Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации'

Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3173
808
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК МАЛОЙ АВИАЦИИ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ МАЛОЙ АВИАЦИИ / АОН / ИНОСТРАННЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / СУДА МАЛОЙ АВИАЦИИ / GLOBAL SMALL AIRCRAFT MARKET / SMALL AIRCRAFTS / GENERAL AVIATION / FOREIGN AND DOMESTIC SMALL AIRCRAFT MANUFACTURERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадулина Анна Вадимовна

Сегодня малая авиация является стратегически важной частью глобальной транспортной системы. Развитие малой авиации имеет огромное значение для мировой экономики,так как позволяет создавать новые рабочие места, стимулирует экономический рост, обеспечивая эффективную и безопасную перевозку пассажиров и грузов, а также упрощает связь удаленных районов с деловыми центрами. В статье освещено современное состояние рынка малой авиации, а также проанализированы направления и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and development prospects of the global small aircraft market

Today, the small aviation market is a strategically important part of the global transportationsystem. Development of small aviation is of great importance for the world economy, as it allowsto create new jobs, stimulates economic growth, provides safe and efficient transportation ofpassengers and cargo, as well as facilitates communication in remote areas with the businesscenters. The article describes the current state of the international small aviation market and givesthe analysis of its development prospects.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации»

Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации

А.В. Бадулина

УДК 339.13.012 : 629.735 ББК 65.428 : 39.53 Б-156

Малая авиация является удобным и популярным транспортным средством. Потребителями продукции международного рынка малой авиации являются: частные лица, организации, сельскохозяйственные объединения, аэроклубы. а также государственные органы по всему миру.

ПРОДУКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА МАЛОЙ АВИАЦИИ

На пути своего развития международный рынок малой авиации сталкивается с множество проблем, включая даже сложности с идентификацией реализуемого на нем продукта. Официального определения понятия «малая авиация» в мировой практике не существует, поэтому в различных маркетинговых исследованиях, нормативных актах и программах развития отраслей в понятие «малая авиация» включают различные виды продукции. Существует несколько основных подходов к определению малой авиации:

* Согласно первому из них, летательные аппараты относят к малой авиации исходя из их веса и количества пассажиромест. Например, словарь McGraw-Hill Dictionary of Aviation приравнивает малую авиации к легкой авиации и включает в эту группу летательные аппараты с количеством посадочных мест не более 9 (исключая места пилотов), с максимальным взлетным весом не более 5670 кг1. Назначение и способы использования данных летательных аппаратов не учитывается.

* Другой подход, принятый, в частности, в российской нормативной практике относит летательные аппараты к малой авиации, в первую очередь, исходя из выполняемых ими задач. Законопроект «О развитии малой авиации в Российской Федерации» содержит следующее опреде-

1 McGraw-Hill Dictionary of Aviation: Community Answers. com. URL: http://www.answers.com/topic/small-aircraft (дата обращения: 27.01.2014)

ление: «Малая авиация Российской Федерации - самостоятельный вид авиации (отрасль), предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах, развития промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворения интересов и решения задач физических и юридических лиц, выполнения региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала, а также для развития авиационного спорта и туризма в России»2. Однако в данном законопроекте к судам малой авиации относят летательные аппараты весом до 21 тонны.

В зарубежной мировой практике, в частности, согласно Федеральным авиационным правилам США малую авиацию приравнивают к авиации общего назначения. В данную группу входят все летательные аппараты с взлетным весом не более 9000 кг и количеством пассажиромест не более 19, кроме судов военного назначения и выполняющих регулярные коммерческие перевозки3. Так как на сегодняь США является лидерами на международном рынке малой авиации, в том числе и в области законодательного регулирования, данное определение малой авиации и будет принято в качестве базового в данной статье.

