Научная статья на тему 'Становление А. -З. Валидова как политического мыслителя и общественного деятеля (1917-1920 гг. )'

Становление А. -З. Валидова как политического мыслителя и общественного деятеля (1917-1920 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3488
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.-З. ВАЛИДОВ / A.-Z. VALIDOV / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK / ИДЕЯ / IDEA / ИСТОРИЯ / HISTORY / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / NATIONAL MOVEMENT / MULTINATIONALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хужахметова Гульнара Нургалеевна

Изучение истории и культуры тюркских народов способствовало формированию общественно-политических воззрений А.-З. Валидова и определило его деятельность после 1917 г. Теория государственного устройства, с точки зрения Валидова, предполагает отделение религии от государства. Теократические тенденции, сопровождающиеся усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, не отвечали реалиям, уровню развития общества в начале ХХ века. Общественно-политические воззрения А.-З. Валидова испытывали сильное влияние социалистических учений, он положительно оценивал марксистское учение об определяющей роли социально-экономических факторов в истории. Воспринял социалистические идеи, как соответствовавшие традициям общественного уклада тюрко-мусульманских народов. Многонациональная структура Российской империи предполагала образование федеративного государства вопреки всем колонизаторским притязаниям. После Февральской революции А.-З. Валидов стал лидером и идеологом федералистского движения тюрко-мусульманских народов России. Башкирское национальное движение организационно значительно окрепло: имело свои руководящие органы, четкую программу и тактику ее претворения в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of A.-Z. Validov as a Political Thinker and Public Figure (1917-1920)

Studying the history and culture of the Turkic peoples contributed to the formation of Validov’s socio-political views and determined his activity after 1917. The theory of state structure in the views of Validov presupposes the separation of religion from the state. Theocratic tendencies, accompanied by the intensification of religious regulation of all aspects of public and private life of citizens, did not meet the realities of the society’s development in the early 20th century. Validov’s social and political views were strongly influenced by Socialist doctrines, he positively assessed the Marxist doctrine of the determining role of socio-economic factors in history. Validov took the Socialist ideas as the traditions of the social order of the Turkic-Muslim peoples (construction of irrigation systems, collective mutual assistance, etc.). The multinational structure of the Russian empire presupposed the formation of a federal state contrary to all colonial ambitions. After the February Revolution A.-Z. Validov became the leader and ideologist of the federalist movement of the Turkic-Muslim peoples of Russia. On the eve of the October Revolution the Bashkir national movement was considerably strengthened organizationally: it had its own governing bodies, a clear program and tactics for its implementation. In this, of course, there was a major merit of Ahmet-Zaki Validov.

Текст научной работы на тему «Становление А. -З. Валидова как политического мыслителя и общественного деятеля (1917-1920 гг. )»

ФИЛОСОФИЯ

m ¿>А ¿ъ m m ж m ¿a м йч ¿а МА^ ЙЧ m йч m ¿а ¿а ¿а ¿а ir«?«^^

/Я. Хужахметова УДК 122/129

СТАНОВЛЕНИЕ А.-З. ВАЛИДОВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ (1917-1920 ГГ.)

Аннотация

Изучение истории и культуры тюркских народов способствовало формированию общественно-политических воззрений А.-З. Валидова и определило его деятельность после 1917 г.

Теория государственного устройства, с точки зрения Валидова, предполагает отделение религии от государства. Теократические тенденции, сопровождающиеся усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, не отвечали реалиям, уровню развития общества в начале ХХ века.

Общественно-политические воззрения А.-З. Валидова испытывали сильное влияние социалистических учений, он положительно оценивал марксистское учение об определяющей роли социально-экономических факторов в истории. Воспринял социалистические идеи, как соответствовавшие традициям общественного уклада тюрко-мусульманских народов.

Многонациональная структура Российской империи предполагала образование федеративного государства вопреки всем колонизаторским притязаниям. После Февральской революции А.-З. Валидов стал лидером и идеологом федералистского движения тюрко-мусульманских народов России. Башкирское национальное движение организационно значительно окрепло: имело свои руководящие органы, четкую программу и тактику ее претворения в жизнь.

