ЛИТЕРАТУРА
«
Диденко С. Ю. Новые способы расчета воздухообмена при аэрации горячих цехов. Харьков, 1961. — Фру хт И. А., Диденко С. Ю. Строительство и архитектура, 1959, № 10, стр. 114. — О н и же. Там же, 1960, № 2, стр. 127.
Поступила 12/ХИ 1961 г.
-¿Г Ъ &
К ВОПРОСУ О ТОКСИЧНОСТИ НОВОГО ДЕФОЛИАНТА —
ФОЛЕКСА1
Старший научный сотрудник Б. Э. Гуревич, доцент Н. И. Сметанин,
кандидат медицинских наук X. 3. Любецкий (Ташкент)
Машинная- уборка хлопка является одним из важнейших элементов комплексной механизации хлопководства. К концу семилетия (1965 г.) 90% всего урожая будут убирать машины. Перед уборкой хлопка машинами обязательно нужно провести дефолиацию — удаление листьев. Для этого используют ряд химических препаратов — дефолиантов, которые могут быть токсичными для человека. В работах по дефолиации хлопчатника ежегодно участвуют тысячи людей, поэтому защита их здоровья является одной из важных задач сельской медицины.
В 1957 г. в США фирмой Виргиния—Каролина выпущен новый, весьма перспективный дефолиант фолекс, который быстро нашел самое широкое применение за границей и, по всей вероятности, уже в ближайшее время станет одним из основных дефолиантов и в Советском Союзе. Для действия фолекса не нужно наличия росы, он не подсушивает коробочек и удаляет до 95% листьев с куста, причем листья опадают зелеными, не свернувшимися и не засоряют хлопковое волокно. Обработка полей не требует больших доз препарата и производится однократно. По химическому строению фолекс принадлежит к препаратам группы фосфорорганических, обладающих высокой токсичностью по отношению к человеку и теплокровным животным.
Для гигиенистов фолекс представляет большой интерес тем, что он, по данным выпускающей его фирмы, мало токсичен для людей. Наблюдения в течение нескольких лет его применения в широких масштабах подтвердили это обстоятельство. Но в СССР углубленные токсикологические и гигиенические исследования фолекса еще только начали проводиться.
Случаев интоксикации фолексом людей в литературе до сих пор не отмечено. Поэтому описание отравлений нескольких лиц, работавших с фолексом, которые нам пришлось наблюдать, представляют значительный интерес.
Фолекс (другое его название «мерфос») в химическом отношении является три-бутилтритиофосфидом:
С4М85ч С^Б—Р
•
По физическим свойствам он представляет собой светло-желтую жидкость маслянистой -консистенции, с резким, крайне неприятным запахом. Он легко смешивается с водой, образуя стойкую эмульсию молочного цвета, легко смывается водой с загрязненных предметов и тары.
В сельскохозяйственной практике применяют фолекс 75% концентрации в дозировке 2 кг на 100 л воды (т. е. 2% эмульсию) на 1 га хлопчатника. Обработку полей производят методом опрыскивания, главным образом при помощи самолета АН-2.
Фолекс быстро усваивается листьями и, будучи препаратом так называемого системного внутрирастительного действия, циркулирует внутри сосудистой системы растения хлопчатника, вызывая как бы ускорение естественного физиологического процесса образования отделительного слоя у черенка листа. На 7-й день после обработки листья начинают опадать, и к 12-му дню поля оказываются подготовленными для машинной уборки.
Токсичность фолекса проверена исследованиями на животных. Установлено, что он способен проникать в организм через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и кожу, даже неповрежденную. Действие его на кожу выражается в образовании эрозий, при попадании в глаза он вызывает раздражение конъюнктивы. По сравнению
1 Доложено на заседании Научного общества фармакологов и токсикологов.
7 Гигиена и санитария, № 8 97
с другими ядохимикатами фосфорорганической группы, применяемыми в сельском хозяйстве (меркаптофос, метилмеркаптофос), фолекс менее токсичен. Работами Р. И. Даниловой и Н. И. Сметанина установлены следующие величины ЛДзо для различных лабораторных животных: при введении через желудочно-кишечный тракт для крыс 580 мг, белых мышей 635 мг, морских свинок 850 мг, кроликов 170 мг на 1 кг веса; при введении через дыхательные пути для крыс 460 мг, для белых мышей 495 мг на 1 кг веса.
