Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ПОЛИЦИИ» ОТ 28 ЯНВАРЯ 2011 Г / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакиров Артур Аликович, Родин Роман Сергеевич

На основе анализа юридической литературы и законодательства о правовом регулировании материальнотехнического обеспечения деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации высказано несколько суждений: нормативный правовой акт, специально предназначенный для организации и деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации отсутствует; в Федеральном законе РФ от 28 января 2011 г. «О полиции» имеется статья о материальнотехническом обеспечении деятельности полиции; материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, как правило, урегулировано в подзаконных нормативных правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шакиров Артур Аликович, Родин Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL REGULATION OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the legal regulation of material and technical support for the activities of internal affairs bodies in the Russian Federation, several judgments are made: here is no regulatory legal act specifically designed for the organization and activities of internal affairs bodies in the Russian Federation; the Federal Law of the Russian Federation «On Police» of January 28, 2011 contains an article on the material and technical support of police activities; the material and technical support of the activities of internal affairs bodies, as a rule, is regulated in subordinate regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-190-192 NIION: 2007-0083-4/22-196 MOSURED: 77/27-005-2022-04-395

О правовом регулировании материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации

Артур Аликович Шакиров1, Роман Сергеевич Родин2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Artch.mur@yandex.ru

2 Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия, romav19@gmail.com

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о правовом регулировании материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации высказано несколько суждений: нормативный правовой акт, специально предназначенный для организации и деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации отсутствует; в Федеральном законе РФ от 28 января 2011 г. «О полиции» имеется статья о материально-техническом обеспечении деятельности полиции; материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, как правило, урегулировано в подзаконных нормативных правовых актах.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., органы внутренних дел, полиция, правоохранительный орган, система правоохранительных органов, материально-технического обеспечение

Для цитирования: Шакиров А. А., Родин Р. С. О правовом регулировании материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 190-192. https:// doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-190-192.

Original article

On the legal regulation of material and technical support for the activities of internal affairs bodies in the Russian Federation

Artur A. Shakirov1, Roman S. Rodin2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Artch.mur@yandex.ru

2 Scientific-Research Institute of Education and Science, Moscow, Russia, romav19@gmail.com

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on the legal regulation of material and technical support for the activities of internal affairs bodies in the Russian Federation, several judgments are made: here is no regulatory legal act specifically designed for the organization and activities of internal affairs bodies in the Russian Federation; the Federal Law of the Russian Federation «On Police» of January 28, 2011 contains an article on the material and technical support of police activities; the material and technical support of the activities of internal affairs bodies, as a rule, is regulated in subordinate regulatory legal acts.

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Police» dated January 28, 2011, internal affairs bodies, police, law enforcement agency, law enforcement system, logistics

For citation: Shakirov A. A., Rodin R. S. On the legal regulation of material and technical support for the activities of internal affairs bodies in the Russian Federation. Criminological Journal. 2022;(4):190-192. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-190-192.

Предметом данной статьи является правовое регулирование материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации [1].

Первоначально о состоянии теории.

Так, А. Ю. Молянов рассмотрел «проблемы специального технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности через принципы правового регулирования; обращается внимание на базовые конституционные предписания обеспечения прав

граждан в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности (ОРД), на важную функциональность принципов специального технического обеспечения ОРД» («В завершение отметим, что принципы применения специального технического обеспечения взаимосвязаны с принципами правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Между тем эти принципы являются самостоятельными правовыми категориями. Обусловлено это техническим и организационным компонентом реализации таких

© Шакиров А. А., Родин Р. С., 2022

190

Криминологический журнал

№ 4/2022

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

принципов. Эффективность специального технического обеспечения ОРД также зависит не только от должного использования принципов правового регулирования. Качество соответствующей работы определяется и учетом технических принципов функционирования специальных технических средств. В этой связи специальное техническое обеспечение ОРД включает в систему своего регулирования как правовые, так и технические принципы. В частности, необходимо отметить, что принципы правового регулирования специального технического обеспечения ОРД подчинены жесткой конституционной защите целого ряда прав граждан. Данный аспект позволяет, как уже отмечалось выше, выделить обозначенные принципы из системы принципов правового регулирования ОРД») [3].

