Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образование / управление качеством / концепция оценивания / образовательные исследования / международное оценивание / человеческий капитал / жизненные навыки / education / quality management / evaluation concept / educational research / international evaluation / human capital / life skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Т.С.

Основными задачами системы образования являются развитие человеческого капитала, необходимого для модернизации страны и повышения тем самым международной конкурентоспособности Азербайджанской Республики, воспитание у людей современного мышления и конкурентоспособности, вовлечение образованных людей в общественную жизнь и обеспечение их эффективности. В процессе школьного образования человек должен получить минимальные знания и навыки, необходимые для жизни. Решение проблем, сотрудничество, творческое мышление рассматриваются в образовательных системах как часть результатов обучения. Роль международных оценок чрезвычайно важна в достижении образовательных целей XXI века. Международные оценивании по своей сути являются исследованиями, поскольку они помогают странам формировать политику в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL COMPARATIVE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

The main objectives of the education system are the development of human capital necessary for the modernization of the country and thereby increasing the international competitiveness of the Republic of Azerbaijan, the education of modern thinking and competitiveness among people, the involvement of educated people in public life and ensuring their effectiveness. In the process of school education, a person should receive the minimum knowledge and skills necessary for life. Problem solving, collaboration, and creative thinking are considered in educational systems as part of learning outcomes. The role of international assessments is extremely important in achieving the educational goals of the XXI century. International assessments are inherently research because they help countries shape education policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.263

Алиева Т.С.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики начального образования Азербайджанский государственный педагогический университет

(г. Баку, Азербайджан)

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: основными задачами системы образования являются развитие человеческого капитала, необходимого для модернизации страны и повышения тем самым международной конкурентоспособности Азербайджанской Республики, воспитание у людей современного мышления и конкурентоспособности, вовлечение образованных людей в общественную жизнь и обеспечение их эффективности. В процессе школьного образования человек должен получить минимальные знания и навыки, необходимые для жизни. Решение проблем, сотрудничество, творческое мышление рассматриваются в образовательных системах как часть результатов обучения. Роль международных оценок чрезвычайно важна в достижении образовательных целей XXI века. Международные оценивании по своей сути являются исследованиями, поскольку они помогают странам формировать политику в области образования.

Ключевые слова: образование, управление качеством, концепция оценивания, образовательные исследования, международное оценивание, человеческий капитал, жизненные навыки.

Образовательные показатели имеют особое значение в оценивании человеческого развития. Через образование человек получает возможность выбрать правильную позицию по отношению к здоровому образу жизни, присоединяясь к этому процессу на протяжении всей своей жизни, гибко осваивая технологии. Благодаря образованию молодое поколение могут

реализовать свой потенциал, достичь поставленных целей, создать светлое будущее, стать волевыми.

Образовательная политика - это государственная деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования системы образования. Основными задачами системы образования являются развитие человеческого капитала, необходимого для модернизации страны и тем самым повышение международной конкурентоспособности Азербайджанской Республики, подготовка современно мыслящих и конкурентоспособных кадров, вовлечение образованных в общественную жизнь и эффективная работа.

Во время учебы в школе человеку необходимо приобрести минимальные знания и навыки, необходимые для жизни. Структурные и содержательные изменения в образовании направлены, прежде всего, на реализацию личностно -ориентированного и ориентированного на результат образования.

Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в мире, требуют реализации конкретных целей. В связи с этим утверждение «Концепция оценивания в системе общего образования Азербайджанской Республики» от 13 января 2009 года является одним из приоритетных направлений проекта развития сектора образования. [2]. В этом документе отражены основные направления внутришкольной, национальной и международной оценивании. Поскольку международное оценивание, которое согласно концепции является одним из направлений оценивания, не является соревнованием знаний, данные исследования дают возможность оценить состояние системы образования, сделать соответствующие прогнозы для исследования и устранения проблем. Международные оценочные исследования рассматриваются как инструмент образовательной политики страны. Международные оценочные исследования, основанные на экономических критериях, проводятся такой крупной организацией, как Организация Экономического Развития и Сотрудничества (O3CD). O3CD, как международная организация, создала PISA, PIAAC, TALIS и т. д. Международные оценивания по своей сути являются исследованиями,

