Научная статья на тему 'Заки Валиди - лидер башкирского национааьного движения и основатель автономного Башкортостана'

Заки Валиди - лидер башкирского национааьного движения и основатель автономного Башкортостана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1754
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"VЕLIDOVSHINA" / THE 1''* ALL-RUSSIAN MUSLIM CONGRESS / BASHKIR KURULTAIS (CONGRESSES) / THE CENTRAL SHURO (COUNCIL) / РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / БАШКИРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / «ВАЛИДОВЩИНА» / 1-Й ВСЕРОССИЙСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ СЪЕЗД / БАШКИРСКИЕ КУРУЛТАИ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ШУРО (СОВЕТ) / БАШКИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / БАШКИРСКИЕ ВОЙСКА / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / RUSSIAN FEDERALISM / THE BASHKIR NATIONAL MOVEMENT / THE BASHKIR GOVERNMENT / BASHKIR TROOPS / FALSIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кульшарипов Марат Махмутович

In the article it is revealed that Z. Vеlidi was not only a prominent orientalist; he was an eminent political figure who headed the national movement of the Bashkirs for achieving their state system. It is also stated that Z. Vеlidi was one of the ideologists of Russian federalism. However, Vеlidi's approach to the question of autonomy didn't meet with insight from the Bolshevik leadership of the Soviet country and that was the reason of his emigration abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZEKI VELIDI AS THE LEADER OF THE BASHKIR NATIONAL MOVEMENT AND FOUNDER OF AUTONOMOUS BASHKORTOSTAN

In the article it is revealed that Z. Vеlidi was not only a prominent orientalist; he was an eminent political figure who headed the national movement of the Bashkirs for achieving their state system. It is also stated that Z. Vеlidi was one of the ideologists of Russian federalism. However, Vеlidi's approach to the question of autonomy didn't meet with insight from the Bolshevik leadership of the Soviet country and that was the reason of his emigration abroad.

Текст научной работы на тему «Заки Валиди - лидер башкирского национааьного движения и основатель автономного Башкортостана»

М.М. Кулъшарипов

ЗАКИ ВАЛИДИ - ЛИДЕР БАШКИРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВАТЕЛЬ АВТОНОМНОГО БАШКОРТОСТАНА

3. Валиди получил широкую известность в мировом масштабе как крупный ученый-востоковед. На родине — в Башкортостане — он больше известен как видный общественно-политический деятель, стоявший у истоков российского федерализма. Он стал главным идеологом и руководителем Башкирского национального движения, сыграл большую роль в Казахском, Туркестанском национально-освободительных движениях. Благодаря своей титанической организаторской способности, таланту он сумел сплотить и поднять башкирский народ после Февральской революции 1917 г. на борьбу за создание своей государственности, справедливое решение земельного и других вопросов, отвечающих интересам народа. Именно Заки Валиди То-ган и его сподвижники стояли у колыбели Башкирской территориальной автономии (ныне Республики Башкортостан). Он же не только научной, но и своей политической деятельностью создавал мосты между всеми тюркскими народами мира и вскрывал преемственную связь между их историей и накопившимися проблемами того времени.

Признание заслуг 3. Валиди в деле национально-государственного строительства в Башкортостане произошло лишь в конце 80-х гг. XX в. в условиях политики гласности и демократизации страны, провозглашенной ее руководством. До этого времени правящая в стране Коммунистическая партия в директивном порядке предписывала рассматривать всю историю национального движения, его лидеров в сугубо негативном плане: 26 сентября 1921 г. бюро ЦК РКП (б) обязало руководителей республики издать воззвание к трудящимся Башкирии «о необходимости беспощадной борьбы с контрреволюционной националистической группой Валидова». 24 января 1922 г. партийная организация БАССР приняла воззвание, в котором впервые был использован термин «валидовщина» и дана установка

рассматривать З. Валиди как «контрреволюционера и слугу империалистической буржуазии» [1, с. 62З—624, 628—6З0]. Примерно такую же направленность имели тезисы «Характеристика башкирского движения», принятые пленумом Башкирского областного комитета Коммунистической партии в июле 1926 г. [1, с. 6З8—647].

К этой же теме Башкирский областной комитет КПСС вернулся в 196З г., осудив взгляды некоторых историков, пытавшихся тогда более или менее правдивее освещать тему образования БАССР [2, с. 11].

