П.А. Цыганков, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
РОССИЯ В ФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРОПОРЯДКЕ: РЕСУРСЫ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС
Кризис усиливает тенденцию к многополярности мира. В то же время он уменьшает ресурсный потенциал российской внешней политики. Каким может быть статус России в формирующемся мировом порядке?
Ключевые слова: Россия, глобальный экономический кризис, миропорядок, проблема ресурсов, трансрегиональная держава.
The crisis boosts the multipolar tendency in the world. Simultaneously it reduces the resource potential of Russian foreign policy. What status would Russia have in the new world order?
Key words: Russia, World financial crisis, world order, resource problems, transregional country.
Глобальный экономический кризис наносит серьезный ущерб экономике России, относительное процветание которой в последние восемь лет во многом было основано на экспорте природных ресурсов. Резкое падение мировых цен на углеводороды повлекло за собой снижение доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений России, которые примерно наполовину обеспечивались за счет топливно-энергетического комплекса1. На этом фоне сохраняется отставание от других крупных держав (таких, как Китай и Индия), и признаков его сокращения нет. Усугубляются проблемы, не успевшие найти решения в предыдущие годы. Так, не удалось в должной мере обновить оборонный комплекс и военную инфраструктуру. В результате Вооруженные силы Российской Федерации, по признанию большинства военных экспертов, далеки от того уровня, который необходим для адекватного ответа на потенциальные внешние угрозы. Остались нерешенными проблемы диверсификации экономики и ее модернизации на основе новых технологий, был лишь частично восстановлен промышленный потенциал, едва наметились позитивные изменения в сельскохозяйственном производстве.
В этой связи все громче звучат голоса тех, кто настаивает на том, что Россия (ее руководство, политический класс и общество) должна отказаться от претензий на мировую роль, от активного участия в формировании нового, более справедливого, многопо-
* Цыганков Павел Афанасьевич — [email protected]
1 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // ШрУДтоху. minprom.gov.ru/docs/strateg/1/print
лярного и многостороннего миропорядка. С их точки зрения, кризис истощает ресурсы страны, и без того недостаточные для такой игры, поэтому сохранение "имперских амбиций" чревато обрушением уровня жизни населения, ростом социальной напряженности и политических потрясений2. Более того, ряд западных политологов и российских радикал-либералов утверждают, что кризис несет России крах по причине "рентной" модели экономики и авторитарности политического режима, который отказывается идти на различные экономические, социальные и политические ком-промиссы3.
На самом деле противопоставление энергетической политики России, диверсификации ее экономики, ее мирового статуса и благосостояния ее населения носит ложный характер. Ни одна из этих целей не достижима в отрыве от остальных. Задачи модернизации страны не могут быть выполнены без активной политической поддержки российской экономики на мировой арене, в силу чего Россия не может отказаться от стратегии активного участия в мирополи-тических процессах. Определенный потенциал для такой стратегии имеется: Россия входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с уровнем США уровень ядерных вооружений и располагает огромными природными богатствами, включающими все виды ресурсов — от углеводородов до питьевой воды. Этот потенциал является основой способности России отстаивать свои суверенитет и национальную безопасность, сохранять ценности и культуру, двигаться по пути демократии, сообразуясь с собственными возможностями и традициями, а не по указаниям извне. Он позволяет ей занимать подобающее место в мировой политике, придавая вес ее аргументам в пользу многостороннего международного порядка.
Для продолжения указанной стратегии есть и серьезные основания, связанные с историческим опытом, цивилизационными причинами, императивами безопасности, геополитическими вызовами и, наконец, экономическими потребностями. Достаточно напомнить, что в истории мирового развития крупные игроки никогда не отказывались от попыток использовать ослабление России для решения вопросов международной политики вопреки ее интересам и за счет них, что не оставляло ей возможности для самоизоляции. Сегодня острое соперничество на международных
2 Обсуждение политических последствий финансового кризиса. Дмитрий Волчек // http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/10/11/20081011234453520.html
3 См.: Рябов А. Проклятие ренты // http://www.gazeta.ru/column/ryabov/2916660. shtml; "Газпром" стоит на краю пропасти, и нефтяные компании готовятся приступить к делу ("The Times", Великобритания). Пришла пора заняться выгодным делом // http://www.inosmi.ru/translation/246833.html
рынках требует от государства наращивания диверсифицированных связей с заинтересованными партнерами в сочетании с эффективной защитой национальных компаний на основе имеющихся конкурентных преимуществ. К таким преимуществам относится и то, что Россия является великой энергетической державой, крупным международным инвестором, влиятельным трансрегиональным политическим актором.