Ключевые слова: А.-З. Валидов, философия, мировоззрение, идея, история, федерализм, многонациональность, национальное движение

Gulnara N. Khuzhakhmetova

THE FORMATION OF A.-Z. VALIDOV AS A POLITICAL THINKER AND PUBLIC FIGURE (1917-1920)

Abstract

Studying the history and culture of the Turkic peoples contributed to the formation of Validov's socio-political views and determined his activity after 1917.

The theory of state structure in the views of Validov presupposes the separation of religion from the state. Theocratic tendencies, accompanied by the intensification of religious regulation of all aspects of public and private life of citizens, did not meet the realities of the society's development in the early 20th century.

Validov's social and political views were strongly influenced by Socialist doctrines, he positively assessed the Marxist doctrine of the determining role of socio-economic factors in history. Validov took the Socialist ideas as the traditions of the social order of the Turkic-Muslim peoples (construction of irrigation systems, collective mutual assistance, etc.).

Хужахметова Гульнара Нургалеевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: Suve@mail.ru

Gulnara N. Khuzhakhmetova, Cand.Sc. (Philosophy), Senior Researcher, Institute of Social and Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: Suve@mail.

© Хужахметова Г.Н., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/2 (80)

The multinational structure of the Russian empire presupposed the formation of a federal state contrary to all colonial ambitions. After the February Revolution A.-Z. Validov became the leader and ideologist of the federalist movement of the Turkic-Muslim peoples of Russia. On the eve of the October Revolution the Bashkir national movement was considerably strengthened organizationally: it had its own governing bodies, a clear program and tactics for its implementation. In this, of course, there was a major merit of Ahmet-Zaki Validov.

Key words: A.-Z. Validov, philosophy, world outlook, idea, history, federalism, multinationality, national movement

Общественно-политические воззрения А.-З. Валидова закладывались в историческом пространстве всех трех революций в России и национально-освободительной борьбы башкирского народа в 1917— 1920 гг. На начальном этапе становления его идейные искания посвящены анализу государства. Теория государства в воззрениях Валидова не совпадает с принципом исламской теократии, а больше соответствует идее светского государства. По его мнению, форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства, не отвечает требованиям времени и задерживает общественное развитие. Поэтому, работая над «Мукадимма» Ибн Хальду-на [1, с. 564], Валидов еще зимой 1913-1914 гг. высказывал свои соображения о теократии ислама: «Теократия для турков представляет настоящее бедствие: теократия не является внутренним свойством ислама... Тюркские народы в своей истории всегда могли отличать султанат от халифата... В системе государственного управления у тюрков и монголов никогда не было ничего общего с религией. Государство и религия должны быть отделены друг от друга...» [2, с. 144].

Теократические тенденции, сопровождающиеся усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан (придание праздникам и церемониям статуса государственных, судопроизводство по нормам шариата), по мнению Валидова, являются глубоким архаизмом. Поэтому тезис об отделении религии от правительства является одной из основных парадигм в системе его общественно-политических взглядов. Это положение воплощено в условиях современной Турции, где националистическая концепция «здорового тюркизма» была реализована в форме идеологии государственной власти и организации общества на республиканской основе; были приняты меры по отделению религии от государства, закрыты

А.-З. Валидов

религиозные школы, ордены дервишей; приняты уголовный и гражданский кодексы, составленные на основе западной концепции права [3, с. 186].

Общественно-политические взгляды Валидова значительно трансформировались под влиянием идей марксизма, которые он воспринимал через труды первого русского марксиста Г.В. Плеханова. Материалистический тезис - «не сознание определяет бытие, а бытие сознание» стал отправной парадигмой в его социально-политическом мировоззрении. По его мнению, при условии достижения самостоятельности для казахского, башкирского, узбекского народов социалистический уклад окажет положительное влияние на развитие сельского хозяйства, ирригационной системы, горнодобывающей промышленности. Но социализм не имеет себе равных в ослаблении воли народов к самостоятельности и в уничтожении у людей частной инициативы [4, с. 209].

Турецкий исследователь Т. Байкара раскрывает социалистические идеи, ментальность и религиозность тюркского общества в воззрениях Ва-лидова. Национальные тюркские обычаи и исламские традиции не соотносятся с угнетением людей и концентрацией значительных богатств в руках отдельных членов общества. Тюркские обычаи признают действенность борьбы за существование, основанной на принципах взаимопомощи людей [5, с. 76-77].

