РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
Г.А. Дробот, А.Я. Щербакова ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Аннотация. Статья посвящена геополитическим процессам, происходящим в мире с участием России. Анализируются как факторы, позволяющие нашей стране претендовать на мировое лидерство, так и факторы, которые мешают ей достичь его. Делается вывод о большом экономическом потенциале России, о том, что в настоящее время она держится в числе претендентов на лидерство прежде всего за счет своего топливно-энергетического комплекса.
Ключевые слова: Россия, геополитическая ситуация, конкурентоспособность, технологии, человеческий капитал.
Дробот Галина Анатольевна - доктор политических наук,
профессор факультета глобальных процессов
МГУ имени М .В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Щербакова Анна Ярославовна - аспирант
факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
E-mail: [email protected]
G.A. Drobot, A.Ya. Shcherbakova. Leadership Potential of Russia in the Global World
Abstract. The article is devoted to geopolitical processes in the world taking place with the participation of Russia. Factors allowing our country to count on the world leadership and the reasons that prevent it are analyzed. The article contains the conclusion about the great economic potential of Russia. Today Russia is among the candidates for leadership mostly because of its fuel and energy complex.
Keywords: Russia, geopolitical situation, competitive ability, technology, human capital.
Drobot Galina Anatolievna - Doctor of Political sciences,
Professor of the Faculty of Global Studies
of Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Shcherbakova Anna Yaroslavovna - Assistant Professor
of the Faculty of Global Studies
of Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]
Геополитическое пространство меняется, усиливается конкуренция между странами. Уже начали формироваться новые полюса и центры силы, которые в скором времени станут главными акторами мирового сообщества. Войдет ли Россия в их число? Возможно ли нашей стране вернуть роль мирового лидера или Россия так и останется в числе региональных держав?
Глобальные процессы современности оказывают определяющее воздействие на формирование новой геополитической картины мира. Одной из важнейших составляющих сложной геополитической ситуации, в которой находится Россия, стала утрата идентичности. Это не могло не сказаться на ее позиции как субъекта международных отношений [3, с. 241-242]. Для эффективного встраивания в систему международных отношений необходимо четкое обозначение государством своей позиции [11, с. 37].
У России, бесспорно, есть потенциал для приобретения мирового статуса: она является членом Совета Безопасности ООН, богата природными ресурсами (нефть, природный газ, питьевая вода), владеет ядерным арсеналом, сравнимым по уровню с американским. Сохранение Россией своей способности ядерного сдерживания позволяет уменьшать военное превосходство других ведущих государств в этой сфере. Россия входит в тройку стран - лидеров по объему выработки ядерной (атомной) энергии - от 182,8 млрд кВтч/год (на первом месте США, на втором - Франция) [12]. Ядерное вооружение по сей день сдерживает мир от катастрофы, и в связи с этим необходим постоянный конструктивный диалог всех ядерных держав.
Россия по-прежнему удерживает позиции энергетической сверхдержавы: в 2010 г. она вернула себе лидерство по объемам экспорта природного газа, а в декабре 2016 г. вышла на первое место по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию [7]. Удельный вес России в мировой добыче минерального сырья - 17,9 и 12% соответственно. Объема имеющихся запасов топливно-энергетических ресурсов (без учета разведки), по скромным подсчетам, хватит на следующие 50 лет [8, с. 245]. Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории и девятое место по численности населения (142 млн человек).
Россия выступает ведущей державой в космической сфере. Она запускает собственные космические спутники (космическая гонка между СССР и США началась в 1957 г., когда СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли). Россия и сейчас остается мировым лидером по количеству успешных запусков космических аппаратов.
Однако сегодня практически ни одна сфера жизнедеятельности не поддерживается на уровне СССР. Россия как государство-правопреемник унаследовала сильную научную школу, прорывные разработки во многих отраслях (космос, медицина, оборонно-промышленный комплекс), население с высоким уровнем грамотности. Эти характеристики до сих пор ставят ее выше Индии, Китая, Бразилии. Но отсутствие усилий по поддержке этого потенциала ведет к его полному нивелированию. Сегодня наша страна по выработке высоких технологий и инноваций намного отстает от США, Японии и западноевропейских государств. По объему ВВП, капиталовложениям в сферу образования и науки и другим параметрам она отстает и от Китая и Индии.
Россия обладает несбалансированным набором факторов мощи, что связано, прежде всего, с экономической неразвитостью, отсталостью в современном мире высоких технологий. Это отставание нужно уменьшать в первую очередь с помощью инновационного развития и технологической модернизации традиционных отраслей экономики [8, с. 267].