Безусловно, экономические и политические последствия кризиса для России не стоит недооценивать. Тем не менее никто из экспертов не сомневается, что, несмотря на его уникальность, размах и глубину, рано или поздно он будет преодолен. Основные споры идут о сроках его преодоления (больше или меньше двух лет). Известно и другое: как и любой кризис, резкое ухудшение экономической ситуации несет в себе не только риски, но и определенные возможности. Для России это возможности модернизации страны и укрепления ее позиций в формирующемся миропорядке. Россия, конечно, не рухнет, она не "разваливается на куски", как утверждают некоторые американские СМИ, высказывающие надежду на то, что кризис "принесет ей смерть"4.
Восстановление же экономического роста неминуемо повлечет за собой востребованность энергоресурсов, а следовательно, и новый рост цен на них. Уже в начале января аналитики Goldman Sachs Group Inc. прогнозировали, что к концу 2009 г. фьючерсы на нефть марки WTI вырастут до 65 долл. за баррель. Главный экономист влиятельной исследовательской некоммерческой группы Conference Board Кен Голдштейн считает, что в течение 2010 г. цена на нефть может выйти к отметке в 80, а в 2011 г. — 90 долл. за баррель5. Это не означает, что основные усилия руководства страны должны быть направлены лишь на то, чтобы переждать ситуацию. При всех издержках и недостатках, сопровождающих антикризисные действия российских властей, очевидны наличие политической воли по укреплению национальной экономики, модернизации на основе наукоемких технологий, повышение ее устойчивости к внешним влияниям. Принятые меры в сфере социального обеспечения, повышение государственных гарантий по банковским вкладам позволили удержать банковскую систему от разрушения. Разрабатывается программа действий в области кредитования, увеличения внутреннего спроса, поддержки ключевых секторов экономики, реформирования финансовой системы. Определены и предложены
4 В частности, "Investor's Business Daily" (http://www.inosmi.ru/translation/246298. html).
5 Цена на нефть станет приемлемой для РФ не ранее 2011 г. // Эксперт (http:// news.mail.ru/economics/2380908/print/).
для широкого обсуждения основные приоритеты антикризисной политики. В то же время имеются признаки сохранения и социального ресурса6.
В то же время проблема ресурсов остается, несомненно, актуальной, и ее нельзя сбрасывать со счетов при оценке места России в послекризисном мироустройстве. Возникают вопросы: в каком качестве Россия способна оказывать влияние на мировую политику и в какой мере это необходимо с точки зрения ее национальных интересов?
Ресурсы "великодержавной" роли России очевидны, в то же время они ограничены в экономическом, демографическом и военно-политическом плане. Поэтому она не претендует на то, чтобы оказывать определяющее воздействие на глобальные процессы во всех регионах мира7. Вместе с тем при осмыслении национальных интересов и приоритетов России в области безопасности не может игнорироваться тот факт, что она является неотъемлемой и влиятельной составной частью сразу нескольких регионов мира.
В новой Конепции внешней политики Российской Федерации (июль 2008) Россия именуется не "великой", а "крупнейшей евразийской державой"8. Привилегированные интересы России, как подчеркивает Президент Д. Медведев, связаны с регионами, в которых расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения9. Речь идет прежде всего о странах СНГ — бывших республиках Советского Союза, а также о других традиционных партнерах РФ. Геополитическое значение постсоветского пространства, его ресурсный потенциал, транзитные возможности, уже имеющиеся и планируемые здесь газо- и нефтепроводы, уязвимость с точки зрения наркотрафика и террористической угрозы — все это говорит о том, что оно остается наиболее приоритетным с точки зрения безопасности, обеспечиваемой посредством как
6 Речь идет об отмечаемых социологами относительно высоком уровне внутренней консолидации, накопленном за годы стабильности запасе оптимистического мироощущения и достаточно развитой степени лояльности населения к власти (см. об этом: Преснякова Л. Стабильность общества: новые вызовы. Какие социальные риски сегодня возникают и как им можно противостоять // Независимая газета. 2009. 27 янв.; Россияне поддержали "Единую Россию" // http://www.dni.ru/ polit/2009/3/2/160588.html; Противники Путина не могут мобилизовать людей ("Le Figaro", Франция) // http://www.inosmi.ru/translation/247899.html; Федоров В. Куда пойдут рейтинги? // НГ Политика. 2009. 24 марта)
7 См. об этом: Путин В. Россия не будет корчить из себя великую державу // http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=173347
8 Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 июля 2008 г Пр-1440. М., 2008 // http://www.rkemlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml
9 Пять принципов внешней политики. Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации // http://www.kreml.org/interview/190774493?mode=print
"мягкой", так и "жесткой силы"10. Действительно, "жесткая сила" России, или способность к принуждению, основанная на военной мощи, ориентирована прежде всего на отражение угроз в ближайшем окружении, на выполнение задач в локальных вооруженных конфликтах и крупномасштабных региональных войнах. Стоит напомнить, что оборонный бюджет России (который предполагается сократить на 15%11) составляет 2,7% ВВП страны. В абсолютном выражении он в 17 раз меньше оборонного бюджета США (3,5% ВВП), а в относительных цифрах почти в три раза меньше, чем оборонный бюджет Израиля, в семь раз меньше оборонного бюджета КНДР и более чем в три раза меньше оборонного бюджета Саудовской Аравии, Омана и Катара12. Это говорит, по меньшей мере, о невозможности сколь-либо серьезных претензий России на военное принуждение в мировом масштабе.
