УДК 372.881.161.1
Б01: 10.21779/2542-0313-2019-34-2-76-86 М.Р. Касумова
Особенности обучения родному языку в начальной школе
Азербайджанский государственный педагогический университет; Азербайджан, Л21000, г. Баку, ул. Узеира Гаджибекова, 34; [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации работы над лексико-семантическими особенностями слова в начальной школе, раскрываются основные понятия, относящиеся к лексической стороне обучения родному языку. Уделено внимание лексическому компоненту как наиболее важной составляющей полноценной речевой деятельности, формированию коммуникативной компетенции учащихся. Анализируются программные требования, предъявляемые по всем содержательным линиям предметного курикулума по родному языку, и современные учебники начальных классов. Подчеркивается необходимость систематической и целенаправленной работы педагога, обеспечивающей полноценное усвоение детьми семантики лексических единиц родного языка и правил их осознанного употребления в устной и письменной речи. Для организации эффективной работы предлагаются рекомендации и система упражнений, с помощью которых можно разнообразть занятия по родному языку.
Ключевые слова: начальная школа, лексико-семантические свойства слова, обогащение словарного запаса учащихся, лексические знания, лексическое значение слова.
УДК 372.881.161.1
Введение
Образование как одно из самых универсальных средств изменения глобального мира играет важнейшую роль в развитии общества. Благодаря образованию сохраняется связь с далеким прошлым, происходит накопление жизненного опыта, культурных ценностей, знакомство с духовными и материальными достижениями человечества.
Качественные перемены, происходящие во всех сферах Азербайджанской Республике на исходе ХХ века, затронули и систему образования. Необходимо было создать новую образовательную систему, основанную на принципах демократизации, дифференциации и индивидуализации, способную конкурировать с ведущими мировыми образовательными структурами, ориентироваться на достижения европейских и мировых стандартов, но при этом сохранять все лучшее из опыта существовавшей системы.
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые, рационально думающие люди, которые в ситуации выбора на основе логического подхода, прогнозируя все возможные последствия, могут самостоятельно принимать ответственные решения, а также отличаются высокими нравственными качествами, толерантностью, трудолюбием, инициативностью и желанием учиться, совершенствоваться на протяжении всей своей жизни.
Модернизация системы образования Азербайджана в соответствии с концептуальным документом - курикулумом - способствовала появлению нового педагогического мышления. В процессе обучения стали использоваться инновационные технологии. Современная концепция преподавания родного языка строится на идеях и методах коммуникативного обучения, в процессе которого формируются речевые, лингвистические и коммуникативные компетенции учащихся.
Речевая компетенция учащихся проявляется в способности осуществлять разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Лингвистическая компетенция учащихся определяется осознанным отношением к элементам теории родного языка и умением пользоваться ими в процессе общения. Речь на всех уровнях языковой системы (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом) должна быть правильной, содержательной, нормативно организованной и композиционно стройной.
Обучение родному языку в начальной школе должно обеспечить и коммуникативные компетенции учащихся, которые определяются умением использовать речевые и лингвистические компетенции в различных жизненных ситуациях. Ведь можно быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, но не уметь использовать эти умения в реальной речевой ситуации. То есть владение языком - это умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения. В этом смысле при обучении лексико-семантическим свойствам слова упор должен делаться на обогащение словарного запаса учащихся, а не на знание о лексическом слое языка.
Важно не только научить понимать, но и развить способность сознательно использовать смысловые оттенки данного слова в процессе речи.
Нами были определены основные направления совершенствования процесса обучения родному языку в начальной школе. Для этого мы рассмотрели основные концептуальные подходы к проблеме как отечественных, так и зарубежных исследователей, проанализировали правовые и дидактико-методические основы проводимых занятий, учебный материал.
Человек всю жизнь, пользуясь богатством языка, совершенствует свою речь. В теории развития речи особое внимание уделяется трем компонентам: слову, фразеологизму как эквиваленту слова, предложению и связной речи. Все они развиваются параллельно и взаимосвязано, поскольку словарная работа дает материал для составления предложений, а предложения обеспечивают материалом связную речь. Во время рассказа, устных сочинений проводится анализ слов, уточняются все оттенки значения слова, раскрывается взаимосвязь и зависимость друг от друга единиц, составляющих языковую систему. То есть без фонетически сформированного слова невозможно говорить о лексико-семантическом значении и морфологическом изменении, и без них - о предложении, которое служит для выражения мыслей. Фонетические процессы, морфологические изменения, синтактические связи и категории, стилистические нормы усваиваются в ходе выполнения различных операций над словом. В этом смысле слово является основным объектом языкознания.
Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. От богатства словаря зависят качество речи, успешность общения и обучения. Слова играют основную роль в точной и ясной передаче мыслей. Основная задача лексической работы в начальных классах - накопление в памяти школьника достаточного количества слов (с пониманием всех оттенков их значения) и активизация словаря (быстрого и точного выбора слов
в прямом и переносном значении, уместного использования их в составлении предложений, текстов). Для этого на уроках родного языка необходимо повысить удельный вес работы над словом, над его семантическим содержанием.
Слова как структурные единицы языка, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью (полисемией) и вступают в разные семантические отношения. Младшим школьникам необходимо это знать, чтобы полноценно усвоить родной язык. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления: «Лексико-семантическая работа, являющаяся необходимой составляющей процесса обучения родному языку на любой образовательной ступени, рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка: полноценное усвоение ими семантики лексических единиц и правил их употребления в речи, развитие способности оперировать единицами лексикона при восприятии и порождении речи адекватно задаче и ситуации общения» [9, с. 84].
«Слово является символом, знаком предметов, признаков, явлений, нас окружающих. Как основная единица языка, оно отражает реальную действительность и соотносится с конкретными образами, возникающими в сознании индивида. Слова концентрируют общественный опыт» [12, с. 28]. От богатства словаря зависит качество речи, успешность общения и обучения. От правильного подбора слова зависит точность и ясность передачи мыслей.
М.Р. Львов определяет две главные задачи лексической работы в начальных классах: качественное накопление в памяти школьника достаточного количества слов (с пониманием всех оттенков их значений) и активизация словаря (быстрый и точный выбор слов, уместное использование их в составлении предложений, текстов в прямом и переносном значении) [7, с. 234].
Овладение лексикой является важным компонентом выполняемых работ по всем содержательным линиям в предметном курикулуме по родному языку. Оно реализуется в виде соответствующих навыков. Например, к концу I класса учащийся:
- называет предметы и события из прочитанного текста;
- объясняет определенные слова из текста с помощью слов, близких по смыслу;
- употребляет в предложении изученные новые слова, близкие по значению;
- знает и различает слова, обозначающие предметы, признаки и действия.
К концу II класса учащийся:
- распределяет в тексте по смысловым группам новые слова, обозначающие предметы и события;
- различает в тексте слова, близкие и противоположные по смыслу;
- объясняет смысл фразеологических выражений;
- группирует слова, обозначающие предметы, признаки и действия.
К концу III класса учащийся:
- называет характерные признаки новых предметов и ситуаций в тексте;
- находит в тексте многозначные слова;
- различает прямой и переносный смысл слов.
К концу IV класса учащийся:
- находит термины в тексте;
- находит образные выражения в тексте;
- использует словари и энциклопедии для определения значения новых слов и названий в тексте [11, с. 12-18].
Лексическая работа предусматривается в течение всех четырех лет обучения, пронизывает весь курс. Требования к навыкам работы над лексико-семантическими свойствами слова повышаются с переходом из класса в класс.
Но наблюдения за уроками в школе показывают, что учителя начальных классов иногда недооценивают роль работы над лексико-семантическими свойствами слова в развитии речи учащихся и не уделяют этому должного внимания. В результате речь некоторых выпускников начальных классов не отвечает ожидаемым требованиям: из-за бедности словаря и незнания оттенков значений слов детям трудно правильно и ясно передать свои мысли, и. они используют в речи неуместные выражения. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок детей. Ю.Ш. Керимов делит лексические ошибки учеников начальных классов на лексико-семантические, лексико-грамматические и лексико-стилистические. К лексико-семантическим ошибкам автор относит:
- непонимание значения слова;
- расширение объема значения слова (ученик трактором называет не только трактор, но и комбайн, бульдозер, экскаватор);
- сужение значения слова (к диким зверям относит только хищных);
- употребление слова в значении, не соответствующем данному контексту;
- непонимание многозначности слова;
- непонимание, незнание значения омонима;
- смешение паронимов;
- тавтологические ошибки;
- смешение понятий с близкими значениями;
- смешение слов, близких по значению и звучанию;
- смешение родовых и видовых понятий (соловей - птица);
- использование грубых, нелитературных выражений, жаргонизмов [6, с. 461].
