Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ТРУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТИЛМЕРКАПТОФОСА МЕТОДОМ АВИАЦИОННОГО РАСПЫЛЕНИЯ'

ГИГИЕНА ТРУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТИЛМЕРКАПТОФОСА МЕТОДОМ АВИАЦИОННОГО РАСПЫЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
43
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATIONAL HYGIENE IN THE AIRCRAFT SPRAYING OF METHYLMERKAPTOPHOSE

An investigation of work conditions prevailing in the aircraft spraying of methylmerkaptophose and of its effect on the operators showed that the air in the cabins of airplanes and helicopters contained methylmerkaptophose in concentrations exceeding its maximum permissible level. Similar results were obtained following analyses of air samples collected within micro-airfields. The human skin, certain parts and surfaces of airplanes and helicopters and the ground of the airfields were contaminated with the insecticide. The decontamination measures proved of little avail. The data of clinical and physiological examinations of 32 persons showed that as the results of contact with methylmerkaptophose signs of intoxication may develop on the level of the central and vegetative nervous systems. Blood analyses revealed changes in the blood morphology and in its physical and chemical properties.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ТРУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТИЛМЕРКАПТОФОСА МЕТОДОМ АВИАЦИОННОГО РАСПЫЛЕНИЯ»

вопросам гигиены труда и клиники профессиональных болезней. Горький, 1956, Сб. 5, стр. 94. — О д р и т Л., О г г Б. Химия гидразина. М., 1954. — Tempski J., Olszew-ska Z., Przegl. derm. Wener., 1956, т. 6, стр. 29.

Поступила 23/VII 1962 г.

WORK CONDITIONS AND HEALTH MEASURES IN PHTHIVASIDE PRODUCTION

Ai. M. Ostrovsky, junior scientific worker

*

Hygienic investigations performed in the production of phthivaside and its semifinished product—isonicotinic acid—showed the main harmful factor to be the contamination of air with hydrazinhydrate vapours, nitro gases and with industrial dust. In the course of certain operations the content of hydrazinhydrate vapours in the air exceeds Hygienic standards by 10 to 25 times and that of nitro gases—by 2 to 6 times. The air pollution with hydrazinhydrate vapours is due to the faulty sealing in the apparatus at the stage of the hydrazide isonicotinic acid production. The main cause of air pollution with nitro gases in the industrial premises lies in that the controlling and measuring equipment is practically devoid of any sealing. Considerable amount of phthivaside (up to 60 mg/m3) and of the isonicotinic acid (up to 21 mg/m3) dust content in the air is due to poor mechanization of the so-called final operations (drying, screening and packing).

Special examination of the upper repsiratory tract in women, engaged in operations involving dust production in the air, showed the phthivaside dust to cause less pronounced local lesions than does the isonicotinic acid dust. The data obtained are used for the elaboration of measures for improving working conditions.

-fr Ф Ъ

ГИГИЕНА ТРУДА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТИЛМЕРКАПТОФОСА МЕТОДОМ АВИАЦИОННОГО

РАСПЫЛЕНИЯ

Т. А. Асрибекова

Из Государственного научно-исследовательского института

гражданского воздушного флота

Для борьбы с вредителями хлопчатника (тли, трипсы, паутинный клещик и др.) с 1955 г. применяют высокотоксичный инсектицид мер-каптофос. Уничтожение вредителей ведут в основном авиационным методом. Меркаптофос является одним из представителей фосфорор-ганической группы соединений, в которую входят такие препараты, как метафос, тиофос, карбофос, октаметил, М-81, М-82, фосфакол, ацетил-мочевина и др. По данным ряда отечественных и зарубежных авторов [Ю. С. Каган, 1959, 1960; Е. И. Маковская, 1958; И. Я. Сосновик, 1959; Дейхман и Ракоци (Deichmann, Rakoczy, 1955), и др.], меркаптофос является ядом, поражающим нервную систему, особенно ее парасимпатический отдел.

