Тиоловые соединения в медицине. Киев, 1959, стр. 169. — Навроцкий В. К. В кн.г Материалы 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, стр. 312.— Он же. Вестн. АМН СССР, 1960, № 3, стр. 57 — Пахомычев А. И. Гиг. и сан., 1960, № 11, стр. 77. — П о к р о в с к и й В. А. В кн.: Вопросы сердечно-сосудистой патологии, гигиены труда и профзаболеваний. Воронеж, 1957, стр. 3. — Рязанов В. А. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, в. 1, стр. 9. — С а дч и ко в а М. Н. Гиг. и сан., 1954, № 1, стр. 29. — Трахтенберг И. М." В кн.: Допов^ науково1 cecii на честь 30-р1чче Ки1вськ. наук-дослед. iH-ту ппени . npaui та профзахворювань. Кшв, 1958, стр. 97. — Трахтенберг И. М., Вержиковская Н. В. Врач, дело, 1959, № 2, стб. 171. — Они же. Тезисы докл. 4-й Белорусск. конференции эндокринологов, 1962. —Трахтенберг И. М. Вестн. АМН СССР, 1960, № 8, стр. 30. — О н же. В кн.: Некоторые философские вопросы медицины и естествознания. Киев, 1960, в. 2, стр. 329. — Фридлянд И. Г. О так называемом неспецифическом действии промышленных ядов. М., 1957. — Он ж е. В кн.: Материалы 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, т. 1, стр. 314.— Черкес А. И. В кн.: Тиоловые соединения в медицине. Киев 1959, стр. 101. — Ч е р-к и н с к и й С. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, в. 1, стр. 52. — Ш р а й б е р Л. Б., Л ю б е ц к и й X. 3., Фарсыянц А. Г. и др. В кн.: Материалы 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, т. 1, стр. 330. — Berk а I., Bezpecn. a Hyg. Ргасе, 1955, т. 5, стр. 54. — F а 1 е g G., Lenzi R., Marzi F., Folia med. (Torino), 1959, v. 42, p. 1487. — F 1 e i s с h m a n n P., Dtsch. med. Wschr., 1928. Bd. 54, S 304. —La yet. Цит. D. Teleky. — N e a 1 P. A., Am. J. publ. Hlth., 1932, v. 28, p. 907. —Nothdurf t W., Arbeitsschutz, 1959, Bd. 9, S. 263.— Hock A., Med. klin., 1926, Bd. 22, S. 1209; 1250.— Idem, Biochem. Z., 1940, Bd. 304, S. 73. —Turner J. A., Public Hlth Rep. (Wash.), 1924, v. 39, p. 329.
Поступила 15/XI 196! r.
THE PROBLEM OF MICROMERCURIALISM IN THE LIGHT OF NEW
EXPERIMENTAL DATA AND OBSERVATIONS
/. M. Trakhtenberg, subprofessor
With a considerably increasing use of mercury and its compounds the theoretical and practical questions dealingwith the problem of micromercurialism have now acquired special significance. According to the author's data, at present there are more than 140 enterprises where the air within the working zone contains mercury mostly at concentrations amounting lo hundred thousandths of a milligram.
The present article provides data of experimental and field observations which indicate that mercury at concentrations equal or close to the maximum permissible levels has an unfavorable effect on man and warm-blooded animals and produces shifts in the functioning of central nervous system protein metabolism neurohumoral regulation, cardiovascular system and in immunological reactivity. As a result of the analysing the data obtained, the author believes it to be necessary that the existing standard of the maximum permissible concentration of mercury in air (0,00001 mg/1) be decreased and suggests a number of preventive measures. Attention is drawn to the expediency of using unithiol as a means of individual prophylaxis.
ft ft ft
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УСТАНОВКИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ЯДОСМЕСЕИ И ЗАГРУЗКЕ ИХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САМОЛЕТЫ
Кандидат медицинских наук X. Э. Любецкий, доцент Н. И. Сметанин, старший научный сотрудник Б. Э. Гуревин
Из Узбекского научно-исследовательского института гигиены, санитарии и профзаболеваний, Ташкентского медицинского института и среднеазиатской научно-исследовательской группы Научно-исследовательского института
гражданского воздушного флота (Ташкент)
ф
В работах по применению ядохимикатов ежегодно участвуют тысячи людей, которым длительное время приходится, контактировать с различными ядоматериалами. Многие из применяющихся в настоящее
время химических веществ токсичные, и профилактика отравлений ими является одной из важных задач сельской медицины. Наиболее опасны для здоровья выгрузка ядохимикатов из тары и транспортных средств, приготовление смесей и растворов и загрузка их в специальные самолеты или наземные машины-опрыскиватели. Эти процессы в то же время являются самыми трудоемкими, недостаточно механизированными, . требующими применения тяжелого ручного труда.