Непосредственное участие З. Валиди в общественно-политической жизни связано с его деятельностью в качестве представителя Уфимских мусульман в мусульманской фракции Государственной Думы с конца 1915 г. Особенно значима его роль в подготовке 1-го Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося 1—11 мая 1917 г. в Москве [З, с. 159]. В ходе этого съезда зародилось самостоятельное башкирское национальное движение, которое развернуло борьбу за территориальную автономию, за землю и другие права башкир.

10 мая башкирские делегаты мусульманского форума официально заявили о создании «Башкирского областного бюро», которому был поручен созыв 1-го Всебашкирского съезда в Оренбурге. В состав этого бюро вошли Сагит Мря-сов, Аллаберды Ягафаров и Заки Валиди. Но после Московского съезда вплоть до открытия 1-го Всебашкирского курултая 3. Валиди находился в Туркестане, это было связано с его убеждением, что «пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, оно не развернется ни в Казахстане, ни в Башкортостане» [4, с. 185]. Однако возникновение самостоятельного национального общественно-политического движения заставило его отойти от туркестанских дел и отдать все свои силы решению проблем самоопределения башкир.

Кулъшарипов Марат Махмутович, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Башкирского государственного университета

3. Валиди, С. Мрясов, А. Ягафаров развернули большую агитационно-массовую работу среди башкир. В первом номере газеты «Баш-хорт иттифаки бюроИыньщ мехбире» («Известия бюро башкирского народа») была опубликована статья 3. Валиди. «В ней, — писал он, — я высказал мысль, что Башкортостан сыграет роль своеобразного моста между Туркестаном и Поволжьем, что достижение самостоятельности Башкортостана в конечном счете приведет и татар, выступающих ныне против нас, к необходимости присоединиться к освободительному движению на Востоке России» [4, с. 184].

20 июля 1917 г. в Оренбурге открылся 1-й Всебашкирский курултай. 3. Валиди, в числе других организаторов башкирского движения, вошел в состав президиума съезда, выступил с обстоятельным докладом по земельному вопросу, о государственном управлении, участвовал в составлении резолюций курултая. В резолюции съезда об управлении Башкортостаном говорилось о необходимости «освободиться от опеки других народов путем завоевания совместно с восточными и восточно-южными степными тюркскими народностями национально-политической автономии» [5, с. 139]. На этом съезде возникло Центральное башкирское шуро (совет), которое возглавило национальное движение башкир. Особенно значима была роль 3. Валиди в провозглашении автономной государственности башкир 15 ноября 1917 г. (Оренбург).

3-й Всебашкирский учредительный курултай (8—20 декабря 1917 г.), обсудив проблему национально-государственного строительства, после голосования по этому вопросу заявил: «Объявленную 15 ноября Центральным башкирским шуро территориально-национальную автономию утверждает единогласно» [5, с. 201].

В ходе 3-го Всебашкирского учредительного съезда были образованы Парламент и Правительство Башкортостана. 3. Валиди был избран членом Кесе курултая (предпарламента) Башкирской автономии. Он же стал заведующим военными и внутренними делами Правительства Башкортостана. Однако широкомасштабная деятельность правительства по созданию автономной государственности была приостановлена местными оренбургскими большевиками. Они,2 обвинив 3. Валиди и членов Башкирского правительства в буржуазном национализме, сотрудничестве с контрреволюционным казачьим атаманом

А.И. Дутовым, арестовали (февраль 1918 г.) и заключили в тюрьму [6, с. 142].

В дальнейшем в силу ряда обстоятельств, конкретно из-за репрессивной политики коммунистов по отношению к башкирскому движению, отрицательного восприятия башкирским народом ленинского декрета о земле, которым было уничтожено вотчинное право башкир, и по другим причинам, когда летом 1918 г. началась полномасштабная Гражданская война, Башкирское правительство решило действовать вместе с белым движением против большевиков [5, с. 518—522].

Следует отметить, 3. Валиди считал, что существование башкирской государственности, хотя бы в форме автономии, невозможно без собственных вооруженных сил. В этой связи еще в ходе 1-го Всебашкирского съезда была принята резолюция об обязательности формирования «...с национальным устройством положений, отдельных башкирских полков с оставлением на службе в будущем этого башкирского войска на родине самих башкир» [5, с. 143].

