ПРАКТИКА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ И.Д. ПУТИЛИНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE OF CADETS (LISTENERS) OF THE PUTILIN BELGOROD LAW INSTITUTE OF MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE CURRENT INTERNATIONAL SITUATION AND THE MILITARY SECURITY OF RUSSIA
УДК 172.1:378.6
В.А. ХРИСАНОВ,
доктор географических наук (Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
М.Ю. ПОЛУШКИН
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
Л.Ю. ПОДОЙМА
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
А.А. УСТИНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.A. KHRISANOV,
doctor of geographical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior ofRussia)
M.YU. POLUSHKIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior ofRussia)
L.YU. PODOIMA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
A.A. USTINOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования политической культуры курсантов (слушателей) в условиях многогранных особенностей современной политической обстановки и международного положения. Центральное место в развитии их политической сознательности принадлежит общественным дисциплинам ( 70%). Исследования в этом направлении показали, что общественные науки влияют на формирование политической культуры у курсантов прежде всего своим глубоким содержанием и уровнем педагогического мастерства преподавателя. Важным дополнением для глубокого усвоения знаний обучающихся являются межпредметные связи, политинформации, диспуты, конференции и использование технических средств на занятиях. Уделяется внимание нестабильности современного международного положения.
Ключевые слова: международное положение, политическая культура, политическая обстановка, военная безопасность, милитаризация, международный терроризм.
Abstract: in the article the questions of forming of political culture of cadets (listeners) in the context of the multifaceted features of the modern political situation and the international situation. Central to the development of their political consciousness belongs to social Sciences (70%). Research in this direction showed that the social Sciences influence the formation of political culture of cadets. In the final part of the article emphasizes the instability of the current international situation, its growing militarization, all it gives the government the task of strengthening the military security of Russia.
Keywords: the international situation, political culture, political situation, military security, militarization, international terrorism.
В условиях нестабильности политической обстановки в мире, сложного международного положения сегодня важное место занимает систематическое, разностороннее, квалифицированное обучение курсантов и слушателей по вопросам внутренней и внешней политики России. К сожалению, сегодня не все курсанты ориентируются в этой сложной политической обстановке и далеко не все имеют достаточную политическую культуру. Поэтому профессорско-преподавательскому составу, руководителям отделов и служб необходимо в первую очередь самим постоянно изучать эти вопросы и доходчиво объяснять курсантам и слушателям как общие политические вопросы, так и вопросы современного международного положения и прививать им культуру политического мышления.
Какие важнейшие особенности международного положения и военной обстановки России необходимо доходчиво доносить сегодня до курсантов и слушателей:
1. На лекционных, семинарских занятиях, политинформациях необходимо продолжать разъяснять то, что сегодня международное положение заключается в глобальных изменениях в мире, по вине государств, вызвавших нестабильность современных международных отношений на мировом, региональном и субрегиональном уровнях.
Такая нестабильность стала следствием развала бывшей системы мироустройства, созданной после Второй мировой войны, когда противостояние 2-х мощных сил США и СССР фактически явилось главным стержнем, вокруг которого формировалась вся международная обстановка.
Общемировая экономическая и политическая нестабильность явилась также результатом незавершенности процесса образования новых государств и субъектов международного права на месте, ранее занимаемом странами мировой системы социализма.
Курсантам и слушателям необходимо также объяснять, что глобальные изменения в мире дали мощный импульс межгосударственной конкурентной борьбе. Сильные и стабильные государства стремились и стремятся воспользоваться сложной политической и экономической ситуацией внутри новых независимых государств для закрепления собственного влияния и выстраивания международных отношений исключительно в своих интересах.
2. Важной особенностью является и то, что сегодня происходит расширение конфликтообра-зующей основы на глобальном региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества. Мировое сообщество
= ПРАКТИКА
оказалось неготовым и неспособным своевременно затушить старые и предотвратить новые конфликты в разных уголках планеты и отдельных регионах, а наоборот усилило разжигание как внешних, так и внутренних противоречий, особенно со стороны США.
3. Следующая особенность современного международного положения заключается в усиливающейся остроте международного положения. Она отчетливо проявляется в активном использовании военной силы во внешней политике государств, особенно странами НАТО.
