Научная статья на тему 'Китай во внешней политике современной России: реализм партнерских отношений'

Китай во внешней политике современной России: реализм партнерских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1045
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / КИТАЙ / КИТАЕЦЕНТРИСТЫ / СИНОФОБЫ / ЕВРО-АТЛАНТИСТЫ / АЛАРМИСТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ПРОТИВОРЕЧИЯ / СОПЕРНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕАЛИЗМ / FOREIGN POLICY / RUSSIA / CHINA / SINOPHILES / SINOPHOBES / EURO-ATLANTICISTS / ALARMISTS / COOPERATION / PARTNERSHIP / CONTRADICTIONS / COMPETITION / SECURITY / REALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганков Павел Афанасьевич

Россия и Китай имеют много общего, что создает серьезную основу для их плодотворного сотрудничества. В то же время между двумя странами есть, безусловно, и существенные различия, свои «болевые точки», их отношения не лишены противоречий. В этой связи в российском академическом и экспертном сообществе ведется широкая дискуссия, высказываются разные, в том числе полярные, взгляды, касающиеся «китайского вектора» российской внешней политики. С точки зрения автора, важность доверительных партнерских отношений с Китаем не подлежит сомнению, они сохранятся в числе основных приоритетов российской внешней политики и в обозримом будущем. Вместе с тем неизбежным спутником этих отношений останутся элементы соперничества и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China and Russia's contemporary foreign policy: the realism of partnership

Russia and China have much in common, which creates basis for their fruitful cooperation. At the same time, the two countries have considerable differences and areas of conflict. The Russian academic and expert community continues to discuss multiple, including opposing, perspectives regarding the China and Russias China policy. The paper argues the importance of developing trust and partnership in relations with China, which will remain a key priority for Russia. Nevertheless, competition and contradictions are bound to accompany these relationships.

Текст научной работы на тему «Китай во внешней политике современной России: реализм партнерских отношений»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 4

П.А. Цыганков

КИТАЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ: РЕАЛИЗМ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Россия и Китай имеют много общего, что создает серьезную основу для их плодотворного сотрудничества. В то же время между двумя странами есть, безусловно, и существенные различия, свои «болевые точки», их отношения не лишены противоречий. В этой связи в российском академическом и экспертном сообществе ведется широкая дискуссия, высказываются разные, в том числе полярные, взгляды, касающиеся «китайского вектора» российской внешней политики. С точки зрения автора, важность доверительных партнерских отношений с Китаем не подлежит сомнению, они сохранятся в числе основных приоритетов российской внешней политики и в обозримом будущем. Вместе с тем неизбежным спутником этих отношений останутся элементы соперничества и противоречий.

Ключевые слова: внешняя политика, Россия, Китай, китаецентристы, си-нофобы, евро-атлантисты, алармисты, сотрудничество, партнерство, противоречия, соперничество, безопасность, реализм.

Современный этап мировой истории отмечен все более заметным кризисом западной парадигмы развития и западных «стандартов» демократии, идеологизацией ценностей плюрализма и прав человека, столкновением универсализма с партикуляризмом и наступательной «пассионарностью»1 незападных ценностей и культур. В экономическом плане наблюдается смещение мирового экономического центра в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), значение которого в контексте многовекторной внешней политики особо подчеркивается в официальных документах России2 и в котором уже на протяжении 30 лет постоянно усиливаются позиции Китая.

Впечатляющие успехи китайской экономики общеизвестны. Со времен начала реформ Дэн Сяопина 1978 г. ее ВВП вырос в десять раз. За десятилетие 2000—2010 гг. экономика Китая росла в 7 раз быстрее, чем экономика США. Количество компаний, зарегистрированных на китайских фондовых биржах, возросло с 1999 г. на 118%, и в январе 2011 г.

1 Термин Л.Н. Гумилева, означающий наличие связанной с биосферой Земли внутренней энергии, способности и устремленности к изменению окружающего мира, даже при неблагоприятности собственного положения.