Особенно четко этот вопрос был сформулирован в ходе 3-го Всебашкирского учредительного курултая. В резолюции «О войске» подчеркивалась необходимость наличия собственных «воинских сил автономной Башкирии» для защиты ее «суверенитета», «обеспечения внутренних и внешних дел». В этом же документе перечислялись необходимые для создания национальных вооруженных сил меры [5, с. 218—219].

Действительно, летом 1918 г. (июнь—июль) были сформированы национальные воинские части, которые с июня 1918 г. по февраль 1919 г. сражались в стане белых.

Однако белые генералы, в т.ч. адмирал А.В. Колчак, объявивший себя в ноябре 1918 г. «Верховным правителем России», не захотели признать Башкирскую автономию, попытались расформировать башкирские войска.

В данной обстановке 3. Валиди и его сподвижники решили перейти на сторону советской власти — красных, которые не отрицали права народов на самоопределение, что нашло свое отражение в «Декларации прав народов России», обнародованной в ноябре 1917 г. В марте 1919 г. Центральное советское правительство признало Башкирскую автономную республику и подписало об этом Соглашение с Башкирским правительством. 21 февраля на военном съезде башкирских войсковых представителей был создан

Башкирский революционный комитет (Башрев-ком), председателем его был избран Заки Вали-ди. Следует подчеркнуть, что З. Валиди «автономию» понимал в европейском смысле этого слова: внутренняя самостоятельность в политических, экономических и культурных вопросах при наличии собственной вооруженной силы и милиции, и это положение по настоянию лидеров Башкирского национального движения легло в основу Соглашения 1919 г.

В дальнейшем, в 1920 г., когда стало ясно, что большевики одерживают победу над белыми, В.И. Ленин и его окружение в одностороннем порядке решили свести автономию Башкортостана к чему-то, похожему, по выражению З. Валиди, на «национально-культурную автономию» [1, с. 494]. Все это нашло свое отражение в декрете советского правительства и ВЦИК от 19 мая 1920 г. По этому поводу З. Валиди был на приеме у вождя революции, но эта встреча не дала никаких результатов, ибо В.И. Ленин считал недопустимым, чтобы в недрах Советской Российской республики появился островок без диктатуры пролетариата. После этих событий З. Ва-лиди, не имея возможности возвратиться в Башкортостан, был вынужден скрыться в Туркестане, где возглавил «басмаческое» (фактически народное) движение, а оставшиеся члены Башрев-кома подали в коллективную отставку.

В нашей историко-публицистической литературе бытует мнение, осуждающее З. Валиди, также и членов Башревкома за уход со своих постов, оставление некоторыми из них Башкортостана [7]. По их представлению, все они должны были находиться на местах и дальше вести борьбу за права республики. Но подобный подход к данной проблеме не учитывает сложившуюся в Стране советов обстановку. Во-первых, уход лидеров башкирского движения со своих постов был своего рода формой протеста против действий центральных властей. З. Валиди, как честный, целеустремленный и принципиальный человек, не мог дальше сотрудничать с большевиками, нарушившими свои слова. Во-вторых, Валиди, находясь в Москве и общаясь с В.И. Ленином, В.И. Сталиным и другими вождями революции, прекрасно понял, что дни Баш-ревкома сочтены, что Центр терпит его и других лидеров Башкирского национального движения у власти до поры и до времени, что в ближайшем будущем на них обрушатся репрессии и,

как дальновидный политик, решил вести борьбу за подлинное самоопределение тюркских народов вне пределов Башкортостана и Центральной России. Поэтому сокрушительный и малопродуктивный удар по автономии Башкирии в 1920 г. вынуждает его, вызванного в Москву, чтобы удержать его подальше от Башкортостана, выехать в Среднюю Азию. Но, как уже было сказано, политическая и военная ситуация в России изменилась. Разрозненные, раздробленные племенными раздорами движение басмачей, среди которых было сильно влияние фанатичных мулл с чисто средневековым мировоззрением и мало интеллигенции, способной понять суть происходящих в России и мире событий, не сулило успеха. После разгрома остатков белогвардейцев, особенно белополяков, части Красной Армии устремились в Туркестан. З. Валиди и его единомышленникам не оставалось ничего, как выехать за границу. В 1925 г. З. Валиди прибыл в Стамбул, где занялся научной и преподавательской деятельностью.

Таким образом, в переломные годы двух революций, Гражданской войны во главе Башкирского национального движения стоял истинный патриот своего народа — человек, обладающий большим организаторским талантом.

