Научная статья на тему 'О правовых механизмах борьбы с легализацией криминальных доходов'

О правовых механизмах борьбы с легализацией криминальных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьяков В. И.

В статье рассматриваются и анализируются правовые механизмы борьбы с легализацией (отмыванием) криминальных доходов. Исследован ряд мер по противодействию транснациональной организованной преступности: обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и правовая помощь по вопросам деятельности, связанной с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем; о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовых механизмах борьбы с легализацией криминальных доходов»

В.И. Третьяков

О правовых механизмах борьбы с легализацией криминальных доходов

Одним из главных условий существования современной организованной преступности является возможность легализации криминальных доходов. В связи с этим первостепенную важность приобретает совершенствование правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Основным звеном в этом механизме выступает Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ. Этот закон был разработан взамен прежнего, так и не вступившего в силу, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» 1999 г., который был отклонен Президентом Российской Федерации. Новый закон призван стать системообразующим, обеспечивающим комплексность российского законодательства о предупреждении легализации криминальных капиталов и, прежде всего, - денежных средств транснациональной организованной преступности.

Согласно Закону, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, наделяются обязанностью отслеживания проходящих через них операций, подпадающих под установленные в Законе «критерии подозрительности». Об этом оперативно сообщается в специализированный государственный орган, который анализирует полученную информацию и при необходимости передает ее в правоохранительные органы. В случае установления оснований для уголовной ответственности в действие вступают нормы УК РФ. В Законе дан исчерпывающий перечень операций с денежными средствам или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. При этом принятый текст Закона намного либеральнее своего предшественника, в котором список операций насчитывал 29 пунктов. Критерием обязательного контроля для 15 операций (среди которых выделяется 5 видов), указанных в Законе, является сумма, равная или превышающая 600 тыс. рублей.

Закон содержит ряд новых положений, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства. В первую очередь это касается понятийного аппарата. Так, в ст. 3 раскрываются основные понятия, используемые в Законе: доходы, полученные преступным путем; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; операции с денежными средствами или иным имуществом; уполномоченный орган; обязательный контроль; внутренний контроль. Четко определено понятие доходов, полученных преступным путем, под которыми понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Тем самым поставлена точка в споре о правомерности использования понятий «доходы, полученные преступным путем» и «доходы, полученные незаконным путем», представленных в ранее действовавшей редакции ст. 174 УК РФ. При этом соблюдено соответствие международным стандартам и конституционным требованиям, согласно которым ограничение свободы экономической деятельности и лишение имущества возможны только на основании решения суда.

В Законе с учетом результатов развития криминологической и уголовно-правовой науки дается определение легализации доходов, полученных преступным путем. Под легализацией понимается «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями».

Исключительно важной представляется глава IV Закона, специально предусматривающая ряд мер по противодействию транснациональной организованной преступности: обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и правовая помощь по вопросам деятельности, связанной с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ст. 10); признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем (ст. 11); о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (ст. 12).

В этой связи предусмотрено сотрудничество между органами государственной власти Российской Федерации и органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений, а также оказание правовой помощи на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации. Уполномоченным органом или иным органом государственной власти Российской Федерации

иностранным государствам может предоставляться соответствующая информация в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, по запросам иностранных государств или по собственной инициативе. При этом информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности России. Отдельные статьи Закона посвящены вопросам признания приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства, экстрадиции (выдачи и транзитной перевозки) лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Принятие Закона от 7 августа 2001 г. послужило толчком для дальнейшего развития законотворчества в сфере борьбы с финансово-экономической деятельностью организованных преступных сообществ, в разработке других важнейших направлений предупреждения легализации их финансовых средств. В первую очередь речь идет о совершенствовании валютного и банковского законодательства в части предупреждения и пресечения финансово-экономической деятельности организованных преступных формирований, о развитии уголовного права, о формировании нормативно-правовой базы соответствующей деятельности федеральных органов государственной власти.

К концу 90-х гг. стала очевидна потребность в постепенной, плавной либерализации валютного законодательства по мере создания необходимых экономических условий и принятия соответствующей законодательной базы по профилактике в этих новых условиях преступлений, связанных с финансово-кредитной деятельностью. Достаточно удачным шагом по реагированию на объективные экономические процессы стало принятие нового Федерального закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3. Закон является системообразующим в области валютного регулирования и валютного контроля. С точки зрения перспектив криминологической профилактики особенно важна статья 11 «Органы и агенты валютного контроля». Новая редакция статьи 11 Закона выстроила иерархию институтов валютного контроля, определив, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Одновременно с этим Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы, в области валютного контроля и предупреждения преступлений в финансово-кредитной сфере, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

В сравнении с прежним Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. в новом законодательном акте была заложена возможность снижения уровня обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, упрощался порядок вывоза капитала за рубеж, открытия счетов в зарубежных банках и инвестирования средств в зарубежные предприятия. Отныне контролю подлежат только валютные операции, прямо указанные в Законе.

