Соболева М.В. О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции
трибуня молодого ученого
УДК 351.741
Соболева Мария Владимировна Soboleva Maria Vladimirovna
преподаватель кафедры криминалистики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer, department of criminalistics
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции On legal regulation first aid by a police officer
Настоящая статья посвящена обзору нормативных актов, регламентирующих оказание сотрудником полиции первой помощи пострадавшему. Рассматривается вопрос юридической ответственности за неумышленное нанесения вреда в ходе оказания первой помощи и за неправильное оказание первой помощи. Исследуемый вопрос очень актуален сегодня, поскольку сотрудник полиции, в обязанности которого входит оказание первой помощи, сталкивается с проблемой правоприменения норм законодательства.
Ключевые слова: первая помощь, сотрудник полиции, неотложное состояние, травма, крайняя необходимость.
This article reviews the regulations governing the provision of a police officer first aid. The question of legal liability for unintentional harm in the course of first aid and first aid misuse. The test question is very relevant today, as a police officer, whose duties include first aid, faces a problem of enforcement of the legislation.
Keywords: first aid, police, medical emergency, trauma, urgent need.
Ежедневно при несвоевременном оказании первой помощи погибают сотни людей. Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России только в Нижегородской области количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях за одиннадцать месяцев 2014 года составило 7 443 человека, из них 595 погибло [1]. По данным из доклада Росстата о причинах смертности в 2014 году умерло 1,9 млн россиян, из них: 64 548 — от инфаркта миокарда, 8 958 — смерть при падении, 20 612 — погибших в ДТП, 2 010 — при переходе железной дороги, 7 468 — от случайных утоплений [2]. Нередко пострадавшие умирают еще до приезда скорой медицинской помощи. Но если грамотно и своевременно им была бы оказана первая помощь, многих из них можно было бы спасти.
Зачастую по долгу службы именно сотрудники полиции оказываются на месте происшествия первыми.
Законодатель обязывает сотрудника полиции, согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Феде-
рального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» оказывать первую помощь пострадавшим, а в части 2 статьи 27 уточняет, что она оказывается гражданам, находящимся в опасном для их жизни и здоровья состоянии независимо от замещаемой должности, времени суток и места. Частью 4 статьи 19 Закона предусмотрено, что она оказывается в обязательном порядке лицам, получившим телесные повреждения, в отношении которых были применены физическая сила, специальные средства, либо огнестрельное оружие [3].
Следует признать, что обязанности для сотрудника полиции по оказанию первой помощи пострадавшим четко определены. Однако остается не ясным вопрос относительно сотрудников внутренней службы, сотрудников юстиции. В Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» среди прочих обязанностей для
342
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
данных сотрудников отсутствует обязанность по оказанию первой помощи. Впрочем, в пункте 1 части 3 статьи 68 настоящего Закона идет упоминание о некой помощи лицу, находящемуся в беспомощном состоянии или в состоянии, опасном для жизни и здоровья, тем самым подразумевается, что сотрудник органов внутренних дел независимо от времени суток и места нахождении выполняет служебные обязанности. По смыслу этой статьи, сотруднику органов внутренних дел, получившему вред при выполнении служебных обязанностей, оказании помощи, предоставляются социальные гарантии и выплаты по возмещению вреда [4]. Вот, пожалуй, и все, что законодатель определяет по изучаемому поводу в данном Законе, не указывая в перечне основных обязанностей конкретно оказание первой помощи.
Теперь, что касается ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Законодатель предусматривает уголовную ответственность за оставление в опасности и неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать. Итак, оставление в опасности имеет характер преступного деяния, за которое предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до одного года (ст. 125 УК РФ). При неоказании помощи (ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному») предусматривается наказание в виде заключения под арест на срокдо четырех месяцев, а если следствием стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерть больного по неосторожности, то возможно лишение свободы на срок до четырех лет.