Внесение на поля ядохимикатов и удобрений производится в основном с помощью сельскохозяйственных самолетов. Чтобы уяснить санитарно-гигиенические вопросы, возникающие при этих работах, опишем вкратце весь технологический процесс.
Ядохимикаты завозят на полевые аэродромы в металлической, фанерной или бумажной таре, выгружают вручную и затем загружают в самолеты. Во многих случаях приходится непосредственно на аэродроме приготавливать смеси сухих, пылевидных или жидких препаратов, например, смесь цианамида кальция с кремнефтористым натрием, эмульсии керкаптофоса с пастой ДДТ, смеси минеральных удобрений с гексахлораном и т. д. Перемешивание, просеивание, приготовление эмульсий и суспензий производятся вручную. При этих процессах ядохимикаты запыляют атмосферу на полевом аэродроме, их концентрация в воздухе во много раз превышает допустимую. По нашим данным, она может достигать 140—160 мг/мг.
Подготовленные ядохимикаты загружают в самолет. Сухие химикаты рабочие высыпают из мешков, стоя на фюзеляже самолета. Работа эта очень трудоемкая: бригада загрузчиков должна засыпать в мешки, перенести к самолету, поднять наверх и высыпать в бак до 20 г и более опылителя в день. При загрузке самолета запыленность воздуха еще более высока—до 200—220 мг/м*.
Загрузка жидких ядохимикатов производится с помощью центробежных насосов, но и здесь наблюдается значительное загрязнение загрузочной площадки и воздуха полевого аэродрома парами и каплями жидкостей, разливающихся при подключении и отключении загрузочного шланга.
0
Сильно загрязняется атмосфера и в момент отруливания и взлета самолета, когда воздушной струей от пропеллера просыпанные ядохимикаты густым облаком поднимаются вверх. Концентрация ядохимикатов в воздухе в этот момент достигает также 200—230 мг/м3.
На загрузку самолета в среднем затрачивается 15—20 минут при численности рабочей бригады 10—15 человек.
При всех описанных видах работы создаются условия для проникновения ядов в организм через все «входные ворота»: дыхательные пути, слизистые оболочки, кожу, пищеварительный тракт.
Немаловажное значение имеет, и то обстоятельство, что при существующей системе организации авиационно-химических работ совершенно неудовлетворительно решены вопросы бытового обеспечения и личной профилактики обслуживающего персонала — рабочих и особенно летно-технического состава. Члены экипажа самолетов за сезон работ с ядохимикатами вынуждены неоднократно менять места своего проживания, поскольку колхозы обеспечивают летчиков жильём и питанием только тогда, когда те работают на их полях. Это отражается на режиме отдыха и качестве питания летно-технического состава и в конечном итоге на состоянии здоровья.
Мы наблюдали в течение ряда лет за состоянием здоровья 128 человек, работающих с дефолиантами и десикантами хлопчатника. По профессиям обследованные распределялись следующим образом: пилоты— 30 человек, авиамеханики и техники — 38, рабочие-заправщики — 30, сигнальщики— 12, агрономы— 10, прочие — 8 человек.
При медицинском обследовании лица всех групп предъявляли те или иные жалобы. На пониженный аппетит жаловалось 50 человек; особенно часто такие жалобы отмечались у летчиков (14 из 30). Жалобы на головную боль предъявляли 32 человека, на обм\ю слабость — 18 человек. Эти же явления отмечали более или менее равномерно работники всех профессий. У 35% заправщиков и у части пилотов (5 человек) на коже тыльной стороны рук отмечены небольшие трещины. У 2 авиамехаников имелась мокнущая экзема в паховой области, у 2 агрономов-энтомологов — сильнейший дерматит на кистях рук. Эти явления обследованные связывают с повторной работой с циана-мидными препаратами; по-видимому, они объясняются аллергической реакцией. Заправщики предъявляли частые жалобы на боли в глазах и раздражение слизистой оболочки глаз (20 человек), что связано с попаданием ядохимикатов на слизистую оболочку гла:<.
