Научная статья на тему 'Отзыв выборных лиц органов местного самоуправления как институт непосредственной демократии и мера ответственности должностных лиц'

Отзыв выборных лиц органов местного самоуправления как институт непосредственной демократии и мера ответственности должностных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3139
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ВЫБОРНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЕПУТАТ / ЧЛЕН ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕДУРА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ГОЛОСОВАНИЕ / DEMOCRACY / POLITICAL POWER / REVIEW / AN ELECTED OFFICIAL OF THE LOCAL GOVERNMENT / A MEMBER OF THE ELECTED BODY OF THE LOCAL GOVERNMENT / PROCEDURE / RESPONSIBILITY / THE POPULATION VOTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реброва Татьяна Павловна, Алямкин Сергей Николаевич

В статье анализируется правовое регулирование института отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Указанный институт рассматривается как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, а также как мера ответственности и своеобразная гарантия, обеспечивающая защиту прав населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Реброва Татьяна Павловна, Алямкин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF RECALL Elected officials LOCAL GOVERNMENT REGULATION

The article analyzes the legal regulation of the institute recall of a deputy, a member of the elected body of local self-government, an elected official of local self-government. This institution is considered as a form of direct exercise of local government and public participation in local government, as well as a measure of responsibility and a kind of safeguards to protect the rights of the population.

Текст научной работы на тему «Отзыв выборных лиц органов местного самоуправления как институт непосредственной демократии и мера ответственности должностных лиц»

Мир науки и образования. 2015. № 3

УДК 342.726

ОТЗЫВ ВЫБОРНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ И МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Реброва Татьяна Павловна

кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и административного права НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», Саранск

Е-mail: rebrova_tp@mail.ru Алямкин Сергей Николаевич канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры государственного и административного права НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

Е-mail: sergeyalyamkin@mail.ru

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF RECALL ELECTED OFFICIALS LOCAL GOVERNMENT REGULATION

Tatyana Rebrova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head the Department of State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk

Sergey Alyamkin

сandidate of philosophy, senior Lecturer, Department State and Administrative Law of Mordovian humanitarian institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется правовое регулирование института отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Указанный институт рассматривается как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, а также как мера ответственности и своеобразная гарантия, обеспечивающая защиту прав населения.

ABSTRACT

Мир науки и образования. 2015. № 3

The article analyzes the legal regulation of the institute recall of a deputy, a member of the elected body of local self-government, an elected official of local selfgovernment. This institution is considered as a form of direct exercise of local government and public participation in local government, as well as a measure of responsibility and a kind of safeguards to protect the rights of the population.

Ключевые слова: демократия; политическая власть; выборное

должностное лицо органа местного самоуправления; депутат; член выборного органа местного самоуправления; процедура; ответственность; население; голосование.

Keywords: democracy; political power; review; an elected official of the local government; a member of the elected body of the local government; the procedure; the responsibility; the population voted.

Демократия - это общественный строй, который установлен самим свободным народом, выражающий интересы его большинства; это власть свободных, равноправных, социально-политически и экономически активных людей, служащая этому народу, рассматриваемому как главная ценность [6].

Политическая власть наделяет ее обладателей правом принуждать членов местного сообщества к исполнению тех или иных обязанностей. Властные акторы распоряжаются общественными ресурсами и богатствами, задают целевые параметры местного развития в интересах общего блага и социальной справедливости [1]. И народ как источник власти может отозвать неэффективное выборное лицо.

Непосредственная демократия предполагает принятие решения гражданами-избирателями. Среди институтов непосредственной демократии выделяют решающие и совещательные. К решающим относятся выборы, референдумы, досрочный отзыв избранных представителей. К совещательным - консультативный референдум, правотворческая инициатива, обсуждение вопросов государственной жизни, обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Избиратели принимают участие в процессе применения решающих институтов непосредственной демократии путем голосования.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Несомненно, что конституционной ценностью в Российской Федерации является осуществление народом своей власти непосредственно, посредством референдума и свободных выборов, в т.ч. на местном уровне. Голосование по отзыву выборного лица местного самоуправления относится к формам прямой демократии на местном уровне.

В настоящее время становится актуальным вопрос об ответственности субъектов избирательного права. Эта одна из актуальных проблем правового регулирования участия населения в осуществлении местного самоуправления [8, 9].