Под летательным аппаратом в данном определении понимаются: самолеты, вертолеты, паропланы и дельтапланы, дельтамотопланы, планеры и мотопланеры, воздушные шары, аэростаты, дирижабли, беспилотные летательные аппараты. В данной статье будут подробно рассмотрены самолетный и вертолетный сектора международного рынка МА, так как именно они составляют основу исследуемого рынка.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА МАЛОЙ АВИАЦИИ

Малая авиация является основой авиации общего назначения (АОН) и существует сегодня практически во всех странах мира. В состав Международного совета ассоциации владельцев воздушных судов и частных пилотов, на протяжении более 30 лет представляющих АОН во всем мире (ИАОПА), входят более 470 000 пилотов АОН из 46 стран. По данным ИАОПА, 89% всех воздушных судов в мире работают в рамках АОН, 87% всех полетов классифицируются, как полеты АОН и 80% всех пилотов летают на воздушных судах АОН4.

2 Проект федерального закона «О развитии малой авиации в российской федерации». Опубликован не был, доступ через сайт Сайт Memoid. URL: http://www.memoid.ru/node/ Razvitie_maloj_aviacii_v_sovremennoj_Rossii

3 Federal Aviation Regulations, Part 23, of February 18, 2014: U.S. Government Printing Office (GPO). URL: http://www.ecfr.gov/ (дата обращения: 30.01.2014 г.)

4 Официальный сайт ИАОПА. URL: http://www.iaopa.org/index.html (дата обращения:

12.02.2014 г.)

По данным GAMA (General Aviation Manufacturers Association, Ассоциация производителей АОН), на 2013 в мире зарегистрировано примерно 360 000 воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, практически все из которых можно отнести к судам малой авиации, мировая выручка от продаж за 2013 год составила приблизительно 20 000 млрд долл. США5.

Основными производителями в сегменте самолетов являются: Cessna Aircraft (США) модели: Cessna 208B Grand Caravan, Cessna 162 SkyCatcher, Cessna 172 Skyhawk и другие, Diamond Aircraft (Австрия) модели: Diamond DA42, Diamond, DV20 Katana и другие, Embraer (Бразилия) модели: Phenom 100, Phenom 300 и другие, Tecnam (Италия) модели: Tecnam P2006T, Tecnam P2002 и другие, Piper Aircraft (США) модели: Piper Matrix, Piper Seneca V, Piper Seminole и другие.

Основными производителями в сегменте вертолетов являются: Robinson Helicopter (США) модели: Robinson R44, Robinson R66 и другие, Bell Helicopter Textron (США) модели: Bell 206 B-3, Bell 206L-4 и другие, McDonnell Douglas Helicopters (США) модели: MD 530F, MD 600N и другие, Eurocopter (Франция -Германия - Испания) модели: Eurocopter EC120, Eurocopter, AS350 В3 и другие Agusta Westland (Италия) модель: Agusta AW119 Ke и другие.

Абсолютными страновыми лидерами на международном рынке малой авиации являются американцы, по данным GAMA, на территории США базируются в примерно 209 000, которые приносят экономике США более 150 млрд долл. в год, и, кроме того, обеспечивают рабочими местами более 1,3 млн человек, в том числе свыше 630 тысяч частных пилотов6.

Однако темпы развития рынков малой авиации вне Северной Америки увеличиваются с каждым годом, и постепенно рынок малой авиации США теряет свое лидирующее положение. Отчасти это связано со спадом, вызванным мировым финансовым кризисом, начавшимся в 2008 году. Для американских, впрочем, как и для европейских производителей 2009 год стал одним из самых тяжелых. Это отразилось на общем состоянии мирового рынка малой авиации, который, так и не вернулся на сегодняшний день к своему докризисному уровню. Более того, по данным Федерального авиационного агентства США (FAA) в США докризисные показатели будут достигнуты только в 2023 году7. Мировой спрос на продукцию малой авиации еще очень далек от удовлетворения, а международный рынок малой авиации имеет большое количество потенциальных регионов развития.

Уже сегодня доля продукции малой авиации, зарегистрированной на территории США, сократилась в сравнении с показателями 2008 года на 12%, в то время

5 General Aviation Statistical Databook 2013 & 2014 Industry Outlook: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/ (дата обращения: 19.02.2014 г.).