Такие ошибки искажают смысл высказываний учащихся. Поэтому очень важно,
чтобы усвоение новых слов со всеми оттенками значений проходило не стихийно, чтобы учитель планомерно управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность и полноту усвоения слов.
С. В. Плотникова выделяет следующие особенности лексикона младшего школьника:
1) лексикон ребенка младшего школьного возраста отличается от лексикона взрослого меньшим объемом. Несмотря на интенсивное пополнение новыми единицами, лексикон младшего школьника не всегда в полной мере способен удовлетворить его растущие коммуникативные потребности. Это проявляется в трудностях понимания, возникающих при восприятии речи, в частых повторах слов и их неточном употреблении в самостоятельной речи ребенка;
2) младшие школьники недостаточно знают семантику многих слов, что проявляется в ошибках и недочётах лексического характера. Однако даже в случаях правильного употребления ребенком слова мы не можем утверждать, что его значение полностью усвоено. Значение слова в сознании младшего школьника бывает наполнено несущественными, но значимыми для ребенка компонентами; 3) существенной особенностью лексикона младшего школьника является неустойчивость парадигматических связей его единиц, свидетельствующая о несформированности понятия в сознании ребенка [10, с. 92].
Таким образом, обогащение и совершенствование лексикона младшего школьника должно идти путем уточнения семантики слова в сознании ребенка, усвоения внутрисловной и межсловной парадигматики, укрепления семантических связей единиц лексикона, которые облегчают выбор нужного слова.
Для реализации стандартов, предъявляемых предметным курикулумом по родному языку, важно следовать нижеуказанным правилам:
1. Работа над лексико-семантическими свойствами слова должна выполняться взаимосвязанно с развитием речи и лингвистической работой. Теоретические сведения о слове должны быть предоставлены не только для информации, но и для обогащения словарного запаса путем осознанного понимания и развития культурных речевых привычек.
2. Для каждого класса с целью обогащения словарного запаса учащихся следует создавать словарь соответствующего объёма. Слова, включенные в состав данного словаря, должны неоднократно использоваться как в текстах и заданиях, содержащихся в учебнике, так и в речи учащихся. Учителя начальных классов должны акцентировать свое внимание на периодическом использовании этих слов учениками в их высказываниях, пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.
В то же время при разъяснении языковых правил употреблению данных слов в качестве примеров должно быть уделено особое внимание. Очевидно, что такой системный подход к работе над новыми словами гарантирует их активизацию в речи учащихся. В начале учебного года преподаватель может предложить школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, газет, журналов, из прослушанных радио- и телепередач. Через какой-то промежуток времени учитель собирает эти листочки, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского или родного языка «Знаешь ли ты?», «История слов» и т. д. [1, с. 5-14].
3. У учеников важно сформировать умение работать со словом. Если первые два пункта в основном связаны с составлением учебников, то последний пункт в первую очередь зависит от эффективности организации учебного процесса. Современный урок - это совместная деятельность учеников под руководством преподавателя. Этот процесс побуждает ученика искать пути решения поставленной проблемы и обсуждать свои идеи со всем классом или с членами группы. Интеллектуальная активность проявляется в речевых навыках. Богатство словарного запаса играет важную роль: чем богаче словарь ученика, тем шире у него выбор более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике обучения родному языку как важное условие успешного развития речи.
Работу по освоению лексико-семантических свойств слова в начальных классах можно разделить на две группы:
1) Выполнение заданий по лексике изучаемых текстов. Эти задания могут быть предтекстовые, притекстовые и послетекстовые. Цель этих заданий состоит в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями и употреблялось учениками в нужной ситуации. Пример предтекстового задания: «Прочитайте текст, выпишите слова, которые употреблены в переносном смысле». Эта работа также может выполняться по словарному составу выборочных текстов, которых нет в учебнике. Выбранные образцы литературных произведений помогают развитию художественного вкуса учащихся и обогащению словаря.
