Научная статья на тему 'О преодолении психологических проблем при подготовке музыкантов к публичным выступлениям'

О преодолении психологических проблем при подготовке музыкантов к публичным выступлениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАНТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / САМОКОНТРОЛЬ / УСТАНОВКА НА УСПЕХ / КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Ольга Рафаэльевна

В статье раскрывается сущность позитивного метода, позволяющего студентам-музыкантам с помощью самоконтроля преодолеть неуверенность и скованность при публичных выступлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Ольга Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преодолении психологических проблем при подготовке музыкантов к публичным выступлениям»

Проектирование и создание системы экономического консультирования упрочивает связь между техническими, социокультурными и экономическими подсистемами, обусловливающими деятельность специалиста как личности, творца, профессионала.

Кроме того, применение дистанционных образовательных технологий снижает затраты на учебно-обеспечивающую деятельность (непосредственную реализацию задач экономического консультирования) и ее техническое сопровождение.

В работе службы экономического консультирования можно выделить два основных направления.

Планирование деятельности:

- разработка индивидуальных планов по разделам экономического консультирования;

- подготовка календарных планов работы с подразделениями;

- согласование указанных документов с планами НИР в вузе;

- составление предложений для комплексного плана развития вуза на среднесрочную перспективу.

Оказание услуг и подведение итогов:

- разработка программ самообразования;

- проведение семинаров-практикумов;

- занятия в экспериментальных лабораториях;

- дистанционное обучение;

- совместная работа с научно-методическими подразделениями вуза;

- исследовательская и аналитическая деятельность по оценке качества оказанных услуг.

Таким образом, дальнейшее внедрение системы экономического консультирования в иннова-

ционных вузах представляется целесообразным и перспективным.

Литература

1. Каримов З. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

2. Еремина И. Ю. Управление развитием менеджерского таланта персонала организации в сфере дополнительных образовательных услуг: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2009.

3. Коростелев А. А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2009.

4. Там же.

5. Лисачкина В. Н. Подготовка специалистов в условиях государственно-частного партнерства (профессионально-педагогический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2009.

6. Виноградова Е. Б. Структурные преобразования в системе управления подготовкой научно-педагогических кадров: концепция, методология, практика: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2009.

7. Фирсова И. А. Формирование системы услуг в сфере делового образования для малого бизнеса (теория и методология): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Самара, 2009.

8. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

9. Еремина И. Ю. Управление развитием менеджерского таланта ...

E. A. POPOVA. PREREQUISITES AND CONDITIONS OF GENESIS OF THE SYSTEM OF ECONOMIC CONSULTANCY OF MIDDLE-MANAGEMENT LINK OF INNOVATIVE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The author considers the system of economic consultancy as an instrument for improvement of skill of the middle-management link of higher educational institution.

Key words: economic consultancy, training of the middle-management link of innovative higher educational institution.

о. Р. БУЛАТОВА

О ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТОВ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

в статье раскрывается сущность позитивного метода, позволяющего студентам-музыкантам с помощью самоконтроля преодолеть неуверенность и скованность при публичных выступлениях.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, самоконтроль, установка на успех, концертное выступление.

Деятельность музыканта как сложный комплекс физиологических и психических процессов сопровождается большими энергетическими затратами. Вместе с тем это творческий труд, тре-

бующий нервно-эмоционального напряжения. Находясь на сцене, музыкант-исполнитель должен жить как бы в двух измерениях: с одной стороны, контролировать эмоциональность, вырази-

№ 2 (36), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

тельность, нюансировку исполняемого, с другой - предвидеть следующее исполнение, сохраняя в памяти целостность произведения.

Существенную помощь в решении проблем исполнительства может оказать устойчивый самоконтроль. Чтобы проверить и подтвердить данное предположение, мы провели экспериментальное исследование, которое выявило, что одним из эффективных средств развития самоконтроля является метод позитивной установки. Он способствует выработке у студентов самомотивации на успех.