Вместе с тем Закон предусмотрел и меры профилактики незаконного вывоза капитала с учетом опыта предупреждения и пресечения подобного рода деятельности организованных преступных сообществ. Так, в новый список операций для государственного регулирования вошли сведения о возврате экспортной выручки и импортных авансов (которые чаще всего использовались организованными преступными сообществами), трансграничные кредиты, а также приобретение паев, долей, акций, за рубежом и операции в валюте на российских фондовых рынках. Валютное регулирование стал осуществлять не только Центральный банк РФ, но и Правительство РФ, что расширило возможности для участия в нем правоохранителей.

Эти меры в комплексе с мерами уголовно-правового характера могут заметно укрепить заслон, поставленный отечественным законодательством на пути трансграничных валютных операций, осуществляемых транснациональным преступным сообществом. Однако некоторые меры могут трактоваться как излишняя в современных условиях противостояния с организованной преступностью либерализация валютного законодательства.

Так, по Закону 1992 г., если в ходе проверки резидент не представлял необходимые документы должностным лицам органов и агентов валютного контроля, они могли приостановить операции по его банковским счетам. В ряде случаев это позволило в ходе оперативной разработки деятельности некоторых организованных преступных формирований пресечь проведение ими финансовых операций. Согласно Закону 2003 г., органы и агенты валютного контроля теряют такое право. Новый закон направлен на построение, прежде всего, информационного контроля за движением капитала, ограничения могут быть введены только в случае особой необходимости. С учетом современных организационных, информационных, технических возможностей, которыми располагает транснациональная организованная преступность в финансовой сфере, подобного рода шаг в сторону либерализации контроля за финансовой деятельностью (тем более в рамках системообразующего закона в области валютного регулирования и валютного контроля) и ограничение компетенции органа

и агентов валютного контроля преимущественно информационными функциями мог представляться несколько преждевременной мерой.

Однако это ограничение возможностей органов и агентов финансового контроля компенсируется за счет права организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливать такие операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица) на два рабочих дня, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, физическое либо юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица. При этом приостановление операции производится только в случае выявления полного совпадения имеющихся у кредитной организации сведений о клиенте с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности*.

Ряд норм, установленных законом № 173-ФЗ, вступили в силу несколько позже принятия закона, в том числе с 1 января 2007 г. Из их числа особый интерес для нас представляет введение практики предварительной регистрации вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме для резидентов, которые открывают счета в банках государств, не являющихся участниками международного соглашения о финансовых мерах борьбы с отмыванием денег (FATF). Предварительную регистрацию счета (вклада) проводят налоговые инспекции по месту регистрации резидента. Предварительную регистрацию вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Введение такого рода практики соответствует рекомендациям FATF и является еще одним шагом на пути интеграции в систему международной практики формирующегося в нашей стране механизма противодействия отмыванию нелегальных средств.

Рекомендации FATF в данном случае предусматривают документальное фиксирование, сохранение и, в случае трансграничных переводов, передачу ключевой информации об отправителе перевода. Эта информация, будучи доступной в пункте назначения перевода, дает возможность финансовому учреждению произвести первоначальные оценки потенциальных преступных (террористических) связей (т.е. для целей сообщения о подозрительных трансакциях) и в итоге направить информацию правоохранительным или иным компетентным органам (т.е. для производства начальных стадий аналитического или следственного процесса). Фиксирование и хранение основной информации о первоначальном плательщике может содействовать борьбе против финансирования терроризма и отмывания преступных доходов по ряду направлений деятельности организованных преступных сообществ. Операции, содержащие полную информацию, помогают финансовым учреждениям -получателям платежа идентифицировать подозрительные операции. Требование о возможности доступа к информации об отправителе перевода также помогает соответствующим правоохранительным органам выявлять и преследовать в судебном порядке лиц, причастных к структурам организованной преступности.

Данным положениям корреспондирует содержание Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вводящего дополнительные меры по идентификации лиц, находящихся на обслуживании в финансово-кредитной организации, если они подозреваются в связи с организованной преступностью или террористическими организациями. С учетом последующих дополнений ЦБ РФ разработано Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 19 авгус-та 2004 г. № 262-П. Межведомственному сотрудничеству по данному вопросу посвящен приказ Федеральной налоговой службы от 15 июля 2005 г. № САЭ-3-09/325 «О порядке предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных реестрах, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"».

Рассматривая вопрос о регистрации первоначального плательщика, стоит заметить, что для эффективной борьбы с легализацией незаконно полученных доходов недостаточно одних лишь уголовно-правовых мер - необходима система превентивных мер. Предупреждению рассматриваемых деяний способствовало бы установление административной ответственности за нарушение правил регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом и хранения регистрационных документов.

Таким образом, в российском законодательстве идет активный процесс формирования правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, который требует своего дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.