Научная статья на тему 'О правовом регулировании обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти'

О правовом регулировании обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / МВД России / ФСБ России / Следственный комитет Российской Федерации / Министерство обороны Российской Федерации / Президент Российской Федерации / Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка / orphans / children left without parental care / the Ministry of internal affairs of Russia / the FSB of Russia / the Investigative Committee of the Russian Federation / the Ministry of Defense of the Russian Federation / President of the Russian Federation / Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Владимирович Шевченко, Людмила Александровна Шеншина

В представленном исследовании раскрывается правовое регулирование обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти. Делается вывод о том, что социальная защита и поддержка рассматриваемой категории детей имеет важное направление в деятельности государства. Задача государства и федеральных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы создать комфортные условия и поддержать таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирилл Владимирович Шевченко, Людмила Александровна Шеншина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal regulation of providing various types of allowances for orphans and children left without parental care in some federal executive authorities

The presented study reveals the legal regulation of providing various types of allowances for orphans and children left without parental care in some federal executive authorities. It is concluded that social protection and support of this category of children is an important direction in the activities of the state. The task of the state and federal executive authorities is to create comfortable conditions and support such children.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 150—154. State service and personnel. 2023;(4):150—1 54.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-150-154 NIION: 2012-0061-04/23-220

EDN: https://elibrary.ru/KOGEZA MOSURED: 77/27-008-2023-04-420

О правовом регулировании обеспечения различными видами

довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах

исполнительной власти

Кирилл Владимирович Шевченко1, Людмила Александровна Шеншина2

1 2 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия

1 kirill_55@mail.ru

2 mil.gretta2016@yandex.ru

Аннотация. В представленном исследовании раскрывается правовое регулирование обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти. Делается вывод о том, что социальная защита и поддержка рассматриваемой категории детей имеет важное направление в деятельности государства. Задача государства и федеральных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы создать комфортные условия и поддержать таких детей.

Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; МВД России; ФСБ России; Следственный комитет Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Президент Российской Федерации; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Для цитирования: Шевченко К.В., Шеншина Л.А. О правовом регулировании обеспечения различными видами довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых федеральных органах исполнительной власти // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 150—154. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-150-154 EDN: https://elibrary.ru/KOGEZA

Original article

On the legal regulation of providing various of allowances for orphans and children left without in some federal executive authorities

Kirill V. Shevchenko1, Lyudmila A. Shenshina2

11 2 St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg, Russia

1 kirill_55@mail.ru

2 mil.gretta2016@yandex.ru

Abstract. The presented study reveals the legal regulation of providing various types of allowances for orphans and children left without parental care in some federal executive authorities. It is concluded that social protection and support of this category of children is an important direction in the activities of the state. The task of the state and federal executive authorities is to create comfortable conditions and support such children.

Keywords: orphans; children left without parental care; the Ministry of internal affairs of Russia; the FSB of Russia; the Investigative Committee of the Russian Federation; the Ministry of Defense of the Russian Federation; President of the Russian Federation; Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation.

For citation: Shevchenko K.V., Shenshina L.A. On the legal regulation of providing various types of allowances for orphans and children left without parental care in some federal executive authorities // State service and personnel. 2023;(4):150—154. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-150-154 EDN: https://elibrary.ru/KOGEZA

© Шевченко К.В., Шеншина Л.А. М., 2023.

types

parental care

№ 4/2023

Входе проводимой Специальной военной опе->ации [5] гибнет значительное количество шрных жителей, в результате много детей стало детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

И здесь необходимо остановиться на деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, которая занимается вопросами юридического характера для продвижения в деле обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.

Уполномоченный по правам ребенка отметила, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из указанных регионов получили возможность в упрощенном порядке приобретать российское гражданство. Министерство просвещения Российской Федерации разработало единый алгоритм взаимодействия профильных служб по процедуре устройства детей-сирот на семейные формы воспитания, предусматривающий приобретение российского гражданства, применение федерального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также внутренних распоряжений со стороны республиканских властей.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка отметила, что такие дети не только находят новые семьи, но и имеют возможность воссоединиться со своими родными братьями и сестрами, которые ранее находились в разных учреждениях.

По предложению Уполномоченного по правам ребенка запущен механизм одновременно с оформлением документов на передачу детей-сирот начинать процесс приобретения ими российского гражданства, что в наибольшей мере соответствует интересам указанной категории детей.

Международный уголовный суд выдал ордера на арест Президента Российской Федерации Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Основанием для выдачи ордеров послужила информация о «перемещении населения (детей) из районов Украины».

