Р.И. Ирназаров УДК 301
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АХМЕТ-ЗАКИ ВААИДИ ТОГАНА
В статье рассматриваются материальные и духовные истоки взглядов А.-З. Валиди, показана его деятельность по анализу происходящих в жизни процессов, его вклад в обществоведческую науку - разработка таких проблем, как формирование в полиэтничном обществе государственности народов, федеративное устройство государства, социалистическая организация общественной жизни, формирование отношений социального равенства-неравенства.
Rashit I. Irnazarov
AKHMET-ZAKI VALIDI TOGAN'S SOCIOLOGICAL HERITAGE
In the article there are observed material and spiritual sources of Validi's views and his ability to analyze life processes from the sociological point of view. The author shows his contribution to social science concerning such questions as the establishment of national statehood in polyethnic society, a state's federative system, the socialistic organization of public life, the establishment of social equal and unequal relations.
Ключевые слова: национальные и межнациональные отношения, государственность, социальные взгляды, социальное взаимодействие, автономия, социализм, демократия, нации, социальное равенство и неравенство, крестьянство.
Key words: national and international relations, statehood, social views, social interaction, autonomy, socialism, democracy, nations, social equality and inequality, the peasants.
А.-З. Валиди в истории общественной политической жизни России известен как один из идеологов и организаторов национально-освободительного движения башкирского народа за свою государственность. Надо отметить, что он, только обладая глубокими знаниями истории взаимодействия народов, цивилизаций, культур, закономерностей формирования и реализации национальных и межнациональных отношений, смог выдвинуться на такую роль и занять высокое положение в научном мире, и прежде всего, как историк. Несмотря на это, есть полное основание считать его и
социологом, т.к. в его трудах общественные процессы, исторические события рассматриваются в социальной обусловленности, т.е. в обусловленности различными жизненными обстоятельствами, ситуациями, действиями людей, вызванными условиями их жизни, ценностными ориентациями, интересами, культивируемыми в обществе нормами, традициями.
Объективной материальной основой формирования взглядов А.-З. Валиди являются события, происходящие в реальной жизни России конца XIX - начала XX вв. Расстройство традиционной экономики России в результате проникновения новых для
Ирназаров Рашит Исмагилович, доктор социологических наук, профессор Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
© Ирназаров Р. И.
этой страны капиталистических отношений, рост недовольства населения условиями жизни, оживление национальных движений, утрата государством способности оказывать регулирующее воздействие на жизненные процессы активизировали общественно-политическую мысль в обществе, возбуждали пытливых людей к осмыслению создавшейся ситуации, поиску ответов и путей выхода из затруднительного положения.
«Воспоминания» А.-З. Валиди показывают, что в формировании его социальных взглядов высока роль русской научной мысли. Еще в юношеском возрасте, когда жил в родном ауле, он знакомится с трудами русского исследователя Сибири, знаменитого приверженца Сибирской автономии Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» и «Положение инородческого населения Сибири», которые, как пишет А.-З. Валиди, оказали сильное влияние на его политическое развитие [2, с. 51].
Позже (1906-1916 гг.) в Казани он знакомится с трудами историка, социолога Н.М. Каре-ева, лидера Конституционно-демократической партии П.Н. Милюкова, языковеда Н.И. Ашма-рина, общался с известными авторитетными учеными, как В.В. Бартольд, В.В. Радлов, В.А. Богородицкий, Н.Ф. Катанов и др. Общение с представителями науки дало возможность Валиди более полно представить и широко видеть происходящие в жизни события, со знанием дела определить свои идейно-политические ориентации, более уверенно чувствовать себя в политических действиях.
Социальные взгляды А.-З. Валиди начинают приобретать более четкую определенность в 1910-х гг. Будучи еще в Уфе, он знакомится с различными направлениями общественной мысли, которых придерживались русские революционеры-демократы, социалисты. Во время археографической экспедиции в Среднюю Азию (1913, 1914) знакомится с трудами венгерского ученого Вамбери, анализировавшего политические движения мусульман России в годы революции 1905 г., с помощником русского губернатора в Фергане ученым Наливки-ным, написавшим труд по истории Кокандского ханства и считавшим, что необходимо вести работу с местным населением, принимать меры по улучшению его положения. В 1913 г. Валиди неоднократно встречается с Вадимом Чайкиным, представителем местных социал-революционе-
ров, с которым вел разговор о необходимости создания организации мусульман, об издании газеты «Голос Туркестана» на русском и тюркских языках. А.-З. Валиди вступает в переговоры с представителями местной национальной интеллигенции об издании тюркского варианта газеты и определяет идеологическую программу будущей газеты [2, с. 157-159].
