Научная статья на тему 'Идеи российского мусульманского либерализма в контексте государственного самоуправления башкир в начале XX В. '

Идеи российского мусульманского либерализма в контексте государственного самоуправления башкир в начале XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мусульманский либерализм / "тюрко-татары" / Башкирская республика / национально-территориальные образования

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бускунов А. М.

В статье анализируются истоки мусульманского либерализма как идейно-политического течения в начале XX века и попытки создания ее сторонниками культурно-национальной автономии «тюрко-татар». На примере Башкирской республики показано становление альтернативных идей по строительству национальных государств нерусских народов Российского востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи российского мусульманского либерализма в контексте государственного самоуправления башкир в начале XX В. »

УДК 31.001

ИДЕИ РОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БАШКИР В НАЧАЛЕ XX В.

© А. М. Бускунов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 33.

Тел./факс: +7 (347) 273 19 68.

В статье анализируются истоки мусульманского либерализма как идейно-политического течения в начале XX века и попытки создания ее сторонниками культурно-национальной автономии «тюрко-татар». На примере Башкирской республики показано становление альтернативных идей по строительству национальных государств нерусских народов Российского востока.

Ключевые слова: мусульманский либерализм, «тюрко-татары» Башкирская республика, национально-территориальные образования.

В отечественной науке под термином «мусульманский либерализм» понимается идейнополитическое течение российских мусульман в начале XX века, когда наблюдалась попытка интеллектуалов объединить либеральные ценности европейской цивилизации с религиозно-культурными традициями мусульманских народов России [1, с. 3].

Политическая мысль России второй половины XIX - начала XX веков была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Русский этнос формировался при постоянном воздействии этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления.

В это время Россия была крупнейшей по численности населения державой, объединявшей в своих государственных границах и миллионы тюр-ко-мусульман Восточной Европы и Центральной Азии. Присоединив к себе часть мусульманского Востока, начиная с середины XVI века, Россия, тем не менее, оставалась христианской державой, тяготевшей в своей политической ориентации к западному миру. Корневой идеологией империи оставалось «просвославие-самодержавие-народность». Прозападная ориентация была предопределена исторической преемственностью в виде конфессиональной традиции страны, где православие играло роль государственной идеологии. Пользуясь своим положением господствующей религии, православная церковь в значительной мере определяла религиозную и национальную политику всей власти в стране.

Революционные события 1905 г. стали предвестниками идей свободы, политизировали не только полярные силы в центре, но и привели к подъему национально-освободительных движений на окраинах. Одним из таких регионов была Башкирия, где мусульмане, башкиры и татары, составляли в Уфимской губернии - около 50%, Оренбургской - 23% всего населения. Ислам исповедовали в России в основном тюркские народы, что накладывало определенные особенности на восприятие ими политических процессов в стране. Религия для мусульман была не только верой, взятой воедино с историческими традициями, она определяла весь образ жизни, общественно-политические воззрения и менталитет народа. А отсутствие в исламской традиции идеи политической нации как группового самосознания, этнокультурное родство татарского, башкирского, казахского и других тюркских народов России предопределили слияние национальных движений в единый общемусульманский поток.

Мусульманский либерализм, зарождавшийся в начале XX века, в основном как идейнополитическое, в большей степени теоретическое направление, с развитием революции перешел к активным действиям, созданию своей политической организации, которая вовлекала в свою орбиту активную часть и башкирского населения.

Бурное развитие капиталистических отношений, ускорение политических процессов в стране привело к углублению модернизационных процессов во всем российском обществе. Экономические реформы 60-70-х гг. XIX в. и социальнополитические преобразования, получившие импульсы 1905-1906 гг., сильно отразились на тюркомусульманском населении страны [2]. Царская политика преследовала цели политической и экономической интеграции окраин и в целях эффективного управления страной добивалась скорейшего установления ее социальной, правовой, административной однородности.

Религиозное и национальное самосознание российских мусульман возрастало, что в последующем привело к политизации их общественной жизни. В феврале 1906 г. Николаем II подписыва-

1270

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

ются указы о преобразовании Государственного Совета в верхнюю законодательную палату. Политические реформы в сфере управления привели к усилению роли Государственной Думы России. В ходе предвыборной борьбы в Государственную Думу мусульманское население демонстрировало активность и организованность.

Однако насколько мусульманские либералы были далеки от народа свидетельствует их программа. В основе их национально-государственного обустройства лежала «западная» идея о культурно-национальной автономии «малых» народов в многонациональном государстве. Попытка осуществления этой идеи на практике в 1917-1918 гг. не могла иметь успех, скорее, она была привлекательна лишь как теория - как форма сохранения своего самобытного «мусульманского мира» в головах ее создателей.