При рассмотрении данной статьи встает вопрос: какое отношение имеет сотрудник полиции к больному? Здесь, казалось бы, целесообразно говорить о медицинском работнике. Но обратимся к понятию «больной». Под этим понятием понимают следующее: это человек, страдающий каким-либо заболеванием, патологическим состоянием или иным нарушением здоровья, но не всегда обращающийся по этому поводу к врачам, тогда как больной, обратившийся за помощью к врачам, получающий медицинскую помощь, называется уже пациентом [5]. Следует заметить, что формулировка данной статьи чаще всего обращает на себя внимание правоприменителей на действие или бездействие врачей или иного медицинского персонала.
Рассматривая исторический аспект статьи «Неоказание помощи больному», обратим внимание на то, что с 1922 года субъектом преступления был врач, в 1926 году — лицо, занимаю-
щееся медицинской практикой, в 1960 году и по настоящее время — лицо, обязанное ее оказывать в соответствии с законом [6].
Сегодня, буквальное толкование статьи 124 УК РФ позволяет сказать о том, что субъектом преступления является лицо, обязанное в силу закона или специального правила оказывать помощь. Таким образом, это не только врач или иной медицинский персонал, но и сотрудник полиции, обязанный ее оказывать. Также законодатель не определяет неоказание только медицинской помощи больному.
А что законодатель понимает под первой помощью? Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет первую помощь как особый вид помощи, отличающийся от медицинской [7].
Перечень тех состояний, при которых необходимо оказывать первую помощь, и соответствующий алгоритм действий определены приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которыхоказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В него включены: отсутствие сознания, дыхания, кровообращения, травмы, наружные кровотечения, ожоги, отморожение, отравления и другие состояния. Этот приказ определяет и необходимые мероприятия первой помощи, то есть определенные действия, как то: оценить обстановку и обеспечить безопасные условия деятельности, вызвать скорую медицинскую помощь, выполнить при необходимости реанимационные мероприятия до появления признаков жизни, остановку кровотечений, выявление у пострадавшего ранений, травм, отравлений и других состояний, опасных для жизни [8].
Следует подчеркнуть, что важнейшим фактором неблагоприятных последствий в результате полученных травм, ранений является не только тяжесть повреждений, но и сроки оказания первой помощи на догоспитальном этапе. Особенное значение они имеют при расстройствах кровообращения и дыхания, отсутствии сознания, шоковых состояниях, когда бездеятельность может привести даже к смерти. По этой причине сотрудник полиции в сложившейся ситуации обязан в короткий срок провести ряд неотложных, рациональных мероприятий по спасению жизни человека и таким образом предупредить осложнения до приезда скорой медицинской помощи.
Если сотрудник полиции оказался очевидцем несчастного случая, он, без сомнения, вы-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
343
Соболева М.В. О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции
Соболева М.В. О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции
трибуня молодого ученого
зовет бригаду скорой медицинской помощи, но в реальности боится выполнять мероприятия первой помощи, полагая, что его действия могут навредить пострадавшему, поскольку не доверяет собственным знаниям и навыкам. На сегодняшний день существуют нормы, по которым государственная скорая помощь должна приезжать на вызов в течение 20 минут [9]. А ведь может случиться так, что у пострадавшего остановилось сердце или дыхание, когда необходима срочная помощь. При ее отсутствии примерно через 5 минут (это время жизнеспособности клеток головного мозга при отсутствии кислорода) наступает «смерть мозга». Спасти жизнь пострадавшего возможно только своевременно проведя ряд реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких), направленных на поддержание жизненно важных функций организма. Если упустить эти драгоценные минуты, то пострадавший, скорее всего, погибнет. Также необходимо учитывать, что основная причина смерти при травмах и ранениях — острая кровопотеря и травматический шок. Большая часть пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях не погибли бы от кровопотери, если бы кто-нибудь до приезда скорой медицинской помощи рукой пережал артерию и наложил кровоостанавливающий жгут. Можно бесчисленно приводить ситуации, доказывающие необходимость своевременного, качественного оказания первой помощи сотрудником полиции лицу, находящемуся в беспомощном состоянии.
Безусловно, оказывая первую помощь, необходимо быть предельно осторожным — не навредить! — потому что от правильности последующих действий зависит жизнь человека, попавшего в беду. Оказаться в нужном месте и в нужное время — слишком мало. Необходимо оказаться нужным человеком в нужном месте в нужное время [10, с. 131].