Для того чтобы стать сильным игроком на мировой арене, необходимо иметь мощный экономический потенциал. Современная постиндустриальная экономика пока не отводит нашей стране какого-либо особого места в современном международном разделении труда в сфере высоких технологий. В России все еще преобладают отрасли, сформировавшиеся в прошлую, индустриальную эпоху и ориентированные на добычу и первичную переработку сырья [3, с. 204]. А потенциала любого государства с экспортно-сырьевой моделью экономики недостаточно для того, чтобы претендовать на мировое лидерство.
Россия по-прежнему остается поставщиком ресурсов на мировой рынок. За годы благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и высоких цен на нефть экономика страны так и не была диверсифицирована, не был осуществлен рывок в создании новейших технологий, не осуществлено переоснащение промышленности. В те времена, когда у страны были достаточно большие доходы от экспорта, провести структурную перестройку экономики не удалось.
Глобальный экономический кризис 2008 г. нанес ощутимый удар по экономическому состоянию России. Резкое падение цен на энергоносители отразилось на федеральном бюджете, обеспечивающемся в основном доходами от экспорта природных ресурсов. На этом фоне российская экономика до сих пор отстает от экономик других крупных держав - США, Китая, Индии, Японии.
На данный момент Россия занимает шестое место по объему ВВП по ППС - 3,745 млрд долл. в 2017 г. [11]. Согласно данным Международного
валютного фонда, в ближайшие годы прогнозируется незначительный рост ВВП по паритету покупательной способности (ППС).
4 400
4 300 4 200 4 100 4000 3 900 3 800 3 700 3600 3 500 3 400 3 300
41 59^
38 81^
37 66
36 85
График 1. Уровень ВВП России по ППС, млрд долл.
Источник: [5], 2016.
В экономическом плане обострение геополитической обстановки вокруг России, введение санкций и ответных соответствующих действий привели к частичной экономической изоляции.
Резкое падение прямых иностранных инвестиций в Россию в 2015 г. - по разным данным от 78 до 92% - означало то, что необходимо стимулировать внутренние инвестиции, осуществлять реструктуризацию экономики и насыщать внутренний рынок товарами отечественного производства. На этом фоне вновь возродились убеждения о самодостаточности экономики России, о необходимости тотального импортозамещения. Менталитет бывшей самодостаточной сверхдержавы никуда не исчез, несмотря на увеличивающийся экономический спад. Однако российский экономист Б.А. Хейфец говорит о том, что такие убеждения необоснованны: «...делаются ссылки на опыт СССР, который за сравнительно небольшой по времени период - менее 15 лет перед нападением фашистских агрессоров в июне 1941 г. - создал мощнейший промышленный комплекс, а после войны сумел восстановить и значительно увеличить свой промышленный потенциал, став мировой супердержавой. Это реальные факты, но здесь не учитываются конкретные 68
условия развития в СССР и современное положение России. Сейчас невозможно осуществить сопоставимую мобилизацию материальных и человеческих ресурсов, которых стало меньше по количеству и соответствию сложности стоящих перед страной задач. Не говоря уже о создании жестко централизованной хозяйственной системы, господстве активной идеологии, подкрепляемой мощным репрессивным аппаратом, а также отсутствии пресловутого "железного занавеса" в отношении не только с государствами, но и людьми» [9, с. 10]. Импортная зависимость - вполне нормальное явление при таких размерах территории и населения, как у России.
При проведении политики импортозамещения существуют большие риски. Снижение конкуренции приводит к росту цен, страдает качество конечной продукции, так как производство российских аналогов отдельных видов продукции не гарантирует ее рентабельности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г. низкая конкурентоспособность и сырьевая зависимость экономики выделены в качестве важнейших угроз безопасности. Сегодня в России конкурентоспособными остались лишь топ-ливно-сырьевые отрасли.
Повышение показателей конкурентоспособности жизненно необходимо в связи с усилившимися региональными интеграционными процессами, которые в скором времени приведут к кардинальным изменениям на глобальном экономическом пространстве и в системе международного разделения труда. Мы имеем в виду воплощение в жизнь новых партнерств, таких как Транстихоокеанское партнерство (ТТП), Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) и др. Эти партнерства формируются для создания беспошлинных зон торговли, для производства конкурентоспособных товаров, для совместного преодоления выстроенной внешними акторами таможенно-тарифной защиты.
По причине сложной геополитической ситуации приоритеты государства могут сместиться в пользу поддержания национальной безопасности. В России сохраняется относительно высокий уровень расходов на оборону. Наша страна делит с Японией четвертое место по размеру оборонного бюджета -доля России составляет 3,7% в объеме всех мировых военных расходов. Укрепляются Российские вооруженные силы. Однако их состояние, по мнению экспертов, далеко от того уровня, при котором возможно дать отпор существующим сегодня потенциальным угрозам.