6 Там же

7 FAA Aviation Forecasts 2011-2033, U.S. Commercial & Foreign Flag Carriers, TABLE 28, ACTIVE GENERAL AVIATION AND AIR TAXI AIRCRAFT: Official site of FAA https:// www.faa.gov/. (дата обращения: 19.02.2014 г.).

как рынки Латинской и Южной Америк, Азии и Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока увеличились на 4%, 6% и 2% соответственно (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Диаграммы распределения продукции на международном рынке малой авиации 2008-2013 гг8.

Темпы развития рынков малой авиации вне Северной Америки увеличиваются с каждым годом. Одним из самых активно развивающихся рынков малой авиации является Китай, правительство которого ведет активную подготовку к буму на национальном рынке малой авиации, ожидаемому после открытия низкого воздушного пространства, намеченного на 2015 год, приобретая технологии и открывая свой рынок для зарубежных производителей судов малой авиации. В частности, были заключены соглашения с корпорациями Cirrus Industries, Cessna Aircraft Company, приобретен производитель турбовинтовых самолётов бизнес-класса Epic Aircraft. Китай не обошел стороной и российские достижения области малой авиации. В 2013 году было подписано соглашение о производстве вертолетов Ка-32А11ВС между китайской корпорацией «Итун» и ОАО «Вертолеты России». В 2001 году в Китае насчитывалось лишь 335 воздушных судов, за эти годы, по оценкам Китайского общества аэронавтики и астронавтики и Ассоциации АОН Китая, этот показатель был увеличен почти в пять раз, а к 2020 потребности внутреннего рынка страны составят 10 000 судов, а объем - 150 млрд юаней9.

8 GAMA’s annual “State of the Industry 2014” presentation held on February 19, 2014: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/ (дата обращения 19.02.2014 г.).

9 Global and Chinese General Aviation Industry Report, 2013-2015 by Wisesoft Co.,Lt: Re-serch market. URL: http://www.researchandmarkets.com/research/6l7t7w/global_and (дата обращения: 04.02.2014 г.)

РОЛЬ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ МАЛОЙ АВИАЦИИ

Российская Федерация является еще одним потенциальным регионом развития международного рынка малой авиации. К сожалению, точно оценить количество судов на российском рынке невозможно, т.к. далеко не все суда зарегистрированы, в том числе из-за высоких таможенных пошлин, которые были установлены на ввоз частных судов малой авиации в Россию. По различным данным в России насчитывается примерно 10 000 воздушных судов малой авиации, из которых официально на конец 2013 года зарегистрировано только 3359 судов.

В минувшие три года парк судов МА увеличивался на 10-15% в год, из которых треть новых судов поставили отечественные предприятия, две трети - зарубежные. По оценкам экспертов, до 2020 г. парк судов МА в России будет пополняться в среднем на 500 ВС в год10.

Во многом это гарантируется государственными и региональными целевыми программами развития малой авиации. Сегодня такие программы реализуются в Республике Татарстан, Воронежской, Новосибирской, Самарской, Тверской, Липецкой и Ленинградской областях, Москве и Санкт-Петербурге. В качестве примера успешной реализации региональных программ можно привести строительство многопрофильного комплекса малой авиации общего назначения в Липецке. Комплекс, окончательная сдача в эксплуатацию которого планируется в 2015 году. будет включать в себя производственный центр по выпуску российских моделей самолетов регионального назначения «Сигма-Классик» и «Омега». Здесь же, в Липецкой области, создается единственный в Центральном Черноземье сервисный центр для обслуживания летательных аппаратов малой авиации, а также гостиничный комплекс и школа пилотов.

На развитие малой авиации в РФ также выделяются регулярные инвестиции, в рамках долгосрочных социально-экономических национальных проектов по освоению труднодоступных районов. Под этим подразумевается не только развертывание производства авиационной техники, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями об обеспечении конкурентоспособности авиационной техники, но и создание двигателей нового поколения.

