Научная статья на тему 'О правовом регулировании отдельных форм непосредственного осуществления местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации'

О правовом регулировании отдельных форм непосредственного осуществления местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ОТЧЕТЫ ДЕПУТАТОВ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / FORMS OF DIRECT EXERCISE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL REFERENDUM / MUNICIPAL ELECTIONS / PENALTIES OF VOTERS / REPORTS OF DEPUTIES TO VOTERS / PUBLIC COUNCILS UNDER LOCAL SELFGOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабанов Хабил Магомедрасулович, Шиллаев Гаджимурад Магомед-Камилович

В статье авторами рассмотрены вопросы правового закрепления форм непосредственного осуществления местного самоуправления в субъектах РФ, в частности, местных референдумов и муниципальных выборов. Посредством анализа субъектов выявлены иные формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления, не предусмотренные федеральным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шабанов Хабил Магомедрасулович, Шиллаев Гаджимурад Магомед-Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON LEGAL REGULATION OF SEPARATE FORMS OF DIRECT IMPLEMENTATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE LEGISLATION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The authors considered the issues of legal consolidation of forms of direct exercise of local self-government in the constituent entities of the Russian Federation, in particular local referendums and municipal elections. Through the analysis of the subjects, other forms of direct democracy in the system of local self-government not provided for by federal legislation have been identified.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании отдельных форм непосредственного осуществления местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации»

УДК 342.55 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10416

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

_ _ __w W _ _

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хабил Магомедрасулович ШАБАНОВ, Гаджимурад Магомед-Камилович ШИЛЛАЕВ,

доцент кафедры конституционного магистрант Юридического института

и международного права Юридического института Дагестанского государственного

Дагестанского государственного университета, университета

кандидат юридических наук E-mail: habil-72@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье авторами рассмотрены вопросы правового закрепления форм непосредственного осуществления местного самоуправления в субъектах РФ, в частности, местных референдумов и муниципальных выборов. Посредством анализа субъектов выявлены иные формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления, не предусмотренные федеральным законодательством.

Ключевые слова: местное самоуправление, формы непосредственного осуществления местного самоуправления, местный референдум, муниципальные выборы, наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями, общественные советы при органах местного самоуправления.

Annotation. The authors considered the issues of legal consolidation of forms of direct exercise of local self-government in the constituent entities of the Russian Federation, in particular local referendums and municipal elections. Through the analysis of the subjects, other forms of direct democracy in the system of local self-government not provided for by federal legislation have been identified.

Keywords: local self-government, forms of direct exercise of local self-government, local referendum, municipal elections, penalties of voters, reports of deputies to voters, public councils under local self-government bodies.

Местное самоуправление выступает в качестве основы конституционного строя и, соответственно, признается и гарантируется на территории Российской Федерации. Местное самоуправление согласно законодательству Российской Федерации является формой народовластия, самостоятельным уровнем, при котором населению предоставляют возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Правовое регулирование форм непосредственного осуществления местного самоуправления осуществляется на всех уровнях правотворчества. Формы реализации местного само-

управления нашли свою правовую регламентацию в Основном законе Российской Федерации, затем были конкретизированы 6 октября 2003 г. в Федеральном законе № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

В данном Законе получили развитие формы непосредственной демократии, которые осуществляются при помощи разнообразных форм прямого волеизъявления граждан, их участия в осуществлении местного самоуправления.

Анализ форм непосредственного осуществления местного самоуправления, регламентированных федеральным законодательством, позво-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

ляет отметить возможность осуществления местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ.

Одной из таких форм является участие граждан в создании и функционировании общественных советов (палат) при органах местного самоуправления. Через их деятельность обеспечивается обратная связь между населением и муниципальной властью, осуществляется общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления с целью повышения эффективности их работы.

Создание и функционирование общественных палат (советов) может рассматриваться как иная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Данная форма общественного участия выступает одновременно и как условие, и как проявление гражданского общества и способствует развитию реального местного самоуправления. Именно через подобные формирования реализуется общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Анализ законодательства субъектов РФ позволяет к иным формам непосредственного осуществления местного самоуправления отнести такие формы, как: наказы избирателей, отчеты депутатов представительных органов местного самоуправления и др.

В частности, субъектами Российской Федерации используется такая форма непосредственного осуществления местного самоуправления, которая не установлена федеральным законодательством, как наказы избирателей. Правовую основу института наказов избирателей составляют как законы субъектов РФ о местном самоуп-равлении2, так акты представительных органов местного самоуправления3.

К иным формам непосредственного осуществления местного самоуправления можно отнести отчеты депутатов перед избирателями.

