Научная статья на тему 'Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи'

Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1360
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / FIRST AID / POLICE TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Погодина Татьяна Григорьевна, Соболева Мария Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности обучения навыкам оказания первой помощи сотрудника полиции, анализируется первоначальный и заключительный уровни готовности к проведению мероприятий первой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Погодина Татьяна Григорьевна, Соболева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training police skills in first aid

This article discusses the features of skills training in first aid police officer examines the initial and final levels of readiness for first aid measures.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи»

Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

УДК 351.741

Погодина Татьяна Григорьевна Pogodina Tatiana Grigorevna

доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры криминалистики

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (medical), associative professor, professor of criminology Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Соболева Мария Владимировна Soboleva Maria Vladimirovna

преподаватель кафедры криминалистики

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer of department of criminology

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

Features of training police skills in first aid

В данной статье рассматриваются особенности обучения навыкам оказания первой помощи сотрудника полиции, анализируется первоначальный и заключительный уровни готовности к проведению мероприятий первой помощи.

This article discusses the features of skills training in first aid police officer examines the initial and final levels of readiness for first aid measures.

Ключевые слова: первая помощь, подготовка Keywords: first aid, police training.

сотрудника полиции.

Исторически сложившейся обязанностью полицейского в любой стране является оказание первой помощи в экстремальных ситуациях. Так, в соответствии с Инструкцией полицейского в России, датированной 1915 годом, полицейский был обязан оказать помощь пострадавшему или внезапно заболевшему на улице, послать за ближайшим врачом и применить необходимый способ помощи замерзшему. И в настоящее время образовательные программы подготовки полицейских уделяют немало внимания обучению навыкам оказания первой помощи.

Само понятие «первая помощь» четко сформулировано в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1].

В статье 27 указано, что она оказывается гражданам до медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку. Это, в первую очередь, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийноспасательных служб. Водители транспортных средств имеют право на ее оказание при наличии соответствующей подготовки.

Перечень мероприятий первой помощи утвержден в мае 2010 года приказом Минз-

146

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

дравсоцразвития РФ (от 17 мая 2010 года № 353 н «О первой помощи») и пересмотрен в мае 2012 года (приказ № 477 н от 4 мая 2012 года [2]).

В действующем Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ст. 12) к обязанностям сотрудника отнесено оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев [3]. Первая помощь оказывается также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть предоставлена своевременно или отсутствует. Таким образом, сотрудник полиции обязан знать и уметь грамотно выполнять мероприятия, направленные на спасение жизни и профилактику опасных для жизни и здоровья последствий независимо от того, что произошло (преступление, несчастный случай или внезапное обострение имеющейся болезни). Важен сам факт угрозы жизни и здоровью, а также отсутствие медицинских работников, способных оказать квалифицированную помощь.

Такая обязанность возлагалась на сотрудника милиции и ранее в соответствии с Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 года, но приведенные в научной литературе данные свидетельствуют об отсутствии стремления к таким действиям. Так, при дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками милиции первая медицинская помощь оказывалась лишь в 0,2— 0,7% случаев. При этом водители автотранспорта действовали намного чаще — в 7—8% случаев [4].

В настоящее время уровень оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками полиции является также низким. Так, например, произведя мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, сотрудники полиции могли бы существенно повлиять на развитие ранних осложнений травмы и снизить сроки временной утраты трудоспособности, летальность и инвалидность от дорожно-транспортного травматизма, поскольку время начала оказания первой помощи является одним из ключевых факторов в спасении жизни и здоровья пострадавших при травмах. Таким образом, одной из основных причин высокой смертности является неэффективная организация работы по оказанию первой помощи пострадавшим [5].

Связано это с целым рядом факторов:

1) сотрудники правоохранительных органов позднее прибывают на место происшествия, чем участники событий;

2) в соответствии с проведенными исследованиями они испытывают неуверенность в наличии необходимого объема знаний и психологически не готовы к выполнению мероприятий первой помощи;

3) опасение сотрудников полиции юридических последствий неправильного оказания первой помощи и неумышленного нанесения вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшему.

Концепция системы первой помощи состоит из важных элементов: система обучения первой помощи, оснащение участников оказания первой помощи, а также нормативная база и организация оказания первой помощи, которые при условии только соответствия друг другу могут работать эффективно.

Весьма очевидно, что повышение результативности оказания первой помощи пострадавшим на месте происшествия возможно только при одновременном воздействии на ключевые элементы проблемы: нормативную базу, оснащение и обучение. В данной статье мы коснемся лишь последнего элемента — обучения.