Вклад в развитие НИОКР и активизация деловых процессов на российском рынке МА, также вносят крупные отраслевые мероприятия, такие как «Региональный форум деловой авиации» в Казане, международные форум малой авиации «Открытое небо» в Уфе, «Всероссийский Форум малой авиации» в Ульяновске, Международный авиационно-космический салон МАКС в Жуковском и другие. Несмотря на все положительные тенденции, развитие рынка малой авиации в РФ идет крайне сложно.

10 Никитин И.В., Доклад о развитии производства ВС АОН в России // Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, 11 октября 2013 г., г. Ульяновск, 2013. С. 21

В настоящее время количество малых авиастроительных предприятий в России ничтожно мало по сравнению с теми странами, где развита авиационная промышленность: в 50-75 раз меньше по сравнению с Великобританией и Францией и почти в 200 раз меньше по сравнению с США (см. таблица 1).

Таблица 1

Количество малых авиастроительных предприятий11

Страна Количество малых авиастроительных предприятий

США 10000

Франция 4500

Великобритания 3000

Россия 50

Основными проблемами остаются: неразвитая инфраструктура, пробелы в области законодательства, сложные и дорогостоящие процедуры сертификации и лицензирования, отсутствие в РФ современных технологий и мощностей для производства судов малой авиации. Кроме того, несмотря на отличную научную базу и высокую квалификацию российские предприятия сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны иностранных производителей. Проблемы российских производителей имеют и исторические причины - во времена СССР малая авиация производилась в основном в странах СЭВ, в том числе в Чехословакии. Однако после распада СССР экономическое сотрудничество в данном секторе на многие годы практически прекратилось.

Не маловажной проблемой остается и сертификация серийного производства новых моделей по российским стандартам - стоимость сертификации ВС в России в два-три раза больше по сравнению с аналогичными затратами в Европе, а в отдельных случаях выше на порядок. Например, расходы на сертификацию легкого самолета МАИ-223М оцениваются 20 млн руб12. По состоянию на май 2013 года сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета (МАК) имеют только 14 воздушных судов малой авиации.

Еще одна причина неразвитости российского рынка МА заключается в том, что частные пилоты получили разрешение летать в нижнем воздушном пространстве по уведомительной системе только в ноябре 2010 года. До этого момента рынок малой авиации развивался в основном только за счет государственных закупок, а

11 Там же, 2013, С. 23

12 Там же, 2013, С. 23

также эпизодических заказов от Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и предприятий сельскохозяйственного сектора.

Основными российскими производителями самолетов МА являются: ОКБ им. П.О. Сухого, (модели: Су-26, Су-29 и Су-31), ОКБ Яковлева (модели: Як-18Т, Як-52, Як-52М, Як-54, Як-112 и другие), ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», (модель: Ил-103), Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ (модель: «Авиатика-890», «Авиатика-910», «МАИ-223» (Китенок)), «Тех-ноавиа» (модель: СМ-92 «Финист»), ООО «Самара ВВВ Авиа», модель: («Эли-тар-202»), ООО «Научно-производственное объединение «АэроВолга» (модель: самолет-амфибия ЛА-8), ООО «Авиатех», (модель: гидросамолеты Л-42М).

Основными российскими производителями вертолетов МА являются: Холдинг «Вертолёты России» (модели: Ми-34С1, Ми-34С2 «Сапсан», Ми-54), ОАО «Казанский вертолетный завод» (модели: «Ансат» и «Актай», ОАО «Камов»), ПО «Стрела» - ОАО «КумАПП» (модели Ка-226, Ка-226Т).