Милитаризация внешней политики США отчетливо проявляется в стремлении использовать любой повод для того, чтобы показать и проверить свою военную мощь на практике.
Современная милитаристская политика проявляется также в стремлении сохранить военно-политическое превосходство за счет постоянного наращивания своей силы или нанесения непосредственного ущерба военной силе вероятного противника.
В настоящее время это отчетливо проявляется в политике США и др. государств и в отношении к России. С одной стороны, они стремятся закрепить и сохранить свое силовое превосходство, а с другой стороны, по возможности максимально ослабить военную мощь России.
4. Важная особенность сегодняшнего дня заключается в резком усилении роли военно-промышленного комплекса в международной жизни и внешней политике ряда государств. При всем этом современная глобальная обстановка свидетельствует о низкой вероятности развязывания крупномасштабной войны. Тем не менее в последнее время все чаще наблюдаются всплески нестабильности и насилия в различных регионах мира.
Учитывая сложные межгосударственные отношения, сегодня очень важно курсантам (слушателям) глубоко разбираться не только в общеполитических вопросах, но и конкретно в политических и международных делах отдельно взятых государств.
Соединенные Штаты Америки стремятся сегодня сохранить за собой статус единственной сверхдержавы. Одним из удобных предлогов для достижения поставленных целей послужила возникшая в результате многолетних целенаправленных усилий США кризисная ситуация вокруг Украины. В ней отчетливо проявились попытки Вашингтона дискредитировать Россию в глазах Европы, максимально разрушить ее связи с европейскими государствами, лишить стороны выгод и преимуществ тесного взаимодействия, а также вытеснить с европейского рынка российские энергоносители и обеспечить комфортные
ПРАКТИКА
условия для продвижения на нем интересов американских энергетических компаний.
Главная цель НАТО заключается в том, чтобы добиться согласия союзников на существенное увеличение военных расходов, обеспечить постоянное присутствие ВС США в странах Восточной Европы и Балтии, продолжить планомерное приближение блока к государственным границам РФ.
США всемерно способствуют формированию условий для осложнения внутриполитической ситуации в России и обстановки в приграничных с ней республиках, традиционно входящих в сферу ее жизненно важных интересов. Так, действия российского руководства по крымскому вопросу Вашингтон преднамеренно преподносит в качестве повода для внесения элементов раздора и недоверия в отношения между РФ и теми ее партнерами по СНГ и ШОС, для которых проблема национальной разобщенности, или сепаратизма, имеет наиболее острый характер (Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия). Кроме того, для противодействия дальнейшей консолидации стран — участниц ОДКБ Пентагон планирует более активно содействовать республикам бывшего СССР в сфере обороны и безопасности, включая подготовку проамерикански настроенных кадров, а также ускорить процесс интеграции Грузии в НАТО.
Так, американские законодатели санкционировали использование Пентагоном немалых целевых валютных средств на расширение масштабов присутствия вооруженных сил США на территории восточноевропейских государств НАТО, а также в Черноморской и Балтийской зонах, на модернизацию размещенных в Европе объектов военной инфраструктуры, наращивание запасов ВВТ в рамках системы заблаговременного складирования, на оказание помощи Киеву в сфере обороны и безопасности и повышение возможностей союзников по реагированию на кризисы.
Прямым следствием своей эффективной геоэкономической стратегии, построенной на жестком санкционном режиме, Вашингтон считает ухудшение макроэкономических показателей РФ. Начавшееся летом 2014 года снижение цен на нефть в совокупности с ограничениями в отношении российских банков на внешних рынках кредитования направлено на существенное сокращение валютных поступлений в бюджет, что, по мнению американского руководства, должно привести к резкому спаду в экономике страны. Кроме того, для изоляции России постоянному давлению подвергаются государства, имеющие торгово-экономические связи с ее компаниями, и прежде всего в области совместных энергетических проектов.
Сегодня США большую работу проводят по росту эффективности применения высокоточного оружия по развертыванию глобальной информационно-управляющей инфраструктуры вооруженных сил и интеграции на ее основе систем разведывательно-информационного обеспечения, средств поражения и их носителей. Ключевые направления наращивания американского военно-технического потенциала определены в программах «Мгновенный глобальный удар» и «Противоракетная оборона».