В результате высокой токсичности меркаптофоса был синтезирован и предложен для широкого применения новый фосфорорганический инсектицид метилмеркаптофос. По имеющимся весьма немногочисленным литературным данным [Л. И. Медведь, 1958; Ю. С. Каган, 1960; Н. К. Стацек, 1959; Клеммер и Пфафф (Klemmer, Pfaff, 1958)], метилмеркаптофос значительно менее токсичен, чем меркаптофос.

В 1961 г. мы изучали условия труда летчиков, авиатехников и рабочих, выполняющих авиационно-химические работы с использованием метилмеркаптофоса, а также степень воздействия метилмеркаптофоса на организм работающих. Исследования проводили в апреле—мае, в период опрыскивания фруктовых садов в Крымской области и в июле-августе при опрыскивании полей хлопчатника в Средней Азии.

Метилмеркаптофос, как и меркаптофос, представляет смесь двух изомеров — тионового и тиолового.

СН30 Б

СН30 ОСНаСНгБС^Нб —тионовый изомер;

СН30 О

I

СН30 БСНоСНгЭСоНз —тиоловый изомер.

Технический концентрат метилмеркаптофоса представляет жидкость от светло-коричневого до темно-коричневого цвета, образующую с водой эмульсию. Концентрат содержит 30%- смеси тиолового и тионового изомеров и 70%, поверхностно-активного вещества ОП-7. Тионовый изомер в процессе изомерации переходит в более токсичный тиоловый изомер, причем процесс изомерации у метилмеркаптофоса идет быстрее, чем у меркаптофоса. Повышенная температура и каталитически действующие полярные растворители ускоряют реакцию изомеризации (Климмер и Пфафф). Концентрат метилмеркаптофоса выпускается химической промышленностью в канистрах емкостью 20 л.

Для опрыскивания использовались самолеты Ан-2 и Як-12 и вертолеты Ми-1. Самолеты были оборудованы двумя различными системами опрыскивателей. Один вариант системы обеспечивал обработку участка рабочим раствором, приготовляемым в баке опрыскивателя, находящемся в грузовой кабине (самолет Ан-2) или грузовом отсеке (самолет Як-12), которые расположены сзади кабины летчика. Другой вариант опрыскивателя отличался от первого тем, что рабочие растворы образовывались уже вне кабин самолета (под фюзеляжем) при помощи специального смесительного устройства, в который одновременно подавались вода (из бака опрыскивателя) и концентрат (из дополнительного бачка) инсектицида в необходимых пропорциях.

Нашими исследованиями предыдущих лет (1958—1961) установлено, что второй вариант опрыскивателя значительно улучшил условия труда летчиков, авиатехников и рабочих; при этом содержание паров меркаптофоса в воздухе кабин самолетов резко снизилось.

Опрыскивание метилмеркаптофосом садов и полей хлопчатника производили в утренние (с 6 до 9) и вечерние (с 17 до 20) часы при скорости движения воздуха не более 4 м/сек. Рабочие эмульсии содержали 0,2—0,3%, метилмеркаптофоса по действующему веществу из расчета 700—1000 г концентрата на 1 га при расходе воды 100 л на 1 га. Заливку воды в баки опрыскивателей самолетов и вертолетов производили механизированно с помощью мотопомпы (рис. 1). Заливка концентрата метилмеркаптофоса в выносные бачки и баки опрыскивателя самолетов и вертолетов выполняли вручную. В выносные бачки концентрат заливали прямо из канистры, а в баки опрыскивателей — с. помощью стеклянной или металлической тары (0,5—1 л) или ведер.

