Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ '

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
17
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HEALTH PROTECTION IN CONNECTION WITH CHEMICAL TREATMENT OF PLANTS IN CENTRAL ASIA

The authors deal with the problems of protecting workers’ health when plants are chemically treated on a broad scale. Data are presented on microclimate and concentration of toxic chemicals in cockpits of agricultural aircrafts and in the breathing zone of chemical equipment operators on the ground. An effect produced by these factors on the state of health of the working personnel is described. A necessity is substantiated to design a device for air filtration and conditioning in aircraft cockpits, as well as in tractors equipped with dusters and sprayers. A hygienic characteristics is given of the mechanical equipment intended for charging aircraft and ground equipment with chemicals, and requirements for the improvements thereof are set forth and substantiated. The authors point to the potential hazards for the population brought about by toxic chemicals applied in protecting city verdure. Suggestions are made calling for a better inspection when experimental work with toxic chemicals is carried on, as well as for the organization of medical aid in cases of poisoning.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ »

УДК 613.60 : 63] : 615.777/779 (575)

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ

В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Канд. мед. наук X. 3. Любецкий, Б. Э. Гуревич

Узбекский научно-исследовательский санитарный институт и Среднеазиатская научно-исследовательская группа Государственного научно-исследовательского института ГВФ, Ташкент

4

Широкая химизация сельского хозяйства, в частности его ведущей отрасли в Средней Азии — хлопководства, выдвигает ряд вопросов гигиенического характера, для решения которых недостаточно усилий только медицинских работников, но требуется совместная работа их со специалистами-агрономами и инженерами-конструкторами сельскохозяйственного машиностроения.

Рис. 1. Температура воздуха в кабинах

самолетов.

По оси абсцисс — время замера температуры (в часах); по оси ординат — температура воздуха (в градусах). / — самолет № 43829, 2 —самолет № 15953, 3 — самолет № 02186, 4 — самолет № 05614,

5 — самолет № 33150.

5 6 7 • 8 9 Ю 11 12

Рис. 2. Относительная влажность воздуха в кабинах самолетов.

По оси абсцисс — время замера влажности (в часах); по оси ординат — относительная

влажность (в %). Обозначения те же. что на рис. 1.

Прежде всего следует обратить внимание на гигиену рабочих мест пилотов сельскохозяйственной авиации и наземных механизаторов-химизаторов, занятых на защите и уборке урожая.

Как известно, основные химические работы в хлопководстве — борьба с вредителями и предуборочное удаление листьев хлопчатника — проводятся в самые жаркие месяцы года: с конца мая до конца октября. По нашим многолетним наблюдениям, микроклиматические условия в кабине самолета АН-2 (основного сельскохозяйственного самолета) в этот период бывают крайне тяжелыми. В начале рабочего дня (в 4—5 часов утра) температура и относительная влажность еще находятся в гигиенически допустимых пределах, но уже к 7—9 часам температура достигает очень высоких цифр, а влажность резко падает. Особенно же неблагоприятные условия отмечены в период вечерних работ, после 17 часов, когда температура в кабине пилота поднимается до 45—46°, а относительная влажность падает до 10—15% (рис. 1 и 2).

Для исследования состояния терморегуляции у летнего состава «самолетов АН-2, работающего в таких микроклиматических условиях, нами были проведены измерения температуры кожи у пилотов непосредственно в рабочем полете (15 пилотов, 215 измерений). В качестве контроля аналогичные измерения проводили у авиатехников, работавших на аэродроме.

Результаты наблюдений показали, что температура кожи у пилотов повышалась в ряде случаев с 28—32° до 36,3—36,8°, т. е. на 5—8°. У авиатехнического состава, входящего в те же экипажи, но работавшего только на земле, получены иные данные: даже в самые жаркие часы дня температура кожи у них повышалась всего на 1—2°.

