Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 629.73
Е. В. Кожина Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ МАЛОЙ АВИАЦИИ
В РФ нарушена транспортная инфраструктура, необходимо ее решить с помощью малой авиации (МА) массового применения. Потребность в МА в настоящее время велика и создание ее может способствовать созданию экономики страны. Развитие МА должно быть закреплено законом «О малой авиации», который находится в Правительстве страны.
Малая авиация - летальные аппараты, которые определяются по максимальной летной массе: сверхлегкие - до 495 кг; легкие - 10 посадочных мест, до 5700 кг; и другие - рассчитанные на 24 пассажира и не тяжелее 21 т, а также парапланы, дельтапланы, аэропланы, дирижабли, воздушные шары и авиамодели до 15 см. Объем перевозок сократился в 50 раз за последние 50 лет, выпускалось небольшое количество летательных аппаратов (ЛА). До 1981 г. было выпущено 59 320 легких самолетов, но 96 % они были изготовлены до 1960 г. Они выполняли пассажирские, транспортные перевозки, а также пограничные, сельскохозяйственные, таможенные работы. Когда пришел пик списания в 2001-2005 год, самолет АН-2 и вертолет МИ-2 ушли в прошлое, которые применялись для народного хозяйства и обслуживания местных авиалиний. В России нарушена транспортная инфраструктура.
Проблему транспортных систем возможно решить с развитием малой авиации (МА). Развитие структуры МА позволяет получить до 500 млн. руб. налоговых сборов в месяц, рабочих мест до 30000 человек и 15000 тыс. специалистов авиационной промышленности. Использование МА, позволяет получить к 2015 г. примерно 95 млрд руб. в год налоговых сборов. При подготовке проекта ФЗ определяется потребность России в воздушных судах МА. Будет развиваться спрос на вертолеты к 2015 - 1400; легкие более 2/3; самолетов 3115. 80 % самолетов, 70 % вертолетов будет производиться в РФ. Новое поколение летальных аппаратов: ИЛ-103, М-101, Че-22, Ка-226 -выпущены в единичных экземплярах. Ученые пророчат рост производства малых воздушных судов. Полеты на частных воздушных судах скоро будут доступнее и популярнее. До настоящего времени воздушные суда России, в том числе АОН (Авиация общего назначения) летают по разрешительной системе, но она не удобна, особенно деловой авиации, так как нельзя получить вылет раньше, чем через 72 ч. Новая система полета позволит решить проблему, в первую очередь, уведомительный порядок согласования вылетов, когда ставится в известность власть о том, куда, когда полетишь и сможешь попросить подготовить самолет часа за 3 [1].
Сейчас МА используется в бизнесе и необходимо внести изменения в Воздушный Кодекс. Кроме уведомительного порядка нужно разрешить в Воздушном Кодексе АОН выполнять работы по заказу.
Только тогда малая авиация может шагнуть вперед. Не определено понятие «вертодром», новое слово авиаторов. Это участок земли, на котором расположены вертолетные площадки. Оформить их правильно сложно, необходимо получить согласование различных ведомств (Зональный Центр единой системы Организации Воздушного Движения, Росаэро-навигации, Минобороны). Необходима целенаправленная политика на государственном уровне в этой важной сфере. Понятие АОН прописано в Воздушном Кодексе РФ, но в нем не урегулированы механизмы регистрации, сертификации, лицензировании деятельности в области МА.
