Научная статья на тему 'О правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха по трудовому законодательству Республики Беларусь'

О правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха по трудовому законодательству Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4744
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ВРЕМЯ ОТДЫХА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Елена Николаевна

В статье изложены основы правового регулирования рабочего времени и времени отдыха по трудовому законодательству Республики Беларусь, выявлены основные пробелы и неточности в данной сфере трудовых правоотношений, а также выработаны рекомендации по устранению соответствующих пробелов и коллизий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха по трудовому законодательству Республики Беларусь»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2011. № 2(10)

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПО ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

© Е. Н. Костина

Костина Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры правоведения Гомельский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет "МИТСО"» Республика Беларусь, г. Гомель

В статье изложены основы правового регулирования рабочего времени и времени отлыха по труловому зако-нолательству Республики Беларусь, выявлены основные пробелы и неточности в ланной сфере труловых правоотношений, а также выработаны рекоменлаиии по устранению соответствующих пробелов и коллизий.

Ключевые слова: труловое законолательство зарубежных стран, труловые правоотношения, рабочее время, время отлыха.

Трудовое законодательство — единственная отрасль законодательства, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производственную силу - людей, являющихся носителями рабочей силы, но и защитить их в процессе трудовой деятельности.

Под влиянием системы норм трудового законодательства формируется правовой механизм социальной защиты работников.

Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение их субъектов в связи с внедрением новых форм собственности и методов хозяйствования, а также формирования рынка труда.

Действующее законодательство о рабочем времени и времени отдыха служит двум основным целям:

— во-первых, полному, рациональному и эффективному использованию трудового потенциала конкретной организации и всей Республики Беларусь в целом;

— во-вторых, защите работников от чрезмерных перегрузок, обеспечению восстановления их трудоспособности, сохранению ее в течение длительного времени.

Знание законодательства о рабочем времени и времени отдыха участниками трудового процесса, сторонами трудовых отношений — работодателями и работниками, а также их представителями — администрацией и профсоюзами, служит важной гарантией соблюдения этого законодательства, а значит — и достижению целей, на которые оно направлено.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. Этот аспект рабочего времени и подлежит правовому регулированию. К рабочему времени в ряде случаев относятся периоды, когда работник фактически не выполнял трудовые обязанности (время простоя, опоздания на работу, прогула) т. к. работник обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

К рабочему времени также относятся случаи работы сверхустанов-ленного времени по распоряжению нанимателя.

Что касается времени отдыха, то действующее законодательство не содержит его легального определения.

Время отдыха можно определить как время, в течение которого работник должен быть свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поэтому ко времени отдыха не относится время, которое работник не мог использовать таким образом (например, время выполнения государственных или общественных обязанностей).

В целях обеспечения рационального использования внерабочего времени, восстановления работоспособности работников законодательство закрепляет различные виды времени отдыха, регулирует чередование рабочего времени и времени отдыха, распределение времени отдыха между периодами рабочего времени.

Правовое регулирование времени отдыха имеет большое значение. Это время работник использует в своих интересах: для восстановления затраченных сил, повышения культурного и образовательного уровня и т. п. Полноценный отдых является основой для сохранения долголетия профессиональной трудоспособности и жизни работника.

Современное состояние экономики, организации производства и труда оставляет желать лучшего. Недостатки в этих областях мешают нормальному функционированию организаций, не позволяют в полной мере на основе действующего законодательства решать вопросы нормирования рабочего времени, определения его режимов, предоставления полагающегося работникам отдыха.

Для нормализации ситуации необходимо, прежде всего, решать экономические, финансовые проблемы положения организаций. Однако в любых — благоприятных или неблагоприятных условиях необходимо руководствоваться действующим законодательством.

Правовая база Республики Беларусь по регулированию рабочего времени и времени отдыха разработана и построена с учетом Декларации права и свобод человека 1948 года, Конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда.

Акцент в регулировании рабочего времени смещается от регулирования централизованного к локальному.

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха неразрывно взаимосвязано, оно имеет важное значение для всего общества и отдельных ее членов, заключается в том, что законодательство о рабочем времени закрепляет общественно необходимую меру труда, устанавливает свободное от работы время отдыха и направлено на охрану жизни и здоровья работников.

Институт рабочего времени и времени отдыха отражает и конкретизирует основной принцип трудового права об обеспечении права на отдых и ограничение рабочего времени. В нормах этого института установлены юридические гарантии указанного основного права работника.

В настоящее время закон определяет предельные нормы рабочего времени, максимально допустимую его продолжительность. Организации в свою очередь, на основе и в пределах этих норм вправе самостоятельно устанавливать продолжительность рабочего времени для своих работников. Коллективные договоры и иные локальные акты, исходя из конкретных социальных и экономических условий, могут или закреплять в качестве обязательных те же нормы рабочего времени, что устанавливаются в законе, или же сокращать продолжительность рабочего времени, не уменьшая при этом оплату труда.