"Мягкое влияние" России связано, прежде всего, с ее окружением. Именно в СНГ, а также в странах традиционного российского влияния РФ может рассчитывать на наибольший "КПД", создавая структуры и институты для продвижения гуманитарных интересов, сетей НПО, государственных исследовательских фондов, русскоязычных образовательных и технологических проектов. Вряд ли стоит надеяться на привлекательность российских национальных ценностей, стиля и тактики внешней политики, ее экономики, а также образцов поп-музыки, видеоигр, фильмов на видеокассетах и DVD-дисках и т.п. для США, Австралии или Западной Европы13.
С учетом совокупного ресурсного потенциала и геополитического положения России ее внешнеполитический статус может быть определен как трансрегиональная держава14 с мировой ответственностью.
Кризис усиливает значение региональных центров и региональных возможностей. Поэтому, оказывая финансовую и иную помощь своим соседям-партнерам (Армении, Белоруссии, Киргизии), Рос-
10 В данном случае имеется в виду не концепция Джозефа Ная, который строго разделяет экономику и военную мощь с одной стороны и "мягкое влияние" — с другой, а взгляды его соотечественника Дж. Йоффе.
11 См.: Мухин В. Кризис подкосил реформирование армии // Независимая газета. 2009. 13 февр.
12 Бюджетные метаморфозы // http://www.washprofile.org/ru/node/8112
13 Это, естественно, не означает отказа от работы по исправлению искаженного восприятия России в западных политических кругах и СМИ с помощью организации конференций и форумов, основания информационных центров, найма лоббистских фирм и т.п.
14 О содержании термина "трансрегиональная держава" см., в частности: Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия // http://www.politstudies.ru/ Ш004&Шей/1995/1/2.Мш
сия повышает свою роль в качестве как трансрегиональной, так и мировой державы. И это важно не только для России, которая нуждается в том, чтобы оказывать влияние на мировую политику, но для мира в целом, который в свою очередь нуждается в сильной России как транснациональной державе с мировой ответственностью. Дипломатические события последнего времени убедительно подтверждают, что попытки изоляции и ослабления России не только неплодотворны, но и не соответствуют ничьим интересам. Появились шансы на улучшение российско-американских отношений, подкрепляемые возможностями России в контексте новых планов США относительно Афганистана и Ирана, а также упрочением ее влияния на постсоветском пространстве. Есть перемены и в настроении лидеров ЕС и НАТО. Построение системы безопасности в Европе и мире, глобальная роль Евросоюза, энергетическое обеспечение мировой экономики и в конечном итоге выход из глобального кризиса на пути к более справедливому многостороннему мировому порядку — все это невозможно без участия России. Осознание этого обстоятельства, так же как и его обоюдной выгоды, сопровождается противоречиями, проходит медленно и трудно. В свою очередь такое осознание вряд ли достижимо в необходимой степени без инициативной и действенной внешней политики России на региональном и трансрегиональном уровнях. Политики, опирающейся на все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы и преимущества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 июля 2008 г Пр-1440. М., 2008.
Мухин В. Кризис подкосил реформирование армии // Независимая газета. 2009. 13 февр.
Пабст А. Берлинская доктрина // Россия в глобальной политике. 2009. Янв.—Февр. № 1.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года. М., 2003.
Joffe J. Defying History and Theory: the United States as the Last Remaining Superpower / Ed. by G.J. Ikenberry. Cornell, 2002.
Joffe J. America Unrivaled: the Future of the Balance of Power / Ed. by G.J. Ikenberry. Cornell, 2002.