Отзыв выборного лица можно определить как досрочное прекращение действий его мандата по воле избирателей. Это санкция в отношении выборного лица, выполняющего свои обязанности неудовлетворительно [2]. Институт отзыва является мерой позитивной ответственности и имеет функцию своеобразной гарантии, обеспечивающей защиту прав населения [4].

Если говорить о месте права на отзыв выборного лица в системе прав гражданина, то, безусловно, его следует отнести к группе политических права, поскольку оно корреспондирует праву человека избирать и быть избранным.

Институт отзыва применяется в некоторых штатах США, Словакии, Австрии и некоторых других государствах. Сама идея применения отзыва выборных лиц идет от системы сословного представительства при которой депутаты от сословий были наделены наказами, и если они не выполняли их, последние вправе были их отозвать.

Институт отзыва был востребован социалистической моделью парламентаризма, предполагавшей отзыв депутата избирателями как меру его ответственности. На постсоциалистическом этапе государственно-правового развития России произошел отказ от отзыва депутатов. Затем данный институт вернул свои позиции.

Правовую основу процедуры голосования по отзыву выборных лиц местного уровня власти образует в первую очередь федеральный закон и

Мир науки и образования. 2015. № 3

принимаемый в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом № 131-ФЗ.

Некоторые субъекты РФ приняли специализированные законы общего характера, регламентирующие отзыв представителей народа (Красноярский край, Тамбовская область и другие). В других регионах действуют специальные законы об отзыве выборных лиц (Владимирская область, Алтайский край и другие). Кроме того, названные вопросы получают свое законодательное закрепление в законах о статусе депутатов (Амурская, Рязанская области и другие).

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 24 устанавливает основание для отзыва депутата и иных выборных лиц местного уровня: конкретные противоправные решения или действия

(бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. С помощью указанного основания можно отграничить отзыв выборного лица как меру юридической ответственности от политической ответственности (выражения недоверия избирателями в процессе голосования).

Кроме того, основания для наступления ответственности выборных лиц местного уровня власти перед населением и порядок ее наступления определяются уставами муниципалитетов в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Так, статья 13 Устава городского округа Саранск закрепляет, что депутат может быть отозван по инициативе населения муниципального образования в порядке, установленном законодательством. Основаниями для отзыва депутата могут служить: конкретные противоправные решения или действия

(бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке; неоднократные (два и более раза) административные правонарушения, за которые законом

Мир науки и образования. 2015. № 3

предусмотрено наказание в виде административного ареста, факт совершения которых этим лицом установлен в судебном порядке [7].

Согласно Кодексу об административных правонарушениях административный арест может назначаться за такие деяния как мелкое хищение; управление автомобилем водителем, не имеющим права управления транспортным средством; управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения; передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и некоторые другие.

Не могут быть основаниями для отзыва выборных лиц:

1) политическая деятельность выборных лиц, соответствующая закону, политические убеждения таких лиц;

2) выраженная выборными лицами позиция при голосовании в представительном органе муниципалитета;

3) действия выборных лиц, для которых применяется особый порядок расследования и особая ответственность, предусматривающая прекращение полномочий выборного лица.

Субъектом, инициирующим голосование по отзыву, может выступать исключительно население. Процесс отзыва выборного лица местного самоуправления включает несколько стадий.

Во-первых, это инициатива проведения отзыва. На этой стадии местное население создает и регистрирует в избирательной комиссии инициативную группу. В дальнейшем эта группа сбирает подписи в поддержку инициативы, ведет агитацию. Во всех случаях инициатива об отзыве выборного лица муниципалитета должна быть обоснована сбором подписей. Если соблюдены сроки и собрано необходимое количество подписей за отзыв выборного лица, то представительный орган принимает решение о проведении голосования.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Далее идет этап подготовки к голосованию формируются избирательные комиссии, участки для голосования, списки избирателей, финансовый фонд.

Затем назначается голосование и проводится агитация. Обычно голосование по отзыву назначается представительным органом муниципалитета либо избирательной комиссией. Агитация может осуществляться в средствах массовой информации, с помощью массовых мероприятий (митингов, собраний, шествий, дебатов), путем выпуска агитационных материалов и другими не запрещенными законом методами.

