных и партнерских отношениях между государствами, на коллективных началах в решении глобальных проблем. Важное значение придается участию России в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом, в том числе путем применения военной силы, регулированию процессов миграции, обеспечению национальной и международной информационной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения и решению других глобальных проблем.

Как отмечается в Концепции внешней политики РФ 2016 г., «Российская Федерация заинтересована в выстраивании взаимовыгодных отношений с Соединенными Штатами Америки, учитывая особую ответственность обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом, а также наличие значительного потенциала торгово-инвестиционного, научно-технического и иного сотрудничества»14. В то же время в Концепции подчеркивается, что Россия исходит из поступательного и предсказуемого развития диалога с США как по вопросам двусторонних отношений, так и по вопросам мировой значимости, который возможен только на основе равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга. «Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или асимметричных мер»15.

14 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).

15 Там же.

В отечественной и зарубежной научной литературе по поводу отношений России и США отмечается: в последнее время налицо серьезное несовпадение интересов двух стран почти по всему спектру общемировых и региональных проблем. США ведут против России новый тип войны — гибридный, т.е. противодействуют по всем направлениям жизнедеятельности общества. При этом противодействовать напору США по всем азимутам России довольно трудно. Даже если Россия будет прилежно работать над политическим урегулированием, уважающим суверенитет и территориальную целостность Украины, Вашингтон продолжит пытаться наказывать, сдерживать и ослаблять Россию. Среди глобальных последствий украинского кризиса, сказавшегося на отношениях России с Западом, называется такая масштабная тенденция глобального развития, как опасность раскола мира на «Большой Запад» — США и их союзники в Европе и Азии, и «Евразийский не-Запад», включающий Россию, Китай, Индию и Иран (возможно, с Пакистаном, Афганистаном и Центральной Азией)16. В Концепции внешней политики РФ 2016 г. дается следующая оценка обострению отношений между Россией и Западом: «Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам»17.

Важную роль в глобальной политике России играют ее отношения с КНР. Концепция внешней политики РФ 2016 г. следующим образом характеризует существо и значимость этих отношений: «Россия продолжит наращивать всеобъемлющее, равноправное, доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, активно развивать сотрудничество с ней во всех областях. Совпадение принципиальных подходов двух государств к решению ключевых вопросов мировой политики рассматривается Россией в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. На этой основе Россия будет развивать внешнеполитическое взаимодействие с Китаем на различных направлениях, включая противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях»18.

Действительно, у России и Китая много общего. Так, обе страны выступают за многополярный мир, их объединяет одинаково неприемлемое отношение к вопросам сепаратизма, связанное с их внутренними проблемами. В вопросах безопасности обе страны объединяет озабоченность

16 См.: Дробот Г.А. Мировая политика. М., 2017; Суслов Д.В. Всерьез и надолго. Глобальные аспекты новой конфронтации России и США // Россия в глобальной политике. 2014. № 5.

17 Концепция внешней политики Российской Федерации...

18 Там же.

систематическими нарушениями норм международного права со стороны Запада, приверженность принципу суверенитета и невмешательства во внутренние дела, необходимость достижения консенсуса в деле реформирования ООН и Совета Безопасности при сохранении организации как единственного легитимного глобального инструмента международной безопасности и площадки многосторонних переговоров, сопоставления и согласования позиций членов международного сообщества. Китай и Россия придерживаются близких взглядов по вопросам мирового развития, глобальной и региональной безопасности, борьбы с глобальным терроризмом. Наконец, общим является и то, что США не хотят усиления как Китая, так и России, объявив в новой Стратегии национальной безопасности 2017 г. эти державы «ревизионистскими... несовместимыми с нашими интересами и ценностями»19.

В то же время между двумя странами есть и существенные расхождения, которые отмечают отечественные ученые. Во-первых, Россия пытается дружить с Китаем против США, но из этого мало что получается, за исключением той же торговли энергоресурсами и поставок вооружения. Китай более заинтересован в сотрудничестве с США, чем с Россией20. Во-вторых, противоречия существуют в рамках ШОС: если Россия заинтересована в сотрудничестве по вопросам безопасности, то для Китая приоритетным является экономическое направление, что для Москвы чревато экономическим доминированием Пекина. Реальной является и перспектива соперничества двух стран за контроль над Центральной Азией. В-третьих, в современной КНР сохраняются элементы имеющего многовековые традиции китаецентристского представления о международной среде с характерными системой вассалитета и идеями об этнокультурном превосходстве китайцев (ханьцев) над окружающим «окраинным» миром. При этом в сложившейся на протяжении веков китайской модели миропорядка главная угроза безопасности страны всегда связывалась с Севером, в том числе с Россией21. В-четвертых, различным является самопозиционирование России и Китая. Потенциал Китая указывает на его место в ряду великих держав. В то же время нет весомых оснований утверждать, что китайские политические элиты нацелены на великодержавность как на наилучший из возможных путей для КНР. Китай не декларирует (по крайней мере, пока) свое стремление определять глобальную политику. А высокопоставленные российские чиновники, напротив, нередко заявляют о глобальных амбициях своей страны, несмотря на то что масштаб ресурсов позволяет ей проводить преимущественно трансрегиональную политику22.