В конце XX — начале XXI вв. в Республике Башкортостан проделана немалая работа по объективному изучению (с новых позиций, без прежних идеологических шор) жизни и деятельности, научного наследия З. Валиди. Большая работа в этом направлении была проделана ученым А.М. Юлдашбаевым. Он перевел с турецкого на башкирский и русский языки «Воспоминания» Валиди, ряд его научных трудов, выпустил целый ряд книг о нем [8; 9; 10; 11]. В России его научная деятельность была исследована А.Г. Са-лиховым [12]. Общественно-политическая деятельность З. Валиди получила всестороннее отражение в трудах С.Ф. Касимова, М.М. Куль-шарипова, Н.У. Ишемгулова и др. [2; 13; 14; 15; 16; 17]. Неоценимый вклад в изучение творческого наследия Валиди, раскрытию его образа как выдающейся личности внесли литераторы Г.Б. Хусаинов, Р.Н. Баимов, Г.Г. Шафиков [18; 19; 20; 21].

Однако личность З. Валиди не совсем адекватно оценивается со стороны некоторых историков, в частности сотрудника Института истории РАН С.М. Исхакова. В своих работах, име-

ющих отношение к 3. Валиди, он всячески пытается принизить его роль в национальном движении народов Востока России, изображая его агентом ЧК, человеком корыстолюбивым, мечтавшим лишь о своей карьере [22; 2З]. Вызывает сожаления и то, что Исхаков увлекается лишь поиском негатива в трудах башкирских историков, занимающихся изучением творческого наследия 3. Валиди, выставляя себя при этом бесстрастным исследователем деятельности лидера башкирского движения. На деле Исхаков продолжает линию негативизма, которая обозначилась в татарской историографии еще в 20-е гг. XX в. по отношению к башкирскому движению и его лидерам.

Татарскими историками до сих пор муссируется мнение, пущенное в оборот в свое время Г. Исхаки и С. Максуди о том, что образование Башкирской АССР явилось удовлетворением личных амбиций 3. Валиди [24, с. 27, 29, 81]. В татарских изданиях также постоянно повторяется ошибочный тезис, по которому большевики сознательно пошли на раскол общего татаро-башкирского, мусульманского движения и сверху, волевым путем допустили образование отдельной Башкирской республики [25, с. 177— 241]. По их мнению получается, что не было никакого мощного башкирского национального движения, возглавляемого 3. Валиди. Притом не следует забывать, что Башкирское национальное движение опиралось на собственные национальные вооруженные силы.

Личность 3. Валиди и его общественно-политическая деятельность на сегодня остается в эпицентре идеологической борьбы в связи с великодержавными, унитаристскими попытками федерального Центра ликвидации Республики Башкортостан.

В последнее время усилились нападки на республику, в т.ч. на личность 3. Валиди, что, по-видимому, связано с 20-летием принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики и ростом в федеральном Центре тенденций по ограничению политических, экономических, культурных прав национальных республик.

Так, выступая 25 декабря 2009 г. в ходе пленарного заседания Госдумы, депутат парламента от «Единой России» Андрей Назаров предложил Комитету Госдумы по безопасности запросить в ФСБ информацию о сотрудничестве А.-3. Вали-

ди с фашистской Германией. По его словам, «в самой России имеют место случаи возвеличивания исторических персонажей с сомнительным прошлым». В частности, он сообщил, что одна из центральный улиц в Уфе стала называться в честь Ахмет-Заки Валиди. Депутат заверил, что личность этого человека уже развеяна в многочисленных публикациях о его участии в комплектовании мусульманских подразделений «Ваффен-СС». Также якобы имеются достоверные данные о его сотрудничестве с разведкой Польши в годы войны, которая, в свою очередь, активно сотрудничала с германской разведкой, указал Назаров. Аналогичного содержания измышление о З. Валиди бышо опубликовано неким Денисом Игнатьевым в газете «Правда», органе КПРФ (20— 23 марта, 2009 г.). Подобные же материалы стали появляться и в Интернете [26].

Этим авторам быш дан обоснованный ответ на страницах газет и журналов, в т.ч. центральной печати [27], а также в нашей, написанной совместно с А.М. Юлдашбаевым, книге «Заки Валиди как политик и ученый востоковед» (Уфа, 2010).