Так, права работников на труд и на отдых, а также гарантии этих прав закреплены в ст. 41 и ст. 43 Конституции Республики Беларусь [1], а их более полное правовое регулирование обеспечивают гл. 10-12 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Несмотря на детальное регулирование вышеуказанных прав, в ТК имеется ряд недоработок, пробелов и неточностей, которые мешают правильному и единообразному толкованию и применению правовых норм в сфере регулирования рабочего времени и времени отдыха.

Так, ст. 110 ТК посвящена рабочему времени и его нормированию: рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности (ч. 1 ст. 110 ТК) [5].

В свободное от работы время (т. е. в нерабочее время) наниматель за очень редкими исключениями не вправе «командовать» работником, а последний (работник) вправе использовать его по своему усмотрению.

К сожалению, в ч. 1 ст. 110 ТК имеются 2 очевидные несогласованности с другими нормами ТК, поскольку в указанной части перечислены только:

— трудовой договор;

— коллективный договор;

— правила внутреннего трудового распорядка.

Между тем к источникам регулирования трудовых и связанных с ними отношений (в т. ч. применительно к рабочему времени) относятся в соответствии с ч. 1 ст. 7 ТК:

— Конституция Республики Беларусь (ст. 43). В ней прямо говорится об установлении рабочей недели, не превышающей 40 ч;

— Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

— соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.

Таким образом, следует внести дополнения в вышеуказанную статью ТК.

В качестве еще одного пробела трудового законодательства следует отметить то, что в ч. 1 ст. 110 ТК говорится о нахождении работника на рабочем месте, а должно быть сказано о месте работы, что и учитывается на практике на основании других норм ТК.

В ч. 2 ст. 110 ТК установлено, что к рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени:

— сверхурочная работа (ст.ст. 119-122 ТК);

— работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни (ст.ст. 142—148 ТК).

Однако, здесь не упомянут ненормированный рабочий день, который со всей очевидностью относится к рабочему времени.

Иная же компенсация за него — дополнительный отпуск вместо оплаты (в т. ч. повышенной) — правового значения в данном случае не имеет.

Поэтому работник с ненормированным рабочим днем может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения по п. 7 ст. 42 ТК за распитие спиртных напитков по месту работы после окончания рабочего дня обычной продолжительности.

Согласно ч. 3 ст. 110 ТК рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении:

— календарной недели (рабочая неделя) (ст.ст. 111—114 ТК);

— в течение суток (ежедневная работа (смена)) (ст. 115 ТК).

Часть 4 ст. 110 ТК устанавливает, что нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных ТК и коллективным договором [3, с. 204].

К ограничениям, которые непосредственно предусмотрены в ТК относятся:

— предельная (максимальная) продолжительность нормального рабочего времени в неделю (ст.ст. 111—114 ТК);

— предельная (максимальная) продолжительность ежедневной работы или смены (например, ст.115, 125 и 126 ТК);

— обязанность сокращать на 1 час продолжительность работы в предпраздничные дни и в ночное время (ст.ст. 116—117 ТК).

В ч. 4 ст. 110 ТК названы в качестве «ограничителей» только ТК и коллективный договор. Этот недостаток подлежит устранению при дальнейшем совершенствовании ТК.

Между тем на основе общих и других норм ТК (в частности, ч. 3 ст. 113, ч. 5 ст. 114 и ст. 360 ТК) такими «ограничителями» могут быть;

— соглашения;

— иные (кроме ТК) акты законодательства о труде (в т.ч. подзаконные), к которым сделаны отсылки в ТК [4, с. 426].

Последнее относится, например, к списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 [2]. Данный список утвержден на основании ч. 3 ст. 113 ТК.

В ТК четко оговорено нормирование рабочего времени. Выйти за ограничения (верхние пределы) продолжительности рабочего времени наниматель не имеет права. Однако коллективным договором могут устанавливаться нормы, уменьшающие предельную (максимальную) продолжительность рабочего времени по сравнению с верхним пределом, установленным ТК.

В ТК были внесены новшества, в соответствии с которыми в настоящее время ч. 5 ст. 117 ТК закрепляет возможность работы в ночное время инвалидов, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, которая может осуществляться только с их письменного согласия; до этого изменения ТК вышеназванные категории работников не могли привлекаться к работе в ночное время [5].

Ряд неточностей законодательства имеется в правовом регулировании применения режима гибкого рабочего времени. Так, ч. 1 ст. 129 ТК сформулирована весьма неудачно и без связки с названием этой же статьи:

— в названии говорится о составных элементах режимов гибкого рабочего времени, а в ч. 1 ст. 129 ТК данная фраза отсутствует;

— в абз. 1 и п.1 ч. 1 ст. 129 ТК употребляется один и тот же термин «гибкое» (во втором случае — в скобках), однако содержание в них вложено разное.

Началом ч. 1 ст.129 ТК должно было быть следующее: «Составными элементами режима гибкого рабочего времени являются».

Исходя из ч. 2 ст.129 ТК продолжительность фиксированного времени (п. 2 ч. 1) и каждой части гибкого времени (п. 1 ч. 1) должна определяться нанимателем с учетом мнения работников.

Во втором случае надо иметь в виду переменное (гибкое), как это указано в п. 1 ч. 1 ст. 129 ТК.

