Довольно значительная часть студентов I курса предъявляет жалобы на головную боль и плохое самочувствие.
Физиологические наблюдения подтвердили указанное обстоятельство. Изучение работоспособности показало, что у студентов I курса статистически достоверно уменьшился к концу занятий объем выполненной работы: до занятий количество просмотренных знаков •составило 573+0,86, после занятий—519+0,86. У студентов IV курса этот показатель был статистически недостоверным. В процессе учебных занятий изменялось и качество выполняемой работы. У студентов I курса этот показатель снизился на 24%, у студентов IV курса — на 18%. Примерно такая же закономерность наблюдалась в сдвигах латентного периода зрительно-моторной реакции.
В Куйбышевском медицинском институте коллективом специалистов-клиницистов под руководством доц. Н. И. Пекарского ежегодно проводится медицинское освидетельствование всех студентов.
Можно было бы предположить, что студенты, прошедшие тщательный медицинский осмотр перед поступлением в институт, являются практически здоровыми. Однако уже предварительные данные обследований студентов (2263) показали, что даже среди первокурсников имеется сравнительно большой процент нуждающихся в лечении, что можно в определенной степени отнести за счет недостаточно удовлетворительного режима дня, в частности за счет значительной учебной нагрузки. В целях упорядочения режима дня студентов необходимо совершенствование как учебного плана, так и самого учебного процесса. Организация диетического питания в студенческих столовых является важным фактором обеспечения рационального режима труда и быта студентов.
Поступила 2/УП 1969 г.
УДК 616.5-057-02:681.727.1
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ У ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ КОНТАКТ С ФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНЫМИ СМОЛАМИ
|Л. Н. Черноусова,\ С. М. Лок, Т. М. Филько Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
В процессе производственной практики подростки, обучающиеся в профессионально-технических училищах, вступают в контакт с химическими веществами, которые даже в незначительных концентрациях могут оказывать вредное воздействие на организм подростков, более чувствительный к воздействию многих химических веществ, чем организм взрослых.
Для предупреждения вредного воздействия отдельных химических компонентов на организм подростков важно знать специфику влияния различных промышленных ядов на растущий организм.
В данной работе изложены результаты наблюдений за учащимися профессионально-технического училища Свердловска, готовящего аппаратчиков пластмасс и резинотехнических изделий. Профессии аппаратчиц пластмасс обучаются девушки, которых должны принимать в училище в возрасте 17'/2 лет. Курс обучения длится 10 месяцев. В течение первых 31/г месяцев учащиеся проходят только теоретическую подготовку, в дальнейшем через каждые 2 недели она чередуется с практикой, которая проходит в условиях производства. Начиная с 7-го месяца пребывания в училище подростки полностью переходят на производственное обучение, а с 8-го месяца работают на предприятии на штатных рабочих должностях. Лица, не достигшие 18 лет, работают по 3 часа и только в дневную смену.
Работа в цехах производится на пресс-машинах, на литьевой машине, работа по таб-летированию осуществляется на таблет-машине. Подростки, работая на производстве, находятся в условиях неблагоприятного микроклимата, воздух в цехах содержит значительное количество пыли от таблетсырья и пресспорошков, при открывании пресс-форм после выдержки в воздух попадают газообразные вещества (аммиак, пары фенола и формальдегида). Отрицательным фактором производственной среды являются также постоянный шум, возникающий от работы прессов, и высокая температура воздуха. Все подростки, работающие в цехах завода, носят защитную спецодежду, ватно-марлевые распираторы и хлопчатобумажные перчатки. После смены все работающие принимают гигиенический душ.
По технологии производственного процесса аппаратчицы пластмасс имеют постоянный контакте фенолформальдегидными порошками, наполнителями минерального и органического происхождения (стекло-, аминопласт и др.), смазывающими веществами (олеиновая кислота), красителями (нигрозин) и т.д. Фенолфэрмальдегидные порошки используются для производства смол. Фенолформальдегидные смолы обладают сенсибилизирующими свойствами.