Вашингтон продолжает создавать глобальную систему ПРО. На Аляске и в Калифорнии развернуты 30 противоракет (ПР) ГБИ с дальностью перехвата до 3000 км. В период до 2025 года предусматривается их модернизация и увеличение количества до 65 единиц. Значительный потенциал имеют также ПР «Стандарт-3» с дальностью стрельбы до 500 км, развертываемые на кораблях с системой «Иджис» и в наземном варианте в Румынии и Польше. В 2018-2020 годах следует ожидать появления нового поколения ПР «Стандарт-3» с дальностью стрельбы до 1 000 км, которые обеспечат перехват баллистических ракет большой дальности. К 2025 году количество противоракет «Стандарт-3» всех типов составит несколько сотен единиц.
Курсанты и слушатели должны знать и то, что продолжается достаточно быстрый рост могущества дружественного нам Китая. При сохранении существующих темпов развития можно ожидать, что уже в обозримой перспективе Пекин по своим военным возможностям вплотную приблизится к Вашингтону. Поэтому весьма вероятно в ближайшие годы усилится соперничество этих двух государств, и прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, учитывая уровень военной мощи США и КНР, в том числе наличие у них ядерных потенциалов. На наш взгляд, стороны будут избегать прямого вооруженного столкновения и применять в отношении друг друга главным образом политические, экономические, информационные и другие невоенные средства.
В настоящее время все сильнее заявляет о себе на мировой арене Индия. Возрастает роль такой организации, как БРИКС, объединяющей пять стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) с населением почти в 3 млрд человек и обладающей крупными развивающимися экономиками, колоссальными трудовыми и природными ресурсами, огромными внутренними рынками.
Курсантам (слушателям) необходимо понимать, что сегодня повышается заметный авторитет в мировой политике государств Латинской Америки. Стремясь освободиться от давления со стороны США, страны региона предпринимают усилия по укреплению своего суверенитета и
военного потенциала. Активизируется исламский мир, получающий широкий доступ к достижениям цивилизации, аккумулирующий значительные финансовые средства благодаря экспорту природных ресурсов, расширяющий географию своего фактического присутствия за счет иммиграции и обращения в ислам жителей немусульманских стран. К претендентам на лидирующие позиции в регионах можно отнести также Египет, Иран, Саудовскую Аравию, Турцию и ряд других государств.
Нарастающая конкуренция между блоковыми объединениями, отдельными государствами, другими субъектами международных отношений за мировое и региональное влияние, доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам, рынкам сбыта предопределяет высокую вероятность обострения существующих и возникновения новых конфликтов и очагов нестабильности.
Серьезное влияние на вопросы обеспечения безопасности в Евроатлантическом регионе оказывает Североатлантический союз. В настоящее время руководство альянса сосредоточивает усилия на трансформации НАТО в глобальный инструмент «поддержания мира и стабильности», закреплении позиций блока за пределами зоны его ответственности.
Продолжается реализация мероприятий по усилению военного присутствия альянса в Восточной Европе. На авиабазах и в военных городках Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Румынии развернуты группы тактической авиации ВВС государств — членов НАТО и подразделения сухопутных войск и морской пехоты ВС США. Наращивается корабельный состав коалиционных оперативных соединений, несущих боевую службу в акваториях Балтийского, Черного и Средиземного морей, расширяется программа оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО.
Сегодня особое место отводится проблеме оказания всесторонней помощи Украине и Грузии. Помимо этого, Брюссель продолжает оказывать поддержку Боснии и Герцеговине, Македонии и Черногории в интересах их подготовки к вступлению в блок.
Важное внимание руководство ЕС уделяет укреплению связей с государствами постсоветского пространства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина) в рамках инициативы «Восточное партнерство» (ВП), которая, по сути, является инструментом для распространения влияния Запада на бывшие республики СССР. По оценкам Брюсселя, в 2014 году наиболее значимым результатом на этом направлении деятельности стали подписание и ратификация соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с Грузией, Молдавией и Украиной.
ПРАКТИКА
В ходе развития украинского кризиса Европейский союз ярко продемонстрировал зависимость своего внешнеполитического курса от Соединенных Штатов Америки. По указке Вашингтона государства ЕС ввели в 2014 году санкции против Российской Федерации, которые наносят существенный ущерб в первую очередь национальным экономикам стран — членов этой организации.