Из-за недостатка спроса, до 2010 года российские производители судов МА ориентировались больше на зарубежные рынки, благодаря чему российская высокая квалификация в области создания воздушных судов МА признана сегодня во всем мире. К примеру, КБ Сухого представляло на мировом рынке серию спортивных пилотажных самолётов Су-26, Су-29 и Су-31, все эти машины были ориентированы на иностранных покупателей, например, из примерно 200 выпущенных с 1996 года самолетов 2-местных самолётов Су-26 только 12 остались в России. Сегодня эти машины остаются лидерами в своём классе - на чемпионатах мира по пилотажному спорту до 60% спортсменов летают именно на модернизированных вариантах Су-26 и Су-29. Например, в 2003 году на чемпионате Мира в США российская спортсменка Светлана Капанина выступала на модификации СУ-26 - Су-26М3 и завоевала звание Чемпиона Мира. ОКБ Яковлева также является известным игроком на международном рынке со своими моделями самолетов - Як-18Т, Як-52, Як-52М, Як-54, Як-112 и другими. Например, самолёт Як-112 практически полностью ориентирован на североамериканский рынок, а модификация Як- 52 -Як-52W, производится в Румынии, для удовлетворения спроса заказчиков из США и западной Европы. Компания также участвует в целом ряде совместных проектов, таких как: создание совместного предприятия с корпорацией «Хендэ» (Южная Корея) по легкомоторной авиации, разработка и внедрение интерьеров салонов VIP для самолетов Як-42 с фирмой «Трейс» (США), применение американских двигателей на самолете Як-112 фирм Лайкоминг и Теледайн, разработка учебно-тренировочного самолета Л-15 с фирмой Хунду, Китай и многих др. Также на мировом рынке малой авиации известна компания ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», их четырехместный самолет Ил-103, выпускаемый ФГУП РСК «МИГ» ЛАПИК в г. Луховицы и с 1996 года имеющий сертификаты МАК и FAA, был, в частности, поставлен в Белоруссию, Лаос, Перу и Южную Корею.

А Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ получило известность на мировом рынке МА во многом благодаря своей разработке «Авиатика-890» и ее последующей модификации «Авиатика-910». Самолет был продан примерно в 20 стран, к настоящему времени произведено и продано примерно 350 самолетов, в т.ч. около 80 - в страны СНГ, и только 60 машин остались на внутреннем рынке России. Одним из наиболее крупных центров центром по разработке самолётов малой авиации в России считается Самарская область. В этом регионе зарегистрировано по меньшей мере 7 производителей судов МА. Примерами таких компании является созданная в 2003 г. ООО «Самара ВВВ Авиа», выпускающая самолет «Элитар-202», данный самолет был поставлен в Южную Америку, ЮАР. Австралию; ООО «Научно-производственное объединение «АэроВолга», которое с 2011 по 2013 год передало иностранным заказчиками 9 самолетов амфибий, в том числе для работы в акватории Индийского океана и стало генеральным спонсором Международного кругосветного океанического перелета «20 ТЫСЯЧ ЛЬЕ НАД ВОДОЙ», а также планирует предоставить для него 5 самолетов ЛА-8. На XI Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013 производители из Самары представили 10 оригинальных разработок: 9 легких самолетов и один вертолет.

Несмотря на текущую неразвитость российского рынка МА, он оценивается как весьма перспективный и сегодня, отечественные производители сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны иностранных компаний. Во многом это связано с тем, что в правительственных программах качестве приоритетного направления развития малой авиации была выбрана закупка иностранных технологий с последующим развертыванием производства на территории России. С одной стороны, такая кооперация позволяет улучшить характеристики и потребительские свойства производимой в России продукции за счет использования импортных технологий и комплектующих, привлечь инвестиции, приобрести опыт маркетинга и эксплуатации изделий, нарастить научный потенциал за счет участия в международных исследовательских программах и т.д. С другой стороны, большинство российских производителей на сегодняшний день и так с трудом выдерживают конкуренцию с поставщиками иностранной техники, которые чаще всего имеют серийное производство и могут предложить лучшие сроки поставки. В случае продолжения курса по поддержке иностранных судов со стороны государства отечественные разработки могут полностью исчезнуть с внутреннего рынка.

