Научная статья на тему 'Региональные социально-экологические проблемы в глобальном измерении: к разработке учебного курса'

Региональные социально-экологические проблемы в глобальном измерении: к разработке учебного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ENVIRONMENTAL GLOBAL STUDIES / REGIONAL DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчук Наталья Васильевна

Рассмотрены вопросы разработки и преподавания учебного курса «Экологическая глобалистика и ее региональные аспекты», посвященного изучению социально-экологических проблем современного общества. Преподавание дисциплины рассматривается как важный фактор формирования экологического мировоззрения магистрантов в рамках изучения социогуманитарных наук в техническом вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Socio-Environmental Issues in a Global Aspect: on the Training Course Developing

This article concerns the development of a training course «Ecological global studies and its regional dimension», dedicated to socio-environmental problems of modern society. Disciplines included in the course is considered to be important in the formation of the ecological world view of the masters students while studying social sciences and Humanities at the technical universities.

Текст научной работы на тему «Региональные социально-экологические проблемы в глобальном измерении: к разработке учебного курса»

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 2 (11), ч. 1. С. 225-229 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 502.131.1

Региональные социально-экологические проблемы в глобальном измерении: к разработке учебного курса

Н. В. Савчук

Ангарская государственная техническая академия, г. Ангарск

Рассмотрены вопросы разработки и преподавания учебного курса «Экологическая глобалистика и ее региональные аспекты», посвященного изучению социально-экологических проблем современного общества. Преподавание дисциплины рассматривается как важный фактор формирования экологического мировоззрения магистрантов в рамках изучения социогуманитарных наук в техническом вузе.

Ключевые слова: экологическая глобалистика, региональное развитие, экологическое образование, экологическое мировоззрение.

В Российской Федерации 2013 г., в соответствии с указом президента, объявлен Годом охраны окружающей среды, а в СНГ - Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Не меньшее внимание к проблемам экологии обращено со стороны международных организаций. По решению ЮНЕСКО текущий год объявлен Годом водного сотрудничества; 20052014 гг. - десятилетием образования в интересах устойчивого развития; 2005-2015 гг. - десятилетием действий «Вода для жизни»; 2010-2020 гг. -десятилетием ООН, посвященным борьбе с опустыниванием. Не касаясь вопроса эффективности принимаемых мер, следует отметить, что этими действиями обществу указывается на наиболее важные экологические проблемы, требующие осмысления и решения.

В научно-образовательной сфере глобальная и региональная экологическая проблематика не менее актуальна и востребована для изучения. Подготовка специалистов, обладающих не просто суммой знаний в области экологии, а прежде всего устойчивым экологическим мировоззрением, становится важным вектором безопасного развития общества.

Значимость экологического образования была осознана еще в 1970-е гг. На первой Всемирной межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды в 1977 г. были сформулированы цели и методы экологического образования и указано на необходимость его осуществления на всех уровнях обучения. Первоначально считалось, что подготовка специалистов по охране окружающей среды должна осуществляться в рамках естественных наук. В течение последующих двух десятилетий такой подход был призван недостаточным, и экологическое образование было включено в отдельную самостоятельную подготовку специалистов. В вузах создавались кафедры соответствующей направленности, были введены спе-

циальности «Охрана окружающей среды», «Природопользование», «Рациональное использование природных ресурсов» и др. Экологическое образование структурировалось постепенно через различные учебные дисциплины, имеющие отношение к изучению природы и возможных воздействий общества на нее. Но в этот период система образования была ориентирована в основном на технико-экономические показатели, что не способствовало подготовке «человека экологического».

Признание мировым сообществом социокультурного характера экологического кризиса привело к пониманию необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров. Культура, взрастившая технократическую цивилизацию, оказалась неадекватной природе. Прежний антропоцентризм исчерпал себя в силу своей односторонности и создания преград на пути разрешения экологических противоречий. Сформировалась мировая стратегия образования, которая содержит ряд общих положений: непрерывность получения знаний, междисциплинарный характер предоставляемой информации, сосредоточение внимания на решении конкретных экологических проблем. Тем самым ставится задача перехода от простой передачи знаний к готовности жить и действовать в быстро меняющемся мире, учиться предвидеть последствия принимаемых решений.