А. П. Долгов убедительно показал возможность возникновения заболевания кожи в результате сенсибилизации организма к самой высокополимерной молекуле — бакелиту. Л. И. Фандеев и Л. К. Шипицина при проведении медицинского осмотра рабочих выявили аллергический дерматит или экземы у 17,3% рабочих, имеющих контакт с бакелитом. Лоскутные пробы оказались положительными у 14,2% рабочих данного цеха.
Заболевания кожи у взрослых, согласно литературным данным, возникают через 1—2' месяца после начала работы с фенолформальдегидными смолами и изделиями из них. При прекращении контакта со смолами дерматит довольно быстро подвергается инволюции и, наоборот, при возобновлении контакта (даже непродолжительном) возможны рецидивы заболевания и постепенный переход дерматита в профессиональную экзему.
У обследованных нами подростков профессионально-технического училища жалобы на кожный зуд, высыпания на кистях рук, шее, лице появились через 10—12 дней от начала производственной практики. Жалобы отмечены у подростков, контактировавших со стекловолокнитом (марки АГ-4В) и пресспорошками (марки К-18-2), приготовленными на основе фенолформальдегидных смол. Мы провели специальный медицинский осмотр аппаратчиц пластмасс профессионально-технического училища, во время которого выяснилось, что возраст 11,3% осмотренных к моменту прохождения производственной практики был ниже допустимого советским законодательством для работы в химическом производстве.
Из 52 осмотренных подростков кожный зуд отмечен у 13, дерматит — у 11, крапивница и профессиональная экзема — у 2. Всего выявлено 28 больных, что составляет 53,8% осмотренных.
У больных дерматитом были поражены открытые участки кожного покрова: кисти рук, предплечье, шея, лицо. Больные ощущали сильнейший кожный зуд не только в местах поражения, ной на участках, где кожа при визуальном осмотре выглядела здоровой. На пораженных участках наблюдались гиперемия, отечность, узелковые и везикулезные элементы, у 2 больных — мокнутье, 8 человек были освобождены от работы по нетрудоспособности.
Для выявления повышенной чувствительности всем 52 подросткам было проведено тестирование капельным и скарификационным способами. Кожные пробы со стекловолокнитом и пресспорошком оказались положительными у II человек (20,1%), отрицательными — у 41 (79,9%). У 5 человек с отрицательными результатами кожных проб отмечались кожный зуд и единичные узелковые высыпания вдали от места постановки проб. Из 11 подростков с положительными результатами проб у 10 клинически были выявлены профессиональные дерматозы, а у 1 девушки была получена положительная реакция при отсутствии каких-либо жалоб и клинических проявлений заболевания. У 18 больных пробы были отрицательными. Всем больным было проведено лечение и даны рекомендации по трудоустройству.
Выводы
1. При контакте с фенольформальдегидными смолами у подростков чаще, чем у взрослых, выявляют профессиональные дерматозы при менее длительном контакте с профессиональными вредностями.
2. Полученные результаты указывают на необходимость строго соблюдать установленный минимальный возраст допуска к производственному обучению, связанному с контактом с формальдегидными смолами.
3. При поступлении и в период прохождения производственной практики на предприятиях в профессионально-технических училищах, готовящих кадры для химической промышленности, все подростки в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр у дерматолога с обязательной постановкой кожных тестов.
4. При возникновении профессиональных дерматозов, а также при выявлении повышенной чувствительности к химическим веществам, с которыми приходится иметь дело на производстве, подростки должны быть переведены для обучения другой профессии, не связанной с контактом с вредными химическими веществами.
ЛИТЕРАТУРА
Долгов А. П. Гиг. и безопасность труда, 1933, № 3, с. 51. — Шипицина Л. А. В кн.: Simposium dermatologorum. Praga, 1962, v. 2, р. 222.
Поступила 3/XI 1969 г.