На сегодняшний день особенно активно проявляют интерес к рынку малой авиации РФ следующие компании:

• Австрийская компания Diamond Aircraft Industries (DAI), подписавшая с Уральским заводом гражданской авиации соглашение о производстве и совместной разработке в России семейства легких многоцелевых самолетов (ЛМС). По результатам первого этапа данного соглашения в 2013 году через УЗГА в россий-

ские летные школы было поставлено 49 четырехместных DA40 Tundra. По словам гендиректора УЗГА Вадима Бадеха, стоимость одной машины составляет 20-23 миллиона рублей. В 2014 г. вузам передадут еще 65 таких машин, а в 2015 и 2016 гг. - 60 и 10 соответственно13.

• Компания Cessna Aircraft, предлагающая самолеты МА среднего и высшего ценового сегмента. По данным компании, в 2012-2013 гг. в России было продано 26 Cessna Caravan. На MАКС-2013 компания представила свою новую модель -самолет Cessna Grand Caravan EX и на девять самолетов данной модели компания уже получила один твердый заказ от авиакомпании «Татарстан». Также как и УЗГА Cessna получила заказ на 19 учебно-тренировочных самолетов Skyhawk 112 от российской компании «Вираж». Поставки заказанных воздушных судов предполагается выполнить к третьему кварталу 2014 года14.

• Канадский производитель Bombardier Aerospace, предлагающий воздушные суда типа бизнес-джет, не имеющие аналогов у российских производителей. В компании отмечают значительный потенциал отрасли деловой авиации в России: согласно ежегодному прогнозу Bombardier, охватывающему период с 2013 по 2032 г., на отечественный рынок будет поставлено 1510 бизнес-джетов, а их общий парк составит 1925 единиц. Уже по итогам 2012 г. Россия и страны СНГ стали третьим регионом в мире (после Северной и Латинской Америки) по объему заказов на бизнес-джеты - его доля составила 22% от общемирового портфеля15.

• Компания Tecnam, самолеты которой имеют сертификат типа МАК в РФ и активно используется компанией ЧелАвиа для чартерных рейсов. По словам коммерческого директора московского филиала ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» Владислава Мезенцева, продажи самолетов компании Tecnam начались в России с 2001 года, и по настоящее время продано более 60 машин итальянского производства. Компания «ЧелАвиа» планирует продолжит закупки самолетов Tecnam в 2014-2016 гг. по 15 единиц ежегодно16.

Также интерес к российскому рынку МА проявляют и производители легких вертолетов:

• Американская компании Robinson Helicopter, уже поставившая на российский рынок примерно 300 легких вертолетов. В марте 2013 года компания получи-

13 Взлетел первый российский Diamond DA-40: Портал BizavNews.ru. URL: http://www. bizavnews.ru/230/12190. (дата обращения: 12.02.2014 г.)

14 Госконтракт на поставку самолетов Cessna-112S: официальный сайт компании ООО «Вираж». URL: http://www.sigmaclassic.com/. (дата обращения: 10.02.2014 г.)

15 Назарова А., Bombardier оценивает рынок деловой авиации России: Портал деловой авиации ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/content/bombardier-ocenivaet-rynok-delovoy-aviacii-rossii. (дата обращения: 11.02.2014 г.)

16 Козлов Дмитрий. Tecnam поставит “ЧелАвиа” 15 легких самолетов Р2002 и Р2006: Портал АвиаПорт^. URL: http://www.aviaport.ru/news/2013/09/10/263630.html

ла сертификат МАК на свой новый вертолет R66 и открыла курсы по обучению и переподготовке пилотов-любителей для этого модели, а летом 2013 г. вертолет R66 был предоставлен для участия в вертолётной экспедиции “Россия 360”11.

