Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297). История. Вып. 54. С. 49-52.
В. Н. Гильманова
ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В БАШКОРТОСТАНЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПОМИНАНИЙ
А.-З. ВАЛИДИ
Дается оценка «Воспоминаний» А.-З. Валиди как исторического источника, изучение которого позволяет проанализировать некоторые вопросы истории национально-государственного строительства в Башкортостане. Изучение «Воспоминаний» А.-З. Валиди имеет как научное, так и практическое значение. На наш взгляд, в условиях коренной реконструкции федеративных отношений в современной России осмысление исследований А.-З. Валиди дает ориентиры в выстраивании отношений между центром и субъектами РФ.
Ключевые слова: национально-государственное строительство, автономия, административно-территориальные изменения, исторический источник, федерализм, башкирское национальное движение.
Период 1920-1930-х гг. ХХ в. занимает исключительное по важности место в истории нашей страны. Вся история послеоктябрьского периода носит на себе печать эпохи, наполненной противоречивыми политическими, культурными и социально-экономическими преобразованиями, осуществленными в стране и ее регионах.
История национально-государственного строительства России относится к числу дискуссионных проблем исторической науки. Особенно актуальным является изучение регионального аспекта проблемы, позволяющее, с одной стороны, дать более полное представление об основных чертах и закономерностях реализации национально-государственного строительства в масштабе страны, а с другой -выявить особенности и некоторые тенденции процессов, происходивших на местах.
Долгое время проблеме национально-государственного строительства придавалось значительное идеологическое значение. Не отрицая положительной роли, следует подчеркнуть, что в советской исторической литературе тема национально-государственного строительства сильно идеологизировалась, рассматривалась в русле борьбы с колониальной политикой западных держав1. Однако большевики не придавали должного значения национальному вопросу, более того, принуждая трудящихся угнетенных народов к обязательному приближению к классовой борьбе, активно вмешивались в их внутренние дела, а в идее завоевания национальной независимости видели, прежде всего, проявления буржуазного национализма.
Отечественные ученые и историческая наука после длительного перерыва вновь обратились к проблеме национально-государственного строительства, прежде всего, в связи с необходимостью осмысления жизненно важных вопросов, которые сейчас постоянно задает радикально меняющаяся реальность российского бытия. Проблема национально-государственного строительства становится для России актуальной и из-за того, что в наше время стало возможным исследовать данную проблему более широко, осмыслить все ее грани с привлечением новых источников, ранее, по тем или иным причинам, не входившим в научный оборот. В этой связи особый научный и практический интерес представляют «Воспоминания» Ахмет-Заки Валиди Тогана2, в которых освещаются проблемы национально-государственного строительства, истории и культуры не только Башкортостана, но и тюркского мира в целом.
Работы Валидова, его письма и воспоминания о нем публикуют и переиздают в Уфе, Казани, Москве3. При этом исследователи дают разную оценку автору и его основному труду - его «Воспоминаниям».
Перевод и публикация мемуаров А. Вали-ди в Башкортостане связаны с возвращением его имени в 1990-х гг. Наиболее развернутая трактовка «Воспоминаний» А.-З. Валидова как исторического источника впервые была опубликована обществоведами и историками Башкортостана. В 1994 г. текст был опубликован на русском языке, а в 1996 г. - на башкирском4. Важными вехами в изучении научного наследия Ахмет-Заки Валиди То-
гана являются труды А. М. Юлдашбае-ва, М. М. Кульшарипова, Г. Г. Шафикова, С. Ф. Касимова, Д. Ж. Валеева и других5. По единодушному мнению вышеуказанных авторов, «Воспоминания» Ахмет-Заки Валиди содержат богатейший материал о национально-государственном строительстве в Башкортостане, помогают глубже раскрыть сущность башкирского национального движения 1917— 1921 гг., борьбу башкир за самоопределение.
Немало источников, позволяющих по-новому взглянуть на деятельность Валидо-ва, опубликовано в Москве. Издан сборник его писем, относящихся ко второй половине 1920-х - началу 1930-х гг. Эти работы позволяют взглянуть на ряд важных моментов в политической судьбе А.-З. Валиди, на его роль в событиях 1917-1923 гг., в истории первых лет «национально-государственного конструирования» в советской России. Особенно хочется отметить перевод «Воспоминаний»
A. Валидова московскими исследователями
B. Б. Феоновой и С. М. Исхакова6. В отличие от первого варианта, вышедшего в Башкортостане, в данном переводе «Воспоминаний» дается более полная картина событий тех лет, в частности, деятельность З. Валиди за границей в 1920-1930-х гг. В целом, В. Б. Феонова и С. М. Исхаков призывают анализировать «Воспоминания» критически, без пристрастий и иллюзий.