Курсантам и слушателям очень важно знать и то, что Украина во взаимодействии с НАТО продолжает принимать меры по наращиванию потенциала национальной армии, не исключая реализацию силового сценария восстановления контроля над Донбассом, а также создание политических условий для возвращения Крыма под свою юрисдикцию. Сложной остается обстановка и вдоль южных границ России. Ситуация в Закавказье по-прежнему весьма неустойчива и кон-фликтоопасна. Главным очагом напряженности в регионе остается противостояние Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха. Любой серьезный инцидент на линии соприкосновения противоборствующих сторон способен спровоцировать военный конфликт в Закавказье.
По оценке западных экспертов, несмотря на смену главы государства в Грузии, в ближайшей перспективе внешнеполитический курс страны останется в целом неизменным. К основным приоритетам нового грузинского руководства, пришедшего к власти по результатам парламентских и президентских выборов, можно отнести интеграцию республики в евроатлантические и европейские структуры, расширение сотрудничества с США и НАТО, активизацию отношений с западными странами.
Преподаватели на занятиях должны отмечать, что незаконные вооруженные формирования и другие группировки экстремистской направленности, действующие в стране, прежде всего на Северном Кавказе, получают поддержку из-за рубежа - из некоторых стран зоны Персидского залива, от международных террористических структур, других субъектов. Территория Северного Кавказа стала объектом повышенного внимания зарубежных антироссийских центров, ведущих подрывную работу, поощряющих сепаратистские настроения, антигосударственную деятельность.
Еще одной острой проблемой международных отношений, на которой необходимо акцентировать внимание курсантов (слушателей), является современная ситуация вокруг Ирана, ядерная и ракетная программы которого рассматриваются странами Запада и Израилем как угроза своим национальным интересам. В течение длительного времени этот вопрос является
ПРАКТИКА
центром глобальных противоречий, источником большой конфликтной опасности, что не исключает высокую вероятность силового сценария развития обстановки.
Большое внимание уделяется сирийскому вопросу. Курсанты (слушатели) должны знать, что ситуация в Сирийской Арабской Республике (САР) по-прежнему остается в центре внимания международного сообщества. Обстановка в стране сохраняет тенденцию к дальнейшей дестабилизации, что обусловлено деструктивной деятельностью Соединенных Штатов и их союзников, направленной на свержение правительства Б. Асада.
Наиболее значимым событием в 2014 году стало проведение в январе-феврале двух раундов переговоров правительства Б. Асада с представителями Сирийской национальной коалиции революционных сил и оппозиции.
Сегодня курсанты (слушатели) должны глубоко разбираться в проводимой США и их союзниками недальновидной политике в отношении Дамаска. Стремление их любой ценой свергнуть законное правительство Б. Асада привело к усилению террористической угрозы не только для государств региона, но и в мировом масштабе. Характерно, что превращение ИГИЛ, «Джеб-хат ан-Нусра» и Исламского фронта в мощную силу произошло при непосредственном участии стран Запада и монархий Персидского залива. Указанные группировки на ранних этапах конфликта рассматривались Соединенными Штатами как часть сирийской антиправительственной оппозиции и пользовались их всесторонней поддержкой и покровительством.
Очень важно курсантам доходчиво разъяснять об исторических путях образовании ИГИЛ. Международные террористы, нарастив свой потенциал и захватив значительные территории в Сирии и Ираке, фактически вышли из-под американского контроля. Более того, ее лидер А. Аль-Багдади заявил о создании собственного государства - «Исламского халифата» и объявил джихад против «неверных». Помимо этого, группировка намерена добиваться вооруженным путем создания «Всемирного халифата» на пространстве от Марокко до Малайзии.
Экспансионистские планы ИГИЛ подкрепляются наличием у нее значительных финансовых средств. Захват сирийских и иракских нефтяных месторождений позволил исламистам организовать контрабанду нефти совместно с Турцией по цене 25-30 долларов за баррель. В результате ежесуточный доход исламистов от этой торговли составляет от 1 до 3 млн долларов.
В интересах создания «Всемирного халифата» руководство этой варварской организации
наладило взаимодействие с исламистскими группировками в Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Турции, Ливане, Иордании, Кувейте, Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане, Индонезии. Кроме того, известно о ее контактах с террористическим подпольем и на Северном Кавказе.