По данным СМИ, в России первая помощь до приезда скорой медицинской помощи практически не оказывается. Причиной этого среди прочих является страх перед юридическими последствиями в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего при оказании первой помощи. Так считает, согласно данным опроса, проведенного среди сотрудников полиции, большая часть (65%) респондентов. В опросе участвовало 158 сотрудников полиции, проходивших профессиональное обучение, как впервые принятых на службу в органы внутренних дел, так и прибывших для
повышения квалификации в Нижегородскую академию МВД России.
Заметим, что законодатель предусматривает уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности и тяжкого вреда по неосторожности. Поскольку для сотрудников полиции оказание первой помощи является обязанностью, то согласно части 2 статьи 109 и статье 118 УК РФ предусмотрена более высокая ответственность в случае ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Что должен сделать сотрудник полиции в чрезвычайной ситуации, чтобы ему сказали «спасибо» и не привлекли к ответственности? Вопрос обострен тем, что сотрудник полиции не профессиональный медицинский работник и не имеет постоянной практики по оказанию первой помощи, поэтому испытывает неуверенность в наличии достаточного объема знаний, да и психологически не готов к оказанию первой помощи [11]. Таким образом, из-за боязни причинить вред пострадавшему и сделать ошибку может уклониться от выполнения мероприятий по первой помощи.
Бесспорно, сотрудник полиции призван для защиты жизни и здоровья граждан. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ жизнь человека — это высшая ценность. Следовательно, стремление защитить эту ценность должно ставиться выше вероятной ошибки в ходе выполнения неотложных мероприятий по спасению, что даст пострадавшему возможность выжить.
Законодатель не признает правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица. При этом уточняет, что причиненный вред в ходе устранения опасности, которая не может быть устранена иными средствами, должен быть менее значительным, нежели предотвращенный (ст. 39 УК РФ, ст. 2.7. КоАП РФ). Так, в ходе оказания первой помощи при остроразвивающихся, угрожающих жизни состояниях, будь то бессознательное состояние, кровотечение, шок, отравление, утопление или другие неотложные состояния, неумышленное причинение вреда подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости. На защиту охраняемых законом интересов, а именно жизни или здоровья человека, направлено оказание первой помощи, учитывая при этом, что угроза жизни или здоровья не может быть устранена другими способами.
344
Юридическая наука и практика
трибуня молодого ученого
Необходимо помнить, что промедление при выполнении соответствующих мероприятий по оказанию первой помощи или вовсе бездействие, неумолимо ведет к летальному исходу пострадавшего. Но, к сожалению, нередко даже при оказании помощи лучшими медиками некоторые обстоятельства неотвратимо ведут к смерти пострадавшего.
Понимая риск и следуя правилу — прежде всего не навреди! — сотрудник полиции должен принять во внимание принцип осознания риска. Даже если риск присутствует, следует оказать первую помощь, которая может принести пользу. В случае нанесения вреда при оказании первой помощи следует оперировать понятиями большего и меньшего вреда.
В свою очередь, вспомним статью 1067 Гражданского кодекса РФ, где лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, для устранения опасности, также несет ответственность. Поэтому сотрудник полиции, оказывая первую помощь, действуя в условиях крайней необходимости и обоснованного риска, причинив при этом вред жизни и здоровью пострадавшего, может быть привлечен к гражданской (имущественной) ответственности. В ряде случаев в гражданском праве возмещению подлежит даже правомерно причиненный вред.
Другими словами, возможность привлечения сотрудника полиции, причинившего вред жизни или здоровью в ходе оказания помощи, к имущественной ответственности, также снижает частоту и объем оказываемой первой помощи.
Между тем сегодня в России отсутствуют судебные прецеденты, которые бы признавали возможность неумышленного причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего при оказании первой помощи; акцентируем внимание — вреда, совершенного в состоянии крайней необходимости. Тем самым данное правоположение, которое отсутствует в основном нормативном акте, для сотрудников преодолело бы пробелы в законодательстве. Поэтому сотрудники полиции не информированы о том, что действие данной нормы распространяется на случаи причинения вреда при оказании первой помощи пострадавшим.
