Научная статья на тему 'О ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА И РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА И РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
современное образование / навыки / разговорная речь / школа / учебные часы / логическое мышление / modern education / skills / spoken language / school / study hours / logical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова А.С.

Реформы в системе образования Азербайджана и интеграция в передовую систему образования мира оставили множество проблем, требующих решения. Наше образование переходит от системы, основанной на памяти, к системе, которая делает упор на интеллект и опирается на творческое мышление. Такие элементы обучения, как инициатива, творческое мышление, исследования и применение, обеспечивают формирование современных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SUBJECT PROGRAM OF AZERBAIJANI LANGUAGE AND REFORMS IN EDUCATION SYSTEM

Reforms in the education system of Azerbaijan and integration into the advanced education system of the world have left many problems to be solved. Our education is moving from a system based on memory to a system that emphasizes intelligence and relies on creative thinking. Learning elements such as initiative, creative thinking, research and application ensure the formation of modern skills.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА И РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Керимова А.С.

аспирант, преподаватель

Азербайджанский государственный педагогический университет

(г. Баку, Азербайджан)

О ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА И РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: реформы в системе образования Азербайджана и интеграция в передовую систему образования мира оставили множество проблем, требующих решения. Наше образование переходит от системы, основанной на памяти, к системе, которая делает упор на интеллект и опирается на творческое мышление. Такие элементы обучения, как инициатива, творческое мышление, исследования и применение, обеспечивают формирование современных навыков.

Ключевые слова: современное образование, навыки, разговорная речь, школа, учебные часы, логическое мышление.

Преподавание азербайджанского языка заняло ведущее место, как в традиционном, так и в современном образовании, его преподаванию на всех ступенях общеобразовательной школы уделялось особое внимание и забота. Его выбирают как по количеству учебных часов, так и по его положению среди других предметов. Потому что развитие логического мышления учащихся, развитие навыков правильного письма и разговорной речи напрямую связано с процессом преподавания данного предмета. В современной учебной программе преподаванию азербайджанского языка уделяется широкое место, процесс развития речи в целом, интеллектуальное и творческое применение основывается на полученных в его содержании результатах. Однако система обучения языковым правилам в учебной программе резко отличается от системы усвоения в традиционном образовании. [2, с. 208]

В традиционных программах широкое пространство отводится изложению научных понятий, связанных с языкознанием, и если целью считалось их заучивание и запоминание, то в качестве средства обеспечения речевого развития добавляются языковые правила, освоенные в учебной программе. В новом обучении правила рассматриваются как процесс, стимулирующий речевое развитие, даже самые необходимые грамматические правила подчинены совершенствованию процесса правильного письма и устной речи. Задача - овладеть системной речью путем построения диалогов и текстов.

В действующей учебной программе по родному языку обоснованы направления деятельности предмета, конкретно и ясно обозначены содержательные линии, стандарты, результаты обучения. Почему мы будем преподавать по учебной программе? (цель), чему будем учить? (целенаправленное содержание), как будем учить? (метод, средства и ресурсы) и как мы учили? На вопросы (результат и оценка) даны научно-методические ответы. Общее содержание учебной программы показывает, что родной язык всегда был мощным средством воспитания, благодаря ему во многом приобретаются высокие национальные, нравственные ценности и общечеловеческие качества. Формирование знаний, навыков и привычек на азербайджанском языке, оптимальная интерпретация и изучение правил языка способствовали улучшению научного кругозора и интеллектуальных способностей учащихся в целом.

Проблему обучения правилам языка в программе родного языка можно резюмировать следующим образом: на основе усвоения правил языка «он объясняет необходимые фонетические, лексические, грамматические понятия, дифференцирует их друг от друга, обосновывает и излагает свои рассуждения c различными способами, демонстрирует, что он овладел правилами языка в устной и письменной речи». [1, с. 15]

В целом в «Концепции образования Азербайджанской Республики (Национальной учебной программе)» предмет азербайджанский язык рассматривается как ведущий предмет, и от его преподавания ожидаются

следующие образовательные результаты: обоснование предмета, изучение алфавита, овладение техникой чтения и письма, навыками правильного, быстрого, осознанного и выразительного чтения, постепенное обогащение словарного запаса, изучение и применение самых необходимых языковых правил и норм литературного произношения, формирование навыков выразительной речи, обеспечивается создание исходных представлений о языке, истории, нравственных и духовных качествах, культуре и традициях азербайджанского народа.

Ученик, достигший результатов данного обучения: выражает свое отношение к мнению говорящего, может свободно выражать свои мысли, читает правильно, быстро, осознанно, выразительно, выражает свое отношение к читаемым текстам, создает тексты с небольшим объемом общения, пользуется словарями, справочниками, в простой форме представляет изученную информацию о языке, истории, нравственных и духовных ценностях, искусстве и традициях азербайджанского народа, демонстрирует владение фонетическими, лексическими и грамматическими правилами в письменной и устной речи. [1, с.16]

Языковые правила специально упоминаются в содержательных линиях учебной программы и считаются одним из основных видов деятельности учащихся. Последовательное и систематическое обучение знанию правил языка приводит учащихся к тому, чтобы поднять грамматические знания на уровень умений и навыков и опытно использовать их в речевой практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каримов Ю. Методика преподавания родного языка. Баку, 2011 г., 298 с;

2. Предметные программы для 1-1У классов общеобразовательных школ. Баку: Образование, 2008, 480 с

Kerimova A.S.

Azerbaijan State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan)

ABOUT SUBJECT PROGRAM OF AZERBAIJANI LANGUAGE AND REFORMS IN EDUCATION SYSTEM

Abstract: reforms in the education system of Azerbaijan and integration into the advanced education system of the world have left many problems to be solved. Our education is moving from a system based on memory to a system that emphasizes intelligence and relies on creative thinking. Learning elements such as initiative, creative thinking, research and application ensure the formation of modern skills.

Keywords: modern education, skills, spoken language, school, study hours, logical

thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.