2 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г. URL: http://www.mid.ru/nsosn-doc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/d48737161a0bc944c32574870048d8f7?OpenDo-cument

их число составляло более 20003. В 2010 г. общие активы банков Китая составили 13,5 трлн долл., что на 20,4% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2009 г.4

Россия и Китай имеют много общего, что создает серьезную основу для их плодотворного сотрудничества. Так, обе страны выступают за многополярный мир, их объединяет одинаково неприемлемое отношение к вопросам сепаратизма, связанное с их внутренними проблемами. Сходство внутренних проблем касается и неравномерного развития территорий в обеих странах (в частности, прибрежной и материковой частей, а также периферийных регионов в КНР; центральной части и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока в РФ); значительной зависимостью экономик обеих стран от внешних рынков; незавершенностью модернизационных процессов и недостаточным уровнем «человеческого развития». КНР и РФ не приемлют идеологизации мировой политики и использования темы прав человека в интересах международно-политической борьбы. Они относятся к числу тех немногих стран, которые проводят независимую внешнюю политику. Оба государства настаивают на том, что права человека не могут трактоваться абстрактно, в отрыве от конкретных условий места и времени, конкретных традиций и культур. В вопросах безопасности их объединяет озабоченность систематическими нарушениями норм международного права со стороны Запада, приверженность принципу суверенитета и невмешательства во внутренние дела, необходимости достижения консенсуса и согласия в деле реформирования ООН и ее Совета Безопасности при сохранении организации как единственного легитимного глобального инструмента международной безопасности и площадки многосторонних переговоров, сопоставления и согласования позиций членов международного сообщества. Китай и Россия придерживаются близких взглядов по вопросам мирового развития, глобальной и региональной безопасности, борьбы с транснациональным терроризмом. Наконец, общим для них является и тот факт, что окружающий мир, прежде всего Запад, не хочет усиления как Китая, так и России5.

Сегодня российско-китайские отношения находятся в высокой стадии партнерства. Этому способствовало разрешение на основе принципов международного права пограничной проблемы, в результате чего

3 Передовые быстрорастущие отрасли Китая. URL: http://newsland.ru/news/deta-il/id/717673/cat/86/

4 http://russian.people.com.cn/31518/7186450.html

5 См. об этом, напр.: Бобо Ло. «Постоянная перезагрузка» Китая. URL: http://na-rod.ru/disk/27308350000/Бобо%20Ло_перезагрузка%20Китая.pdf.html; Качинс Э. Новые направления российской внешней политики: «ветер с востока одолевает ветер с запада»? URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20051215/224327.html; США обдирают весь мир. URL: http://russian.people.com.cn/95181/7173273.html

самая протяженная в мире межгосударственная граница превратилась из линии разделения в линию сотрудничества, а для России и в стратегический плацдарм для интеграции в экономическое пространство АТР. Кроме того, правовую основу партнерства составляют Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 г., и созданная (во многом по инициативе КНР) в том же году Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) для совместной борьбы с терроризмом и экономического сотрудничества, членами которой наряду с Китаем и Россией стали четыре центральноазиатские республики.

Успешно развивается экономическое сотрудничество. В 2010 г. общий объем торговли между двумя странами превысил 55 млрд долл., что на 43% больше по сравнению с 2009 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером России6. Недавно РФ и КНР приняли решение отказаться от доллара США и использовать в двусторонней торговле собственные валюты — рубль и юань7. С 1992 по 2000 г. КНР закупал у России оружие в среднем на 1 млрд долл. в год. После 2000 г. закупки удвоились, превышая 2 млрд долл. в год. В мае 2008 г., во время визита в Пекин Президента Дмитрия Медведева, было подписано соглашение о строительстве завода по производству газовых урановых центрифуг и подписан 10-летний контракт на поставки ядерного топлива для построенных российскими специалистами двух ядерных блоков Тянваньской АЭС. Россия изъявляет желание участвовать в амбициозной программе КНР по строительству 20 энергоблоков АЭС в течение 20 лет8. В 2010 г. глава КНР Ху Цзиньтао и Президент РФ Медведев подписали контракт на 20 лет на поставку Россией Китаю 300 млн тонн нефти общей ценой в 100 млрд долл. Кроме того, в России существует Программа развития Дальнего Востока и Восточной Сибири 2007 г., а в КНР — Программа развития Северо-Востока Китая. В феврале 2009 г. Президентом Медведевым подписана Программа сотрудничества на 2009—2018 гг. между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока КНР. В том же году соответствующие российские и китайские министерства согласовали свои действия по координации этих проектов9.