Как и при применении всех фосфорорганических ядохимикатов, здесь наблюдается различная чувствительность к фолексу разных животных. По отношению к наиболее чувствительному виду животных — кролику — токсичность фолекса оказывается меньше, чем меркаптофоса (ЛД50 5 мг на 1 кг веса) в 34 раза, и меньше, чем метил-меркаптофоса (ЛД50 46 мг на 1 кг веса), в 3—4 раза.
Указанные авторы предложили считать предельно допустимой концентрацию паров фолекса в воздухе 0,0007 мг/л. Для сравнения отметим, что для меркаптофоса предельно допустимая концентрация равна 0,00002 мг/л, а для метилмеркаптофоса — 0,0001 мг/л.
Клиника отравлений фолексом людей, как уже указывалось выше, не описана. Нам пришлось наблюдать такие отравления при проведении опытных агрономических исследований с применением фолекса для дефолиации хлопчатника.
Работы проводились в хлопковом совхозе'«Пскент» Ташкентской области 10/IX 1961 г. по программе Института химии растительных веществ АН УзССР. Концентрат фолекса (75%) был налит из канистры непосредственно в бак системы опрыскивателя самолета АН-2 в количестве 24 кг. При заливке некоторая часть препарата была пролита на верхнюю поверхность фюзеляжа самолета и через неплотности между стенкой бака и фюзеляжем проникла в грузовую кабину.
При помощи насоса в бак опрыскивателя была налита вода до полной вместимости бака, т. е. 1200 л; образовалась 2% эмульсия. Во время разбега самолета часть эмульсии из полного бака выплескивалась и смачивала брезентовый рукав, надетый на горловину бака и находящийся внутри кабины, а также вылилась, хотя и в незначительном количестве, на пол кабины. Следы фолекса можно было отметить в кабине даже на 14-й день после того, как он был пролит — были видны высохшие потеки на брезентовом рукаве. В кабине ясно ощущаЛся специфический запах препарата.
Члены экипажа самолета, войдя в кабину, тут же после заправки ядохимикатом почувствовали резкий запах фолекса, от которого у них появилась тошнота, у одного — даже рвота. Тем не менее самолет вылетел в рабочий рейс. В полете летчики почувствовали тяжесть в голове, развились сильная головная боль, общая слабость, ^ резкое потоотделение. ^
С трудом закончив первый полет, летчики перед вторым рейсом надели респираторы Ф-46 с угольными патронами «А». В бак была загружена только часть первой дозы ядохимиката: 6 кг фолекса и соответственно 300 л воды. Запах стал менее ощутим, но все же экипаж в этот день больше не мог работать не только с фолексом, но и с другими дефолиантами.
По окончании работы летчики продолжали испытывать головную боль до конца дня; у них полностью исчез аппетит, оставалась тошнота, ощущалась боль в желудке. В течение последующих 3—4 дней отмечались снижение аппетита, повышенная потливость, общая слабость. Пострадавшие получили только симптоматическое лечение; специфические препараты против антихолинэстеразных ядов (атропин, тропацин, пента-фен) не применялись.
При клиническом обследовании через 14 дней после интоксикации было установлено, что в состоянии вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы отклонений от нормы не имеется. Активность холинэстеразы сыворотки крови определена в пределах нормы. У членов экипажа осталась повышенная чувствительность к запаху фолекса. При контакте с пустой тарой из-под фолекса, проветривавшейся в течение 14 суток, у нескольких лиц, не подвергавшихся раньше отравлению, никаких патологических явлений не возникло, а у членов экипажа, у которых была интоксикация этим препаратом, сразу появились тошнота, побледнение лица, потоотделение.
Известен и другой случай отравления фолексом, который произошел также во время опытных работ. Лаборантка Научно-исследовательского института генетики и физиологии растений АН УзССР, работая с фолексом, разлила некоторое количество 75% концентрата и, будучи без респиратора, короткое время вдыхала его пары. У нее быстро появилась тошнота, головная боль, общая слабость. Недомогание и тяжесть в голове держались в течение 3 дней. Клиническое обследование пострадавшей не было произведено.