Ю.А. Тимофеева в системе работы над словом в процессе анализа текста выделяет три этапа: а) пропедевтический этап, цель которого - привлечь внимание детей к словам в художественных текстах, выяснить, умеют ли они находить изучаемое лексическое явление в тексте, понимают и умеют ли объяснить значение слова, продемонстрировать образцы употребления слов в речи, показать роль каждого лексического явления в тексте (используются аналитические упражнения); б) репродуктивный этап, цель которого - помочь детям усвоить изучаемые лексические явления, закрепить новую лексику в пассивном словаре, обеспечить подготовку введения слов в активный лексический запас школьника (используются аналитико-синтетические упражнения); в) продуктивный этап, цель которого - введение слов в активный словарь школьника (используются синтетические упражнения) [13, с. 7].
2) Выполнение упражнений, связанных с правилами языка. В современных учебниках начальных классов под заголовком «Языковые явления» даются простые теоретические сведения по лексике. Здесь на элементарном уровне раскрываются темы: «Слово и его значение» [3, с. 64], «Слова, близкие и противоположные по смыслу» (синонимы и антонимы), «Многозначные слова» [4, с. 69], «Омонимы» [5, с. 58], «Прямое и переносное значение слов» [4, с. 68], «Лексическое и грамматическое значение слов» [5, с. 69], «Термины» [4, с. 118; 5, с. 11], «Изобразительно-выразительные средства языка» (эпитет, сравнение) [5, с. 152, 161]. Также предлагаются соответствующие упражнения.
Расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опирается на знания, приобретенные в процессе изучения лексики. Несмотря на то, что в учебниках начальных классов нет теоретического материала о фразеологических оборотах, с целью обогащения словаря учащихся и создания условий для употребления данных оборотов в их речи в учебных текстах используются многочисленные фразеологизмы. Более того, в учебниках предусмотрены специальные притексто-вые и послетекстовые упражнения, задачи которых - толкование значений этих фразеологических оборотов или их замена эквивалентом.
Несомненно, наблюдение за употреблением слов в тексте и интерпретация слов соответственно контексту развивают языковое чутье учеников. Но, независимо от того, насколько регулярно и продолжительно будут выполняться такие задания, они не смогут заменить специально подобранные текстовые упражнения, раскрывающие лексико-семантические особенности слова, позволяющие детям самим раскрыть тайны родного языка.
Предлагаем упражнения для формирования лексической грамотности младших школьников.
I. Задания, ориентированные на понимание лексического значения слова Задание 1. Найди лишнее слово и объясни свой выбор.
Кресло, стол, диван, стакан (kreslo, stol, divan, stdharí)
Ромашка, нарцисс, сирень, колокольчик (çobanyastigi, nargiz, yasaman, zdngiçiçdyi) Али, Лейла, Ариф, Нармин, Гасумов (dli, Leyla, Arif, Narmin, Qasimov) Ветка, яблоня, цветок, птичка, виноград (budaq, alma agaci, çiçak, qu§, üzüm) Леопард, лиса, овца, енот, волк (babir, tülkü, qoyun, yenot, canavar) Чайка, лебедь, кролик, павлин, утка (qagayi, qu qu§u, dovçan, tovuzquçu, ordak)
Задание 2. Назови слово по его значению.
1. Глава государства - (президент) Dovlat ba§gisi - ... (prezident)
2. Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь) Bilayin ig hissasi - .... (ovuc)
3. Человек, совершающий поездку в автобусе, поезде, самолете - (пассажир) Avtobus, qatar, tayyara ila gedan adam - ... (sarnipn)
4. Непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей в метро - (эскалатор)
Metroda insanlarin qalxib-du^masi ugun fasilasiz harakat edan pillakan - ... (ekskalator)
5. Машина для уборки хлеба - (комбайн) Taxilyigan ma§in - ... (kombayn)
6. Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе - (варенье) §irada bi§irilmi§ meyva va gilameyvalar -... (murabba)
7. Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет) §akil va fotoda insan tasviri - ... (portret)
Задание 3. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза) Qahvayi, qabalidi (paltar, gozlar) Густой, дремучий (лес, туман) Qalin, six (me§a, duman) Горячий, знойный (лето, вода, привет) isti, qizmar (yay, su, munasibat)
II. Задания, направленные на самостоятельное осознание синонимических
отношений
Задание 4. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без-или бес-. Запишите их.
