Научная статья на тему 'Предпосылки и условия генезиса системы экономического консультирования среднего управленческого звена инновационного вуза'

Предпосылки и условия генезиса системы экономического консультирования среднего управленческого звена инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНА ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Екатерина Александровна

Автор рассматривает систему экономического консультирования как инструмент повышения квалификации среднего управленческого звена вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и условия генезиса системы экономического консультирования среднего управленческого звена инновационного вуза»

D. S. ZAGUTIN. TOPICAL ASPECTS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL AND TECHNICAL EDUCATION

Suggesting his model of continuous professional and technical education, the author raises a question about the optimum correlation of general and professional education, he also reveals the idea of social partnership.

Key words: continuous education, social partnership, creative work, culture of production.

E. А. ПОПОВА

ПРЕДПОСЫЛКИ и УСЛОВИЯ ГЕНЕЗИСА СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЗВЕНА ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

Автор рассматривает систему экономического консультирования как инструмент повышения квалификации среднего управленческого звена вуза.

Ключевые слова: экономическое консультирование, обучение среднего управленческого звена инновационного вуза.

Глобальные изменения мировой экономики и возрастание роли человека в системе управления заставляют искать адекватные требованиям времени формы развития индивидов и социальных групп. По мнению З. Ш. Каримова, интеграционные процессы простимулированы необходимостью готовить конкурентоспособных специалистов и увеличить число контактов между вузами и академическими структурами с целью взаимообмена педагогической информацией. Это учитывается при разработке стратегии развития высшего образования: становится актуальной задача теоретического опережения потребностей образовательного процесса за счет развития инноваций [1]. Поскольку традиционные методы обучения персонала становятся все более затратными, вопрос об эффективности прежних и поиске новых форм выходит на первый план.

Как отмечает И. Ю. Еремина, перед инновационным вузом, реализующим программы развития, остро стоит проблема последипломного повышения квалификации профессорско-преподавательского, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, конкурентоспособность которого напрямую зависит от готовности к непрерывному самообразованию [2]. В условиях рационального использования финансовых ресурсов возникает необходимость искать новые пути совершенствования работы специалистов вуза. Результатом инновационных процессов и введения системы аккредитационных показателей в образовательной среде стал рост требований к аналитической деятельности руководителя [3] и среднего управленческого звена. Тенденции глобализации и интеграции, развитие информационных технологий обусловливают появление таких составляющих системы дополнительных образовательных услуг, как бизнес-образование, дистанционное и внутрифирменное обучение, а также экономическое консультирование среднего управленческого звена. Последнее

ориентировано на удовлетворение потребностей руководства инновационного вуза в высококвалифицированном персонале, способном анализировать новые знания и творчески применять их для решения различных задач [4].

Представляется возможным рассматривать понятие экономического консультирования как взаимосвязь целенаправленного саморазвития индивида с деятельностью субъектов системы экономического консультирования.

Потребителем услуг системы экономического консультирования могут быть личность, вуз, общество, государство. Личность повышает свой интеллектуальный уровень и социальный статус. Вуз получает дополнительные преимущества в конкурентной борьбе за студентов и слушателей. Государство удовлетворяет общественные потребности через систему социальных заказов. Следовательно, основной задачей экономического консультирования является формирование внутреннего образовательного пространства, позволяющего развивать инновационные компетенции сотрудников вуза [5].

Основные задачи службы экономического консультирования при реализации тех или иных проектов следующие:

- разработать механизмы удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей персонала;

- предоставить широкий доступ к данным;

- концентрировать информационные ресурсы.

Система экономического консультирования

основана на принципах развития, целостности и полноты, научной обоснованности, социальной ответственности. Принцип развития предполагает систематическую корректировку направлений фундаментальных и прикладных исследований на основе результатов реализованных инновационных проектов. Принцип целостности и полноты означает опору на целостное представление о повышении квалификации и охватывает все направле-

№ 2 (36), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^д

ния инновационного развития вуза (единство и интеграция научного и образовательного процессов). Принцип научной обоснованности подразумевает теоретическую подкрепленность мер по расширению профессиональных компетенций и направлен к минимизации затрат на функционирование рассматриваемой системы. Принцип социальной ответственности предполагает учет общественных интересов при принятии решений [6].

Для системы экономического консультирования характерны:

- междисциплинарность (в круг охватываемых вопросов входят такие области знаний, как управление персоналом, теория менеджмента и самоменеджмента, методика управления финансами, технологии принятия решений, правовая компетентность и т. д.);

- ярко выраженная инновационность, динамизм, использование дистанционных технологий, профессиональная мобильность и самостоятельность слушателей;

- возможность оценить эффективность обучения (достижение его целей, имеющих количественное измерение).

Одним из аккредитационных показателей, утвержденных Рособрнадзором, являются прикладные исследования по данной тематике, прямое бюджетное финансирование которых зачастую отсутствует. Распределение финансовых ресурсов носит в основном ведомственный характер, механизмом выбора исполнителя являются конкурсы. Участие вуза в размещении заказов строго формализовано: результат зависит от качества подготовки документации.

Сотрудники вуза нуждаются в квалифицированных консультациях по экономическим вопросам. Первый способ получить консультацию - привлечь специализированную фирму, выполняющую функции по организации и сопровождению торгов. Однако стоимость таких услуг довольно высока. Второй способ предполагает использование возможностей внутривузовской службы экономического консультирования, в которой задействованы специалисты различных направлений. Оплата труда этих специалистов возможна в случае допуска вуза к участию в торгах и победы на них.