Нами проведено анкетирование лиц, имеющих высшее юридическое образование, начавших обучение в рамках начальной профессиональной подготовки (анкета самоанализа). Было предложено оценить самостоятельно уровень имеющихся знаний семидесяти восьми будущим сотрудникам полиции на первом занятии по первой помощи. Среди них 15% женщин. Средний возраст 23,5 года. Среди прочих было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы себя готовым в настоящее время к оказанию первой помощи?

2. Знаете ли Вы последовательность действий при проведении сердечно-легочной реанимации?

3. Знаете ли Вы правила наложения шин и способы остановки наружного кровотечения?

4. Доводилось ли Вам оказывать первую помощь ранее?

В результате считают себя готовыми к оказанию первой помощи лишь 16 человек (20,5%, то есть каждый пятый). Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации известен 16 респондентам (20,5%). Правила наложения шин и остановки кровотечений знают 13 человек (16,7%). Оказывали раньше первую помощь

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

МП

Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

в различных ситуациях (при обмороке, наружном кровотечении, ожогах и в других ситуациях) 27 респондентов (34,6%). Таким образом, проходящие подготовку начинающие сотрудники полиции в основном не имеют достаточных навыков оказания первой помощи в неотложной ситуации. В жизни у отдельных сотрудников уже есть подобный опыт. Но при этом они не считают себя готовыми действовать и не уверены в своих знаниях.

Это свидетельствует о том, что занятия по оказанию первой помощи при подготовке сотрудника полиции необходимы. При этом важен сформированный навык, появляющийся при неоднократном повторении действий.

Сам процесс обучения, как известно, состоит из нескольких стадий.

Первая стадия — получение информации. Для лучшего восприятия информации необходимо использовать все каналы ее получения: визуальный (слайды, учебные фильмы, плакаты); вербальный (рассказ преподавателя на лекциях, ответы на практических занятиях), тактильный (обучаемый выполняет манипуляции на практических занятиях) [6, с. 84—88].

Учебный план предусматривает два вида аудиторных учебных занятий, где происходит усвоение информации: лекции и практические занятия. Большое значение имеет самостоятельная подготовка.

Лекция является одной из важных форм обучения. Именно здесь слушатели получают основную информацию от преподавателя о сущности рассматриваемых вопросов, о конкретных примерах из практики применения приемов первой помощи. Здесь же даются методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, а также советы, которые помогут в самоподготовке и практической деятельности. Задействованы визуальный и вербальный каналы получения информации. Информация подкрепляется моторными действиями, закрепляющими формирование функциональной системы.

Если информация усвоена, то она переходит во вторую стадию — знание. Но для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь выполнять простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение, накладывать шины. Умение — это третья стадия знания. В экстремальной ситуации с психоэмоциональным напряжением умения может быть также недостаточно, необходим навык, то есть повторенное многократно действие.

Таким образом, основной задачей подготовки сотрудников полиции является обучение практическим навыкам. Зачастую причиной гибели пострадавших являются неотложные состояния, такие как сильное кровотечение, остановка сердца или дыхания, снижение артериального давления, шоковое состояние и т. д. С подобными ситуациями можно справиться, выполнив мероприятия, направленные на предупреждение развития тяжелых осложнений. Для адекватного проведения подобных мероприятий необходимо, чтобы оказывающий помощь владел минимальным набором практических навыков и алгоритмов действий, позволяющих оперативно реагировать на изменение состояния пострадавшего. На практических занятиях обучение необходимо строить в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев и травм для многократного повторения определенного алгоритма действий. Практические навыки необходимо отрабатывать на современных «табельных» изделиях и средствах, находящихся в аптечках, также с использованием имитаторов травм, тренажеров-манекенов. Вершиной обучения должно стать решение ситуационных задач в режиме реального времени в условиях, имитирующих неотложные состояния.

Основная цель подобныхзанятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, выполнения приемов первой помощи, способов быстрого сбора информации о пострадавшем. Все это позволит предотвратить усугубление тяжести состояния, смягчение последствий травмы и предотвращение таких осложнений, как болевой шок, кровопотеря, резкое снижение артериального давления, вторичное смещение костных отломков при перемещении тела и т. д. Также необходимо научить мобилизовать все силы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения). Именно это обеспечит возможность пострадавшему дождаться момента оказания ему квалифицированной или специализированной медицинской помощи.

Самый позитивный момент состоит в том, что мотивацией к обучению не всегда является только необходимость, но и желание освоить современные знания с использованием новых образовательных технологий. Для проведения полноценного обучения нами был разработан перечень ситуационных задач, инструкция

1П8

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

по оказанию первой помощи пострадавшим, а также учебное пособие, в котором содержится алгоритм рекомендаций по первой помощи и сердечно-легочной реанимации, составленное с учетом последних данных Европейского Совета по реанимации. На стадии разработки находится компьютерная программа по тестированию для проверки знаний при неотложных состояниях.