• Франко-немецкий концерн Eurocopter, предлагающий широкую линейку моделей в сегменте легких вертолетов. Eurocopter первым из западных производителей заинтересовался российским рынком: в 1994 году он выиграл первый тендер МЧС РФ на поставку вертолетов (четыре машины), а в 1996 году открыл в России свой офис. На сегодняшний день, по оценкам компании, в России продано более 140 вертолетов Eurocopter. В 2013 году компания начала реализацию своей новой модели EC130 T2 в России. Компания «НДВ-Групп», главный инвестор «Хелипор-та Москва» - одного из крупнейших вертолетных центров в Европе, и Eurocopter Vostok подписали контракт о поставке двух, которые заказчик получит в феврале и августе 2014 года. Благодаря этой сделке, «Хелипорт Москва» станет первым в России эксплуатантом этого новейшего вертолета18.

Российские компании начали активно работать в данном сегменте только в середине 2000-х годов. Сегодня единственным серийным российским производителем на данном сегменте является холдинг «Вертолеты России». Их первые успехи на данном рынке датируются 2012 годом - 18 вертолетов в версии Ка-226ТГ были проданы авиакомпании «Газпромавиа». Кроме того, компания ведет ряд совместных проектов с итальянским производителем вертолетов AgustaWestland, в том числе по сборке легкого вертолета AW139, на СП HeliVert в подмосковном Томилино, по прогнозам компании на проектную мощность - 20 вертолетов в год - завод выйдет в 2015 г. Завод будет обеспечивать растущий спрос на вертолеты AW139 на рынке гражданской авиации, как в России, так и в странах СНГ. «Вертолеты России» и AgustaWestland также работают над проектом создания нового вертолета взлетной массой 2,5 тонны.

После проведенного анализа, можно сделать вывод, российский рынок малой авиации может, как и китайский, завоевать заметную долю международного рынка, если сможет за ближайшие годы решить следующие проблемы: недостаточно проработанную законодательную базу, неразвитую инфраструктуру, а также информационную закрытость. Кроме того, если российские компании хотят сохранить за собой внутренний рынок России им необходимо как можно скорее преступить к разработке и внедрению стратегии модернизации, которая позволит отечественным компаниям соответствовать современным требованиям рынка, противостоять конкуренции и получить государственную поддержку.

11 Официальный сайт Вертолетной экспедиции «Россия 360». URL: http://heliex.ru/ (дата обращения: 12.02.2014 г.)

18 Eurocopter поставит два вертолета EC130 T2 в хелипорт “Москва”: Содружество авиационных экспертов «Aviation Explorer». URL: http://www.aex.ru/ news/2013/12/20/114891/. (дата обращения: 12.02.2014 г.)

БИБЛИОГРАФИЯ:

Federal Aviation Regulations, Part 23, of February 18, 2014: U.S. Government Printing Office (GPO). URL: http://www.ecfr.gov/ (дата обращения: 30.01.2014 г.).

General Aviation Statistical Databook 2013 & 2014 Industry Outlook: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/ (дата обращения: 19.02.2014 г.).

General aviation Statistical Databook 2009 & Industry Outlook: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/ (дата обращения: 02.02.2014 г.)

GAMA’s annual “State of the Industry 2014” presentation held on February 19, 2014: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/ (дата обращения 19.02.2014 г.).

FAA Aviation Forecasts 2011-2033, U.S. Commercial & Foreign Flag Carriers, TABLE 28, ACTIVE GENERAL AVIATION AND AIR TAXI AIRCRAFT: Official site of FAA https:// www.faa.gov/. (дата обращения: 19.02.2014 г.).

McGraw-Hill Dictionary of Aviation: Community Answers.com. URL: http://www.answers. com/topic/small-aircraft (дата обращения: 21.01.2014)

Global and Chinese General Aviation Industry Report, 2013-2015 by Wisesoft Co.,Lt: Re-serch market. URL: http://www.researchandmarkets.com/research/6l1t1w/global_and (дата обращения: 04.02.2014 г.)