Духовные истоки мировоззрения А.-З. Валиди восходят к народным взглядам на организацию общественной жизни, на формирование человеческих отношений. Ученик Валиди, турецкий историк Тунджер Байкара, указывает на следующие формообразующие его мировоззрение факторы: 1) тюркские народные традиции; 2) исламская религия; 3) социализм, который в понимании Заки Валиди, все-таки более соответствовал национальным обычаям тюрков. Турецкий историк отмечает: «Национальные тюркские обычаи и исламские традиции отрицательно относятся к угнетению людей и концентрации значительных богатств в руках отдельных членов общества. А такие положения не могли не привлечь внимание Заки Валиди. Тюркские обычаи признают действенность борьбы за существование, основанной на принципах взаимопомощи людей, поэтому для Заки Валиди, выросшего в окружении людей, заботящихся о своих бедных и немощных, было естественным придерживаться таких взглядов; 4) национализм, состоящий не только из любви к своему народу. «Заки Валиди уважал все нации и народы. Но и от них он ожидал такого же чувства к своему народу»... «человек, не любящий себя и свой народ, невзлюбит и весь род людской, а любовь к человечеству проходит через любовь к себе, к своему народу» [1, с. 75-77].
Говоря об истоках взглядов А.-З. Валиди, следует указать и на социалистическую мысль, разделяемую большевиками, в частности, на принципы демократизации национальных отношений. В программных документах большевиков, трудах В.И. Ленина право наций на самоопределение рассматривалось как ключевой принцип национально-государственного устройства будущей России.
В конце 1915 г. А.-З. Валиди приглашают в Петербург для оказания помощи депутатам мусульманской фракции Государственной думы. Здесь он устанавливает связь с выходцами из Азербайджана, Северного Кавказа, Крыма,
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АХМЕТ-ЗАКИ ВАЛИДИ ТОГАНА
21
изучает программные документы и деятельность различных политических партий, группировавшихся вокруг Государственной думы.
В Петербурге Валиди общается с социалистами, социал-революционерами, знакомится с М. Горьким и по его просьбе готовит материал для издания сборника «Российские мусульмане». Он отмечает, что Горький высказывал множество либеральных мыслей о правах нерусских народов.
«Знал я среди русских и другого видного интеллигента, который также с сочувствием относился к судьбе наших народов, - пишет А.-З. Валиди, - это был профессор М. Ковалевский, ... который в период революции 19051907 гг. опубликовал свой труд «Национальный вопрос и равенство подданных перед законом». Валиди пишет, что «профессор Ковалевский ратовал за признание прав каждого народа России жить сообразно своим традициям, свободно развивать свою национальную культуру. Он снискал признательность кавказских мусульман тем, что посоветовал армянам вместо попыток восстановления Великой Армении времен Багратидов, ведя жестокую войну с азербайджанцами, заботиться о развитии собственной культуры на основе своего языка и религии, ибо эта война вызывала протест и смятение у всего просвещенного человечества.
Профессор писал также, что только после возвращения завоеванным национальной самостоятельности и самому русскому народу станут понятны и достигнуты слова о правах и справедливости. ... в России, где жизнь человека лишена правовой защиты, а личности и обществу не обеспечено развитие в условиях достатка и благополучий, ничего не остается, кроме как повторять слова Блаженного Августина о том, что несправедливое правление есть не что иное, как разбой на большой дороге» [2, с. 166, 167].
В тематическом плане социологическое наследие А.-З. Валиди проявляется главным образом в проблемах, вытекающих из взаимодействия народов, различающихся друг от друга по количественным, демографическим, этнокультурным, экономическим, социальным, политическим, цивилизационным признакам. Думается, есть достаточно оснований считать, что национализм (объективный, не вызванный идейно-политическими устремлениями каких-то сил, а, наоборот, предопределяющий последние)
является для А.-З. Валиди парадигматической основой к рассмотрению общественных явлений. Объективный национализм для него есть тот остов, вокруг которого навертываются другие виды общественных отношений.