Интенсификация двусторонних экономических отношений позитивным образом сказывается на развитии приграничных с КНР российских регионов. В частности, это касается Амурской области, кото-

6 Деловое сотрудничество в разных сферах между Китаем и Россией активизируется. URL: http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-06/11/content_22763142_2.htm

7 Обе страны при этом подчеркивают, что данное решение следует рассматривать не как вызов американской валюте, а, скорее, как отражение экономических отношений между Пекином и Москвой. ( Russia and China: Eurasia's Odd Couple. URL: http://www.in-boundlogistics.com/articles/global/global01H.shtml)

8 См.: Фельгенгауэр П. Китайская угроза — военно-технический аспект. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1228693920

9 См.: Михеев В. Становится ли Россия сырьевым придатком Китая? URL: http://www.svo-bodanews.ru/content/transcript/1930202.html

рая имеет самую протяженную среди всех субъектов Российской Федерации границу с Китаем. Так, несмотря на мировой экономический кризис, доходы консолидированного бюджета региона в 2009 г. увеличились с 35,6 до 40,2 млрд руб., а валовой региональный продукт — с 136,7 до 149,4 млрд руб.10

Безусловно, между двумя странами есть и существенные различия, свои «болевые точки», их отношения не лишены противоречий. Так, для Москвы «болевой точкой» стала смена стратегических ролей во взаимных отношениях по сравнению с состоянием советско-китайских отношений в 1950-е гг.11В свою очередь Пекин раздражает зависимость от российских энергоресурсов; и в этой связи он не без оснований обвинял Москву в «несолидном» поведении в вопросах приватизации «Славнефти» и строительства нефтепровода в Дацин (Китай)12. Эксперты фиксируют определенный кризис в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве13. Одной из чувствительных проблем для России в приграничных с Китаем регионах является нанесение вреда окружающей среде в результате неоднократных сбросов китайской стороной вредных отходов производства в Амур или же загрязнение вод реки в результате технологических аварий. Специалисты указывают и на то, что китайская политика управления водными ресурсами наносит ущерб соседним странам, в том числе и России. Противоречия существуют и в рамках ШОС: если Россия заинтересована в сотрудничестве по вопросам безопасности, то для Китая приоритетным является экономическое направление, что для Москвы чревато возможностью экономического доминирования Пекина. Реальной является и перспектива соперничества двух стран за контроль над Центральной Азией. Трудно отрицать и то, что наряду с географической близостью две страны разделяют история, культура и менталитет. Российские синологи отмечают сохранение в современной КНР элементов имеющего многовековые традиции китаецентристского представления о международной среде с характерными для него «системой вассалитета» и идеями об этнокультурном превосходстве китайцев (ханьцев) над окружающим «окраинным» миром14. Хотя в целом, как свидетельствуют социологические опросы, большая и, что важно, возрастающая часть населения России

10 Подробнее см.: Пономарев В. Присоединиться к азиатскому тренду. URL: http://ex-pert.ru/expert/2011/23/prisoedinitsya-k-aziatskomu-trendu/

11 См. об этом: Воскресенский А.Д. Геостратегическая «геометрия» современного мира // Китай в мировой политике. М., 2001. С. 21.

12 См.: Михеев В. Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике. URL: http://www.gorby.ru/activity/conference/show_386/view_23519/

13 См.: Фельгенгауэр П. Китайская угроза — военно-технический аспект. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1228693920

14 Подробнее об этом cм.: Корсун В.А. Китайский «мировой порядок»: альтернативная интерпретация исторической трансформации внешнеполитической парадигмы // Китай в мировой политике. М., 2001.

воспринимает Китай как дружественную страну, значительной остается и доля тех, кто высказывает опасения по отношению к возвышающемуся соседу15. В современном российском массовом сознании огромная разница демографического ресурса между двумя странами иногда приводит к тому, что феномен китайской иммиграции на Дальнем Востоке и в Сибири воспринимается как угроза «тихой оккупации» российской территории и «китаизации» ее населения. С другой стороны, в сознании китайцев и сегодня, несмотря на упомянутый Договор 2001 г. о границе, нередко сохраняются представления о китайской принадлежности зон Приамурья и Приморья, поэтому вышеуказанный феномен трактуется ими как «законное» возвращение на «исторические территории вечного китайского государства». При этом в сложившейся на протяжении веков китайской модели миропорядка главная угроза безопасности страны всегда связывалась с Севером, в том числе с Россией16. Наконец, различным является также самовосприятие и самопозиционирование России и Китая. Потенциал Китая, который уже сегодня относят ко второй экономике мира, объективно по большинству критериев указывает на его место в ряду великих держав. В то же время нет весомых оснований утверждать, что китайские политические элиты нацелены на великодержавность как наилучший из возможных путей для КНР. Китай не декларирует — по крайней мере пока — свое стремление определять глобальную политику. Напротив, высокопоставленные российские политики нередко заявляют о глобальных амбициях своей страны, несмотря на то что масштаб ее ресурсов позволяет ей проводить преимущественно трансрегиональную по-литику17.