Работая в таких условиях, пилоты вынуждены отказываться от комбинезонов и респираторов и работать зачастую без верхней одежды. Между тем в воздухе кабины пилота нередко присутствуют весьма значительные концентрации паров и пыли ядохимикатов, иногда в несколько раз превышающие предельно допустимые. Так, концентрация паров метилмеркаптофоса в кабине пилота, по многочисленным исследованиям (Л. И. Медведь, Ю. С. Каган и др.; X. 3.- Любецкий и др.; А. Я. Якубов), найдена от 0,0001 до 0,0005 мг/л (предельно допустимая— 0,0001 мг/л), содержание пыли цианамида кальция и кремнефто-ристого натрия (X. 3. Любецкий, X. Я. Венгерская и др.; Н. И. Смета-•нин и др.) — от 8 до 12 мг/мг (предельно допустимая — 1 мг/мг).

Нашими наблюдениями установлено, что влияние перегревания в сочетании с воздействием фосфорорганических ядохимикатов обусловило у обследованных пилотов неблагоприятные сдвиги в ^организме.

Почти все пилоты (54 из 56 опрошенных) предъявили жалобы на дискомфортность микроклиматических условий: ощущение жары, духоты, сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей, усиленное потоотделение. Авиатехники же, находящиеся в относительно более благоприятных микроклиматических условиях, предъявляют аналогичные жалобы в значительно меньшей степени (23 из 61 опрошенного). Однако объективные изменения в состоянии здоровья и снижение активности холинэстеразы (как основного теста для определения воздействия фосфорорганических ядохимикатов) в обеих группах обследованных были отмечены приблизительно в равных соотношениях. Это следует объяснить, во-первых, более высокими концентрациями паров фосфор-•органических ядохимикатов, с которыми приходится соприкасаться авиатехническому составу при заправке ядохимикатов в самолет и при ремонте опрыскивающей аппаратуры. Во-вторых, необходимо учесть, что пилоты в абсолютном большинстве являются молодыми людьми (20—25 лет), прошедшими тщательный медицинский отбор, и с фосфор-органическими ядохимикатами работают, как правило, не более 1—3 лет, в то время как авиатехники в большинстве люди среднего возраста (30—45 лет) и работают с этими ядохимикатами в течение многих лет подряд.

Для устранения комбинированного воздействия паров и пыли высокотоксичных сельскохозяйственных химикатов и неблагоприятных микроклиматических условий мы предлагаем оборудовать сельскохозяйственные самолеты АН-2 бортовыми кондиционерами, совмещенными с установкой для фильтрации воздуха, поступающего в кабину. Фильтрация воздуха необходима, так как кабина загрязняется парами и пылью ядохимикатов во время заправки самолета указанными препаратами, а также при выполнении «челночных» полетов над обраба- • чываемым участком, когда самолет попадает в волну ядохимиката, выпущенного во время предыдущего полета по так называемому «рабочему гону». Во избежание подсоса воздуха, минуя фильтр, через не-шлотности в конструкции фюзеляжа необходимо обеспечить превыше-

ние атмосферного давления внутри кабины по сравнению с наружным? атмосферным давлением (Б. Э. Гуревич).

Некоторые гигиенисты выдвигали в прежние годы идею создания герметической кабины в сельскохозяйственном самолете, но это требует кардинальной переделки всей конструкции самолета и чрезвычайно сложно в технологическом отношении. На действующем сейчас парке самолетов АН-2, насчитывающем несколько тысяч бортов, осуществить такую реконструкцию невозможно.

Для предлагаемого нами оборудования действующих сельскохозяйственных самолетов АН-2 кондиционером и фильтрацией воздуха разработаны технико-гигиенические требования для проектирования, перечисленные ниже.

Кратность воздухообмена предусматривается не менее 6—8. Мы исходим при этом из следующих расчетов: объем воздуха в кабине пилота около 6 Л13, т. е. на каждого из 2 членов экипажа по 3 мъ\ общепринятая норма для рабочих помещений 18 ж3 на одного работающее в час; время полета от аэродрома до обрабатываемого участка в среднем 20 мин.; требуемый на этот промежуток времени объем воздуха для дыхания каждого члена экипажа около 6 м3. Кратность обмена воздуха будет равна 2, но, учитывая специфические условия труда в данном случае, мы увеличиваем эту требуемую кратность в 3—Зг/2 раза.