Социалистические идеи Валидова были сформулированы в проекте подготовки совместного тюрко-мусульманского и эсеровского периодического издания «Голос Туркестана» в 1913 г. в Ташкенте. Идеологическая направленность этой газеты определялась тремя моментами: 1. Достижение равноправия и одинакового налогообложения местного населения и русских, проживающих в пространстве между Сибирской железной дорогой с севера и афгано-иранской

границей с юга; 2. Не выделять земельные площади русским переселенцам до перехода мусульман-кочевников к оседлости и определения мест расположения их сел и городов; 3. Предусмотреть создание современной системы народного просвещения [2, с. 159].

Федерализм, с точки зрения Валидова, сформировался как идеал государственного устройства России с предоставлением территориальных автономий для ее народов. Идея территориальной автономии возникла у Валидова под влиянием депутатов Государственной думы Галиаскара Сыртла-нова и Салим-Гирея Джантюрина, которые в годы первой русской революции выдвинули положение о территориальной автономии восточных тюркских народов. На становление его политического кредо значительное влияние также оказали труды Абдуррашида Ибрагимова «Автономия или ида-ран мохтариат» (1906) и русского исследователя Центральной Азии Георгия Потанина. В трудах последнего излагалась идея создания автономии Сибири, развивая эту мысль, Валидов высказывался о присоединении к ней и восточной части Башкортостана.

Федерализм Валидова сформировался на идеях либеральных мыслителей из среды русской интеллигенции: писателя М. Горького, ученого М. Ковалевского и др. В своей работе «Национальный вопрос и равенство подданых перед законом», написанной в годы революции 1905 г., М. Ковалевский требует, чтобы жизненные права и национальные культуры народов, проживающих в России, развивались по их желанию [2, с. 167.]

Общественно-политические взгляды Валидо-ва получили свое дальнейшее развитие с началом политической деятельности в качестве эксперта Мусульманской фракции Государственной думы. Анализируя социальные реалии Российской империи начала XX в., он пришел к пониманию того, что менять государственное устройство нужно со смены правительства. После Февральской революции башкирская национальная интеллигенция стала вести пропаганду за самостоятельное движение башкир, за признание их самостоятельной нацией, имеющей право на национальное самоопределение, развитие собственной культуры. Она ставила на повестку дня решение так называемого «татаро-башкирского вопроса». В то же время татарская интеллигенция стремилась укрепить свое влияние на весь тюрко-мусульманский мир России, пропагандируя идеи тюрко-татарского единства. Лидеры татарского движения проявляли

великодержавные колонизаторские притязания, в первую очередь, к башкирам. Они вынашивали идею общей национальной автономии башкир и татар как «единой нации». Газета «Вакыт» в мае 1917 г. писала: «Мы не находим нужным называть башкир «башкирами» в общих и национальных вопросах. .. .называть татар и башкир разными именами только на основании незначительного различия в диалектах это означало бы попытку искусственно разделить единый по существу народ».

Татарские шовинисты не прочь были пустить башкирские земли в «общий оборот» среди мусульман. Об этом открыто писала татарская газета «Юлдуз» («Звезда»): «У наших башкирских братьев очень много земли. Если произвести справедливый передел, то от башкирских аулов отойдет часть их земель и возле каждой башкирской деревни сядет другая, новая деревня. Будет очень хорошо, если это окажется мусульманская деревня, а если деревня другой национальности, то, конечно, будет мало веселости». Разумеется, это не устраивало башкирское население. «Поэтому-то башкиры выступают против решений мусульманского съезда по земельному вопросу», - констатировала указанная газета. Башкирская интеллигенция не разделяла идеи «тюрко-татарского единства» - единой автономии для татар и башкир. Февральская революция заметно усилила идейно-политическое проявление национальной жизни башкир, потребовавших покончить с игнорированием их самостоятельности, представить им возможность окончательно оформиться и самоопределиться.

На I Всероссийском съезде мусульман (Москва, май 1917 г.) разворачивается борьба по вопросу о государственном устройстве тюркских народов в новой России. Ведущие татарские деятели во главе с членом кадетской партии С. Максудовым выступают за унитарное государственное устройство России, отрицают необходимость борьбы за территориальную автономную государственность. Федералисты считали, что тюркские народы должны добиться своей территориальной автономной государственности и выступать за федеративное устройство России.