Поставленная задача экологизации всей системы образования предполагает усиление интегрального взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания, усиление гуманистического компонента образовательного процесса, а также масштабное проникновение экологических идей в структуру подготовки специалистов разного профиля. Так, с 2000-х гг. при подготовке политологов в МГУ, МНЭПУ, МГИМО, Саратовском госуниверситете в учебные планы были введены дисциплины «Политическая экология», «Глобалистика и эко-политология». Для студентов эколого-экономических специальностей в Томском госуниверситете преподавалась дисциплина «Региональная экология», в Волгоградском госуниверситете - «Экологическая политика зарубежных стран и России». Актуальность изучения проблем устойчивого развития цивилизации создала условия для разработки соответствующих программ, издания учебников и преподавания дисциплин на различных факультетах университетов страны [1]. В учебных курсах рассматривались теоретико-методологические, социальные, политические аспекты глобальных, национальных и региональных проблем, процессов экологизации в современном мире.

Учитывая то, что глобальные экологические угрозы современному миру и их проявления на региональном уровне вывели экологическое воспитание на приоритетное место в процессе социогуманитарного образования, в Ангарской государственной технической академии среди дисциплин по выбору при подготовке магистров по направлению «Техносферная безопасность» разработана программа преподавания учебной дисциплины «Экологическая глобалистика и ее региональные аспекты». Переход на двухуровневую систему подготовки кадров высшей квалификации создал определенные преимущества самостоятельного выбора тех учебных дисциплин, которые дают не только профессиональные знания, но и являются важными для выработки

мировоззренческих представлений. Преподавание дисциплины рассматривается как важный фактор формирования экологического мировоззрения магистрантов. Предполагается, что знания, полученные на этапе бакалавриата при изучении дисциплин гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и профессионального циклов, в ходе производственной практики и научно-исследовательской работы заложили основу для более глубокого понимания процессов глобализации. Изучение глобальных процессов требует не только умения отслеживать информацию, но и анализировать факты, происходящие на региональном уровне, встраивать их в глобальные процессы, видеть их взаимосвязь и взаимозависимость, использовать возможности регионального социально-экологического потенциала в качестве рычагов воздействия на глобальные процессы.

Цели и задачи дисциплины определены с учетом профессиональной деятельности магистров, связанной с обеспечением безопасности жизни и деятельности человека в условиях техносферы, минимизацией техногенного воздействия на природную среду за счет использования современных средств, методов контроля и прогнозирования. Цель изучения дисциплины заключается в формировании знаний и устойчивых представлений о необходимости комплексного подхода к решению глобальных и региональных экологических противоречий, а также повышение уровня экологической культуры, социальной ответственности и активной гражданской позиции магистрантов.

Поставлены следующие задачи: приобретение теоретических знаний в области социально-гуманитарных наук по вопросам взаимодействия системы «человек - общество - природа» в исторической ретроспективе, системных представлений о теоретико-методологических, социальных и политических аспектах глобальных экологических проблем, их взаимосвязи с региональными процессами и основных концепциях их решения; формирование понимания возрастающей важности учета экологических последствий при осуществлении производственной деятельности, разработке социально-экономической и научно-технологической политики; выработка навыков анализа современной социально-экологической обстановки, умений адекватно ориентироваться в ней, готовности к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач.

В содержании дисциплины выделены три модуля. Первый модуль «Введение. Глобализм и регионализм в контексте актуальности экологических проблем цивилизации» посвящен рассмотрению вопросов теории и методологии, характеристике понятийного аппарата, научных направлений в западной и отечественной историографии. Важной составляющей модуля является анализ теоретических основ становления научного направления для изучения экологических проблем глобального и регионального уровней. На примере идей ученых Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского, Н. Н. Моисеева и других рассмотрены теории о нарушении естественного равновесия природных и общественных систем, формировании ноосферы, коэволюции природы и общества. Формирование гуманистических традиций в исследовании планетарных общечеловеческих проблем показаны в динамике развития натурфилософии, философии естествознания, философии устойчивого развития. В рамках рассмотрения глобализации как естественноисто-

рического процесса показаны основные способы взаимодействия общества и природы в исторической ретроспективе, дана характеристика тенденций глобальных трансформаций современного мира.

В первой части второго модуля «Глобальные и региональные проблемы устойчивого развития» учебный материал содержит информацию о международном сотрудничестве, задачах и принципах обеспечения экологической безопасности, методах и формах контроля за соблюдением принимаемых решений международным сообществом. В рамках общемировых тенденций развития рассматриваются экологическая политика России, функции государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соблюдение концептуальных основ устойчивого развития, социально-экономические и политические аспекты энергетической, сырьевой, продовольственной, демографической проблем. При изучении вопросов формирования экологического мировоззрения современного человека внимание обращено на единство экологического знания, культуры и экологической деятельности, необходимость перехода от антропоцентристского к экоцентристскому типу знания, современные тенденции глобализации образования. Показаны особенности становления и эффективность деятельности зарубежных и российских общественных экологических движений.