Полеты над обрабатываемым участком были различной продолжительности (от 5 до 15 минут) в зависимости от отдаления участка от аэродрома. Все участники работ были снабжены индивидуальными средствами защиты, но полностью использовали их только рабочие (рис. 2). Летчики и авиатехники индивидуальными средствами защиты не пользовались вследствие того, что они сконструированы без учета условий их труда. Резиновые перчатки слишком громоздки и ма-

ч

ло эластичны для выполнения мелких рабочих операций летчиком и техником. Респиратор Ф-46 уменьшает обзор летчику из-за прикрепленных к лицевой части маски противогазовых фильтров.

Рис. 1. Заливка метилмеркаптофоса и воды в самолет Як-12, не оборудованный выносным бачком.

Наибольший контакт с инсектицидами в течение рабочего дня имеют рабочие и техники. Метилмеркаптофос может оказывать на них воздействие ингаляционным путем и путем кожной резорбции. Летчики контактируют с инсектици-■»*> АШР 1 лом меньше, но пути воздей-- ' ствия яда на организм те же.

При изучении производст-| венной среды мы определяли ▼ | содержание паров метилмер-

^Вк каптофоса в воздухе кабин са-

, ^ ^^ ' ^ ^^^^^ ^^ ^^еРтол^ а^такж^

. . водили раствором щелочи

Рис. 2. Заливка метилмеркаптофоса в вынос- (500 г на ведро воды). В КОМ-ной бачок самолета Ан-2. плекс гигиенических исследо-

ваний входило определение количества метилмеркаптофоса в грунте рабочих площадок. Выемку грунта производили при различной длительности работ, а также через 15 дней после дегазации площадки кашицей хлорной извести.

Кллнико-физиологическим обследованиям было подвергнуто 32 человека — 12 летчиков, 10 авиатехников и 10 рабочих. В комплекс исследований входили сбор профессиональных анамнестических данных, общий медицинский осмотр, исследование состояния зрачков (величина,

реакция на свет, конвергенция), исследование местной дермографиче-ской реакции, измерение температуры тела, артериального давления. Исследовали глазо-сердечный рефлекс Ашнера и проводили ортоклино-статическую пробу.

У всех обследуемых производили анализ морфологического состава красной и белой крови с подсчетом лейкоцитарной формулы, рети-кулоцитов и тромбоцитов, определяли скорость свертывания крови и оседания эритроцитов, а также содержание протромбина. У всех обследуемых определяли активность холинэстеразы.

Результаты исследований воздуха кабин самолетов и вертолетов свидетельствуют о том, что в абсолютном большинстве проб воздуха содержание метилмеркаптофоса превышает предельно допустимую величину — 0,0001 мг/л, причем в грузовых кабинах самолетов содержание паров несколько выше. Следует заметить, что при более высоких температурах содержание паров метилмеркаптофоса возрастает (табл. 1).

При авиаопрыскивании с помощью вертолетов Ми-1 удалось отметить некоторую зависимость концентраций метилмеркаптофоса от скорости полета. Так, при скорости полета в момент опрыскивания 30 км/час в воздухе кабины вертолета мы обнаружили метилмеркапто-фос в концентрации от 0,00006 до 0,00979 мг/л, а при скорости полета 50—60 км/час содержание метилмеркаптофоса было значительно ниже — от 0,00019 до 0,00041 мг/л (см. табл. 1).

В табл. 2 приведены концентрации паров метилмеркаптофоса, обнаруженные в воздухе рабочей площадки. Из представленных данных следует, что воздух рабочей площадки содержит пары инсектицида в концентрациях, в 77%, случаев превышающих допускаемую величину в 1,5—86 раз. В одном случае превышение было в 460 раз. Такое содержание паров метилмеркаптофоса в воздухе рабочей площадки обусловлено тем, что процессы вскрытия канистр и заправку опрыскивателя инсектицидов выполняют вручную. Отсутствуют механизация и герметизация указанных процессов.