Оценка эффективности методики обучения проводилась на итоговом занятии в виде тестирования и практического решения ситуационных задач у тех же респондентов, только после процесса обучения. Тестирование имело своей целью выяснить реальный уровень теоретических знаний по оказанию первой помощи при травмах и неотложных состояниях. Вопросы затрагивали три наиболее актуальные темы: помощь при тяжелой механической травме; помощь при ранениях и кровотечениях; сердечно-легочная реанимация. Количество правильных ответов составило в среднем 91%.

Затем по этим же темам проводился анализ практических навыков, суть которых состояла в решении определенной задачи по оказанию первой помощи в режиме реального времени. Для этого использовался манекен-тренажер, имитаторы повреждений и аптечка автомобильная, содержащая средства первой помощи. Рассматривалась техника выполнения мероприятий при ранении груди, живота и конечностей, а также владение техникой сердечно-легочной реанимации на манекене по следующим параметрам: обеспечение проходимости дыхательных путей, правильное положение рук при компрессии грудной клетки, правильная глубина и частота компрессий, выполнение искусственной вентиляции легких.

Были получены следующие результаты: уровень владения практическими навыками по оказанию первой помощи при ранениях и травмах в режиме реального времени составил 75%, а по сердечно-легочной реанимации — 89%. По результатам проводимого исследования следует отметить, что степень усвоения знаний по оказанию первой помощи возросла от 20,5% до 85%, что свидетельствует об эффективности метода.

Для совершенствования знаний и реализации многоступенчатого метода необходимо деление группы на подгруппы на практических занятиях численностью не более десяти человек, чтобы была возможность индивидуальной работы с каждым обучаемым.

Кроме этого, в процессе самоподготовки необходимо изучить и осмыслить предложенный материал, выполнить практические задания по предложенной теме.

В связи с этим целесообразно изыскать возможность для улучшения условий самостоятельного учебного труда при подготовке к занятиям по первой помощи [7]. Оптимален оборудованный учебный класс, где представлены все средства получения информации (учебные пособия, справочная литература, компьютерные программы, посвященные вопросам строения человеческого тела, анатомии и физиологии, методам оказания первой помощи и прочие), также оснащенный манекенами-тренажерами, имитаторами травм и средствами первой помощи, входящими в табельные аптечки. Причем всевозрастающий интерес слушателей доказал эффективность обучения с использованием манекенов и симуляторов, что в результате способствует повышению качества оказания первой помощи сотрудниками ОВД.

Таким образом, при подготовке сотрудника полиции необходим многоступенчатый метод обучения оказанию первой помощи, который создает предпосылки для успешного профессионального самосовершенствования и формирует специальные навыки, необходимые в практической деятельности.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 48, от. 6724.

2. Российская газета. 2012. 23 мая.

3. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, от. 900.

4. Чурсин А.А. Моделирование, алгоритмизация и рационализация оказания первой медицинской помощи сотрудниками служб безопасности пострадавшим в микросоциальных конфликтах: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Воронеж, 2007.

5. Лысенко К.И. Медико-организационные мероприятия первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2011.

6. Погодина Т.Г. Первая помощь как обязательный элемент специальной подготовки сотрудника полиции // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сборник научных трудов. Могилев, 2014.

7. Погодина Т.Г. Самостоятельная работа студентов как один их этапов образовательного процесса // Перспективы развития гуманитарного образования: материалы Международной научно-практической конференции (25 апреля 2013 г.). Арзамас, 2013.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

1П9

Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

Погодина Т.Г., Соболева М.В. Особенности обучения сотрудника полиции навыкам оказания первой помощи

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

Notes

1. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 48, art. 6724.

2. Rossiyskaya gazeta. 2012. May 23.

3. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 7, art. 900.

4. Chursin A.A. Modeling, and rationalization algorithmization first aid security personnel injured in microsocial conflicts: author's abstract of dissertation ... candidate of medical sciences. Voronezh, 2007.

5. Lysenko K.I. Medical and organizational measures first aid in traffic accidents: author's abstract of dissertation ... doctor medical sciences. Moscow, 2011.

6. Pogodina T.G. First aid as a mandatory element of a special police training // Topical issues of law, education and psychology. Mogilev, 2014.

7. Pogodina T.G. Independent work of students as one of the stages of the educational process // Prospects of development of liberal education: proceedings of the International scientific and practical conference (25 April 2013). Arzamas, 2013.

150

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.