Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И БЫТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И БЫТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И БЫТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

Отсутствие гипотензивного эффекта, на который имеются указания в литературе, несмотря' на действие высоких температур и фосфорорганических ядохимикатов (Ю. С. Каган, 1963;. X. 3. Любецкий и соавторы, 1961, и др.). объясняется в данном случае, по-видимому, тем, что преобладающим фактором является неравно-эмоциональное напряжение, возникающее в связи с многочисленными взлетами и посадками (30—40) и значительной скоростью полета (150—160 км/час) при небольшой высоте (около 5 м над землей). Кроме того, шум также способствует повышению артериального давления (В. С. Волков, 1966).

У летно-технического состава, выполняющего авиационно-химические работы в Узбекистане, во время квартальных медицинских осмотров была выявлена гипотония (Л. Д. Де-ревянко, 1967), что, однако, не противоречит приведенным выше данным, так как в этот период летно-технический состав находится в обстановке, исключающей влияние нервно-эмоционального напряжения, шума и вибрации.

Для улучшения условий труда летно-технического состава, выполняющего работу с ядохимикатами, необходимо обеспечить защиту кабины пилота от попадания в нее химикатов (установить вентиляционную систему, гарантирующую подпор воздуха в кабине на-15—20 мм вод. ст.) и создать в ней комфортный микроклимат.

ЛИТЕРАТУРА

Бирюков Д. А. Физиологические методы в клинической практике. Л., 1959. — Волков В. С. Гиг. труда, 1966, № 6, с. 10. — Каган Ю. С. Токсикология фосфорорганических инсектицидов и гигиена труда при их применении. М., 1963.—Любецкий X. 3., Венгерская X. Я., Шелухина Е. Г. Условия труда и состояние здоровья работающих с фосфорорганическими соединениями. Тезисы докл. выездной научн. сессии Узб. НИИ санитарии, гигиены и профзабол. в г. Андижане. Ташкент, 1961. — Шах-б а з я н Г. X. В кн.: Сборник рефератов научных работ Киевск. ин-та гигиены труда в профзаболеваний. Киев, 1947, с. 5.

Поступила 4/VI 1968 г

УДК 378:371.7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И БЫТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Канд. мед. наук П. Л. Краснянская Кафедра общей гигиены Куйбышевского мецицинского института

С целью изучения и гигиенической оценки режима дня студентов Куйбышевского медицинского института по специально разработанным хронометражным листам были проанализированы режим дня и учебная нагрузка студентов первых 5 курсов (собрано около 2000 опросных листов, статистически обработано 1400). Работоспособность студентов определяли методом корректурных таблиц (1350) и по скорости зрительно-моторной реакции (700 определений). Полученный материал обработан статистически.

Результаты изучения режима дня по данным опросного метода показали, что учебная нагрузка в институте и домашняя подготовка к занятиям достаточно велики как на дневном, так и на вечернем факультете, особенно на первых курсах, и значительно легче на IV курсе. Так, в среднем лишь 67% всех студентов успевают приготовить домашние задания в течение 3 часов, 24,7% — в течение 4—5 часов и 8,3% — более 5 часов. Значительная часть студентов дневного (56%) и вечернего (80%) отделений выполняют домашние задания в ночные часы. Если у студентов вечернего факультета домашняя подготовка в ночное время является вынужденной (днем они работают), то у студентов дневного отделения она может рассматриваться как результат нерациональной организации рабочего дня, а также большой нагрузки по отдельным дисциплинам. В результате сокращается продолжительность сна: не досыпают 1—2 часа почти 33% студентов, а среди первокурсников 60%.

Существенное значение для здоровья имеют регулярное питание и физическая подготовка. К сожалению, всего 6% студентов питаются регулярно, 22,4% систематически занимаются спортом и только 13% ежедневно делают утреннюю гимнастику.

В среднем 52% студентов вуза участвуют в студенческих кружках, среди них юношей больше (67%), чем девушек (43%).

Следует отметить неравномерность учебной нагрузки у студентов различных курсов — студенты I курса имеют чрезвычайно большую учебную нагрузку, IV — сравнительно меньшую. Например, большая часть студентов (82%) I курса на подготовку домашних заданий тратит 4—5 и более часов и только 18% затрачивают не более 3 часов. На IV курсе почти все студенты (96%) на подготовку к занятиям затрачивают не более 3 часов.