При наличии идей мусульманского либерализма и его программы культурно-национальной автономии существовали и другие альтернативы. До и в период работы Национального собрания (Миллят меджлиси), созванного мусульманскими либералами с целью учреждения культурнонациональной автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири, были провозглашены первые национально-территориальные образования тюркомусульманских народов (автономия Башкурдиста-на, Кокандская автономия, Алаш-Орда). В итоге Национальное собрание приняло решение о создании территориальной автономии для «тюрко-татар» -Урало-Волжского штата. Стоит отметить, что идея национально-культурной автономии была поддержана в первую очередь казанскими татарами, которые ратовали за единую тюрко-татарскую нацию, в состав которой они включали и башкир как часть татарского этноса.

В эти годы, по мере усиления позиций лидеров национальных движений на местах, в масштабах страны большевики стали стремительно утрачивать свое влияние на самоопределившиеся окраины России. Это хорошо понимали некоторые их лидеры, которые искали новые формы сосуществования народов в стране советов. Особенностью того периода было также то, что процессы становления государственных образований мусульманских народов имели огромное количество противников как среди своих народов, так и со стороны противоборствующих в стране сил и проходили в условиях жесткой политической борьбы.

Показательна в этом плане судьба ТатароБашкирской республики, основным идеологом которой был один из сторонников мусульманского либерализма М. Султан-Галиев. Почти сразу после разработки положения о Татаро-Башкирской Советской республике в марте 1918 года, в центр пришла телеграмма от 4-го съезда горнозаводских рабочих и крестьян Южного Урала за подписью одного из руководителей Уральского обкома

П. Точисского. От имени съезда Точисский выразил резкий протест против этого предложения, по которому «Башкирдистану подчиняется коренное заводское русское население» и потребовал «присоединения Южного Урала к Уральской области с центром в Екатеринбурге» [3. с. 315]. Против этого же положения протестовали лидеры уже существующего башкирского правительства во главе с З. Валидовым и Х. Юмагуловым, писавшие в Совнарком о необходимости «навсегда отменить применение названия мусульман, а также татаро-башкир по отношению к татарским войсковым частям и татарским комиссарам центра и на местах. Татары Уфимского и татарского ревкомов решили широко использовать такие широкие названия... для разрушения советской Башкирии, стараются всяческим путем разрушить башкирское войско, агитируя среди башкирских солдат перейти в мусульманские татаро-башкирские полки......Впредь

до выяснения вопроса о татарской автономии необходимо аннулировать положение о татаробашкирской республике... каковое является опорой агитации татар для разложения Советской Башкирии... и башкирских солдат» [4]. В конечном счете такого рода противодействия со стороны реальных сил, отсутствие механизмов ее осуществления и широкой социальной и этнической базы сторонников данной идеи похоронили Татаро-Башкирскую республику, вернее, только ее видимость.

В свою очередь Башкирское областное Шуре (Совет) и Башкирский курултай (парламент), созданные в явочном порядке на основе легитимно избранных Всебашкирских съездов в 1917 году, отвергли идею Национального собрания мусульман внутренней России и Сибири о создании «единой мусульманской тюркской нации», УралоВолжского штата, с самого начала потребовали признания полной автономии Башкирии. В этих условиях лидеры большевиков, в целях привлечения лидеров национальных движений на свою сторону, пошли на признание права нации на самоопределение и строительство федерации страны по национально-территориальному принципу, что отчасти отвечало требованиям башкир. Большевики до 1917 года склонялись к ограниченному самоопределению таких сложившихся в экономическом отношении областей, как Польша, Литва, Украина, Кавказ, и были решительными противниками введения в России федерации. Видя бесперспективность и отстраненность идей мусульманского либерализма от реальных политических потребностей самих мусульман, и в первую очередь башкир, в дальнейшем Сталин и его соратники пошли на серьезные политические уступки.

Говоря о башкирском национальном движении необходимо отметить, что становление Башкирской республики проходило в условиях фактически начавшейся гражданской войны в России, а их лидерам приходилось вести переговоры с тре-

бованием о признании уже созданной ими республики и с белым движением, и с большевиками. В феврале 1919 г., видя презрительное отношение к своим проблемам со стороны правительства Колчака, башкирские лидеры приняли решение перестать воевать на стороне адмирала-диктатора и вступить с переговоры с большевиками на предмет вхождения Башкирии в Советскую Россию. Беря на себя обязательство «начать борьбу как с российской контрреволюцией, так и с мировым империализмом и обещая соблюдать нормы Конституции РСФСР

1918 г.», башкирское правительство выработало следующие условия: «1) немедленно... признать Башкирскую республику в пределах малой Башкирии; 2) оказать всемерную финансовую поддержку Башкирской Советской Республике; 3) немедленно снабдить Башкирское революционное войско всем ему необходимым для борьбы с контрреволюцией на общих основаниях с Красной Армией; 4) охрану революционного порядка и спокойствия в Башкирской Советской Республике поручить Башкирским революционным войскам» [5]. С этим проектом соглашения башкирская делегация отправилась в Москву.