В таком контексте в российском академическом и экспертном сообществе ведется широкая дискуссия, касающаяся приоритетов российской внешней политики и, в частности, ее «китайского вектора». Здесь высказываются разные, в том числе полярные, взгляды. В целом, несколько огрубляя и вполне осознавая, что предлагаемая классифи-

15 См., напр.: Дудченко Г.Б. Общественное восприятие китайского присутствия на юге Дальнего Востока России на рубеже XX и XXI вв. URL: http://www.kitairu.net/rus/ar-ticles/dudchenko/23/; Лукин А. Восприятие Китая приморцами. URL: http://dkcenter.ru/ex-press_opros/detail.php?id=20 6

16 См. об этом: Ларин В.Л. Дальний Восток России в фокусе китайской политики // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: В 4 т. Т. III. М., 2002. С. 282; Он же. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши национальные интересы? // Там же. С. 300.

17 Этот парадокс нашел свое проявление в недавних событиях международной жизни, когда спецпредставитель Президента России М. Маргелов, вернувшись из поездки в Бенгази, 11 июня 2011 г. в интервью отечественной телевизионной программе «Вести» заявил: «Россия глобальная держава с глобальными интересами». И в этом же интервью он вспомнил, что днем раньше его визита в Бенгази побывал представитель КНР, который провел переговоры с ливийской оппозицией, касающиеся китайских интересов в этой стране.

кация достаточно условна и весьма приблизительна, приверженцев этих взглядов можно разделить на несколько групп.

Одна из них представлена сторонниками всемерного сближения с Китаем. Они могут быть названы «китаецентристами», так как трактуют современное и будущее российско-китайских отношений преимущественно в позитивных тонах, а саму КНР оценивают как возвышающуюся мировую и при этом в целом дружественную России державу18. Так, например, известный ученый и политик академик Е.М. Примаков неизменно выступает за сближение с Китаем и Индией в целях создания противовеса имперским амбициям и политике глобального доминирования США. Близкие к МИДу РФ Е. Афанасьев, Г. Логвинов, директор Института Дальнего Востока М.Л. Титаренко считают, что основой высокого и взаимовыгодного уровня российско-китайских отношений является полное совпадение интересов двух стран. О совпадении интересов России и Китая в Центральной Азии говорят и известные российские синологи А.Д. Воскресенский, А.И. Салицкий, С.Г. Лузянин, В.В. Михеев. Отмечая экономические успехи Китая и его возрастающую роль в Центральной Азии, они считают, что региональные интересы двух стран в целом совпадают, и выступают за стратегическое партнерство России с КНР. Доказывая необходимость изучать и использовать китайский опыт с целью приобщиться к китайской экономической динамике, часть из них призывают положить вопросы экономического развития в основу российской внешней политики в отношении Китая. Другие (напр., М.Л. Титаренко) идут еще дальше, выступая за стратегическое сотрудничество не только в экономической области, но и в сфере безопасности19.

«Китаецентристы», как правило, не противопоставляют китайский вектор внешней политики западному и не призывают к одностороннему сближению с Китаем в ущерб Европе или США. Не отрицают они и несовпадения интересов двух стран по ряду вопросов, хотя и не акцентируют на них особого внимания. В настоящее время такая точка зрения преобладает среди представителей бизнес-сообщества, связанных с торговыми и военно-промышленными компаниями, имею-

18 В академической литературе их иногда называют «синофилами», различая среди них «идеологов» и «прагматиков» в зависимости от того, исходят ли они в своих оценках из ценностей или интересов. Подробнее о позициях «западников» и «синофилов» и их внутреннем размежевании см. : Цыганков А.П. Западники и «синофилы» во внешней политике России // Russie, NEI, Vision. 2009. 49.