При исследовании картины периферической крови установлена некоторая тенденция к повышенному уровню гемоглобина в крови (82— 94%) и числа эритроцитов (4 950 000—5 800 000). В лейкоцитарной формуле отмечается эозинопения, нейтрофилез со сдвигом формулы влево.
В результате настойчивых требований санитарных органов из соображений экономики были созданы механизированные установки для выгрузки, приготовления смесей и заправки в самолеты различных сухих и жидких химикатов, дающие возможность соблюдать необходимые санитарные условия. В 1959 г. коллективом Государственного союзного конструкторского бюро по хлопку (Ташкент) под руководством инженеров А. В. Бутырина и А. Л. Романова была создана конструкция такой установки. Первый образец ее построен в совхозе «Малек» в 1960 г.; в 1901 г. в хлопковом совхозе «Пятилетие УзССР» сооружен второй модернизированный и значительно улучшенный вариант.
Новая установка была обследована нами с целью дать ей гигиеническую оценку. Наблюдения проводились при работе с такими различными видами сельскохозяйственных химикатов, как суперфосфат и цианамид кальция. Суперфосфат — комковатый, относительно влажный препарат, создающий минимум пыли; цианамид же кальция представляет собой высокодисперсный и легко распыляющийся химикат.
Установка, второй образец которой получил название УПР-15 («Установка для приготовления растворов и ядосмесей производительностью 15 г в час»), — стационарное строение, расположенное непосредственно на загрузочной площадке совхозного аэродрома (рис. 1).
Каркас здания, где расположены все механизмы, выполнен из тонких металлических труб, скрепленных сваркой. Ядохимикаты выгружаются непосредственно с автомашины (самосвал или автоцистерна) в приемный бункер питателя или резервуара. Сухие химикаты из бункера подаются на дробилку (если химикат требует дробления) или прямо на просеивающий грохот, откуда* ковшовым элеватором направляются в дозирующее устройство (автоматические весы с бункером), расположенное на втором этаже. Если сухой химикат предназначен для приготовления раствора, суспензии или эмульсии, то из дозатора он поступает в бак-смеситель, а при необходимости — непосредственно в мешалку маточного раствора. Подготовленный и дозированный ядохимикат загружается в бак опылителя-опрыскивателя самолета консольным ленточным транспортером с рукавом для сухих веществ и центробежным насосом для жидкостей.
Управление установкой производится со специального пульта при помощи пусковых кнопок; электропитание — от собственной дизельной электростанции (рис. 2).
8
Рис. 1. Схема установки УПР-15 для приготовления ядохимикатов и заправки ими самолетоо.
/ — бункер; 2 — дробилка; 3 — просеивающий грохот; 4 — ковшовый элеватор; 5 — автоматические весы; 6 — баки-смесители; 7 — мешалка маточного раствора-. 8 —• ленточный транспортер; 9 — рукав для просыпания сухих ядохимикатов.
Использование установки обеспечивает бесперебойную работу двух самолетов АН-2, причем время загрузки составляет лишь 2—2!/2 минуты. При работе с сухими химикатами требуется всего 5 рабочих, а для приготовления жидких препаратов — 3—4 человека. Установка позволяет механизировать всю работу, но все же некоторые процессы представляют опасность с санитарно-гигиенической точки зрения.
Некоторые сельскохозяйственные ядохимикаты (цианамид кальция, многие препараты гексахлорана, ДДТ и др.) упаковываются в бочки, при открывании .которых в воздух поднимается большое количество ядовитой пыли; приспособления же для герметического вскры-
Рнс. 2. Общий вид установки.
тия бочек на установке УПР-15 нет. Во время работы с таким сильно пылящим препаратрм, как цианамид кальция, запыленность воздуха в момент вскрытия бочек составляла 11—20 мг/м3. Санитарной защиты работающих требует и процесс загрузки сухих ядохимикатов в бункер питателя: при высыпании с площадки цианамида кальция запыленность воздуха достигает 40—65 мг/м3.