Одновременно «Исламское государство Ирака и Леванта» активно привлекает сторонников джихада из-за рубежа. Численность бандформирований ИГИЛ уже превысила 40 тыс. человек, однако способность группировки вести наступление сразу по нескольким фронтам в Ираке и Сирии говорит о том, что ее численность не менее 200 тыс. человек, среди которых представители почти 80 стран мира.
Активизация деятельности ИГИЛ вынудила Соединенные Штаты принять экстренные меры против данной организации. Под предлогом защиты национальных меньшинств в Ираке Вашингтон сформировал международную коалицию и приступил в августе 2014 года к нанесению ракетно-бомбовых ударов по позициям группировки на севере этой страны. В настоящее время в военных действиях в Сирии против ИГИЛ активное участие принимает авиация России, Франции, Англии и Германии.
Преподавателям необходимо разъяснять курсантам, что столкновение межклановых интересов, борьба различных политических группировок, рост экстремизма, насилия, низкий уровень жизни населения обусловливают обострение обстановки в ряде стран Африки. Последствия "арабской весны" привели к резкой активизации террористической деятельности на континенте. Наиболее крупными группировками региона являются «Аль-Каида исламского Магриба» и «Ан-сар аш-Шариа». Они обладают мощным боевым потенциалом и контролируют значительные территории в Алжире, Ливии и Мали. В данных условиях Запад (прежде всего Франция) под предлогом оказания африканским государствам помощи стремится реализовать свои геополитические интересы в данном районе мира.
Сегодня в Египте правительство продолжает борьбу со сторонниками «Братьев-мусульман», действия которых угрожают государственности республики. Исламисты требуют отставки президента страны А. Эс-Сиси, обвиняя его в узурпации власти. Сложная обстановка складывается и на Синайском полуострове, где национальные вооруженные силы с 2013 года проводят контртеррористическую операцию против экстремистских группировок.
Курсанты и слушатели, изучая политические события на Африканском континенте, должны знать, что одним из очагов нестабильности в Африке продолжает оставаться Мали. Проведение
в 2013 году воинскими контингентами ВС Франции и стран Афросоюза операции «Сервал» по подавлению сопротивления исламских экстремистов не принесло желаемых результатов. Их формирования сохранили свою боеспособность и рассредоточились в горном массиве на северо-востоке Мали или скрываются в приграничных районах соседних государств. При этом боевики перешли к тактике партизанской войны.
Другим фактором, вызывающим рост напряженности в Африке, является вооруженное противостояние в Центральноафриканской Республике (ЦАР) между исламистами и христианами, в результате чего более 65 тыс. граждан покинули страну, а число вынужденно перемещенных лиц превысило 500 тыс. Для содействия правительству этой республики в наведении конституционного порядка с декабря 2013 года Франция проводит на ее территории военную операцию «Сангарис». Кроме того, с сентября 2014 года разворачивается многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР.
При объяснении курсантам и слушателям необходимо обратить внимание на сложившуюся сложную ситуацию в афгано-пакистанской зоне. При этом возрастает угроза переноса активности международных и региональных террористических организаций из Афганистана на территорию центрально-азиатских республик СНГ.
С середины 2014 года в Исламской Республике Афганистан (ИРА) заметно активизировалась диверсионно-террористическая деятельность Исламского движения талибов. Так, в 2014 году экстремисты существенно расширили зоны своего влияния в провинциях Балх, Вардак, Ка-писа, Кундуз, Логар, Нан-гархар, Пактика и Фа-рьяб. В отдельных районах боевики установили контроль над важными транспортными коммуникациями, в том числе автомобильными дорогами, соединяющими афганскую столицу с северными и восточными провинциями.
Продолжают наращивать подрывную деятельность в северных провинциях Исламской Республики Афганистан региональные террористические организации, такие как Исламское движение Узбекистана, «Сепах-и-Мохаммад», «Ансарулла» Таджикистана, «Джанд уль-Халифа». В качестве своей основной задачи их руководство рассматривает создание «плацдарма» на севере Афганистана для дальнейшего расширения влияния в Центрально-Азиатском регионе.