И, наконец, осуществляется голосование и определение результатов (приблизительно в том же порядке, что и при проведении референдумов).

Процедура отзыва не может быть инициирована в связи с теми действиями (бездействием), которые ранее являлись основанием к проведению голосования по отзыву, но в результате такого голосования решение по отзыву не было принято, или если голосование было признано несостоявшимся.

Согласно статье 10 Устава городского округа Саранск органы местного самоуправления муниципалитета обладают полномочиями по материально -техническому и организационному обеспечению подготовки и проведения голосования по отзыву депутата.

Инициаторы отзыва обязаны заблаговременно уведомить отзываемое лицо о времени и месте собрания (заседания), на котором планируется возбудить вопрос об отзыве. Отзываемое лицо вправе присутствовать на указанном собрании (заседании), выступить, а также давать пояснения по любым обсуждаемым вопросам.

Совет депутатов в установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума порядке на своем заседании решает вопрос о соответствии выдвинутого инициативной группой основания для отзыва депутата федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам Республики Мордовия, настоящему Уставу.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Лицо, в отношении которого инициирована процедура отзыва, должно быть уведомлено об указанном заседании Совета депутатов не позднее чем за 7 дней до заседания. Отзываемое лицо вправе получить копии всех документов, которые будут рассматриваться на заседании. На заседании Совета депутатов в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность для выступления представителю инициативной группы по проведению голосования по отзыву депутата и лицу, в отношении которого выдвигается инициатива по проведению указанного голосования.

Решение о соответствии выдвинутого инициативной группой основания для отзыва депутата федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам Республики Мордовия, положениям Устава г.о. Саранск считается принятым, если за его принятие проголосовало более 2/3 депутатов от установленной численности депутатов Совета депутатов.

Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (соответствующем избирательном округе), но не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.

Итоги голосования по отзыву депутата и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

На фоне стремления к политическому плюрализму и становления многопартийной политической системы наметилась устойчивая тенденция к использованию пропорциональной избирательной системы, в частности системы закрытых партийных списков, которая фактически привела к отказу от института отзыва депутата [3].

По данным Центризбиркома Российской Федерации к основным причинам по которым инициатива отзыва не доводится до этапа голосования: несоответствующее федеральному местное законодательство; нарушение процедуры инициирования; нарушения порядка и сроков сбора подписей в

Мир науки и образования. 2015. № 3

поддержку инициативы отзыва; недостаточное количество собранных подписей; отсутствие правовых оснований для отзыва [5].

Большое число инициатив, процедур сбора подписей, агитации, голосования, результатов голосования обжалуются в избирательные комиссии и суды.

До настоящего времени остаются актуальными вопросы о возможности отзыва выборного должностного лица, избранного на основе пропорциональной избирательной системы.

Так же представительный орган может формироваться посредством системы косвенного голосования. В таком случае он будет состоять из депутатов, избираемых представительными органами внутрирайонных поселений из своих составов. Возникает вопрос о процедуре отзывы таких депутатов.

Список литературы:

1. Алямкин С.Н. К вопросу о роли норм социальной справедливости в общественном воспроизводстве // Международное сотрудничество: социальноэкономические и правовые аспекты XV Макаркинские научные чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. И. Учайкина; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский гуманитарный институт». 2015. С. 192-197.

2. Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный); под ред. Л.П. Жуковской [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Мир науки и образования. 2015. № 3

3. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Отзыв депутата представительного органа: соотношение политической и конституционной ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 7. С. 30 - 33.

4. Малько А.В., Маркунин Р.С. Ответственность и наказание депутатов в современной России // Современное право. 2013. № 2. С. 41 - 44.

5. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 576 с.

6. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность [Электронный ресурс] : курс лекций. М.: Логос, 2014. 560 с.

7. Об утверждении Устава городского округа Саранск: Решение

Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177 (ред. от 04.02.2015) [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Проблемы организации местного самоуправления: учеб.-метод.

комплекс / Мордов. гуманит. ин.-т; [сост.: Т.П. Реброва, С. Н. Алямкин]. Саранск, 2010. 39 с.

9. Рецепт мордовского успеха: взаимодействие правительства, науки и муниципалов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные модели и методы государственного и муниципального управления» // Муниципальная власть. 2007. № 3. С.78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.