В.К. Самигуллин
О ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВОСТОКА (в порядке постановки вопроса)
21—22 декабря 1990 г. в Уфе состоялась научная конференция «Востоковедение в Башкортостане: история, культура», приуроченная к 100-летию со дня рождения Ахмет-Заки Валиди. В материалах данной конференции [1] востоковедческая проблематика как таковая в полной мере не представлена, отсутствуют статьи, посвященные правовой мысли Востока.
С тех пор прошло 20 лет. Изменилось ли что-нибудь в республике в плане разработки востоковедческой тематики? Изменилось. Главное — стал выпускаться журнал «Проблемы востоковедения», который вселяет надежду, что востоковедческая тематика станет не последним направлением в развитии философии и науки в нашей республике. Хотелось бы, чтобы на страницах журнала была достойно представлена и восточная правовая мысль, более того — восточное право в целом.
В этой связи хотелось бы в дискуссионном плане высказать несколько соображений.
Невероятно сложно сразу охватить весь массив источников, относящихся к правовой мысли Востока. Поэтому, думается, лучше идти путем анализа жизни и творчества отдельных выдающихся мыслителей и ученых, прямо или косвенно затрагивавших в своей разносторонней деятельности проблемы человека и общества, права и государственности. По мере накопления материалов было бы полезно издавать энциклопедические сборники, книги и брошюры, в которых сведения преподносились бы уже систематизированными в хронологическом порядке, по странам, регионам.
Актуализируется вопрос о методологии. С этой точки зрения показательно следующее.
В первой половине XIX в. в Азербайджане своими трудами и активной общественной деятельностью прославились поэт-сатирик Касум-Бек Алибей оглы Закир (1784—1857), ученый и педагог
Аббас-Кулу Ага Бакиханов (1794—1848), ученый и поэт Мирза-Шафи Вазех (1794—1852). Во второй половине XIX в. и в начале XX в. пользовались широкой известностью Мирза Казем-Бек (1802—1870), Мирза Фатали Ахудов (1812—1878), Гасан-Бек Зардаби (1837—1907), М. Шахтахтин-ский (1848—1930), Эйнали Султанов (1862—1935), Гусейн Минасазов (1881—1932). М.Ф. Меликовой проанализированы и в систематизированном виде представлены не только правовые взгляды, но и социологические, политические воззрения этих выдающихся мыслителей и ученых [2]. И это, естественно, хорошо. Но вот анализ и оценка осуществлены ею с характерных для советского периода методологических позиций — марксизма-ленинизма, т.е. автором реализован классовый, партийный подход. М.Ф. Меликова убежденно пишет: «...изучение культурного наследия прошлого должно базироваться на подлинно научной основе, на марксистско-ленинском учении об общественном развитии, классовой борьбе, о государстве и праве, а исходным положением при оценке политико-правовых воззрений мыслителей Азербайджана должны быть требования ленинской партийности» [2, с. 3]. Действительно, прошлое должно изучаться с научных позиций. Но совместим ли с наукой классовый, партийный подход? Вопрос, который требует правильного разрешения не только применительно к нашему случаю, но и к анализу, и оценке социальных явлений, в т.ч. правовых.
Чтобы составить правильное представление о правовой мысли Востока, нам думается, лучше ориентироваться на жизнь и творчество тех мыслителей и ученых, которые служили, скажем так, знаковыми фигурами для своего времени. При этом надо бы учесть, по меньшей мере, следующее.
На рубеже I и II тысячелетий Европа отставала от Востока. Востоку (имеется в виду, естественно, наиболее продвинутая его часть) была
Самигуллин Венир Калимуллович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин Уфимского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
характерна высокая культура ума, необыкновенный полет мысли, органическая связь с жизнью. В VIII—XI вв. и позже на Востоке возникает целая плеяда крупных мыслителей и ученых, чья деятельность дала мощный толчок стремительному развитию многих наук и сфер их практического приложения. Показательны в этом плане жизнь и творчество, например, Абу Юсуфа (731— 804) и Ибн Рушд Абу-лъ-Валид Мухаммед ибн Ахмад ибн Мухаммеда (1126—1198).
Абу Юсуф — факих, Первый верховный кади в исламе. В 13 лет начал учиться фикху у Ибн Аби Лайлы, известного факиха, кади Куфы. Через 10 лет перешел к Абу Ханифу, учеником и ближайшим помощником которого был около 15лет. Халиф Харун ар-Рашид назначил Абу Юсуфа Первым верховным кади, передав ему свое право назначать кади во всем халифате и принимать аппеляции на все судебные решения. Столь высокое положение позволило Абу Юсуфу широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифа, что послужило распространению и укреплению ханифитского мазхаба. Абу Юсуф — автор «Китаб ал-харадж», сочинения, состоящего из развернутых ответов на вопросы Харун ар-Рашида и излагающего правила налогообложения, землепользования и водопользования, государственного управления, уголовного права и др.