США пока продолжает принимать меры по сохранению военного присутствия в Афганистане на длительную перспективу. Оказав давление на нового президента страны, Вашингтон добился подписания соглашений о сотрудничестве в области безопасности и обороны между Исламской Респу-
ПРАКТИКА
бликой Афганистан, Соединенными Штатами Америки и НАТО. Документы определили цели, задачи и юрисдикцию иностранных воинских континген-тов на территории ИРА после 2014 года.
Острой проблемой, оказывающей негативное влияние на обстановку в стране, остается незаконное изготовление и распространение наркотиков. За последние 12 лет объем производимых на ее территории наркотических веществ вырос более чем в 40 раз (в 2013 году он составил около 350 т героина). Афганистан твердо удерживает позицию мирового лидера в области производства наркотических средств опийной группы.
В Пакистане деятельность экстремистских группировок также оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию. Белуджские националистические организации (Армия освобождения Белуджистана, Национальный фронт Белуджистана) наращивают антиправительственную деятельность, в том числе с использованием террористических методов, с целью добиться расширенной автономии.
В настоящее время Исламское движение Узбекистана своей стратегической целью обозначило создание (на первом этапе в Ферганской долине на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии) теократического государственного образования с исламскими принципами правления - халифата. Для ее достижения налажено взаимодействие с другими религиозно-экстремистскими структурами, ставящими целью свержение действующих в этих странах «светских» режимов. Сегодня членами группировки являются представители практически всех распространенных в регионе национальностей (казахи, киргизы, таджики, узбеки, уйгуры), а также выходцы с Северного Кавказа. Пополнение их рядов на афганской территории осуществляется за счет этнических узбеков, компактно проживающих в провинциях Балх, Джаузджан, Кундуз, Тахар и Фарьяб. На современном этапе международная террористическая организация «Аль-Каида» ослаблена и в значительной мере утратила свой потенциал. В то же время для исламистов всего мира после событий 11 сентября 2001 года она остается «символом успеха» в джихаде против «неверных». В случае возобновления масштабного сотрудничества талибов с «Аль-Каидой» возврат к ее идеологическим установкам повышает угрозу распространения активности экстремистских группировок на территорию сопредельных государств, особенно учитывая наличие в Афганистане готовой «инфраструктуры» терроризма.
Сегодня Исламское движение талибов - наиболее крупная экстремистская организация в Афганистане. Ее цель - освобождение страны от «иностранной военной оккупации».
ПРАКТИКА
Помимо этого, в афгано-пакистанской зоне действуют более 50 террористических, экстремистских и сепаратистских группировок. Наибольшую активность среди них проявляют Движение талибов Пакистана, «Хизб-ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба», «Сипах-и-Сахаба», «Лаш-кар-и-Джангви» и «Армия освобождения Белуджистана». Их целью является свержение светских режимов и создание исламистских теократических государств в различных регионах, а число сторонников неизменно растет по всему миру.
Наряду с современными исламистскими вопросами курсанты и слушатели должны хорошо ориентироваться в достаточно напряженной ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. До сих пор не решены территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В частности, не урегулированы противоречия Японии с КНР и Тайванем (проблема разграничения исключительных экономических зон в Восточно-Китайском море), Японии с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой. Не снята с повестки дня тематика пограничного размежевания между большинством стран Юго-Восточной Азии, а также принадлежности архипелага Спратли в Южно-Китайском море, на который претендуют Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней.
При сборе материала преподаватели должны вникать в политическую обстановку всех государств. Так, например, по-прежнему нестабильна обстановка на Корейском п-ове, где развернуты крупные группировки войск (КНДР - с одной стороны, Республики Корея и США - с другой). Международному сообществу не удается создать эффективные механизмы обеспечения безопасности в этом районе мира. Конфликт может возникнуть в случае внезапного резкого обострения межкорейских отношений или стать следствием заранее спланированной провокации одной из сторон. Это подтверждается интенсивностью боевой подготовки ВС обоих государств.
Наряду с этим отмечается активизация дипломатической деятельности стран-участниц переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Существенное внимание данному направлению уделяет Китай, стремясь максимально реализовать дипломатические возможности и способствовать возобновлению контактов между Сеулом и Пхеньяном.