А.-З. Валидов был признанным лидером и идеологом федералистского движения. Победу сторонников федерации на I Мусульманском съезде американский историк С. Зеньковский связывает именно с его активностью. Высоко оценивая роль Валидова в тюркском движении, американский исследователь отмечает: «Можно без всякого

преувеличения сказать, что все башкирское национальное движение 1917-1920 гг. было в основном вызвано усилиями Валидова. Без этого человека национальное движение тюрков Урало-Поволжья приняло бы совсем иной характер и смогло бы избежать острого конфликта башкир с татарами» [7, с. 114]. Активная деятельность Валидова как политического лидера способствовала тому, что башкирское национальное движение получило свое официальное организационное оформление и стало самостоятельным - со своей программой и организацией. Зеньковский отмечает, что «...вопреки ожиданиям башкир, Первый Всероссийский мусульманский съезд (Москва, май 1917 г.) не утвердил их земельную программу. Резолюции этого съезда по аграрному вопросу «Вся земля народу» не соответствовали представлениям башкир, которые отстаивали принцип - «Вся земля Башкирии - только башкирам» [7, с. 114]. Более того, съезд постановил, что решение аграрного вопроса в Уфимской и Оренбургской губерниях выходит за пределы его компетенции. В июле 1917 г., когда татары созвали в Казани Второй Всероссийский мусульманский съезд, башкиры, возражая татарским стремлениям установить над Башкирией опеку, провели свой собственный Первый Всебашкир-ский национальный съезд в Оренбурге, на котором присутствовало более семидесяти башкирских делегатов. Они выразили свое отношение к решению I Всероссийского съезда мусульман и записали: «Системой управления, широко обеспечивающей интересы и права российских мусульманских народностей, является демократическая республика на национально-территориально-федеративных началах. Национальности же, не имеющие специальных территорий, пользуются национально-культурной автономией» [8, с. 64].

Съезд также разработал и принял декларацию «Об управлении Башкортостаном», в которой говорилось: «Башкирский народ хорошо понимает, что возможность для развития в своей природной национальной особенности связана исключительно с восстановлением полного права хозяина родного края и с завоеванием, совместно с восточными и восточно-южными степными тюркскими народностями, национально-политической автономии» [8, с. 64]. Большое значение имело принятие съездом программы по земельному вопросу: «1. Все земли, находящиеся во владении башкир, составляют достояние башкирского народа и в частную собственность отчуждаемы быть

не могут. 2. Все земли, несправедливо отошедшие и отобранные у башкир... должны быть возвращены. 3. Все земли, которые будут подлежать зачислению в пределы башкирской территории по генеральному размежеванию... должны быть предоставлены исключительно безземельному и малоземельному башкирскому населению» [8, с. 65].

Многие решения и постановления башкирских съездов готовились непосредственно А.-З. Валидовым, но управление национально-территориальной Республикой Башкортостан осуществлялось институтом представительной демократии - Башкирским центральным национальным шуро (советом). В члены совета из каждого уезда было избрано по одному человеку [8, с. 72].

На II областном съезде башкир (август 1917 г.) была принята программа создания национально-территориальной автономии Малая Башкирия, в которой башкиры занимали бы выигрышное положение в национальной структуре населения (в 1,6 раза больше в этнической структуре территории) [9]. Принятие данного решения внесло раскол как между федералистами и унитаристами, так и между сторонниками Валидова и сторонниками Курбангалеева, по принципиальному вопросу: национально-территориальная или культурно-национальная автономия.

Существовавшее противостояние между правительством А.-З. Валидова и группой сторонников М.-Г. Курбангалеева основывалось на том, что многие аргаяшские башкиры придерживались его доводов и считали, что выделение башкирского населения в автономную часть не должно состояться. Их главным аргументом служило то обстоятельство, что зауральские (яланские, аргаяш-ские, шадринские) башкиры селились вытянутой узкой полосой на северо-восток от Малой Башкирии, их деревни перемежались с русскими населенными пунктами и ареал их расселения не имел территориальной целостности. «В случае провозглашения башкирской автономии им пришлось бы жить в отрыве от центра автономного государства в окружении «заграничных» соседей» [10, с. 23-24]. В работе К. Идельгужина [9] приведена статистика численности башкирского населения в регионах их компактного проживания и их доля в процентном соотношении с другими народами; установлено, что: 67,52% населения Ар-гаяшского кантона - башкиры, в Яланском кантоне - 50,58%. Это намного больше, чем в среднем по Малой Башкирии, поэтому, на наш взгляд,

позиция сторонников Курбангалеева была отчасти обоснованной.