Еще один определяющий параметр для государства, претендующего на роль лидера, - это человеческий капитал. Его составляющие - уровень здравоохранения, безработицы, образования, развития науки и др. В России доля социальных расходов от объема ВВП на сегодняшний день ничтожно мала; Россия и здесь проигрывает ведущим державам.
По данным Всемирного банка, в 2014 г. в России расходы (из государственных и частных источников) на охрану здоровья равнялись 892,852 долл. на человека, что составляло лишь 7,07% от ВВП. Для сравнения: в США общие расходы на здравоохранение в том же году достигали 9402,537 долл. на душу населения, в Японии - 3702,953 долл. [2].
В связи с ухудшением экономической ситуации и масштабным сокращением персонала с середины 2014 г. наблюдался рост безработицы. Но уже с 2016 г., как мы можем видеть на графике 2, уровень безработицы начал постепенно снижаться [5].
10
8 6
%
4
2
2014 2015 2016 2017 2018 2019
График 2. Уровень безработицы в России,
% экономически активного населения
Источник: [12], 2016.
В то время как в других странах доля ВВП, расходуемая на образование и научные исследования, увеличивается, в России происходит обратный процесс. По данным 2015 г., Россия тратит на образование и науку всего 1,1% от объема ВВП, в то время как в 2013 г. этот показатель составлял 1,4% [6].
В России главные показатели научно-технического развития (НТР) -финансирование образования и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), доля ученых и т.д. - падают. Уникальный по размерам и уровню научно-образовательный комплекс России, форми-
рующийся на протяжении столетий, уже около трех десятилетий остается почти без материальной поддержки.
Если в Китае вложения в образование и науку в последнее десятилетие растут примерно на 20% ежегодно, что позволило ему по количеству научных кадров сравняться с США (примерно 1,5 млн человек) [4], то в России наблюдается отрицательная динамика. Согласно оптимальному сценарию, построенному в научном докладе к VII саммиту стран БРИКС, при благоприятной демографической динамике и инновационно-технологическом развитии экономики [3, с. 268], сфера НИОКР будет расширяться после 2020 г. очень медленно.
По-прежнему относительно высокий уровень подготовки научных кадров в области точных наук, характерный для российского образования, дает возможность государству реализовать стратегию инновационно-технологического прорыва [8, с. 269]. Совершенно очевидно, что научно-технологический потенциал всегда был не только средством развития мировой экономики, но и инструментом наращивания военной мощи. В гражданской сфере технологические разработки являются средством поддержания лидерских амбиций, обеспечивая производство дорогой наукоемкой продукции.
На пространстве СНГ Россия по-прежнему выступает в роли наиболее сильного участника, определяющего вектор развития объединения [3, с. 244]. Там, где необходимо преодолевать общие трудности, - особенно в области безопасности - наша страна остается весьма привлекательным союзником. Для России СНГ сохраняет значение и как транспортный коридор в третьи страны.
Россия вряд ли состоится как мировой лидер без пространства СНГ. Однако страны СНГ, выстраивая собственные отношения с США, помогают и Америке сохранить позиции глобального лидера. Россия и США, таким образом, конкурируют за влияние над этими странами.
Россия находится на перепутье между Западом и Востоком. С 2011 г. она «разворачивается» на восток, в сторону Азии, растущей экономически и политически. Россия превращается из «окраины» Европы в центр восходящего глобального игрока, несущей основы будущего мирового центра притяжения -Евразии. Тесные взаимоотношения России с Китаем наравне с сотрудничеством с соседними странами являются залогом упрочнения объединений разного формата.
Таким образом, ресурсы России практически во всех сферах - социальной, экономической и политической - ограничены для того, чтобы влиять на глобальные процессы во всех регионах мира [10, с. 440]. И. Валлерстайн относит Россию к странам полупериферии «с достаточно почетным геополитическим статусом» [1, с. 42]. Интересны прогнозы социолога по поводу будущего России, сделанные им еще в 1996 г.: «Я убежден, что Россия как
всегда будет очень стараться повысить свой статус в мир-системе и как всегда усилия ее будут полууспешны... вам предстоит не катастрофа и не процветание, а обычная для России ухабистая история» [1, с. 42].
* * *
Подводя итоги, можно сказать, что, находясь в группе ведущих мировых держав, Россия хотя и уступает каждой из них по отдельным параметрам тем не менее остается влиятельной страной, которую невозможно игнорировать. Россия является наиболее активной после США страной в вопросах формирования нового мирового порядка.
Членство в Совете Безопасности ООН, богатство природными ресурсами, ядерный паритет с США являются основой для отстаивания Россией собственного суверенитета и национальной безопасности, дают ей возможность занимать важное место в международных процессах, иметь право решающего голоса. Пока есть все основания полагать, что в будущем Россия сможет удержать и закрепить позиции сырьевой и энергетической сверхдержавы.