Потребность в МА, реконструкции существующих и создании новых небольших аэродромов и посадочных площадок велика. Только по воздуху государство может оказать помощь в экстренных случаях. Только по воздуху руководителю региона, бизнесмену можно срочно попасть в нужное место по важному вопросу. Возможность летать вне расписания, использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы или элементарно подготовленные площадки сокращает время на перелеты. Возможность выбора прямого (без пересадки) маршрута до места назначения. Еще одно новое направление в МА - авиатакси. Роль которых могут играть вертолеты. В результате рабочая группа подготовила законопроект, в котором учтены следующие направления: Законодательно определен статус МА. Она выделена в отдельный вид; предусмотрено создание уполномоченного органа в области МА с передачей ему полномочий по государственному регулированию МА; предусмотрена переработка нормативной правовой базы по использованию воздушного пространства РФ с целью выделения областей воздушного пространства для полетов авиации по правилам визуального полета. Для этих целей предусмотрена реструктуризация воздушного пространства РФ. В результате работы с 2005-2007 рабочей группы при комитете Совета Федерации по Обороне и Безопасности с участием представителей субъектов РФ, авиакомпаний, научных учреждений подготовлен проект ФЗ «О развитии МА в РФ», который в настоящее время находится в Правительстве РФ для заключения. Российское воздушное законодательство должно предоставлять субъектам деловой авиации максимально возможную свободу деятельности. Нужно дальнейшее совершенствование воздушного
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Кодекса. Особое внимание уделить безопасности полетов. По-мнению председателя ОНАДА (объединенная ассоциация деловой авиации) Л. Кошелев подчеркнул, что России вновь нужна большая национальная идея - вернуть подрастающему поколению интерес к полетам, к авиации, к космосу. Необходимо восстановить систему летных клубов, построить учебные самолеты, помочь в их создании могло быть государство. Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края планируют решать проблемы МА в Северных районах края с помощью Экранопланов. Об этом стало известно 15 дек. 2009 г. на заседании комитета ЗС по экономической политике [2]. Об этом сообщил руководитель Транспортной компании ООО «Альбатрос-Ионесси» С. Храмов. Он продемонстрировал фильм об испытаниях Экраноплана «Иволга» ЭК-12, который может быть использован в перевозках в Эвенкии и на Таймыре. Экраноплан способен перелетать туман, поднявшись на 150 м над землей, и осуществляет взлет и посадку на льду и на водной поверхности. Вме-
стимость 12 пассажиров. Депутаты отнеслись с сомнением, М. Васильев сказал, что «перспективы в Крае по этой машине есть. Как некое такси».
Проблема малой авиации решалась бы более эффективно, если бы проводилась целенаправленная политика: увеличить выпуск летательных аппаратов малой авиации, решить проблему лицензирования, сертификации, проблему с подготовкой пилотов, подготовить нормативную базу. Это все способствует росту производства малых воздушных судов. Малая авиация станет доступнее и популярней, будет способствовать развитию народного хозяйства страны [3].
Библиографические ссылки
1. Авиаиндустрия. № 1. 2010.
2. URL: http://www.newslab.ru/news/297543.
3. URL: http://www.aviaport.ru/digest/2008/02/13/ 144160.html.
Кожина © Е. В., Сафронов В. В., 2010
УДК 347.8
М. Ф. Костылев Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Международное космическое право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между различными государствами, а также государств с международными межправительственными организациями в связи с осуществлением космической деятельности и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел.
В связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало складываться в 60-х годах XX века космическое право, как отрасль современного международного права. Начало которой было положено запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Вследствие этого термин «Космическое право» прочно утвердился в научной литературе и в официальных советских дипломатических документах. В капиталистических государствах (США, Великобритании, Франции, Италии и др.) применяются термины «Космическое право» Источниками Космического право, как и других отраслей современного международного права, являются международный договор и международный обычай.
В 1959 г. был образован специальный Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, в который содержал научно -технический и юридический подкомитеты, рабочие группы по навигационным спутникам, по изучению земных ресурсов с помощью спутников и по прямому вещанию с помощью спутников. ООН сыграло важную роль в разработке норм Космического права, при котором были выработаны и приняты ряд резолюций и проектов международных соглашений.
В рамках космического права имеется ряд договоров и соглашений таких как:
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела («Договор о космосе 1967»);
Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятая 13 декабря 1963 г. в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой («Московский договор 1963»);
Договоренность между СССР и США о неразмещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и др. видами оружия массового уничтожения (подтверждена 17 октября 1963 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН);
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, одобренное Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1967 г. (22 апреля 1968 г. в Москве, Лондоне и Вашингтоне Соглашение было открыто для подпи-