Учитывая факт того, что Российской Федерацией Международный уголовный суд не признан, такое решение является неприемлемым и ничего не значит. Сама постановка вопроса возмутительна, поэтому любое решение для России с точки зрения права является ничтожным.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерацией по правам ребенка Мария Львова-Белова назвала выдачу Международным уголовным судом ордера на свой арест оценкой работы по помощи детям, оказавшимся в зонах военных действий.

Следственный комитет Российской Федерации завел уголовное дело в отношении судей Между-

народного уголовного суда в Гааге. «В действиях прокурора Международного уголовного суда содержатся признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 299, ч. 1 ст. 30 ч. 2 ст. 360 УК РФ — привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с незаконным обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также приготовление к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений».

В ведомстве подчеркнули, что уголовное преследование Президента Российской Федерации носит незаконный характер, в соответствии с международным правом главы государств имеют иммунитет от юрисдикции других стран [8].

Российская Федерация как правовое и демократическое государство пристальное внимание уделяет правам и свободам каждого человека и гражданина. Особенно это проявляется в отношении самой незащищенной категории — несовершеннолетних детей. Несовершеннолетние представляют собой самую уязвимую, более слабую группу населения, особенно, если дети оказались в ситуации социального сиротства, и здесь решающую роль играет оказание помощи и поддержки со стороны как государства, так и со стороны федеральных органов исполнительной власти [7].

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот порождает возникновение совокупности прав, гарантий, льгот, особенностей защиты прав детей указанной категории, проблемы их устройства. При этом в государстве особое внимание уделяется проблеме условий обеспечения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот [1].

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Учитывая особый уклон Российского государства в сторону социальной направленности, следует отметить, что в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71).

В компетенцию Правительства Российской Федерации входит решение и такого вопроса, как обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации).

№ 4/2023

Основные меры социальной поддержки данной социально уязвимой категории детей отражены в таком нормативном правовом акте, как Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и который определяет общие принципы поддержки детей.

Такие термины, как «сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» включены в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, что является достоинством данного нормативно-правового акта [3; 4].

Сироты — это дети, «потерявшие обоих родителей», «дети, оставшиеся без попечения родителей», — это дети, которые остались одни в связи с лишением их родителей родительских прав, но родители при этом живы и здоровы, однако свои обязанности в отношении детей не выполняют. К этой же категории относятся дети, родители которых отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание или в местах содержания под стражей.

Федеральный закон № 159-ФЗ содержит право так называемой категории «социальные сироты» на дополнительные образовательные гарантии. Хотелось бы обратить внимание на то, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 обязывает «образовательные организации оказывать дополнительные меры по социальной поддержке отдельных категорий обучающихся».

В упомянутом Законе № 273-Ф3 отмечается, что если ребенок из так называемой категории «социальные сироты» успешно сдал экзамены по программам обучения, то он обладет правом преимущества перед другими детьми при поступлении и зачислении в учебное учреждение.

Отметим, что дети данной социальной категории за счет средств федерального бюджета могут посещать подготовительное обучение в некоторых образовательных учреждениях.

Рассматриваемая социальная категория детей обладает такой социальной мерой поддержки, как предоставление социальных стипендий на покупку учебников и канцелярии из средств бюджета. Социальная стипендия выделяется раз в год на покупку канцелярских принадлежностей и учебников на протяжении всех лет обучения ребенка в образовательном учреждении. Что касается размера и назначения социальной степендии, то это определяется федеральными органами государственной власти.

Бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, вернее обеспечение ими, является не менее важной мерой со-цильной поддержки данной категории детей за весь период обучения. Данное обеспечение происходит

согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 1117.

Также на данную социальную меру поддержки детей категории «социальные сироты» направлены такие нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, как Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 5001, Приказ МВД России от 5 сентября 2022 г. № 6462, Приказ ФСБ России от 22 сентября 2022 г. № 4 773 и Приказ СК России от 12 декабря 2022 г. № 1564.

1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.08.2022 № 500 «Об утверждении порядков обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием выпускников вышеуказанных федеральных государственных образовательных организаций из числа этих лиц или о выплате им денежной компенсации и единовременного денежного пособия, а также норм их обеспечения» // http://www.consultant.ru/

2 Приказ МВД России от 05.09.2022 № 645 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета в образовательных организациях системы МВД России» // http://pravo.gov.ru

3 Приказ ФСБ России от 10.09.2022 № 447 «Об утверж-

дении Порядка обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родите-

№ 4/2023

Вышеуказанные нормативно-правовые акты содержат нормы обеспечения данной социальной категории детей бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и инвентарем в образовательных учреждениях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы государственной власти несут расходы по данной социальной мере поддержки согласно вышеназваным приказам.