Наибольшая запыленность воздуха возникает при загрузке сыпучих химикатов в бак опылителя на самолете вследствие несовершенства загрузочного приспособления: рукав, подающий химикат, входит в горловину бака неплотно, засыпаемый химикат скапливается горкой под отверстием горловины и высыпается наружу. В то же время окраинные части бака не заполнены химикатом. Нет мешалки, которая равномерно распределяла бы химикат внутри бака. Падающая с силой из рукава струя химиката вытесняет из бака воздух, который увлекает за собой наружу значительное количество пыли. В результате этого на верхнюю поверхность фюзеляжа самолета при. каждой загрузке иногда просыпается до нескольких килограммов химиката. При запуске двигателя самолета и во время отруливания вся эта пыль поднимается воздушной струей в воздух и запыленность при работах с цианамидом кальция достигает 121 —123 мг/м?.
Существенным недостатком УПР-15 является то, что в ней не предусмотрены приспособления для работы с высокотоксичными ядохимикатами группы фосфорорганических. Между тем именно здесь требуется максимальная механизация всех процессов и герметизация узлов установки как основная гарантия безопасности работ и профилактики отравлений. Конструкторы УПР-15 должны поставить перед собой эту задачу как самую неотложную.
Второй частью стационарной полевой базы для сельскохозяйственной авиации являются сооружения бытового и санитарного назначения, которые в настоящее время достраивают на том же аэродроме в совхозе «Пятилетие УзССР». В отдельно стоящем здании, расположенном с наветренной стороны по отношению к господствующим ветрам, размещены комнаты отдыха для экипажей самолетов и рабочих, душевая пропускного типа, кухня, медицинский пункт. В отдалении построена уборная, отвечающая санитарным требованиям. Расстояние между рабочей частью установки и бытовым зданием составляет около 100 м.
Нами выдвинуты еще дополнительные требования, предусматрива ющие оборудование отдельного помещения для хранения, стирки и дегазации спецодежды, хранения дегазационных средств, а также устройство цементированной ямы для спуска и слива всех загрязненных промывных вод (от стирки спецодежды, мойки самолетов, дегазации загрузочной площадки, душевых вод и пр.). Между этими сооружениями и аэродромом предложен санитарный разрыв 300 м. Для уменьшения запыленности и загрязненности воздуха на полевых аэродромах предложено бетонирование взлетно-посадочных полос и заправочных площадок.
В конце семилетки в Узбекской ССР должно быть построено 15 установок типа УПР-15. Учитывая широкие перспективы разностороннего развития сельскохозяйственной авиации в нашей стране, можно быть уверенным в том, что стационарные механизированные полевые базы для ее работы будут строиться также и в других республиках и областях. При их строительстве должны быть учтены все недочеты в конструкции и эксплуатации первых опытных образцов и приняты указанные в настоящей статье рекомендации санитарно-гигиенического порядка.
Поступила 21/11 1962 г.
HYGIENIC FEATURES OF A MECHANIZED INSTALLATION FOR PREPARING POISONOUS MIXTURES AND THEIR LOADING ONTO AGRICULTURAL AIRCRAFT
Lyubetsky, Kh. Z., Candidate of Medical Sciences, Smetanin, N. /., Subprofessor,
Gurevich, B. Senior Scientific Worker
The unloading of poisonous chemical compounds, the preparation of poisonous mixtures and their loading onto agricultural aircraft are poorly mechanized and produce considerable air pollution with dust and harmful vapours at the site of airfields. The article presents a description of a newly constructed installation, by means of which all the processes of preparing and mixing of chemical compounds and their loading onto aircraft are mechanized and the number of required workmen is decreased. The authors present sanitary and hygienic features of the new installation and suggest means of its further improvement in compliance with the requirements of occupational hygiene.
IV Ъ Ъ
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ОБ ЕСТЕСТВЕННОЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ СОДЕРЖАНИЕМ К40
Кандидат медицинских наук В. Г. Рядов, инженер Н. В. Петру хин
Для санитарно-гигиенической оценки радиоактивной загрязненности объектов внешней среды наряду с общей радиоактивностью важно знать ту ее долю, которая характеризует искусственную (осколочную) активность. Между тем в некоторых работах (В. Н. Гуськова, А. Н. Брагина„ 1958; Л. С. Апель, 1959) содержатся данные только о суммарной радио-