Подводя итог, следует отметить, что исследуемый вопрос очень актуален. Сотрудник полиции, в обязанности которого входит оказание первой помощи, сталкивается с такой проблемой, как неуверенность в отсутствии привлечения к ответственности при неумышленном причинении вреда. Данная проблема связана с имеющимися пробелами в российском зако-
нодательстве, что нельзя сказать про другие развитые страны. Так, например, в США существует «Закон доброго самаритянина», регулирующий как право на оказание первой помощи, так и правовое положение лица, ее оказывающего. Согласно данному закону, предъявить иск за неправильно оказанную помощь пострадавший не может при условии, что помощь ему была оказана добросовестно и с учетом имеющихся знаний и опыта [12].
В заключение отметим, что одной из важнейших задач является концептуальная проработка нормативных актов, касающихся оказываемой сотрудниками полиции первой помощи лицам, находящимся в угрожающем для ихжиз-ни и здоровья состояниях. Необходимы разъяснения относительно возможности применения к таким деяниям, как неумышленное причинение вреда жизни или здоровью в ходе оказания первой помощи норм о крайней необходимости. И очень важно при обучении сотрудников полиции особое внимание уделить правовому аспекту оказания первой помощи.
Примечания
1. Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http:// www.gibdd.ru (дата обращения: 28.05.2015).
2. Данные из доклада Росстата о причинах смертности в 2014 г. URL: http:// www.pikabu.ru Astory/ dannyie... rosstata...smertnosti...2014 (дата обращения: 14.09.2015).
3. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.
4. Собрание законодательства РФ. 2011. № 49,
ч. 1, ст. 7020.
5. Русская энциклопедия — Традиция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.traditio-ru.org (дата обращения: 30.08.2015).
6. Ковалев А.В., Кадочников Д.С., Зубкова И.И., Мартемьянова А.А. Исторические аспекты применения статьи уголовного кодекса о неоказании помощи больному // NB: Российское полицейское право. 2014. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_9908.html
7. Российская газета. 2011.23 ноября.
8. Российская газета. 2012. 23 мая.
9. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. 388н // Российская газета. 2013. 5 сентября.
10. Суворов А.В., Свешников К.А., Якушев Д.Б. Диагностика и лечение неотложных состояний. Н. Новгород, 2014. Т. 1.
11. Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи // Юридическая наука и практика:
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
345
Соболева М.В. О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции
Соболева М.В. О правовом регулировании оказания первой помощи сотрудником полиции
трибуня молодого ученого
Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).
12. Закон доброго самаритянина. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 28.08.2015).
Notes
1. The official website of traffic police. URL: http: // www.gibdd.ru. (date of access: 28.05.2015).
2. The data from the Federal State Statistics Service's report on the causes of death in 2014. URL: http: // www. pikabu.ruAstory/dannyie...rosstata...smertnosti...2014 (date of access: 14.09.2015).
3. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 7, art. 900.
4. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 49, p. 1, art. 7020.
5. Russian encyclopedia — Tradition. [Electronic resource]. URL: http://www.traditio-ru.org (date of access: 30.08.2015).
6. Kovalev A.V., Kadochnikov D.S., Zubkov I.I., Mar-temyanova A.A. Historical aspects of the application of the Criminal code of the failure to provide assistance to the patient // NB: Russian police law. 2014. URL: http://e-notabene.ru/pm/article_9908.html
7. Rossiyskaya gazeta. 2011. November 23.
8. Rossiyskaya gazeta. 2012. May 23.
9. On approval of the provision of emergency, including emergency specialist, medical care: order Ministry of health of the Russian Federation on June 20, 2013 388n // Rossiyskaya gazeta. 2013. September 5.
10. Suvorov A.B., Sveshnikov K.A., Yakushev D.B. Diagnosis and treatment of emergency conditions. Nizhny Novgorod, 2014. Vol. 1.
11. Pogodin T.G., Soboleva M.V. Features of training police skills in first aid // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 3 (31).
12. The good samaritan law [Electronic resource].
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of access:
28.08.2015).
346
Юридическая наука и практика