Важным обстоятельством является то, что запах фолекса держится на обрабо- . тайных им участках хлопчатника длительное время: довольно резкий—в течение не- Aí дели, и ясно ощутимый — даже до 14 дней. В акте об испытаниях фолекса на полях совхоза «Хазарбаг» Сурхан-Дарьинской области в 1960 г. специально отмечено (М. А. Матвеев), что при сборе хлопка с обработанного фолексом участка сильный запах этого ядохимиката вызвал тошноту и головную боль у механизатора, работавшего на хлопкоуборочной машине.
Выводы
1. Новый фосфорорганический дефолиант фолекс, обладая весьма ценными для сельского хозяйства хлопковой зоны свойствами, вместе с тем является токсичным для теплокровных животных. Токсичность фолекса для лабораторных животных меньше, чем других фосфорорганических сельскохозяйственных ядохимикатов.
2. При применении фолекса без соблюдения мер индивидуальной защиты возможны отравления людей, работающих с ним в хлопководстве.
3. Клиническая картина интоксикации фолексом людей аналогична картине отравления другими аитихолинэстеразными ядами, применяемыми в сельском хозяйстве.
4. Резкий запах фолекса удерживается на обработанных полях хлопчатника в течение 7 дней и долее. Поэтому убогжа хлопка с полей должна быть разрешена не ранее чем через 10 дней после обработки фолексом.
5. К моменту широких производственных испытаний фолекса и тем более ко времени его внедрения в широкую практику должна быть разработана инструкция по профилактике отравлений фолексом. В инструкцию необходимо включить пункт, разрешающий применение фолекса только при помощи самолетов, оборудованных системой раздельной подачи ядохимикатов и воды в опрыскивающую аппаратуру.
6. К работе с фолексом должны быть предъявлены такие же санитарно-гигиени-ческие требования, как и к работе со всеми фосфорорганическими препаратами (инсек-тоакарицидами и др.).
Поступила 2/1 1962 г.
-¿г ^ • ■ ' ■ ■ рУ ШжН
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРОЦИДНОГО ДЕЙСТВИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ХЛОРА И ХЛОРНОЙ ИЗВЕСТИ
В ВОДНОЙ СРЕДЕ
Доцент Н. Ф. Коигелев, кандидаты медицинских наук В. М. Никитин,
Е. В. Штанников
Из кафедры общей и военной гигиены и микробиологии Военно-медицинской
академии имени С. М. Кирова
В практике обеззараживания питьевой воды, а также некоторых видов сточных вод может возникнуть необходимость в уничтожении споровых форм микроорганизмов. До настоящего времени эта задача является одной из наиболее трудных в дезинфекционном деле ввиду отсутствия методов, гарантирующих эффективность обеззараживания.
Мы попытались уточнить спороцидные концентрации активного хлора, содержащегося в растворах хлорной извести, и газообразного хлора в воде. Кроме того, была поставлена задача установить оптимальные экспозиции, в течение которых наблюдается максимальный спороцидный эффект.
Методика опытов была следующей: 20 л воды из Невы заражали 7-дневной культурой антракоида, содержащей 90% спор, проверенных на устойчивость кипячением и автоклавированием. Заражение производилось из расчета 10 000 спор на 1 мл воды.
После тщательного перемешивания воду разливали в две 10-литровые бутыли. В одну из них вносили 10% раствор хлорной извести в различных количествах, в другую — хлорную воду, получаемую путем насыщения водопроводной воды газообразным хлором до концентрации 3—4 г хлора на 1 л, после чего определяли фактическое содержание активного хлора йодометрическим методом и рН с помощью потенциометра ЛП-5 со стеклянным электродом.
По прошествии намеченного срока контакта в воде опять определяли остаточный хлор и рН. Затем воду наливали в стерильные колбы с необходимым количеством гипосульфита, фильтровали в количестве 0,4 л через мембранные фильтры № 3, которые затем помещали на мясо-пептонный агар и выдерживали в термостате при 37° в течение 24—48 часов. Затем производили предварительный, а спустя 7 суток — окончательный подсчет выросших колоний антракоида. Результаты этих опытов приводятся ниже.
В опытах, где применялась хлорная вода, уже при 50 мг/л отмечался заметный, а при 150 мг/л надежный спороцидный эффект. Подтверждением этому служат данные, приведенные в табл. 1.
Представлялось существенным установить, при каких же условиях опыта можно достичь надежного обеззараживания воды от спор антракоида с помощью раствора хлорной извести. Для выяснения этого был поставлен ряд опытов с различной экспозицией и концентрациями активного хлора (см. табл. 1).
7*
99