Результаты смывов с кожных покровов лица и кистей рук участников работ свидетельствуют о наличии метилмеркаптофоса во всех смывах, причем количество инсектицида колеблется в пределах сотых и тысячных долей миллиграмма. Указанные количества метилмеркаптофоса не являются результатом неосторожного обращения с инсектицидом и его разбрызгивания. В данном случае в большей мере это происходит за счет оседания паров метилмеркаптофоса, находящихся в воздухе рабочей зоны, что можно подтвердить наличием его в смывах с кожных покровов лица и кистей рук летчиков, производственные операции которых не связаны с загрузкой опрыскивателя или вскрытием канистр.

В смывах, произведенных до начала работ, также обнаруживался метилмеркаптофос, что указывает на малую эффективность умывания водой с мылом.

В смывах с наружной и внутренней поверхности самолетов и вертолетов, а также с пультов их управления метилмеркаптофос обнаружен в пределах десятых долей миллиграмма, причем ручная обработка самолетов и вертолетов раствором щелочи (200 г на ведро воды) оказалась недостаточной, так как в смывах, произведенных после обработки, метилмеркаптофос также обнаружен, но в количествах, несколько ниже первоначальных.

В грунте рабочих площадок обнаружен метилмеркаптофос в количестве от 0,00039 до 0,01560 мг в 1 смг земли. Выемку грунта вели в тех же местах, где отбирали пробы воздуха на загрузочной площадке. Наибольшее количество метилмеркаптофоса обнаружено на площадке с ядохимикатом и на загрузочной площадке. На одной из площадок,

Таблица 1

Концентрация метилмеркаптофоса в воздухе кабин самолетов и вертолетов при авиационном опрыскивании фруктовых садов и полей

хлопчатника

Тип самолета или вертолета • Концентрация метилмеркаптофсса (в мг]л) Число определений Процент проб воздуха, в которых обнаружена указанная концентрация « Место и цель применения самолета или вертолета

кабина 1 кабина летчика грузовая кабина

летчика грузовая #

Самолет Ан-2, оборудованный выносным бачком 0,00023-0,00056 0,00015-0,00244 9 9 100 Крымская область, авиаопрыскивание фруктовых садов

Самолет Ан-2, не оборудованный выносным бачком 0,00020-0,00679 0,00014-0,00114 11 11 100 То же

Самолет Ан-2, оборудованный выносным бачком 0,00011-0,00098 0,00045-0,00134 . 14 11 100 Средняя Азия, авиаопрыскиванне полей хлопчатника

Самолет Як-12, оборудованный выносным бачком 0,00018—0,00034 0,00017-0,00042 12 11 52 Крымская область, авиаопрыскивание фруктовых садов

Самолет Як-12, не оборудованный выносным бачком 0,00016-0,00471 0,00018-0,00570 35 25 57 /Г* То же

Самолет Як-12, оборудованный выносным бачком • 0,00013-0,00044 0,00022-0,00058 25 10 100 • Средняя Азия, авиаопрыскивание полей хлопчатника

Вертолет Ми-1................ 0,00006-0,00979 — 33 — 100 Крымская область, авиаопрыскивание фруктовых садов

* 0,00019-0,00041 • § — 10 — 100 Средняя Азия, авиаопрыскивание полей хлопчатника

#

где мы произвели выемку грунта, через 15 дней после дегазации был обнаружен метилмеркаптофос в количестве от 0,00073 до 0,04953 мг в ] сж3 земли.

Таблица 2

Концентрации метилмеркаптофоса в воздухе рабочей площадки при авиаопрыскивании фруктовых садов

и полей хлопчатника

Место отбора пробы воздуха

Концентрация метилмеркаптофоса (в мг/л)

мини-

маль- максималь-

ная ная

Число определений

Площадка у канистр с метил-

меркаптофосом.......

Стоянка самолета вне работы . Загрузочная площадка .... Там же в момент заливки метилмеркаптофоса в систему опрыскивателя.......