Ожидаемое снижение температуры в кабине пилота при работе кондиционера не менее 15—16°, а влажность должна подняться до 40—50%. Безусловно, для достижения полной комфортности желательно снижение температуры на 20—25°, но при существующих технических возможностях это пока трудно выполнимо в связи с тем, что вся установка должна быть малогабаритной, легкосъемной, общим весом не более 50—60 кг. Вместе с тем снижение температуры до 28—30° уже приближает ее к физиологически допустимым пределам для местностей с жарким климатом. Кроме того, снижение температуры в кабине до более комфортных величин, например до 18—20°, может вызвать резкие перепады в те моменты, когда пилоты выходят на стоянках из кабины на землю: разница температур будет доходить до 26°.

При проектировании новых типов сельскохозяйственных самолетов (например, самолета АН-14) необходимо в их конструкции заранее предусмотреть оборудование подобными кондиционерами и фильтрами..

Значительную часть работ в комплексе химизации сельского хозяйства Средней Азии проводят, помимо авиации, также и наземными: машинами опрыскивателями-опыливателями. Современные машины этого назначения хотя и навешиваются на двигатель-трактор, но фактически с трактора не снимаются и в этом отношении являются специальными— самоходными. На них работают механизаторы-химизаторы

колхозов, • совхозов и станций защиты растений. Наблюдениями над условиями труда этого многочисленного контингента механизаторов, в хлопководстве также установлен ряд факторов, неблагоприятно воздействующих на организм (X. 3. Любецкий и X. Я. Венгерская). На тракторном опыливателе-опрыскивателе ОУН-4-6 в зоне дыхания тракториста создаются концентрации паров фосфорорганических ядохимикатов, превышающие предельно допустимые, например, при работе с метилмеркаптофосом и М-81 (интратионом) —в 3—9 раз. Причиной возникновения столь высоких концентраций является несовершенство в конструкции машин: расположение 2 баков с рабочей эмульсией ядохимикатов (по 300 л каждый) по бокам сиденья тракториста; заливка концентрата ядохимиката непосредственно в эти баки, а не через выносной бачок, как на самолете; разбрызгивание ядовитой жидкости непосредственно за сиденьем тракториста, причем пары и даже мелкие капли ядохимиката окутывают работающего при малейшем вет-

ф

ре; попадание в собственную волну ядохимиката при «челночном» движении по полю. Кроме того, ОУН-4-6 не имеет закрытой кабины, и работающий механизатор в течение целого дня подвергается воздействию интенсивной инсоляции, а также перегреванию от накаляющихся солнцем металлических частей корпуса и от двигателя.

Несколько меньшие концентрации ядохимикатов выявлены в зоне дыхания трактористов на опрыскивателях новых типов: с дефлектор-ными рабочими приспособлениями и с аэрозольным распылителем. Недостатком первых является отсутствие выносного бачка для заправки ядохимикатов и отсутствие закрытой кабины. Последнее относится также и к аэрозольным машинам. Мы считаем необходимым конструирование кабины с кондиционированием и фильтрацией воздуха для всех типов наземных опыливателей-опрыскивателей. Обоснованность этого требования подтверждается тем, что кабина подобного типа уже существует на некоторых видах грузовых автомобилей, предназначенных для работы в условиях жаркого климата (без фильтра). Также необходимо оборудование наземных опрыскивателей выносными бачками для заправки ядохимикатов, по типу самолетных.

Следующим вопросом, требующим особого внимания гигиенистов, является улучшение условий труда рабочих, заправляющих ядохимикаты в самолеты и в наземные опрыскиватели-опыливатели. До сих пор указанные работы производят вручную. Установлено, что в зоне дыхания рабочих-заправщиков концентрация фосфорорганических препаратов превышает предельно допустимую, например, для метилмер-каптофоса и интратиона' в 10—30 раз. При работе с пылевидными ядохимикатами запыленность (например, цианамидом кальция) достигает при смешении его с кремнефтористым натрием 208—245 мг/м3, а во время загрузки в самолеты — 200—220 мг/м3. Ручная загрузка пылевидных химикатов вызывает значительное загрязнение атмосферы аэродрома, особенно в момент отруливания самолета, когда в воздух поднимаются клубы пыли химиката, просыпанного на верх фюзеляжа и на землю. Запыленность в это время достигает 200—230 мг/м3 (X. 3. Любецкий, Н. И. Сметанин и Б. Э. Гуревич).