19 См., напр.: Афанасьев Е., Логвинов Г. Россия и Китай: на пороге третьего тысячелетия // Международная жизнь. 1995. № 11—12; Титаренко М.Л., Михеев В.В. Стратегия соразвития России и АТР // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991— 2002. В 4 т. Т. III; Салицкий А.И. Внешнеэкономическая стратегия КНР // Китай в мировой политике. М., 2001; Лузянин С.Г. Китай, Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов// Там же; Титаренко М.Л. Россия: Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М., 2003.

щими интересы на китайском рынке; законодательной власти (где ее поддерживают некоторые члены Комитета по международным делам, фракция КПРФ и лобби сырьевых компаний), а также в правительственных кругах (представители которых до недавнего времени входили в советы директоров и другие управляющие органы энергетических компаний). «Китаецентристы», таким образом, исходят преимущественно из прагматических соображений. В основе их аргументов — стремление доказать практическую выгоду от стратегического партнерства с Китаем в экономике и в области безопасности20.

Антиподом подобных взглядов выступает позиция «синофобов» — разнородной группы, к которой можно отнести некоторых представителей оппозиционных политических кругов (Б. Немцов, В. Милов, В. Новодворская), части экспертного сообщества (А. Пионтковский, О. Маслов, А. Богословский) и академической среды (Н. Розов). Практические соображения, связанные с экономическими выгодами, их интересуют намного меньше, чем так называемая желтая опасность, связанная, по их мнению, с возвышением Китая. Они предупреждают об агрессивных намерениях КНР в отношении России и, исходя из этого, обвиняют российскую внешнюю политику в национальном предательстве21. Больше всего они апеллируют к ценностным расхождениям между народами и культурами двух стран.

Более влиятельными и прагматичными являются примыкающие к «синофобам» «евро-атлантисты»(Е. Гонтмахер, С. Караганов, С. Кор-тунов, Д. Тренин, И. Юргенс), которые опираются на серьезные аналитические структуры (в частности, на Совет по внешней и оборонной политике и Институт современного развития), имеют доступ к СМИ и за которыми стоят интересы промышленников и предпринимателей (составляющих значительную часть Российского союза промышленников и предпринимателей), объединенных партнерскими связями с западными экономическими структурами. Они настаивают на том, что первостепенные проблемы модернизации, которые стоят сегодня перед Россией, могут быть решены только на пути приоритетных отношений с Западом, прежде всего с объединенной Европой. Сближения с ней требует и однозначно европейская, по их мнению, идентичность России. Принадлежность страны к европейской идентичности, с их точки зрения, должна быть зафиксирована в официальных документах РФ, что внесет наконец необходимую ясность в определение главного вектора ее внешней политики. Все это предполагает, по их мнению, не бо-

20 См., напр.: Михеев В. Позиционирование Китая и России в глобальной и региональной экономике и политике. URL: http://www.gorby.ru/activity/conference/show_386/view_23519/

21 См., напр.: Пионтковский А. Священный гоюз Кролика и Удава. URL: http://gra-ni.ru/opinion/piontkovsky/m.93444.html; Новодворская В. Союзы с ограниченными возможностями. URL: http://grani.ru/opinion/piontkovsky/m.94301.html

лее чем «избирательную вовлеченность» на китайском (и восточном в целом) направлении российской внешней политики22.

О необходимости учитывать во внешней политике России факт расхождения ее интересов с КНР как в сфере экономики, так и в области безопасности говорят и те, кого можно назвать «алармистами» (А.Д. Богатуров, Ю.М. Галенович, В.А. Корсун, В.Л. Ларин). Указывая на несопоставимость экономических и демографических ресурсов России и Китая, а также их военного потенциала, они предупреждают о рисках слишком интенсивного сближения с Китаем. В экономической сфере такая внешнеполитическая стратегия недооценивает, с их точки зрения, опасность подчиненного положения России в сотрудничестве с Китаем. В плане безопасности, считают представители этой группы, Китай являет собой источник серьезной геополитической угрозы для РФ23.

Так, например, с точки зрения А.Д. Богатурова, идея форсированной интеграции в АТР может вступить в противоречие с интересами национальной консолидации и территориальной целостности России. Включение российского Дальнего Востока в экономику АТР необходимо. Но оно может оказаться контрпродуктивным, если не будет уравновешено адекватным наращиванием связей между европейской и дальневосточной частями России24.