Следы 0,0460 13

» 0,00862 3

» 0,00273 6

» 0,00416 12

В период авиаопрыскивания большинство участников работ предъявляло жалобы на головную боль, головокружение, слабость, ощущение тяжести в голове, беспокойство, раздражительность, слезливость, бессонницу, потерю аппетита, тошноту, схваткообразную боль в животе, резь в глазах, першение в горле, слюнотечение, в нескольких случаях — озноб, тремор рук. У 2 человек отмечалось шелушение кожи кистей рук. Необходимо отметить, что жалобы носили более постоянный характер, чем при авиаопрыскивании инсектицидом той же группы меркаптофосом; очевидно, это происходило в результате большей летучести метилмеркаптофоса и более резкого запаха в воздухе рабочей зоны.

В результате клинико-физиологического обследования участников работ удалось установить у большинства обследуемых снижение максимального артериального давления на 10—30 мм, минимального — на 5—15 мм, урежение частоты пульса на 2—18 ударов в минуту, снижение температуры тела на 0,1—0,8°.

Реакция местного дермографизма была более стойкой. Исследование пиломоторного рефлекса-, ортостатического ускорения и клино-статического замедления пульса у большинства обследуемых выявило повышение возбудимости ветвей симпатического нерва и снижение возбудимости парасимпатических ветвей.

Таким образом, результаты наших наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что при авиационном опрыскивании метилмеркап-тофосом у работающих, по-видимому, наступают изменения как в центральной, так и в вегетативной нервной системе.

Наряду с указанными неврологическими изменениями мы выявили некоторые изменения со стороны морфологического состава крови и ее физико-химических свойств.

Со стороны красной крови наблюдалось увеличение числа эритроцитов, количества гемоглобина и цветного показателя; при этом число ретикулоцитов изменилось как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Количество кровяных пластинок у большего числа обследуемых увеличилось. Со стороны белой крови были обнаружены следующие изменения: количество палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов у большинства летчиков и авиатехников увеличивалось (относительное количество), причем число лейкоцитов и лимфоцитов у них уменьшалось. У рабочих, выполняющих авиационно-химические

3 Гигиена и санитария, № 6

33

работы, наблюдалось обратное явление: при уменьшении числа палоч-коядерных и сегментоядерных нейтрофилов отмечалась тенденция к. увеличению числа лейкоцитов и лимфоцитов.

Определенный интерес представляют данные, полученные при исследовании физических свойств крови. Так, у большинства обследуемых увеличивалась скорость свертывания крови, сопровождающаяся, увеличением содержания протромбина. РОЭ при этом ускорялась.

Результаты исследований активности холинэстеразы крови свидетельствуют об ее угнетении на 10—30%, по сравнению с исходными данными.

Выводы

1. При несоблюдении правил безопасности при работе с метилмер-каптофосом могут наблюдаться явления интоксикации как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны вегетативной нервной: системы, сопровождающиеся изменениями морфологического состава крови и ее физико-химических свойств. Поэтому при работе с метил-меркаптофосом необходимо строго соблюдать все меры индивидуальной защиты.

2. В момент прохождения летчиками и авиатехниками врачебной летной экспертной комиссии необходимо производить у них исследование активности холинэстеразы крови. Рабочих, выделяемых для обслуживания авиационно-химических работ, не следует допускать до работ без предварительного медицинского осмотра.

3. Для улучшения условий труда на авиационно-химических работах необходимо рекомендовать самолеты А-2 и Як-12, оборудованные выносными бачками для концентрата инсектицида. Процессы вскрытия тары и заливки инсектицида в бачок опрыскивателя необходимо механизировать и герметизировать.

4. Во время авиаопрыскивания администрация колхозов и совхозов, должна оборудовать рабочие площадки малогабаритными душевыми установками и помещениями для хранения инсектицида.

5. Вновь строящиеся для использования на авиационно-химических работах самолеты и вертолеты необходимо оборудовать системой кондиционирования воздуха, снабженной противогазовым фильтром.

9. В настоящее время наилучшим вариантом защиты органов дыхания от воздействия ядохимикатов является респиратор РА-59.