Предлагается следующая схема взаимодействия службы экономического консультирования вуза с подразделениями (внутренними заказчиками) (рис.).

Системное видение вопросов дополнительного экономического образования специалистов вуза позволяет выявить противоречия между:

- требуемым и фактическим уровнем экономического образования персонала. Отсутствие соответствующих знаний, неумение прогнозировать ситуацию на рынке образовательных услуг, низкий уровень мотивации саморазвития специалистов влекут за собой неэффективную и некачественную реализацию инновационных программ;

- объективной потребностью в педагогах-универсалах, ориентированных на повышение качества предоставляемых услуг (выживание в небла-

гоприятной конкурентной среде и реализацию инновационных задач), и действующими квалификационными требованиями (не предусматривающими способность сотрудников вуза мобильно реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды). Так, недостаточному освоению специалистами современных технологий саморазвития сопутствует неинформированность об инновационных проектах. В современных условиях управленческое звено среднего уровня, профессорско-преподавательский состав и иные группы сотрудников должны обладать универсальными знаниями, высокой адаптивностью, гибкостью и креативностью [7];

- необходимостью разработать систему дополнительного экономического консультирования и отсутствием соответствующих технологий и финансовых ресурсов.

Рассмотрим ряд преимуществ использования в инновационном вузе системы экономического консультирования.

Основные его задачи - научить оценивать текущую ситуацию, оперативно на нее реагировать (благодаря мобилизации внутренних ресурсов) [8] и рационально действовать в рамках следующих направлений - предполагают:

- привлечение денежных средств за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (на факультетах переподготовки специалистов, повышения квалификации, дополнительного профессионального образования);

- оптимизацию системы оплаты труда. Возникающая в связи с этим необходимость оценки средним управленческим звеном качества работы каждого подразделения вуза (особый интерес представляет методика оценки работы профессорско-преподавательского состава), следовательно - владение понятийно-категориальным аппаратом экономики труда, управления персоналом, методиками принятия решений;

- активацию мотивационных механизмов, повышающих эффективность работы дотационных подразделений.

Из сказанного понятно, что расширение возможностей ориентироваться в системе знаний повышает эффективность работы персонала и дает больше шансов выиграть конкуренцию на рынке образовательных услуг [9].

Внешняя среда

Государственный заказ на НИР

Ответственный исполнитель в вузе

Служба экономического консультирования вуза

Проектирование и создание системы экономического консультирования упрочивает связь между техническими, социокультурными и экономическими подсистемами, обусловливающими деятельность специалиста как личности, творца, профессионала.

Кроме того, применение дистанционных образовательных технологий снижает затраты на учебно-обеспечивающую деятельность (непосредственную реализацию задач экономического консультирования) и ее техническое сопровождение.

В работе службы экономического консультирования можно выделить два основных направления.

Планирование деятельности:

- разработка индивидуальных планов по разделам экономического консультирования;

- подготовка календарных планов работы с подразделениями;

- согласование указанных документов с планами НИР в вузе;

- составление предложений для комплексного плана развития вуза на среднесрочную перспективу.

Оказание услуг и подведение итогов:

- разработка программ самообразования;

- проведение семинаров-практикумов;

- занятия в экспериментальных лабораториях;

- дистанционное обучение;

- совместная работа с научно-методическими подразделениями вуза;

- исследовательская и аналитическая деятельность по оценке качества оказанных услуг.

Таким образом, дальнейшее внедрение системы экономического консультирования в иннова-

ционных вузах представляется целесообразным и перспективным.

Литература

1. Каримов З. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

2. Еремина И. Ю. Управление развитием менеджерского таланта персонала организации в сфере дополнительных образовательных услуг: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2009.

3. Коростелев А. А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательного учреждения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2009.

4. Там же.

5. Лисачкина В. Н. Подготовка специалистов в условиях государственно-частного партнерства (профессионально-педагогический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2009.

6. Виноградова Е. Б. Структурные преобразования в системе управления подготовкой научно-педагогических кадров: концепция, методология, практика: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2009.

7. Фирсова И. А. Формирование системы услуг в сфере делового образования для малого бизнеса (теория и методология): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Самара, 2009.

8. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

9. Еремина И. Ю. Управление развитием менеджерского таланта ...

E. A. POPOVA. PREREQUISITES AND CONDITIONS OF GENESIS OF THE SYSTEM OF ECONOMIC CONSULTANCY OF MIDDLE-MANAGEMENT LINK OF INNOVATIVE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The author considers the system of economic consultancy as an instrument for improvement of skill of the middle-management link of higher educational institution.

Key words: economic consultancy, training of the middle-management link of innovative higher educational institution.

о. Р. БУЛАТОВА

О ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТОВ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

в статье раскрывается сущность позитивного метода, позволяющего студентам-музыкантам с помощью самоконтроля преодолеть неуверенность и скованность при публичных выступлениях.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, самоконтроль, установка на успех, концертное выступление.

Деятельность музыканта как сложный комплекс физиологических и психических процессов сопровождается большими энергетическими затратами. Вместе с тем это творческий труд, тре-

бующий нервно-эмоционального напряжения. Находясь на сцене, музыкант-исполнитель должен жить как бы в двух измерениях: с одной стороны, контролировать эмоциональность, вырази-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.