1. Смелый человек - ... (бесстрашный человек)
Casur insan -... (qorxmaz, casaratli, igid, qogaq, urakli insan)
2. Огромное количество - ... (бессчётное, бесчисленное количество) Qoxlu sayda -... (sonsuz sayda, saysiz-hesabsiz)
3. Жестокий враг - ... (беспощадный, безжалостный враг) Qaddar du§man - ... (zalim, marhamatsiz, amansiz, rahmsiz du§man)
4. Широкие просторы - (бескрайние просторы) Geni§ gollar - ... (ucsuz-bucaqsiz gollar)
5. Ясное небо - ... (безоблачное небо) Aydin sama - ... (buludsuz, agiq sama)
6. Тихий лес - ....(бесшумный лес) Sakit me§a -... (sassiz me§a)
7. Необдуманный поступок - . (безрассудный поступок) Du§unulmami§ harakat - ... (dlgulub-bigilmami§, mantiqsiz harakat)
Задание 5. Выберите наиболее точное слово из нескольких синонимов.
Я шла по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, шуршали) опавшие листья.
Мэп шв§э cigiri йэ gedirdim. Ayagimin altinda payiz yarpaqlari sakitça (xiçildayirdi, xirçildayirdi).
Подумайте и скажите, какое слово подходит в данном случае. Почему?
III. Задания, направленные на выделение в контексте слов, противоположных по
смыслу; на подбор антонимов к слову Задание 6. Прочитайте стихотворение и найдите в нем слова с противоположными значениями.
У прохожих на виду висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко (açagida, alçaqda). А Мышонок - высоко (yuxarida, Ий^йМэ). Воробей сказал, что близко (yaxin), а Улитка - далеко (uzaq). А Теленок озабочен тем, что яблоко мало (balaca, kiçik, yüngül). А Цыпленок тем, что очень велико (böyük) и тяжело (agir). А Котенку все равно: кислое (tur§) - зачем оно?
- Что вы? - шепчет Червячок,
- Сладкий (çirin) у него бочок!
Задание 7. Правильно ли подобраны антонимы в следующих предложениях? Объясните, в чем ошибки. Замените правильными антонимами.
1. На тарелке лежало два яблока: одно зеленое, а другое кислое. 2. Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, другая - сварливая и злая. 3. У бабочки крылья большие, а у стрекозы - прозрачные. 4. У стрижа хвост короткий, а у ласточки - красивая шейка. 5. Лист клена резной, а лист рябины - зеленый. 6. Белый гриб с толстой ножкой, а мухомор - несъедобный. 7. У меня собака большая и умная, а у тебя - маленькая и некрасивая.
1. Boçqabda iki alma var idi: biri ya§il, o biri i8э - tur§ (§irin - tur§). 2. Suyun iki qizi var idi: biri gözэl vэ zэhmэtke§, o biri - deyingэn vэ hirsli (gözэl vэ zэhmэtke§ - kifir vэ tэnbэl). 3. Кэрэтут qanadlari böyükdür, circiramaninki i8э - §9faf (böyük- kiçik).
4. Yaliquçunun quyrugu qisadir, qaranquçun i8э - boynu gözэldir (qisa - uzun).
5. Agcaqayinin yarpaqlari dilimlidir, quçarmudununku i8э - yaçil (dilimli - bütöv (tamkэnarll)). 6. Ag göbэlэyin kötükcüyü qalindir, mi^kqiran i8э - yemэli deyil (qalin -nazik ). 7. Ыэпш itim böyük vэ agllidir, sэninki i8э - balaca vэ çirkin (böyük vэ agilli -balaca vэ sэfeh).
IV. Упражнения с многозначными словами Задание 8. С приведенными словами придумайте словосочетания с различными значениями и составьте с ними предложения.
Например: твёрдый металл, твёрдый характер (agir metal, agir xasiyyэt)
Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина, решение.
Sözlar: taza (taza paitar, taza xabar), küt (küt biçaq, küt adam), tamiz (tamiz dasmal, tamiz ürak), soyuq (soyuq su, soyuq münasibat), düz (düz yol, düz söhbat), qabul etmak (qonaq qabul etmak, qarar qabul etmak), qulaq asmaq (musiqiya qulaq asmaq, söza qulaq
asmaq), dartmaq (ipi dartmaq, çiynini dartmaq, özünü dartmaq), uzatmaq (saç uzatmaq, söhbati uzatmaq), üz (uçagin üzü, daftarin üzü), tixac (çampan tixaci, yolda tixac), i§iq (içigi yandirmaq, gözüna i§iq galmak), §akil (çakil çakmak, §akla dü§mak), qarar (qarar vermak, bir yerda qarar tutmaq).