9 марта 1919 года И. В. Сталин и его заместитель по наркомату по делам национальностей А. Каменский приняли башкирскую делегацию. Они приняли все условия башкир. В ходе переговоров, помимо территории Малой Башкирии, башкиры получили 5 волостей Челябинского уезда, 2 волости Оренбургского уезда и одну волость Бу-зулукского уезда. Затем Сталин предложил создать отдельную башкирскую армию не из одной дивизии, как хотели сами башкиры, а из двух, обеспечив при этом их полное финансирование «из общероссийского военного фонда» [6].

Кроме того, И. В. Сталин принял личное активное участие в улаживании конфликта между командующим башкирским войском З. Валидовым и командованием нескольких дивизий 1-й армии Восточного фронта. Конфликт возник из-за того, что командование этих дивизий приказало разоружить войска З. Валидова после того, как оно само добровольно перешло на сторону Красной Армии. 26 февраля 1919 г в телеграфных переговорах с И. В. Сталиным З. Валидов высказал протест против этой акции и заявил о том, что «мы отказываемся проводить в жизнь Башкирскую Советскую Республику, если войска не будет» [7]. В ответ Сталин пообещал «разрешить недоуменные вопросы» и успокоил Валидова: «Штабу нужны директивы, но, возможно, он проводит их в рамках военной целесообразности, не очень считаясь с нуждами башкир» [7].

Наркомнац выполнил свое обещание: 13 марта

1919 г. командование 1-й армии издало приказ по 24-й и 1-й Пензенской дивизиям с требованием

«немедленно прекратить недоброжелательное отношение к башкирскому населению и войску». 24 марта того же года, после того как 1-й кавалерийский башкирский полк перешел обратно на сторону Колчака, член РВС 1-й армии Калинин передал в штабы 1-й революционной и 20-й дивизиям приказ, в котором предписывалось виновных в бесчинствах против башкир «расстреливать без суда» [7, с. 23]. Одновременно с этим Сталин по указанию ЦК РКП(б) проводил чистку большевистских кадров в Поволжье. Об этой чистке хорошо отзывался в своей телеграмме З. Валидову от 21 февраля 1919 г. председатель Центральной Мусульманской Военной Коллегии М. Х. Султан-Галиев: «... в настоящее время ЦК партии коммунистов по моему представлению отзывает с мест тех работников, которые слишком прямолинейным отношением к вопросу о самоопределении мусульманских народностей России лишь отталкивали их революционные элементы от сотрудничества с Советской властью и коммунистами» [7, с. 23].

Таким образом, образование Башкирской республики проходило в условиях жесткой конкуренции различных идейно-политических взглядов, борьбы сторонников создания собственно башкирской республики со сторонниками создания Татаробашкирской республики и других проектов. Реальное признание Советской властью Башкирской республики ознаменовало конец мусульманского либерализма в России как идейно-политического движения. Стоить отметить, что если в начале XX в. развитие общественно-политической мысли в регионах отличалось умеренной политической направленностью, приверженностью к либеральным нормам и ценностям, обосновавшим и гарантировавшим демократические принципы в сфере государственного строительства, межнациональных и межконфессиональных отношений, то в конечном итоге оно подготовило почву и способствовало становлению и развитию самостоятельных башкирских, татарских, казахских и других наций, созданию их государственно-территориальных республик в составе единой федерации построенной на советской платформе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ямаева Л. А. Либеральное общественно-политическое

движение российских мусульман в начале XX в (по мате-

риалам Уфимской и Оренбургской губерний): автореф.

дисс. ... д-ра ист. наук. Уфа, 2003. 16 с.

2. Обнинский В. Первые шаги русского автономизма // Ук-

раинская жизнь, 1913. №4.

3. Октябрьская Революция. Народ: ее творец или заложник.

М., 1992. 350 с.

4. ГАРФ ф. Р-1318 оп.1. д.45. л.55.

5. ГАРФ ф. Р-1318. оп.1. д.45. л.12.

6. РЦХИДНИ ф.558. оп.1. д.3575. л.3, 7.

7. ГАРФ ф. Р-1318. оп.1. д.45. л.31-32.

Поступила в редакцию 13.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.