Сосредоточиваясь на изучении развертывающихся в начале XX в. в России национальных отношений, он приходит к выводу, что здесь национальный вопрос может решаться путем предоставления населяющим Россию народам своей государственности и создания общего российского федеративного государства.
Федеративная форма устройства государства предпочиталась ее сторонниками не случайно. Во-первых, федерация в принципе может являться одной из форм коллективной защиты интересов этносов; во-вторых, предотвращала отделение национально-государственных образований от России. Уже будучи многие годы в составе России интегрированными в систему российских общественных отношений, в случае отделения от России национально-государственные образования оказались бы в весьма затруднительном положении; в-третьих, предполагала определенную самостоятельность входящих в ее состав субъектов, т.е. автономию. Для народов царской России желание почувствовать и проявлять в самой жизни самостоятельность было чрезвычайно великим. Они во всех отношениях - экономическом, социальном, политическом, культурном, даже психологическом - были принижены. В такой ситуации нерусские народы, в т.ч. башкиры, хотели выразить самостоятельность в высшей степени ее воплощения в виде автономных национально-государственных образований в составе федерации.
Важно отметить, что с идеей территориальной автономии А.-З. Валиди был знаком еще в 1915 г. Как он пишет в своих «Воспоминаниях», осенью 1915 г. встретился с поборниками национального движения Гайдаром Сыртла-новым и Салимгареем Джантуриным), которые еще в годы революции 1905-1907 гг. выступали за право восточных тюркских народов на «территориальную автономию». Валиди был полностью солидарен с этой идеей. В эти же годы он устанавливает связь с одним из защитников Сибирской автономии, выходцем из сибирских казаков, исследователем Средней Азии Г.Н. Потаниным, который занимался изучением
культуры, истории, этнографии и эпоса сибирских и восточно-азиатских народов [2, с. 160].
Модель федеративного устройства России активистами башкирского движения представлена в «Резолюции об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации», принятой на Всебашкирском учредительном курултае, состоявшемся 8-20 декабря 1917 г. в Оренбурге.
Проблемы социального равенства-неравенства составляют сердцевину общественных отношений. Эти проблемы изучаются в соотношении со многими жизненными обстоятельствами (трудовая деятельность, поселенческие условия, образование, включенность во властные структуры и т.д.). А.-З. Валиди, как последовательный ученый, также изучает их, т.к. для того, чтобы выйти на рассмотрение межнациональных отношений, следовало выяснить, как соотносятся представители этносов и сами этносы в целом друг с другом по признаку занимаемого социально-экономического положения в обществе.
На незавидное социально-экономическое положение башкир А.-З. Валиди обращает внимание еще в юношеские годы. Он изучает труды исследователей быта башкир, сам выезжает в отдельные районы проживания аборигенов и приходит к выводу об изменении жизни башкир в худшую сторону. В одной из первых работ «Среди бурзянских башкир» он пишет, что «...бурзянцы - самые самобытные башкиры -окончательно перестают быть самим собой». И вопрошает: «Если это не вызывает озабоченности европейцев, то и мы сами будем равнодушно наблюдать?» [4, с. 306].
Вопросы социального равенства-неравенства постоянно находились в поле зрения ученого. А.М. Юлдашбаев, изучающий научное творчество А.-З. Валиди, пишет: «З. Валиди в широком историко-экономическом плане рассматривает социально-экономическое расслоение многонационального крестьянства России преимущественно на статистических материалах, относящихся к Башкортостану, Казахстану и всему Туркестану в целом. Его внимание привлекает главным образом вопрос о крайне негативном воздействии широких и интенсивных захватов наиболее плодородных земель в Башкирии, Казахстане, Туркестане на экономическую жизнь коренного населения» [5]. Далее
Амир Мурзагалеевич приводит выдержки из книги А.-З. Валиди «Современный Туркестан и его современная история» (Стамбул, 1947, т. 1, с. 300).
«Башкирские и русские семьи разделены на группы бедных, средних и богатых дворов. Бедное хозяйство не имеет рабочей лошади и посевов или сеет до 1 дес. и имеет лишь одну рабочую лошадь. У среднего хозяйства имеется 2 рабочие лошади и до 10 дес. (здесь и далее сокр. от десятина) посевов. Богатым считается двор, где имеют более 5 рабочих лошадей и свыше 10 дес. посевов.