Государственное устройство башкир М.-Г. Курбангалеев и его сторонники представляли как культурно-национальную автономию. Главной задачей, считали они, было быстрейшее создание своего автономного духовного управления, чтобы выйти из подчинения татарскому магометанскому управлению, т.к. это было одним из источников татарского засилья над башкирами [10, с. 25]. В Постановлении Учредительного курултая башкир (декабрь 1917 г.) о духовном управлении говорится: «1. Религия отделена от государства. Государство не обеспечивает и не назначает духовенство. 2. Правительство все религии в Башкортостане признает равноправными общественными учреждениями и в общих положениях считает их одинаковыми» [8, с. 84-85]. Далее было сказано, что «мусульмане Башкирии организуют общее духовное управление и союз» [8, с. 85]. Провозглашалось создание независимого от Оренбургского магометанского духовного собрания Башкирского духовного управления.

Между сторонниками Курбангалеева и Вали-дова были разногласия и по земельному вопросу: «В моем докладе по земельному вопросу содержались некоторые социалистические идеи, а также тезис о разделе больших земельных владений. Сторонники Курбангалиевых выступили против этого положения, но их мнение не было принято» [2, с. 197]. Обобществление, по Валидову, необходимо начинать с принятия целого ряда крайне революционных мер. Социалистическое общество, стремясь национализировать промышленность и транспорт, не должно посягать на имущество земледельца [2, с. 187]. Социалистический тезис о разделе крупной земельной собственности был заимствован Валидовым из аграрной программы эсеров, которые отстаивали идею о социализации всех частновладельческих земель, т.е. идею изъятия всех земель из оборота и обращения, ликвидации частной собственности на землю.

Таким образом, анализируя становление общественно-политических взглядов А.-З. Валидо-ва, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение истории и культуры тюркских народов способствовало формированию его общественно-политических воззрений и определило деятельность после 1917 г.

2. Теория государственного устройства предполагает отделение религии от государства. Теократические тенденции, сопровождающиеся уси-

лением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, не отвечали реалиям, уровню развития общества, современного Валидову.

3. Общественно-политические взгляды Ва-лидова испытывали сильное влияние социалистических учений, он положительно оценивал марксистское учение об определяющей роли социально-экономических факторов в истории. Воспринял социалистические идеи, как соответствовавшие традициям общественного уклада тюрко-мусульманских народов.

4. Многонациональная структура Российской империи предполагала образование федеративного государства вопреки всем колонизаторским амбициям. После Февральской революции А.-З. Ва-лидов стал лидером и идеологом федералистского движения тюрко-мусульманских народов России.

5. Накануне Октябрьской революции башкирское национальное движение организационно значительно окрепло: имело свои руководящие органы, четкую программу и тактику ее претворения в жизнь. В этом, безусловно, была огромная заслуга Ахмет-Заки Валидова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибн-Хальдун. Введение. (фрагмент) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1961. С. 559-628.

2. Валиди Тоган З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры / спец. редактирование А. Хакимова. Пер. с тур. Г. Шафикова, А. Юлдашбаева. Уфа: Китап, 1994. Кн. 1. 398 с.

3. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. 352 с.

4. Валиди Тоган З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры / пер. с тур. А. Юлдашбаева. Спец. редактирование А. Хакимова. Уфа: Китап, 1998. Кн. 2. 368 с.

5. Байкара Т. Заки Валиди Тоган / сост., пер. на рус. яз., доп., указ. Р.М. Булгакова, А.М. Юлдашбаева. Уфа: Китап, 1996. 328 с.

6. ВалеевД.Ж. Федерализм как способ бытия культуры // Федерализм как способ бытия культуры: материалы научной конференции. Уфа: Изд-во БГУ 1998. С. 2-3.

7. Зеньковский С.А. Пантюркизм и ислам в России. (Перевод Ш.В. Нафикова, И.В.Кучумова) /

Башкирское национальное движение - 1917-1920 гг. и А. Валиди: Зарубежные исследования / сост. и вст. ст. И.В. Кучумова. Уфа: Гилем, 1997. С. 67-134.

8. Этнополитическая мозаика Башкортостана: Очерки. Документы. Хроника / РАН. Центр по изучению межнац. отн-ий, Ин-т им. Н.Н. Миклухо-Маклая; сост. и отв. ред. М.Н. Губогло. Т. II. Башкирское национальное движение. М., 1992. 340 с.