19 Стратегия национальной безопасности США 2017. URL: politic/20171219/241042738.html (дата обращения: 17.05.2018).

20 См., например: Таленович Ю.М. Россия—Китай—Америка. От соперничества к гармонии интересов. М., 2006.

21 См., например: Ларин В.Л. КНР глазами дальневосточника // Международные процессы. 2010. № 1.

22 См.: Цыганков П.А. Указ. соч.

Для России это означает, что в своей внешней политике она должна сочетать «равноудаленность» с «равноприближенностью». По мнению отечественного синолога А. Д. Воскресенского, «в связи с тем, что Россия одновременно принадлежит и Европе, и Азии, ее интересы коренным образом отличаются и будут отличаться от других региональных государств, а глобальный компонент интересов России будет близок интересам мировых держав»23.

Что касается регионального измерения международного влияния России, то без тесных всесторонних связей со странами постсоветского пространства Россия едва ли сможет реализовать цель стать влиятельным центром мировой политики. Это осознает российский политический класс. Как прописано в Концепции внешней политики РФ 2016 г., «приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием»24. Некоторые бывшие советские республики все еще признают лидерство России. Но его реализация дается РФ непросто. За влияние на постсоветском пространстве борются США (их влияние велико на Украине, в Грузии, растет в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане) и Китай (конкурирует с Россией за влияние на государства Центральной Азии).

В целях обеспечения устойчивого управления мировым развитием, при координирующей роли ООН, Россия придает большое значение налаживанию взаимодействия с партнерами в рамках 020, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия, Китай), а также в рамках других структур и диалоговых платформ.

Россия выступает за политическое урегулирование ситуации в Сирийской Арабской Республике на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и других международных документов. «Россия поддерживает единство, независимость и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики как светского, демократического, плюралистического государства», — говорится в Концепции внешней политики РФ от 2016 г.25 Она также провозгласила, что Российская Федерация проводит линию на всестороннее развитие сотрудничества с Исламской Республикой Иран и стремится к последовательной реализации всеобъемлющего соглашения по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе резолюций Совета Безопасности ООН. Россия стремится развивать двусторонние отношения с государствами Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африканского континента.

23 Воскресенский А.Д. Геостратегическая «геометрия» в мировой политике // Китай в мировой политике: Учебник. М., 2001. С. 17.

24 Концепция внешней политики Российской Федерации...

25 Там же.

В то же время Россия не претендует на решительное влияние на глобальные процессы во всех регионах мира. Организационное влияние России в первую очередь связано с ее средой26. Именно в СНГ, а также в странах традиционного российского влияния Россия может рассчитывать на максимальную эффективность, создавая структуры и институты для продвижения гуманитарных интересов, сетей НПО, государственных исследовательских фондов, образовательных и технологических проектов на русском языке.

Наконец, с точки зрения национальных интересов, задачи модернизации страны не могут быть достигнуты без активной политической поддержки российской экономики на мировой арене, в результате которой Россия не может отказаться от стратегии активного участия в мировых делах. Обострение конкуренции на международных рынках не оставляет возможности для самоизоляции. Ситуация требует от государства расширения диверсифицированных связей с заинтересованными партнерами в соответствии с эффективной защитой национальных компаний на основе существующих конкурентных преимуществ и постоянного внимания к вопросам мирового порядка27.

Таким образом, как пишет П.А. Цыганков, «Россия нуждается в том, чтобы оказывать влияние на глобальную международную систему в качестве одного из ведущих игроков международных отношений и мировой политики. В свою очередь, построение стабильного и справедливого миропорядка, основанного на верховенстве международного права, плодотворном сотрудничестве всех легитимных политических акторов при соблюдении баланса их несовпадающих интересов и взаимном уважении ценностей, — все это невозможно без участия России»28.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воскресенский А.Д. Геостратегическая «геометрия» в мировой политике // Китай в мировой политике: Учебник. М., 2001.

Галенович Ю.М.Россия—Китай—Америка. От соперничества к гармонии интересов. М., 2006.

Дробот Г. А. Мировая политика. М., 2017.

Ильин И.В., Леонова О.Г., Розанов А.С. Теория и практика политической глобалистики. М., 2013.

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: www.kremlin.ru

Ларин В.Л. КНР глазами дальневосточника // Международные процессы. 2010. № 1.

Международные отношения и мировая политика: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М., 2016.

26 См.: Путин В.В. Россия не будет корчить из себя великую державу. URL: http:// www.rusk.ru/newsdata.php?idar=173347 (дата обращения: 14.03.2018).

27 Цыганков П.А. Указ. соч. С. 220.

28 Там же. С. 221.

Путин В.В. Россия не будет корчить из себя великую державу. URL: http:// www.rusk.ru/newsdata.php?idar=173347

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: rg.ru

Стратегия национальной безопасности США 2017. URL: politics/20171219/ 241042738.html

Суслов Д.В. Всерьез и надолго. Глобальные аспекты новой конфронтации России и США // Россия в глобальной политике. 2014. № 5.

Теория международных отношений: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2016.

Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: Теория и практика. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.