Разработанная Д. Н. Узнадзе теория установки обращена к самому человеку. Поддерживая эту теорию, мы считаем, что, когда нет возможности изменить внешние условия, человеку нужно изменить себя или свое отношение к сложившимся обстоятельствам. Приступая к любому роду деятельности, очень важно почувствовать возможность успеха: это окрыляет, повышает самооценку. С осознанием того, что ты на правильном пути, легче продолжать начатое, не испытывая чрезмерной неуверенности и сомнений в своих способностях. Неудача заставляет сильную личность взглянуть на себя со стороны, подчинить реализацию замысла самоконтролю: так ли хорош мой план, детально ли я его продумал? И если заметно рассогласование задуманного с тем, что получается, нужно произвести коррекцию этапов на пути к поставленной цели.

«Установка <...> является специфической модификацией субъекта как такового, т. е. как целого, и поэтому не имело бы смысла представлять ее в виде интеллектуального или другого какого-либо психического процесса. Зато она выражает целостную готовность субъекта к определенной активности» [1]. Студенты, имеющие установку на успех, быстро и безболезненно адаптируются к новым для себя условиям, стремятся к эффективному использованию не только учебных, но и самостоятельных занятий, посвящают саморазвитию свободное время: посещают концерты, выставки, находят возможности для творчества и активного отдыха. С такими студентами педагогу легко найти контакт и взаимопонимание. Они с удовольствием участвуют в экспериментах, концертных выступлениях, проявляют заинтересованность в исследовательской работе, и если берут на себя завышенные обязательства, то стремятся их выполнить. Такие студенты планомерно идут к достижению поставленных целей: распределяют свое время не только на короткие, но и на длительные интервалы. В случае неудачи на выступлениях они стремятся, подвергнув самоконтролю этапы подготовки, доучив «неполучившиеся места», доказать себе и педагогу, что они в состоянии справиться с данной программой.

В отсутствии установки на успех студенты гораздо менее активны. Неудачные выступления надолго выводят их из равновесия, побуждают к излишней самокритике. Они нередко готовы заменить исполняемую программу другой, более легкой, и в случае дефицита времени теряются - не могут быстро и качественно выучить необходимые произведения. Целесообразно создать этим

студентам условия, активизирующие выработку самомотивации на успех. Эта кропотливая работа требует со стороны педагога большого такта и настойчивости. Составляя совместно с обучаемыми план самоконтроля, педагогу следует включать в него упражнения по улучшению здоровья, памяти, внимания, воли, повышению профессионального уровня исполнителя.

Студенческие выступления в учебных рамках, как правило, проходят в условиях повышенной ответственности и не похожи на игру в концертном зале перед благожелательными слушателями, специально пришедшими, чтобы получить эстетическое удовольствие. Обычная публика может не заметить каких-либо шероховатостей выступления, если таковые случатся. Студент, исполняющий программу на экзамене, видит перед собой строгие лица профессионалов своего дела, зачастую гораздо лучше него знающих исполняемые произведения, и лишь одно «родное лицо» - собственного педагога, который в курсе всех предшествовавших выступлению проблем и сам способен предвидеть возможные неудачи.

В стрессогенной ситуации нередко приходится сталкиваться с парадоксом: студенты зачастую не хотят, чтобы их слушали педагоги или присутствующие в классе сокурсники. Сомневающимся в своих силах приходится напоминать об очевидных истинах: говорить о публичности выбранной ими профессии, о том, какую радость может принести их исполнение, пусть и несовершенное, другим.

Суть метода, который служит средством преодоления излишней скованности и неуверенности при выступлениях, состоит в следующем. На классный концерт или прослушивание приглашаются все ученики данного педагога, друзья и родственники выступающих. Пока исполнители готовятся к концерту, слушателям дается установка похвалить игру в любом случае (сопроводить выступление аплодисментами, и если исполнение окажется не самым удачным, отметить, какую замечательную музыку исполняли и с каким вдохновением). При такой поддержке зала учащиеся постепенно перестают связывать публичное выступление с негативными эмоциями. Появляется положительный настрой на игру, приходит ощущение удовольствия от самого процесса исполнения. Студенты, склонные к излишней самокритике, начинают понимать, что их тип самоконтроля не вполне верен: не так все плохо, как внушал их «внутренний контролер». По верному утверждению Л. Гримака, «человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных нареканий и порицаний, потому что это больше всех других стрессов делает его труд изнурительным и вредным» [2].