Ибн Рушд Абу-лъ-Валид Мухаммед ибн Ахмад ибн Мухаммед (известен на Западе как Аверрос) — знаменитый арабский мыслитель и ученый, положивший начало аверроизму. На основе его воззрений в Западной Европе впоследствии возникла так называемая теория двойственной истины. Ибн Рушд утверждал, что к совершенству ведет не аскетизм и не мистический экстаз, а научно-философское познание. Опережая свою эпоху, он выступал за построение справедливого общества, требовал равноправия женщин и их участия в государственных делах. Организация общественной жизни возможна на фундаменте знания и устранения от власти духовенства и богословия. Основные произведения — «Опровержение философов», «Рассуждение, вносящее решение относительно связи между философией и религией», а также комментарии к произведениям Аристотеля.
В XIII в. — в трагическое для многих народов и земель время — на Востоке большую известность приобретает крупный мыслитель, ученый-
энциклопедист Насираддин Туси Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хасан (1201—1274), который внес значительный вклад (что для нас особенно интересно) и в развитие правовой мысли, юриспруденции в целом [3].
Если взять пореформенный период XIX в., значительный интерес представляет жизнь и творчество Чокана (Мухаммеда Ханафия) Чингисовича Валиханова (1835—1865) — выдающегося казахского просветителя, в ряде произведений которого освещаются вопросы государственно-правового характера. Нужны более углубленные разработки по этой проблеме, надо учесть и то, что, по некоторым данным, одно время Чокан Вали-ханов обучался в одном из медресе Стерлибаше-ва и то, какую роль казахский народ и Казахстан играют в современном мире.
Шигабутдин Марджани (1818—1889), Смаил бей Гаспринский (1851—1914), Ризаэтдин бин Фах-ретдин (Риза Фахретдинов) (1859— 1936), Юсуф Акчурин (1876—1935), Галимжан Ибрагимов (1887— 1938), Мирсаид Султан-Галиев (1892—1940) и др. — мыслители и ученые последующих периодов, которые существенно продвинули вперед правовую мысль тюрко-татар — этноса, взятого в собирательном значении этого понятия.
Для правовой мысли Востока характерна глубина и содержательность, разноплановость освещаемых вопросов, многообразие жанров. Она не свободна от противоречий, недооценки одних сторон жизни и переоценки других. На протяжении многих веков ведущим лейтмотивом восточной правовой мысли являются идеи, обосновывающие ценности высшего свойства: свободу и порядок, добро и справедливость, благополучие, процветание, счастье человека и народа. Вместе с тем восточная правовая мысль демонстрирует понимание того, что путь восхождения к этим ценностям отдельного человека и человеческих ассоциаций (коллективов, народов и т.д.) непрост; приходится преодолевать сопротивление не только противостоящих внешних сил зла и несправедливости, но и собственные недостатки: невежество, ограниченность, подверженность различным утопиям и т.д.
В Х1Х—ХХ вв. актуализировались проблемы цивилизации и эволюции, которые также находят своеобразное отражение в восточной правовой мысли. Ныне многие увлечены глобальной цивилизацией, под которой понимается европейский тип цивилизации, базирующийся на идее
прогресса, обычно отождествляемого с набором таких внешних признаков, как грамотность, письменность, товарно-денежные отношения, рынок, право, государственность, уровень техногенного развития. Прогресс — великая вещь. Его невозможно остановить. Для многих это главное мерило цивилизации и культуры. Однако прогресс, особенно с авангардистских позиций некоторых стран, испытывает на прочность веру в то, что лишь цивилизация в западном варианте решает все проблемы, связанные с искоренением зла, утверждением человеческого достоинства, формированием справедливого общества. По ряду пунктов понимания цивилизации и прогресса восточная правовая мысль выработала свои подходы и свои оригинальные решения, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания и анализа.
Важно определиться с хронологической стороной проблемы. Хронология подачи материала о правовой мысли Востока может сильно отличаться от уже выработанных общих хронологических стандартов, характерных освещению истории правовых и политических учений. Представляется, что материал о правовой мысли Востока мог бы быть изложен по следующей схеме:
1. Взгляды восточных мыслителей и ученых на общество, происхождение и развитие права и государственности.
2. Учения о формировании личности, о правовом положении человека в обществе и государстве.
3. Правопонимание восточных мыслителей и ученых. Отношение их к правовой системе, сущности и назначению государства, его формам и механизму.
4. Взгляды восточных мыслителей и ученых на свободу и равенство, добро и зло, истину и справедливость, законность и правопорядок, закон и правосудие.