Задание 9. Подберите слова, имеющие два, три или четыре разных значения. Например:
Звезда - 1-е значение: небесное тело, видимое на ночном небе;
2-е значение: знаменитый человек (звезда кино);
3-е значение: геометрическая фигура с остроконечными выступами; Ulduz - 1-ci mana: Gecalar göydd parildayaraq nöqtd kimi görünan göy cismi;
2-ci mana: Maçhur, taninmiç §axs (Kino ulduzu);
3-cü mana: Daira üzra markazdan çixan ЪaraЪar ucu§i§ çixintilari olan handasi fiqur.
V. Задания, направленные на самостоятельный семантический анализ
фразеологизмов
Задание 10. Объясните значения словосочетаний (при необходимости обратитесь к словарю).
Правда глаза колет (dogru söz aci olar), зубами держаться (dördalli yapiçmaq), дуть на воду, обжегшись на молоке (suyu üfüra-üfüra içmak, ilan vuran ala çatidan qorxar), крокодиловы слезы (timsah göz yaçlari), как две капли воды (ela Ъй Ъ1г almadir yari ЪölüЪlаr), камень в огород (bostanma da§ atmaq), душа в пятки ушла (ürayi ayaginin altina dü§mak), хвататься за соломинку (saman çöpündаn yapiçmaq), выйти сухим из воды (sudan quru çixmaq), ловить на лету (göyda tutmaq), сыпать соль на рану (yarasina duz Ъasmaq), водой не разольёшь (aralarindan su sizmamaq), молоть языком (dil-dil ötmak, dil otu yemak), вывести на чистую воду (yalanini çixarmaq), держать язык за зубами (dilini dinc saxlamaq), взять себя в руки (özünü ala almaq).
Задание 11. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова на фразы из скобок. Какое из предложений является более выразительным, образным?
1. Ничего не помню, все забыл (все вылетело из головы). 2. Вы не слушайте Амину: она всегда преувеличивает (делает из мухи слона). 3. Алия Рагимовна объясняла решение задачи, но Асиф не слушал (пропускал мимо ушей). 4. Рамиль узнал, что поездка откладывается, и загрустил (повесил нос). 5. Мы догадывались, что он нас обманывает (водит вокруг пальца). б. Пятнадцатого сентября Нигяр проснулась очень рано (ни свет ни заря).
1. Heç na yadimda deyil, har §eyi unutdum (har §ey Ъа§mdаn (aglimdan) uçdu). 2. Siz dminaya qulaq asmayin, o, hamiça har §eyi §i§irdir (milçakdan fil düzaldir). 3. Aliya müallima masalanin hallini Ъа§а saldi, lakin Asif qulaq asmirdi (qulaqardina verirdi). 4. Ramil safarin taxira dü§düyünü Mlanda kadarlandi (qani qaraldi, Ъurnunu salladi). 5. Biz §^halanirdik ki, o, Mzi aldadir ßarmagina dolayir). б. Sentya^in on Ъe§inda Nigar yuxudan çox tez durdu (saharin gözü açilmamiç).
VI. Задание на изучение терминов Задание 12. Вместо точек подберите соответствующие термины: 1. Первый ... закончился победой американского боксера.
2 ... - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние, изменяется по временам, лицам, числам.
3. При делении число, на которое делят, называют ...
4. Песня, исполненная сестрами в форме ..., очень понравилась гостям.
Слова для справок: раунд, глагол, делитель, дуэт.
Таким образом, лексическая работа в начальных классах носит пропедевтический характер, т. е. подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики. Мы представили лишь некоторые из возможных упражнений, ориентированных на активное участие и логическое мышление детей, которые можно рекомендовать при работе над лексикой. Эти упражнения позволят учителю, обогатить словарный запас учащихся и сформировать навыки осознанного употребления слов в устной и письменной речи.
Литература
1. Галлингер И.В. Когда и как работают словари на уроке русского языка // Русский язык в школе. - 2009. - № 5. - С. 5-14.
2. Dovlat dilinin takmilla§dirilmasi haqqinda Azarbaycan Respublikasi Prezidentinin farmani // Azarbaycanin tahsil siyasati. I hissa. - Baki: Ca§ioglu, 2005. - S. 365-374.
3. Ismailov R., Oruceva G., ХаШоу Z., Cafarova D. Azarbaycan dili (2-ci sinif u9un darslik). - Baki: Altun Kitab, 2018. - 208 s.