Довольно значительная часть студентов I курса предъявляет жалобы на головную боль и плохое самочувствие.

Физиологические наблюдения подтвердили указанное обстоятельство. Изучение работоспособности показало, что у студентов I курса статистически достоверно уменьшился к концу занятий объем выполненной работы: до занятий количество просмотренных знаков •составило 573+0,86, после занятий—519+0,86. У студентов IV курса этот показатель был статистически недостоверным. В процессе учебных занятий изменялось и качество выполняемой работы. У студентов I курса этот показатель снизился на 24%, у студентов IV курса — на 18%. Примерно такая же закономерность наблюдалась в сдвигах латентного периода зрительно-моторной реакции.

В Куйбышевском медицинском институте коллективом специалистов-клиницистов под руководством доц. Н. И. Пекарского ежегодно проводится медицинское освидетельствование всех студентов.

Можно было бы предположить, что студенты, прошедшие тщательный медицинский осмотр перед поступлением в институт, являются практически здоровыми. Однако уже предварительные данные обследований студентов (2263) показали, что даже среди первокурсников имеется сравнительно большой процент нуждающихся в лечении, что можно в определенной степени отнести за счет недостаточно удовлетворительного режима дня, в частности за счет значительной учебной нагрузки. В целях упорядочения режима дня студентов необходимо совершенствование как учебного плана, так и самого учебного процесса. Организация диетического питания в студенческих столовых является важным фактором обеспечения рационального режима труда и быта студентов.

Поступила 2/УП 1969 г.

УДК 616.5-057-02:681.727.1

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕРМАТОЗОВ У ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ КОНТАКТ С ФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНЫМИ СМОЛАМИ

|Л. Н. Черноусова,\ С. М. Лок, Т. М. Филько Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

В процессе производственной практики подростки, обучающиеся в профессионально-технических училищах, вступают в контакт с химическими веществами, которые даже в незначительных концентрациях могут оказывать вредное воздействие на организм подростков, более чувствительный к воздействию многих химических веществ, чем организм взрослых.

Для предупреждения вредного воздействия отдельных химических компонентов на организм подростков важно знать специфику влияния различных промышленных ядов на растущий организм.

В данной работе изложены результаты наблюдений за учащимися профессионально-технического училища Свердловска, готовящего аппаратчиков пластмасс и резинотехнических изделий. Профессии аппаратчиц пластмасс обучаются девушки, которых должны принимать в училище в возрасте 17'/2 лет. Курс обучения длится 10 месяцев. В течение первых 31/г месяцев учащиеся проходят только теоретическую подготовку, в дальнейшем через каждые 2 недели она чередуется с практикой, которая проходит в условиях производства. Начиная с 7-го месяца пребывания в училище подростки полностью переходят на производственное обучение, а с 8-го месяца работают на предприятии на штатных рабочих должностях. Лица, не достигшие 18 лет, работают по 3 часа и только в дневную смену.

Работа в цехах производится на пресс-машинах, на литьевой машине, работа по таб-летированию осуществляется на таблет-машине. Подростки, работая на производстве, находятся в условиях неблагоприятного микроклимата, воздух в цехах содержит значительное количество пыли от таблетсырья и пресспорошков, при открывании пресс-форм после выдержки в воздух попадают газообразные вещества (аммиак, пары фенола и формальдегида). Отрицательным фактором производственной среды являются также постоянный шум, возникающий от работы прессов, и высокая температура воздуха. Все подростки, работающие в цехах завода, носят защитную спецодежду, ватно-марлевые распираторы и хлопчатобумажные перчатки. После смены все работающие принимают гигиенический душ.

По технологии производственного процесса аппаратчицы пластмасс имеют постоянный контакте фенолформальдегидными порошками, наполнителями минерального и органического происхождения (стекло-, аминопласт и др.), смазывающими веществами (олеиновая кислота), красителями (нигрозин) и т.д. Фенолфэрмальдегидные порошки используются для производства смол. Фенолформальдегидные смолы обладают сенсибилизирующими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.