Вместе с тем учет мнения не означает согласование.

Поэтому при расхождении мнений окончательным будет решение нанимателя, так как именно он обязан согласно п. 1 части первой ст. 55 ТК рационально использовать труд работников.

Употребление в ч. 3 ст. 129 ТК словосочетания «максимальная продолжительность гибкого времени» является грубой юридической ошибкой, не учитывающей содержание ч. 1 и ч. 2 той же статьи.

В указанном случае речь должна идти о максимальной продолжительности не гибкого, а рабочего времени.

С учетом того, что режим гибкого рабочего времени при сочетаниях с другими режимами является не основным, а сопутствующим (вспомогательным), продолжительность рабочего времени нужно определять по нормам, установленным для основного режима.

Это относится, в частности, к сменной работе и суммированному учету рабочего времени, при которых максимум продолжительности рабочего дня увеличен до 12 часов.

Таким образом, можно предположить, что разработчики изменений к ТК просто забыли внести изменение в ч. 3 ст. 129 ТК для ее увязки со ст. 125 и 126 ТК.

В ч. 5 ст. 129 ТК речь идет о возможности применения других вариантов режимов гибкого рабочего времени, которые удобны для нанимателя и работника. Термин удобности нехарактерен для трудового законодательства и в данном контексте применен неверно.

Что касается времени отдыха, то в ТК отсутствует отсутствует точное его определение, в тексте статей не используется обобщающий термин «время отдыха». Объясняется это тем, что в структуре ТК нет подразделов, объединяющих в рамках одного раздела главы, относящиеся к одному правовому институту. Полагаем, что в данном случае такую роль мог бы взять на себя подраздел «Время отдыха», в который вошли бы гл. 11 и 12 (кроме статей о социальных отпусках).

Термин «время отдыха» сохранен в отдельных статьях других глав ТК и употребляется вместе с термином «рабочее время». О рабочем времени и времени отдыха говорится, к примеру, в ст. 92, 123, 287, 312 ТК. В ст. 19, 226 и 327 ТК употреблен его синоним: режим труда и отдыха.

Следовательно, когда в статьях гл. 11 ТК и других глав ТК употребляется термин график работы (сменности), нужно иметь в виду, что речь идет о регулировании режима не только рабочего времени, но и времени отдыха.

Социологи в составе нерабочего времени (по юридической терминологии — времени отдыха) выделяют время, предназначенное для ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, физиологических потребностей (сон и др.), для проезда к месту работы и обратно, а также свободное время (всего 10—15% нерабочего времени).

Трудовое законодательство регулирует время отдыха (в смысле нерабочего времени) лишь косвенно, устанавливая пределы продолжительности рабочего времени (ст.ст. 112—117 ТК).

Таким образом, понятие время отдыха в широком смысле (как часть календарного времени, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей) имеет ограниченное практическое значение.

Для определения понятия времени отдыха во втором, по нашему мнению, точном юридическом смысле необходимо обратить внимание на то, что работник в этот период не должен выполнять свои трудовые обязанности — порученную работу на основании трудового договора. Важны и другие характеристики, а именно: целевое назначение свободного от работы времени и право работника использовать это время по своему усмотрению.

Ряд временных периодов, в течение которых работник свободен от выполнения трудовых обязанностей, имеет согласно законодательству специальное целевое назначение.

Это время выполнения государственных или общественных обязанностей (ст. 101 ТК); время учебных и других отпусков, именуемых социальными (ст.ст. 184—191, 347 ТК и др.); дополнительные нерабочие дни (ст. 265 ТК); время повышения квалификации с отрывом от производства (ст. 102 ТК); период временной нетрудоспособности, обследования в медучреждении и др. Названные и иные аналогичные периоды не относятся ко времени отдыха и должны из него исключаться.

Трудовым кодексом Республики Беларусь не предусмотрены специальные локальные акты, в которых фиксируется режим времени отдыха: обеденный перерыв, межсменный отдых, выходные дни. Эту функцию выполняют правила внутреннего трудового распорядка и график работ (сменности), закрепляющие режимы рабочего времени.

Таким образом, предполагается, что названные акты регламентируют режим не только рабочего времени, но и времени отдыха (кроме отпусков). Поэтому, на наш взгляд, есть смысл именовать, например, график работ (сменности) графиком (распорядком) рабочего времени и времени отдыха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.: с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. URL: http://www.pravo.by (дата доступа:

15.05.2011).

2. О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 // Эталон -Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. URL: http:/ /www.pravo.by (дата доступа: 15.05.2011).

3. Трудовое и социальное право : учебник / Г. А. Василевич, И. Г. Воробьев, X. Т. Мелешко, Г. Б. Шишко и др. ; под общ, ред В. И. Семенкова — Минск : Книжный Дом, 2006. — 384 с.

4. Трудовое законодательство: Справочник-комментарий / сост. А. И. Дубовик, В. В. Король ; под общ. ред. Г. А. Василевича. — Минск : Книжный Дом, 2003. — 704 с.

5. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3, с изм. и доп. от 30 декабря 2010 г. № 225-3 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. URL: http://www.pravo.by (дата доступа:

15.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.