5. Восточные мыслители и ученые о преступлении и наказании.
6. Вопросы международного права в творчестве восточных мыслителей и ученых.
Если подходить к правовой мысли Востока с сугубо региональной точки зрения, то значительный интерес представляют взгляды на право и государственность представителей интеллектуальной элиты тех или иных субъектов Российской Федерации. Так, для Башкортостана, особенно для той части его населения, которая
относит себя к башкирам, на передний план выдвигается Ахмет-Заки Валиди Тоган (1890— 1970). Хотя о нем, о его жизни и творчестве в последнее время написано много [4, с. 3—11; 5; 6; 7; 8], хорошая монографическая работа обозначенного плана отсутствует. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что требует более основательного, а главное объективного анализа.
В аналитических целях, думается, следует различать личность Ахмет-Заки Валиди Тогана, его жизненный путь, общественную и политическую деятельность, научное творчество и педагогическую работу.
Это особенно важно, ибо некоторые стороны его жизни, деятельности и творчества, относящиеся к отдельным моментам истории, вызывают вопросы, на которых могут спекулировать любители непродуктивного умничания, бесплодных и вредных интриг, выборочного подхода к фактам, граничащим с их подтасовкой, одностороннего освещения событий.
Как общественный и политический деятель, А.-З. Валиди был весьма активен в решении вопросов, связанных с образованием Республики Башкурдистан (1917) и со становлением Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (1919). Но какова степень самостоятельности его в решении этих вопросов? Насколько он был принципиален и последователен в отстаивании своих взглядов? Чьим интересам его взгляды были ближе? Кто он А.-З. Валиди? Бескорыстный и бескомпромиссный вождь великого башкирского народа? Его идеолог? Или честолюбивый и прагматичный политик, который реализует политическую волю то одних, то других — тех, кто во время Гражданской войны разыгрывал башкирскую карту в своих целях и задачах? А.-З. Валиди федералист или автономист? Националист или социалист, или национал-социалист, а может быть национал-большевик?
Думается, правильные ответы на эти и другие вопросы можно получить лишь в том случае, если становление и развитие государственности в Башкортостане будет рассматриваться в контексте тех событий, которые имели место быть на огромных просторах России в начале XX в.
Особая тема — научно-исследовательское поле творческой деятельности Ахмет-Заки Валиди То-
гана. В этом вопросе сложно составить конкуренцию исследователю, лауреату премии АН РБ им. Заки Валиди (2010) Амиру Мурзагалиевичу Юлдашбаеву. Тем не менее, в интересах научной объективности хотелось бы заострить внимание на следующем.
А.-З. Валиди изучал историю башкирского народа весьма серьезно. Показательна, например, его работа «Башкорттарзыц тарихы (автор кулъ-язмаИынан тэржемэ). Торк Иэм татар тарихы (1912 йылда Казанда «Миллэт» матбагаИында сыккан бадмаИынан тэржемэ)» (1996; «История башкир. История тюрков и татар»). В его исследованиях содержится много такого материала, что, будучи во многом новым и неожиданным, способствует более углубленному осмыслению многих сторон, относящихся к возникновению и развитию башкир как самостоятельного этноса. При конструктивно-критическом взгляде возникают, по меньшей мере, следующие вопросы: могла ли быть государственность у башкир в ХП1—ХУ1 вв., т.е. в период господства и правления Чингиз-хана и его преемников, поскольку в то время монополией на власть и управление обладали лишь Чингизиды и ее представители в этих вопросах не допускали соперничества?
На наш взгляд, в вопросе о вхождении в состав Русского государства (Московии) различных нерусских (нехристианских, неправославных) родов и племен, значительная часть которых ныне относится к башкирам, А.-З. Валиди достаточно осторожен. Справедливо считая, что вхождение — это не только процесс, продолжительный во времени, обширный по охвату территории и людского субстрата, но и деятельность, сложная по содержанию, многообразная по формам и методам осуществления, Валиди старается избегать идеализации или драматизации ситуации. Тем не менее, определенные противоречия и «белые пятна» остаются. Так, не совсем ясна роль ногайцев в этом процессе и в этой деятельности. Какие отношения были у ногайцев с татарами, русскими, башкирами, казахами и казаками? Все ли ногайцы ушли в начале ХУП в. за Волгу в направлении Кубани и Крыма? Какова судьба тех, кто все же остался на территории Урало-Поволжья?
Интересны взгляды А.-З. Валиди на право, в частности на обычное право башкир и на направления развития законодательства автономного башкирского края.
Подводя итог всему сказанному об А.-З. Валиди, возвращаемся к исходному тезису. Ахмет-Заки Валиди Тоган — крупная величина в научном мире Востока. Интерес к его жизни, деятельности, творчеству велик и он возрастает. Но при этом надо бы не забыть и то, что в его жизнедеятельности и творчестве заметное место занимали и вопросы права и государства.