поскольку они помогают странам формировать политику в области образования. Роль международных оценок чрезвычайно важна в достижении образовательных целей XXI века, предусмотренных в документе «Азербайджан 2030: Национальные приоритеты социально -экономического развития»[1]. Пункт I этого приоритета напрямую подчеркивал международные оценочные исследования. В целях укрепления общего образования, которое является гарантом развития общества, необходимо продолжить модернизацию системы образования, углублять содержательные реформы, развивать интегративный опыт преподавания. На этой основе должно быть достигнуто значительное улучшение позиций страны в международных оценках (PISA, PIRLS, TIMSS, ICILS). PISA - Программа международной оценки успеваемости учащихся. Программа международного оценивания достижений учащихся представляет собой международное оценочное исследование, ориентированное на экономические критерии, а не на учебную программу, и принадлежит Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

С 2000 года эта организация проводит исследование PISA по сравнительной оценке образовательных достижений учащихся. Исследование PISA, оценивающее способности учащихся на международном уровне под девизом «учиться жить», является наиболее полной и точной международной оценочной программой. Исследование было проведено впервые в 2000 году с целью оценки знаний и навыков 15-летних школьников по чтению, математике и естественным наукам, а также их способности решать различного рода задачи. Оценка проводится каждые 3 года и оценивает образовательные достижения на международном уровне путем сравнительного анализа между странами. Сравнения на международном уровне информации о результатах образования в разных странах мира позволяют странам, участвующим в исследовании, принимать возможные решения и изменения в своих системах образования. Основная причина участия в исследовании PISA - выяснить, что 15-летние учащиеся обладают образованием, общими знаниями и навыками, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе.

Включение 15-летних в данное исследование обусловлено тем, что во многих странах обязательное образование заканчивается в этом возрасте, и очень важно определить знания и навыки учащихся на этом этапе обучения. При этом необходимо оценить свои способности, чтобы самостоятельно приобретать знания и успешно адаптироваться к современной эпохе. Исследование учебных достижений учащихся ведется по 3 основным направлениям:

1. Читательская грамотность;

2. Математическая грамотность;

3. Грамотность в области естественных наук

Азербайджанские школьники приняли участие в международном оценивании PISA 2006. Для информации следует отметить, что по результатам исследования PISA-2006 целевым предметом были естественные науки, а азербайджанские школьники заняли 53-55 место с 382 баллами, 54 место по чтению с 353 баллами и 32-35 место, по математике 476 балами. Во второй раз в исследовании PISA-2009 приняли участие 4716 учащихся 162 начальных, средних школ и профессиональных лицеев Азербайджана.В результате азербайджанские школьники заняли 64-е место по чтению, 45-е место по математике с 362 баллами, 431 балл и 63 -е место по природе с 373 баллами. По итогам PISA 2006 и PISA 2009 азербайджанские школьники заняли место в пятерке последних. Последующие 2012 и 2015 годы Азербайджан не участвовал в оценивании.

В рамках PISA 2018 были реализованы и отражены в исследовании методики развития функциональной грамотности, чтения и оценки глобальной компетентности. Согласно PISA, глобальная компетентность включает в себя следующее:

изучать вопросы местного, глобального и культурного значения;

понимать и ценить точку зрения и мировоззрение других;

установить открытое, комфортное и эффективное взаимодействие между культурами;

принятие мер для коллективного благосостояния и устойчивого развития; [ 4, с.175-176].

6827 15-летних учащихся из 197 средних школ, расположенных в Баку, представляли Азербайджан в исследовании PISA 2018, и наши ученики, как из азербайджанского, так и из русского сектора участвовали и прошли оценивание. Таким образом, в результате фундаментальных и серьезных реформ в сфере образования в Азербайджане показатели PISA-2018 по количеству учащихся и ответам на вопросы значительно выросли по сравнению. Поскольку средний балл составляет 500 баллов, результат азербайджанских школьников превышает 400 баллов. Это ожидаемый результат для такой развивающейся страны, как Азербайджан. Таким образом, хотя показатель навыков чтения и слабый, но результат по математике выше. Средние показатели при оценивании были следующими: математика - 420 баллов; чтение -389 баллов; естественные науки -398 баллов [6]. В исследовании девочки показали лучшие результаты в навыках чтения, чем мальчики. Анализ исследований PISA-2018 показывает, что наши результаты в развитии образования оказались лучше по сравнению с предыдущими годами (2006 и 2009). Среди 79 стран, участвовавших в исследовании, Азербайджан занял 68-е место.