В свою очередь, США, Япония и Республика Корея тоже координируют мероприятия, проводимые в интересах «стимулирования» КНДР к прекращению ракетной и ядерной программ на условиях Вашингтона и его восточных союзников. Северокорейцы подтверждают готовность к возобновлению диалога по ядерному урегулиро-
ванию, но не намерены отказываться от самопровозглашенного «ядерного статуса».
На обстановку на Дальнем Востоке негативно влияют притязания Японии на российские острова Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с РФ.
В последние годы появились предпосылки к формированию конфликтного потенциала такого важного с точки зрения глобальной энергетической безопасности региона, как Арктика. В новых геополитических условиях арктический бассейн с его месторождениями углеводородов, запасами биоресурсов, стратегически важными морскими и воздушными коммуникациями рассматривается ведущими государствами как перспективный источник повышения национального экономического и военного потенциала.
В связи с этим уже в ближайшей перспективе нельзя исключать дальнейшую активизацию экономической и военной деятельности иностранных государств в высоких широтах, а также обострение противоречий между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией по проблеме разграничения континентального шельфа и правового статуса Северного морского пути. При этом сложность освоения ресурсной базы Северного Ледовитого океана не снижает остроты претензий на приполярные территории со стороны как арктических государств, так и стран, не имеющих прямого выхода к северным территориям (Великобритания, Финляндия, Швеция, Китай и др.). В этой связи прогнозируется наращивание военной активности в Арктике и милитаризация арктического пространства.
Таким образом, нестабильность современного международного положения государств сегодня остро ставит вопрос о военной безопасности России с учетом ее различных природных и геополитических особенностей, и об этом курсанты должны иметь основные представления.
Во-первых, особенности географического положения России таковы, что она приближена ко многим очагам напряженности и происходящим вооруженным конфликтам. Огромная протяженность границы и большое количество соседей - различных государств, высокая вероятность по всему периметру, по всей площади соприкосновения ее территории с соседями пояса напряженности.
Во-вторых, исходя из особенностей геополитического положения, Россия практически будет вовлечена во многие споры глобального, регионального и местного характера.
России надо быть готовой к тому, что произойдет схождение общих, глобальных мировых
и региональных противоречий не территории, ранее занимаемой СССР, главным образом, на огромных просторах России.
В-третьих, Россия сама по себе - территория, имеющая уникальные природные ресурсы, в связи с этим представляющая повышенный интерес для других государств.
Россия владеет стратегическими запасами энергоресурсов - приблизительно 15-20% мировых прогнозируемых запасов нефти, 42% мировых запасов газа, 43% угля, 25% мировых запасов древесины.
В-четвертых, быстрейшее преодоление кризисных явлений внутри страны в экономике, политике и социальной сфере являются базовыми и главными направлениями военной безопасности нашего государства.
Таким образом, из всего вышеизложенного материала мы видим, что современная внешнеполитическая и военная обстановка весьма сложная и в ней надо хорошо разбираться. Поэтому профессорско-преподавательскому составу, руководителям подразделений необходимо в первую очередь самим знать все эти направления современного международного и военного положения и в доступном виде объяснять курсантам и слушателям на лекциях, практических, семинарских занятиях, политинформациях и других учебно-воспитательных мероприятиях, а в целом необходимо постоянно формировать у курсантов (слушателей) современную политическую культуру.
Политическая культура курсанта (слушателя) — это совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, которые проявляются в ответственном выполнении своего долга, обязанностей по защите Отечества, глубокие знания и участие в общественно-политической жизни страны [1].
В основе модели педагогического процесса по формированию политической культуры у курсантов в нашем институте лежит междисциплинарная учебная и внеучебная деятельность.
Анализ политических знаний курсантов (слушателей) нашего института позволил установить то, что высокий уровень политической культуры достигается, если обеспечиваются профессиональная направленность изучения гуманитарных дисциплин и субъектная позиция курсанта в процессе их изучения, а также включение курсантов в самостоятельный поиск политических знаний и активную общественную деятельность. Эффективными педагогическими методами формирования политической культуры в нашем институте являются дискуссии, дебаты, учебные игры, практические занятия, учебные задачи, которые обеспечивают про-
ПРАКТИКА
блемность, дискуссионность, диалогичность в процессе обучения и формирование субъектной позиции курсанта. Курсант должен знать основные категории, элементы политической системы общества, характер их функционирования и взаимодействия; права и обязанности человека и гражданина; структуру национальной безопасности и военной политики государства; основные принципы функционирования армии как важнейшего института государства; сущность и типологию войн, вооруженных конфликтов и современные методы борьбы с международным терроризмом.