Во второй части модуля основное внимание сосредоточено на региональных экологических проблемах, являющихся частью глобальных процессов. Учитывая то, что профессиональная деятельность большинства магистров будет связана с сибирским регионом, основная информационная база учебного материала представлена данными по Восточной Сибири. Магистранты знакомятся с природно-климатическими, социально-экономическими, экологическими характеристиками региона, историей разработки проектов промышленной специализации, этапами его развития. Основное внимание обращено на степень учета экологических требований в ходе хозяйственного освоения региона, практику природопользования, создание природоохранных структур, общественных экологических организаций, меняющиеся методы контроля за сохранением окружающей природной среды, эффективность природоохранных мер.

Логическим продолжением этих вопросов является тема, связанная с проблемой обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности сибиряков в условиях урбанизированной среды. Для понимания причин сложившейся экологической ситуации в регионе рассмотрены вопросы проектирования и строительства промышленных городов, социально-экологические аспекты качества городской среды, состояния атмосферы, водоемов, уровень заболеваемости населения.

Важным аспектом для магистрантов, итоговым отчетом в обучении которых станет написание дипломной исследовательской работы, является освещение проблемы научного обеспечения политики рационального природопользования в Восточной Сибири. Данные вопросы рассматриваются на примере деятельности СО РАН, разработки и реализации программ «Сибирь», «КАТЭК», «Чистый Енисей» и других, осуществляемых во второй половине ХХ в. и в современный период.

В третьем модуле учебного курса «Современные глобальные экологические проблемы и перспективы человеческой цивилизации» в лекционном материале внимание обращено на перспективы интеграции государств в решении актуальных проблем, формирование нового глобального менталитета, вопросы экологизации науки, техники и технологии. Преемственность в научно-исследовательской деятельности на примере современных достижений науки и техники предложено рассмотреть магистрантам в их самостоятельной работе и представить на обсуждение либо на заключительное занятие круглого стола, либо на научно-исследовательскую конференцию «Сибирский регион в контексте глобальных проблем».

Таким образом, усиление гуманитарного компонента образовательного процесса в техническом вузе, на наш взгляд, способствует выработке у магистрантов способности лучше ориентироваться в динамично меняющихся и противоречивых глобальных и региональных социоэкологических процессах.

1. Адам А. М. Региональная экология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / А. М. Адам, Н. А. Шинкин // Том. гос. ун-т : сайт. - URL: http://lib.exdat.com/ docs/986/ index-25910-56.html (дата обращения: 7.09.2013).

2. Коновалов В. Н. Глобалистика и экополитология : программа учеб. курса / В. Н. Коновалов. - Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2000. - 18 с.

3. Костин А. И. Экополитология и глобалистика : учеб. пособие / А. И. Костин. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 448 с.

4. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества : учебник / Н. Н. Марфе-нин. - М. : Изд-во МГУ, 2006. - 624 с.

5. Политическая экология [Электронный ресурс]: примерная программа дисциплины / Саратов. гос. ун-т : сайт. - URL: http://www.sgu.ru/node/33313 (дата обращения: 7.09.2013).

Regional Socio-Environmental Issues in a Global Aspect: on the Training Course Developing

N. V. Savchuk

Angarsk State technical Academy, Angarsk

This article concerns the development of a training course «Ecological global studies and its regional dimension», dedicated to socio-environmental problems of modern society. Disciplines included in the course is considered to be important in the formation of the ecological world view of the master's students while studying social sciences and Humanities at the technical universities.

Key words: environmental global studies, regional development, environmental education, ecological worldview.

Савчук Наталья Васильевна - доктор Savchuk Natalia Vasilievna - Doctor of исторических наук, кафедра обществен- Historical Sciences, Head of the Depart-ных наук Ангарской государственной ment of social sciences, the Angarsk State

технической академии, 665835, Ангарск, technical Academy, 665835, Angarsk, Иркутская обл., ул. Чайковского, 60, Tchaikovsky St., 60, phone 8(3955)678329,

тел. 8(3955)678329, e-mail: nvs2003@mail.ru e-mail:nvs2003@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.