ЛИТЕРАТУРА

К а г а н Ю. С. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 187. — Он же. В кн.: Новые инсектофунгициды и гербициды. М., I960, стр. 107. — Калюжный Д. Н., Медведь Л. И., Могилевчик 3. К. Основные вопросы гигиены села. М., 1961. — Медведь Л. И. Гигиена • труда прт применении инсектофунгицидов в сельском хозяйстве. М., 1958, стр. 79. — Сосновик И. Я- В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М„ 1959, стр. 355. — Сосновик И. Я. Клиника и профилактика отравлений ядохимикатами. М., 1959, стр. 103. — Стацек Н. К. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 234. — Deichmann W. В., Rakoczy R.,. Arch, industr. Hlth., 1955, v. 11, p. 324.

Поступила 9/VIl 1962 r.

OCCUPATIONAL HYGIENE IN THE AIRCRAFT SPRAYING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF METHYLMERKAPTOPHOSE

ф

T. A. Asribekova

An investigation of work conditions prevailing in the aircraft spraying of methyl-merkaptophose and of its effect on the operators showed that the air in the cabins of airplans and helicopters contained methylrnerkaptophose in concentrations exceeding its-maximum permissible level. Similar results were obtained following analyses of air samples collected within micro-airfields. The human skin, certain parts and surfaces of;

airplanes and helicopters and the ground of the airfields were contaminated with the insecticide. The decontamination measures proved of little avail.

The data of clinical and physiological examinations of 32 persons showed that as the results of contact with methylmerkaptophose signs of intoxication may develop on the level of the central and vegetative nervous systems. Blood analyses revealed

changes in the blood morphology and in its physical and chemical properties.

* * *

К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Кандидаты медицинских наук Ю. А. Осипов, Р. Н. Вольфовская, Т. П. Асанова, старший инженер Е. Л. Куликовская, младший научный сотрудник Т. В. Каляда, кандидат медицинских наук

А. В. Щеглова

Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В опубликованной ранее статье1, посвященной комбинированному действию электромагнитного поля высокой частоты и рентгеновского излучения, были приведены результаты динамических наблюдений за состоянием здоровья группы работающих в условиях облучения обоими указанными видами электромагнитной энергии на откачке — обезга-живании и испытании некоторых типов электронных ламп. Полученные данные позволили говорить о комплексе патологических изменений, характерных для хронического сочетанного воздействия поля высокой частоты и рентгеновского излучения.

Указанный комплекс был выявлен нами в 1959 г. на основании углубленного клинического исследования и данных динамического наблюдения над группой, состоящей из 101 работницы (57 испытатель-ниц, 44 откачницы; 80%, из них были в возрасте до 40 лет, средний профессиональный стаж около 7 лет), и путем сопоставления этих данных с результатами, полученными в контрольных группах (рентгенологов и лиц, работающих в полях высокой частоты того же диапазона и примерно такой же напряженности).

Основными компонентами этого комплекса являются жалобы на слабость, сонливость, головные боли, боли в области сердца, артральгии, функциональные нарушения центральной нервной системы, клинически проявляющиеся в вегетативных нарушениях с рядом сердечнососудистых изменений, обусловленных, по-видимому, нарушением центральной вегетативной регуляции, изменения крови — тромбопения, лейкопения, выраженные качественные изменения красной и белой крови (сфероцитоз, изменения осмотической стойкости эритроцитов, патологическая зернистость протоплазмы нейтрофилов и т. д.), дисфункция яичников.

Перечисленные явления были отмечены у лиц, подвергающихся комбинированному облучению следующих параметров: а) электромагнитное поле — частота 200—250 кгц\ на участке откачки — обезгажи-вания напряженность электрической составляющей поля 600—2500 в/м, магнитной составляющей 50—320 а/м, на участке испытания электрическая составляющая 12—14 в/м при неопределяющейся магнитной со-

1 Гигиена и санитария, 1961, № 5.

3*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.