В конечном итоге, курсант должен уметь определять связь политических знаний со спецификой и основными видами деятельности офицерских кадров МВД России, использовать полученные знания для оценки военно-политической обстановки и в учебно-воспитательной работе с подчиненными [2].
Политическое сознание курсантов, прежде всего, формируется в процессе изучения социологии, которая интегрирует знания курсантов о мире политики и, в частности, военно-политических проблемах, закладывает у курсантов различные представления. В современных условиях неплохо было бы вернуться к преподаванию политологии, так как политология содержательно связана практически со всеми науками об обществе. Из юридической науки политология использует всё, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовых аспектов политико-правового положения и политического участия военнослужащих, соответствие тех или иных политических и военно-политических явлений конституционным нормам. Из экономической теории политология заимствует материалы для выявления экономических основ развития политических процессов, использует экономическую теорию для анализа связи между сферой экономики и военным конфликтом.
Итак, можно сделать выводы:
1. Изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах МВД России - это один из интенсивных способов вхождения курсанта в мир политической культуры, освоения политических знаний и культурных ценностей, необходимых в профессиональной деятельности.
2. Формирование политической сознательности у курсантов нашего института - сложный, многоэтапный процесс активного освоения политических знаний, ценностей и норм, существующих в обществе, формирования ценностных ориентаций, которые проявляются в ответственном выполнении профессионального долга, обязанностей по защите Отечества и участии в общественно-политической жизни страны.
ПРАКТИКА
3. Процесс формирования политической культуры у курсантов строится на основе интеграции знаний гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассматривается как сложная многоуровневая педагогическая система, в которой мы выделили следующие основные компоненты: целевой (определение комплекса педагогических задач, решение которых направлено на формирование сознания и поведения курсанта как защитника и гражданина своей страны); содержательный (учебная и внеучебная деятельность, которые должны способствовать осознанию курсантом своих обязанностей по защите Отечества и своего участия в общественно-политической жизни страны); организационный (использование активных форм проведения занятий, решение системы учебно-политологических задач) и результативный (изучение и анализ эффективности формирования политической культуры).
4. Критериями и показателями сформированной политической культуры курсантов является следующее:
- выявление уровня политических знаний курсантов, информированности о политических событиях и явлениях;
- отношение (интерес) курсантов к политической и военно-политической проблематике, ориентации, характеризующие отношение курсантов к социально-политическим ценностям военной службы, наличие у них убеждений, необходимых для обеспечения политического выбора; умение применять полученные знания в профессиональной и общественной деятельности, правильно выбрать модель поведения в служебных и социально-политических ситуациях, степень участия в общественной работе подразделения.
5. Глубокое формирование политической культуры достигается, если обеспечиваются: профессиональная направленность гуманитарных дисциплин; субъектная позиция курсанта в процессе изучения гуманитарных дисциплин; включение курсантов в активную общественную деятельность, эвристичность образовательной среды.
6. Эффективными средствами формирования политической культуры у курсантов являются дискуссии, дебаты, «круглые столы», использование технических средств, учебные игры, которые обеспечивают проблемность, диало-гичность, дискуссионность процесса обучения и формирование субъектной позиции у курсантов.
Литература
1. Монахов О.Н. О политической культуре военного профессионала. Актуальные вопросы разработки и внедрения высоких технологий в системе государственного и военного управления. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. -Ярославль, 2003. С. 121-122.
2. Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. Политическая культура: теория и национальные модели. - M.: Интер-пракс, 1994. С. 352.
References
1. Monakhov O.N. About the political culture of a military professional. Actual questions of development and introduction of high technologies in the system of state and military management. Materials of all-Russian scientific-technical conference - Yaroslavl, 2003. Р. 121-122.
2. Gadzhiev K.S., Gudimenko D.V., Kamenskaya G.V. Political culture: theory and national models. - M.: Interpraks, 1994. Р. 352.
(статья сдана в редакцию 25.12.2015)