В вышеуказанных волостях доля этих трех групп хозяйств среди башкир и русских следующая (табл. 1):
Т а б л и ц а 1
Бедняки Средние Богатые
Башкиры 74% 20% 6%
Русские 3% 25% 72%
В те же 1911-1912 гг. между данными четырех киргиз-казахских и русских волостей, расположенных в нижнем течении реки Чу, было произведено сравнение приблизительно в тех же измерениях и получены следующие результаты (табл. 2):
Т а б л и ц а 2
Бедняки Средние Богатые
Киргизы 68% 19% 13%
Русские 29% 25% 46%
[5, с. 450, 451].
А.-З. Валиди при исследовании межнациональных отношений за основы берет взаимоот-ношенияя русских, с одной стороны, башкир и других тюркских народов - с другой.
Исследование проблем взаимоотношений наций и народностей, выявление обусловленности этих проблем в конечном счете от природы общественного строя выводят ученого на определение своей позиции к обществу, при котором всем народам жилось бы комфортно. Таким обществом, по его мнению, является социализм.
«Мои представления о социализме основаны на научных знаниях, - пишет А.-З. Валиди. - Я в свое время тщательно изучил труды Герцена, Чернышевского, Маркса, Плеханова, Ленина, Чернова. Система материали-
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АXМЕТ-ЗАКИ ВАЛИДИ ТОГАНА
23
стического взгляда на историю, содержащаяся в научном социализме, может помочь нам объективно описать историю нашей родины.» [6, с. 267].
По мнению Валиди, «социалистическая идея не исчерпает себя в будущем». Но «она теряет свою чистоту, и в руках нации с империалистическими традициями превращается в идеологию завоевания колоний» [6, с. 172]. Эту мысль он озвучил в 1922 г. в Самарканде. Будучи в Германии, выясняет, что называется из первых уст, отношение социалистов к нуждам малых народов: в декабре 1924 г. участвует в работе Конгресса социалистических партий, не признающих политику русских коммунистов, в январе 1925 г. беседует с духовным лидером германских социалистов К. Каутским. И для себя уясняет, что «у него (у Каутского. - Р.И.) нет какого-либо основательного мнения о судьбе угнетенных народов России», что «руководители этой очень сильной партии (социал-демократической партии Германии. - Р.И.) подвержены непомерной самоуверенности и гордости и поэтому к проблемам наших малочисленных и зависимых народов относятся свысока, считая эти вопросы второстепенными и, более того, готовы следовать колониальной политике» [6, с. 269]. Убежденный в том, что социалистам и коммунистам великих держав не до проблем малых народов, А.-З. Валиди пишет: «Мы не должны обмануться империалистическим, диктаторским социализмом великих держав и будем стремиться к социализму, который не ограничивает права наций и свободную волю личности, а защищает самостоятельность народов и сохраняет верность демократическим нормам» [6, с. 268].
Еще одна особенность представлений Валиди о социализме состоит в том, что в отличие, например, от марксизма, связывающего судьбу этого общественного строя исключительно с экономическими процессами, отношение народов к социализму зависит и от обычаев, традиций, национальных особенностей в целом. «Чувство коллективной ответственности в государственных делах зависит не только от культурного уровня народа, а еще и от обычаев и воспитания. Мои родные башкиры по своему культурному уровню ниже по сравнению с русскими, но когда речь идет о государственных делах, у них чувство коллективной ответствен-
ности сильнее. У башкир можно было бы установить полноценные демократические порядки. Среди казахов и туркменов положение аналогичное. Культурный уровень бухарцев выше. В то же время они привыкли преклоняться перед волей деспота. Единство, коллективная воля, господствующие в повстанческих отрядах башкир, бухарцам чужды. При условии достижения самостоятельности для казахского, башкирского, узбекского народов устройство социализма окажет положительное влияние на развитие у них сельского хозяйства, ирригационной системы, горнодобывающей промышленности» [6, с. 209].
Социализм, по Валиди, имеет и отрицательные стороны - «не имеет себе равных в ослаблении воли народов к самостоятельности и в уничтожении у людей частной инициативы» [6, с. 209].
Примечательны взгляды А.-З. Валиди на соотношение демократии и социализма. Распространенное в общественном сознании понимание демократии отличается признанием принципа подчинения меньшинства воле большинства. В полиэтничном обществе такая демократия будет служить орудием подчинения так называемых малых народов численно превосходящим. По утверждению известного русского философа С.Л. Франка, ценность демократии не в том, что она есть власть всех, а в том, что она есть свобода всех. Демократия не может быть основана на вере непогрешимости большинства [7, с. 114].