9. Щелгужин К. Башкорт хэрэкэттэре. 19171919 йылдар. 9фе, 1926 (Идельгужин К. Башкирское движение в 1917-1919 гг. Уфа, 1926).

10. ЮнусоваА.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994 гг.: учебное пособие / ВЭГУ Уфа, 1994. 150 с.

REFERENCES

1. Ibn-Khaldun. Vvedenie. (fragment) [Introduction. (Fragment)]. In: Izbrannyye proizvedeniya mysliteley stran Blizhnego i Srednego Vostoka [Selected Works of Thinkers from the Near and Middle Eastern Countries]. Moscow: Izd-vo sotsial'no-ekonomicheskoj literatury, 1961, pp. 559-628 (in Russ.).

2. Validi Togan, Z. Vospominaniya: Bor 'ba narodov Turkestana i drugikh vostochnykh musul'man-tyurkov za natsional'noye bytiye i sokhraneniye kul'tury [Memoirs: The Struggle of the Peoples of Turkestan and Other Eastern Muslim Turks for National Existence and the Preservation of Culture]. Special Editing by A. Khakimov. Translation from Turkish by G. Shafikov, A. Yuldashbaev. Ufa: Kitap, 1994. Book 1. 398 p. (in Russ.).

3. Zhdanov, N.V Ignatenko, A.A. Islam na poroge XXI veka [Islam on the Threshold of the 21st century]. Moscow: Politizdat, 1989. 352 p. (in Russ.).

4. Validi Togan, Z. Vospominaniya: Bor 'ba narodov Turkestana i drugikh vostochnykh musul'man-tyurkov za natsionalnoye bytiye i sokhraneniye kul'tury [Memoirs: The Struggle of the Peoples of Turkestan and Other Eastern

Muslim Turks for National Existence and the Preservation of Culture]. Translation from Turkish by A. Yuldashbaev. Special Editing by A. Khakimov. Ufa: Kitap, 1998. Book 2. 368 p. (in Russ.).

5. Baykara, T. Zaki Validi Togan [Zaki Validi Togan]. Compilation, Translation into Russian, Additions, Notes by R.M. Bulgakov, A.M. Yuldashbaev. Ufa: Kitap, 1996. 328 p. (in Russ.).

6. Valeev, D.Zh. Federalizm kak sposob bytiya kul 'tury [Federalism as a Way of Existence of Culture]. In: Federalizm kak sposob bytiya kul 'tury: materialy nauchnoy konferentsii [Federalism as a Way of Existence of Culture: Proceedings of the Scientific Conference]. Ufa: Bashkir State University press, 1998, pp. 2-3 (in Russ.).

7. Zenkovsky, S.A. Pantyurkizm i islam v Rossii (perevodSh.V. Nafikova, I.V. Kuchumova) / Bashkirskoye natsional'noye dvizheniye - 1917-1920 gg. i A. Validi: Zarubezhnyiye issledovaniya [Pan-Turkism and Islam in Russia. (Translation by Sh.V. Nafikov, I.V. Kuchumov). Bashkir National Movement - the Years of 1917-1920 and A. Validi: Foreign Studies].Compilation and Introductory Article by I.V. Kuchumov. Ufa: Gilem, 1997, pp. 67-134 (in Russ.).

8. Etnopoliticheskaya mozaika Bashkortostana: Ocherki. Dokumenty. Khronika [Ethnopolitical Mosaic of Bashkortostan: Essays. Documents. Chronicle]. The Russian Academy of Sciences. Center for the Study of Interethnic Relations, N.N. Miklouho-Maclay Institute; Compiled and Ed. by M.N. Guboglio. Vol. 2. Bashkirskoe natsional'noe dvizhenie [Bashkir National Movement.]. Moscow, 1992, 340 p. (in Russ.).

9. Idelguzhin, K. Bashkort kharakattare. 1917-1919 jyldar [The Bashkir Movement. The Years of 1917-1919]. Ufa, 1926. (in Bashkir).

10. Yunusova, A.B. Islam vBashkirii. 1917-1994gg.: uchebnoye posobiye [Islam in Bashkortostan. The Years of 1917-1994: Textbook]. Ufa: VEGU, 1994. 150 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.