Помимо опасности от вдыхания химически вредных веществ, ручная загрузка является весьма тяжелым физическим трудом. При работе с фосфорорганическими ядами приходится в неудобной позе держать на весу во время заправки в выносной бачок самолета канистру с ядохимикатом, имеющую вес более 20 кг. При загрузке пылевидных ядохимикатов бригада должна засыпать в мешки, перенести к самолету, поднять на верх фюзеляжа и высыпать в загрузочный бак более 20 т за рабочий день.

Настоятельно требуется разработать и внедрить механизмы для приготовления и загрузки ядохимикатов. Между тем механических загрузчиков, удовлетворяющих санитарным требованиям, до сих пор практически нет. В Узбекистане в соответствии с разработанными гигиеническими требованиями создан образец загрузчика для высокотоксичных жидких ядохимикатов. При проведенных нами испытаниях он получил высокую гигиеническую оценку: загрязнение воздуха парами метилмеркаптофоса на месте загрузки составляет всегс-0,000035 мг/л, в то время как при ручной загрузке на этих же испытаниях получена концентрация 0,00041 мг/л, т. е. в 4 раза превышающая предельно допустимую.

Для пылевидных ядохимикатов сконструирована и построена высокомеханизированная установка УПР-15 (Установка для приготовления ядохимикатов и загрузки их в самолет, производительность 15 т в час.) Она позволяет снизить запыленность атмосферы на рабочих местах в несколько десятков раз, ручной труд полностью устраняется.

Совершенно недостаточно внимания уделяется вопросу охраны здоровья населения и чистоты атмосферного воздуха при проведении работ по защите от вредителей и болезней декоративных зеленых насаждений в городах. Для этого в больших масштабах применяется высокотоксичный фосфорорганический ядохимикат тиофос. Им опрыскивают деревья в дневное время, без всяких ограничений для прохода людей под обрабатываемыми деревьями. Концентрация паров тиофоса в воздухе в момент опрыскивания достигает весьма высоких величин — 0,009 мг/л, т. е. превышает предельно допустимую во много раз. Мелкие капли рабочей эмульсии стекают с опрыснутых деревьев и попадают на проходящих людей. Хотя, как известно, тиофос является нестойким препаратом и в течение нескольких часов распадается, тем не менее даже за это время и при указанных выше высоких концентрациях может возникнуть опасность неблагоприятного воздействия на людей, особенно на детей или больных и пожилых лиц. Следует запретить применение тиофоса для обработки городских зеленых насаждений, заменив его менее токсичными для человека препаратами (возможно, рогором, севином, тедионом, кельтаном).

В различных сельскохозяйственных и химических научно-исследовательских учреждениях проводятся изыскания по токсикации семян хлопчатника фосфорорганическими ядохимикатами или по нанесению последних на гранулированные минеральные удобрения. При этом совершенно не принимается во внимание санитарно-токсикологическая сторона вопроса. В результате возможны не только отравления среди работников, проводящих экспериментальные работы, но, главное, для практики могут быть предложены сельскохозяйственные ядохимикаты, хотя и эффективные технически, но не гарантирующие безопасности для здоровья людей при широких масштабах применения. Совершенно необходимо, чтобы при составлении планов научно-исследовательских -работ в этом направлении было предусмотрено обязательное участие гигиенистов и токсикологов, без чего представляемые на утверждение результаты работ не могут быть рассмотрены соответствующими органами.

Существенным также является вопрос об организации неотложной медицинской помощи при нередко возникающих отравлениях сельскохозяйственными ядохимикатами. Целесообразно создание при станциях воздушной скорой помощи специальной бригады из квалифицированных токсикологов и клиницистов, оснащенной всем необходимым для оказания скорой помощи при отравлениях сельскохозяйственными ядохимикатами. Такая бригада может быть в срочном порядке транспортирована самолетом или вертолетом в любой населенный пункт -где произошло отравление. Безусловно, нет надобности, чтобы эта бригада была штатной и несла постоянное дежурство. Необходимо лишь, чтобы она была заранее подготовлена и входящие в ее состав специалисты находились в состоянии готовности к срочному вылету при необходимости.