Азербайджан принял участие в пилотном этапе международного оценочного исследования PISA 2021. Как и в 2003 и 2012 годах, математическая грамотность была в центре внимания PISA также в 2022 году. Поскольку математика является приоритетным предметом оценки PISA 2022, креативное мышление считается инновационной областью. Используемый в исследовании термин «грамотность» не означает оценку уровня знаний и навыков, полученных в школе. Основная цель эффективно использовать математические знания при решении различных задач, требующих внимания, мышления и интуиции в повседневной жизни. «Математическая грамотность - это способность понимать и определять роль математики в мире, в котором живет человек, уметь делать обоснованные математические суждения, уметь использовать математику для удовлетворения текущих и будущих потребностей творческого человека» [3,

с.15]. Пилотный этап оценки, стартовавший 19 апреля, был проведен Министерством Образования и Науки и Институтом Образования. На данном этапе исследования планировалось участие 3000 учащихся из 63 школ Баку. Процесс был организован с соблюдением гигиенических норм, вытекающих из требований пандемии COVID-19. Основная фаза исследования была организована в апреле-мае 2022 года и завершилась в середине мая. В исследовании PISA-2022 математическая грамотность определяется, как способность человека формулировать, обрабатывать и интерпретировать задачи математически в различных ситуациях. Оно также включает в себя математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и прогнозирования явлений.

Математическая грамотность помогает людям понять роль, которую математика играет в мире, и принимать обоснованные суждения и решения, необходимые для того, чтобы быть конструктивными и вдумчивыми гражданами. Результаты исследования PISA 2022 по инновационному творческому мышлению будут доступны осенью 2024 года, а набор данных летом 2025 года [9].

Навыки XXI века, такие как решение проблем, сотрудничество, творческое мышление, рассматриваются в образовательных системах как часть результатов обучения. Международные оценки по своей сути являются исследованиями, поскольку они помогают странам формировать политику в области образования.

Международные оценки - это не состязание знаний, а исследования, позволяющие предпринять соответствующие шаги для оценки текущего состояния системы образования, найти пробелы и устранить их. Сравнения на международном уровне информации о результатах образования в разных странах мира позволяют странам, участвующим в исследовании, принимать возможные решения и изменения в своих системах образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Азербайджан 2030: Национальные приоритеты социально -экономического развития» Указ Президента Азербайджанской Республики, 02 февраля 2021

2. «Концепция оценивания в системе общего образования Азербайджанской Республики», 13 января 2009 год

3. Пирмамедов И., Талыбов Т., Кадыров Ф., Мансимов С. «Сегодняшние требования к завтрашнему образованию», Баку, 2006, с.15

4. Шлейхер А. «Мировые стандарты: как построить систему образования XXI века. Сильные исполнители и успешные реформаторы в образовании» (перевод Арзу Солтан), Баку: Т-Кй'^гк, 2022, с.175-176

5. https://www.undp.Org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/az/5.pdf

6. https://azedu.az/az/news/23623-pisa-nin-nebzini-nece-tutaq

7. https://www.pisa.tum.de/en/pisa/competence-domains/mathematical-literacy/

8. https://www.pisa.tum.de/en/pisa/kompetenzbereiche/creative-thinking/

9. https://www.pisa.tum.de/en/pisa/pisa-2022/milestones-pisa-2022/

10. https://www.muallim.edu.az/news.php?id=13974

Alieva T.S.

Azerbaijan State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan)

THE ROLE OF INTERNATIONAL COMPARATIVE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

Abstract: the main objectives of the education system are the development of human capital necessary for the modernization of the country and thereby increasing the international competitiveness of the Republic of Azerbaijan, the education of modern thinking and competitiveness among people, the involvement of educated people in public life and ensuring their effectiveness. In the process of school education, a person should receive the minimum knowledge and skills necessary for life. Problem solving, collaboration, and creative thinking are considered in educational systems as part of learning outcomes. The role of international assessments is extremely important in achieving the educational goals of the XXI century. International assessments are inherently research because they help countries shape education policy.

Keywords: education, quality management, evaluation concept, educational research, international evaluation, human capital, life skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.