Характеризуя такую форму непосредствен -ного осуществления местного самоуправления, как отчеты депутатов перед избирателями, можно отметить следующее: «Отчет депутата перед избирателями осуществляется в целях: создания условий для получения избирателями полной и достоверной информации о деятельности депутата; обеспечения открытости и публичности в деятельности депутата; повышения уровня доверия избирателей к депутату; обеспечения взаимодействия депутата с избирателями. Отчет про -водится ежегодно посредством проведения депутатом встречи с избирателями в соответствии

с Уставом муниципального округа Ясенево. Отчет представляет депутат лично»4.

В соответствии с законодательством РФ «референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа». В связи с этим особый интерес представляет законодательство отдельных субъектов РФ, в которых приняты законы о местных референдумах5, устанавливающие принципы организации местных референдумов, порядок организации референдума (порядок выдвижения инициативы, порядок назначения), определяющие вопросы, выносимые на местные референдумы6, критерии оценки результатов местного референдума и их опубликование7 и др.

В отдельных субъектах РФ — республиках в соответствующих законах определяется и язык местного референдума8.

Местный референдум определяется как: «голосование граждан Российской Федерации, местожительство которых расположено в границах муниципального образования, обладающих правом на участие в местном референдуме по вопросам местного значения муниципального района, городского округа, сельского поселения, городского поселения»9.

Законодательство о муниципальных выборах в РФ составляют: Конституция Российской Федерации (ст. 12), Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ10, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты.

В большинстве регионов приняты законы о муниципальных выборах, которые определяют принципы организации муниципальных выборов, избирательные системы, применяемые при муниципальных выборах11, порядок образования избирательных округов и избирательных комиссий муниципальных образований12 и другие вопросы.

Муниципальные выборы, например, определяются как: «форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов, уставами муниципальных образований в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

иного выборного должностного лица местного самоуправления»13.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется и на муниципальном уровне.

В частности, Устав МО «г. Астрахань» определяет порядок выборов в Городскую думу, а также процедуру избрания главы муниципального образования. В Уставе муниципального образования определяется и конкретная избирательная система, которая используется при проведении муниципальных выборов.

Так, в соответствии с Уставом МО «г. Астрахань»14 при проведении муниципальных выборов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Отметим, что порядок назначения, подготовки и проведения в муниципальных образованиях Астраханской области выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением, непосредственно определяет Закон Астраханской области.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении формировалось и развивалось одновременно с федеральным законодательством, а некоторые субъекты РФ в вопросах правовой регламентации местного самоуправления идут даже с некоторым опережением.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.11.2003 № 131-Ф3 (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Об общих принципах организации работы с наказами

избирателей депутатам представительного органа мест-

ного самоуправления и выборному главе администра-

ции муниципального образования Волгоградской обла-

сти: Закон Волгоградской области от 22.07.2002 г. // СПС «Консультант Плюс»

3 См.: Об утверждении Положения об организации работы с наказами избирателей: Постановление Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 23.03.2004 г. № 3/33;

Положение о наказах избирателей, данных депутатам Думы города Ханты-Мансийска: Решение Думы города Ханты-Мансийска от 06.02.2009 г. № 723; Об утверждении Положения о наказах избирателей депутатам Городской думы города Ижевска: Решение Городской думы г. Ижевска от 30.03.2006 г. № 67 (в ред. от 26 мая 2011 г. № 115) // СПС «Консультант Плюс»

4 Об утверждении Порядка проведения отчета депутата Совета депутатов муниципального округа Ясенево перед избирателями: Решение Совета депутатов муниципального округа Ясенево от 11.10.2016 № 12/4 // СПС «Консультант Плюс»

5 О местном референдуме в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 08.12.2005 г. № 67 (в ред. от 15.11.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6 О местном референдуме в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 17.12.2004 г. № 245-ОЗ (в ред. 02.04.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 О референдуме Чеченской Республики и местном референдуме: Закон Чеченской Республики от 14.01.2019 г. № 5-РЗ (в ред. от 27.01.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 О местном референдуме в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 27.03.2007 г. № 797-III (в ред. от 08.04.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс»

9 О местном референдуме в Республике Дагестан...

10 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11 О муниципальных выборах в Московской области: Закон Московской Области от 04.06.2013 г. № 46/2013-оз (в ред. от 05.03.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

12 О муниципальных выборах: Закон Ивановской области от 26.11.2009 (в ред. от 28.102019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

13 О муниципальных выборах в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 26.12.2005 г. № 966-КЗ (в ред. 23.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

14 Устав муниципального образования «Город Астрахань» от 31.03.2016 г. // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.