И. А. Юрченко рассмотрен «вопрос о технико-криминалистическом обеспечении, путях и формах взаимосвязи административной деятельности и криминалистики в современный период, а также рассматривает основные аспекты использования технико-криминалистических средств в деятельности органов внутренних дел» («Существующая тенденция сближения практики расследования преступлений и рассмотрения дел об административных правонарушениях показывает, что многие положения криминалистики, приемы и методы, выработанные ею, оказываются эффективными при их использовании в административном процессе, который немыслим без применения в нем исследований ученых в области криминалистической техники и разработанных ими технических средств. Комплексное исследование теоретических проблем криминалистического обеспечения в административной деятельности будет способствовать разработке предложений по повышению эффективности правотворческого процесса, укреплению законности в практической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и других правоприменителей, совершенствованию норм административного права, усилению охраны прав и законных интересов человека и гражданина в России») [4].

Разнообразие суждений о материально-техническом обеспечении органов внутренних дел во многом предопределено несовершенством законодательства в Российской Федерации.

В первую очередь обращаемся к Федеральному закону РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. [5]: «1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. 2. Используемые полицией земельные участки, а также

№ 4/2022

здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество — в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым Правительством РФ. Нормы иных видов материально-технического обеспечения полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета. 7. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета» (ст. 48). Но в приведенном нормативном правовом акте фактически отождествляются органы внутренних дел с полицией, что не может не вызывать возражений и на что обращается внимание в юридической литературе [2, с. 291-312].

В подзаконных нормативных правовых актах речь идет, как правило, об органах внутренних дел: постановление Правительства РФ от 14 апреля 2011 г. № 270 «О порядке и нормах обеспечения изделиями медицинского назначения, лекарственными средствами и медицинской техникой внутренних войск МВД России» [6]; постановление Правительства РФ «О внесе-

191

Criminological journal

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

нии изменений в Положение о денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ за пределы территории РФ для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей» от 18 октября 2012 г. № 1067 [7]; приказ Министра внутренних дел РФ от 14 июня 2022 г. № 418 «Об утверждении норм и порядка обеспечения некоторыми материально-техническими средствами органов внутренних дел РФ» (в официальных источниках не публиковался).

Таким образом, исследования относительно правового регулирования материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел в РФ необходимо продолжать.

Во-первых, нормативный правовой акт, специально предназначенный для организации и деятельности органов внутренних дел в РФ отсутствует.

Во-вторых, в Федеральном законе РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. имеется статья о материально-техническом обеспечении деятельности полиции.

В-третьих, материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, как правило, урегулировано в подзаконных нормативных правовых актах.

Список источников

1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

2. Галузо В. Н. Теория правоохраны в Российской Федерации (историко-правовое исследова-

ние): моногр. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2022.

3. Молянов А. Ю. Конституционные принципы специального технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности полиции // Российская юстиция. 2019. № 7.

4. Юрченко И. А. Технико-криминалистическое обеспечение в административной деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2014. № 7. С. 15-18.

5. СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; ...; 2021. № 52 (ч. I). Ст. 8983.

6. СЗ РФ. 2011. № 16. Ст. 2298.

7. СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5899.

References

1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russians: the problem of the image of the state / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 5. Р. 119-123.

2. Galuzo V. N. The theory of law enforcement in the Russian Federation (historical and legal research): monograph. M. : UNITY-DANA : Law and Law, 2022.

3. Molyanov A. Yu. Constitutional principles of special technical packaging operational-pink sphere of police activity // Rossiyanskaya justicia. 2019. № 7.

4. Yurchenko I. A. Technical and forensic assurance in the administrative functioning of the internal affairs bodies // A Russian investigator. 2014. № 7. Р. 15-18.

5. SZ RF. 2011. No. 7. St. 900; ...; 2021. No. 52 (Part I). St. 8983.

6. SZ RF. 2011. No. 16. St. 2298.

7. SZ RF. 2012. No. 43. St. 5899.

Информация об авторах А. А. Шакиров — соискатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; Р. С. Родин — научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки.

Information about the authors A. A. Shakirov—Applicant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'; R. S. Rodin — Researcher of the Scientific-Research Institute of Education and Science.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.

192 Криминологический журнал № 4 / 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.