Сознание успеха стимулирует дальнейшие усилия в достижении совершенства, способствует постановке других, еще более значимых целей. Воспоминания о пережитом успехе, об удачном выступлении служат базой, на которой впредь будут строиться уверенность в своих силах и надежда на возможность следующих побед. В трудные периоды это оказывается тем спасительным берегом, который не позволяет личности «сло-

маться», потерять веру в себя. «Творческая карьера музыканта, и Композитора и Исполнителя, связана с множеством превратностей. Ему нужны огромная уверенность в своем призвании, стойкость в несчастьях и творческий оптимизм, который вновь и вновь побуждает его добиваться успеха и признания» [3].

Если неудачи имеют важное профилактическое значение, то только такие, которые были преодолены; без опыта борьбы с препятствиями человек, натолкнувшийся на трудности, может получить тяжелейшую психическую травму. «Запущенные неудачи» влекут за собой отказ от последующих попыток преодолеть препятствие, вызывают комплекс неполноценности, равнодушие и привычку быть слабым. Умение преодолевать трудности и поражения нужно тренировать так же, как и любые другие положительные качества.

Подчеркнем, что метод позитивной установки особенно продуктивен для учащихся с адекватной и заниженной самооценкой. Видимо, именно к такой группе учеников относились слова Ф. Шопена: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше» [4]. Студентов, склонных переоценивать свои исполнительские качества, можно лишь изредка подвергать такому воспитательному методу, предварительно убедившись, что в данный момент их игра действительно заслуживает похвалы. Плохо, когда талант не уверен в себе, но самоуверенная бездарность еще хуже. Она опасна.

Практиковать применение метода позитивной установки желательно и на текущих уроках: про-

слушав исполнение произведения, полезно предложить студенту проанализировать свою игру, используя функцию самоконтроля - сличение представляемого образа с результатом. При этом студент должен задать себе следующие вопросы: что удалось в исполнении? что пока не получается? какими путями следует добиваться желаемого результата?

Разбирая игру студента и его самоанализ, педагог сначала должен отметить все положительные стороны и моменты, обозначить сдвиги к улучшению интерпретации. Только после этого можно отметить неудавшиеся, невыразительные места и ошибки. Такая последовательность этапов разбора поможет обучающемуся воспринять критику безболезненно. В результате подобного анализа учащийся будет четко представлять, над чем ему работать в дальнейшем, что усовершенствовать и откорректировать. При таком подходе неуверенные в себе студенты не будут испытывать больших моральных переживаний, отнимающих силы и время при осознании случившихся неудач.

Литература

1. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 210.

2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1987. С. 168.

3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. С. 341.

4. Шопен Ф. Письма. М., 1929. С. 237.

0. R. BULATOVA. OVERCOMING PSYCHOLOGICAL PROBLEMS DURING TRAINING FOR PUBLIC PERFORMANCE

This article reveals the positive method, which with the help of self-control allows to get over diffidence and embarrassment, that students-musicians feel during public performance.

Key words: musician-performer, self-control, aim at success, performance.

А. В. СКРИПКИНА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ИМИДЖА

Эффективность имиджа вуза определяется способностью высшего учебного заведения к достижению определенного уровня инновационных преимуществ на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, имидж, рынок образовательных услуг, социальный престиж.

Высшее профессиональное образование - основа формирования и укрепления интеллектуального, культурного и научно-технического потенциала на современном этапе развития общества. Однако условия глобализации, интернационализации, интеграции и диверсификации обострили проблему профессиональной адаптации в быстро меняющейся социально-экономической среде.

При конкуренции между различными образовательными системами одной из важнейших целей высшей школы стало повышение качества услуг, в том числе содержания предоставляемых образовательных программ.

Для повышения конкурентоспособности образовательных услуг необходимо концептуально совершенствовать образование и профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.