Поскольку геополитически Китай прежде всего соперник России, постольку мирное сотрудничество и добрососедские отношения с ним не должны переходить определенную границу, за которой они способны подорвать стабильность РФ и ее суверенитет. России необходимо проводить в отношении КНР самостоятельную и твердую политику. Однако ресурсов для такой политики у нее явно недостаточно. Это значит, что в АТР она вынуждена маневрировать, опираясь на расхождение интересов Китая и США. Утрата Москвой контроля над своей дальневосточной частью противоречит интересам США, поскольку нарушает баланс сил в регионе, что могло бы иметь для него катастрофические последствия. Поэтому США заинтересованы в позитивной вовлеченности России в регион. Россия должна использовать эту ситуацию в своей внешней политике, проводя линию на косвенное или опосредованное подключение к американской военно-стратегической системе в АТР. Тем более что такая политика способствовала бы сближению позиций со многими странами Ассоциации стран Юго-

22 См., напр.: Коршунов С. Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру? М., 2009.

23 См., напр.: ЛаринВ.Л. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши национальные интересы? // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991—2002: В 4 т. Т. III; Корсун В.А. Китайский «мировой порядок»: альтернативная интерпретация исторической трансформации внешнеполитической парадигмы // Китай в мировой политике.

24 См.: Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997. Гл. 9.

Восточной Азии (АСЕАН), недовольными китайским доминированием в регионе25.

Указанная позиция была высказана почти 15 лет назад. Она и сегодня сохраняет свое значение в том, что касается не утратившей актуальности проблемы консолидации Центрального и Сибирско-Дальне-восточного регионов России, необходимости принимать во внимание неизбежность экономической конкуренции РФ и КНР и их геополитического соперничества, так же как и уравновешивания китайского вектора российской внешней политики европейским и американским. Вместе с тем нынешняя ситуация требует внесения определенных поправок в подходы к анализу внешней политики РФ на китайском направлении с учетом, в частности, позитивного опыта 10-летнего сотрудничества двух стран на основе Договора о стратегическом партнерстве двух стран и их взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кроме того, изменилась международная обстановка: как уже говорилось, позиции США в мире (и соответственно в АТР) сегодня ослабли, а позиции Китая, напротив, укрепились. Укрепился и потенциал России. Ей, конечно, далеко как до США, так и до Китая, экономики и военные возможности которых значительно превосходят российские. В то же время, как показывает опыт последних лет, многие вопросы современной мировой политики не могут быть решены без участия России, которая и в дальнейшем будет вовлечена в глобальные процессы современного развития. Нынешнее международное и внутриполитическое положение России, конечно, далеко от идеального, но все же оно позволяет ей отстаивать свой суверенитет и равноправие в международной политике. В этих условиях и с учетом геополитического положения России как трансрегиональной и трансцивилизационной державы одностороннее подключение к тому или иному центру силы в АТР было бы чревато для нее угрозой потери самостоятельности и/или риском восстановить против себя другие могущественные силы. Сегодня, с точки зрения некоторых наблюдателей, США заинтересованы создать в АТР своего рода блок в сотрудничестве с Россией26. Но даже если это действительно так, РФ не может пойти на подобный блок, не вызывая обоснованных подозрений и неприязни со стороны Китая. Существует и противоположное приведенному мнение, согласно которому стратегический интерес США состоит в том, чтобы вновь столкнуть лицом к лицу Китай и Россию, опираясь на то, что в борьбе за все более дефицитные для него ресурсы, Китай будет противостоять Индии, России и Центральной Азии27.

25 Там же.

26 См.: Савин Л.А. От периферии к супердержаве // Геополитика. Информационно-аналитическое издание. М., 2011. Вып. 1. С. 12.

27 См.: Барнетт Т. Китай нуждается в глобальной роли США в сфере безопасности // Геополитика. Информационно-аналитическое издание. Вып. 1. С. 49.

Как бы то ни было, нельзя не учитывать, что для Китая Россия остается второстепенным партнером: приоритетными для него являются отношения с США, несмотря на все противоречия, которые имеются между двумя тесно связанными друг с другом не только экономически, но и стратегически крупнейшими державами мира. При этом, как подчеркивают специалисты, не следует игнорировать и опасность того, что если Америка и Китай — «два главных субъекта международных отношений» — «будут полагать, что что-то отвечает их национальным интересам, интересам той и другой стороны, то в жертву, в случае необходимости или если они сочтут это нужным, могут быть принесены интересы других наций»28.