Разрешение вопросов, затронутых в настоящей статье, должно помочь охране здоровья многочисленного контингента людей, непосредственно занятых работами с сельскохозяйственными ядохимикатами, а также населения в среднеазиатских республиках.

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич Б. Э. В кн.: Материалы Республиканского совещания по применению

дефолиантов, десикантов и гербицидов в хлопководстве. Ташкент, 1962, стр. 157. — Каган Ю. С., К у н д и е в Ю. И., Троценко М. А. Гиг. и сан., 1958, № 6, стр. 25.— Любецкий X. 3., Венгерская X. Я. Гиг. и сан., 1961, № 11, стр. 36.—Л юбец-кий X. 3., Гуревич Б. Э., Венгерская X. Я- и др. В кн.: Гигиена и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, стр. 69.—Л ю б е ц-

кий X. 3., Венгерская X. Я-, Коган С. Д. и др. В кн.: Материалы Республиканского совещания по применению дефолиантов, десикантов и гербицидов в хлопководстве. Ташкент, 1962, стр. 167. — Любецкий X. 3., Сметании Н. И., Г у р е-в и ч Б. Э. Гиг. и сан., 1962, № 9, стр. 25—М е д в е д ь Л. И. Гигиена труда при применении инсектофунгицидов в сельском хозяйстве. М., 1958. — Сметании Н. И., Д е м и д е н к о Н. М., П л а х о в а Л. Г. В кн.: Материалы Республиканского совещания по применению дефолиантов, десикантов и гербицидов в хлопководстве. Ташкент, 1962, стр. 159. — Якубов А. Я. Гиг. и сан., 1963, № 7, стр. 24.

Поступила 4/1II 1963 г.

PROBLEMS OF HEALTH PROTECTION IN CONNECTION WITH CHEMICAL

TREATMENT OF PLANTS IN CENTRAL ASIA

Kh. Z. Lyubetsky, Candidate of Medical Sciences, В. E. Gurevich, Senior Scientific Worker

The authors deal with the problems of protecting workers' health when plants are chemically treated on a broad scale. Data are presented on microclimate and concentration of toxic chemicals in cockpits of agricultural aircrafts and in the breathing zone of chemical equipment operators on the ground. An effect produced by these factors on the state of health of the working personnel is described.

A necessity is substantiated to design a device for air filtration and conditioning in aircraft cockpits, as well as in tractors equipped with dusters and sprayers.

A hygienic characteristics is given of the mechanical equipment intended for charging aircraft and ground equipment with chemicals, and requirements for the improvements thereof are set forth and substantiated.

The authors point to the potential hazards for the population brought about by toxic chemicals applied in protecting city verdure. Suggestions are made calling for a better inspection when experimental work with toxic chemicals is carried on, as well as for the organization of medical aid in cases of poisoning.

УДК 616.24-003.656.6-057 : 622.332/333

О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПНЕВМОКОНИОЗАМИ РАБОЧИХ

УГОЛЬНЫХ ШАХТ КУЗБАССА

А. И. Рябова

Кемеровский областной противосиликозный диспансер

Литературные данные о распространенности пневмокониозов у шахтеров Кузбасса, о характере и течении этих заболеваний немногочисленны (Д. Д. Яблоков, Р. М. Айбиндер). Между тем добыча угля в Кузбассе за последние годы значительно возросла, причем резко повысилась механизация процессов. Поэтому вопросы борьбы с пневмо-кониозами для Кемеровской области весьма актуальны.

За последние годы в области немало сделано для снижения запыленности воздуха при всех основных производственных процессах в угольных шахтах и на обогатительных фабриках; в результате запыленность воздуха только за последние 2 года снизилась в 4—9 раз. Однако на основных рабочих местах запыленность воздуха все еще выше уровня допустимых концентраций, вследствие чего не исключена опасность возникновения пневмокониозов.

Мы пытались выяснить особенности характера и течения пневмокониозов и динамики заболеваемости рабочих угольных шахт Кузбасса. Были использованы материалы периодических медицинских осмотров рабочих всех предприятий области, а также данные обследований рабочих в условиях клиники.

Динамику заболеваемости изучали по материалам медицинских осмотров, проведенных областным противосиликозным диспансером за 4 года (33 000 обследованных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.