Общественно-политическая деятельность и научное наследие А.-З. Валиди в зарубежной историографии оценивается неоднозначно. Одни пишут, что А.-З. Валиди был националистом, а его «Воспоминания» как исторический источник страдают субъективизмом. Другие, напротив, дают высокую оценку деятельности лидера башкирского национального движения: «...несмотря на прошедшие шестьдесят лет, соображения Зеки Велиди остаются чрезвычайно уместными для совре-менности»7.
В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть вопросы национально-государственного строительства в Башкортостане путем анализа «Воспоминаний» А.-З. Вали-ди. Безусловно, в «Воспоминаниях» исследователя нашли отражение не все стороны национально-государственного строительства в БАССР: обходятся некоторые проблемы, связанные с борьбой башкир за территориальную автономию, вопросы деятельности Башкирского революционного комитета в
составе Сибирского правительства и Кому-ча. Однако это не умаляет ценности данного труда и существенно облегчает задачу исследователя по изучению сложнейших вопросов по истории Башкортостана периода Гражданской войны и революционных потрясений.
В «Воспоминаниях» А.-З. Валиди Тогана значительное место занимают социалистические идеи, которые отличались от теоретических построений К. Маркса, В. Ленина, И. Плеханова, В. Чернова и других8. Принимая основные конструктивные положения социалистического учения, тем не менее, он являлся одним из самых последовательных противников и критиков большевизма и тоталитаризма. Общий ход исторического процесса подтвердил правоту его критических мнений о перспективах тоталитарного режима, установившегося в России после 1917 г.
Затрагивая аспект принципов социализма и демократии, Ахмет-Заки Валиди в своей работе отмечал, что социализм - это «демократическая федерация, объединяющая в масштабе всей России национально-государственные образования, возникающие на основе учета своеобразия каждой нации», в то время как Ленин утверждал, что «признание самоопределения не равносильно признанию федерации как принципа»9.
Большого внимания из «Воспоминаний» заслуживают главы, характеризующие события 1917 г., ибо А.-З. Валиди в 1917-1920 гг. стал одним из лидеров башкирского национального движения, борьбы за территориальную автономию Башкортостана. Так, из выступления Ахмет-Заки Валиди Тогана на I Всероссийском мусульманском съезде видно, что по проекту решения территориального вопроса автор выделил четыре района, где возможно создание автономий: 1) Туркестан; 2) Бакинская и Елисаветпольская; 3) Казахстан; 4) Урянхай - восточные тюрки10. А.-З. Валидов излагая свою деятельность на 1-м Всероссийском мусульманском съезде, пишет: «.в то время я высказал мысль только об автономии Туркестана, говорил, что может встать вопрос о культурной автономии на туркестанских и казахских землях можно подключить Восточную Башкирию, где тюрки составляют большинство»10.
Один из главных оппонентов А.-З. Ва-лидова, председатель Всероссийского Мусульманского Совета А. Цаликов, и другие сторонники «демократического унитариз-
История национально-государственного строительства.
51
ма» считали, что «федеративное устройство России может затормозить экономическое и культурное развитие страны»11. Защищая принципы унитаризма, А. Цаликов высказал мысль, что «мусульмане России отличаются от европейцев своей религией, поэтому они могут считаться единой нацией»12. Лидер башкирского национального движения, напротив, был инициатором блока «мусульманских наций» при проведении коренных преобразований в деле национально-государственного строительства общества. Наиболее приемлемой формой для государственного устройства России он считал федеративную республику, основанную на территориальных автономиях, а залогом устойчивого политического и социального развития - реализацию блока «мусульманских наций». Идею федерализма также поддерживали видные общественно-политические деятели Азербайджана, Казахстана, Туркестана. Так, азербайджанский федералист Мамед Амин-бек Расул-заде отмечал, что «и им надо дать возможность иметь свои комнаты в великом тюркском доме»12. По этому поводу А.-З. Ва-лиди отмечал: «Пока освобождение не наберет силу в Туркестане, оно не развернется ни в Казахстане, ни в Башкортостане»13.
Особое внимание Валиди уделяет национальной проблеме нерусских (тюркских) народов, в силу того, что данный вопрос в указанное время приобрёл острый характер для башкирского народа. Вопреки утверждениям унитаристов о том, что расчленение России на отдельные автономии не разрешит национальную проблему мусульманских народов, и, более того, в мелких автономиях затруднится решение больших вопросов, возникнут новые проблемы, А.-З. Валиди, придерживаясь принципиально иной точки зрения, отмечал: «У федералистов нет единственного рецепта. Цель федерализма - дать народам и обществам возможность жить в формах, соответствующих их собственным потребностям и воле»14. Основным условием ученый считал умение внутри общества или народа разделять и нести общую ответственность, а также подчиняться установленным законам, что весьма актуально в современной России. Необходимо отметить, что чувство коллективной ответственности в государственных делах зависит не только от культурного уровня народа, а еще от его традиций, обычаев, менталитета. Позиция А.-З. Валиди по выше-
указанному вопросу дает нам возможность в полной мере определить его место и роль в деле национально-государственного строительства башкир как особенно значимую и важную.