В них имеется немало материалов, указывающих на несостоятельность всех обвинений, адресованных З. Валиди, ибо, как писал известный австрийский ученый-востоковед Герберт Янски: «Заки Валиди Тоган — великий ученый, это определенно. Но он велик и как человек».

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: сб. док и материалов / под ред. Б.Х. Юлдашбаева. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1959.

2. Кульшарипов М.М. 3. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (1917—1920 гг.). — Уфа: Китап, 1992.

3. Протоколы Всероссийского мусульманского съезда, проходившего в Москве с 1 по 11 мая 1917 г. — Пг., 1917 (на татар. яз.).

4. Тоган З.В. Воспоминания. Кн. 1. — Уфа: Китап, 1994

5. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917—1925 гг.): док и материалы / авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т.1.— Уфа: Китап, 2002.

6. Кульшарипов М.М. Башкирское национальное движение (1917—1921 гг). — Уфа, Китап, 2000.

7. Советская Башкирия. — 1997. — 23 сентября.

8. Юлдашбаев А.М. Профессор А.-З. Валиди То-ган (Научно-популярная брошюра). — Уфа, 1991.

9. Ахметзаки Валиди Тоган // Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. — Уфа, 1995.

10. Не сочтите за пророчество... Письма, сообщения, выступления. — Уфа, 1998.

11. Юлдашбаев А.М. Известный и неизвестный Заки Валиди. В памяти своих современников. — Уфа: Китап, 2000.

12. Салихов А.Г. Научная деятельность А. Вали-дова в России. — Уфа, 2001.

13. Касимов С.Ф. «Хатиряляр» — «Воспоминания» А.-З. Валиди Тогана... // Востоковедение в Башкортостане. История. Культура. Кн. 2. —Уфа, 1992.

14. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917—1925 гг.). — Уфа, 1997.

15. Башкирское национальное движение (1917— 1921 гг). — Уфа, Китап, 2000.

16. М.М. Кулъшарипов, А.М. Юлдашбаев. Заки Валиди как политик и ученый востоковед. — Уфа, 2010.

17. Ишемгулов Н.У. О некоторых проблемах башкирского национально-освободительного движе-

ния // Востоковедение в Башкортостане. История. Культура. Кн. I. - Уфа, 1992.

18. Хвсэйенов Г.Б. Эхмэтзэки Вэлиди Туган. Та-рихи-биографик китап. — Вфо: «Башкорт энцикло-педияЬы» гилми нэшриэте, 2000.

19. Баимов Р.Н. Сыбар шоцкар. — Вфо, 1997.

20. Шафиков Г.Г. Крючья под ребро. Эссе, мысли, стихи. — Уфа, 1993.

21. Дыхание жгучей истории. — Уфа, 1998.

22. Исхаков С.М. Ахмет-Заки Валидов: новейшая литература и факты его политической биографии // Вопросы истории. — 2003. — № 10.

23. Из истории российской эмиграции: письма А.З. Валидова и М. Чокаева. 1924—1932 гг. — М., 1999.

24. Сагдиев A.B. М. Султангалиев и идеология национально-освободительного движения. Научно-аналитический обзор. — М., 1990.

25. Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы. — Казань, 1996.

26. Сайт «Уфагубъ». В. Стечкин. Башкирские власти отмывают пособника фашистов Валиди от коричневых пятен и т.д.

27. Российская газета. — 2009. — 9 декабря.

28. Республика Башкортостан. — 2010. — 20—23 января.

Ключевые слова: российский федерализм, Башкирское национальное движение, «Валидовщина», 1-й Всероссийский мусульманский съезд, башкирские курултаи, Центральное шуро (совет), Башкирское правительство, башкирские войска, фальсификация.

Key words: Russian federalism, the Bashkir national movement, "УеШоувЫпа", the 1st all-Russian Muslim congress, Bashkir kurultais (congresses), the Central Shuro (council), the Bashkir government, Bashkir troops, falsification.

Marat M. Kulsharipov

ZEIK VELIDI AS THE LEADER OF THE BASHKIR NATIONAL MOVEMENT AND FOUNDER OF AUTONOMOUS BASHKORTOSTAN

In the article it is revealed that Z. Velidi was not only a prominent orientalist; he was an eminent political figure who headed the national movement of the Bashkirs for achieving their state system. It is also stated that Z. Velidi was one of the ideologists of Russian federalism. However, Velidi's approach to the question of autonomy didn't meet with insight from the Bolshevik leadership of the Soviet country and that was the reason of his emigration abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.