Важность доверительных партнерских отношений с Китаем не подлежит сомнению, они сохранятся в числе основных приоритетов российской внешней политики в обозримом будущем. Вместе с тем неизбежным спутником этих отношений останутся также элементы соперничества и противоречия. Это нормально: Россия и Китай относятся к тем немногим государствам современного мира, которые в силу внутренних и внешних обстоятельств сохраняют приверженность суверенитету и национальным интересам. Иначе говоря, их взаимоотношения строятся во многом на позициях политического реализма. Разумеется, речь идет о политическом реализме XXI в., когда интересы определяются в терминах глобализации и взаимозависимости, когда многое зависит от политической воли государств согласовывать цели и интересы, уравновешивать взаимные выгоды от сотрудничества, сближать по мере возможности ценности. Тем не менее в свете сказанного выше неравномерность возможностей двух стран означает для России необходимость сохранять определенную дистанцию и по отношению к Китаю, если иметь в виду вероятность как утраты своей экономической (а вслед за ней и политической) независимости в отношениях с более сильной державой, так и — хотя и гораздо меньшей — масштабного конфликта в случае внутренней дестабилизации в Китае или в самой России.

Необходимо отметить и то, что партнерские отношения с Китаем имеют для России значение не только в плане дружественного и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, но и с точки зрения продвижения в АТР и приобщения к экономической динамике этого бурно развивающегося региона. Важно, чтобы такое продвижение происходило не в ущерб европейскому или в целом евро-атлантическому вектору российской внешней политики: ведь ЕС является для России крупнейшим экономическим партнером, а отношения с США имеют важнейшее значение в вопросах безопасности. В то же время нельзя не принимать во внимание позицию самих европейцев в вопросе сотрудничества с Россией. Выражая ее, видные французские геополитики, на-

28 Галенович Ю.М. Америка и Китай // Китай в мировой политике. С. 261, 266.

пример, настаивают на том, что ценностные расхождения между ЕС и Россией являются на сегодняшний день непреодолимым препятствием для подлинного сотрудничества между ними29. Поэтому, с их точки зрения, российско-европейские отношения «...в экономическом плане могут опираться только на логику рынка (конъюнктурное совпадение интересов), а в дипломатическом плане — на избирательное совпадение позиций, касающихся различных областей сотрудничества»30.

Для России это означает, что в своей внешней политике она должна сочетать «равноудаленность» с «равноприближенностью». «В связи с тем, что Россия одновременно принадлежит и Европе, и Азии, ее интересы коренным образом отличаются и будут отличаться от других региональных государств, а глобальный компонент интересов России будет близок интересам мировых держав»31. Учитывая высокие ставки в сфере внутренних проблем, явный недостаток ресурсной базы, а также стремление других держав использовать ее сильные и/или слабые стороны в собственных геополитических интересах, современная Россия в своей внешней политике вынуждена соблюдать умеренность и осторожность, сталкиваясь с необходимостью не вступать ни в какие долговременные коалиции и вместе с тем по мере возможности формировать гибкие союзы «ad hoc».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев Е., Логвинов Г. Россия и Китай: на пороге третьего тысячелетия // Международная жизнь. 1995. № 11—12.

2. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997.

3. Воскресенский А.Д. Геостратегическая «геометрия» современного мира // Китай в мировой политике. М., 2001.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г.

5. Ларин В.Л. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши национальные интересы? // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. В 4 т. Т. III. М., 2002.

6. Салицкий А.И. Внешнеэкономическая стратегия КНР // Китай в мировой политике. М., 2001.

7. Титаренко М.Л. Россия: Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М., 2003.

8. Титаренко М.Л., Михеев В.В. Стратегия соразвития России и АТР // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. В 4 т. Т. III. М., 2002.

29 Montgrenier J.-S. La Russie menace-t-elle l'Occident? P., 2009.

30 Montgrenier J.-S. Le «nihilisme juridique» russe et la géopolitique Russie-Occident. 2011. 23 janvier. URL: http://www.diploweb.com/Le-nihilisme-juridique-russe-et-la.html

31 Воскресенский А.Д. Геостратегическая «геометрия» современного мира // Китай в мировой политике. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.