4. Ismailov R., Oruceva G., ХаНО Z., Cafarova D. Azarbaycan dili (3-cu sinif u9un darslik). - Baki: Altun Kitab, 2018. - 208 s.
5. Ismailov R., Abdulaeva S., Cafarova D., Gasimova Х. Azarbaycan dili (4-cu sinif u9un darslik). - Baki: Altun Kitab, 2019. - 224 s.
6. Kdrimov Y.§. ibtidai siniflarda Azarbaycan dilinin tadrisi metodikasi. - Baki: Sada, 2013. - 552 s.
7. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
8. Матвеева А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / под ред. А.С. Рождественского // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977. - 160 с.
9. Плотникова С.В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона человека // Педагогическое образование. -2009. - № 2. - С. 84-90.
10. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 92-97.
11. Предметные курикулумы для I-IV классов общеобразовательной школы. - Баку: Тахсил, 2009. - 485 с.
12. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 28.
13. Тимофеева Ю.А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: автореф. дис. . канд. пед. н. - Рязань, 2007. - 22 с.
References
1. GallingerI.V. When and how dictionaries work in a Russian language lesson. // Russian language at school. - 2009. - № 5. - Р. 5-14.
2. Decree of the President of the Republic of Azerbaijan on improving the state language // Education policy of Azerbaijan. Part I. - Baku: Cashioglu, 2005. -P. 365-374.
3. Ismailov R., Orudzheva G., Khalilov Z., Dzhafarova D. Azerbaijani language (2nd grade textbook). - Baku: Altun Book, 2018. - 208 p.
5. Ismailov R., Abdullaeva S., Jafarova D., Gasimova H. Azerbaijani language (4th grade textbook). - Baku: Altun Book, 2019. - 224 p.
6. Karimov Y.Sh. Methodology of teaching the Azerbaijani language in the elementary grades. - Baku: Sada, 2013. - 552 p.
7. Lvov M.R., Goretsky W.G., Sosnovskaya O.W. Methodology of Russian language in the elementary classes. - M.: Academy, 2007. - 464 p.
8. Matveeva A.N. Elements of vocabulary in the beginning of the Russian language / pod. ed. Christmas A.S. // Actual Problems of Methodology of Russian Language in the Primary Classes. - Moscow: Findings Pedagogy, 1977. - 160 p.
9. Plotnikova S.V. Principles of lexico-semantic work in the vocabulary of psycholin-guistic conception of lexical terms. // Pedagogical image. - 2009. - № 2. - P. 84-90.
10. Plotnikova S.V. Lexicon jacquard sketchbook and a masterpiece on Urdu Russian Language // Original School. - 2007. - № 10. - P. 92-97.
11. Subject Curricula for Class I-IV Classes. - Baku: Tahsil, 2009. - 485 p.
12. Sautina E.V. Exploitation of lexical material with the help of the linguistic fluidity of the skeleton // The original school. - 2006. - № 4. - C. 28.
13. Timofeyeva Yu.A. Author's abstract: «We are working on the process of analyzing texts in terms of the development of literature in the beginning». - Ryazan, 2007. - 22 p.
Поступила в редакцию 5 июня 2019 г.
DOI: 10.21779/2542-0313-2019-34-2-76-86
Peculiarities of teaching a national language in elementary school
M.R. Kasumova
Azerbaijan State Pedagogical University; Azerbaijan, AZ1000, Baku, Uzeyira Hajibeyov st., 34; [email protected]
The purpose of this study is to consider the organization of work on the lexical-semantic features of the word in primary school. The basic concepts related to the lexical side of teaching the native language are revealed, attention is paid to the lexical component, as the most important component of full-fledged speech activity, the formation of students 'communicative competencies. In connection with the problem, the program requirements for all the substantive lines of the subject curriculum in the mother tongue and modern elementary school textbooks are analyzed. The necessity of a systematic and purposeful work of the teacher is emphasized, which ensures the full assimilation of the semantics of the lexical units of the native language by children and the rule of their conscious use in oral and written speech. To organize effective work, recommendations and a system of exercises are offered with the help of which you can diversify classes in your native language.
Keywords: elementary school, lexical and semantic properties of the word, enrichment of the vocabulary of students, lexical knowledge, lexical meaning of the word.
Received 5 June, 2019