А.-З. Валиди утверждает, что у демократии нет единственного рецепта. Цель демократии -дать народам и обществам возможность жить в формах, соответствующих их собственным потребностям и воле. Демократия различна у разных народов, но у нее есть основное условие: умение внутри общества или народа разделять и нести общую ответственность и в соответствии с этим подчиняться установленным законам [6, с. 208]. Демократию А.-З. Валиди, как и С.Л. Франк, связывает со свободой. Не властная сторона, не господство - подчинение, а свобода и опирающаяся на нее ответственность - вот что составляет суть демократии.
По Валиди, «умение нести общую ответственность есть нечто такое, которое не столько со стороны насаждается, прививается, а сколько выводится из природно-присущего, самобыт-
ного свойства народа. Если в Англии, Америке, Швейцарии, Норвегии какая-либо партия приходит к власти, - замечает он, - то другие оказывают ей помощь. А в России этого нет. Придя в 1917 г. к власти, большевики уничтожили все другие партии, создали диктаторский режим». Подчеркивая значение национальных особенностей в утверждении демократии, он пишет: «... в исламских государствах демократия не может осуществляться от начала до конца по американскому или английскому образцу, а должна сообразоваться с национальными особенностями, присущими каждой стране и народу» [6, с. 327].
Представляется, что мысль о демократии, как явлении национально обусловленном в своем проявлении, актуальна и сегодня, когда под прикрытием демократии внедряется однообразие, выводится из жизни народов национально особенное (в мировом масштабе - внедрение американской модели демократии).
Не обошел вниманием А.-З. Валиди и взаимоотношение Запада и исламского мира. Он доказывает, что представления западных ученых о том, будто Запад - это свобода, идея личности, динамичность категорий и понятий, свобода мысли, а Восток - тирания в общественной жизни, неисторичность и закрытость общества, косность духа и мысли, ошибочны. Отставание Востока от Запада объясняет причинами экономического характера: из-за открытия европейцами морских путей сухопутные торговые пути на Востоке оказались заброшенными, что привело к стагнации мусульманских стран. Валиди считает, что следует различать «культурные» и «цивилизационные» различия. Мусульманский Восток относится к восточному миру в чисто географическом смысле, на самом деле является частью западной цивилизации. Западу как цивилизации противостоит не мусульманский Восток, а Индия и Китай.
Валиди, как состоятельный социолог, узрел «болячки» межнациональных отношений в российском обществе еще до их конфликтного проявления. В своих исследованиях демонстрирует высокий уровень владения тео-
рией и методологией социологического анализа общественных явлений и процессов. Это проявляется в комплексном подходе к последним, в рассмотрении их в причинно-следственной обусловленности. О его компетентности как социолога говорит то, что он не только раскрывает состояние межнациональных отношений на момент исследования, но и выявляет тенденции развития и на этой основе предвосхищает их будущее состояние. Тому подтверждение -обоснование им необходимости провозглашения автономии Башкортостана и федеративного устройства России. Не утратили своей значимости его обобщения и выводы о принципах, правилах взаимоотношений между народами в едином полиэтничном обществе. Как пытливый, критически мыслящий исследователь, он подверг переосмыслению многие господствовавшие в то время в научном обороте идеи, взгляды, принципы в целях совершенствования общественных отношений, деятельности социальных институтов, организации общественной жизни в целом. В исследованиях А.-З. Валиди в той или иной мере нашли отражение проблемы генетической, исторической и политической социологии, а также этносоциологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкара Тунджер. Заки Валиди Тоган. — Уфа: Китап, 1998. — 328 с.
2. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн. 1. — Уфа: Китап, 1994. — 400 с.
3. А.А. Валидов — организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917— 1920): док. и материалы. Ч. 1. — Уфа: Китап, 2005.
4. Ахмет-Заки Валиди Тоган. История башкир / пер. с турец. А.М. Юлдашбаева. — Уфа: Китап, 2010. — 352 с.
5. Юлдашбаев А.М. З. Валиди о социальном расслоении многонационального крестьянства в дореволюционной России // Исламская цивилизация в волго-уральском регионе: сб. материалов IV Международного симпозиума. — Уфа: БашГУ, 2010.
6. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Кн. 2. — Уфа: Китап, 1998. — 368 с.
7. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. — 1992. — №3.