Бесплатный проезд на общественном (городском / пригородном) транспорте и в сельской местности, а также бесплатный проезд один раз в год к месту проживания туда / обратно в специальном порядке, определенном федеральным государственным органом, как мера социальной поддержки данной категории детей также находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Это отражено в следующих нормативно-правовых актах: Приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 499, Приказе МВД России от 5 сентября 2022 г. № 645, Приказе ФСБ России от 10 сентября 2022 г. № 447 и Приказе СК России от 12 декабря 2022 г. № 156 .

Немаловажной мерой поддержки детей данной социальной категории в постинтернатной адаптации является право таких детей на обеспечение жилыми помещениями, предусмотренное в ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на жилье является конституционным, но в случае с детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, оно выходит за пределы обязательности, так как связано с социальной адаптацией детей, поскольку отсутствие жилья имеет далекот идущие последствия [2].

Таким образом, сделаем вывод о том, что социальная защита и поддержка детей так называемой категории «социальные сироты» является важным направлением деятельности государства. При этом основная задача государства и федеральных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы создать комфортные условия и поддержать таких детей.

лей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях ФСБ России» // http://pravo.gov.ru

4 Приказ СК России от 12.12.2022 № 156 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Российской Федерации, проходящих обучение в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru

Отметим, что в нашей стране законодательная база в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работает в полной мере, однако проблемы в данной сфере еще остаются.

Список источников

1. Богомаз О.В. Обеспечение информационной безопасности детей и молодежи: правовые, педагогические и психологические аспекты // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3 (52). С. 35-41. EDN DMCXFF

2. Военное право / A.B. Кудашкин, В.К. Аулов, В.В. Бараненков [и др.]. Т. II. М.: Центр правовых коммуникаций, 2021. 888 с. ISBN 978-5042565-2-7. EDN WODYT

3. Зозуля A.A. Проблемы совершенствования правового обучения и правового воспитания в аспекте профилактики правонарушений среди молодежи // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3 (52). С. 58—65. EDN ARNQJJ

4. Зозуля A.A. Юридическое мировоззрение должностных лиц МЧС России в ракурсе проблемы профессионального правосознания // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3 (56). С. 6—13. EDN ORZQHC

5. Шеншин В.М. Правовое регулирование установления административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2022. № 4 (297). С. 52—59. EDN MNDGLK

6. Шеншин В.М. Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации как преступление, посягающее на общественную безопасность / В.М. Шеншин, В.В. Семенова // Военное право. 2022. № 3 (73). С. 206—211. EDN TGRACG

7. Шеншин В.М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности. Белгород: ООО «Эпицентр», 2022. 202 с. ISBN 978-5-6048482-9-6

8. https://news.mail.ru/incident/55491295/ ?frommail=1

References

1. Bogomaz O.V. Ensuring information security of children and youth: legal, pedagogical and psychological aspects // Pravo. Safety. Emergency situations. 2021. № 3 (52). Pp. 35—41. EDN DMCXFF

№ 4/2023

2. Military law / A.V. Kudashkin, V.K. Aulov, V.V. Baranenkov [et al.]. Vol. II. Moscow: Center for Legal Communications, 2021. 888 p. ISBN 9785-042565-2-7. EDN WODYT

3. Zozulya A.A. Problems of improving legal education and legal education in the aspect of crime prevention among young people // Right. Safety. Emergency situations. 2021. № 3 (52). Pp. 58— 65. EDN ARNQJJ

4. Zozulya AA. The legal worldview of officials of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the perspective of the problem of professional legal awareness // Right. Safety. Emergency situations. 2022. № 3 (56). Pp. 6—13. EDN ORZQHC

5. Shenshin V.M. Legal regulation of the establishment of administrative responsibility for public actions aimed at discrediting the use of the Armed Forces of the Russian Federation in order

to protect the interests of the Russian Federation and its citizens, maintaining international peace and security // Law in the Armed Forces — Military-Legal Review. 2022. № 4 (297). Pp. 52— 59. EDN MNDGLK

6. Shenshin V.M. Public dissemination of deliberately false information about the use of the Armed Forces of the Russian Federation as a crime encroaching on public safety / V.M. Shenshin, V.V. Semenova // Military law. 2022. № 3 (73). Pp. 206—211. EDN TGRACG

7. Shenshin V.M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities. Belgorod: Epicenter Limited Liability Company, 2022. 202 p. ISBN 978-5-6048482-9-6

8. https://news.mail.ru/incident/55491295/ ?frommail=1

Информация об авторах

Шевченко К.В. — старший преподаватель кафедры теории государства и права Шеншина Л.А. — доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Shevchenko K.V. — senior lecturer of the department of theory of state and law

Shenshina L.A. — associate professor of the department of pedagogy and psychology of extreme situations

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.