Проект федерального закона «О развитии малой авиации в российской федерации». Опубликован не был, доступ через сайт Сайт Memoid. URL: http://www.memoid.ru/node/ Razvitie_maloj_aviacii_v_sovremennoj_Rossii (Proekt federal’nogo zakona «O razvitii maloj aviacii v rossijskoj federacii». Opublikovan ne byl, dostup cherez sajt Sajt)

Арасланов С. Каково на Руси строить? // Журнал «АОН». - 2013. - № 13 - С.4-12 (Araslanov S. Kakovo na Rusi stroit’? // Zhurnal «AON». - 2013. - № 13 - S.4-12)

Никитин И.В., Доклад о развитии производства ВС АОН в России // Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, 11 октября 2013 г., г. Ульяновск, 2013. С. 43 (Nikitin I.V., Doklad o razvitii proizvodstva VS AON v Rossii // Materialy zasedanija Komissii pri Prezidente Rossijskoj Federacii po voprosam razvitija aviacii obshhego naznachenija, 11 oktjabrja 2013 g., g. Ul’janovsk, 2013. S. 43).

Назарова А. Bombardier оценивает рынок деловой авиации России: Портал деловой авиации ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/content/bombardier-ocenivaet-rynok-delovoy-aviacii-rossii. (дата обращения: 11.02.2014 г.) (Nazarova A. Bombardier ocenivaet rynok delovoj aviacii Rossii: Portal delovoj aviacii ATO.ru)

Козлов Дмитрий. Tecnam поставит «ЧелАвиа» 15 легких самолетов Р2002 и Р2006: Портал АвиаПорт^. URL: http://www.aviaport.ru/news/2013/09/10/263630.html (Kozlov Dmitrij. Tecnam postavit «ChelAvia» 15 legkih samoletov R2002 i R2006: Portal AviaPort.Ru) Китай и авиация в 2012 году SkyForFree.ru: Журнал о частной авиации. URL: http://sky-forfree.ru/article_news/kitay-i-aviaciya-v-2012-godu (Kitaj i aviacija v 2012 godu SkyForFree. ru: Zhurnal o chastnoj aviacii).

Eurocopter поставит два вертолета EC130 T2 в хелипорт “Москва”: Содружество авиационных экспертов «Aviation Explorer». URL: http://www.aex.ru/news/2013/12/20/114891/. (дата обращения: 12.02.2014 г.) (Eurocopter postavit dva vertoleta EC130 T2 v heliport “Moskva”: Sodruzhestvo aviacionnyh jekspertov «Aviation Explorer»)

Взлетел первый российский Diamond DA-40: Портал BizavNews.ru. URL: http://www. bizavnews.ru/230/12190. (дата обращения: 12.02.2014 г.) (Vzletel pervyj rossijskij Diamond DA-40: Portal BizavNews.ru)

Госконтракт на поставку самолетов Cessna-112S: официальный сайт компании ООО «Вираж». URL: http://www.sigmaclassic.com/. (дата обращения: 10.02.2014 г.) (Goskontrakt na postavku samoletov Cessna-112S: oficial’nyj sajt kompanii OOO «Virazh»)

Официальный сайт Вертолетной экспедиции «Россия 360». URL: http://heliex.ru/ (дата обращения: 12.02.2014 г.) (Oficial’nyj sajt Vertoletnoj jekspedicii «Rossija 360»)

Официальный сайт ИАОПА. URL: http://www.iaopa.org/index.html (дата обращения:

12.02.2014 г.) (Oficial’nyj sajt IAOPA)

Официальный сайт МАК. URL: http://www.mak.ru/ (дата обращения: 13.02.2014 г.) (Oficial’nyj sajt MAK)

Официальный сайт компании «АэроВолга». URL: http://www.aerovolga.com/ru/news/ (дата обращения: 13.02.2014 г.) (Oficial’nyj sajt kompanii «AjeroVolga»)

Официальный сайт Международного авиационно-космического салона МАКС-2013. URL: http://www.aviasalon.com/ru/static/page/arhiv_maks_2013.htm (дата обращения:

13.02.2014 г.) (Oficial’nyj sajt Mezhdunarodnogo aviacionno-kosmicheskogo salona MAKS-2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.