Если мы не хотим навсегда остаться на периферии мировой экономики, необходимо приложить колоссальные усилия для того, чтобы избавиться от экономической изоляции и встать на путь повышения конкурентоспособности экономики и расширения отношений с партнерами. Современное геополитическое положение России требует, прежде всего, поддержания и наращивания оборонно-промышленного комплекса. Россия имеет возможность претендовать на роль мирового лидера только при условии увеличения вложений в человеческий капитал.
Эффективная интеграция России в мировую экономику зависит от ее действенной работы в международных организациях (в первую очередь, в СНГ). Интеграция - важнейшее средство увеличения экономического потенциала страны. Следует придерживаться стратегического союза с Китаем, так же как и со странами АСЕАН, ШОС и БРИКС. Расширение торговых отношений, строительство путепроводов для транспортировки энергоносителей, возобновление транспортных сетей - важные шаги на пути выстраивания партнерства.
В рамках свободного и открытого общества наш диалог с партнерами должен быть эффективным и убедительным, страна не должна раствориться во всепоглощающем процессе глобализации и потерять национальный суверенитет и идентичность. Необходимо продолжать свой исторический путь и следовать своей миссии в глобальном мире.
Библиография
1. Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мир-экономика, 1500-2010 // Свободная мысль. 1996. № 5. С. 30-42.
2. Всемирный банк. Официальный сайт // URL: http://data.worldbank.org/ indicator/SH.XPD.PCAP?locations=US-RU-JP (Дата обращения: 04.03.2017.)
3. Глобальная геополитика. М: МГУ, 2010. 312 с.
4. Гранин Ю.Д. Россия в сценариях глобального развития // Свободная мысль. 2016. № 6. С. 137-150.
5. Международный Валютный Фонд. Официальный сайт // URL: http://www.imf.org/ (Дата обращения: 04.03.2017.)
6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Официальный сайт // URL: https://data.oecd.org/eduresource/education-spending.htm (Дата обращения: 04.03.2017.)
7. Россия в декабре 2016 г. вышла на первое место в мире по добыче нефти // РБК. 2017. 20 февраля. URL: http://www.interfax.ru/business/550675 (Дата обращения: 26.02.2017.)
8. Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики. М.: Издательский дом «Наука», 2014. 382 с.
9. Хейфец Б.А. Импортозамещение и конкурентоспособность // Россия и современный мир. 2016. № 2. C. 6-21.
10. Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: Теория и практика. М.: МГУ, 2014. 476 с.
11. Щербакова А.Я. Вопросы регулирования мирового пространства в XXI веке // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2016. № 8. С. 30-38
12. The World Factbook // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbookrankorder/2001rank.html (Дата обращения: 26.02.2017.)
References
Cygankov P.A. Politicheskaja dinamika sovremennogo mira: Teorija i praktika. Moscow: MGU, 2014. 476 p.
Global'naja geopolitika. Moscow: MGU, 2010. 312 p.
Granin Ju.D. Rossija v scenarijah global'nogo razvitija // Svobodnaja mysl'. 2016. N 6. P. 137—
150.
Hejfec B.A. Importozameshhenie i konkurentosposobnost' // Rossija i sovremennyj mir. 2016. N 2. P. 6-21.
International Monetary Fund. Official website // URL: http://www.imf.org/ (Data obrashhenija: 04.03.2017.)
Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Official website // URL: https://data.oecd.org/eduresource/education-spending.htm (Data obrashhenija: 04.03.2017.)
Rossija v dekabre 2016 g. vyshla na pervoe mesto v mire po dobyche nefti // RBK. 2017. 20 fevralja. URL: http://www.interfax.ru/business/550675 (Data obrashhenija: 26.02.2017.)
Sadovnichij V.A., Akaev A.A., Korotaev A.V., Malkov S.Ju. Kompleksnoe modelirovanie i prognozirovanie razvitija stran BRIKS v kontekste mirovoj dinamiki. M.: Izdatel'skij dom «Nauka», 2014. 382 p.
Shcherbakova A.Ya. Voprosy regulirovaniya mirovogo prostranstva v XXI veke // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel'-Observer. 2016 N 8. P. 30-38.
The World Bank. Official website // URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP?locations=US-RU-JP (Data obrashhenija: 04.03.2017.)
The World Factbook // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/rankorder/2001rank.html (Data obrashhenija: 26.02.2017.)
Vallerstajn I. Rossija i kapitalisticheskaja mir-jekonomika, 1500-2010 // Svobodnaja mysl'. 1996. N 5. P. 30-42.