В Республике Башкортостан также получило развитие направление под названием мустаеведе-ние, посвященное жизни и творчеству народного поэта Башкортостана Мустая Карима (1918— 2005). Действительно, у Мустафы Сафича Каримова поучительная жизнь и он оставил богатое творческое наследие. Среди всего многообразия мыслей, высказанных Мустафой Сафичем, можно обнаружить и идеи, относящиеся к праву и государственности, взятых в самой тесной связи с моралью и нравственностью. Это представлено в таких его работах, как: «Ташлама утты, Прометей!» (1975; «Не бросай огонь, Прометей!»), «Ауыл адвокаттары» (1989; «Деревенские адвокаты»), «Ярльгкау» (1984; «Помилование»), «О^он-о^ак баласак» (1976; «Долгое-долгое детство»). Однако идеи правового свойства остаются еще не замеченными. Тема «Правовые мотивы в творчестве Мустая Карима», на наш взгляд, вполне может быть предметом диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата юридических наук. При более широком подходе предметом научных исследований под правовым углом зрения может стать все художественное творчество башкирских писателей, возможно, всего Урало-Поволожья.
На наш взгляд, нуждается в изучении также жизнь и творчество Дамира Жаватовича Валеева (1940—2002) — крупного мыслителя и ученого [10] рубежа последней четверти XX в. и начала XXI в., творчество которого нашим современником пока еще почему-то должным образом не оценено.
Если правовед, вообще любой, претендующий быть высокообразованным и высококультурным человеком, не знает и не желает знать правовую мысль Востока, ее историю и современное состояние, то он односторонен, а потому и ущербен. Чтобы преодолеть таковое и не допустить его в будущем, нужно в корне изменить отношение к правовой мысли Востока, признав ее ни в чем не уступающей правовой мысли Запада, а в чем-то, возможно, и превосходящей ее.
В учебных планах вузов1 нужно бы ввести специальный курс под названием «Правовая мысль Востока», а при более широком подходе — «Восточное право».
ЛИТЕРАТУРА
1. Востоковедение в Башкортостане: история, культура. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Заки Валиди Ту-гана (Ахметзаки Ахметшаховича Валидова). 20— 21 декабря 1990 года / БГУ; АН РБ; ИИЯЛ. — Уфа, 1992.
2. Меликова М.Ф. История политико-правовыи учений в Азербайджане в XIX — начале XX вв. — Баку: Азербайджанский госуниверситет, 1972.
3. Самигуллин В.К. Насираддин Туси — корифей правовой мысли средневекового Востока // Проблемы востоковедения. — 2010. — № 3 (49). — С. 58—62.
4. Хусаинов Г.Б. Ахметзаки Валиди Туган — выдающийся ученый-востоковед и крупный общественный деятель // Востоковедение в Башкортостане: история, культура. В 4 т. Т. I. — Уфа, 1992.
5. Ахмед Заки Валиди Туган. 1890 — 1990: Материалы к изучению жизни и творчества / пер. с турец., пред., прим. и указ. Р.М. Булгакова. — Уфа, 1990.
6. Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти современников) / сост. А. Юлдашбаев. — Уфа, 2000.
7. Ишбердина Т.Н. Социально-философские основания формирования мировоззрения А.-З. Валидова: автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Уфа, 2001.
8. Салихов А.Т Научная и общественно-политическая деятельность Ахметзаки Валидова в 1908— 1920 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Уфа, 2003.
9. Рахматуллина З.Я., Валеева З.Р., Кулъшари-пов М.М., Самигуллин В.К. Научное наследие философа Дамира Жаватовича Валеева // Проблемы востоковедения. — 2010. — № 1 (47). — С. 44—47.
Ключевые слова: Восток, правовая мысль, восточное право, хронология, Ахмет-Заки Валиди. Key words: the East, the legal thinking, Oriental law, chronology, А^те^7ек УеИШ.
VenirK. Samigullin
ON THE PROBLEM OF LEGAL THINKING IN THE EAST
The article focuses on the necessity of studying the Oriental legal thinking more thoroughly. But it's immensely difficult to cover a wide variety of sources on the subject. Therefore it's suggested that one should tackle the problem being oriented to the life and creative work of those thinkers and scholars who are considered to be a key figure of the day. Approaching the issue from a regional angle, Bashkortostan in particular, we can say that Zeki Velidi and his life, social and political activity, and scientific creative work arouse considerable interest.
To the author's mind, a course on the legal thinking of the East should be included in the curriculum of universities.
1 Главным образом, вузов гуманитарного профиля (особенно юридических) и в тех регионах, в которых восточный колорит представлен широко и выразительно.