Весьма интересные сведения содержатся в труде А.-З. Валиди о перспективах социалистических идей. Анализируя общую социально-экономическую и политическую ситуацию в Европе и России в середине 20-х гг. ХХ в., ученый выделил три магистральных пути эволюции социалистических идей в будущем: национал-социализм, большевизм и христианско-социалистическое движение. Первые два направления он охарактеризовал как «ложные направления социалистических идей» - идеологию завоевания колоний, поэтому попытку большевиков радикальными методами «внедрить» социализм в России А.-З. Валидов считал глубоко ошибочной, так как многие положения марксистской теории не соответствуют реалиям жизни нерусских (тюркских) народов России. По мнению А.-З. Валиди, практическую значимость для тюркских народов социалистические идеи могут приобрести только тогда, когда они, «взяв за основу демократию и эволюционное развитие, сумеют соединиться с национальной идеей и исламскими ценностями»15. Национальной идее он отводил главную роль в процессе консолидации нации в сложных политических и социокультурных условиях, подчеркивая, что в развитии этой идеи необходимо обратиться к опыту европейских стран и не доводить ее до фанатизма.
Таким образом, «Воспоминания» А.-З. Ва-лиди представляют собой многогранный труд по многим вопросам политической истории Башкортостана начала ХХ столетия: общественно-политической жизни страны накануне и в годы революций, политической активности народных масс, деятельности политических партий, решению национальных, земельных, территориальных вопросов страны и ее субъектов. Материалы данного источника существенно дополняют наши представления о становлении идей федерализма в Башкортостане.
Примечания
1 Савельева, А. Ш. Культурное развитие Башкирии в годы сталинских пятилеток (19281940). М, 1951; Туктаров, С. З. Проведение
Сталинской конституции в Башкирской АССР. М., 1951; Сулейманов, О. Б. Ликвидация экономического неравенства Башкирской АССР. М., 1955; Шнейдер, Д. М. Вопросы историографии Великой Октябрьской социалистической революции и установления советской власти в Башкирии // Очерки советской историографии Башкирской АССР. Уфа, 1975; Вагапов, С. А. 25 лет Башкирской АССР : докл. на юбилейн. сес. Верховного Совета БАССР. Уфа, 1944.
2 Валидов Ахмет-Заки (1890-1970) - лидер башкирского национального демократического движения, член башкирского областного шуро (1917 г.). Член и председатель Башкирского правительства, Башревкома (1918-1920 гг.), в 1920-1923 гг. в Туркестане. В 1923 г. эмигрировал, жил в Турции, Германии и снова в Турции. Выдающийся ученый-востоковед.
3 Кульшарипов, М. М. З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920 гг.). Уфа, 1992. С. 120; Константинов, С. Восприятие истории народов СССР в России и исторические образы России на постсоветском пространстве / С. Константинов, А. Ушаков // Национальные истории в советском и постсоветских государствах. М., 1999. С. 76; Султан-Галиев, М. Статьи. Выступления. Документы. Казань, 1992. С. 381; Воспоминания : (Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру) / Ахмед-Заки Валидов (Заки Валиди Тоган) ; пер. с тур. В. Б. Феоновой ; науч. ред., прим., послед. указ. имён С. М. Исхакова. М., 1997. С. 649; Исхаков, С. Послесловие // Отечеств. история. 1997. № 6. С. 43-63; Мирсаит Сул-тан-Галиев и идеология национально-освобо-
дительного движения : науч.-аналит. обзор. М., 1990. С. 81.
4 Тоган, З. В. Воспоминания : (Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман тюрков за национальное бытие и сохранение культуры) : пер. с тур. Кн. I. Уфа, 1994; Вэли-ди Туган, Э. Э. Хэтирэлэр Торкостандын Ьэт башка консыгыш тороктэрзен милли булмыш хэм культура есен керэше. Офо, 1996.
5 Юлдашбаев, А. М. Ахметзаки Валиди Тоган // Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. Уфа, 1995; Кульшарипов, М. М. : 1) Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). Уфа : Китап, 2000; 2) З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920). Уфа : Китап, 1992. 160 с.; Касимов, С. Ф. Автономия Башкортостана : становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа, 1997; Валеев, Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа, 1995.
6 Воспоминания : Борьба мусульман Туркестана... C. 649.
7 Focus on Zeki Validi Togan. An Introduction // Central Asian Survey. 1990. № 1. Р. 13-14.
8 Ленин, В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение // Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 255-256.
9 Там же. Т. 27. С. 358.
10 Тоган, З. В. Воспоминания : Борьба народов Туркестана. С. 178.
11 ЦИА РБ. Ф. Р-394. Оп. 4. Д. 12. Л. 125.
12 ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 4. Д. 12. Л. 126.
13 Тоган, З. В. Воспоминания : Борьба народов Туркестана. С. 179.
14 Там же. С. 180.
15 Там же. С. 181.